Реферат по предмету "История"


Военно-воздушные силы во время ВОВ

Военно-воздушные силы во времяВОВ
Согласношироким теоретическим изысканиям межвоенных лет, важность военно-воздушных силв современной войне должна была значительно возрасти. На советскую военнуютеорию сильно повлияли западные теоретические разработки о природе будущейвойны, отмечавшие возросшее влияние воздушной мощи на исход войны. Теоретическиеработы Альберта Дуэ о стратегическом использовании воздушной мощи противэкономики и населения страны были переведены на русский язык и пристальноизучались советскими военными теоретиками.
Советскиевоенные теоретики 1930-х годов создали схожие концепции «глубокого боя» и«глубокой операции»; они отчетливо осознавали вертикальное измерение войны итот факт, что успех сухопутной военной мощи основывается на достижении исохранении превосходства в воздухе. Поэтому широкий спектр межвоенных теоретиковвроде М.Н. Тухачевского и В.К. Триандафилова включал в свои расчеты воздушнуюмощь, а такие советские авторы, как А.Н. Лапчинский, А.С. Алгазин и С.А. Меженинов,много писали о роли и задаче воздушной мощи в современной войне. Поэтому к июню1941 года ВВС Красной Армии заняли место рядом с сухопутными войсками и флотомкак один из трех советских родов войск.
Основываясьна здоровом теоретическом фундаменте в отношении использования воздушной мощи,Советы в конце 1930-х годов стремительно двигались к созданию промышленнойбазы, способной производить широкий спектр специфических типов самолетов, атакже к организации войсковой структуры для эффективного применения этих самолетовна войне. К 1940 году 40 процентов советского военного бюджета отводилось наВВС, а число самолетостроительных заводов возросло на 75 процентов. Врезультате к июню 1941 года советская авиапромышленность удвоила выпуск своейпродукции и произвела 22 685 боевых самолетов.
В то времякак производство самолетов все возрастало, советские авиаконструкторские бюро(КБ) выставили на летное поле совершенно новое поколение самолетов, в том числеистребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГТ-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2 и штурмовикИл-2. Серийное производство этих новых самолетов началось в конце 1940 года,когда заводы произвели 96 самолетов (20 МиГ-3,64 Яг-1 и 12 Пе-2). К 1 июня 1941года со сборочных конвейеров сошли еще 2653 самолета, но это составляло только48 процентов плана. Они присоединились к и так уже большому воздушному флоту изсамолетов более старых конструкций. Полное производство новых самолетов иполное оснащение ими реформированной структуры советских ВВС должно было бытьзавершено к лету 1942 года.
Как и вслучае с механизированными войсками, изучение Советами военного опыта в конце1930-х годов, особенно боев Гражданской войны в Испании, на Халхин-Голе и вФинляндии, побудили советских военных теоретиков модифицировать свои взгляды наполезность стратегической и оперативной воздушной мощи. Усиление воздушной мощиявно позволяло ВВС решать более крупные оперативно-стратегические задачи. Напервом месте среди этих задач стояла поддержка операций сухопутных сил идостижение превосходства в воздухе. От ВВС также ожидали прикрытия своеймобилизации, приведения в расстройство мобилизации противника, уничтоженияскоплений неприятельских войск и ключевых политико-административных ивоенно-экономических центров. Теоретически ВВС могли действовать независимо илиже в тесном контакте с сухопутными войсками и флотом.
Опытсоветских летчиков и самолетов во время Гражданской войны в Испании подчеркнулнеобходимость реформы советской авиации. Бои в Испании ярко продемонстрировалислабость советских самолетов в боях с их немецкими противниками. Даже немецкиебомбардировщики превосходили И-16 и И-153 в огневой мощи и маневренности.Примерно у 90 процентов советских истребителей имелись на вооружении толькопулеметы, тогда как на немецких самолетах устанавливали пулеметы и пушки. Исовсем не по случайному совпадению советская программа конструирования болееновых современных самолетов началась вскоре после окончания этой войны.
Во времяФинской войны Советы применяли свою воздушную мощь главным образом дляподдержки сухопутных войск, которые пытались прорвать сильно укрепленныеоборонительные линии. В борьбе с незначительными финскими ВВС с их 114самолетами атак против авиации противника не требовалось. Хотя немцы на Западецентрализованно применяли воздушную мощь для поражения стратегических целей иподдержки сухопутных армий с невероятной эффективностью, советское руководствоне прореагировало на этот опыт. Вместо этого оно наоборот, децентрализовалобомбардировочную авиацию дальнего радиуса действия и предоставило большую частьее воздушной мощи в распоряжение командующих фронтами и армиями. По новой схемеприменения ВВС задача приобретения воздушного превосходства должна быладостигаться скорее в воздушных боях с авиасоединениями противника, нежелиборьбой с неприятельскими аэродромами, которые считались слишком труднымицелями для эффективных налетов. Как покажет июнь 1941 года, это лишилокомандование советских ВВС возможности эффективно среагировать на внезапноенемецкое нападение и буквально подставило их для стремительного уничтожения почастям.
Всоответствии с этими изменениями в доктрине НКО осенью 1940 года принял решениео создании более многочисленных сил истребительной авиации за счетбомбардировщиков. В октябре 1940 года соотношение бомбардировщиков и истребителейсоставляло примерно 57 процентов к 43 процентам, и планы увеличения ВВС Краснойармии отражали это соотношение. Однако между октябрем и ноябрем 1940 годанарком обороны запустил новую программу, которая сместила приоритет вформировании частей ВВС с бомбардировщиков на истребители. По ноябрьскойпрограмме, которую предполагалось выполнить к 31 декабря 1941 года, соотношениеменялось на 60 к 40 в пользу истребителей. Эта программа ставила цельюувеличить число авиаполков с 249 до 323, а число самолетов — с 19 977 до 20607. Схожие изменения НКО сделал и в программе подготовке летчиков, по которойпредполагалось к 1 января 1942 году более чем удвоить число летчиков и другихслужащих в авиации.
К лету 1941года из-за этого смещения приоритетов и того факта, что истребители производитьдешевле, прежнее соотношение сменилось на обратное — 53 к 41 в пользу истребителей. В декабре 1940 года насовещании в Москве командующих Красной Армии, начальник Главного управления ВВСКрасной Армии генерал-лейтенант П.В. Рычагов и командующий ВВС Прибалтийскогоособого военного округа генерал-лейтенант Г.П. Кравченко посвятили свои докладызадачам ВВС. Их речи и другие советские теоретические разработки обращалисьглавным образом к теме поддержке наступательных операций. Другим задачамуделялось гораздо меньше внимания. Один анализ отмечал:
«Степень практической разработки задач к началу войныбыла недостаточной. Многие оценки ожидаемых результатов действий авиации былипреувеличенными и не имели под собой научной основы. Уровень взаимодействия свойсками, особенно на тактическом уровне, был низок. Положение еще большеусугублялось отсутствием связи, управления и соответствующей информации».
Словом, опытпоказывал, что требовалось сделать больший упор на роль воздушной поддержкисухопутных войск, особенно тактической. Поэтому в ноябре 1940 года, послероспуска годом раньше механизированных корпусов, Советы положили на полку ранеесуществовавшие планы выставить на летное поле отдельные воздушные армиибомбардировочной авиации дальнего радиуса действия, способной вести независимыевоздушные операции. Вместо этого было создано 5 авиакорпусов и 3 отдельныхавиадивизии дальнебомбардировочной авиации, подчиненных командующим военнымиокругами для поддержки боевых действий сухопутных войск. Оставшиеся 61 дивизиябомбардировочной, истребительной и смешанной авиации тоже осталась в ролиподдержки сухопутных войск.
Структура, боевая техника и управление
Накануневойны советские сухопутные войска поддерживались фронтовой и войсковой авиацией.Первая, подчиненная в мирное время командующим западными приграничными военнымиокругами, была сведена в две основных группы: фронтовую и армейскую. Фронтоваягруппа состояла из подчиненных непосредственно военным округамбомбардировочных, истребительных и, в некоторых случаях, смешанных авиадивизий,а также отдельных полков воздушной разведки. Авиация, подчиненная армии,состояла из одной-двух смешанных авиадивизий и эскадрилий связи и разведки.Смешанные авиадивизии, в которые входили пять авиаполков бомбардировщиков,истребителей или штурмовиков, должны были выполнять задачи, поставленныекомандующим армией. Войсковая же авиация, подчиненная стрелковым имеханизированным корпусам, состояла из отдельных авиаэскадрилий, в каждую изкоторых входили самолеты разведки, корректировки артогня и связи.
К июню 1941года в западных приграничных военных округах находилось 22 авиадивизии, в томчисле 5 дивизий бомбардировочной, 8 — истребительной (включая 4 формируемые) и19 — смешанной авиации (см. таблицу 1.4). Учитывая это общее число, фронтоваяавиация составляла 40,5 процента ВВС Красной Армии, а армейская авиация — 43,7процента.
Всего всоветских ВВС, то есть в дальнебомбардировочной авиации (ДВА) и военных округах(исключая самолеты ПВО, летных училищ и школ) имелось 15 599 самолетов. Из них53,4 процента составляли истребители, 41,2 процента — бомбардировщики, 3,2процента — разведчики и 0,2 процента — штурмовики разных марок. 80 процентовэтих машин были устаревших марок, вроде истребителей И-15, И-15-бис и И-16,бомбардировщиков СБ, ТБ-3 и ДБ-3 и разведчиков Р-5. Немецкая разведка во времяФинской войны сделала правильный вывод, что эти советские самолеты старых марокбыли «неэффективны против незначительных финских ВВС». Когда в 1941 году ввойска начали поступать новые модели самолетов, множественность типов имодификаций (20 типов и 70 модифицированных версий), вкупе с более чем 86типами бомб, сильно усложнили организацию авиасоединений и ихматериально-техническое обеспечение. Это весьма затруднило эффективноеиспользование самолетов в военное время.
В то времякак промышленность набирала обороты для более широкого серийного производствасамолетов новых марок, НКО усиленно пытался обучить требуемые кадры дляуправления этими самолетами и руководить растущим числом требуемых соединений ичастей. С 1939 по лето 1941 года общее число военнослужащих ВВС возросло втрое,дойдя до 476 000 человек. За тот же период число летных училищ увеличилось с 32до 111, включая более 60 летных школ. 25 февраля 1941 года постановлениемЦентрального Комитета «О реорганизации военно-воздушных сил Красной Армии» былорешено сформировать к лету 1942 года 106 новых авиаполков вдобавок к 242 ужесуществующим.
К июню 1941года стали очевидны трудности введения этой новой программы, поэтому былосформировано лишь 19 новых авиаполков. Одновременно советское командованиестремилось увеличить сеть аэродромов для размещения запланированных новыхавиасоединений. Каждому новому полку из 63 самолетов требовались для нормальныхопераций три аэродрома. Учитывая число запланированных полков, это означало,что к 1 мая 1941 года одним только западным военным округам требовалось 592новых аэродрома. Поэтому для ускорения строительства новых аэродромов ипереоборудования старых в более современные авиабазы, Советы сформировали 100новых строительных батальонов численностью в 25 ООО бойцов.
К 31 декабря1941 года эти новые строительные войска соорудили в западных военных округах480 новых аэродромов. Это, в свою очередь, потребовало массового перемещениясамолетов на временные аэродромы, пока шло строительство новых и реконструкциястарых. В итоге это привело к сильному скоплению самолетов на небольшомколичестве аэродромов и увеличило их уязвимость для вражеского нападения. Витоге новая программа строительства также не достигла своих целей, лишьувеличив хаос с развертыванием ВВС накануне войны.
Накануневойны из-за спешки с этой программой перебазирования и ее частичногоосуществления два полка во многих случаях делили один аэродром, создавая плотностьдо 150 самолетов на один аэродром и громадную уязвимость для вражеской атаки.Многие полки базировались на аэродромах, расположенных слишком близко к границе— даже в пределах досягаемости вражеской артиллерии. Например, 9-я смешаннаяавиадивизия Западного фронта с 358 самолетами (из них 233 новых) быларазвернута на аэродромах в 12-40 километрах от границы. Зачастую из-за неурядицв руководстве не использовались все наличные аэродромы — так, командующийЗападным особым военным округом задействовал лишь малую долю из своих 382аэродромов.
УвеличениеВВС и сети аэродромов требовало также переформирования и увеличения структурытылов ВВС. Существующая структура подходила для поддержания требований мирноговремени ВВС 1940 года. В этой структуре у каждой авиачасти был свой собственныйорган службы тыла — авиапарк. Когда бы ни перебазировали полк, его авиапарктоже должен был переезжать с ним. Пока полк и его авиапарк совершали этототнимающий немалое временя переезд, часть оказывалась небоеспособной."
В апреле 1941года ВВС ввели новую «автономную» систему тылов, создав «районы авиационногобазирования» (РАБ), каждый из которых был связан с определенной авиационнойчастью или соединением. Каждый РАБ состоял из двух-трех авиабаз, на которых, всвою очередь, находилось четыре-пять батальонов аэродромного обслуживания.Предполагалось, что каждый РАБ способен обслужить свою собственную плюс две-тридополнительных авиадивизии в своем районе ответственности, а каждый батальонаэродромного обслуживания мог обслужить один авиаполк. Вся эта системасоздавалась в преддверии массового увеличения авиационных соединений и частей.Однако к 22 июня 1941 года было создано только 8 из 54 запланированных РАБ, даи эти новые структуры оказались сформированы лишь частично — у них имелся лишь28,1 процент требуемой техники.
Не стоитговорить, что система управления ВВС оставалась неэффективной. Не была созданаединая система командных постов, а штабы для связи друг с другом полагались восновном на проводную сеть. Эта система была лишена мобильности и гибкости имогла быть приведена в расстройство диверсионными акциями противника, как идоказали первые же дни войны. Как и во всей структуре войск, авиации не хваталоподготовленных связистов и техники связи, особенно раций. Радиосвязь быларедкой и ненадежной, а там, где радиостанции все же имелись, зачастую ими неумели правильно пользоваться.
Подготовка и тактика кадров и частей
Резкоерасширение структуры ВВС, добавление к арсеналу вооружений сложных новыхсамолетов и рост вспомогательной инфраструктуры вызвали необходимость вподготовке тысяч новых летчиков, штабных офицеров и техников. Тообстоятельство, что развертывание баз подготовки кадров отставало от другихпрограмм развертывания ВВС, вызвало временное снижение боеготовностисуществующих частей, многим опытным кадрам из которых поручили помогатьформировать новые части. Вдобавок выставленное на летное поле новое вооружениетребовало создания новых программ подготовки и переподготовки существующихофицеров и техников для новых самолетов.
Фактическиобщая боеспособность ВВС страдала до тех пор, пока к лету 1942 года не быласформирована новая структура подготовки кадров. И все это накладывалось насистемные проблемы, начавшиеся в 1937 году после чистки командиров высшего исреднего звена и продолжавшиеся до самого начала войны. Как и в сухопутныхвойсках, это ускорило повышение в чинах менее квалифицированных офицеров,занимающих должности, которым они пока не соответствовали — а их самих заменялиеще менее опытные офицеры.
Резкаятекучесть кадров на самом верху структуры ВВС была характерной для всегопериода после чисток в Красной Армии и в целом мало способствовала командной икадровой стабильности на нижних уровнях. В результате соединениями и частямиВВС командовали офицеры, не имевшие достаточного опыта. За четырепредшествующих войне года в ВВС сменилось четверо командующих. Все четверо —командарм первого ранга Я. И. Алкснис, генерал-полковник А. Д. Локтионов игенерал-лейтенанты Я. В. Смушкевич и П. В. Рычагов — погибли в лагерях НКВД каквраги народа. В апреле 1941 года командующим ВВС был назначен генерал-лейтенантавиации П. Ф. Жигарев, он уцелел только для того, чтобы пережить катастрофу 22июня.
В еще болеегубительной степени тот же ослабляющий эффект неопытности ощущался в нижнихэшелонах ВВС:
«Большинство летных экипажей не имело боевого опыта.Стремительный рост ВС привел к выдвижению большого числа молодых командиров навсех уровнях организационной структуры ВС. К июню 1941 года более 43 процентакомандиров авиасоединений командовали ими меньше шести месяцев, 65 процентовкомандиров на всех уровнях занимали свои посты меньше года, а 91процента—меньше полутора лет. Прибывшим в линейные части молодым летнымэкипажам, особенно поступившим в результате ускоренного выпуска из авиаучилищ,все еще требовалась серьезная подготовка».
Все этоотрицательно сказывалось на боеготовности ВВС. Например, зимой 1940/1941 годадоклад НКО констатировал: «Боеваяподготовка военно-воздушных сил Красной Армии неудовлетворительна. Летно-техническийсостав плохо освоил новую технику». Проведенная в марте-апреле Главнымуправлением ВВС проверка боевой подготовки в западных военных округах эхомотражала эти предыдущие наблюдения. Проверяющие отметили, что вдобавок к плохойлетной подготовке летчики даже не умели выполнять маневры, ведя пулеметныйогонь по наземным целям. Боеготовность частей была низкой, а техникасодержалась просто ужасающе. Например, в зимний период среднее число летныхчасов пилота находилось в диапазоне от 18 часов для пилотов в Прибалтийскомособом военном округе до 6 часов в Киевском особом военном округе.' Зимой ввоенных округах не происходило практически никаких совместных учений сухопутныхвойск и ВВС, а Главный штаб ВВС практически не проводил никаких учений — ни поотработке связи с аэродромом, ни командно-штабных.
Впоследствии8 мая 1941 года Главный военный совет заслушал доклад заместителя наркомаМерецкова и начальника Главного управления ВВС Красной Армии Жигарева, которыйподытожил недостатки подготовки в зимний период. Итоговое постановлениеотмечало:
«В целом боевая подготовка, хотя и улучшилась посравнению с 1940 годом, по-прежнему не отвечает современным оперативным ибоевым требованиям и характеризуется неспособностью выполнять задачи,поставленные приказом наркома обороны за № 30».
Отражаяабсолютную точность этих и других последующих докладов, 919 (12,9 процентов)самолетов в западных приграничных военных округах находились на 22 июня 1941года в неисправном состоянии. При общем числе в 7133 самолетов обученныеэкипажи имелись только для 5 937 из них. Что еще хуже — хотя новые самолетысоставляли 14 процентов от общего количества, имелось лишь 208 экипажей,способных летать на этих новых машинах.
Такимобразом, в июне 1941 года большинство офицеров и техников ВВС Красной Армиибыли лишь частично обученными и не имели опыта. К июню 1941 года более 91процента командиров соединений находились на своих постах менее шести месяцев.65 процентов всех офицеров служили на своих постах менее года и 43 процента прослужилименее полутора лет. Особенно резко это сказалось на летчиках, выпуск которых излетных училищ часто бывал ускоренным.
Трудности вподготовке летчиков усложнялись и наличием большого числа устаревших самолетов,препятствующих развитию современной воздушной тактики. Устаревшие самолетылетали медленно и неповоротливо, и даже более новый деревянный ЛаГГ-3, хотя ивыделявшийся прочностью, отличался тихоходностью и плохой маневренностью. Пословам одного аналитика, «низкоекачество ЛаГГ-3 быстро стяжало ему в представлении многих советскихлетчиков-истребителей репутацию гарантированной гибели. Его полированнаяоболочка (дерево, пропитанное особой полимерной смолой) дала поводрасшифровывать сокращение ЛаГГ-3 как „лакированный гарантированный гроб". АналогЛаГГ-3, немецкий истребитель «Мессершмитт» Mf 109G, во всехотношениях превосходил его.
Тактическисоветские истребители действовали плотными построениями — звеньями из трехсамолетов, которые были куда менее гибкими, чем более свободные построения ихпротивников в два-четыре самолета. В целом тактика советских истребителей была,согласно анализу одного командира советских ВВС, «осторожной и негибкой, ограниченной большей частьюгоризонтальным маневром и лишенной взаимодействия с сухопутной армией». Тактикабомбардировщиков была немногим лучше в том плане, что они демонстрировализаметное отсутствие осторожности, учитывая устарелость и тихоходность ихсамолетов:
«С первых же минут бомбардировщики бросали в бой вбольшом числе для замедления немецкого наступления, особенно на переправахчерез реки… Все эти бомбардировщики были тихоходными, с ограниченнойдальностью и грузоподъемностью, и крайне уязвимыми для немецких перехватчиков ипротивовоздушных частей.
Советские бомбардировщики обычно летали, построившись„клином" или „линией "… Чтобы снизить потери и максимизировать своюзащитную огневую мощь, бомбардировщики стали летать очень плотнымипостроениями. Несмотря на эти корректировки тактики, летом 1941 годабомбардировщики ВС понесли очень большие потери».
Подготовка к войне
СоветскийСоюз принял амбициозную и форсированную программу одновременного увеличения,реформирования и перестройки ВВС Красной Армии, а также создания промышленной иэкономической базы для обеспечения воздушных сил в случае войны. Нет никакихсомнений в том, что такая программа была необходима. Единственная проблемазаключались в том, что, осуществляя эту программу, Советский Союз подвергалсебя огромному риску. По сути, он должен был выиграть гонку между реформой и войной.Поражение в этом состязании поставило бы вооруженные силы страны в крайненевыгодное положение. Правительство пошло на этот риск, считая, что сможетизбежать войны, по крайней мере, до лета 1942 года.
В итоге кначалу войны эта реформа создала воздушные силы численностью свыше 15000самолетов, входивших в дальнюю бомбардировочную авиацию и авиацию военныхокругов. Все эти силы были сведены в 5 корпусов и 3 дивизии ДВА, а также 61истребительную, бомбардировочную и смешанную авиадивизию, опирающиеся начастично реформированную структуру материально-технического обеспечения.
Каждый корпусдальнебомбардировочной авиации состоял из двух дивизий. Эти и другие дивизиисчитались основным тактическим соединением в ВВС и состояли из 3-4, а иногда 5-6 полков с общим числом до350 самолетов. Истребительные, бомбардировочные и смешанные полки насчитывали4-5 эскадрилий по 12-15 самолетов в каждой — за исключением полков тяжелыхбомбардировщиков, которые насчитывали по 40 самолетов. Каждая эскадрильяделилась на звенья из 3 самолетов при общем числе в 63 самолета на полк.
Авиационныедивизии и разведывательные авиаполки придавались военным округам, а в военноевремя — фронтам. Обычно авиация округа состояла из 1-2 смешанных авиадивизий и2 эскадрилий (связи и разведки), которые поддерживали каждую передовую армию.Смешанная авиадивизия, в которую входило 3-5 полков бомбардировщиков,истребителей или штурмовиков, подчинялась командующему общевойсковой армией ивыполняла поставленные им задачи. Войсковая авиация включала в себя отдельныеэскадрильи связи, разведки и корректировки артогня, распределенные по одной накорпус.
По очевиднымстратегическим причинам основная масса советской воздушной мощи в июне 1941года была сосредоточена в западных приграничных военных округах. Однако из 7133самолетов, имевшихся в этих пяти округах, только 1448 (20 процентов) составлялимашины новых моделей (более точное распределение самолетов см. в таблице 7.3).Из этих самолетов 2481 были сосредоточены на Северо-Западном (Прибалтийском)направлении, 1789 — на западном (Минско-Смоленском) направлении и 2863 — наюго-западном (Киевском) направлении.
Большинствоистребителей (77 процентов) относилось к старым и устаревающим моделям — И-15,И-15бис, И-153 и И-16. Большинство (886) новых истребителей были марки МиГ-3,лишенные пушек и менее маневренные на средних высотах, нежели их немецкиеаналоги. Бомбардировочные дивизии в приграничных военных округах были главнымобразом (на 94 процента) оснащены бомбардировщиками СБ старой конструкции, аболее новые машины Пе-2 только начали поступать в войска. В полках штурмовойавиации стояли на вооружении самолеты И-15бис, И-153 и Р-5, которые неподходили для роли штурмовиков, и лишь горстка новых штурмовиков Ил-2.
Немногимлучше обстояли дела и в дальнебомбардировочной авиации. Девять дивизий ДВАобщим числом в 29 авиаполков размещались на европейской территории СоветскогоСоюза в Новгородской, Смоленской, Курской и Запорожской областях. Из имевшихсяв них 1399 самолетов около 16 процентов составляли старые машины ТБ-3, 24процента — ДБ-3 с плохим бомбовым запасом, а 60 процентов — ДБ-Зф (Ил-4). Крометого, на экспериментальной основе этим частям были приданы новыебомбардировщики ТБ-7 (Пе-8).
В дополнениек описанным силам приграничных округов и ДБА у Советов на западе имелось 1445самолетов из состава Северного, Балтийского и Черноморского флотов — в основномистребителей и бомбардировщиков.
Такимобразом, общее число самолетов в западных приграничных военных округах,дальнебомбардировочной авиации и ВВС трех флотов составляло 9917 машин. Однакопо различным причинам не все из них можно было использовать в боевых действиях.Во-первых, авиация ВМФ предназначалась в первую очередь для защиты интересовфлота — в частности, обороны баз. Эти самолеты могли взаимодействовать савиацией военных округов только при особых обстоятельствах. Во-вторых, что ещеважнее, многие из имеющихся самолетов не годились для боев. Из 8472 машин ВВСокругов и дальнебомбардировочной авиации на 22 июня ВВС округов 1090 (13процентов) по разным причинам находились в ремонте, а из 7133 самолетовзападных округов 919 (12,9 процентов) не были боеготовы. Одна директива НКО,анализируя учебные занятия зимой 1940/41 года, констатировала: «Боевая подготовка ВС Красной Армиинеудовлетворительна. Летно-технический состав слабо владеет мастерствомэксплуатации новой техники».
В-третьих,для этих 7133 самолетов в западных приграничных военных округах имелось лишь5937 обученных летных экипажей, а 1196 машин оставались без экипажей. Еслиучитывать дальнебомбардировочную авиацию, то на 8472 самолетов только 1285экипажей умели летать днем при трудных метеоусловиях, а еще 6385 экипажей —днем при средних метеоусловиях. 1192 экипажей могли летать ночью при нормальныхметеоусловиях, и лишь 23 умели летать ночью при плохой погоде, наконец, лишь208 экипажей были обучены летать на новых самолетах, то есть хотя бы подниматьих в воздух. Фактически 15 из 35 перевооруженных полков имели меньше половинытребуемой им по штату боевой техники.
Сравнениечисленности ВВС Красной Армии и Германии на 22 июня 1941 года нельзя делатьтолько на основе абсолютного числа самолетов. При таком подходе соотношениебудет 9917 к 4275 или 2,3:1 в пользу Советов, то есть явное советскоепревосходство. Если учесть отсутствующие летные экипажи и неисправные самолеты,то данное соотношение падает до 1,8:1, все еще оставаясь существенным советскимпреимуществом.
Однакосоветское численное преимущество значительно нивелировалось другими факторами.Самым важным из них было заметное превосходство в качестве немецких самолетов иподготовленных экипажей. По летно-боевым характеристикам и огневой мощинемецкие машины намного опережали большинство своих советских аналогов. Болеетого, приобретенный немецкими пилотами и экипажами в предшествующих боях богатыйопыт оказывал решающее воздействие на исход тактических воздушных схваток.
Это немецкоекачественное превосходство умножалось еще и организационными преимуществами. Вто время как советские соединения и части были распределены по военным округам(фронтам) и армиям, то есть не могли действовать сосредоточенно, немецкиевоздушные части были сконцентрированы в воздушных флотах численностью до 1000самолетов в каждом. Поэтому советские воздушные силы действовали вразнобой,тогда как немцы оказывали массированное воздействие на противникасосредоточенными силами в ключевых местах и в самые критические моменты. Болеетого, немецкие воздушные части за два года предшествующих боев научилисьвзаимодействовать друг с другом и с сухопутными войсками. С другой стороны,когда требовалось, они могли эффективно выполнять и независимые задачи.
В 1941 годуНКО предпринял меры для улучшения подготовки военно-воздушных сил приграничныхвоенных округов, но многие из этих мер были сведены на нет официальнойсоветской политикой, стремящейся ни в коем случае не провоцировать немцев,пусть и ценой собственной боеготовности. С 1 января по 2 июня НКО увеличилчисло авиаполков в западном регионе со 116 до 130, а численность самолетов — на1 ООО. Вдобавок часть военно-воздушных сил в приграничных округах (в том числе16 звеньев истребителей в Западном особом военном округе) была приведена встояние повышенной боевой готовности. Однако в тот же период немцам позволялибез всякого советского противодействия осуществлять частые разведывательныеполеты над советской территорией на глубину до 350 километров. Былозарегистрировано более 150 таких полетов.'
19 июня 1941года, когда резко возросло число признаков скорого нападения, НКО приказалкомандующим военными округами замаскировать аэродромы, рассредоточить испрятать самолеты. Приказ этот был повторен в ночь на 22 июня. Этот последнийприказ пришел с запозданием — как раз тогда, когда немецкие самолеты уженаносили удар.
Такимобразом, в отношении долгосрочных программ подготовки и краткосрочных мерготовности исполненные благих намерений советские усилия потерпели полнуюнеудачу. Программы реорганизации и увеличения ВВС, строительства новыхаэродромов, создания новых систем базирования, материально-техническогообеспечения и подготовки новых экипажей были масштабными и верными. Однако онине оказались своевременными. Предположение о том, что мир продер- жится какминимум до 1942 года, не оправдалось, а немецкое нападение произошло внаихудший момент из возможных — когда советские ВВС находились в самом разгареструктурной перестройки. Паралич в политическом руководстве СССР сделал авиациюособенно уязвимой перед внезапным нападением.
Боеготовность на практике
Советскиеполевые донесения запечатлели серьезность первых потерь и неготовность ВВСсправиться с внезапным немецким нападением. Первое оперативное донесениеСеверо-Западного фронта, датированное 22:00 часами 22 июня, отмечало, чтовоздушные атаки противника уничтожили 56 советских самолетов в воздухе и 32 — на самихаэродромах. Сопутствующее донесение, отправленное фронтом в НКО, повысилооценку потерь до 100 самолетов, объявив, что противник достиг превосходства ввоздухе. В нем выражалось сожаление, что «неготовность аэродромов создаеттяжелую ситуацию для военно-воздушных сил фронта». Через считанные часы посленападения повторяющиеся одно за другим донесения жаловались на отсутствие связис воздушными соединениями. Счет потерям нарастал с каждым днем докатастрофических масштабов.
26 июнякомандующий Северо-Западным фронтом генерал-полковник Кузнецов оценил потеритак:
«Военно-воздушные силы фронта понесли тяжелые потери[вследствие] малого количества аэродромов. В данное время эффективноподдерживать, прикрывать наземные войска и наносить удары по противнику неспособны.
Экипажей сохранено 75%. Потери материальной части80%.
Прошу усилить фронт тремя смешанными авиационнымидивизиями. Пополнить части военно-воздушных сил фронта материальной частью впервую очередь и летным составом».
Лишенныйадекватной воздушной поддержки, Северо-Западный фронт продолжал отступать черезПрибалтику под сильным давлением немцев. К 4 июля причиненный военно-воздушнымсилам фронта ущерб стал явственно очевиден из присланного из штаба фронта вГенштаб донесения о боевом и численном составе войск фронта, оценивающегочисленность боевой техники фронта следующим образом: 6-я смешанная авиадивизия— 69 самолетов; 7-я смешанная авиадивизия—26 самолетов (2 И-16, 19 И-15бис, 2И-153 и 3 СБ); 8-я авиадивизия — 29 самолетов (14 МиГ-3, 8 И-153, 1 И-16, 6И-15бис) и 57-я смешанная авиадивизия — 29 самолетов (6 И-16, 18 И-153, 5 СБ).За 12 дней с начала военных действий уцелело 153 самолета из первоначальногочисла в 887 пригодных к боевым действиям машин в смешанных авиадивизиях фронта!
21 июня 1942года генерал-майор авиации Д. Ф. Кондратюк, тогдашний командующий 6-й воздушнойармии, подготовил ретроспективный отчет о воздушных боях на Северо-Западномфронте в первые дни войны. В этом отчете он подробно разобрал численностьбоевой техники пяти смешанных авиадивизий фронта (4-й, 6-й, 7-й, 8-й и 57-й) ипроанализировал трудности, с которыми столкнулись эти дивизии. Начинался отчетКондратюка с позитивной ноты: «Существующаяорганизация Военно-воздушных cmКрасной Армии в основном оправдала себя для мирного времени, несмотря нанекоторые организационные недостатки, которые выявились входе войны». ЗатемКондратюк упомянул конкретные слабости. Он отметил нехватку аэродромов и тотфакт, что строительство шло практически на всех аэродромах — 21 постоянном и 49временных. Несмотря на попытки замаскировать самолеты, немецкие нарушителивоздушной границы свели эту работу на нет. Далее отчет упомянул следующиепроблемы:
•Концентрация самолетов на существующих аэродромах и отсутствие аэродромов воперативной глубине, что увеличивало уязвимость для немецкого нападения.
• Близостьаэродромов к границе и плохое планирование, разбрасывание и перебазированиесамолетов.
• Наличиебольшого количества старых самолетов и техники.
• Неумениелетчиков работать ночью и при плохой погоде.
• Плохаяподготовка летчиков
• Слабаяработа штабов и отсутствие взаимодействия между родами войск.
• Плохаярадио- и телефонная связь.
• Полноеотсутствие возможности разведки.
•Незавершенность базовых реформ и неадекватное планирование мобилизации материально-техническогообеспечения. В заключение Кондратюк писал:
«Год войны показал, что организация Военно-воздушныхсил Красной Армии в некоторых ее звеньях не отвечала требованиям войны. Вчастности, авиационные полки четырехэскадрильного состава были громоздкими.Полк базировался на двух-трех аэродромах, терял оперативное руководство надсвоими подразделениями, организация штабов не обеспечивала боевого управления сдвух-трех точек.
Организация авиационных дивизий мирного времени восновном оправдала себя и на военное время… Необходимо отметить, что частаяреорганизация авиации отрицательно сказывалась на боевой сплоченности частей.
Нападение на Советский Союз произошло в периодреорганизации частей. Части еще не были сколочены. Многие части переучивались нановой материальной части, да к тому же за пределами округа.
Отсутствие четкого плана по использованиюВоенно-воздушных сил на случай войны привело к потере значительного числасамолетов и летного состава.
Не было отработано управление по радио и скрытое управление».
Военно-воздушныесилы Западного фронта понесли в первые часы и дни войны еще более тяжелыйущерб. Немцы начали военные действия с опустошительных атак на всю сетьаэродромов Западного особого военного округа, а немецкие диверсионные группыперерезали наземные линии связи. В результате доклады о потерях поступаличрезвычайно медленно, если вообще поступали, и командующие верхнего уровнямогли лишь представлять себе, какая бойня творилась на аэродромах и в небесах.Однако представлялось очевидным, что немцы учинили настоящее побоище насоветских аэродромах и достигли полного и подавляющего превосходства в воздухе.После такой катастрофы командующий авиацией фронта И.И. Копец покончил с собой— избежав тем самым судьбы командующего фронтом Д.Г. Павлова, расстрелянного поприказу Сталина.
Первыйвнятный анализ положения военно-воздушных сил Западного фронта появился 31декабря 1941 года. Написанный командующим ВВС Западного фронтагенерал-лейтенантом авиации Н.Ф. Науменко, этот доклад содержит в первых двухразделах пусть и пугающий, но объективный анализ, который высвечивает ситуацию,описывая действия советских ВВС в первые восемь дней боев:
«… к 15 апреля 1941 года боевую готовность частейВоенно-воздушных сил Западного особого военного округа можно охарактеризоватьследующим: истребители — небоеспособны (в воздухе почти не стреляли и воздушныхбоев не вели); бомбардировщики — ограниченно боеспособны (мало бомбили, малостреляли, мало летали на маршрутные полеты). Разведывательной авиации округ не имел,так как имеющиеся восемь корпусных авиаэскадрилий получили шесть самолетовР-зет и приступили к переучиванию.
313- й и 314-й разведывательные полки были полностьюукомплектованы молодым летным составом, но материальной части не имели.
314- й разведывательный авиационный полк началполучать самолеты ЯК-2 и ЯК-4 в апреле месяце и к началу войны имел лишь шестьэкипажей, только что вылетавших на ЯК-4.
Штурмовиков округ вовсе не имел. 215-й штурмовойавиационный полк, только что сформированный, к началу войны имен двенадцатьИ-15 и подготавливал летчиков для перехода на ИЛ-2, которых округ в то время неимел».
Науменкоотметил, что на вооружении всех авиадивизий стояли устаревшие самолеты — кроме9-й смешанной, получившей 262 новых самолета МиГ-1 и МиГ-3. Но даже у этогосоединения имелось лишь 140 летчиков, способных летать на этих новых самолетах,да и то их подготовка еще не была закончена: «Материальная часть к началу войны была не освоена, идивизия имела ряд тяжелых катастроф в процессе ее освоения». Вдобавок 13-йавиаполк 9-й смешанной авиадивизии и 15-й авиаполк 11-й смешанной авиадивизииполучили 42 самолета Пе-2. Таким образом, по словам Науменко, «с начала войны округ переживал период перевооруженияна новую материальную часть, а интерес к старой материальной части заметноснизился. Все сверху донизу были охвачены скорейшим выпуском летчиков на новойматериальной части».
КомандующийВВС фронта повторил жалобы своих коллег в других военных округах на критическиепроблемы базирования самолетов и уязвимости баз перед нападением противника. Онподчеркнул трудности с материально-техническим обеспечением при лишь частичновведенной в действие системе РАБ. Несмотря на проводимые в округе в 1940 и 1941годах оперативные игры, командиры штаба, по словам Науменко, «достаточного опыта не имели», а «последующий ход событий показал, что штабвоенно-воздушных сил округа был сколочен не достаточно хорошо».
Науменкоподробно изложил действия немцев до начала войны, констатировав:
«В результате действий германских диверсантов ипольских белогвардейцев с 23:00 21.6.41 г. вся проволочная связь штабавоенно-воздушных сил Западного особого военного округа со штабами дивизий иштабов дивизий со своими полками была прервана, и каждый аэродром былпредоставлен самому себе.
В таких условиях началась Великая Отечественнаявойна».
Затем онподытожил последствия отсутствия боеготовности ВВС. Ссылаясь на первоначальнуючисленность самолетов Западного фронта в 1909 машин (куда входил и базирующийсяу Смоленска корпус дальнебомбардировочной авиации), из них 1022 истребителей и887 бомбардировщиков, Науменко описал воздействие первых восьми дней боев:
«Части Военно-воздушных сил Западного фронта вступилив войну с утра 22.6.41 г. День тот характеризуется большими потерями,понесенными авиацией фронта от налетов противника...
За день 22.6.41 авиацией противника были уничтоженына аэродромах и в воздушных боях 538 самолетов при 143 самолетах, потерянныхпротивником. На следующий день потери сторон составляли 125 и 124 и к концуиюня, т.е. за 8 дней войны наши потери составляли в целом 1163 самолета, потерипротивника 422.
К исходу 30.6.41 г военно-воздушные силы фронта имелиистребителей 124 и бомбардировщиков 374, всего 479 самолетов, объединенных всемь дивизий».
Как и вслучае с сухопутными войсками, самые большие по количеству техники и личногосоставаВВС имелись в Киевском особом военном округе. Несмотря на ихчисленность, эти войска страдали от тех же трудностей, какие испытывали идругие фронты. Самый тщательный анализ боеготовности военно-воздушных силокруга накануне войны содержался в докладе, поданном 21 августа 1941 годагенерал-лейтенантом авиации Ф. А. Астаховым командующему ВВС Красной Армиигенерал-лейтенанту П. Ф. Жигареву. Доклад этот содержал подробную росписьорганизации, численности и боеготовности военно-воздушных сил Киевского особоговоенного округа накануне войны и обзор его боевых действий с начала войны.
По словамАстахова, 11 авиадивизий и 2 авиаполка округа (в число которых входила и однаприданная дивизия дальнебомбардировочной авиации) насчитывали в своем составе1166 истребителей, 578 бомбардировщиков, 197 штурмовиков и 53самолета-разведчика, а всего 2003 самолета. В их число входили 223 новыхистребителя МиГ-3 и Як-1,231 новый бомбардировщик Пе-2, Як-2/4 и Су-2, а также31 новый самолет-разведчик Як-44.1865 экипажей самолетов были подготовлены кбоевым действиям днем в простых метеорологических условиях, 595 — к боевымдействиям днем при сложных метеоусловиях, 361 — к боевым действиям ночью и 535— к боевым действиям ночью при плохой погоде.
Большинствопилотов самолетов более старых марок были достаточно подготовлены к нормальнымлетным условиям, но менее готовы выполнять более сложные задания. С другойстороны, пилоты для самолетов новых моделей получили лишь начальную подготовкуи не могли быть признаны готовыми к боям.
Боеготовностьже всех ВВС фронта Астахов расценивал следующим образом:
«В целом Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта кбоевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:
а) При перевооружении частей Военно-воздушных силЮго-Западного фронта на новую материальную часть некоторые старые сколоченныеавиационные полки (52-й, 48-й ближнебомбардировочные авиационные полки идругие) к началу боевых действий не имели необходимого количества самолетовновых типов, а старая материальная часть у них была взята для новыхформирований, в результате чего эти полки оказались перед началом войны всостоянии пониженной боеспособности;
б) Летный состав всех авиационных полков,перевооруженных на новую материальную часть в период, непосредственнопредшествовавший войне, стрелковым и бомбардировочным вооружением самолетовновых типов не овладел, в результате чего в первые дни войны новая материальнаячасть использовались недостаточно эффективно;
в) Некоторые авиационные полки формирования 1940 г. (224-й, 225-й, 138-й ближнебомбардировочные авиационные полки и другие) были укомплектованыматериальной частью только на 20-50% от штатной нормы, в результате чего ихудельный вес в боевых действиях был незначителен;
г) Командирами авиационных дивизий и авиационныхполков Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940-41 гг.очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами приснежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики всвоем подавляющим большинстве зимой летали очень мало и введены в строй небыли, а период май-июнь (период напряженной летной работы) не обеспечилнеобходимой их подготовки к боевым действиям;
д) В частях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронтадо начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетоврешены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организовананеудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимыхмаскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем,что этим вопросам со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
е) Отсутствие необходимой организованности и четкостив действиях летных и наземных частей Военно-воздушных сил фронта при отраженииналетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войныподтверждают, что боевая готовность частей Военно-воздушных сил Юго-Западногофронта была на низком уровне, и в этот ответственный период действия летных иназемных частей Военно-воздушных сил по боевой тревоге не соответствовалитребованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075-38 г. [приказа о введении состояния повышенной боеготовности]».
На взглядАстахова, из-за этих и других проблем
«военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в целомне были подготовлены к отражению внезапных налетов Военно-воздушных силпротивника на наши аэродромы и к выходу из под удара… 22.6.41 г.»
В результатес 22 но 24 июня включительно немцы уничтожили 237 советских самолетов наслишком уязвимых аэродромах. Неисправная боевая техника и плохая боеваяподготовка привели за период с 22 июня по 10 августа к потере еще 242 самолетовиз-за аварий и катастроф, что составляло 13 процентов от общего числа потерь всамолетах (1861) за этот период.
Подобносоветским механизированным войскам, ВВС Красной Армии были громаднойорганизацией с внушительным боевым потенциалом. В июне 1941 года на летные поляпоступала новая боевая техника, которая, если бы ей управляли подготовленныекадры, стала бы грозным противником для хваленых немецких Люфтваффе.Многопрофильная программа реформ в целом была хорошо продуманной и подходящейдля создания первоклассных ВВС. К несчастью для Советов, время и обстоятельствапревратили эти перспективы в трагедию для тысяч пилотов и экипажей.

Статистические данные
/>
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комп’ютерні мережі
Реферат О совершенствовании пожарной безопасности в г Москве
Реферат 1. Майстер контрольний належить до професійної групи "Керівники"
Реферат 1. История языков высокого уровня
Реферат Парфюмерно-косметические товары
Реферат Автоматизированное рабочее место секретаря агентства Репетитор
Реферат Проблема добра и зла в комедии Вольтера Простодушный
Реферат Генеральные земли
Реферат Естествознание и окружающий мир
Реферат История происхождение муранского венецианского стекла
Реферат Совершенствование и оптимизация торгово- технологического процесса оптово- розничного предприяти
Реферат Аналогии в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины
Реферат Кадровая политика предприятия на примере ОАО "Рога и копыта"
Реферат ЭКОНОМИЧEСКОE ОБОСНОВАНИE ОРГАНИЗАЦИИ СБОРОЧНОГО ПРEДПРИЯТИЯ "
Реферат Благоустрій та озеленення центральної частини м Миколаєва