Реферат по предмету "История"


Великая греческая колонизация

Содержание
Введение
Глава 1. Архаическая Греция
1.1 Причины Великой греческой колонизации
1.2 Распространение Великой греческой колонизации
1.3 Роль Великой греческой колонизации
Глава 2. Раннегреческая тирания
2.1 Роль тиранических режимов в Греции
2.2 Аттика в архаический период
Глава 3. Греческая община-полис
3.1 Организация греческого полиса
3.2 Экономическая жизнь полиса
3.3 Культура древнегреческого полиса
Заключение
Список литературы
Введение
В мировойистории Древняя Греция выделяется и занимает выдающееся место. Здесь насравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает идостигает высочайших вершин античная цивилизация с такими ярчайшимипроявлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.
Прекраснаяприрода Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особеннодля земледельцев.
Плодороднойземли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создатьоросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтомуземледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причемпо мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, какправило, не хватало на все население, численность которого со временемвозрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: грекииздавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богатаполезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но,естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства ксуществованию.
Еще однимбогатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова,расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия длямореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
Цивилизациясумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Ставискусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильнуюморскую державу.
Сами грекихорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость отизменчивой природы: «Плохие урожаи — бич самых могущественных держав,тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существованиешла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческаяцивилизация постоянно расширяла свои границы.
Архаическаяэпоха характеризуется такими принципиально важными и новыми явлениями в жизнидревних греков, как Великая греческая колонизация, появление феноменараннегреческих тираний, развивавшихся на фоне становления полисной системы.
Характернойчертой истории многих обществ Древнего мира и, в частности, истории ДревнейГреции, была колонизация, то есть основание новых поселений на чужих землях. Расцветколонизационной активности греков приходится на VIII — VI вв. до н.э. то есть на архаический период ее истории. Этовремя и принято называть Великой греческой колонизацией.
С VIII по VI в. до н.э. Греция занималаюг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье МалойАзии. Около 500 г. до н.э. в истории Греции и происходит важнейший перелом — начинаетсявеликая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии,появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла назапад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), насевер (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (СевернаяАфрика, Левант).
Цельисследования: проанализировать Великую греческую колонизацию.
Задачиисследования:
определитьпричины, распространение и роль Великой греческой колонизации;
проанализироватьраннегреческую тиранию;
рассмотретьорганизацию, экономическую и культурную жизнь греческих полисов.
Глава 1. Архаическая Греция1.1 Причины Великой греческой колонизации
ПроцессВеликой греческой колонизации обусловлен несколькими группами причин. Первая изних — это возникновение относительного перенаселения ряда областей Греции. Кначалу архаической эпохи в Греции очевиден резкий демографически взрыв,значительный рост численности населения. Однако на фоне слабого развитияпроизводительных сил интенсификация сельскохозяйственного производства в техусловиях была невозможна. А именно это могло бы помочь прокормить возросшеенаселение. Поэтому часть жителей уже не могла прокормиться на родине, так какновых земель доступных для обработки, в Греции уже не было. Отсюда — поисктаких земель на чужбине и переселение избыточной массы населения на новыетерритории.
Еще однагруппа причин Великой греческой колонизации — это причины социального характера.Обедневшие общинники-крестьяне, если не хотели попасть в долговую кабалу ксвоим разбогатевшим и знатным сородичам вынуждены были покидать заложенные задолги участки земли. Поэтому единственным выходом для них мог быть толькоотъезд на чужбину. Для городов архаической Греции, которые со временемстановились крупными экономическими центрами, и в которых торговля становиласьодной из ведущих отраслей экономики, важной причиной колонизации былостремление торговцев этих городов закрепиться на путях в иноземные страны. Тольков колониях, тесно связанных со своими метрополиями экономическими,политическими, социальными и культурными узами, торговцы чувствовали себя подзащитой.
Социально-экономическаяборьба в метрополиях — это еще одна из причин Великой греческой колонизации. Вархаический период, во время становления греческих полисов и появления вомногих из них тиранических режимов, политическая борьба между различнымигруппировками населения, репрессивная политика тиранов достигали угрожающейостроты. Поэтому перед побежденной группировкой стоял выбор — либо неминуемаясмерть, либо бегство в колонии, вынужденная эмиграция.
По мерероста городов Греции в качестве центров ремесленного производства стала сильноощущаться необходимость расширения сырьевой базы для изготовления ремесленныхизделий. Это сырье поступало в Грецию извне, и в этом процессе колонии современем также стали играть свою определяющую роль. [1]
Наконец,следует отметить еще одно обстоятельство. В архаическое время во многихразвитых в социально-экономическом отношении областях Греции былозаконодательно запрещено долговое рабство сограждан. Начинаются поиски новыхисточников пополнения рабов уже на варварской периферии, где и появлялисьгреческие колонии. Колонисты часто становились организаторами новых рынковрабов, будучи посредниками между «оптовиками», работорговцами ипредставителями правящей «элиты» варварских обществ, обменивающих илипродающих своих соплеменников на чужбину.1.2 Распространение Великой греческой колонизации
Великаягреческая колонизация — это не хаотическое движение греков в чужие земли впоисках счастья и лучшей доли. Она носила организованный и управляемыйхарактер, и будущие колонисты представляли себе, куда они могут выехать, какиеземли и территории они будут занимать, климатические условия этих мест и т.п. Вэтих целях власти метрополии организовали разведочные экспедиции, а такженазначали, ответственное за основание новой колонии и организацию отъезда партиипереселенцев, лицо — ойкиста колонии. Именно он на первых порах организовывалмежевание и распределение сельскохозяйственных угодий на новых землях,осуществлял планировку и руководил строительством поселений для проживанияколонистов. [2]
В историиВеликой греческой колонизации выделяются три направления. Первое направление — западное.В результате перемещения греческих переселенцев на запад были освоены побережьеИонического и Адриатического морей к северо-западу от Греции, районы южнойИталии, остров Сицилия, южная Галлия, восточное побережье Испании и другиеобласти. Второе направление колонизационного движения греков — северо-восточное,благодаря чему греки освоили северное побережье Эгейского моря, районыпроливов, берега Черного моря. Наконец, в результате южного и юго-восточногонаправления колонизации были основаны греческие колонии на южном побережьеМалой Азии и на средиземноморском побережье северной Африки (Египет). Главными,ведущими стали два первых направления Великой греческой колонизации.
В течениепочти трех веков архаической эпохи грекам удалось освоить значительную частьпобережья Средиземного моря, все Причерноморье, часть Приазовья. Им удалосьобосноваться в районе Гибралтара на западе, а на северо-востоке они достиглиустья реки Танаис (современного Дона). На территории Египта, в Навкратисе, былаоснована греческая колония. Кварталы греческих торговцев были обнаружены натерритории древних сирийских городов. Как правило, все территории,колонизованные греками и занятые колониями, прилегали к морскому побережью илинаходились вблизи него. Это позволило великому философу Платону образносравнить греческие колонии, разбросанные по берегам морей от Кавказа до Гибралтара,с лягушками, рассевшимися вокруг пруда, под которым следует пониматьСредиземное и Черное моря.
Вколонизации южной Италии в VIII — VIIвв. до н.э. приняли участие выходцы многих областей Греции. Так, жителиМессении, завоеванной Спартой, переселились в город Регии, основанныйхалкидянами на берегу Мессинского пролива. Сами же спартиаты вскоре основализдесь же свою колонию Тарент. Жители другой области — Пелоттоннеса основали натом же побережье Сибарис и Кротон, ставшие вскоре цветущими городами. Навосточном побережье Сицилии коринфяне основали свою колонию Сиракузы, ставшуювскоре самым крупным греческим городом к западу от Греции. Интересно, чтонередко греческие колонии основывали свои собственные колонии. Примером могутстать колонисты Наксоса, выходцы из Халкиды, которые основали поблизости отКатану и Леонтины колонии Наксоса. Колонизация южной Италии и Сицилии к концу VI века до н.э. приняла такой бурный характер, что за этимирайонами вскоре утвердилось название «Великая Греция».
БлагодаряВеликой греческой колонизации в Греции отчасти были сняты экономические,политические и социальные проблемы. Экономика полисов вышла на новыйкачественный уровень, а греческая торговля приобрела поистине международныйхарактер. Многие греческие колонии стали развитыми экономическими центрами,нередко на много опередившими свои метрополии.1.3 Роль Великой греческой колонизации
Что же далаГреции колонизация? Прежде всего, она вызвала массовый отток населения,покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. Врезультате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, иэто в какой-то степени снимало социальную напряженность.
Колонизацияоткрыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитиесудостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстровыросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие.Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колонийпоставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, — зерно, лес, металлыи продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славиласьГреция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло. [3]
Проблемы,стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба сморской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель — в этих ситуацияхрешающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтомунеудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходилкульт личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно именно вГреции впервые появились спортивные соревнования — Олимпийские игры. Это былиграндиозные празднества во славу божественного совершенства человека,прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а вродных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающейфизической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях,полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.)
Во второйполовине IV в. до н.э. благодаря походам (334-324 гг. дон. э) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывалаМалую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, атакже Египет.
Итак, особыегеографические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развитияцивилизации, на формирование своеобразного типа личности.
Глава 2. Раннегреческая тирания2.1 Роль тиранических режимов в Греции
Период VIII-VI вв. до н.э. для многихобластей Греции характеризуется захватом политической и экономической властиузурпаторами-тиранами. Однако время раннегреческих тираний длится сравнительнонедолго, и, в конце концов, они сменяются господством, как правило,демократических режимов. Пришедший к власти насильственным незаконным путемтиран устанавливал свой авторитарный режим, чаще всего, выступая в ролизащитника простого народа, демоса. Тираническая власть являлась силой,противостоящей родовой знати и традиционной аристократии, пытавшейся в ущербдемосу сохранить свои привилегии.
Какполитическое понятие тирания — это порождение древних греков. Тиранические режимыпоявлялись в Греции тогда, когда общество выходило из состояния социального,политического и экономического равновесия. В истории древней Греции такиеситуации складывались дважды: в архаическое время, в период возрождениягосударственности и становления полисной системы, а также во время кризисаполисной системы, пришедшееся преимущественно на I в. до н.э. Поэтому, вотличие от поздних греческих тиранических режимов IV в.до н.э., тирании архаической эпохи называют ранними или старшими.
Обычноподчеркиваются два обстоятельства, характеризующие раннегреческие тирании. Это,прежде всего, эфемерный, переходный характер тиранических режимов, а также то,что раннегреческие тирании — это отнюдь не всеобщее явление в жизни архаическойГреции. Многие формирующиеся греческие полисы миновали в своем развитии этотэтап. Однако для многих из них, весьма динамично развивавшихся как вэкономическом, так и в политическом отношении, раннегреческие тирании сыграливажнейшую роль, способствуя ликвидации остатков родовых привилегий знати истановлению полисного строя.
Рядфакторов, выводивших общество из состояния стабильности, были причиной рождениятиранических режимов. Прежде всего, это прогресс в развитии техники,определившийся в начале архаической эпохи. В связи с широким распространениемжелеза ремесленное производство постепенно выходит на уровень серийного. Растетроль торговли. Деньги, появившиеся в это время, стимулируют торговлю и ускоряютразвитие греческого ремесла. Это, в свою очередь, заметно влияло на динамикусоциальных отношений — усиливается деградация мелких и средних крестьянскиххозяйств, увеличивается угроза долгового рабства.
При резкомросте численности населения Греции в начале архаического времени очевиденпроцесс ужесточения борьбы за землю. Крестьянские участки дробятся, с однойстороны, а с другой — концентрируются в руках представителей прежней родовойзнати. В результате этого зреет и набирает силу аграрный кризис. Именно он сталодной из причин, нарушавших стабильное состояние общества и стимулировавшихпоявление тиранических режимов.
В новыхусловиях прогрессивного развития техники ремесленная деятельность оказываетсяболее независимой как с экономической, так и с социальной точки зрения. Средиремесленников появляется множество иностранцев-переселенцев, ловких,предприимчивых, быстро богатеющих, умеющих и желающих реализовать свойинтеллект и трудовой потенциал. Однако они не входили в состав давносложившихся родовых объединений, поэтому не могли реализовать свои способностив области сельского хозяйства, так как правом владения землей на территориирождающегося полиса они не обладали. Не могли они участвовать и в политическойжизни общины. Однако роль таких переселенцев в экономической жизни все более иболее возрастала, соответственно усиливались и их амбиции на участие вуправлении коллективами граждан. Это не могло не привести к обострениюсоциальных отношений в рамках рождающихся греческих полисов.
Постепенноремесло приобретает тенденцию объединения с торговлей. Торговля в эпоху архаики- весьма престижное занятие. В ведрах прежнего общества появляется прослойказнати, которая связывала свою хозяйственную деятельность исключительно сторговыми операциями. Именно представители этой знати в ремесле, которое ониначинают контролировать, используют труд рабов. Рабский труд — это новая формабогатства, приобретавшая со временем все большую и большую роль. Но на первыхпорах рабами, как правило, становились бывшие сородичи, а теперь бывшие сочленыформирующегося гражданского коллектива, лишившиеся земли и попавшие черездолговую кабалу в рабство. Так как растущее ремесленное производство требоваловсе большего числа рабов, на фоне аграрного кризиса, приводившего кобезземеливанию и разорению значительной части крестьянства, угроза долговогорабства сородичей усиливалась. Это не могло не влиять на обострение социальнойи политической борьбы во многих регионах Греции.
Такимобразом, те регионы Греции, где быстрее всего развивались ремесло и торговля,где обострение аграрного кризиса в результате обезземеливания и угроза утратыличной свободы широких слоев земледельческого населения проявлялись в наиболеерезких формах, становятся районами значительной социальной и политическойнестабильности. Реакцией на этот процесс и было появление тиранических режимов,причем тиран, захвативший власть, выступал, в качестве защитника, покровителяразоряющихся земельных собственников, в лучшем случае мигрировавших в городадля занятия ремеслом в качестве наемных работников. Именно над ними довлела,прежде всего, угроза потенциального долгового рабства.
В основномдеятельность тиранов осуществлялась в интересах демоса. Они давали ему работу,начинали строительство общественных сооружений, украшали и благоустраивали своигорода, вели войны с соседями, способствуя увеличению мощи своей общины, своегополиса. Но при этом, захватив власть, тираны начинали расправу со своимипротивниками — выходцами из старинных и знатных аристократических родов. Дело втом, что знать в это время была наиболее организованной, а также наиболее богатойи влиятельной частью общины-полиса. Именно она представляла собой наибольшуюопасность для единоличной власти тиранов. Таким образом, обеспечивая себеудержание власти кровавыми репрессиями, тираны тем самым ослабляли господствопрежней родовой аристократии, занявшей в свое время ведущие позиции вполитической жизни греческих полисов. Подавляя аристократические круги, тиранытем самым объективно усиливали демос и, сами того не желая, готовили себебесславный конец.
Поздняягреческая традиция в основном отрицательно рисует деятельность такихтиранических режимов в архаической Греции, как правление Кипсела и Периандра вКоринфе, Феагена в Мегарах, Орфагоридов в Сикионе, Писистратидов в Афинах,Поликрата на Самосе и других. Греческие авторы осуждали незаконный приход их кправлению, режим их личной власти, террор, насилие и беспринципность. Но неследует забывать о том, что как только общество начинало чувствовать себя болеесильным и консолидированным, оно сравнительно легко избавлялось от этой тяжкой исуровой единоличной власти, так как сама тирания была порождена временной,ненормальной ситуацией и прочным режимом никогда не являлась. Сыграв своюрешающую роль в борьбе с консервативной родовой знатью, раннегреческая тираниярасчистила дорогу для утверждения полисного строя к началу Vвека до н.э. почти повсюду была заменена режимами полисных республик.2.2 Аттика в архаический период
Вследствиесостояния исторических источников наиболее рельефно процесс становлениягреческого полиса прослеживается относительно одной из областей Греции — древнейАттики с ее центром в Афинах. Источники свидетельствуют, что на протяженииархаического периода положение аттического крестьянства резко ухудшилось. Всеэто происходило на фоне развития ремесел, становления города как политическогои экономического центра сельскохозяйственной округи, появления монеты.
Самымактивным участником этого процесса ускорения развития общества былатрадиционная землевладельческая аристократия — евпатриды (происходящие отблагородных отцов) — представители древней родовой знати Аттики. Познав силубогатства, ощутив вкус роскоши, эта знать, которая в гомеровское время почти неотличалась от рядового крестьянства, теперь уже стремится изменить ситуацию всвою пользу. Представители аристократии, стремясь к богатству, активноучаствуют и в колонизации, и в заморской торговле. Примечательно, что если вначале архаической эпохи объектами как внутреннего, так и международного обменабыли только предметы роскоши, но начиная с VII века до н.э.в торговый оборот включаются обычные товары — ткани, шерсть, металлы, керамика,рабы. Но в большей степени важен факт того, что именно в это время в сферуобмена попадают продукты сельскохозяйственного производства. Это не могло не привестик росту объема товарного производства и изменению его характера — из-зазначительного увеличения потребностей формирующегося рынка обмена в продукциисельского хозяйства.
Однако вусловиях Греции, и Аттики в частности, возможностей для увеличения массысельскохозяйственной продукции было очень мало. Увеличить продуктивностьсельского хозяйства при тогдашнем уровне развития производительных сил былонельзя, а расширение площадей обрабатываемых земель, при их очевиднойскудности, было маловероятно. Все земли, пригодные для обработки, были ужеосвоены. Единственным средством увеличения объема сельскохозяйственнойпродукции, извлеченной из крестьянского хозяйства, могло быть только понижениеуровня жизни крестьянина и его семьи за счет увеличения изымаемой у него долиурожая.
В разныхчастях Греции этот процесс происходил по — разному. В Аттике закабалениекрестьянства шло по пути усиления его задолженности. Появление так называемыхпелатов и шестидольников, зависящих от аристократии и выплачивавших ей частьсвоего урожая, превращение таких зависимых крестьян в неоплатных должников,последующее обращение их в рабство в случае невыплаты долга и, как результат, — продажа за пределы Аттики — таков был механизм закабаления. Этот процесспротекал достаточно активно благодаря тому, что евпатриды обладали монополиейне только на экономическую, но и на политическую и судебную власть. К тому жедо осуществления радикальных преобразований VI века до н.э.аристократия — это основная вооруженная сила общинного ополчения. Именнокавалерия, состоявшая исключительно из богатых представителей знати, являласьосновной боевой силой того времени.
Демосстрадал также и от политического неравноправия. На высшие должности дляосуществления общинного руководства и проведения культовых мероприятий,командования ополчением, хранения и толкования законов избирали, учитываябогатство и благородство происхождения. Именно эти высшие должностные лицаспустя определенный срок пополняли всевластный ареопаг — высший коллегиальныйорган власти архаических Афин, состоящий исключительно из евпатридов. Народноесобрание общины, объединявшее всех ее представителей, собиралось нерегулярно итолько по призыву высших должностных лиц. Решающей политической силой оно неявлялось.
Афины былиглавным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова.Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богатаполезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно былозаниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.
Главнымиисточниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупныйпортовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился вэкономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный вЭлладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товарыдругим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средствазатрачивались на градостроительство. В V в. сталвоздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которогобыл знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. САфинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитыескульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.
Политическаяжизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовойзнатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между640 и 635 — ок.559 г. до н. э), избранного в 594 г. до н.э. архонтом. Самвеликий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующихгруппировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего, он запретилдолговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняковнедействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.
Солонукрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельныеучастки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а отимущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народногособрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемомправ, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: онидолжны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоневозросла роль народного собрания.
Окончательноафинская демократия сложилась к середине V в. до н.э.,когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законыСодона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели правоизбираться на высшие должности (кроме должности военачальника).
Народноесобрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принималозаконы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры сдругими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях(а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались, и каждыйимел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностныелица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы.
Многие принципыдемократии, разработанные XXV веков назад, продолжаютдействовать и в наше время, превратившись в своего рода вечные нормы жизниобщества, которое заслуживает названия гражданского.
Глава 3. Греческая община-полис3.1 Организация греческого полиса
Как и вовсех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основнойячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была непохожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние наполитическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенностилитературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в целом.
Это былаобщина-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке),но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человекявлялся греком по национальности, если он был свободным и владел частнойсобственностью. Все члены общины свободные собственники — обладалиполитическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли импринимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полисназывают гражданской общиной.
Государствов Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырасталоиз общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своимизаконами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане иземледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались вединый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое политическоеи идейное целое.
Внутриполисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались сводызаконов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторыесоциальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: вСпарте до I в. до н.э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинахпрославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землюв неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, нои мог вести внешнего политическую деятельность, имел собственную армию: гражданеполиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.
Полис (т.е. коллективграждан) имел право верховной собственности на землю, частных участков земли онраспоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позицииполиса как политического образования.
Воспринимаясебя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии.В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, чтоблагополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, внекоторого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса вомногом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких,талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждалистяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд главное — ощущали себяполноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так,одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладалидаром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Сила исамостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не былоусловий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическаяформа правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокойдревности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшиеправа демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьянеи ремесленники. К VII в. до н.э. конфликты внутриполиса достигли особенного размаха.
Борьбу саристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угрозалишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. Уаристократии были другой противник — довольно большой слой незнатных горожан,разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.
Во многихполисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати иустановлением тирании — единовластия, благодаря которой обуздывался произволзнати.
Потребностьв тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, истали появляться другие формы правления. В одних полисах правление былоолигархическим, в других — демократическим, но в любом случае большую рольиграло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решениявсех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти — дваосновных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.
Такимобразом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родиласьдалеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Новажно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногдаостававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.
Греческие полисыобычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляетоколо 1404 кв.км) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500кв.км) — несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территорияохватывала 8400 кв.км.
Полисы былиочень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причемоснованы на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополииони вели себя как вполне независимые государства: могли быть союзниками, амогли и вести войну.
Срединаселения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другиесвободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались полноправными. К нимотносились, прежде всего, зависимые крестьяне, потерявшие право собственностина свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того,как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но, темне менее, им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно,закрывало доступ к управлению полисом.
На низшейступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалосьот домашнего рабства на Востоке особой же и определенностью. (Исключениесоставляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность) Долговоерабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились тольковоеннопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница,отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.
Рабы вГреции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящиморудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметомкупли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом итоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, ониоставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, которыйстановился их покровителем, патроном.
В лучшемположении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось нечасто). Вэтом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить болеесамостоятельно.
После 500 г.до н.э., т.е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией (500-449 гг.до н. э), число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они небыли основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовалсямало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами особенно в техслучаях, когда требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелыхработах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многиеиз них трудились как слуги в домах зажиточных людей.
Рабство вдревней Греции воспринималось как не что собой разумеющееся, свобода считаласьдаром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384-322гг. до н. э) полагал, что «одни естественно являются свободными, а другие- естественно рабами, и… по отношению к этим последним рабское положениестоль же полезно, как и справедливо».3.2 Экономическая жизнь полиса
Некоторыеисторики считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросликапиталистические отношения; существует даже специальный термин — античныйкапитализм. Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно,Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видовсельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно былоизбавиться от угрозы голода.
Активнаяторговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя,но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. дон.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продаваливино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб,рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. ВАфинах шла активная торговля с колониями, из Египта привозили зерно, льняныеткани, из Карфаге — ковры, из Африки — слоновую кость, из Причерноморья — зерно,скот, мед, воск и товары в основном тут же перепродавались в другие города. В V-IV вв. до н.э. общий валовой обороттолько в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тыс. талантов- огромной по тем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26кг). Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразныекредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город-государство вГреции чеканил свою монету, развивался валютный обмен.
Сухопутнаяторговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она быланевыгодна из-за плохих дорог и гор. Кроме того, трудности возникали из-за войн,которые часто вспыхивали между полисами. Но даже в удаленных от моря греческихгородах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленнымиизделиями, продуктами, домашней утварью.
Товарно-денежныеотношения, успешно развивавшиеся в Греции, были необычны для этой эпохи, еслисравнивать с другими цивилизациями. Поэтому историки считают, что уже вдревности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которойвпоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческуюэкономику капиталистической неверно. В основном хозяйство имело натуральныйхарактер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а вдругих слабее, т.е. распространялись неравномерно и существовали в рамкахнатурального хозяйства.
Именно вполисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений,складывался особый тип личности — свободной, честолюбивой, безграничнопреданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток надревнегреческую цивилизацию в целом.
Полисыдостигли своего расцвета на рубеже VI-Vвв. до н.э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельныхнебольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключалисоюзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т.е. имелодовольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования древняя Грецияне знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительноустойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Ихвозглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие двацентра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особымпутем. История Афин — это, прежде всего, история становления и победы античнойдемократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, дажеполицейским, крайне консервативным государством. Соперничество этих двухполисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшим изнутридревнегреческую цивилизацию.
Попыткиобъединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь навремя войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распадсоюзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положениемих участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии,на котором строилась жизнь полисов.
ПоражениеСпарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость,но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительныекровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившиеполисы, а в итоге и всю Грецию. Но, главное, полис еще в эпоху Пелопоннесскихвойн вступает в состояние кризиса. I в. до н.э. — это финал классическойГреции, ее полисной системы, а с точки зрения известного теоретика А. Тойнби, — начало конца древнегреческой цивилизации в целом. [4]
Прав ли былА. Тойнби? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос; ведь в следующую,эллинистическую, эпоху Греция расширяла свои границы в невиданных доселемасштабах, переживала экономический подъем, а ее духовная культура оставаласьпо-прежнему богатой и разнообразной. Но прежние цивилизационные структуры сталиразрушаться.
Наиболееярко это проявилось в афинском полисе, где особенно сильно были развиты товарно-денежныеотношения. Законы, по которым жил полис, возникший как закрытая общинаграждан-земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людямвести предпринимательскую деятельность. Среди них было многометеков-чужеземцев, которые в VI в. до н.э. составлялипочти половину населения Афин и занимались в основном ремеслом, торговлей икредитом. Однако им по-прежнему запрещалось получать землю — общуюсобственность полиса, эксплуатировать участки в Лаврионских рудниках, гдедобывалось серебро. Старая форма собственности, объединявшая и государственный,и частный принципы, изживала себя, теперь требовался переход к полной частнойсобственности.
Измененияпроисходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии идемократии сменилась противоборством группировок, разделенных имущественнымположением. Платон, великий философ Древней Греции, писал, что внутри полисаобразовались «два враждебных между собой государства: одно — бедняков,другое — богачей». В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты внародном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. Вдругих полисах дело доходило и до гражданских войн. [5]
Индивидуализм,раньше сочетавшийся с идеей «общей пользы» теперь непомерно вырос: коллективистскаямораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полисв его традиционной форме, который долгое время был основой и опоройдревнегреческой цивилизации.3.3 Культура древнегреческого полиса
Древнегреческаяцивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль вее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизнипобуждало человека раскрывать лучшие свои способности.
Уже в VII-VI вв. до н.э. в Грециизарождается философия.
Первыхгреческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождениеокружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам,а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита смедициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще взачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считалсяосновоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель — Анаксимандр(VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важныхзаконов физики — закон о сохранении энергии и создал первую геометрическуюмодель Вселенной.
Первыепопытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрениясовременной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не наоснове мифов, а не на основе научных знаний.
Философыискали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мирпредставлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всехвещей, сколь бы различны они ни были, лежит некий первоэлемент. Так, дляфилософа Фалеса первоэлементом была вода, которая претерпевает бесконечныепревращения и создает все, что человек видит вокруг себя. Другой философ,Анаксимен (нач. V в. до н. э), считал первоэлементомвоздух: сгущаясь, он образует воду, землю, камни и другие вещи. [6]Поскольку в каждой из них содержится разное количество первоэлементов, мирразнообразен, одна вещь не похожа на другую. Гераклит (кон. VIв. до н. э) считал первоэлементом огонь, но главным в его учении было то, чтомир находится в постоянном движении, изменении и борьбе противоречий, что вокругнет ничего постоянного. Учение Гераклита отразилось в его крылатых изречениях:«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Все течет, всеменяется».
Однакофилософы в Греции занимались не только сложными вопросами происхождения иустройства мира. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споровв народных собраниях родилось другое направление, изучавшее, прежде всегочеловека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилосьв V-IV вв. до н.э. ираспространялось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах.
Софисты,анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способенпознать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Один из софистов,философ Протагор (V — начало IVв. до н. э), сказал об этом: «Человек есть мера всех вещей». Темсамым он показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оцениваетее; говоря о мире, он вносит в свои суждения много личного. [7]
О каждойвещи бывает два совершенно противоположных мнения.
«Относительнобогов я не знаю, существуют они или нет, потому что есть много вещей,препятствующих пониманию этого: неясность предмета и краткость человеческойжизни». Из высказываний Протагора.
Подтверждаясвою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разныхполисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, ониделали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятияхученики часто получали задание произнести аргументированные речи «за»и «против». Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато онаприучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.
Жизнь вполисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в своюочередь, пробуждало интерес к личности — к разнообразию и неповторимостичеловеческих характеров, эмоций.
Индивидуальноеначало ярко отразилось в литературе. Еще в VII-VI вв. до н.э. возник особый литературный род — лирика (отгреческого слова «лира» — музыкальный инструмент), в которойописывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. Влирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждаласьценность личности.
В стихах древнегреческихпоэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение вовнутреннем спокойствии:
Сердце,сердце! Грозным строем встали беды пред тобой:
Ободрись ивстреть их грудью, и ударим на врагов!.. .
Победишь — своейпобеды напоказ не выставляй,
Победят — неогорчайся, запершись в дому, не плачь!
В мерурадуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Смену волнпознай, что в жизни человеческой царит.
Архилох, VII в. до н.э.
Поэты писалии о самом тонком, трудно передаваемом чувстве — о любви:
Богу равнымкажется мне по счастью
Человек,который так близко-близко пред тобой сидит,
Твойзвучащий нежно слушает голос
И прелестныйсмех, у меня при этом
Пересталосразу бы сердце биться...
Сафо, перваяиз известных нам поэтесс,
VII-VI вв. до н.э.
Личностьчеловека была в центре внимания писателей-трагиков. В Vв. до н.э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь богаДиониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которыедавались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера,зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которыхосмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались страгедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе.Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбус непобедимыми, неподвластными человеку силами.
В трагедиивыразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз егосилы и стойкости.
Интерес к личностиотразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенноначиная с V в., стремились, как можно достовернеепоказать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характерили настроение человека.
В греческойкультуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству илииудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V-IV вв. до н.э. стали осознавать разницу между порядком земными небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии свысшими нормами. [8]
Первым средитаких философов был Сократ (469 — 399 гг. до н. э). Он провозгласил главнойзадачей для человека — нравственное совершенствование, которое позволит емуприблизиться к небесной красоте и гармонии. Путь к совершенствованию лежитчерез знания, в том числе и знание самого себя, своих недостатков, невежества. Сократговорил, что в юности был поражен, увидев на стенах храма в Дельфах надпись:«Познай самого себя». С тех пор эти слова стали главным девизомСократа.
Учеником ипоследователем Сократа был Платон (429-347 гг. до н. э), основавший в АфинахАкадемию — философскую школу, объединившую его учеников. В философии Платонанет идеи Бога, но есть представление о невидимом мире идей, или эйдосов,первообразов всего, что существует на земле. Эйдосы совершенны и неизменны, а вземном своем, материальном воплощении они утрачивают эти качества. Все явленияреального мира — лишь слабые, тусклые их отражения.
Точно так жеи души людей, изначально безгрешные, попав на землю, утрачивают чистоту исовершенство. И в первую очередь души людей портят дурные, низменные страсти ижелания. Однако Платон (а до него и Сократ) утверждал, что человек можетвосстановить духовное совершенство, если низким желаниям предпочтет высокие иблагородные. Тогда душа человека еще при жизни будет восходить к миру эйдосов, т.е.достигнет небесного идеала.
В высшеммире есть и эйдос полиса, а это означает, что задача законодателя — создатьполис, максимально близкий к идеальному. В трактате «Государство» Платонразработал подробный план такого совершенного полиса. Не будем забывать, чтоПлатон жил в эпоху кризиса полиса, и естественно, что для него, как и длядругих мыслителей Греции, очень важно было вернуть утраченную гармонию вобщественных отношениях. [9]
Платон хотелвосстановить полис в том виде, в каком он существовал в глубокой древности, в«золотом веке», когда общинное, коллективистское начало пронизываловсе сферы жизни.
Поэтомуутопия Платона оказалась весьма суровой и безрадостной. Философ предлагалразделить население полиса на три группы. В одну должны входить земледельцы,ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие оченьскромно. Вторая группа — «стражи», воины, защищающие полис от враговизвне и внутри государства. И третья — правители, состоящие измудрецов-философов. Ибо, как считал Платон, если не совпадают воедино «государственнаясила и философия… тогда… нет конца бедствиям в государствах». Но приэтом и стражи, и правители обязаны вести жизнь, полную всевозможныхограничений, лишенные даже семьи и имущества, дабы ничто не отвлекало их отслужбы обществу. Воспитание детей Платон препоручал обществу, потому что если«ни отец не знает своего ребенка, ни ребенок своего отца», то всеграждане относятся друг к другу как к родным.
Аскетический,уравнительный полис Платона весьма напоминал некоторыми чертами спартанскоеобщество. В эпоху кризиса оно воспринималось как оплот всего традиционного, какпротивовес разрушению привычных норм жизни.
«Вдемократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении,даже если ты к этому не способен; не обязательно и подчиняться, если ты нежелаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим,условия мира, если ты мира не жаждешь… Разве не чудесна на первый взгляд и несоблазнительна подобная жизнь? Пожалуй, но лишь ненадолго». (Платон. Государство).
В культуре Грециивпервые в эпоху древности человек был показан так полно и жизненно: егогражданские добродетели, чувства любви, страха и отчаяния, его сила и слабостьперед законами жизни, красота человеческого тела — все это отразилось влитературе, философии и искусстве Греции.
Заключение
Расцветколонизационной активности греков приходится на VIII — VI вв. до н.э., то есть на архаический период ее истории. Этовремя и принято называть Великой греческой колонизацией.
Архаическаяэпоха характеризуется такими принципиально важными и новыми явлениями в жизнидревних греков, как Великая греческая колонизация, появление феноменараннегреческих тираний, развивавшихся на фоне становления полисной системы.
БлагодаряВеликой греческой колонизации в Греции отчасти были сняты экономические,политические и социальные проблемы. Экономика полисов вышла на новыйкачественный уровень, а греческая торговля приобрела поистине международныйхарактер. Многие греческие колонии стали развитыми экономическими центрами,нередко на много опередившими свои метрополии.
Именно вполисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений,складывался особый тип личности — свободной, честолюбивой, безграничнопреданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток надревнегреческую цивилизацию в целом.
Зарождениегосударственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности.Скудные сведения сохранились о Минойском, Микенском царствах древнейшей вГреции ахейской цивилизации. В XIII — XII вв. до н.э. территория Греции была завоеванаэтнически неоднородными дорийскими племенами. Разные группы пришедших племеннеодинаково взаимодействовали с местным населением, что и определиловозникновение в Греции различающихся государственно-правовых укладов.
Греческиеобщины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей отчастидаже на особенности литературы искусства философии, т.е. на историюдревнегреческой цивилизации в целом.
Древнегреческаяобщина-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членомобщины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком понациональности; если он был свободным и владел частной собственностью.
Все членыобщины свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и невсегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственнойдеятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Государствов Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было надревнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась вмаленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.
Внутриполисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались сводызаконов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторыесоциальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и могвести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию — граждане полисавступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя каксамостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).
Сила исамостоятельность во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий дляпоявления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая формаправления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности воглаве полисов стояли царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа),к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII веку до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенногоразмаха.
Борьбу саристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угрозалишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. Уаристократии был и другой противник — довольно большой слой незнатных горожан,разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.
Во многихполисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати иустановлением тирании — единовластия, благодаря которому обуздывался произволзнати.
Но тираниябыла недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии былиослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В однихполисах правление было олигархическим, в других — демократическим, но в любомслучае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилупринадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.
Высокая рольнародного собрания и выборная — два основных фактора, которые создавали условиядля развития греческой демократии.
Древнегреческаяцивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль вее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизнипобуждало человека раскрывать лучшие свои способности.
Список литературы
1. Бучило Н.Ф., ЧумаковА.Н. Философия. — М.: «ПЕР СЭ», 2001.
2. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства. — М., 2000.
3. Губин В.Д. Основыфилософии. — М.: «ТОН», 1999, Ч.2
4. Историягосударства и права зарубежных стран. /Под ред. Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А.,- М., 1999
5. Косарев А.И. Историягосударства и права зарубежных стран. — М., 2002.
6. Культурология.Курс лекций. /Под ред. Радугина А.А. — М.: Центр, 2003.
7. Мотрошилова Н.В.Рождение и развитие философских идей. — М., 1991.
8. Новиков С.В.,Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. — М., 2000.
9. Пронкин С.В. Государственноеуправление зарубежных стран. — М., 2001.
10. Тинт Ю.С. Историягосударства и права зарубежных стран. — М., 2004.
11. Философия. /Подред.В.П. Кохановского. — Ростов-на-Дону, 2001
12. Философия. /Подред. Сергеева С.П. — М., 2003.
13. Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций. — М.: Дрофа, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.