Реферат по предмету "История"


Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси

Введение
 
Влияние Византии наполитическое, правовое и духовное развитие Древней Руси до сих пор остаетсяобъектом многих исследований со стороны историков, политиков, правоведов,культурологов.
В августе 1991г. в Москвепроведен 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в которомприняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблемаотношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных. На самом разномуровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихсянекогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и овозможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутыхповоротов в её истории[1].
Объект исследованияпредставленной работы – отношения Византии с Древней Русью.
Предмет исследования –определение факторов в отношениях Византии с Древней Русью, повлиявших настановление политической, правовой и духовной культуры Древней Руси.
Целью исследованияявляется определение роли Византии в отношениях с Русью на дальнейшее развитиенашей страны.
В работе использованытруды Гумилева Л.Н., Бибикова М.В., Владимирского-Буданова М.Ф., обзористорических трудов Литаврина Г.Г., а также учебники Исаева И.А., Рыжова К.В.,Вальковой В.Г., Вальковой О.А.
Основная часть работысостоит из трех параграфов, в которых рассмотрены различные факторы,обусловившие становление культуры Древней Руси.
В заключительной частиобобщены результаты влияния Византии в становлении политической, правовой идуховной культуры нашей страны.

1. Политическоевлияние
Международно-политическаяконцепция Византии, её отношения с Русью, были обусловлены традиционализмомидеологических установок. Они заключались в римском имперском универсализме, вэллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианскомэкуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеейсамодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатиив балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий.
Принципы и методывизантийской дипломатии во взаимоотношениях с Русью включали в себяустановление межгосударственных договорных отношений, вводивших международнуюполитику в правовое русло, препятствовавшее совершению неожиданных набегов,разгромов городов, оказанию военного давления[2].
Наибольшее влияниеВизантийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVI в.в.).
Очень важное место вотношениях между государствами уделялось церемониям приемов, торжественныхобедов, официальных и неофициальных бесед.
Брак Московского государя- князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего византийского императораСофьей был важным событием в русской истории. При Софье утвердились многиепорядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее.Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которыезаметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явилсявдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты,перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны былиблагоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то времяИван III стал внушать страх одним своим видом. Этот брак укрепил положениеДревней Руси на международной арене.
Желая показать, чтоМосква во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервыена Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московскийгерб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, свизантийским двуглавым орлом[3].
Позднее, Иван IV Грозный сталименовать себя царем по аналогии с византийским императором. До XV века митрополит на Руси назначался ссогласия византийского патриарха. Также как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась вбогатую организацию,обладавшую многочисленными земельными владениями[4].
Учет византийскойконцепции политической иерархии в мире и дипломатической практики империи в отношенияхс другими государствами помогает оценить русско-византийские договоры ивзаимоотношения обоих государств.

2. Правовое влияние
Первое знакомство русскихс византийским правом относится еще ко времени, предшествовавшему принятиюхристианства: византийскими элементами проникнуты договоры русских с греками Xвека, регулировавшие отношения русских и греков во время пребывания первых в Царьграде. С принятием христианства вРоссию занесены были греческим духовенством сборники византийского права,церковного и светского.
2.1 Договоры сВизантией
В результате походовзаключались русско-византийские договоры, регулировавшие торговые иполитические отношения между государствами.
Три договора с Византией911, 945, 971г.г. имели целью обеспечить регулирование торговых отношений междудвумя странами. Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиесяк международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеютсяссылки на «закон русский», являвшийся сводом устных норм обычного права. Будучимеждународными, эти договоры в ряде случаев фиксируют межгосударственные нормы,но древнерусское право находит в них яркое отражение[5].
· Договор 2сентября 911 г. заключён после успешного похода дружины князяОлега на Византию в 907г. Он восстанавливал дружественныеотношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления,совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебногопроцесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских игреков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна иего имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении).
· Договор 945 годазаключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 г. и повторного похода в 944 г. Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года,договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользованияустановленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений длярусских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымскиевладения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другувоенными силами.
· Договор июля 971года заключён князем Святославом Игоревичем с императором ИоанномЦимисхием после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Составленный внеблагоприятных для Руси условиях, он содержал обязательства Руси воздержатьсяот нападений на Византию[6].
Из договоров с Византией X в. видно, что купцы играли виднуюроль в международных отношениях Руси, когда они не только осуществляли куплю заграницей, но и выступали в роли дипломатов, имевших широкие связи синостранными дворами и общественными верхами.
В договорах также упоминаетсясмертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу,меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров. При этом вдоговорах предусматривалась реализация права кровной мести и других нормобычного права[7].
Договоры Руси с Византией являются исключительно ценным источником поистории государства и права Древней Руси, древнерусского и международногоправа, русско-византийских отношений.

2.2 Рецепция византийскогоправа
Проводником Византийскогоправа являлось духовенство, применявшее его в церковном суде. Сообразно скомпетенцией этого суда влиянию Византийского законодательства подверглосьпреимущественно право семейное и наследственное. Так, все положения РусскойПравды об опеке и наследовании супругов воспроизводят начала Эклоги. В этих жесферах проявлялось влияние духовенства и на законодательную деятельность князей[8].
Кроме Русской Правды вДревнерусском государстве действовали церковные уставы князей ВладимираСвятославовича и Ярослава Владимировича (X–XI в.в.), содержащие нормы обрачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности исемьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
В ряде случаев действиецерковных уставов накладывалось на сферу действия государственногозаконодательства, основным источником которого была Русская правда.
Церковники перевели надревнерусский язык ряд памятников византийского права (Кормчие книги, Законсудный людем и др.) [9].
После исследованийнекоторых историков — правоведов признается несомненным, что на Руси с самыхпервых времен существования христианства были известны в славянском переводеоба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов иНомоканон в 14 титулов. Первый из них был переведен на славянский язык ещё докрещения Руси. Второй в его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами вРоссию были занесены и другие памятники Византийского законодательства — Эклогаи Прохирон, которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников,известных под названием Кормчей Книги.
Также при первыххристианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем» — переделка 17-готитула исаврийской эклоги, т. е. устава о преступлениях и наказаниях[10].
Кроме того, в ДревнейРуси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения.Например, Компиляция, относящаяся к концу XII — началу XIII века и носящая врукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всемправославным князем». В состав ее входят: 1) «Закони земледельнии отОустиниановых книг» — земледельческий устав; 2) «Закон о казнех»; 3) «Закон оразделении браком», т.е. о причинах развода и 4) «Главы о послусех»; трипоследние отдела заимствованы из Прохирона и Эклоги. Прямых свидетельств опрактическом применении земледельческого устава (остальные части компиляциибыли известны из Кормчей) не имеется, но весьма вероятно, что он применялся вдуховных судах, в особенности по отношению к крестьянам, сидевшим на земляхдуховенства[11].
Другой юридическийсборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным»,появился в конце XIII — начале XIV в. под названием «Мерила праведного». Этотсборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного изКормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическимруководством для судей.
В московскуюэпоху Византийское право применялось непосредственно только духовными судами;светские учреждения знали его лишь постольку, поскольку оно отражалось вгосударевых указах, а потому влияние его на практику не могло получитьрешающего значения. На указной деятельности московских государей оно отражалосьтакже в меньшей степени, чем в Руси домосковской. Тем не менее многие статьиСоборного уложения 1649г. заимствованы из византийского права. Впоследствиинекоторые из этих статей перешли в Свод Законов.
Несравненноглубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, вобласти уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовалматериальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение — формальное;преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать исистема наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесныеи членовредительные наказания. Преступлениявзяты из византийских сборников, а наказания — русские. В «Русской Правде» извизантийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества.Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкоеразвитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существеннаяперемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде»,господствует система безусловно определенных наказаний. В памятникахмосковского государства, как и в Эклоге, часто встречаются наказания неопределенные:предписывается чинить наказание по усмотрению, как «государь укажет», или «наказатисмотря по вине»[12].
Под влияниемВизантийского права возник институт душеприказчиков, сделан был первый шаг кразличению детей законных и незаконных, к ограждению личной и имущественнойсамостоятельности жены и проч.

3. Духовное влияние
Киевская Русь, приняв в988 году христианство из рук Византии, унаследовала целую систему духовных,эстетических, моральных ценностей, свойственных христианской культуре.
3.1 Церковь.Христианство
Церковь играла крупнуюроль в экономической и политической жизни Древнерусского государства. Спринятием христианства высшую церковную иерархию стало возглавлять византийскоедуховенство. Лишь при Ярославе киевским митрополитом был поставлен Илларион,русский по происхождению[13].По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковныекниги на русский язык.
Несмотря на все перипетиии сложности в отношениях с Византией, принятие Русью христианства от неё сталонеизбежным. Здесь для Руси не существовало иных исторических альтернатив.Иудаизм и ислам был представлен соседними с Русью кочевыми и полукочевыминародами, весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чуждземледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный к концу X века Рим был слишком далеко. Весьход становления и развития Древнерусского государства и само егогеополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, котораясделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси[14].

3.2 Станковая и монументальнаяживопись
В области станковойживописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон вX-XI в.в., которые потом копировали. Привозимые иконы помещались вновопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями.
Русское слово «икона»восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание.
Иконопись строго следуетбогословским канонам письма иконы, разработанным в Византии на VII ВселенскомСоборе ещё в 787 году. И древнерусская иконопись унаследовала традиционныепринципы изображения святых, закреплённых иконописными подлинникамивизантийского образца.
Византийский канонживописи не был безоговорочно принят русскими художниками. В живопись мастеровиз Византии, творящих в Киеве, Новгороде и других городах, проникают русскиеобразы. Например, роспись собора св.Софии в Киеве представляет собой один извеликолепнейших образцов фресковой живописи 11 века. Это один из самых раннихиз известных нам памятников монументальной живописи, отлично сохранившийся[15].
3.3 Архитектура
В период сложения на Русимонументальной архитектуры, в конце X – 1-й половине XIвека, роль византийского влияния была очень велика. Отсутствие собственныхтрадиций каменно-кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому,что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжихгреческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевскихпостроек даже в тот период не наблюдается.
Византийское искусство,унаследовав громадный опыт художественного развития античности, выработало к X веку особый вид храма, чьякомпозиция и выразительность стали образцами для архитектуры всей ВосточнойЕвропы. Это был так называемый крестово-купольный храм, структура которогостала основополагающей для зодчества домонгольской Руси. На её основе былисозданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первыйкаменный храм, построенный в 991-996г.г. – Десятинная церковь, впоследствииразрушенная татаро-монголами в XIIIвеке[16].
3.4 Музыкальнаякультура
византия русьдипломатия влияние
Византийская эстетикаоказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго определив путьразвития русской музыки.
Древняя Русь воспринялавизантийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе скрещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет»объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийскогобогослужения, поразившей русских послов.
Феодосием Печерским быловведено на Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики –«ангелогласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковнойхоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангелогласного пенияразвивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Византийский канон лёг воснову певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византиимузыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжениинескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе скрещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушениена Руси могло рассматриваться как ересь. Вдальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась,ассимилировалась на русской почве[17].

Заключение
Несомненно, влияниеВизантии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеетвсемирно-историческое значение.
В период становлениягосударства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европыпомогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своегогосударственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты,ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусскойкультуры[18].
Древняя Русь унаследоваламногие порядки и обычаи византийского двора, в т.ч. обряд венчания на царство,государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии.
Так же как в Византии, наРуси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленнымиземельными владениями.
Из русско-византийскихдоговоров древнерусское право переняло многие межгосударственные нормы.
Основными источникамивизантийского права, заимствованными древнерусским правом явились Номоканоны,Эклога, Прохирон, «Закон судный людем».
Преступление сталорассматриваться не как причинение обиды и вреда, а как нарушение предписанийзакона.
К концу X века, когда Русь приняла христианство,окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти безизменений около полутора столетий. Торжественный, возвышенный характервизантийского искусства, глубокая одухотворённость его образов, нагляднодемонстрирующих христианские идеалы, оказались созвучными мироощущению ихудожественно-эстетическим потребностям Древней Руси.

Список использованныхисточников и литературы
1. Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа:V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин.– М.: Мысль, 1999.- 829 с.
2. Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийскихсвидетельств о Руси/ Рос.Академия наук; Ин-т всеобщей истории. – М.: Языкиславянской культуры, 2004. – 736 с.
3. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. — М.:Рольф, 1999.-352 с.
4. Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. –336 с.
5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права.Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1995г. – 640 с.
6.Гумилёв Л.Н. От Руси до России / Сост. и общ.ред.А.И.Куркчи. – М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. – 560 с.
7. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ,1996. –
8. История государства и права СССР часть 1 «Юридическаялитература» Москва 1972г. под ред. Калинина Г.С. и Гончарова А.Ф.
9. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX –начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – 398 с.
10. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах.Т.7. Документы крестьянской реформы. – М.: Юрид.лит., 1989. – 816 с.
11. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.