Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Шпаргалки по психологии

1.Общая характеристикапсихологии как науки.Пс.-этонаука о самом сложном, о психике, о высокоорганиз.материи.В ней сливается объект(чел-к) и субъект познания(то, чтонас окружает). Мы познаем окружающий мир ч/з психику.Чел.научился управлять своими псих.процессами испособностями. Психика чел.включает в себя: 1познават.процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, речь).2эмоц.процессы.3волевыепроцессы(сила воли, принятие решения).4психич.состояния(радость, гордость).5псих-ие св-валичности(темперамент, хар-р, спос-ти, направл-ть).Естьнаучная и житейская психология.Науч.пс.употреб-ся дляобъяснения научной дисциплины.Пс-ги создают теории, к-ые систематизируют наблюдения, выдвигаютгипотезы, к-ые проверяются.Внауке теория всегдв связана с наблюдениями. Науч.теория объясняет принципы повед-яи события.Житейская пс.сущ-етдля описания поведения или псих. особенностей отдельных лиц или групп.Отличие науч.пс.отжитейской.Научная:1знания обобщены и пс-яиспол-ет соответствующ.понятия.Унауч.пс.свой язык.2знания рациональны и осохнанны, и получают знания путем эксперим-таисслед-я.3знания накаплив-ся и передаются.4источникзнания идет ч/з эксперимент.5знан.постояннорасширяются. Житейская:1знан.конкретное и привязано к конкрет.людям и конкрет.ситуациям.2знан.носятинтуитивный хар-р и знан.получают случайным опытом и на бессознат.уровне.3передача знаний затруднена, т.к.сущ-ет вечная проблема «отцов и детей».4источникзнания идет ч/з наблюдения.5знанияограничены.В соврем.пс-ии объектом считается псих.процессы и психика чел-ка.Спомощью познания(воспроизв-е, мышление, понимание)мыориентируемся в окруж.мире.Соврем.пс.-разветвленная наука, к-ая имеет много отраслей.Базойобъединения всех дисциплин явл-ся оьщаяпс. Она разраб-ет основные псих.проблемы и глав.объект-чел., всеего св-ва, псих.процессы.Специальные отрасли пс.связаны с изучением психики чел.ижив-ых в конкрет.сферах.(педагог.пс.изучает проблемы воспитания и обучения, возрастная-изуч.как идет развитие личности, их процессов, юрид.пс.изуч.псих.?-сы, связанныес реализацией сис-мы права, соц.пс.рассм-етпроцессы, возникающие входе взаимод-я людей в разных группах.практическое псих.знание примен-ся на практике-это консульт-е, тестир-е, тренинги, аутотренинги, группы встреч.
                           
5.Понятие личн-ти в сис-ме человекознания.Чел-к-этобиологическое сущ-во, наделенное сознанием.отличит.признакичел.разумного:1прямохождение 2наличие рук, ног.3приспособлениек познанию.4высокоразвитый мозг, способныйотражать мир в понятиях.5.самосознание чел.явл-сявершиной развития его сознания.6чел.-сущ-во общественное.Благ-ряобщ-ву осознает свои псих.процессы.7кул-раиграет решит.роль в человеч.поступках(христианеи мусульм.-разной кул-ры,разное отношение к женщинам).Существуют отдельн.аспектычел: индивид, индив-ть, личность.Индивид-этоединичный представитель чел-ого рода, т.е.конкретныйноситель всех черт чел-ва.Появляясь на свет чел.рождается индивидом и приобретает соц.кач-ва,стоновясь личностью.Личностьприсходит от лат.persona-маска, наружность имидж. Лич.форм-ся в процессе соц-ции, входе к-ой личн.усваивает цен-ти и нормы общ-ва.Основой формир-я личн-ти явл-ся взаимоотн-я м/у людьми.Личность-это сознат.индивид, занимающийопредел.положение в общ-веи выполняющий опред.общ-ую роль.Роль-этосоц-ныефункции личн-ти.Онадается общ-ом.Если чел.рождаетсяиндивидом, то индив-тьскладыв-ся в процечче его жизнед-ти.инд-ть прояв-ся вчертах хар-ра, темпераменте, впривычках, способ-ях чел.Статус-позицияместа, совок-ть парв и обязан-ей личн-ти.Статус зависитот самого чел-ка и достиг-сясобственными усилиями. Осознание статуса осущ-ся втрудовой деят-ти.Сущ-т стр-раличн-ти чел.на уровне сознания(по Платонову): 1)направлен-ть личн-ти в действит-ти.направ-ть включает в себя различн.св-валичн-ти, потреб-ти, интересы.Св-ва личн-ти:спос-ти, темперамент, хар-р.2)возможности личн-тивключают в себя способ-ти, к-ые обеспечивают успех деят-ти. 3)хар-р или стильповед-я в соц.среде.Св-вахар-ра:-моральные кач-ва(черствость, ответственность),-волевые кач-ва(муж-во, решит-ть, настойчивость).Этисв-ва-основа хар-ра.Псих.св-ва, процессы, состояния.Формир-еличности происходит в 3 этапа:1)появление индивида-происх-итприноравление к эволюц., физиологич.особ-ямчел.2)на физиолог.особ-ти чел.наклад-сяобщие законы общ-ва, к-ые преломляются ч/з сознание индивида, ч/з свое «Я».3)к 18-21г.сформир-на личность, ночел-к как личн-ть незаканчивается.
3.Предмет пс.Любоезнаком-вос наукой начинается с предмета и описания круга явлений, к-ыеона изучает.Предмет пс. явл-ся резул-ом исследования и неможет одновременно включать в себя весь объект и поэтому предмет пс.на разном этапе менялся.1)Античные времена. Поведениемуправляет душа чел.Аристотель выдвигалидею о существ-ии души,  к-ая находится вединстве с телом.Душа контролирует мысли и чув-ва, к-ые опираются на опыт, а опытнакапливается в течении всей жизни.Душа явл-ся причиной всех процессов в теле.предст-ео душе велось в 2-ух напр-ях:-идеалистическом,-материалистич-ом.Платонпровел границу м/у матер-ым  смертным телом и бессмертной душой. Бессм.душа обладает духовным опытом и явл-сясутью индивид-ого познания.Предст-лиэтих учений были согласны в том, что душа опред-ет цель активности живого организма.Благ-рядуше чел.деятелен.2)С античных веков до серед.19 века.Представление о душе изменились после того, как Декарт ввел понят. «сознания».Сознание явл-сь критерием, к-ое различаетдушу и тело.17в.-в связи с развитием естественных наук возн-ютпредпосылки для анализа сознанияОснователь науч.пс.-Вундт-он считал, чтопредметом пс.явл.сознание как субъективный мирличности чел.Мы не только видим, чув-ем, аосознаем то, что видим, чув-ем, желаем.Основнойметод иссл-я явл.интроспекция(самонаблюдение)иописание фактов.В начале 20века появл-сямного школ.Переосмысливается предмет пс.в связи с появлением бессознат-ыхстр-р. Изучали ощущение, восприятие, внимание.Зигмундопределил, что поведением людей управ-ютбессозн. процессы, глубинные побуждения, к-ыеускальзывают от сознания.Стр-рабессозн-ого:1)Супер Эго(сверх я-нашамораль, цен-ти, нормы).2)Я-сущностьчел-ка.3)Оно(ид-влечение, инстинкты кагрессии).основой психоаналитического метода явл-сяанализ свободных ассоциаций, сноведений, оговорок ит.д.3)Поведение как предмет пс.(бихевиоризм).Изучаютсяпоступки чел., реакции.Основоположник-Дж.Уотсон.Онсделал вывод, что сознание не играет никакой роли вповедении чел., и новые ф-мыповедения следует рассматривать как рефлексы(условные и безусловные).Сознаниеизучать не надо. Поведение зависит от стимула и реакции.Знаястимул можно предугадать реакцию.Основной метод бихевиористов-наблюдение. Павлов изучал условные и безусл.рефлексы.Безуслов.рефл.-это врожденнаяответная реакция орг-зиа на раздражитель, осущ-сянизшими отделами ЦНС.Различают пищевые, оборонительные,половые рефлексы(акт сосания, глотания, чихания).Условныерефл.-этоприобретенная ответная реакция на организм.Усл.рефл. проявл-ся в таких ф-мах какнавыки, умения, привычки, знания.4)Современные этапы развития взглядов на прелмет пс.отечеств.авторов. Психологич.идеи были высказаны в рамках отеч.философии.Формир-епихологии в нашей стране-2половина 19в.Выготскийсоздал культурно-историческую теорию психики чел.Стремилсяразрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формир-я.По его теории животные преспосаб-сяк среде, а чел-кформирует.      2 следствиякул-истор.теории:1)Спос-ть к овладениюприроды не прошла бесследно для чел., т.е. он научилсяовладевать собственной психикой.Выделил 2 уровня психики:-низший-натуральныефункц.они даны человеку как природному сущ-ву(ощущение и непроизвольное запоминание).-высший-соц-психич.функц.(произвольное запоминание: воля; логическое запоминание: мышление, творческоевоображение).2)Важной харак-кой этих функций явл-ся их опосредованность, т.е.наличиесредства при помощи к-ых они организуются.ЗаслугаВыготского: он определил формир-еорудий-знаки.При помощи слова разв-сяи мышление, и воображение.ВЫВОД:1)в каждом извозникших направлений подчеркивался какой-либо один аспект исследования.2)так.образом предметом изучения пс.явл-сяпсихика чел-ка, включающая в себя субъективныеявления(псих.процесс: мышление, понимание, ощущение).3)Предмеьом в соврем. психологии выступают явления, псих.факты, законом-ти и механизм.Кпсих.фактам относят:-поведениеи действия(то, что можно наблюдать).-речь.-внешние проявления эмоций.Псих.закономерностьимеет место тогда, когда одна и тажепричина в одних и тех же условиях вызывает одно и тоже следствие.Псих.механизмобъясняет почему определенная причина приводит к определенному следствию.
2.Задачи и место пс.всистеме наук.Психикуи поведение чел-ка невозможно понять без знания его природной и соц.сущности.Поэтому изучение псих-гиипредполагает знакомство с биологией чел., знаниестроения и функционирование его ЦНС.Конкретно связьм/у псих.явлениями и деят-тьюЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деят-ти.Псих.тесносвязана с историей общ-ва и его культурой, поскольку вформировании высших псих. функций человека решающую роль сыграли главныеисторические достижения цивилизации-орудия труда и знаковые системы.Человекбиосоц-ое сущ-во, толькоживя в общ-ве форм-ся челов.психика, поэтому специфика конкретного общ-ва, в котором живет чел., взаимоопределяетособен-ти его психики, поведения, соц.взаимодействий с др.людьми.В связи с этим, углубленному пониманию психики чел-каспособствует знание основ социологии.Сознание, мышлениеи многие др. псих.явления не даны человеческомуиндивиду от рождения, а формируются в процессе онтогенеза, в проц.его воспитания и обучения.Отсюдасвязь пс.с педагогикой.Псих-янаходится в родственных связях с философией, посколькузародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.Вовсяком случае, псих-ое «измерение» личности труднобыло бы выявить и изучить не ориентируясь на филос-оеучение о чел-ке, специфике его бытия.
 
4.Методы пс.Метод-теприемы и средства, спомощью к-ых ученые получают достоверную инф-цию, к-ая исп-ся дляпостроения теории.Методика-это формареализации методов, это совок-тьприемов и операций, набор процедур для достиженияопределенных целей.Ананьев разработал классификациюметодов исслед-я.1)Организационные м-ды:
*Сравнительный(сопоставление различных групп по возрастам, по деят-ти).*Лонгитюдный(длительное изучение одних и тех же испытуемых, позволяющие определить возрастную ииндивидуальную изменчивость в фаз жизненного цикла чел-ка),-продольныйсрез(многократное изучение одних и тех же испытуемых),-поперечный срез(изучениеразных индивидов по одной и той же возрастной нруппе).-комплексныйметод-эффект-ть исследования опред-сяпо конечным результатам).
2)Эмпирические методы.*Наблюдение,-интроспекция(самонаблюдение),-объективноенабл-е.*Эксперимент.-естественный, лабораторный.*психодиагностические методы.-тесты, анкеты, беседа, интервью, опросники.*Биографическиеметоды-рассм-ся биография.3)метод обработки данных.*Приемыобработки результатов эксперимента и наблюдения. Они подразд-ся:-колличественный(статистический), качественный(описаниеслучаев и разработка типологии). 4)Интерпритационныйметод.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-географическая характеристика страны (Финляндия)
Реферат Розробка політики розподілу прибутку на торговельному підприємстві
Реферат Перестройка импортных УКВ приемников для приема станций отечественного диапазона
Реферат «адк мониторинг» 23 марта 2007 года
Реферат Русский язык (Шпаргалка)
Реферат Ассортимент и товароведная характеристика мясорастительных консервов Каша с мясом , реализуе
Реферат Гестозы беременных
Реферат § Начало поисков сокровенного
Реферат Анализ требований, предъявляемых к автономным системам электропитания с учётом обеспечения электромагнитной совместимости
Реферат Моделювання рольової гри, як мовленнєвої діяльності, до реальної комунікації
Реферат Историческое возникновение геральдики как науки
Реферат Банковская система России: кризис и перспективы развития
Реферат Развитие образовательного туризма в средневековой культуре
Реферат Colorado River Essay Research Paper Colorado River
Реферат Сельский туризм и перспективы его развития