Реферат по предмету "История"


Библиографическая деятельность Н.А. Рубакина и его труд "Среди книг"

Библиографическаядеятельность Н.А. Рубакина и его труд «Среди книг»
Н.А. Рубакин вошел висторию русской библиографии прежде всего как автор фундаментального труда«Среди книг».
«Среди книг»! Труднопредставить, что можно как-то иначе назвать эту книгу. Более выразительное,более символичное название для этой книги вряд ли можно придумать. Оно как бысливается с самой личностью Н.А. Рубакина, со всей его жизнью. Вся его жизньпроходила среди книг, посвящена книге, ее созданию, ее пропаганде, продвижениюв массы трудящихся. Книги для Рубакина были тем же, чем для музыканта являютсязвуки, для художника – краски, для поэта – слово, рифмы.
Убежденность в великойсиле книги заставила Н.А. Рубакина использовать все средства для ее пропаганды.Библиография представляла для этой цели исключительно широкие возможности.Библиографией не только в широком, но и в узком смысле слова, Н.А. Рубакинзанимался всю свою жизнь, хотя не считал себя библиографом – профессионалом.
Деятельность Рубакина вобласти библиографии началась в ранней юности. Первые его практические шагивыражались в составлении рекомендательных списков литературы, каталоговбиблиотеки.
В 1888 г. В Москве, подназванием «Библиотека для народного училища. Опыт описательного каталога книгпо школьному делу», вышла первая библиографическая работа Н.А. Рубакина,изданная под инициалами Н. Г. Много библиографического материала содержали егозаметки и статьи о литературе для народа, печатавшиеся в «Русском богатстве» вконце 80-х – начале 90-х гг. в 1892 г. Ежемесячный журнал «Мир божий» публикуетаннотированный «Библиографический листок». В 90-х гг. в различных журналахпомещаются небольшие библиографические указатели на естественно – научные,исторические и педагогические темы. В 1892 г. В журнале «Мир божий», в котором Н.А.Рубакин вел отдел библиографии, был опубликован «Список руководств и пособийдля наблюдения природы (астрономия, метеорология, минералогия, ботаника,физиология и другие аннотации)», а в 1893 г. Журнал «Детское чтение» выпустилотдельным изданием «Критический указатель детской и педагогической литературы»,составленный Н.А. Рубакиным.
Позднее, когда Н.А.Рубакин начал издавать в различных издательствах научные и научно – популярныекниги, он ввел в практику русского издательского дела рекомендательнуювнутрикнижную библиографию, используя этот метод как для своих книг, так и длякниг других авторов.
В 1895 – 1905 гг. Н.А.Рубакин принимает участие в составлении и переиздании программ длясамообразования, выпускающихся Отделом помощи самообразованию Педагогическогомузея военно-учебных заведений в Петербурге.
В 1895 г. В соавторствес М.А. Антоновичем Н.А. Рубакин составил «Энциклопедическую программу длясамообразования» по разделам: астрономия, история земли (геология), ботаника изоология, общая физиология и физическая антропология. Эта программа вошла в 1-оеиздание «Программ чтения для самообразования», выпущенное в Петербурге в 1895г. Для 2-го издания этой программы, вышедшего в 1897 г., Н. А. Рубакин всоавторстве с М.А. Антоновичем и И.В. Мушкетовым составил такого же рода«Энциклопедическую программу» по разделу истории земли (физическая география игеология). Эти программы вновь перерабатывались и дополнялись авторами для 3-го(1891 г.), 4-го (1904 г.) и 5-го (1905 г.) изданий.
В практикебиблиографической деятельности Н.А. Рубакин большое место занимает созданиекаталога общеобразовательной библиотеки, над которым он работал много лет.
В приложениях к 1-муизданию «Среди книг» Рубакин дает библиографию библиотековедения – «Списокпособий для библиотекарей», который начинается с изложения программы подготовкикадров библиотечных работников, наряду с этим он дает и ряд советов поорганизации библиотеки.
Список пособий длябиблиотекарей – яркое свидетельство того, что Н.А. Рубакин придавалбиблиографической подготовке библиотекаря первостепенное значение. Он считалчрезвычайно важным, чтобы библиотекарь хорошо разбирался в отраслевойбиблиографии, и она широко представлена в списке.
Значителен по объему всписке раздел библиографии журнальных статей. Автор называет в нем указателистатей, помещенных в журналах «Вестник Европы», «Русское богатство», «Мысль»,«Отечественные записки», «Современник», «Исторический вестник» и другие. Н.А.Рубакин рекомендует также в каждой библиотеке иметь печатные каталоги различныхбиблиотек, а также указатели книг, изъятых цензурой из обращения, списки книг,запрещенных к обращению в библиотеках, и списки книг, допущенных в публичные,народные и школьные библиотеки.
В 1896 г. Былинапечатаны библиографические примечания к книге Д.В. Мармери «Прогресс науки,его происхождение, развитие, причины и результаты», составленные Рубакиным.
Революционные события встране подтолкнули Рубакина ускорить выпуск указателя. Стремление помочьтрудящимся овладеть книжными богатствами, а с их помощью – знаниями,необходимыми для революционной борьбы, руководило Н.А. Рубакиным. Указатель«Среди книг» он рассматривал как «введение в изучение минимума» знаний окнигах. Первое издание указателя вышло в 1906 г. в одном томе. Работа надуказателем проводилась в трудных условиях, когда Н.А. Рубакин жил за границей,вдали от больших русских книгохранилищ. Указатель состоял из трех частей:первая часть – теоретическая, где излагались взгляды автора на роль книги ибиблиотеки, значение общеобразовательного каталога в деле выработки научногомировоззрения читателей, принципы построения каталога.
Во второй,библиографической, части указывалась литература по всем отраслям знания,отобранная согласно по принципам, изложенным в теоретической части.
Третья частьозаглавлена автором так: «Дополнительный отдел. Смесь. Детские книги.Периодические издания». Ценность этого отдела заключается в том, что в немуказаны издания, вышедшие в свет во время печатания указателя (по 15 июня 1905г.), т. е. в первые месяцы революции 1905-1907 гг. Поэтому здесь многообщественно — политической литературы.
В этом отделе указаны ипериодические издания, выходившие в 1905 г., а также журналы, прекратившие своесуществование. В 1-ом издании «Среди книг» имеется алфавитный указатель именавторов, введенных в указатель. Приложен также список книг, вышедших «безобозначения на них имен авторов», и сборники. Эти приложения значительноповышают ценность указателя.
Однако первое издание«Среди книг» не удовлетворяло Н.А. Рубакина, и он вскоре задумывает второеиздание этой книги, значительно расширенное и во многом отличающееся отпервого.
В теоретической частиуказателя «Среди книг» Н.А. Рубакин излагает систему своих взглядов по вопросамтеории библиотечного ядра и организации его в общественной библиотеке, повопросам классификации наук и книг, использования книжных богатств библиотекичитателями, занимающимися самообразованием, создания общеобразовательногокаталога в целях рационального использования книг. Н.А. Рубакин здесь, как и вдругих своих работах, рассматривает библиотечное дело не изолированно, а каксоставную часть развития общества. Он утверждает, что одним из законов развитиясовременного общества является закон непрерывного нарастания книжных богатств,с одной стороны, и их потребителей-читателей – с другой.
Указатель «Среди книг»являлся делом почти всей жизни Н.А. Рубакина. Им он занимался и после выходауказателя в свет, стремясь превратить его в библиографическую энциклопедию.Указателем интересовалась вся читающая и пишущая Россия.
В подготовке второгоиздания «Среди книг» неоценимую помощь Н.А. Рубакину оказал Г.В. Плеханов,давший постраничные замечания на некоторые разделы Iи II томов. Замечания Плехановакасались как существа вопросов, так и библиографии. Г.В. Плеханов указываетН.А. Рубакину на недопустимость пропуска ряда работ В.И. Ленина, нанеправильную характеристику анархизма, на переоценку роли Л.Н. Толстого вразвитии общественной мысли в России, на многие неточности и ошибкифактического и библиографического характера. Замечания Г.В. Плеханова во многомпомогли Н.А. Рубакину улучшить свой труд, повысить его научную ценность. Нодалеко не все замечания Г.В. Плеханова были учтены Н.А. Рубакиным – мешалапозиция «надпартийности». Важной отличительной особенностью второго изданияуказателя явилось наличие в нем обширных «предварительных замечаний», целькоторых – руководить чтением, в первую очередь занимающихся самообразованием.
Когда Рубакин готовилвторой том «Среди книг», он попросил Ленина написать для указателя статью сизложением сути большевизма.
В 1914 г. в апрельскойкнижке легального большевистского журнала «Просвещение» была напечатанарецензия В.И. Ленина на IIтом 2-го издания «Среди книг». Особую ценность указателя Ленин видел в том, чтоавтор не исключал «ни зарубежных, ни подвергшихся преследованиям изданий».Рецензия Ленина, заострившая и подчеркнувшая значение IIтома указателя Рубакина, как бы вводила библиографию в самую гущу политическойборьбы, квалифицировала ее как острое оружие этой борьбы.
В 1-ой части IIIтома Рубакин делает попытку дать возможность представителям различных теченийобщественной мысли говорить за себя. В предисловии к этому тому Рубакин пишет,что поскольку национальный вопрос, который освещается в этой книге оченьтрудный и сложный, он не берется давать свои определения, а стремится с помощьюиностранных цитат изложить сущность течений словами лидеров этих течений.Однако то, что Рубакин цитировал разных авторов, еще не значит, что онпривлекал их к участию. Цитировал он их по своему усмотрению, стараясьвыдвигать на первый план «все то, что убеждает, а не то, что раздражает». Впечать 1-ая часть III тома не нашлатакого широкого отклика, как первые два тома. Это объясняется прежде всего тем,что книга вышла в период первой мировой войны. Вторая часть IIIтома, содержавшая вспомогательные указатели по всем трем томам 2-го издания, всвязи с войной так и не вышла из печати, поэтому первое издание, снабженноесправочным аппаратом, читатели могут использовать с большей пользой, чем второеиздание «Среди книг».
Сразу же по выходе 1-гои, особенно, 2-го издания «Среди книг» появляются в газетах и журналах отклики.Они печатались в изданиях официальных, таких, как «Журнал Министерстванародного просвещения», «Правительственный вестник»; в журналах либеральногонаправления – «Русское слово», «Вестник Европы»; народнически-кадетского –«Русское богатство»; эсеровско-меньшевистского – «Современник».
Печатались рецензии вжурналах библиотечно-библиографических – «Библиотекарь» и «Русский библиофил»,в педагогических журналах – «Русская школа», «Народное образование».
Откликнулись на выходуказателя и издания научных обществ и организаций – «Научно-историческийжурнал», «Исторический вестник» и другие.
Хотя эти отзывы весьмапротиворечивы, их можно разделить на две основные группы: 1) отзывы положительные,авторы которых отмечают большое общественно – политическое значение указателя;2) отзывы отрицательные, авторы которых зачеркивают общественно – политическоезначение указателя, видят в нем только недостатки.
Универсальныерекомендательные указатели рубакинского типа нужны и в наши дни. Вопрос об этомнеоднократно поднимался не только в специальной, но и в общей печати РФ. Носозданием такого рода указателей должен заниматься не один человек, а коллективбиблиографов-специалистов, что и осуществляется в наши дни в практикебиблиографической работы.
Широко используябиблиографию в своей практической деятельности по пропаганде книг, Н.А.Рубакин, естественно, не мог обойти и теорию библиографии. В теоретической,вводной главе ко 2-ому изданию «Среди книг» Н.А. Рубакин говорит опсихологической библиографии, которая, по его мнению, должна рассматривать иизучать психологию книги, книжного влияния в зависимости от психологическоготипа автора книги и читателя. Психологическая библиография классифицирует книгипо их психическим типам. Н.А. Рубакин прекрасно понимал, что такой библиографиинет, но он считал, что нужно ее создать. Психологическая библиография, по егомнению, должна включать сведения о содержании книги и о степени ее трудности.Полноту описания он рассматривал как лучшее средство пропаганды ираспространения книги.
Н.А. Рубакин считаетнеобходимым включать в каталог списки наиболее «жгучих» вопросов, с указаниемпротив каждого из них названий книг, номеров глав и страниц, где читатель можетнайти ответы на эти вопросы или материал для их решения.
Одним из важнейшихпринципов психологической библиографии Н.А. Рубакин считает классификацию книгпо степени их трудности. Это осуществляется в указателе «Среди книг». Читателейон делит по уровню подготовки на 4 категории. Соответственно этому делаютсяотметки против книг.
Самым же главнымтребованием психологической библиографии Н.А. Рубакин считает изучениечитателя, индивидуальных особенностей его психики, его личности в целом. Наоснове изучения читателей могут быть выведены и формулы, характеризующуюпсихику читателей.
Мысли Рубакина опсихологической библиографии интересны. В известной мере они учтены всовременной практике рекомендательной библиографии. Возможно, что и в будущемони найдут какое-то практическое применение.
Подводя итог, следуетсказать, что самый факт появления в печати указателя Н.А. Рубакина «Среди книг»поднял русскую библиографию и ее теорию на новую, более высокую ступень.Особенно важно то, что указатель этот побудил В.И. Ленина написать рецензию,которая, разоблачала тенденцию «надпартийности» в библиографии, указывала ейновые пути.

 
Список литературы:
1. МавричеваК.Г. Деятели книги. Н.А. Рубакин (1862-1946). М., 1972 — 175 с.
2. Мирбиблиографии: научн.-практ. и культ.-просвет. журн.-М., 2004 — 103 с.
3. Мирбиблиографии: научн.-практ. и культ.-просвет. журн.-М., 2002 — 115 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Астоящее пособие предназначается для лиц, приступающих к работе над переводом с английского языка на русский неадаптированного общест­венно-политического текста
Реферат А. А. Шулус Ректор Академии труда и социальных отношений, д э. н., профессор Лауреат премии Правительства РФ в области образования Российские профсоюзы: урок
Реферат [[ Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы]]
Реферат Технологический процесс добычи марганцевой руды и влияние на окружающую среду (на прим. Ордженекидзовского ГОКа)
Реферат Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Реферат К проблеме организации текстового пространства в немецкоязычном автобиографиче-ском дискурсе
Реферат Фінансове забуспечення недержавних пенсійних фондів
Реферат Зарубіжний досвід формування та забезпечення ефективного використання кадрового потенціалу фірми
Реферат My Attempt To Define Poetry Essay Research
Реферат Загрязнение окружаюшей среды
Реферат Анализ финансово-хозяйственой деятельности предприятия
Реферат Разработка маркетинговой стратегии антикризисного управления предприятием
Реферат Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Реферат Управление банком в процессе санации
Реферат Товарознавча експертиза шоколаду що підлягає митному оформленню з метою випуску у вільний обіг