Реферат по предмету "История"


Дмитрий Иванович Иловайский

РЕФЕРАТ на тему:
«ДмитрийИванович Иловайский»
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Биография Д. И. Иловайского
Глава 2. Исторические взгляды  Д.И.Иловайского
Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии
Список литературы
Глава 1. Биография Д.И.Иловайского
Крупныйрусский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий ИвановичИловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. вг.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан кмещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимогоимущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторепо управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.
В Раненбургском уездном училищеотметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории.Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии,талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот зналне только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями,он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семьярешилась пойти на расходы.
В августе 1843 г. Иловайский взошелпо ступеням самого красивого здания в городе — Первой мужской гимназии (нынездание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, ипедагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультетМосковского университета.
Студентом Иловайский прошел лучшую вРоссии историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установокнаибольшее влияние оказали самые авторитетные историки — С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.
 По знаниям и успехам в наукахДмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чутьне изменила его судьбу: на выпускном курсе он  пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз — начинающийся туберкулез — исключает военную службу. Только в следующую войну1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Былпод Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны,слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генераломМ.Д. Скобелевым.
Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854г. Иловайский получил назначение «старшим учителем по предметуистории» в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполненынапряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанскимдревностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачеймагистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью «ИсторияРязанского княжества». Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академиинаук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскомуважными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичнойбиблиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанскихисториков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил фактсуществования погибших рязанских летописей. Иловайский — родоначальникрегиональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача,которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде — изучать духовную жизньнарода, его предания, песни, поверья, легенды, — актуальна и для современныхисториков.
В Рязани он познакомился с М.Е.Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавшихгрядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили вМосковском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию.
Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал своикниги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческогомузея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, былпочетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайскийсотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету,издателем «Русского архива» П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанскойгимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории.Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которыевыходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий — случай в педагогической  практикеуникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительногоперерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавалнекоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу ипосвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 летон работал над многотомником «История России», много сделал дляизучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвященаГродненскому сейму — последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и егобиографические работы о просветителях XVIII в. — замечательной русской женщине,главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове.
Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюминписал, что «после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к томухудожественному началу, к которому должен стремиться историческийписатель».
Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последниегоды жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории игипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка,яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм.Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самогоисторика немало поучительного.
Глава 2. Исторические взгляды  Д.И.Иловайского
Историк Дмитрий Иванович Иловайскийне был склонен к глубоким историческим обобщениям, но писал свои сочинения таклегко и интересно, что нередко увлекался и сам. Прославился Иловайский какавтор десятки раз переиздававшихся учебников по всеобщей и русской истории. Онтакже является автором ряда статей.
Дмитрий Иванович Иловайский довольноподробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлениемИловайского  в печати на тему «Слова…»был отклик на статью Ф. И. Буслаева «Русскаяпоэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию игероический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая трудБуслаева, обратился к другой  проблеме.Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличиив XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его былкняжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович  сравнивает текст «Слова…», где говорится о Бояне, с отрывками из ЖитияФеодосия, игумена Печерского.  Мысли,высказанные относительно «Слова…»  в1859, развиты были Иловайским  в его«Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В ЮжнойРуси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с ихподвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя МстиславаУдалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом былБоян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, РоманаСвятославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 Митуса назван «словутным певцом».«Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнениюИловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшимпользоваться народными преданиями: руссский княжеский род — потомок Дажь-Бога, Боян и вообще певецназывается внуком бога Велеса, ветры — внуки Стрибога, Солнце называется Хорсом. Он служилчерниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись(Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителяпридворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице  557—559 «Истории России» Иловайский даетперечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876—79. Здесь жеДмитрий Иванович  возражает М. А. Максимовичу, которыйсчитал Митусу церковным  певцом,добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, гдеговорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводупобеды Даниила и Василька над ятвягами сказано — «И песнь славну пояху има».
В 1873 И. опубликовал статью, посвящ.толкованию текста «Слова…» «… дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати… итебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И.обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал»имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан иволну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском  языке также имело значение волны иупотреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О.Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. Болван). «Тмутараканский болван» вконтексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканскийпролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н.Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противниканорманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о Тмутаракани. Племя таврических готов, уцелевшее в южной горнойчасти Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский,должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение кРуси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».
В книге «Разыскания о начале Руси»,посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду слетописными материалами пользовался «Словом…»  как достоверным источником. Так, он отметил,что в «Слове…»  нет намека на призваниеваряжских князей, хотя упоминается о веке Трояна, называются имена князей,которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…»о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами.Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма,поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределыТмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северскойземле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражениенорманистам о западном происхождении Руси Иловайский  указал на славянское происхождение многихназваний («карна» — «печаль», «беда», «Боян» —от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» — «бог воды», «Хорс» — «хороший», «были» — «бояре», «каган» — наименование доверенных лици др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайскийкомментирует текст «Слова…» о Ярославе Осмомысле: «Высоко сѣдишина своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзнымиплъки». Исторические иархеологические  данные свидетельствуют отом, что Галицкий кремль, находясь на высоком холме, господствовал над долинойс рекой, а береговые холмы, являющиеся отрогами Карпат, на которых стоялиполки, «представляются как бы подпирающими сами Карпаты». И. заключает, что этоявляется подтверждением тому, насколько хорошо автор «Слова…» знал современнуюему Русь, особенно южную.
Как я уже говорила, Дмитрий ИвановичИловайский был ярым противником норманнской теории, а также чрезвычайноскептически относился  к летописным известиямо ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчастинастроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайскийнаходит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигалТмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (ксередине X века) Д.И.Иловайский отрицал возможность свободного передвижения поней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой,военной и политической жизни страны.
Гораздо слабее попытки Иловайскогоотожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов — попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях.Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в «Разысканиях оначале Руси» (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемыхдополнительных полемиках (М., 1886 и 1892).
Обширная «История России»Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 — 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком«Петр Великий и царевич Алексей» начал в «Кремле» печатаниесерии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В«Истории», как и в специальных трудах, Иловайский малоостанавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа;он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; егорассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. поройспособствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к«Истории» богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее втексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекаяизвестных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близостьВладимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимаетэтого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный духвообще слабеет в «Истории». Она занимает, однако, видное место влитературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все частирусского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как исеверо-восточной.
Учебники Иловайского по всеобщей ирусской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но частострадают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками,отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории)тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно икрайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа«Кремль», исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждаетнемецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает противученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики,чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели кнепопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению егозначительных заслуг в области русской истории.
Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского висториографию
Вклад Дмитрия Ивановича вотечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие егоучебники по всемирной и отчественной истории носят более художественныйхарактер, нежели  научный, по ним изучалапрошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия  в конце19 – начала 20 веков.
Учебники Д.И.Иловайского, занимавшиев 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплотьдо конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовалосодержанию общего среднего образования и задачам систематического курса историитого времени.
Однако к концу XIX века начались“крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебникиД.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова, А.С.Суворина, П.Г.Виноградова и многихдругих.  Против него выдвигалосьобвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического факторапри объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение вучебники своих великодержавных воззрений.
В своих работах по истории отечества,Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать наего историческую концепцию).  ПодобноКарамзину, Иловайский считал, что история народа — это история развития егогосударственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях ивождях. 
В заключение необходимо сказать,что  работы Д.И.Иловайского привлекалиинтерес  не только детей, но и взрослых  из-за живости языка и яркости изложения, атакже из-за передачи  истории черезличности, творившие ее.
Список литературы:
1.     Бабич И.В. Иловайский ДмитрийИванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 2001
2.    БабичИ.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очеркирусской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.
3.     Большая Советская Энциклопедия,  М., 1956. Том 13-20
4.     Историографияистории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 /Под ред. М.Ю. Лачаевой.- М.: Владос, 2003
5.     Л.Чекурин «Русский историкД.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости,  2002, № 5
6.     www.yandex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.