Реферат по предмету "Разное"


А. В. Масляков и Сергеев Нюргун

М.Марфин и А. Чивурин Эту книгу пытался прочитатьА.В.Масляков и Сергеев Нюргун."ЧТО ТАКОЕ КВН?"М.Марфин и А. Чивурин"ЧТО ТАКОЕ КВН?"ЧАСТЬ 1 Предисловие к первому недоизданию В КВНе все происходит не так, как у нормальных людей. Хотя у нормальных людей есть свои разумные традиции. Например, учебники каждый год переиздают, каждый раз исправляя и дополняя. В итоге на фронтисписе всегда можно увидеть вызывающую уважение надпись "Издание 25-ое, переработанное и дополненное. На нашем фронтисписе вы ничего вызывающего уважение не увидите. По­тому что издание это не только пока ничем не дополнялось, но даже отнималось. Потому что книжка попросту недописана. Причем недописана весьма оригинальным образом: у нее есть первая и последняя часть, но нет середины. Это произошло из-за того, что двое авторов писали ее с двух разных концов. В результате - получились две брошюры Первая из них посвящена истории и общей теории КВНа, а вторая - практике подготовки к игре. Признаемся сразу, что посередине должна быть еще одна часть, посвященная подробному рассмотрению отдельных конкурсов, а также некоторых экзотических направлений. И она обязательно будет. Просто пока она не дописана. Впрочем, недописаны, в принципе, и те две части, которые вы держите в руках. И не только потому, что КВН развивается быстрее, чем авторы успевают обновлять рукопись. В нашем первом "недоиздании" недостает примеров из сценариев, которые планировали в него включить. Что уж говорить о рисунках, фо­тографиях, историях команд, схем сезонов и многочисленных КВНовских байках, которое могло бы превратить сухой учебник в настоящее "КиВиНальное чтиво". И уж совсем было бы здорово выпустить в качестве приложения к книжке не­сколько видеокассет с фрагментами лучших игр, иллюстрирующих авторские из­мышления (пока мы ограничиваемся в конце первой части лишь списком отдель­ных конкурсов и игр. видеозапись которых было бы неплохо найти и посмотреть). Другое дело, что все это когда-нибудь обязательно произойдет! И нынче авторы приглашают гостей в недостроенное здание КВНовской школы не потому что боятся, что никогда его не достроят, а просто им стыдно перед друзьями и коллегами, слишком долго ожидающими новоселья. Ну а кроме того, когда книга выйдет полностью, на ее фронтисписе, уже как на настоящем учебнике можно будет написать: "Издание 2-ое, переработанное и дополненное"... ВСТУПЛЕНИЕ ^ Четыре ответа на первые четыре "Почему", не имеющие, впрочем, ко всему дальнейшему никакого отношенияПочему эту книгу захотелось написать?В цифрах, исчисляющих время, есть безусловно, особая магия. А так полу­чилось, что мы приступаем к этой книге ровно через десять лет после того, как один из нас впервые подумал о создании команды КВН, а другой - написал пер­вый сценарий для телевизионной игры и начал работать с другими командами. В результате размышлений первого появилась команда Харьковского Авиационного Института, завоевавшая, кажется, все возможные КВНовские титулы и вот уже седьмой год остающаяся одной из самых популярных команд "Телевизионного Клуба". Ну а второй за это время, обладая минимальным собственным опытом игры в составе команды МХТИ, накопил, зато десятилетний опыт "КВНовской педагогики". Словом, к нынешнему моменту авторы, являясь коллегами-редакторами Творческого объединения "АМиК", выпускающего телевизионную программу "КВН", могут утверждать, что совместно обладают рекордным опы­том и практической, и теоретической КВНовской деятельности. Так вот, именно этот самый совместный опыт и усадил нас, людей доволь­но непоседливых и не склонных к патологическому графоманству, за сей капитальный труд. Впрочем, в свое оправдание мы можем заявить, что процесс "усаживания" продолжался лет пять. Уже лет пять назад один из нас (поскольку второй еще только начинал свою КВНовскую карьеру) осознал, что все команды на определенных этапах делают одни и те же ошибки, открывают одни и те же "велосипеды" и тратят на это уйму времени, которого КВНщикам всегда катаст­рофически не хватает и которое можно было бы потратить с неизмеримо большей пользой. Уже тогда разрозненные приемы и "ноу-хау" стали складываться в не­кую теорию, которая могла бы позволить не только постигать опыт предшествен­ников, но и находить новые направления собственного развития. И уже тогда стало понятно, что КВН - это самостоятельное искусство и своеобразная наука, которой, следовательно, можно учить и можно научиться. (К слову сказать, осоз­нал это один из авторов в ту пору без особого удовольствия, поскольку в свое время ушел из института, не желая заниматься преподавательской работой, а тут оказалось, что работа редактора "КВН" на две трети является самой настоящей педагогикой!) Ну а если совсем откровенно, то есть еще одна причина, по которой авторы решились все-таки схватиться за перо. Достигнув среднего возраста 37 лет, мы поняли, что жизнь наша, так или иначе, уже посвящена КВНу. И если это - вся наша жизнь, то она, верно, стоит книги...февраль 1997 Почему эту книгу понадобилось написать?Потому что за последние пять лет случилось много того, что превратило создание этой книжки действительно в проблему насущную и неотложную. Глав­ная из них - неизмеримо возросший уровень телевизионного КВНа, достижение которого требует уймы времени даже при условии каторжной работы. В результа­те без должных наставлений уже на первоначальном этапе команда рискует со­стариться прежде, чем научится как следует играть.С другой стороны - команд КВН становится все больше, причем команд хороших, талантливых, не уделять которым внимание - великий грех на душу. Но, как показывает опыт, хорошие "КВНовские педагоги" объективно размножаются не так быстро, как команды. И в начале их пути люди, берущие на себя функцию "проводника", могут завести талантливых ребят в тупик, из которого уже нет воз­врата. (Увы, эта последняя фраза написана просто цистернами КВНовских слез!)Наконец, мы почувствовали, что необходимость учиться чувствуют и сами КВНщики. Вот уже несколько лет на ежегодных Фестивалях мы устраиваем тео­ретические семинары, на которые приходят сотни людей. А после - подходят к нам и говорят: "Что ж вы нам раньше-то не сказали! А мы уже три года ерундой занимаемся!" Чувствуя востребованность, некоторые региональные Лиги КВН выпустили собственные "Методические материалы". Но, увы, стиль и содержание этих брошюр явно ведут свою родословную от памятных "рекомендаций по про­ведению комсомольского собрания в первичной организации". Словом, авторам ничего не оставалось делать, как, вспомнив комсомоль­скую юность, преисполнится гордой мыслью "Если не мы - то кто же?" и очеред­ной раз плюнуть на очередной отпуск.Почему эту книгу стоит прочесть?Признаемся, был грех, поначалу мы честно хотели назвать ее "самоучителем". Но потом поняли - научиться абсолютно самостоятельно играть в КВН нельзя. Или не нужно. Поясним. В принципе, можно довольно сносно научиться играть на гитаре, зная азы сольфеджио. Но играть, как Иванов-Крамской, все равно не научитесь - нужен преподаватель. Также - и в КВН. Можно плюнуть на все и играть в свое удоволь­ствие, и даже стать где-нибудь каким-нибудь чемпионом. Во всяком случае, окрестные дамы "с вас будут визжать". Но вряд ли вам удастся абсолютно самостоя­тельно, не воспользовавшись ни разу "советами бывалых" достичь заметных вы­сот. Уж больно крутая это горка! И любой известный вам деятель "международного КиВиНистического движения" (не исключая и авторов) обяза­тельно назовет вам своего учителя. Другое дело, что, начиная с определенного уровня вам просто вряд ли удастся избежать влияния более опытных коллег. Тем более, что инстинкт самосохранения уже давно заставил Клуб обзавестись несколькими учебными Лигами, объединенными в единую систему. Мало того, последние годы мы даже органи­зовали "Школу-семинар" для руководителей команд, на котором стали самым на­туральным образом преподавать то, что уже вошло или должно было войти в ру­копись. Кроме того, за четыре дня мы успеваем еще и показать фрагменты "КВНовской классики", которую новое поколение КВНщиков может уже и не помнить, и даже сыграть в учебную игру. Школа эта нынче проходит дважды в год и уже дает свои очевидные результаты. Так ради чего тогда мучаться-писать? Поясним. Читая эту книжку и, хочется надеяться, перечитывая, анализируя ее и со­поставляя с собственным опытом, вы, возможно, научитесь не задавать себе и другим совсем уже дурацких вопросов и, главное, начнете говорить на одном языке с редакторами, режиссерами и другими КВНщиками. Читая эту книжку, вы, возможно, поймете, что это далеко не единственная книжка, которую полезно было бы почитать КВНщику, - что было бы весьма по­лезно почитать книги по режиссуре и литературоведению, по теории музыки и живописи. И вообще КВНщику было бы полезно много и хорошо читать. Потому что закон природы неумолим: если вы претендуете на самостоятельное создание произведений массовой культуры, сами вы должны питаться произведениями культуры элитарной. Наконец, мы тешим себя надеждой, что эта книжка может быть интересна не только людям, уже бесповоротно "повернутым" на КВНе. В конце концов, на нем свет клином не сошелся (или сошелся не для всех). Словом, авторы демокра­тично признают возможность существования юмора и в других ипостасях. И оз­накомившись с нашим трудом, проницательный читатель, даже не числящий себя среди КВНщиков, вполне возможно, станет шутить осмысленнее. Или, например, научится классно рассказывать анекдоты. Или, во всяком случае, сможет проана­лизировать, почему та или иная шутка не удалась. Так что, вперед, читатель, - мы поведем тебя... Нет, настолько далеко - конечно, не удастся, но даже ближнюю прогулку мы обещаем сделать не очень занудной!Почему эту книгу читать не стоит?Несколько лет назад, когда на телеэкране появилась первая "постКВНовская" передача "Раз в неделю", в доме одного из нас раздался теле­фонный звонок. С редактором КВН хотела поговорить главный редактор журнала "Театральная жизнь". Вопрос был нешуточный. Как так получается, - интересовалась театровед, - что мы ездим по городам и весям, стараясь отобрать самых талантливых ребят в театральные ВУЗы, а потом С.Сивохо, Т.Лазарева, С.Белоголовцев вдруг появляются в КВНе?! Ответ был, увы, прозаичен. Конкурс в театральные ВУЗы обычно состав­ляет 50-100 человек на место. Конкурс в КВНовские звезды приблизительно в 100 раз жестче! И это не метафора, а результат строгого расчета. Последние годы на традиционный Фестиваль КВН, который служит для любой команды обязательным этапом "большого пути", приезжает около 200 ко­манд. Причем это, как правило, чемпионы региональных Лиг, подающие, по мне­нию спонсоров, большие надежды. А ведь каждая команда, которая начинает иг­рать хотя бы на городском уровне, уже обязательно мечтает стать чемпионом Международного Клуба, - ибо "плох тот солдат, который не носит в вещмешке маршальский жезл". То есть, не считая школьников и пенсионеров, на самом деле ежегодно в борьбу за это самое чемпионское звание вступают 5000 команд! А дальше - ужасающая пирамида: 100 из них будут замечены, около 30 новичков начнет играть в Центральных Лигах, где их начнут усиленно готовить, 5 новых команд получит право выйти на сцену Московского Дворца Молодежи и 1-2 ста­нут знаменитыми. Их будут приглашать на гастроли (некоторое время), они смогут неплохо зарабатывать (некоторое время), а потом - несколько человек, возможно, станут профессиональными авторами, режиссерами, актерами, продюсерами... Это правда - нынче на телевидении трудно найти развлекательную переда­чу, которую не писали бы, не снимали бы или не вели бывшие КВНщики. Среди них Г.Хазанов и Л.Якубович, Ю.Гусман и В.Пельш, А.Гуревич и даже ваши по­корные слуги. Мы уже не говорим про региональные студии, юмористические га­зеты и т.д. Но с другой стороны - за всю историю КВН реально подарил новую профессию максимум паре сотен человек! Ну и что? - спросит читатель. - Ради чего мне все это знать? А ради того, что КВН дал новую профессию паре сотен человек, а навре­дил старой - паре сотен тысяч. Потому что штука эта, уникальным образом со­единяющая в себе непростое искусство и весьма жестокий спорт, настолько увлекательна, что чрезвычайно легко на определенном этапе становится главным де­лом жизни. И тогда летят к черту учеба, карьера и даже семья. Природа стремится к равновесию, и большое количество смеха неизбежно должно окупаться долж­ным количеством слез. Ну и что, - спросит читатель. - А книжка-то тут при чем? А притом, что серьезное увлечение требует понимания. И наоборот - по­нимание ведет к серьезному увлечению. И если эта книжка позволит вам что-то понять в КВНе, она заставит заниматься им еще больше. Так что, если вас испуга­ла мрачная статистика, если опасность предстала перед вами во всей своей обес­кураживающей очевидности, закройте эту книжку немедленно и как можно ско­рее подарите ее тому, кого меньше жалко. Если же вы хотите, чтобы жизнь ваша стала странной, но прекрасной, что­бы вы были самым плохим мужем (женой), но самым лучшим другом (подругой), если счастье для вас не в деньгах, не в любви и даже не в любви к деньгам, нако­нец, если с вами уже поздно разговаривать о загубленной жизни родным и препо­давателям, тогда самое время поговорить нам. Так что, вперед, читатель, - мы поведем тебя... Впрочем, это мы уже говорили. Пошли, в общем!^ ЧТО ТАКОЕ КВН? Да. Действительно. Что же это такое? И не надо считать этот вопрос праздным и риторическим. Хотя бы, потому что КВН - это и игра, и телепередача, и сценический и литературный жанр, и, ме­жду прочим, идеология, объединяющая тысячи людей. Есть, правда, чисто КВНовский ответ на этот вопрос: "КВН - это образ жизни", - но это вряд ли что объяснит непосвященному. Так или иначе, авторы бьются над этим вопросом в сумме уже двадцать лет и не могут констатировать, что знают ответ досконально. Однако кое-чем они уже способны поделиться, поскольку все то, что вы прочтете в дальнейшем, по сути дела, как раз и отвечает на один единственный вопрос: Что же такое КВН? Эта глава, признаемся, имеет большей частью общеобразовательное значе­ние. Хотя, говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Другое дело - с чего эту историю начать и насколько подробно описывать. Потому что, строго говоря, можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что всеЧетыре источника и составные части (немного истории)это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью воссоеди­ниться в КВНе как венце творения. Но мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас долго учили, и выделить лишь несколько основных "источников и составных час­тей" КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три - как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее!Капустник Что это такое - приблизительно знают все. Откуда "это" взялось - пред­ставляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-ые годы собирались в доме Б.В.Щукина и "чудили" - разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни. А "капустниками" все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по тако­му поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот - это неправда. Точнее, актеры-то скорее всего действительно собирались и чудить - чудили. А неправда - то, что это были первые театральные "капустники". Потому что придумали их вовсе не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра и еще в конце 1900-ых годов. Именно там впервые на театральных вечеринках стали делать пародии - сначала на самих се­бя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие те­атры и даже на политических деятелей. Это там, между прочим, великий В.И.Качалов десять раз за вечер выходил, чтобы сказать: "Кушать подано!". Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам. И было это настолько здорово, что в 1910 году "капустники" признали возмож­ным показывать уже не только своей, но и обыкновенной московской публике, и стали продавать на них билеты. Жаль только, что это - тоже неправда. Точнее, все правда, кроме того, что "капустники" придумали в МХТ. Потому что еще задолго до этого долгими осенними вечерами де­ревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы закваши­вать ее на зиму. Работа была большая и занудная. А девушки были молодые и красивые. Поэтому к ним приходили деревенские же парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, причем, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Так что "капустник" - это на самом-то деле чистой воды русский народный жанр, и страсть к актуальному юмору, видимо, сидит в нас на генетическом уровне.Агитбригада У большинства читателей ассоциации с этим словечком чисто "революционные": синие блузы, красные косынки и пузатое чучело "мирового империализма", которое под бурные аплодисменты смело протыкалось пролетарским штыком. Хотя агитбригада как понятие растворилась в истории лишь вместе с Комсомолом. Другое дело, что последние годы она никого уже никуда не агити­ровала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохрани­лись, и именно они нынче составляют жанровую основу КВНа. Вообще, агитбригада - штука чрезвычайно серьезная и абсолютно гениаль­ная. И базируется она, между прочим, на великих театральных открытиях Вс.Э.Мейерхольда и А.Я.Таирова. Это "театр представления", доведенный до своего логического конца, когда он уже почти перестает быть театром. Ведь именно агитбригада изобрела знаменитую "линейку" - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. (Узнаете КВНовское приветствие?) А изобретение "отстраненного общения", ко­гда актеры вопреки всем канонам обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! А структура "литературного монтажа", которая позволяет актерам на сцене говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на деся­терых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и ло­гикой вообще. Это все тоже придумано агитбригадой! Так что образованный КВНщик к агитбригаде должен относиться чрезвы­чайно уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, зало­жившему материальную основу его благосостояния.СТЭМ Уже одно то, что эта аббревиатура известна почти каждому (если нет - поделимся: СТЭМ - это Студенческий театр эстрадных миниатюр) свидетельствует о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом, который в последние годы переманил в свои ряды лучших представителей этого жанра. Вообще говоря, исходя из названия, традиционной продукцией СТЭМа яв­ляется эстрадная миниатюра - юмористическая сценка, разыгрываемая неболь­шим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, они эксплуатируются уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели - вроде "Отелло" или "Маман". Позже появились уже чисто студенческие "стандарты", эксплуати­рующие темы "студенческой столовой" и разнообразных экзаменов - по физике, по английскому и уж, конечно, по военной подготовке. Так вот, повторимся, этих самых миниатюр было очень немного - и в первую очередь потому что их адски сложно написать. (В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году хотя и не­сколько отличается от классического, но тоже является одним из самых сложных. Почему - поговорим в свое время.) Поэтому СТЭМы постепенно стали выходить на большие формы, которые, как ни странно, придумывать было значительно лег­че. Но прелесть этих вполне солидных по объему спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый "кайф" эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом. Так что же это за "новое качество" и "не сравнимый кайф"? Во-первых, это, как и в агитбригаде - доведенный до логического конца "театр представления". Но если в агитбригадской линейке актер максимально от­странен как личность от играемого образа, то в СТЭМе сам образ уже просто аб­солютно нереален, максималистичен, как бы "поляризован". Следующий шаг - уже клоунада. А, скорее всего, в СТЭМе и этот шаг уже сделан. Здесь студент уже не может быть просто умным, он - гений. А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом. Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если акте­рам удается "поймать" зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно до­вести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии. Соответственно строится и действие. Изначально абсолютно реальный жи­тейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, до фантасмагории, в которой, как правило, исполнителей уже "выносит" из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. И вот ведь что удивительно! Клоуны сразу обозначают собственную ирре­альность "нечеловеческими" костюмами и масочным гримом. СТЭМ во всем этом не нуждается. Он не нуждается также ни в каком гипертрофированном реквизите или специфических декорациях. Он, по сути дела, вообще не нуждается в декора­циях, за исключением стульев, на которые садятся и столов, на которых делают все остальное. То есть СТЭМ - это искусство полного постановочного примитива. Это уже не просто ''бедный театр" (может быть, слышали такой пижонский искусствоведческий термин). Это - "нищий театр". Впрочем, за такую "дешевизну" своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным. И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем. И чем эта узнаваемость более кон­кретна, тем больше вероятность успеха.Запоминай, запоминай, уважаемый читатель! И не просто запоминай, а пытайся каждый раз вспомнить конкретный увиденный пример из собственной зрительской или исполнительской практики и примерить к нему "высокую теорию", В этом, собственно и состоит наша цель: сначала возбудить у начинающего КВНщика, как у мольеровского героя, гордость от осознания того, что он "всю жизнь говорил прозой", а потом попробовать все-таки научить его немно­го этой самой прозой писать... Игра Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхити­тельное свойство человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол путем последовательных интерполяций в конце концов родился Театр. Но нас сейчас будет интересовать другой аспект игры - соревновательный. Вы никогда не обращали внимание, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт ''мастеров искусств"? А ведь это на первый взгляд более чем странно, поскольку исполнительский уровень в первом случае априори заметно ниже. Разгадка - в соревновании. Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия, которой эстрадный дивертисмент сам по себе не подразумевает. А в конкурсе естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной пло­щадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его "одноразовость" и, следовательно, принципиальная неповторимость. В этом смысле КВН - это "театр одного спектакля"', театр, в котором всегда премьера! И плюс к тому, соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится по­казать лучшее, на что он способен. Самое удивительное, что конкурсы, весьма схожие с КВНом проводились в Древней Греции еще более 2500 лет назад. Дело в том, что комедия, как жанр родилась из мистерий, которые разыгрывались на праздниках Диониса. И первое время, хотя содержание пьес уже стало вполне реалистичным, показывались ко­медии всего лишь несколько дней в году на этих самых праздниках. Так вот, при этом в зале сидело жюри! И в конце праздника (который теперь назвали бы Фес­тивалем) десять уважаемых граждан решали, чей спектакль лучше и вручали при­зы лучшему автору и лучшей труппе. Трудно сказать, руководствовались ли "отцы-основатели" КВНа подобным анализом. Скорее всего, это было, конечно, озарение. Потому что никаких непо­средственных аналогов, за которые можно было бы зацепиться, в то время просто не существовало. Причем не только у нас, но и за рубежом (о чем, впрочем, тогда они могли судить только по самым смутным слухам). Причем ничего подобного не было не только на телеэкране, но и на сцене. Причем не существовало тогда не просто подобной телевизионной игры - не существовало никаких телевизионных игр вообще (даже в Америке)! Единственное, от чего можно было в этом смысле отталкиваться - это от школьной викторины "Знаешь ли ты доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС?" Хотя с другой стороны, "отцы-основатели" изначально придумывали со­всем другую игру...ВВВ и KBH В 1959 году трое молодых людей - врач Альберт Аксельрод, инженер Вла­димир Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием "Вечер Ве­селых Вопросов". Идея понравилась, и ее осуществили. И раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда про­сто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина – и ничего больше - между студенческими командами московских ВУЗов, Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора. Но на четвертом выпуске произошла "катастрофа". Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых - такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощен­ная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не по­боялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием "КВН". И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой - но веселой на уровне массовика-затейника предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе - это было соревнование во­все не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой "стадион эрудитов". И в первой КВНовской песенке пелось: Станем эрудитами в нашем КВН... А дальше - не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше ста­ло оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые кон­курсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше остава­лось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сцениче­скими, театральными. Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге). Но в ту пору на телевизионном КВНе замыкалось слишком много принципиальных зрительских потребностей. Это была единственная игра, единственная развлека­тельная молодежная передача и единственная юмористическая программа одно­временно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова. а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса! Такую передачу просто не могли не смотреть! В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская "оттепель" кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Са­ма логика развития игры требовала расширения тем и усугубления сатирического начала. Цензурные рогатки обходились все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее - тот выигрывал!КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились "нерусские" фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно - в эрудицию, в "действенные" конкурсы (образно говоря, к "бегу в мешках"). Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но - выходила, постепенно теряя бы­лую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили... Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры "не поощрялись (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался - в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами. Другое дело, что игра, сформировавшаяся, по сути дела, в процессе само­развития, в этом самом развитии остановилась. Забывались традиции КВНовских жанров, "ноу-хау" подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили... Словом, когда грянула "перестройка", Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача "КВН" мо­жет быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему поч­ти никто не умеет! Представьте себе, что решено провести чемпионат страны по шахматам среди юных игроков, которые знают только "как ходят, как сдают", но даже слы­хом не слыхивали о "дебюте четырех коней" или "защите Филидора"! Вот при­близительно в такой ситуации начинался первый сезон нового КВНа. Не случайно из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: "КВН-86" не может быть просто копией "КВН-66" или даже "КВН-71". За эти годы не просто измени­лось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому тем более не умели не только играть, но и снимать. И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под посто­янным "прессингом прессы" в том смысле что "старый КВН был лучше". А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой! А вот какой - мы и попытаемся в дальнейшем рассказать. Хотя, разумеется, не ради того, чтобы оставить грядущим поколениям нетленные методики, буде КВН снова закроют. Никто его в обозримом будущем не закроет. И не собираемся мы, разумеется, раз и навсегда протоколировать некие правила. Потому что КВН меняется и сегодня - с каждым новым поколением команд, с каждым новым сезо­ном и даже с каждой игрой. Потому что в каждой из них обязательно делаются маленькие открытия, о которых прежде никто даже думать не мог. Но что-то ос­тается. И потому, будем надеяться, эта книжка сохранит свою актуальность хотя бы на такой же срок, который понадобился, чтобы ее придумать.Так что же такое КВН? (вопрос второй, но - не последний!) Итак, разобравшись (или сделав вид, что разобрались) с происхождением игры, жанра, понятия, телевизионной передачи, - словом, всего того, что принято называть КВНом, и поднявшись, таким образом, в эмпиреи высоких обобщений, попробуем спуститься теперь на грешную землю, чтобы просто констатировать, что каждый из нас об этом знает. Всякая великая идея в основе своей - проста и естественна. КВН - не ис­ключение. Действительно, если попытаться сформулировать его правила, то окажет­ся, что и формулировать-то нечего: две или более команд встречаются в не­скольких конкурсах, тема и жанр которых заранее определяются организа­торами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила - суть уже не правила, а традиции. И любое действо, которое отвечает этой элементарной формулировке, в принципе, можно назвать КВНом. И, вообще говоря, сплошь и рядом называют, устраивая, к примеру, в по­добной форме конкурсы профессионального мастерства, И пусть называют - КВНа от этого не убудет! Хотя на самом деле, это все-таки немножко не КВН, во всяком случае, - не сегодняшний КВН. И КВН сегодняшний, соответственно, - немножко не это. А что - КВН? (Понимаем, что утомили уже бесконечным повторением это­го вопроса. Но - терпите: без вопросов не бывает ответов!) Ну, наверное, КВН - это все-таки соревнование в остроумии. Подавляю­щему большинству людей этого добавления уже абсолютно достаточно для пол­ноценной характеристики этой игры. И в принципе, его действительно достаточно для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений. Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН - это соревнование в собственном остроумии. Инсценировка старых анекдотов или даже сочинение собственных выступлений путем переком­поновки шуток других команд - это, простите, не КВН. Хотя, увы, многие этим занимаются, считая себя вполне законными КВНщиками. С другой стороны, это, может быть, и не так уж важно, если вы выносите собственные творения на суд весьма ограниченной публики (имеется в виду огра­ниченной в первую очередь географически - то есть, скажем, лишь своего класса, факультета, цеха и т.д., хотя те, кто вас изначально знает и любит, неизменно в своем восприятии будут "ограничены" и во всех остальных смыслах этого слова). Но если вы, паче чаяния, решите выйти на широкий общественный про­стор на уровне хотя бы своей городской или региональной КВНовской Лиги, то вам придется уже знать, чем отличается приветствие от разминки, а музыкальный конкурр от домашнего задания, то есть познакомиться с традиционными КВНов-скими конкурсами. И, наконец, если вы почувствовали, что КВН для вас нечто большее, чем способ убийства свободного времени, и если вы решили заняться им серьезно (а серьезно заниматься чем-то всегда интереснее), то вам придется открыть для себя законы жанра. Ибо КВН, во всяком случае КВН сегодняшний - это вполне само­стоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы, чаще всего закономерно проистекающие из всеобщих законов сцены, но время от времени вовсе не очевидные, а иногда этим самым всеобщим законам просто-таки нагло противоречащие. Вам придется открыть для себя законы построения репризы и основы весьма специфической КВНовской драматургии. Вы будете мучительно осозна­вать принципы театра постановочного примитива, театра без маски; театра, в ко­тором каждый спектакль продолжается максимум минут пятнадцать, но на самом деле каждые пятнадцать секунд играется новый полноценный спектакль по имени "реприза". Вы начнете понимать, что КВН - это довольно серьезный и жестокий спорт, и выи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ликвидация последствий катастроф
Реферат In Dubious Battle Book Review Essay Research
Реферат Beloved Essay Research Paper The tragedy of
Реферат Региональная кампания Юрия Лужкова
Реферат Институт заявлений, предложений, жалоб
Реферат «Особенности формирования депозитной политики коммерческих банков в современных условиях»
Реферат 1. Основные производители хлопка и льноволокна в СНГ и районах России. Оценка динамики производства,различия в темпах спада
Реферат Lawyer Essay Research Paper Career ProjectPJ HallPd6LawyerThe
Реферат Підвищення ефективності використання оборотних засобів
Реферат Воєнна проза В.Астаф’єва в контексті “армійської” та табірної літератури
Реферат Child Labor Essay Research Paper Child LaborYOUNG
Реферат Миграция населения. Особенности современных принципов миграции
Реферат Политическая система Италии
Реферат Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через там
Реферат Chinese Esbinoage Essay Research Paper China and