Реферат по предмету "История"


Без исторической памяти нет будущего

И. КАРИМОВ.
БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НЕТ БУДУЩЕГО.
Последостижения независимости возрастает интерес нашего народа к познанию своейРодины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это — естественное явление.Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки,историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины.
Сегоднявесь мир признает, что край, называемый Узбекистаном, то есть наша Родина,является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Этадревняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков,полководцев. На этой земле закладывались и развивались основы религиозных исветских наук. Построенные еще до нашей эры и позже сложные гидросооружения,памятники старины, не потерявшие своей красоты и величественности,свидетельствуют о том, что здесь с древнейших времен были высоко развитыземледелие, ремесла, культура, зодчество и искусство градостроительства.Уцелевшие в безжалостных испытаниях времени надписи и рисунки на камнях исегодня хранящиеся в библиотеках более 20 тысяч рукописей, в которыхзапечатлены десятки тысяч научных трудов по истории, литературе, искусству, этике,философии, медицине, математике, физике, химии, астрономии, архитектуре,земледелию, — это поистине бесценное духовное богатство и гордость наша. Малонайдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому-то ясмело могу сказать, что немногие страны мира могут сравниться с нами в этомотношении.
Насталапора серьезного изучения этих уникальных рукописей, отразивших жизненный опыт,что накапливался веками нашими предками, их религиозные, нравственные, научныевзгляды. Ибо, как вам известно, в советский период стремление к познаниюисторической правды не поощрялось. Источники, не служившие интересамгосподствующей идеологии, укрывались как можно дальше от глаз народа.
Нашиученые создают труды о различных периодах истории, писатели пишут крупныепрозаические, поэтические и драматургические произведения на историческую тему.Заслуживает внимания и тот факт, что средства массовой информации широкопропагандируют наши духовные ценности, в беседах, дискуссиях появляетсяразнообразие мнений. Меня особенно радует то, что наше молодое поколение,ощущая себя лично ответственным за дальнейшую судьбу нации, Родины, участвует вполемике с чувством причастности к этому.
Естьпословица — “Чумчук сойса хам кассоб сойсин”1. Я не историк. И совершенно далекот мысли поучать специалистов в этом отношении. Однако возникаетестественный вопрос: в пору вступления нашей государственности в период резкогоповорота нужно ли нам четко определить свое место во времени ипространстве, знать свое генеалогическое древо, знать, кто мы есть? Нужноили нет, чтобы активно работающие в нашей стране уважаемые академики, писатели,издатели, ученые, и прежде всего историки, вместе ответили на эти вопросы?..
Намой взгляд, когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о егосамобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокуюнаучную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком,нет целостной концепции. Самосознание начинается со знания истории. Эту истину,не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственнойполитики.
Естьособая ответственность говорить с высокой трибуны о нации, стране. Не будемзабывать о том, что когда выражается отношение к какому-либо событию илиличности, это может быть лишь точкой зрения одного человека или людейопределенной категории. Хуже всего, что субъективное мнение бываетзаразительным. Одностороннее мнение, не основанное на глубоком анализе, налогике, сбивает с толку людей, и прежде всего преподавателей истории. Принявуслышанное за истину, они доводят ее до учащихся. Правильный путь нам могутуказать только те выводы, которые родились в результате спора, дискуссии,анализа. Это во-первых.
Второе заключается в том,что мы объявили воспитание гармонично развитого человека приоритетнымнаправлением государственной политики. Когда мы говорим о гармонично развитомчеловеке, то подразумеваем, прежде всего, эрудированных, образованных,просвещенных людей с высоким сознанием, способных самостоятельно мыслить,являющихся примером для других. Сознательного, образованного человека нельзяобмануть сбивчивыми, сомнительными разглагольствованиями. Он все взвешивает навесах разума, логики. Зрелым человеком считается тот, кто свои мысли, мнение,выводы соотносит с логикой.
Мыстроим свободное демократическое общество. Для нас вообще не существуетзакрытых тем. У нас есть общенародная трибуна — телевидение, радио, печать. Длялюдей с добрыми помыслами границы всегда открыты. Из-за рубежа к нам едутгости, и мы выезжаем в иностранные государства. Часто у нас проводятсямеждународные форумы. Нам нужны знающие, умные, образованные люди, которые наэтих форумах свободно смогут вести полемику с ведущими учеными в любой сфере —будь то экономика, политика, история, культура.
Почемуя часто повторяю слово “просветительство”, делаю на нем особое ударение? Просвещение— это основа развития общества, это единственная сила, способная спасти его отнеизбежной катастрофы. Вспомните события, развернувшиеся в Туркестане вначале нашего века. Почему в этом крае в те годы как никогда усилилось движениепросветительства? Да потому что пробудить край, подпавший под иго царскойРоссии, ставший перед лицом регресса, раскрыть глаза народу можно было лишьпутем просветительства. Просветительство и сегодня не потеряло и не потеряетвпредь для нас своего значения. Добиться поставленных перед собой целей мыможем только тогда, когда сумеем воспитать умных, образованных,высоконравственных людей, только тогда воцарится в стране благоденствие ипрогресс. Если не сможем решить этой проблемы, то все наши призывы и упованияокажутся напрасными: не видать нам тогда ни прогресса, ни светлого будущего, ниблагоденствия!
Именнопоэтому мы в свое время организовали республиканский центр “Маърифат вамаънавият”. Открылись областные и районные отделения центра. И речь сейчас не отом, что были выделены крупные суммы из бюджета республики. Если нужно, поможемеще. Но как можно понять, что работа в этой сфере отстает от требуемого уровня,что организация допускает формализм в своей деятельности? При виде такогоположения дел невольно хочется воскликнуть: дорогой мой, ты же не работник домаполитпросвещения советских времен, у тебя ведь совершенно другие задачи. Мысоздали эту организацию не только для того, чтобы получали там зарплату. Ведьпо сути нравственное воспитание, пропаганда знаний является делом совестикаждого интеллигента. Просветитель должен быть самоотверженным человеком.Понимаем, и они должны иметь хлеб насущный, кормить семью и детей. Поэтому мы иназначили им зарплату. Однако я еще раз повторяю: просветитель должен бытьпрежде всего самоотверженным человеком, фанатиком своего дела.
Яговорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Развепредставители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, радиславы? Разве кто-то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори,Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаиватьсвои права? Кто-то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, чтоиграют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Знаяоб этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть,убеждения.
Давайтетеперь перейдем к основной теме. Итак, какое место занимает история в нашейдуховности? Можно ли достичь высокой духовности, не зная истории? Конечно,нельзя!
Длявосстановления духовности, чтобы ощущать себя не ниже других в стране, вкоторой родился и вырос, ходить с гордо поднятой головой, человеку, конечно,необходима историческая память.
Естественно,каждый человек, являясь сыном своей нации, задается вопросами, а кто были моипредки, где истоки моей нации, как происходил процесс ее становления,возрождения и формирования? Почему уровень развития нации, давшей миру такихвеликих людей, как Ахмад аль-Фаргони, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу РайхонБеруни, Имам аль-Бухари, Амир Темур, Улугбек, Алишер Навои, Бобур, к XVII—XIXвекам стал ниже прежнего, достигнутого до той поры? Почему в течение трехстолетий мы не сумели преодолеть отсталость? Не стала ли эта отсталость,несмотря на сильное сопротивление наших предков, причиной относительно легкогопокорения царской Россией нашего края?
Человек,исследующий корни истории, конечно же в один прекрасный день столкнется с этимивопросами, и, я уверен, сделает правильные выводы. Человек, у которого естьисторическая память, — это стойкий человек. Я повторяю, стойкий человек.
Есликаждый член общества независимо от того, кем он является, будет хорошо знатьсвое прошлое, то такого человека трудно сбить с толку, подвергнуть влияниюразличных догм. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.
Извышеприведенных рассуждений, естественно, возникает такой вопрос: создана липравдивая история Узбекистана, узбекского народа, которую стоит довести сегоднядо широких масс? Историю, написанную в советское время, я не считаю историей. Ясовершенно против того, чтобы преподавать историю, написанную чужестранцами.Когда колонизаторы высказывали объективное, справедливое мнение о народе,который подчинили себе? Они тратили все силы на то, чтобы умалить прошлоеТуркестана, лишить нас своей истории. Вы, видимо, хорошо понимаете, что значитлишиться истории. Лишиться истории для человека все равно, что лишиться жизни.
ИсторияХорезмского государства, как мы знаем, насчитывает 2700 лет. Но попробуйтеспросить у какого-либо известного российского историка, прошлого или нынешнего,признает ли он это? Не признает, не знает и не желает знать. А причина этогоупрямства одна: если он признает этот факт, то его исторические выводы будутсведены на нет, и станет очевидным, что он пошел в науке ложным путем. Вот ужеисполнилось три тысячи лет со времени создания нашей священной древней рукописи“Авеста”. Эта уникальная книга является духовным, историческим наследием, оставленнымгрядущим поколениям от наших предков, живших 30 веков назад на этой прекраснойземле между двух рек. “Авеста” — это исторический документ, свидетельствующийтакже и о том, что в этом древнем крае существовало великое государство,великая духовность, великая культура. И этот факт никто не может отрицать.Однако, как было сказано, я не знаю, чтобы какой-либо иностранный журналист иливообще западный писатель упоминал об “Авесте”. Отсюда можно сделать вывод, чтобольшинство суждений, высказываемых в дальних странах, о прошлом нашего народа,страны, являются ложными, антинаучными.
Яговорю то, что знаю, я вынужден сделать такой вывод. Достойно сожаления то, чтокогда речь идет о нашей истории, мы до сих пор опираемся на исследованиярусских ученых, цитируем их: “Бартольд сказал так… Гумилев сказал эдак...” ит. д. Я не хочу умалять труд русских ученых. Но до каких пор мы будемоценивать свою историю чужими мерками? Почему не проводятся исследования, вкоторых дается всесторонний анализ политико-социальной, экономической,культурной жизни, развития государственности в стране в такой великий период?Есть же у нас институты востоковедения, археологии, истории и другие. Чемзаняты специалисты, куда они смотрят? Когда возникла узбекскаягосударственность? Оказывается, в 20-х годах ХХ века, а точнее, в 1924 годуУзбекистан получил статус государства. И нужно верить этому? Как человек,стоящий во главе вновь формируемой узбекской государственности, имею правосказать — и это не хвастовство — готов отдать за это свою жизнь. Потому что вэтом заключается смысл моей жизни. Однако не только я, весь народ желает знать:в каком веке возникла узбекская государственность? Какие исторические этапы онапрошла? Может быть, специалисты объяснят, может, у них есть точный ответ? Можетбыть, ученые, ведущие пропагандистскую работу, уже давно пришли к единомумнению? Однако до сих пор я ни в печати, ни в учебниках не смог найти ответ наэти вопросы.
Ещераз скажу, я не смею ни критиковать, ни обвинять работающих в этой сфере ученых.Я также хорошо знаю, в какую эпоху формировались научное мышление, взглядымногих ученых. Работающих в области исторической науки я знаю как своихсоратников-патриотов. И поэтому могу требовать от них: когда для наших детейподготовите точную, научно обоснованную, правдивую историю нашей страны?
Государственностьв настоящее время является важным политическим вопросом. Ибо еще существуютсилы, которые через третьи лица ведут пропаганду, что в Узбекистане не былогосударственности, пытаются внедрить эту мысль в наше сознание и даже уверить вэтом международную общественность. И вы думаете, что среди таких подстрекателейнет людей, которые мечтают любым путем вернуть нас в бывший СССР? Основнаязадача узбекских историков сегодня состоит в том, чтобы доказатьнеобоснованность таких утверждений, создать историю нашей государственности,основанную на научной точке зрения.
Еслив нашей печати появляется статья, касающаяся нашего прошлого, я знакомлюсь сней, независимо от того, какого она плана — научного или художественного.Человек, считающий себя политиком, деятелем, если у него есть совесть, обязанзнать историческое прошлое своего народа.
Мыродились и выросли на этой земле. Все мы считаем себя узбеками. Гордимся этим.Недавно я прочитал одно стихотворение Мухаммада Юсуфа. Он пишет о том, чтонеобходимо знать для осмысления понятия “узбек”. Хорошее стихотворение! Вотесли бы еще наши ученые дали научное толкование таких больших идей.
Например,оседлая или кочевая культура составляла основу жизни наших древних предков?Какие племена повлияли на формирование узбекского народа? Знаю, это трудныевопросы. Однако нам необходимо найти на них ответы.
Упредставителей соседних государств и наций тоже, подобно нам, заметно желаниезаново, глубже изучить свою историю. Это, наверно, правильно. У каждого народаесть своя национальная гордость. Издаются различные книги, проводятся большиефорумы. С целью изучения священного наследия нашего предка Ахмада Яссавипроводятся встречи и в Туркестане, и в Стамбуле, и в Измире. И было бы хорошо,если бы на этих встречах, конференциях представители Узбекистана, опираясь нанаучно-исторические основы, глубокие исследования, не предаваясь отдельнымдомыслам, вооружились правдивыми свидетельствами и доказательствами.
Вновьхочу повторить: раз мы считаем себя нацией, мы должны обладать конкретнымпредставлением, характеризующим узбеков. Есть тюркоязычный народ, есть турецкийнарод. Разницу между этими понятиями должен знать каждый гражданин, преждевсего наши дети. Почему же, когда касаемся этих вопросов, наши историки упорномолчат, как будто набрали в рот воды?
Недавнопо телевидению транслировали передачу о государстве хунов, об Аттиле, которыйкогда-то правил этим государством. Аттила, захватив волжские территории,астраханские степи, дошел до Восточной Европы, затем, завоевав Западную Европу,дошел до Римской империи и разделил ее на две части — Рим и Византию.
Врусских и западных источниках, литературе хунов называют “гуннами”. Гунны воглаве с Аттилой вторглись в Рим и полностью разрушили его. Эти событияпроизошли приблизительно в конце IV — первой половине V века. Ведущий передачи,ученый, полностью донес до зрителя подробности о том, кого взял в жены Аттила,по чьему указанию и кем он был отравлен. Даже назвал точную дату рожденияАттилы. Бог знает, смог бы правильно ответить этот ученый на вопрос о датерождения Беруни? Самое интересное впереди. Гунны якобы отвратили римлян отпристрастия к спиртным напиткам и, ассимилировавшись с ними, оздоровили нацию иэтим продлили им жизнь. Оказывается, и культуру в Рим тоже принесли они...
Амежду тем на Западе об Аттиле вспоминают не как о личности, принесшей культуру,а как о захватчике, который уничтожил великую цивилизацию. Мы вступаем в XXIвек. Прошло так много времени, но они не могут забыть деяния Аттилы.
Одиниз калмыцких друзей недавно подарил мне книгу. В этой книге написано — что бывы думали? — что на флаге Аттилы был изображен крест. Что хотел сказать этимавтор?
Хотелсказать, что христианство тоже пришло в Европу из пустыни? И мы, узбеки, тожеякобы потомки этого Аттилы. Оказывается, мы должны этим гордиться. Во-первых,пока еще, наверное, никто не может сказать, есть ли основание для такихсерьезных выводов. Во-вторых, быть потомком захватчика — это ведь не гордость,а позор! Если мы будем поддаваться на такого рода провокации, что о нас скажетзавтра Европа? Откуда все это, кому нужен такой ложный авторитет?!
Мыпредставляем всему миру узбеков как великий, созидательный народ. И это так насамом деле. Какова была цель проведения юбилея нашего предка Амира Темура вПарижской штаб-квартире ЮНЕСКО? Представить людям всего мира, что этотсовершенный человек был основателем великого государства, был великимсозидателем, творческой личностью, поддерживал науку, культуру, внес огромныйвклад в развитие мировой цивилизации.
Наэтом форуме, в котором принял участие сам господин Жак Ширак, я пыталсядоказать эту мысль, опираясь на надежные источники. Я сказал, что Темур,заложивший основы нашей государственности, останется для нас всегда примеромэнтузиазма, глубокой мудрости, инициативности, патриотизма. Мы всегда получаемдуховную поддержку от этой великой личности.
Каквыяснилось, и в Париже, и вообще в Европе делались попытки умалить авторитетСахибкирана. Признавая его великим полководцем, его обвиняли — даже язык неповорачивается произнести это — в жестокости. Нетрудно доказать, что для этогонет никаких логических оснований. Человек не может быть одновременно исозидателем, и варваром. Какие медресе и мечети, какие прекрасные дворцы онпостроил, поддерживал ученых, просветителей. Человек, который знает наизустьКоран, не может быть варваром. Разве может кровожадный человек сказать:“Сила — в справедливости”?!
Вто время, когда речь идет о повышении авторитета Узбекистана, нам не годитсябыть наследниками каких-то аттил. Я категорически против этого. Если нам нужнобыть чьими-то наследниками, то мы являемся наследниками Беруни, Аль-Бухари,Амира Темура, Мирзо Улугбека, Мирзо Бобура. Всем известен характер узбека. Онлюбит землю, природу. Он растит деревце, неся для него воду даже в своейтюбетейке. Узбек по своей сути — это созидатель. Ему не нужна чужая земля. Иесли придется ему взять в руки оружие, то только для того, чтобы защититьродную землю.
Всвоем интервью журналу “Тафаккур”, развивая идею Амира Темура о том, что сила —в справедливости, я добавил, что сила — в знании. Где просвещение, духовность,а где Аттила?!
Давайтевдумаемся глубже: выставляя в качестве довода Аттилу, не хотят ли они сказать,что, мол, и вы, узбеки, кочевой народ?
Вчерая еще раз специально просмотрел карту. Гунны в Европу прошли через север,Кипчакскую степь. Не ступала их нога ни в великую Бухару, ни в великийСамарканд, ни в великий Хорезм.
Тогдакаким же образом узбеки могли быть гуннами?
Правильно,на протяжении всей нашей истории на территорию Мавероуннахра какие толькозавоеватели ни вступали в течение многих лет, а может и столетий, какие толькодинастии чужестранцев ни господствовали на нашей земле. Одним словом, развенемало тех, кто на протяжении тысячелетий побывал на наших землях? Из Ирана —Ахеминиды, из Греции — Александр, из Аравии — Кутайба, из Монголии —Чингизхан, пришли русские завоеватели. Но народ-то остался. В чем же здесьтайна? Каким образом, благодаря каким внутренним силам народ смог сохранитьсамого себя, свою сущность? Не потому ли, что издревле вел оседлый образ жизни,стремился к знаниям, обладал богатой культурой, считал священными свои обычаи итрадиции?
Когдапоявилось именование “узбеки”? Как пишут советские историки, именование“узбеки” появилось где-то в XVI веке, после захвата наших земель ханамиКипчакской степи. Но ведь и до того в Мавероуннахре на территории между двухрек жил народ. Или этот народ принадлежал к другой нации? Где же здесь логика?
Еслимы примем оставшуюся от советской эпохи эту версию, то последует неверныйвывод, что история нашей нации началась с периода этих очередных захватчиков?Тогда где же наша многовековая история? Раз и Самарканд, и Бухара, и Хивапринадлежат узбекам, раз здесь было узбекское государство, почему мы должныначинать свою историю с XVI века, с того периода, когда чужеземцы, побывав нанаших землях, оставили свои имена? Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Былаже у этого оседлого народа своя культура! Кто бы ни наступал, например,монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века,происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культураместного народа, преобладала именно она.
Мыузнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность,вглядываемся в истоки его истории.
Ещераз повторяю: я не историк. Однако, если мы будем логически анализироватьосновные закономерности исторического развития народов мира, в целом, и нашегокрая, в частности, то станет ясно, что и Александр (которого на Востоке большезнают под именем Искандар Зулкарнайн), и Кутайба, и Чингизхан, и генералЧерняев, — кто бы ни вступал на нашу землю с войском в несколько десятков илисотен тысяч солдат, кто бы ни захватывал ее, брали в свои руки лишь политическуювласть. Еще раз повторяю: политическую власть. И все. Действительно, за периодсвоего правления они прилагали все усилия к использованию в своих интересахэкономические, торговые, научные, культурные возможности нашей страны. Однакоони не могли и не смогли бы уничтожить проживавшее здесь на протяжении вековкоренное население, его многовековую культуру.
Своюмысль могу всем просто и доступно объяснить, приведя один пример. Начиная сзавоевания нашей страны царской Россией до восстановления государственнойнезависимости прошло около 130 лет. За этот период сколько страданий, горя ибедствий вынес наш народ. Возьмем хоть политическую, хотьобщественно-экономическую жизнь, духовную, культурную сферы. Кстати, хотел быдать один совет нашим ученым, которые исследуют колонизаторский период истории,а точнее, хочу обратить их внимание на один вопрос. Отличие этого периода отпредыдущих в том, что в это время, особенно в годы советской власти, наш народбыл полностью оторван от внешнего мира. Мы хорошо знаем, какие духовные,культурные притеснения, унижения выпали на нашу долю за этот семидесятилетнийпериод. Здесь я имею в виду скорбное прошлое, связанное с нашим языком,литературой, историей, религией, генофондом нации, демографией. Однако сейчасречь идет не об их трактовке, причинах, следствии.
Моямысль, которую я хотел бы высказать, состоит в следующем: если взглянуть состороны, в этом ужасном положении, когда наш народ, его культура, национальноесамосознание, обычаи и традиции могли исчезнуть, смогли ли мы, не без некоторыхпотерь, сохранить себя, свою сущность? Пусть наши ученые ответят на этотвопрос.
Хочуостановиться еще на одном вопросе, относящемся к этой теме. В то время, когдасидевшие в центре, в Кремле, проводили политику, направленную на превращениекоренного населения национальных республик в “советский народ”, то есть единыйнарод, за счет чего, каких исторических, природных закономерностей уцелелузбекский народ? Думали ли над этим ученые, ставили ли они такие вопросы всвоих исследованиях? К сожалению, нет.
Итак,например, как бы я ответил на этот вопрос?
Нашипредки, наш народ испокон веков вели оседлый образ жизни, сущность нашей нациисформировалась в условиях оседлой культуры. Не случайно, я бы даже сказал,закономерно появилось такое понятие, как “илиги ток, бакувват”1. Я этим хочусказать, что узбекский народ твердо стоит на ногах и полон сил. Еще в нашемязыке есть такие выражения, как “тагли-тугли”2 и “палаги тоза”3. Это говоритсяпо отношению к семьям, которые постоянно проживали в одной местности,выработали свой образ жизни, критерии поведения, убеждения и образ мышления.Какое же можно дать определение народу, который имел свои убеждения, критерии иправила, объединившие массы, несколько сотен тысяч, миллионы людей? Если исходитьиз жизненной и общественной логики, то объяснение здесь одно: национальнаясущность, корни нашей нации, культуры — оседлость.
Подойдемк вопросу с другой стороны. Нынешняя наша богатая культура — плод какойцивилизации? Раз есть такая культура, ее создал народ, который проживал на этойземле, или она возникла на пустом месте?
Яхочу сказать, что при создании нашей древней культуры, как и истории, свойвклад также внесли множество этнических групп, народов и народностей. Это —естественно. Ибо никогда, нигде не бывает культуры, принадлежащей лишь однойнации. Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворноговлияния множества народов, наций, племен. Одним словом, переселенцы изавоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно.
Поэтомунаши ученые-историки, несмотря на свои различные убеждения, определенныевзгляды, должны собраться, дискутировать, прийти к единому выводу. Вместо тогочтобы увлекаться различными понятиями, такими как саки, массагеты, согды,бактрийцы, наши историки должны показать, доказать нации ее истинную историю.Действительно, история — это основа духовности народа.
Некоторыеисторики хотят сказать, что мы — потомки Чингизхана, даже, мол, в АмиреТемуре текла кровь Чингизхана, что он из рода монголов. Давайте подумаем, ккакой нации принадлежит наш предок Амир Темур?
Ещев книгах советской эпохи говорилось относительно войска Темура, достигшегоокрестностей Москвы, что “татаро-монгольские войска окружили Москву”. На самомделе, войско Сахибкирана разгромило Тохтамыша, и только после освобождения Русиот монгольского ига оказалось близ Москвы. К сожалению, эта правда былаопубликована в российской печати лишь в 1995 году. До такой степени слепы былинаши историки, что до сих пор ни один из них не выступил и не сказал: нет,историческая правда не такова. Иначе, где Амир Темур, а где монголы! Где здесьсамоотверженность, патриотизм? Где национальное самосознание, гордость?!
Хочусказать, что каждый народ должен охранять и защищать свою историю от негативныхвоздействий и нападок. Если вы будете безразличны, то найдутся такиелжеспонсоры, силы, которые будут издавать книги, искажающие историю. Даже могутвыпускать их за границей.
Еслиесть на свете друзья, значит будут и враги. Вот один пример. В 1996 году мыпраздновали 660-летний юбилей нашего предка Сахибкирана Амира Темура. Некоторыепо-иному стали толковать даже это.
Преждевсего, если мы проводим юбилей нашего предка, то поводом для этого становятсяего дела, которые были осуществлены для процветания нашей нации, роль, которуюон играл в нашей истории. Если подходить к вопросу с этой точки зрения, то кембыл Амир Темур? Он, в первую очередь, был великой созидательной личностью. Ктопостроил памятники в Самарканде, в Шахрисабзе? Кто восстановил мавзолей Яссавив Туркестане? А что вы скажете о благоустроительных, архитектурных работах,осуществленных в период правления Амира Темура и его потомков на территорииАфганистана, Ирана, Индии? Кто основным принципом своей деятельности выбралставший всемирно известным девиз “Сила — в справедливости”?
Донедавних пор, если речь шла об искусстве государственного правления, многиеначинали разговор или с марксистско-ленинской ложной теории или со взглядовМакиавелли, жившего в XVI веке. Если позволить, то они и сейчас могутпродолжить эту старую привычку. Кто написал классическое произведение обискусстве управления государством, обществом, о власти под названием “УложенияТемура”? Вообще в человеческой цивилизации есть ли другой правитель, оставившийподобное произведение?
Теперьдавайте попробуем рассмотреть личность Чингизхана по этим критериям. Какой следон оставил после себя, кроме разрушенных им городов и селений? Раз так, небудет ли крайней нелепостью считать себя наследниками Чингизхана?
Внашей стране стало хорошей традицией проводить юбилейные праздники историческихличностей, городов, культурных памятников. Здесь речь идет не только оторжествах, важнее то, что мы ценим их богатое наследие, которое в свое времяони оставили для грядущих поколений, добрые дела, если хотите, их лепту вмировую цивилизацию. Конечно, каждая нация стремится помнить и уважать своихпредков. Только подобные добрые дела по своей значимости должны служить длясближения и согласия между народами.
Недавнопо телевидению была показана передача о Ходже Ахроре Вали. Этот мыслитель всвое время в течение 25—30 лет объединял народы Центральной Азии, сближаяполитиков, тратил свои силы и энергию на предотвращение различных столкновений,его высокий авторитет имел решающее значение. Этому великому человеку, которогоназывали “Шейх шейхов”, не прекословил ни один правитель, хоким, шахзода.Спросите, почему? Да потому что народ очень любил его и возносил до небес. И мыготовы возвеличивать наших дорогих предков.
Вэтом смысле, какое наследие осталось от гуннов, каганатов? Где мы должны вестиархеологические работы, чтобы найти это “наследие”? Или издаются различныекниги, снимаются фильмы о Чингизхане, который в XIII веке сжег Самарканд,превратил в развалины Бухару, Ургенч? Какие “достоинства” Чингизханапревозносят авторы этих произведений? Вообще осталось ли от Чингизханакакое-нибудь хорошее наследие?
Ив прошлом, и теперь, любая сила, решившая поработить другое государство, всегдапроводила и проводит против него политику, направленную на уничтожениедуховного, культурного, исторического наследия этого народа. Нужен пример?
Вчем причина того, что во времена Советов искажали страницы истории узбекскойнации, а некоторые и вовсе не входили в нее? Генерал царской России Скобелев вобращении к своему императору писал: “Местный народ оказался более культурным,чем мы думали. Мы никак не можем их поработить… Лишь только стерев с лицаземли все созданные в древности памятники старины, мечети-медресе, религиозныекниги, погасив их духовность, мы сможем подчинить их себе”.
Знаютли об этом наши историки? Доводили ли они до нашего народа эти чудовищныевзгляды? К сожалению, в сознании многих наших ученых крепко засели пережиткистарого режима. Они и сейчас, в условиях независимости, как бы боясь кого-то,говорят с оглядкой.
Какойвывод можно сделать из всего сказанного выше? Поскольку невозможно победитьнарод, знающий свою историю, получающий духовную подпитку от нее, необходимовосстановить нашу правдивую историю, вооружить нашу нацию этой историей.Вооружить и еще раз вооружить историей. Если в основенаучно-исследовательских работ наших ученых не будет лежать эта мысль, этацель, то грош им цена. Институт истории, Академия наук должны определить основуи фундамент критериев освещения правдивой истории.
Мненияпо этому вопросу должны быть конкретными и передовыми. И вообще я наукуставлю в ряд с такими понятиями, как передовой, развитый, прогрессивный. Японимаю, что задачей науки является формирование нашего будущего, направленийзавтрашнего дня, природной закономерности, показа такой, какой она будет.Необходимо разъяснить и доказать людям закономерность и преимуществанезависимости, без нее нет будущего у нации, она —естественная необходимость.Наука должна стать средством, силой, движущей вперед развитие общества. Нопочему же не скажет свое слово в этом отношении наша наука? Почему не выходятновые по сути и содержанию статьи и произведения?
Здесьнеобходимо остановиться на взаимоотношениях науки и политики. Ибо находятсятакие, которые говорят, что наука, например история, сама по себе, а политика —сама по себе, и связи между ними не существует. Если подумать, кто прежде всегозаинтересован в продукте науки истории — ее выводах? Разве не политики? Дляобоснования проводимой политики, пропаганды, обеспечения ее своеобразия,поднятия авторитета они обращаются к выводам исторической науки.
Разтак, возникает вопрос: кто и в каких целях использует эти выводы, агрессивнонастроенные националисты или гуманисты-просветители? В этом смысле, еслиисторики захотят сделать выводы для националистов — это один продукт, а еслидля просветителей — это уже другой. А где же выводы, которые пробуждают всознании нашего народа национальное чувство гордости за свою нацию? Почему же вэтом вопросе между нашими учеными возникают бесполезные споры? Нельзя забыватьо том, что наука должна служить государству, народу, прогрессу общества.
Мыничего не пожалеем для обеспечения развития науки. Хочу напомнить мысль,высказанную десять веков назад великим предком Абу Райхоном Беруни: “Наукавозникает от необходимости удовлетворения жизненных потребностей людей”.
Еслибудут конкретные идеи, предложения, передовые научно-исследовательскиеизыскания по повышению эффективности работы Академии, мы создадим все условия,найдутся и средства. Но существует одно условие — эта работа должна датьконкретный и плодотворный результат!
Еслиговорить об истории, как о науке, о ее сегодняшнем положении, о будущем, яхотел бы обратить ваше внимание на один вопрос. Если мы хотим дать оценкуработе наших историков с точки зрения сегодняшнего дня, то можно сказать, чтолишь меньшинство из них отвечает требованиям. Поэтому, я думаю, необходимоулучшать подготовку специалистов-историков с университетов, то есть с самойначальной точки. Если понадобится, открывать специализированные по историишколы. А для этого прежде всего необходимо создать дополнительные учебники,переучить самих преподавателей. Важно найти среди молодежи талантливых,самоотверженных, зажечь их сердца верой. Есть у нас академики в возрасте 30—35лет? Каких результатов добился в шахматах победитель мирового первенства16-летний подросток Рустам Касымджанов! Шахматы — это тоже наука, разве это нематематика?
Хочусказать, что мы верим, опираемся на такую молодежь, связывая с ней будущее. Чемраньше мы откроем для них дорогу, тем больше будет поисков и находок в науке,творчестве. В спорах и поисках рождается истина, возникает прогресс.
Во-вторых,у нас не хватает смелых, современно мыслящих ученых. Я хорошо знал академикаЯхью Гулямова. Он был ученым с независимым мышлением, если надо, он мог смелосказать правду всем, невзирая на самые высокие должности. Историки хорошознают, что обычно в недрах возвышенностей бывают захоронены историческиепамятники, целые города. Я хорошо помню, как во времена Советов, когдапроцветала политика обращения каждой пустующей площади в хлопковое поле, когдалишь на крышах оставалось место, не засеянное хлопком, когда под хлопковые полябыли распаханы и эти исторические возвышенности, тогда против такой политикивыступил ученый Яхья Гулямов. Я слышал также, что из-за этого он пострадал. Нотолько таким бывает патриот, ставивший справедливость выше всего. Жизнь такихвот людей должна служить нам примером.
Теперьнесколько слов об освещении средствами массовой информации исторической темы.Наша печать, а также телевидение при издании исторических статей и подготовкепередач не должны допускать того, чтобы мнение одного человека принималось заистину. Необходимо выслушать различные мнения по определенному вопросу и вспоре достигнуть прояснения правды. Мы должны донести до людей истину путемразъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Так какидеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку висторических источниках.
Ещеодин важный вопрос. Как я отмечал в беседе с редактором журнала “Тафаккур”,нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявлениявакуума — пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет ибудет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельномыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историюсвоего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. И хорошо,если ограничатся написанием, но ведь постараются направить подрастающеепоколение, и даже ученых, в свое русло.
Яабсолютно против того, чтобы велись споры, какой народ откуда появился, чьяистория древнее, натравливая одну нацию на другую. Этого нам совершенно ненужно. Но при этом, я подчеркиваю, не допустим, чтобы господствовала чужая идеяв освещении истории нашего государства. Мы должны иметь свое независимое,научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом,об исторических корнях. Это актуальная задача, стоящая перед нашимиучеными-историками, научными учреждениями.
Яхочу обратиться к ученым-специалистам, которые трудятся в области истории:создайте правдивую историю нашей нации, дабы она одарила наш народ духовнойсилой, возродила нашу былую гордость. Если мы хотим поднять наш край на новыйуровень, новый высокий рубеж, для этого нам необходима светлая идея. В основеэтой идеи лежит возрождение самосознания нашего народа. Невозможно осознатьсебя без знания правдивой истории.
Всвязи с этим хочу напомнить одну мысль, высказанную мною пять лет назад: чемвыше здание, тем глубже его фундамент. Если мы поставили цель построить великоегосударство, то наряду с современными, политическими, экономическими,научно-техническими, духовными возможностями у нас есть историческая основа —великое прошлое, государственность, насчитывающая 2700 лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.