Реферат по предмету "История"


Репарационная политика Антанты и позиция правящих кругов Германии (1920-21гг.)

Реферат
студента215 группыДюльгера Алексея
натему:
 
“Репарационнаяполитика Антанты и позиция правящих кругов Германии (июнь 1920 – май 1921 гг.)”

План реферата:
1. Политическоеположение, сложившееся в германии в начале 20-х гг.
2. Подготовкакабинета министров Германии к конференции в Спа и участие в ней.
3. Военныесанкции против Германии и их последствия.
4. Заключение.

Политическое положение, сложившееся в германии в начале20-х гг.
Средимногочисленных проблем, порожденных версальским договором, в начале 20-х гг. напервый план выдвинулась репарационная проблема. Первостепенность ееопределялась тем, что огромные платежи, накладывая на германскую экономикутяжелое бремя, вызывали острые социально-классовые и политические противоречия.
В правящих кругах Германии небыло принципиальных разногласий по вопросу об отношении к версальскомудоговору. Основные группировки монополистической буржуазии выступали за егоревизию, ибо договор затруднял восстановление военно-экономического потенциала.Существовали разногласия о путях и темпах ревизии мирного договора.Рейнско-вестфальские магнаты «угля и стали», выступали за открытую его ревизию,за прямую конфронтацию со странами победительницами.
Другая группировкамонополистического капитала, представленная химическими и электротехническимиконцернами, стоявшая на позициях либерализма, выступала за постепенную ревизиюдоговора путем сговора с Антантой. Политические интересы первой группировкизащищали правые партии – Немецкая национальная и Немецкая народная, а так жеконсервативное крыло Центра. Между этими основными группировками германскихмонополистов и развернулась острая политическая борьба по вопросу о путях иметодах ревизии Версальского мирного договора, в том числе и репарационныхпостановлений союзников.
Виюне 1920 г. в результате определённого сдвига вправо общественно-политическойжизни германии партий «Веймарской коалиции» (Социал-демократическая,демократическая, Центр), стоявшие у власти с 1919г., потерпели ощутимоепоражение на первых выборах в рейхстаг, собрав мене половины голосовизбирателей. В то же время правые партии укрепили свои позиции, получив почти в2 раза больше голосов, чем на выборах в национальное собрание    1919г. Имея в рейхстаге только225 мест из 466, т.е. менее 50%, «Веймарская коалиция»потеряла право на формирование правительства в прежнем партийном составе. Всложившейся ситуации президент республики Эберт предложил сформироватьправительство партии Центра, на что руководство партии ответило согласием.
Предложениецентра о вхождении в состав правительства без долгих колебаний принялидемократическая и народная партии, лидеры которых поддержали кандидатуру К. Ференбаха напост рейхсканцлера. Отказались вступить в новую коалицию СДПГ под предлогомучастия в ней представителей правой народной партии. Однако лидерысоциал-демократии заверили центр в поддержке большинства в рейхстаге. 7 июня К.Ференбах был официально уполномочен президентом сформировать правительство.
КонстантинФеренбах (1852 – 1926) принадлежал к тем деятелям Центра, которые заправляли впартии ещё до Ноябрьской революции. Его политическая карьера началась всередине 80-х гг. XIX в., когда он был избран депутатом ландтага Бадена посписку католической партии. С 1903 г. Ференбах являлся депутатом рейхстага, гдедолгое время возглавлял партийную фракцию. В годы первой мировой войныФеренбах был президентом германского рейхстага, а в 1919 – 1920 гг. –президентом Веймарского национального собрания.
Напротяжении всей политической деятельности Ференбах принадлежал к правому крылуЦентра. Выдвижение его кандидатуры на пост рейхсканцлера было «судовлетворением встречено правящими кругами немецкой буржуазии». В партийныхкругах Ференбах был известен, как сильный и решительный политик. 21 июня 1920г. Ференбах приступил к распределению министерских портфелей между партиямиправительственной коалиции.
Окончательный состав кабинета был учрежден президентомстраны 24 июня. Центр был представлен 4 министрами, демократическая партия – 2,народная – 3. Кроме того, в состав правительства вошли два «независимых»кандидата: В. Симонс (член правления объединения промышленности) вкачестве министра иностранных дел  и генерал Гренер в качестве министратранспорта. Первый примыкал к народной партии, второй – к демократической.
Репарационный вопросоказался в центре внимания правительства, ибо кабинет понимал, что егосуществование зависит от того, сможет ли он добиться минимальных репараций.
Репарационныепостановления Версальского мирного договора основывались на признании союзникамивины Германии за развязывание войны в 1914 – 1918 гг. и ответственности запричинение всех потерь и убытков, понесенных союзниками в ходе войны. К моментуприхода к власти правительства Ференбаха союзниками не достигли общего согласияо размерах репараций и порядке их взимания. Предполагалось, что полностьюрепарационный вопрос будет решен до первого мая 1921 г. К этому сроку Германияобязывалась выплатить наличными 20 млрд. золотых марок, а так же сделатьопределенные поставки в счет репараций. Однако правящие круги монополистов подпредлогом послевоенного кризиса саботировали выполнения репарационных и другихпостановлений Версальского договора. В связи с этим союзники намеревалисьобсудить выполнение Германией некоторых условий мирного договора намеждународной конференции в Спа (Бельгия) в июле 1920 г.
Отношение кабинетаФеренбаха к Версальскому договору нашло отражение в первом правительственномзаявлении от 28 июня 1920 г. В нем подчеркивалось несогласие кабинета сусловиями мирного договора, так как он накладывает на Германию «неслыханнобольшое бремя». Но поскольку Германия подписала договор, правительство не можетпроводить иной политики, кроме выполнения принятых обязательств, если «вообщеэто возможно» в условиях кризиса экономики страны. 
Подготовка кабинета министров Германии к конференции в Спаи участие в ней.
С первых днейдеятельности кабинет Ференбаха начал разработку тактики Германской делегации наконференции в Спа. Особое внимание уделялось рассмотрению контрпредложений,которые позволили бы ревизовать репарационные обязательства Германии. На первыхзаседаниях правительство обсуждало контрпредложения, разработанные крупнымгамбургским банкиром Мельхиором по заданию предыдущего кабинета. Суть этихпредложений сводилась к следующему. Позиция Германской Делегации в Спа должнабыть гибкой, подчеркивающей готовность Германии выполнять условия мирногодоговора. Вместе с тем немцы должны нарисовать такую картину экономики страны,которая бы убедила союзников в бессмысленности предъявлять Германииневыполнимые требования.
Немецкая делегация,далее, должна обратить внимание Антанты на уже сделанные платежи в счетрепараций. Делегации не рекомендовалось определять и называть общую суммурепараций. Вместо этого прелагалось внести на рассмотрение конференции вопрос овыплате Германии в течение 30 лет годовых взносов (аннуитетов), которые по мереулучшения финансового положения страны должны увеличиваться с 1 до 3 млрд.золотых марок. Мельхиор рекомендовал так же добиваться на конференции передачирепарационной комиссии всех вопросов, связанных с платежами и определениемплатежеспособности Германии. Это, по мнению Мельхиора, облегчило бы Германскомуправительству достижение поставленных целей.
Проект Мельхиораобсуждался правительством 28 и 30 июня 1920. В ходе обсуждения выявилисьнекоторые разногласия в подходе к проекту Мельхиора и проблеме и проблемерепарации в целом. Наиболее жесткую позицию занял Симонс, тесно связанный срурскими промышленниками. Он считал, что Германская делегация должна заниматьнеуступчивую позицию, не идти на компромиссы с союзниками и добиватьсямаксимального снижения аннуитетов. Сумму в размере 1 млрд. золотых марок онназвал «непосильной» для Германии. Симонс полагал, что немцы могут согласитьсятолько на гарантированные платежи, при условии предоставления Германии крупныхиностранных займов. Соглашаясь с Мельхиором в том, что аннуитеты не должны бытьтолько денежными, Симонс утверждал, что натуральные поставки необходимо резкоуменьшить и учитывать их по ценам мирового рынка. Точку зрения Симонсаподдержали Ференбах, министр хозяйства Шольц, статс-секретарь министерствафинансов Шредер и другие.
Проект Мельхиора былв основном одобрен правительством, его доработка поручалась Симонсу. ГлавойГерманской делегации был утвержден рейхсканцлер Ференбах, в состав ее включеныСимонс, Вирт, Шольц, Бергман и др. В качестве финансовых экономическихэкспертов были приглашены крупнейшие промышленники и банкиры.
Обсуждениерепарационной проблемы в Спа началось 9 июля 1920 г. По инициативе французскойделегации в центре внимания оказался вопрос о поставках Германского угля. Попротоколу, подписанному Германией 29 августа 1919 г., она обязываласьпоставлять союзникам в течение 10 лет ежегодно по 25 млн. тонн угля.Ежемесячные поставки устанавливались в первые годы по 1,6 млн. т. и по мерероста добычи угля должны были возрастать. Большая часть поставокпредназначалась Франции. Однако Германия постоянно срывала выполнение своихобязательств, что вызывало недовольство и протесты со стороны Франции.Французский премьер министр Мильеран предложил в Спа установить строгийконтроль над добычей угля в Германии и поставками его союзниками путем военнойоккупации Рура. Союзники, кроме того, потребовали увеличения ежемесячныхпоставок угля до 2,4млн.т.
Против этихтребований выступила германская делегация. Срывы репарационных поставок углянемцы объясняли тяжелым экономическим положением страны, забастовками горнякови даже разливом Рейна. Симонс прямо высказался против установления союзникамиконтроля над добычей угля, подчеркнув, что это противоречит условиямверсальского договора, ибо «оккупация вызовет потерю Германией экономическогосуверенитета». Он потребовал от союзников сокращение поставок угля до 1,1млн.т.
Точку зрениянемецких угольных королей высказал Стиннес, тон которого шокировал союзников.Стиннес потребовал не только значительного сокращения поставок угля, но ипригрозил полным отказом от выполнения репараций. Стиннес припугнул союзников,что оккупация Рура вызовет автоматическое прекращение добычи угля и восстаниенемецкого населения.
Британскийпремьер министр Ллойд Джордж сообщил Симонсу в частной беседе о готовностисоюзников пойти на некоторые уступки Германии и снизить на пол года ежемесячныепоставки угля до 2млн.т. Официально об этом на конференции было объявлено 12июля.
ОбсуждениеГерманской делегацией нового предложения союзников выявило острые разногласия.Часть ее экспертов и членов предлагали принять требования союзников,рассчитывая в дальнейшем добиться от них новых уступок. Представители концернов«угля и стали» требовали проявить «твердость духа» и отвергнуть предложениесоюзников о поставках угля.
Втакой обстановке 14 июля состоялась неофициальная встреча Симонса с ЛлойдДжорджем. Германский министр вновь пытался доказать непосильность для егостраны требований союзников, однако эти попытки оказались тщетными. ЛлойдДжордж заявил, что в случае непринятия германской стороной требований союзниковони применят санкции военного характера и оккупируют Рур. Для оказания нажимана немцев в Спа были приглашены представители союзных армий, которым былопредложено подготовить план военных санкций в Германии.
Втот же день, после бурного обсуждения ультимативных требований союзников,германская делегация обязалась в течение полугода поставлять ежемесячно по 2млн.т. угля в счет репараций. В свою очередь, союзники согласились выплачиватьГермании премии в размере 5 золотых марок за каждую поставленную тонну угля. Вслучае срыва поставок союзники угрожали оккупировать Рур.
Германия,таким образом, не сумела добиться в Спа серьёзных успехов, но позиция союзниковпоказала, что они готовы пойти на определенные уступки немцам в репарационномвопросе.  Это подтверждалось ходом обсуждений проблемы репараций на конференцииэкспертов союзников и Германии в Брюсселе в декабре 1920 г.  Здесь неофициальноназывалась общая сумма репараций в размере 100 млрд. золотых марок, тогда как в1918 г. фигурировала цифра в 500 млрд., в 1919 г. – 375, в 1920 г. – 269млрд.
Однакосостоявшаяся в Париже союзническая конференция глав правительств установила 29января 1921 г. общую сумму репараций в размере 226 млрд. золотых марок, которуюГермания должна была выплатить в течение 42 лет. Кроме того, она обязана былавыплачивать 12% стоимости своего экспорта. Ежегодные платежи определялись в2млрд. золотых марок в 1921 – 23 гг., в 4 млрд. – 1923 – 25гг. Затем аннуитетывозрастали до 6 млрд. Одновременно союзники разрешили представить Германииконтрпредложения по репарационному плану, которые предполагалось рассмотреть наЛондонской конференции в марте 1921 г.
ПостановленияПарижской конференции вызвали в Германии волну националистической кампании,начало которой положил министр иностранных дел Симонс. 1 февраля он выступил софициальным правительственным заявлением, в котором в резкой форме отклонилрешение союзников. Позиция кабинета была поддержана партиями правительственнойкоалиции, от имени которых 2 февраля в рейхстаге выступил демократ Шиффер.Прикрываясь заботой о немецком народе, он обвинил союзников в нарушении условиймирного договора и в стремлении уничтожить немецкий народ.
Справительственным заявлением согласились социал-демократы и находящиеся воппозиции националисты. Один из лидеров национальной партии заявил в рейхстаге,что его партию удовлетворяет «решительный тон» выступления Симонса, и призвалкабинет отказаться от выполнения Версальского договора.
Впоследующие недели по всей Германии были инсценированы многочисленные марши имитинги протеста против принятых в Париже постановлений. На многочисленноммитинге в Штутгарте 13 февраля Симонс заявил: «требования союзников будут вечновисеть над немецким народом, как призрак… мы, скорее, предпочтем, чтобы намнавязали несправедливые решения, чем согласимся подписать их». Свое выступлениев Карлсруэ 15 февраля Симонс закончил словами: «Ни один из немецкихполитических и государственных деятелей не может допустить того, чтобы немецкийнарод в течение 42 лет нес тяготы репарационных платежей».
25февраля Симонс ознакомил членов кабинета с основными Германскимиконтрпредложениями, подготовленными к Лондонской конференции. Суть их сводиласьк следующему. Германия считает сумму в 226 млрд. золотых марок необоснованной ипредлагает снизить ее до 50 млрд. Но так как из этой суммы якобы уже выплачено20 млрд., то оставшаяся часть репараций равна 30 млрд. золотых марок. Дляпогашения этой суммы Германии должен быть предоставлен крупный международныйзаем.
Симонспредполагал, что Германские контрпредложения могут не найти единодушнойподдержки со стороны союзников и прежде всего Франции. Но, как и прежде, оннадеялся использовать противоречия между союзниками и особую позицию США,проявлявших значительный интерес к расширению экономического сотрудничества сГерманией. Еще в начале февраля 1921 г. американский представитель в БерлинеДрезел предупреждал британского посла Д’Абернона о том,что американское правительство будет серьезно критиковать всякий плансоюзников, который «затруднит развитие американо-германской торговли».
ПредставленныйСимонсом проект не вызвал принципиальных возражений со стороны членовправительства. Осторожно высказывался о предложениях Симонса министр финансовВирт. Он считал, что предложенная союзниками сумма репараций является чрезмерновысокой и невыполнимой, но ее отклонение приведет Германию к катастрофе.
26февраля с содержанием немецких контрпредложений ознакомились лидерыполитических партий и парламентских фракций. Они одобрили подготовленныеСимонсом предложения, хотя и понимали, что Германские условия выплаты репарацииозначают попытку ревизии Версальского договора.
Германскаяделегация, возглавляемая Симонсом, прибыла в Лондон 28 февраля, а 1 мартаначалось обсуждение репарационного вопроса. Германские контрпредложения вызвалиотрицательную реакцию ее участников, союзники отказались даже их обсуждать. 3марта Ллойд Джордж от имени Антанты отверг Германские предложения ипредупредил, что  если германия не признает репарационного плана союзников,принятого 29 января в Париже, или не представит до 7 марта приемлемыхпредложений, то будут окку4пированы немецкие города Дуйсбург, Рурорт,Дюссельдорф, а так же применены другие санкции. Заседания конференции былиотложены до 7 марта.
Военные санкции против Германии и их последствия
Симонс3 марта информировал кабинет о требованиях союзников и запросил, какиеэкономические последствия будет иметь оккупация немецких городов. Членыкабинета признали, что названные союзниками немецкие города являются важнымипромышленными и транспортными центрами, их оккупация резко ухудшит снабжениеуглем южные и западные районы страны. Однако правительство решилопридерживаться ранее намеченной линии и не принимать требований союзников. Опринятом решении было сообщено Симонсу.
Впоследующие дни в Берлине проходили многочисленные заседания кабинета, совещанияэкспертов, в ходе которых обсуждались вопросы, вытекавшие из ультиматумасоюзников. В рейхстаге 5 марта с правительственным заявлением выступилФеренбах. Обрисовав сложившуюся на Лондонской конференции ситуацию, он заявил,что правительство ни при каких обстоятельствах не примет репарационного планасоюзников.  Между тем активную деятельность в Лондоне. Развернула германскаяделегация. 4 марта начались неофициальные контакты немецких экспертов спредставителями союзников, а 5 марта состоялась встреча Симонса с ЛлойдДжорджем и министром иностранных дел Франции Брианом, продолжавшаяся околополутора часов. Симонс без согласования с правительством предложил союзникамновый план выплаты репараций, родившийся уже в Лондоне. По этому плану Германиясоглашалась платить репарации в течение 30 лет в виде аннуитетов, размеркоторых должен зависеть от финансово-экономического положения страны. В1921-23гг. предлагалось выплачивать союзникам по 2, а в 1923-25 гг. – по 3млрд. золотых марок ежегодно. В 1926 г. должны быть определены размерыпоследующих аннуитетов. Соглашаясь на сокращение общего срока выплаты Германиейрепараций, Бриан и Ллойд Джордж потребовали увеличения либо суммы аннуитетов,либо отчислений от стоимости Германского экспорта до 30%.
СообщениеСимонса о предложенном им союзникам репарационным плане вызвало замешательствов правящем блоке. Часть членов кабинета и экспертов считала, что Симонс вышелза рамки прежних инструкций и, превысив полномочия, выдвинул неприемлемый длягермании план. Министр финансов Вирт предлагал не отказываться от планаСимонса, ибо в противном случае союзники применят санкции. Другие членыкабинета и президент Эберт полагали, что план Симонса необходимо несколько«подправить» за счет снижения сумм ежегодных платежей.
6марта Ференбах направил в Лондон новые Германские предложения по репарационномувопросу. Они предполагали снижение аннуитетов до 1,4 млрд. золотых марок, отказот выплаты налога с экспорта, предоставление Германии займа на сумму в 8 млрд.золотых марок из расчета 5,5% годовых. Условия союзников отвергались.
Назаседании лондонской конференции 7 марта Симонс, изложив позицию своегоправительства, отказался принять репарационный план союзников. Это означало,что Германия встала на путь открытой конфронтации с Антантой. 8 марта союзникипровели оккупацию 3-х немецких городов.
Нахарактере дебатов в рейхстаге отразилось то, что они проходили в условияхоккупации союзниками немецких городов. Некоторые депутаты от правых партийтесно связанные с промышленниками Рура интересы которых были непосредственнозатронуты военными и экономическими санкциями, выступили с резкой критикойправительства и особенно Симонса.
Вовторой половине марта – апреле 1921 г. Германское правительство продолжалонастойчиво добиваться пересмотра репарационного плана союзников. Немцырассчитывали на содействие правительства США, которое выступило противопределения максимальной суммы репараций, а оккупацию Германской территориисоюзниками в марте 1921 г. расценило, как нарушение условий Версальскогодоговора. Посредничество в установлении контактов и проведении переговоров порепарационному вопросу между Германией и США по просьбе Симонса взял на себяВатикан, а по некоторым сведениям так же правительство Швейцарии иЧехословакии.
 Однакоамериканское правительство не решилось на открытое вмешательство и отказалосьвести официальные переговоры о репарациях. В связи с этим Германскоеправительство трижды (21 марта, 21 и 24 апреля 1921г.) обращалось кправительству США с нотами, в которых содержались просьбы о посредничестве врешении репарационного вопроса. США вновь ответили отказом, но одновременнопопытались оказать определенный нажим на союзников, чтобы заставить ихприслушаться к мнению Германского правительства при решении репарационноговопроса. В 20-х числах апреля кабинет Ференбаха был неофициально уведомлен осогласии США участвовать в переговорах союзников о репарациях, если Германиявыдвинет приемлемые предложения. В конце апреля 1921 г. открылась 2-яЛондонская конференция союзников, в работе которой Германия участия непринимала. Конференция утвердила окончательный план репарационных платежей,который в виде ультиматума 5 мая был передан Германскому правительству.Союзники установили общий размер репараций в 132 млрд. золотых марок и потребовалиот Германии до 11 мая принять решение конференции. В противном случае ониугрожали 12 мая расширить зону военной оккупации в Руре.
3мая Симонс информировал Правительство об отрицательном ответе США на просьбу опосредничестве. Это означало крушение надежд германского правительства навозможность переговоров с союзниками и поражение политического курса кабинетаФеренбаха. Автоматически вставал вопрос об отставке правительства. Мнениячленов кабинета по этому вопросу разделились. Одни считали, что до полученияофициального ультиматума обсуждать вопрос об отставке не целесообразно. Другиечлены кабинета настаивали на немедленном отклонении требований союзников иуходе в отставку.
Неприняв решения, правительство поручило Ференбаху обсудить создавшуюся ситуациюс лидерами партий и фракций рейхстага. Необходимость такого обсуждениявызывалась тем, что правительственная коалиция не имела большинства в рейхстагеи министры опасались, что оппозиция выскажет недоверие к кабинету ещё до егозаявления об отставке. Одновременно Симонсу поручалось встретиться с посламиФранции и Англии и прозондировать отношения их правительств к возможностипереговоров на основе Германских предложений. На утреннем заседанииправительства 4 мая  Симонс информировал его членов о результатах своихпереговоров с представителями союзников. Французы, сказал, министр, отвергаютлюбые Германские предложения и настаивают на принятии условий, предъявленныхсоюзниками. Подобную позицию занимают и англичане. Надежды на переговоры, такимобразом, исчезли окончательно, в скорой отставке никто из министров уже несомневался.
Днем4 мая члены кабинета встретились с лидерами политических партий. Ференбах,оценивая положение, заявил, что правительство отклоняет ультиматум союзников.Партийные боссы, в свою очередь, высказались против принятия ультиматума икакого-либо компромисса с союзниками, за твердую линию правительства. Вечером 4мая кабинет принял окончательное решение не принимать ультиматум и уйти вотставку в полном составе. Она была принята президентом Эбертом.
Заключение.
Падениекабинета Ференбаха свидетельствовало о провале политики прямой конфронтации ссоюзниками, политики открытой ревизии Версальского договора. Необходим былпереход к более гибкому политическому курсу. Образованное 10 мая 1921 г.правительство во главе с лидером левого крыла партии Центра Виртом принялоультиматум союзников и провозгласило политику «выполнения» Версальского мирногодоговора.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.