Реферат по предмету "История"


Внешнеторговые связи древнерусского государства

Содержание
Введение
1. Русь и Византия
2 Связи древнерусского государства сЗападной Европой
3. Сотрудничество с Востоком
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальностьисследования стереотипов восприятия Древней Руси на уровне идеологическихустановок и исторической психологии определяется перспективностью проблемы длясовременной исторической науки. Она позволяет прояснить многие неизвестные испорные моменты в истории нашей страны, подойти ко многим проблемамСредневековой Руси в комплексе.
Избраннаятематребует длительного, глубокого и тщательного изучения. В ней необходимо связатьвоедино международные отношения, географические представления различных народови традиций, идеологию государств, религиозную составляющую средневековогомировоззрения – вероисповедание и менталитет человека Средних веков, которыйвлиял на создававшиеся образы «другого».
Этоопыт исследования системы представлений о Древнерусском государстве идревнерусской народности как обобщенной картины, для чего необходимосопоставление и сравнение создававшихся в различных культурах образов ДревнейРуси. При работе над темой нужно учитывать исторические условия, под действиемкоторых создавались и изменялись представления о Руси, и специфику информацииразнообразных исторических источников как форму воплощения этих представлений.
Именно поэтому важность собирания, издания и исследованияисточников по истории Восточной Европы того времени, когда на ее просторахскладывались основные этносы, когда возникали первые государства, когдапроникало и распространялось христианство, была осознана историками еще на зареисторической науки в России, в XVII в.
Исследуемые в своей совокупности, зарубежные источники освещаюткардинальные вопросы отечественной истории и помогают воссоздать целостнуюкартину зарождения и становления Древнерусского государства.
Объектом исследования является Древняя Русь, а также соседние регионы всистеме международных взаимоотношений в период складывания, функционирования иэволюции политической системы Средних веков.
Предметомисследования выступают представления о Древней Руси,сложившиеся у окружающих ее обществ и их эволюция на протяжении IX- конца XIII вв.
СвязиДревнерусского государства с Восточными государствами и представления этихнародов начали изучаться в дореволюционный период, но наиболее активно сталиразрабатываться в советское время.
Целии задачи исследования Цель работы состоит в изучении развитияДревнерусского государства по следующим значимым позициям: религиозныепредставления, торговые связи.
Наосновании формулировки цели были поставлены следующие задачи:
— влияние Византии на развитие Руси;
— развитие отношений со странами Западной Европы;
— отношения со странами Востока.
Источникиисследования относятся ко многим жанрам.Памятники литературы стран, соседствующих с Древней Русью, представляют «взглядизвне». Они несут разнообразную и уникальную информацию о древнерусскомобществе и государстве, которая помогает, как уточнить устоявшиеся мнения, таки представляют альтернативные взгляды на важнейшие проблемы отечественнойистории.
Работасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников илитературы.

1.Русь и Византия
Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державойторгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическоезначение. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль,сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям.
Это во многом и определило выбор в пользу христианства. На этомакцентирует внимание Владимир в экономической политике. Русь хочет быть наравных с самой могущественной державой тех лет, Византией и требует, говорянашим языком, предоставления ей «режима наибольшего благоприятствования» вторговле.
Если судить по Начальной летописи, то и военные походы на Царьградбыли вызваны желанием руссов получить экономические выгоды и поддержатьвыгодный уровень торговли. Еще в договоре Цимисхия со Святославом было прямосказано, что Царьград готов принимать торговлю русов в качестве союзников, «какискони повелось». По договору Олега русские купцы вообще не платили ромеямникакой пошлины.
Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал вX в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядокежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношенийрусских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаютсязамечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.
Сохранились и торгово-бухгалтерские записи X в. на керамикеиз Тмутаракани и Белой Вежи, что говорит о ведении торгово-финансовой работы врайоне военно-политических и торговых контактов Древней Руси. О роли торговли вполитике писал и Н.М. Карамзин: «Вероятно, что Великие Князья, следуя примеруСкандинавских Владетелей, сами участвовали в выгодах народной торговли дляумножения своих доходов.
Государственная подать в IX и X веке состояла у нас более в вещах,нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом ишкурами или с оброком Княжеским – что называлось: возить повоз. Следственно,казна изобиловала товарами и могла отпускать их в чужие земли».
Византия стала крупнейшим торговымпартнером Древней Руси, хотя в первой трети X в. она и платила дань Руси ввиде «укладов» и фиксированной денежной суммы (в виде продуктов на дорогу и навремя их пребывания в стране). Русские купцы пользовались в Константинополеторговыми и иными льготами (не платили торговых пошлин и т. д.). Византиюпосещало не менее 400–500 человек, останавливаясь в предместье св. Маманта (уМаманта, «Мамы»).
Глядя на развитую систему торговли ромеев,русские проникались мыслью о важности роли торговли и купечества. Это был знакдля торговых городов Руси – Киева, Новгорода, Пскова и др. В мастерских столицывизантийская промышленность была занята производством предметов утонченнойроскоши.
Византийцы снабжали ими весь мир.Процветала торговля. Константинополь, расположенный на стыке Европы и Азии, былогромным рынком, где встречались народы Балканского полуострова, задунайскихобластей и азиатского Востока; русские привозили туда зерно, меха, икру имногочисленных рабов; арабы из Багдада продавали там драгоценные шелковыеткани, как своего производства, так и из далекого Китая; на большом городскомрынке, между форумом Константина и площадью Тавра, целый день кипело оживленноедвижение.В героическую эпоху восточныхславян, при пяти князьях Руси, заложен фундамент военной и экономическойзначимости Руси. Подчинена влиянию руссов огромная территория. Возводятся новыегорода, Благодаря торговле с Русью и Балтией Константинополь с конца IX поконец X в. увеличил население в 10 раз – с сорока до четырехсот тысяччеловек.Можно сказать, «русскийтранзит» сделал Константинополь великим государством. Но эта же торговляпринесла Руси к концу X в. до одного миллиарда дирхемов серебра (1миллиард дирхемов – немногим менее 3 тысяч тонн). Две трети суммы осталось наРуси, треть ушла в страны Балтии. Оценка торгового оборота Руси и Византии даетцифру в 5—10 тыс. тонн груза, перемещаемого в древнерусских судах – моноксилах(подобие казацкой «чайки»), вмещавших 40 человек и 10 т. груза.Караван мог составлять 50—100или более судов. К.Л. Егоров в «Образовании Киевской Руси» подчеркивает, чтопочти вся экономика Скандинавии в тот момент существовала на «русском» серебре.С киевским флотом в конце X в. могли соревноваться лишь флоты Венеции иГенуи. Ежегодный грузопоток между Италией и Германией в то время шел черезСен-Готардский перевал и составлял даже в XIV в. не более 1–1,25 тыс.тонн, т е. был во много раз меньше, чем грузопоток между Русью и Византией.Не была в ущербе и Византия.В XII в. одна константинопольская таможня в день собирала пошлин на20 тыс. золотых монет. В год эта цифра составляла 7 млн. монет, или33 тонны золота. В этом плане весьма полезным представлялось распространениехристианства и среди киевского военно-купеческого населения. Процесс энергичноподдерживался Византией в ее собственных интересах, Константинополь был непрочь в исторической перспективе стать хозяином днепровской страны, столь богатойсырьем и товарами.Но и в, то, же времямножество россиян вели торговлю в Царьграде, продавая там рабов или покупаяразные товары (богатые одежды, сукна, сафьян, пурпур, вино, плоды, перец ит. д.). За дальностью расстояния о фактическом покорении Руси, однако, иречи быть не могло. Потому главным средством для упрочения византийскоговлияния и контроля должны были стать торговля и религия, а также военные связи.Легко заметить основнойэкономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявшийотдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной,питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнююдеятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двумглавным целям:1) к приобретению заморскихрынков,2) к расчистке и охранеторговых путей, которые вели к этим рынкам.На земли Древней Руси шлиторговцы из самых разных стран, со всех концов света – латиняне, мусульмане,иудеи, язычники. К числу основных торговых троп Старого Света того времени,которыми воспользовался ислам, были еще и широтный Великий шелковый путь, имеридиональный путь «из варяг в греки», иначе говоря – великий «рабский путь» ссевера Европы через Киев в Средиземноморье.Путь разветвлялся, направляясьв том числе в новые европейские владения ислама – на Иберийский полуостров, вСирию, Палестину, Иерусалим, Аравию, в Северную Африку. Битва под знаменемислама, когда вера используется в политических и коммерческих целях, будетпродолжаться и далее. Киевская Русь стала федерацией торговых городов, гдесемейство Рюриковичей выполняло функцию федеральной власти.Киев стал главнымоборонительным форпостом «против Степи и центральной вывозной факторией русскойторговли». Купцы и товары шли из Киева, Твери, Москвы, Новгорода, другихгородов не по Дону, а сухим путем на Белгород. Историк М.Н. Тихомиров отмечал,что эта дорога была куда менее опасной, чем путешествие по Дону, где путникииспытывали постоянную опасность нападения со стороны степняков. Киев взял насебя и другие важные хозяйственные функции, на сей базе и возникла первая формаРусского государства.Что дали христианство иВизантия Руси в плане просвещения? Ромеи с их образованием и почерпнутой изантичности культурой окажут благотворное влияние на Италию, Балканы, ДревнююРусь, Закавказье, Крым. Культ империи и императора давал импульс как развитиюпридворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии.В Византии всегда жилиполнокровной жизнью светская культура и образованность, связанные, с однойстороны, с византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другойстороны – черпавшие могучие импульсы из народной культуры». Будучи на тотмомент культурнейшей страной в Европе, Византия немало поспособствовала обретениюРусью государства и системы управления, став и главным источником славянскойграмоты и фактором прогресса.Руссов привлекли ввизантийцах не только религиозные красоты. Византия – мастерская мира. В этомплане Константинополь был совершенно не сравним тогда с городами Западной иЦентральной Европы. «Лучшие произведения искусства делались там, лучшее вино,специи, моды, ткани – все шло из Константинополя. Богослужение там было болееторжественным и театрализованным, нежели западное. Единство искусства, поэтики,музыки – все соединял в себе храм, создавая особое сакральное пространство.Купол храма Святой Софии какбы парил над столицей империи, придавая ей неповторимый облик. Когда Русьпринимала христианство, самая глубокая, духовная и красивая вера была та,которую исповедовали византийцы[1]. В числе лучших достижений Византии – система образования. Византия и стала одним изглавных родников письменности для Руси.Заканчивая характеристику техусловий, в которых появилось и стало распространяться по миру славянскоеписьмо, следует дать ответ на вопрос, что было закономерно и что случайно всамом факте возникновения именно в Византии славянского письма. Для такогоответа необходимо самым кратким образом охарактеризовать главные особенностисозданного Константином-Кириллом славянского письма.Возникновение вопроса осоздании письма для славян было закономерно связано с важными особенностямимеждународного и внутреннего положения Империи. Будучи культурным перекресткомЗапада и Востока, Европы и Азии, эта страна стала для Руси главным культурныммаяком на протяжении веков. Тут за светским обучением, что особенно было важно,признавалась немалая практическая ценность.Выпускники школ, причем дажедети простых людей, а не только знати, могли стать чиновниками императорской ицерковной канцелярии, сборщиками податей, секретарями, судьями, адвокатами,офицерами, переписчиками, каллиграфами и т. п. Но чаще всего простыеграждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либовели в общественных учебных заведениях занятия, либо давали ученикам частныеуроки.Получение классическогообразования открывало в Византии дорогу к служебной карьере, богатству,изменению социального статуса. Как отмечают исследователи, не только светская,но и церковная администрация, как правило, набиралась только из тех, ктоокончил школу.2. Связидревнерусского государства с Западной Европой
С VIII века завязываются особенно энергичные сношенияс арабами, точнее с теми народами Востока, которые вошли в состав АрабскогоКалифата. Этот «арабский» период торговли продолжался приблизительнодо X в. В IX веке параллельно с «арабской» торговлей заметнооживляется торговля Руси с Византией сначала с Корсунем, потом непосредственнос Константинополем.
Византия стремилась даже ограничить наплыв русскихтоваров на свои рынки. Однако древнерусское государство, используя военнуюсилу, успешно противодействовало чинимым препятствиям. В шестидесятые годы IXвека Русь была сильным и организованным северным соседом Византийской империи.Договоры с греками 907 и 911 гг. не только закрепляли успехи русского оружия,но и отражали реальность исторического и политического существования новоговосточноевропейского государства — Киевской Руси, способного успешно отстаиватьсвои интересы в международных — 5 отношениях.
Одновременно завязываются отношения и с ЗападнойЕвропой. Торговля с народами Востока шла главным образом по Волге и еепритокам. С верховьев Волги восточные купцы шли дальше к Балтийскому морю.Самым западным пунктом восточной торговли был остров Готланд на Балтийскомморе. На этом острове и на шведском берегу найдено двадцать четыре тысячиарабских цельных монет и четырнадцать тысяч обломков, а византийских околодвухсот.
Огромная масса их относится к X веку, часть — к IX иXI вв. Здесь же находят и монеты западных стран, что говорит о постоянныхвстречах на этом острове западноевропейских, византийских, и восточных купцов.Несомненно, здесь торговали и русские купцы. Самым северным пунктом этойобширной торговли являлись берега Балтийского моря, самым южным византийскиевладения и Хазарское царство.
Последнее представляло собой паразитарное государство,расположенное между низовьями Волги и Дона и странами Кавказа.
Ведя грабительское полукочевое хозяйство, населениеэтого государства втягивалось и в торговлю, которую вели купцы с Кавказа, изСредней Азии, Ирана, с одной стороны и Киевской Руси, Новгородского края сдругой. Эти купцы производили торговлю мехами, воском, кожей, идущими израйонов Камы и более северных мест, в обмен на ткани и оружие из областейКавказа. Торговля шла главным образом речным путем по Волге.
В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним изважнейших торговых путей был путь через Западную Двину и Волхов с егопритоками, через систему волоков суда перетаскивались в Днепр, доходили доЧёрного моря и далее вдоль морского берега — до Византии. Полностью этот путьсложился в IX веке.
Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающийРусь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутнымдорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уженесколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переславль, Смоленск,Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.
Племенные княжения восточных славян объединились в единоегосударство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошлообъединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы — земли вокругКиева, Славии — район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании — точно районисториками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.
Связи Древнерусского государства с другимистранами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и невсесторонними. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью иЗападной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии междуэтими регионами.
Поскольку Русь в домонгольский период неуступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, этовзаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействияспособствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причемправославная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурномуобщению.
Особенно интенсивными связи с ЗападнойЕвропой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западомвыражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а врезультате и определенными техническими навыками.
Взаимодействие культур осуществлялосьчерез торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников,которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии.На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовоелитье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.
Предметы древнерусского художественногоремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено вСкандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и ЗападнойЕвропы.
С середины XI в. на Русь стали проникатьотдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. нетолько в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывалКавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседейДревнерусского государства.
Однако это культурное взаимодействие незатрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубическойконструкции храмов.
Влияние романского стиля проявлялось вовнешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались вархитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн ипилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах,перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
И, тем не менее, русские камнерезчикипредпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировойгармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений ижестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефахзападноевропейских романских соборов.
Культурное общение Древней Руси состранами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. Взападноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских(в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах).Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму«Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».
Литературные взаимосвязи прослеживаются взападных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллельмежду легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь иангло-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.
Культурное взаимодействие между Русью иЗападом осуществлялось также через паломников и путешественников,поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.
Общая принадлежность к христианствуобъединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам,мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Русипринимались без особой враждебности католические посольства от папы илигерманского императора.
В Киеве, Смоленске, Переяславледействовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», котораяиспользовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которыхпочитали только в Англии.
Их имена, видимо, занесли на Русьприезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных«варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которыеиногда даже крестили там своих детей.
Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгромаКонстантинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковьюухудшились.
Это повлияло и на культурные отношения сЗападом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чемс Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре
Культурное влияние Запада былопереработано местными русскими традициями и позднее оказалось органическивключенным в самобытную культуру Древней Руси.3. Сотрудничествос Востоком
русь византия торговый религиозный
На Древней Руси существовали связи нетолько с Византией и странами Запада, но и с областями Причерноморья, Переднейи Средней Азии (в частности, с Ираном и ранним Арабским халифатом). Уже с VIIIв. и вплоть до второй половины Х в. на Русь, а через нее на Запад и в страныПрибалтики, Скандинавии шел поток серебряной монеты, которую чеканили в странахислама.
Во второй половине Х в. положение сторговыми путями изменилось, поскольку к этому времени Новгород, и другиесеверные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, аюжные города, и, прежде всего Киев, остаются главным центром торговли сВостоком. Связи с восточными странами идут теперь через Северный Кавказ,Закавказье, а также Крым и Черное море.
Таким образом, в Х – начале XIII вв. шелпроцесс усиления связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе стем и Древней Руси со странами Востока.
В IX – Х вв. наиболее активными в торговлеРуси с Востоком были русские воины-купцы. Во время становления классовогообщества и государства у восточных славян воины – княжеские дружинники – объединялидва вида деятельности: военные походы и торговлю товарами своей страны изахваченной добычей.
Традиционные связи были у Древней Руси ссоседним кочевым миром. Эти связи имели сложный, противоречивый характер:частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом.
В процессе культурного обмена кочевники,которые в XI – XII вв. жили в лесостепном и степном пограничье Киевской Руси(торки, берендеи, черные клобуки), заимствовали у русского населения навыкиземледелия, орудия земледельческого труда.
В свою очередь русские переняли укочевников некоторые виды оружия (прежде всего саблю). Однако влияние Руси накочевников было более сильным, так как хозяйственный и культурный уровеньрусского общества в XI – XII вв. был более развит.
Заметную роль в установлении культурныхсвязей Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. вКрыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонии сообщалисведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизньюстран и народов Востока.
В XI – XIII вв. особенно теснымистановятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, преждевсего с Грузией. Известны брачные союзы между русскими князьями и царями издинастии Багратидов.
Несмотря на то, что в это время русскиегорода уже являются значительными торгово-ремесленными центрами, с русскойстороны на восток продавались традиционно русские товары – пушнина, мед, воск.
На Русь же ввозили работы восточныхмастеров – металлические и стеклянные изделия, драгоценную утварь, дорогиеткани, которые покупали главным образом знатные и состоятельные люди. Русь вэто время – это район, через который шли транзитные пути с Запада на Восток.
Существовали и литературные связи междуДревней Русью и восточными странами, в частности с закавказскими христианскимигосударствами. После христианизации Руси одним из популярных литературныхжанров стала агиографическая литература.
Особенно распространенное на Руси «ЖитиеБориса и Глеба» было переведено на армянский язык. После принятия христианствас греческого языка начали переводить литературные произведения, нередковосходившие к восточной литературе, восточным сюжетам.
Так, уже в первой половине XI в. приЯрославе Мудром на Руси стала известна «Повесть об Акире премудром», написаннаяеще в VII в. до н.э. в Ассирии, хотя, как полагают, она была переведена нарусский язык с греческого.
Большой популярностью на Руси пользоваласьпереведенная с греческого языка «Александрия» – один из романов об АлександреМакедонском и его походах на Восток. Русский перевод (также с греческого)знаменитой «Повести о Варлааме и Иоасафе» знакомил грамотных русских людей синдийской литературой.
Таким образом, мы увидели на рядемногочисленных фактов, что Древняя Русь в Х – XII вв. имела постоянные торговыеи культурные связи с мусульманскими и христианскими государствами Востока иЗапада.
С момента своего возникновения в IX в.Древнерусское государство было местом взаимодействия ряда цивилизаций Запада иВостока. Культура Древней Руси развивалась не в изоляции, но в постоянныхконтактах с этими цивилизациями, использовала все наиболее ценное из ихбогатого исторического опыта.
Наиболее глубокими, постоянными имногогранными были ее связи с Византией, Болгарией, а также с другими южнославянскимистранами. Более ограниченными во времени были культурные взаимоотношения Русисо странами Западной и Центральной Европы. Они были особенно заметны во второйполовине XII – начале XIII вв., но затем надолго были прекращенытатаро-монгольским завоеванием.
Наиболее очевидным является культурноевзаимодействие Руси с Грузией и Арменией, с кочевыми народами Причерноморскихстепей. Все культурные импульсы, получаемые древнерусской культурой,переосмысливались в духе местных традиций.
Заключение
За период с IX по конец XIII вв. Русь прошла огромный путь отплеменных союзов восточнославянских племен, выплачивающих дань соседнимгосударствам до крупнейшей средневековой державы Восточной Европы. Но гораздобольший путь, чем в реальном мире, Древняя Русь проделала в сознании иидеологических построениях окружающих ее народов.
Наиболее значимые трансформациипредставлений о Руси в период Средневековья проходили, в основном, по линиям«язычество – христианство», «варварство – цивилизация», «подчинение –независимость». Все эти три фактора во взаимодействии образовывали целостнуюсредневековую «систему восприятия». Текущая политическая ситуация учитываласьсредневековыми авторами избирательно.
Исходя из этих принципов, Русьвоспринималась книжной традицией через призму стереотипов, касавшихся всех сферобщественной и духовной жизни. На основании традиционного восприятия мы можемвыявить две основные трансформации представлений о Руси (IX – X и XIIIвв.), отмеченные окружавшими ее сверхполитическими конфессиальнымипространствами. Стереотипы отношений к Руси последовательно существовали напротяжение в среднем 200 лет, сменяясь через определенный «периодтрансформации» другим набором, который отличается от предыдущего во многихсущественных чертах.
Древняя Русь сохранила свой самобытныйполитический строй, церковь, независимую от папства и относительносамостоятельную по отношению к константинопольской патриархии, отстояла своиграницы от агрессии, создала и сохранила неповторимую оригинальную культуру,выразившуюся в древнерусской живописи, скульптуре и архитектуре, в фольклоре илитературе.
Списоклитературы
1. БибиковМ.В. Византийская этнонимия. Архаизация как система. //Античная балканистика.Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история,археология. М., 2000.
2. БибиковМ.В. Договоры Руси с греками и византийский дипломатический этикет. //ВосточнаяЕвропа в древности и средневековье. Международная договорная практика ДревнейРуси. М, 1997.
3. ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1990.
4. Гуревич А.Я. Избранные труды. Т.1. Древние германцы. Викинги. М, 2001.
5. Древняя Русь в свете зарубежныхисточников. М, 2001.
6. КулаковА.Е. Религии мира. Теория и история мировой культуры (Западная Европа). –М.,2004. — 294с.
7. ЛитавринГ.Г. Византия, Болгария и Древняя Русь. СПб, 2000.
8. МавродинВ.В. Образование единого Русского государства. — Л., 2001.
9. МилюковП.Н. Очерки по истории русской культуры. — М 1993-1995.
10. ПашутоВ.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбывосточного славянства. М, 1992.
11. ФрояновИ.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. -Л.,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.