Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Камчатский государственный педагогическийуниверситет имени Витуса Беринга»
Кафедра историиРоссии и зарубежных стран
Английскоеобщество XIV в. по «Кентерберийским рассказамДжеффри Чосера»контрольная работа
по истории России студента
социально-экономическогофакультета
2 курса, гр. Из-0910
Кисиленко АлександраДмитриевича
Проверила:
Швидко Любовь Павловна,
старший преподавателькафедры истории России и зарубежных стран
Петропавловск – Камчатский 2010
ПЛАН
Введение
Глава I. Характеристика социально-экономического иполитического положения Англии ХIV в
1.1 Характеристика социально-экономического и политическогоположения деревенской бедноты и городского плебса
1.2 Восстание Уота Таллера 1381 г.
Глава II. Культура Англии XIV века и роль в ней произведенийЧосера
2.1 Предыстория возникновения единой национальной культуры
2.2 Кентерберийские рассказы как отражение нравовсредневекового английского общества XIV в
Заключение
Список источников и литературы
Введение
В чосеровской Англии мы впервые видим сочетание современностисо средневековьем. Сама Англия начинает формироваться как самостоятельнаянация, а не как простое заморское продолжение франко-латинской Европы.Произведения самого поэта отмечают величайшее из всех современных событий —рождение и всеобщее признание английского языка: саксонские и французские словаудачно слились, наконец, в «английский язык», который «все понимают» и которыйпоэтому входит в употребление как средство школьного обучения исудопроизводства. Правда, имелись различные местные диалекты английского языка,не считая совершенно особых языков: уэльского и корнуоллского. Некоторые классыанглийского общества владели ещё вторым языком: наиболее образованные издуховенства – латинским, а придворные и люди знатного происхождения –французским; правда, это уже был не их родной, а иностранный язык, которомунужно было учиться.
Чосер, проводивший долгиечасы в придворных кругах, был блестящим знатоком культуры средневековойФранции; поэтому, создавая для грядущих поколений образцы новой английскойпоэзии, он придал им форму и размер, заимствованные из Франции и Италии, где онбывал несколько раз по государственным делам. Тем не менее, Чосер внёс новуюанглийскую ноту. Именно он в «Кентерберийских рассказах» впервые наиболее полновыразил то «английское чувство юмора», на четверть циническое и на три четвертидобродушное, которого не найти у Данте, Петрарки или в «Романе о розе» и даже уБоккаччо или у Фруассара.
Цель работы: выяснитькаким было английское общество XIV в.по «Кентерберийским рассказам Джеффри Чосера.
Задачи: охарактеризоватьсоциально-экономическое и политическое положение Англии ХIV в., проанализировать«Кентерберийские рассказы» с точки зрения исторических реалий, разобрать персонажей,и прологи к отдельным рассказам, а также истории самих героев Джеффри Чосера.
В нашей работе мы использовалиследующую литературу:
— Левицкий, Я.Л. «Город ифеодализм в Англии», в которой мы знакомимся с рукописным архивом автора обанглийском средневековом городе в период Чосера, его исследованием КнигиСтрашного суда и т.д.;
— «Очерки истории Англии.Средние века и новое время» под редакцией Левина, где подробно разобраносоциально-экономическое развитие Англии в в период Д.Чосера в XIV в.;
— Тревельян Дж. М. «Социальнаяистория Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории»,— этонечто промежуточное между экономической и политической историей. «Её сфера,—пишет Травельян о социальной истории,— может быть определена как повседневнаяжизнь населения данной страны в прошедшие времена; она охватывает какобщечеловеческие отношения, так и экономические отношения разных классов друг кдругу, характер семейных отношений, домашний быт, условия труда и отдыха,отношение человека к природе, культуру каждой эпохи...»[1]Автор исследует преимущественно историю быта и культуры. Он намеренно суживаетпонятие социальной истории в своем изложении; более того, он, как правило,старается избегать показа острых социальных конфликтов — восстаний, революций,народных движений и т. п. Характерно, что автор, в своё время самспециализировавшийся на истории восстания Уота Тайлера, весьма бегло упоминаетоб этом событии в своей «Социальной истории Англии», хотя казалось бы, что впервой главе — «Англии времен Чосера» — было бы особенно уместно вполнеосветить события грандиозного восстания 1381 года.
Итак, начнём нашеисследование.
I. Характеристика социально-экономического и политического положенияАнглии ХIV в.
1.1Характеристика социально-экономического и политического положения деревенскойбедноты и городского плебса
Ещё в XIII веке и вначале XIV века начинает обостряться классовая борьба между крестьянами ифеодалами вокруг пользования общинными угодьями. Крестьяне пытались отстаивать своиправа на общинные пастбища через королевский суд, о чём свидетельствуютмногочисленные протоколы судебных тяжб. Но добиться правды этим путём длякрестьян было почти невозможно, так как королевский суд ревниво оберегалклассовые интересы феодалов. Всё это приводило крестьян к убеждению, что вборьбе за свои права они могут полагаться лишь на себя. Столкновения сфеодалами, в которых принимали участие 200 и более вооруженных крестьян,– нередкость для того времени, причём в них иногда выступали совместно жителинескольких соседних деревень. Ещё более часты были случаи, когда крестьянеосуществляли свои права «явочным порядком»: они уничтожали возведенные лордомрвы и изгороди и продолжали выпас своего скота на общинном пастбище,огороженном лордом. Иногда крестьяне отказывались платитьденежную ренту или отрабатывать барщину или намеренно небрежно выполнялиналагаемые на них обязательства.
Не менее напряженным былоположение и в городах. Здесь, прежде всего, обострялись противоречия вотношениях между мастерами и подмастерьями, которые постепенно теряют надеждупопасть в число самостоятельных мастеров и превращаются в постоянных наёмныхрабочих. В целях организации подмастерья нередко образуют особые общества,которые подвергались репрессиям со стороны городских властей и вынуждены былидействовать тайно. К ним присоединялись неквалифицированные рабочие,преимущественно из беглых крепостных, которые влачили жалкое существование,перебиваясь случайным заработком. Ожесточенная борьба велась также междукупеческими и ремесленными гильдиями. Чаще всего купеческие гильдии стремилисьподчинить себе производство, диктовать свои условия ремесленникам,устанавливать свои цены и регулировать сбыт, а ремесленники в свою очередьстремились отстоять самостоятельность своих гильдий. С течением времени победав этой борьбе все более клонится на сторону купцов. Так, в XIV в. в Лондоне из12 гильдий, которые могли выбирать из своих членов мэра города, только две былиремесленными, а остальные 10 – купеческими.
Одно из средств поправитьсвоё пошатнувшееся экономическое положение английские феодалы видели вактивизации внешней политики, в грабеже чужих территорий. Их внимание привлекала,прежде всего, Франция, противоречия с которой вылились в Столетнюю войну,начавшуюся в 1337 г. Главным яблоком раздора между Англией и Францией,приведшим к открытой войне, была Аквитания — единственное из огромных некогдавладений Плантагенетов во Франции, уцелевшее ещё в их руках. Французскиекороли, проводившие политику собирания своих земель, стремились прибрать ксвоим рукам и эту богатую область. Кроме того, интересы Англии и Франциисталкивались во Фландрии, которая была связана с Англией тесными торговымиузами. Война была чужда основной массе крестьянства и городских низов, так какнесла им одни лишь дополнительные тяготы. Основное бремя военных расходов леглона плечи народа. Народные массы нечего не получили от тех побед, которые былиодержаны англичанами в первые годы войны.
Ещё больше увеличилисьбедствия народа, в результате постигшего Англию в 1348 г. массового бедствия —эпидемии чумы, известной под названием «чёрной смерти». Впрочем, сама эпидемияи человеческие жертвы, вызванные ею, не были случайным явлением. Они быливызваны истощением народа в результате постоянного недоедания: частые неурожаи,голодовки, усиление эксплуатации со стороны лордов сделали свое дело. Чумаунесла много человеческих жизней. В отдельных районах количество населениясократилось от трети до половины. Вымирали целые деревни. Население былоохвачено страхом, который достаточно ярко выражен одним из летописцев: «И чтобынаписанное не исчезло вместе с писавшим и не погиб труд вместе с трудившимся, яоставлю пергамент для продолжения его на случай, если бы кто из племени Адамаизбежал этого мора и стал продолжать труд, который я начал». «Черная смерть» отнюдьне являлась поворотным пунктом в истории Англии, как это думают некоторыебуржуазные историки. Но она, несомненно, обострила противоречия, возникшие донее. Сельское хозяйство в результате «черной смерти» пришло в полный упадок.Чуме сопутствовал падеж скота, в результате которого погибла масса рабочегоскота. Поля оставались невозделанными. Поскольку вследствие истощения вымирали,прежде всего, эксплуатируемые слои населения, феодалы вскоре столкнулись снехваткой рабочих рук. Резко повысились цены на продовольствие, поэтомуоставшиеся в живых рабочие стали требовать более высокую заработную плату засвой труд. Феодалы усмотрели в этом неслыханную дерзость. Всю тяжесть «чернойсмерти» они хотели переложить на плечи трудящихся. С одной стороны, онистремились заставить крестьян и наемных рабочих работать за низкую плату, сдругой стороны, крупные феодалы пытались снова перевести крестьян с денежнойренты на барщину. Так усиливается в английской деревне феодальная реакция. Нонаемные рабочие упорно требовали более высокой заработной платы, а крепостныекрестьяне жестоко сопротивлялись возрастанию барщины.
Так как феодалысобственными силами не в состоянии были справиться с сопротивлением крестьян инаемных рабочих, они снова прибегли к надежной помощи государства. 18 июня 1349г. правительство Эдуарда III издало ордонанс (указ) о рабочих и слугах, которыйтребовал, чтобы все здоровые мужчины и женщины не старше 60 лет, не имеющиесобственной земли или других средств к жизни, в обязательном порядке нанималиськ тем, кто в них нуждался, и притом за такую плату, какая была обычной до чумы.Феодал, имевший излишек рабочих рук, обязан был уступить их другим нанимателям.За отказ являться на работу назначался штраф или грозил арест. Тюрьма ожидалавсякого рабочего и слугу, если они без причины и без позволения хозяина уйдутсо службы раньше установленного срока. Нанимателю запрещалось давать плату вышеустановленной, а рабочим — требовать такую плату под страхом тюрьмы.Ремесленники также должны брать за свой труд и мастерство такую плату, какуюбрали до чумы. Ордонанс грозил тюрьмой всякому, кто посмеет давать им милостынюи этим потворствовать их «безделью». Парламентские статуты от 1351 и 1361 гг.подтверждали королевский ордонанс и устанавливали жестокие наказания за отказ исамовольный уход с работы. Виновных рабочих сажали в тюрьму, заковывали в колодки,клеймили раскаленным железом. В графствах были назначены специальные судьи,которые должны были судить всех нарушителей статутов и налагать на них штрафили подвергать их аресту. Впрочем, штрафы практиковались значительно чаще, чемаресты, так как они сохраняли рабочую силу и были выгодны в финансовомотношении. За счет этих штрафов собирались такие значительные суммы, что внекоторых местах они даже превышали сумму уплачиваемых налогов. За период с1349 по 1377 г.
Было рассмотрено около 9тысяч дел о нарушении статута, и почти во всех случаях решение суда было впользу нанимателя против нанимавшегося, что свидетельствует о ярко выраженной классовойнаправленности рабочего законодательства.
Рабочее законодательствообострило отношения между самими нанимателями, которые вели настоящуюмеждоусобную борьбу из-за рабочих рук. Вооруженные свиты феодалов устраивалинабеги на соседние поместья и захватывали рабочих силой. Несмотря на запрет иугрозы статутов, крупные феодалы и рыцари нанимали рабочих за более высокуюплату, чем устанавливал закон, стараясь тем самым переманить их в своипоместья. В борьбу из-за рабочей силы втягивались не только феодалы, но изажиточные крестьяне, которые к этому времени уже в сравнительно широкихмасштабах прибегали к использованию наемной рабочей силы. Статуты о рабочих невсегда были выгодны им. Отсюда вырастают острые противоречия между феодалами и зажиточнымкрестьянством.
Но особую ненавистьвызвало рабочее законодательство со стороны деревенской бедноты и городскогоплебса, которых оно обрекало на нищенское полуголодное существование. На заседаниипарламента 1376 г. открыто говорилось об отказе наемных рабочих выполнятьтребования статутов: «Если господа укоряют их за плохую работу или предлагаютработать на условиях, предписываемых статутами, они внезапно убегают, бросаютработу и свой край, переходят из графства в графство, из города в город, почужим местам, неизвестным их указанным господам. А многие становятсязачинщиками бунтов и беспорядков ...»
В отдельных районахстихийно возникали местные организации, руководители которых остались вбольшинстве случаев безвестными. Об этом свидетельствует хотя бы вступление кстатуту 1377 г., в котором говорится, что вилланы «угрожают управляющим именийчленовредительством и убийством и, мало того, собираются большими толпами исговариваются, чтобы один помогал другому насильственно противиться своимпомощникам» Росту классового самосознания крестьян способствовали бродячие проповедники,последователи Виклефа, известные под именем лоллардов. Виклеф, профессорОксфордского университета, являлся одним из провозвестников буржуазной реформации.Он выступал с резкой критикой догматов католической церкви, отвергалиндульгенции, тайную исповедь, почитание святых, призывал к восстановлениюраннего христианства. Сам Виклеф не призывал к уничтожению феодалов ипроповедовал необходимость подчинения властям. Лолларды же придали идеямВиклефа социальное толкование. Среди них особенно выделялся Джон Болл, которыйбичевал порядки в Англии, осуждал феодальный строй, при котором обществоделится на господ и крепостных, считал, что этот строй враждебен «божьемузакону». Он обосновывал требование социального равенства знаменитыми словами:«Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был господином?» Разъезжая по стране,Джон Болл выступал перед народом со страстными проповедями: «Добрые люди, —восклицал он в одной из них, — никогда в Англии не будет хорошей жизни, покавсе имущество не станет общим и пока существуют дворяне и вилланы. Как ужасноони обращаются с нами! По какому праву те, кого мы называем лордами, считаютсебя знатнее нас? За какие это заслуги? Почему они держат нас в рабстве? Есливсе мы произошли от одних родителей, от Адама и Евы, то как они могут говоритьили доказывать, что они лучше нас?.. .»[2]
Эти проповеди разъяснялинароду его собственные горести и печали, пробуждали в нем чувство самосознанияи собственного достоинства, помогали оформить смутные надежды и чаяния вконкретные требования. Не случайно церковные и светские власти платили яройненавистью Джону Боллу. Сначала он был отлучен от церкви, а затем заключен втюрьму архиепископа Кентерберийского, откуда был освобожден восставшими.
В такой обстановкедостаточно было малейшего Поголовный повода, чтобы разразилась гроза. И поводэтот не замедлил явиться. Столетняя воина приносила англичанам одну неудачу задругой, требовала все новых и новых расходов. Поэтому в 1377 г. был введенпоголовный налог в размере от 4 пенсов до одного шиллинга с каждой семьи. Налогложился всей своей тяжестью на плечи народных масс. Но еще более тяжелыми, чемсам налог, были злоупотребления при его взимании, которые вызывали всеобщеевозмущение народа.
1.2Восстание Уота Таллера 1381 г.
В конце мая 1381 г.скрытое недовольство крестьян вылилось наружу в эссекских деревушках Брентвуд иФоббинг. Жители этих деревень прогнали сборщиков налогов и разослали своихлюдей в соседние села с призывом присоединиться к ним для защиты общего дела.Восстание в течение нескольких дней распространилось по Эссексу, а оттудаперекинулось в Кент. Вооружившись топорами, серпами, вилами и даже палками,восставшие начали громить поместья феодалов, уничтожая в первую очередьпротоколы поместных судов и документы, в которых были записаны все их повинности,нападать на сборщиков налогов, адвокатов, присяжных, лордов, убивая их илизаставляя присоединиться к восстанию. Особую ненависть восставших вызываловысшее духовенство. Постепенно отдельные отряды стали сливаться в единую силу идвумя многотысячными потоками двинулись к столице: из Эссекса и из Кента. Попути в Лондон кентские крестьяне освободили из тюрьмы Джона Болла, который незамедлил присоединиться к ним и возглавить восстание, зажигая сердца восставшихсвоими пламенными проповедями.
Но главная, руководящаяроль в восстании принадлежала Уоту Тайлеру, по имени которого и сталоназываться восстание. О самом Уоте Тайлере мы знаем очень мало. Источникиговорят о том, что до восстания он находился некоторое время на военной службево Франции, где обучился военному искусству. Хроники называют его «одаренныммалым», наделенным выдающимися способностями и красноречием. Он сочетал в себебольшое мужество с ясным умом. Он сразу же ввел в рядах восставших суровую дисциплину,беспощадно карая тех немногих мародеров и грабителей, которые примкнули квосстанию в корыстных целях. Все эти качества создали ему необычайнуюпопулярность и любовь восставших. Восстание носило роялистский характер.Крестьяне слепо верили королю, считая все злоупотребления делом рук его недостойныхсоветников, от которых они и хотели освободить короля. Не случайно, поэтомудевизом восставших была борьба за короля Ричарда и его верные общины.
Когда восставшие подошлик Лондону, к ним в Лондоне присоединилась городская беднота, а на первых порахтакже и часть зажиточных горожан, которые хотели использовать восстание в своихинтересах. Перед входом в город утром 13 июня Джон Болл произнес перед восставшимияркую проповедь, в которой сформулировал в общих чертах основные целивосстания, заявив, что настал час выполнять волю бога, сбросить игодолголетнего рабства и обрести долгожданную свободу, одинаковую знатность иодинаковую власть.
Мэр Лондона приказалзапереть все ворота столицы, но городская беднота воспрепятствовала этому,угрожая мэру смертью. Свободно войдя в город и фактически овладев им, восставшие,прежде всего, расправились с чиновниками и королевскими судьями, которыхсчитали виновниками угнетения народа, разрушили замок ненавистного герцогаЛанкастерского Джона Гентского. Захватив помещение юристов Темпль, восставшиеуничтожили налоговые списки, королевские отчеты, казначейские книги и другиедокументы. Из лондонской тюрьмы были выпущены все заключенные, а сама тюрьма —разрушена. Расправляясь с ненавистными угнетателями, восставшие проявлялиисключительное бескорыстие, а руководители восстания делали все возможное,чтобы предотвратить грабежи со стороны тех темных элементов, которые примкнулик восстанию с целью поживиться во время его. Это поражало даже враждебныхкрестьянам хронистов, один из которых писал: «Тут можно было видеть вещь, неслыханнуюв наши времена: толпа крестьян, видя перед собой массу драгоценностей, неосмеливалась похищать их воровскими руками, и если кто был замечен в воровстве,того без суда и следствия предавали смерти». Один человек, застигнутый припопытке спрятать за пазухой кусок серебра, был схвачен и тут же брошен в огонь.«Мы ревнители правды и справедливости, а не воры и разбойники» — заявляли приэтом восставшие.
Расправившись сненавистными чиновниками и судьями, восставшие направились к королевскому замкуТауэру и потребовали у спрятавшегося там короля свидания, угрожая в противном случаеразгромить замок и перебить всех находившихся в нем, в том числе и самогокороля. Королю не оставалось ничего другого, как согласиться на переговоры скрестьянами.
Переговоры состоялись 14июня в пригороде Лондона Майл-Энд, расположенном у городских ворот. Как толькокороль выехал из Тауэра в Майл-Энд, часть восставших захватила королевскийзамок и казнила наиболее ненавистных советников короля, засевших, там. Средиказненных был и архиепископ Кентерберийский. Головы казненных были выставленына Лондонском мосту для всеобщего обозрения, по обычаю того времени. На головуархиепископа восставшие надели красную шапку и прибили ее ко лбу гвоздем.
Армия восставшихвстретила короля в полной боевой готовности, с двумя знаменами св. Георгияперед строем. Они предъявили королю свои требования, которые сводились кследующему: освобождение крестьян от крепостной зависимости, свобода торговлидля всех во всех городах и местечках Англии, замена всех крестьянскихповинностей денежной рентой по 4 пенса за акр и амнистия всем восставшим.
Эти требования, известныепод названием Майл-Эндской программы, носят, несомненно, прогрессивный,антифеодальный характер. Выполнение их должно было способствовать более быстромуразвитию буржуазных отношений в английской деревне. Но на них лежит несомненнаяпечать ограниченности, так как они отражали в основном интересы крестьянскойверхушки.
Об этом свидетельствует,прежде всего, требование свободы торговли для всех. Зажиточное крестьянство кэтому времени извлекало немалую выгоду из торговли и хотело извлекать ещебольше, освободившись от всех феодальных ограничений. Наиболее радикальнымтребованием Майл-Эндской программы было требование отмены крепостничества. Носама по себе эта отмена не решала самого злободневного вопроса крестьянскойжизни — не освобождала крестьян от феодальной эксплуатации. Основной массеанглийского крестьянства нужна была земля, а этого требования программа невыдвигала. Крестьяне страдали также от рабочего законодательства, от захвата феодаламиобщинных угодий, но и об этом программа умалчивала. Следуя советам своихприближенных, король согласился выполнить все требования крестьян. Он приказалсвоим клеркам заготовить освободительные грамоты, которые гласили:
«Да будет ведомо, что поособой милости мы отпускаем на волю всех верных поданных наших… иосвобождаем от рабства каждого из них, и обеспечиваем им это настоящей грамотой,а также прощаем этим верным подданным нашим всякие преступления, измены,нарушения законов и вымогательства, ими или кем-нибудь из них каким-нибудьобразом совершенные, и жалуем им и каждому из них наш полный мир».
Затем король приказалвосставшим разойтись по домам. Уловка короля удалась. Крестьянам казалось, чтоони достигли своей цели, а дома их ждали семьи и неотложные полевые работы, поэтомузначительная часть их стала расходиться по своим деревням. Наиболее решительныеи дальновидные из них не были удовлетворены Майл-Эндской программой и осталисьв Лондоне. Так обнаружился раскол в рядах восставших, который шёл в основном посоциальной линии: малоземельные и зажиточные крестьяне. Наметился раскол исреди городского населения. Если городская беднота по-прежнему поддерживалавосставших, то зажиточные элементы города, напуганные размахом восстания инеожиданным для них поворотом событий, готовы были оказать поддержку правительствув его подавлении.
Восставшие потребовалинового свидания с королём, и он снова был вынужден согласиться на это. На этотраз свидание состоялось за северными воротами Лондона, в Смитфилде. Восставшиеснова встретили короля в боевом порядке. Приглашенный советниками короля УотТайлер верхом в сопровождении одного лишь знаменосца подъехал к королевскойсвите и на вопрос короля, почему восставшие не расходятся по домам, предъявилкоролю требования, известные под названием Смитфилдской программы. В нейвосставшие требовали прежде всего, чтобы были отменены все законы, кроме Винчестерского,который гарантировал всем свободным людям безопасность личности. Это требованиедополнялось целым рядом других, среди которых на первом месте стоит требование возвратитькрестьянам общинные угодья, захваченные у них лордами, конфисковать у церквиземли и передать их крестьянам. Наконец, выдвигались и политические требованияотмена всякого рода сословных привилегий, установление в стране чего-то вродекрестьянско-демократической монархии. С Майл-Эндской ее роднило лишь однотребование — отмены крепостного права, но в Смитфилдской программе этотребование стояло на последнем месте. Это и понятно, так как составителямипрограммы являлись в основном кентские крестьяне, а в Кенте крепостничествоникогда не играло значительной роли.
Смитфилдская программаотличается более радикальным характером. Прежде всего, она ставит наиболеезлободневный крестьянский вопрос — вопрос о земле. Правда, она не требует ещеконфискации всего феодального имущества, но и требование секуляризациицерковных земель и возврата общинных угодий было весьма смелым для тоговремени. Вся программа проникнута духом недоверия и вражды к феодальномугосударству. Об этом свидетельствует прежде всего требование отмены всехзаконов, кроме Винчестерского. Хотя в программе специально не говорится орабочем законодательстве, но вполне очевидно, что именно это законодательствовызывало прежде всего недовольство крестьян, и они хотели избавиться от него.
Во время переговоровлондонский мэр нанес предательский удар вождю восставших, ранив его сначала вшею, а затем в голову. Сначала восставшие не заметили, как упал Уот Тайлер.Когда же они поняли, в чем дело, то подняли сильный шум. К ним направился король,который уверил их, что их вождь посвящен в рыцари, все требования ихудовлетворены, и приказал им идти в открытое поле. Тем временем приближенныекороля во главе с мэром немедленно поскакали в Лондон.
Собрав огромное ополчениеиз зажиточных горожан и рыцарей, мэр Лондона пришел с ним на помощь королю. Но,несмотря на помощь ополчения и растерянность восставших, король был такнапуган, что приказал выдать крестьянам освободительные грамоты. Крестьянеразошлись в убеждении, что они одержали победу, что все их требования приняты.
Однако это было лишьновой уловкой короля. В тот же день был издан новый королевский приказ, чтобывсякий, кто не прожил в столице целого года, немедленно оставил город подстрахом смертной казни. Одновременно в Лондон были вызваны из всех графстввооруженные рыцари. Банды вооруженных феодалов и наемников наводнили столицу, иначалась кровавая расправа. На рыночной площади было положено бревно, накотором отрубали головы городской бедноте, принимавшей участие в восстании.Повстанцев сотнями вешали на виселицах, вырезали у них внутренности, выворачивалисуставы.
Но восстание былоподавлено далеко не сразу. Из Эссекса и Кента оно перекинулось в другие графства,охватив почти всю Англию, кроме самых северных и части северо-западных районов.Получив от короля освободительные грамоты, крестьяне всюду стали считать себясвободными людьми и решили не нести больше барщины. Они уничтожали феодальныеархивы, сжигали усадьбы, убивали ненавистных чиновников и феодалов. С особой ненавистьюобрушивались они на монастыри. Но этим они, как правило, и ограничивались.Слабость восставших и здесь проявлялась, прежде всего, в разрозненности истихийности их действий. Они не выходили за пределы своего округа, необъединяли и не координировали своих действий.
Такими чертами былиотмечены и восстания в Сент-Олбансе, Норфолке, Суффолке и Кембриджшире.
Расправившись свосстанием в Лондоне, правительство направило карательные экспедиции в другиерайоны страны. Когда восставшие пытались настаивать на выполнении данных имкоролем обещаний, им цинично отвечали: «Вы были крепостными и останетесь ими;вы останетесь в крепостном состоянии, но еще несравненно худшем и болеетяжком». В целом ряде мест крестьяне не хотели дешево отдавать только чтозавоеванную свободу. Для подавления их сопротивления правительство быловынуждено направить против восставших огромные войска из тяжеловооруженной кавалериии пехоты. Вслед за правительственными войсками всюду шли королевские судьи,которые сотнями приговаривали крестьян к смертной казни. По всей стране быливоздвигнуты виселицы, но и на них для всех осужденных крестьян не хваталоместа, и иногда на одной виселице вешали по девять-десять человек одновременно.Предстал перед судом и народный проповедник Джон Болл, захваченный в Ковентри.Он был приговорен к жестокой и мучительной казни: повешению, вырезываниювнутренностей, обезглавливанию и четвертованию.
15 июля 1381 г. приговорбыл приведен в исполнение.
Король разослал приказ,чтобы восставшие беспрекословно слушались лордов и выполняли все те повинности,которые несли до восстания. Собравшийся вскоре парламент одобрил действиякороля и объявил амнистию тем феодалам, которые казнили крестьян без всякогосуда.
Восстание Уота Тайлера,как и все другие крестьянские восстания средневековья, было обречено нанеудачу. Причины этого кроются прежде всего в самой природе крестьянства как класса.Наиболее характерной чертой этого восстания была его стихийность,разрозненность выступлений крестьян. В условиях товарного хозяйствакрестьянство непрерывно порождало верхушку, интересы которой не совпадали синтересами основной массы беднейших крестьян, так как они начинают ужевыступать в роли эксплуататоров своих же соседей-общинников. Эти противоречиясреди восставших со всей очевидностью проявились во время пребывания их вЛондоне и переговоров с королем. Результатом их явилось наличие не одной, адвух крестьянских программ: Майл-Эндской и Смитфилдской. Показателем незрелостикрестьян является излишняя доверчивость восставших, в результате которой онифактически выпустили из рук уже одержанную победу.
Не будучи классом,способным победить самостоятельно, крестьяне в то же время не имели такогоруководителя, который мог бы представлять и защищать их интересы. Буржуазия,которая могла бы взять на себя руководство восстанием и внести организованностьв его ряды, в тот период еще не созрела. Хотя городская верхушка проявляланедовольство злоупотреблениями со стороны королевской власти, ее чиновников,феодалов и особенно католической церкви, но она еще не ставила своей цельюсвержение феодального строя, поэтому не могла до конца поддерживать антифеодальноедвижение крестьян. Примкнув к крестьянам в начале восстания, она хотелаиспользовать его в своих целях, но, напуганная размахом движения, вскорепредала восставших и активно содействовала их подавлению. Городская беднота поддерживалавосстание до конца, но она не могла стать, во главе его, так как сама быласлишком слаба и неорганизованна.
Несмотря па подавлениевосстания Уота Тайлера, это величайшее в истории Англии движение не прошлобесследно. Оно принесло крестьянам до некоторой степени сознание своей силы иобщности классовых интересов, вселило в феодалов страх перед грозной силойкрестьян. Не без воздействия восстания в 1382 г. был введен новый подушныйналог, распространявшийся теперь только на землевладельцев, а в 1390 г. былиздан новый статут о рабочих, который предоставлял мировым судьям правофиксировать размеры заработной платы в своих районах в зависимости от уровняцен. Самый же главный результат восстания состоял в том, что после негокрепостное право в Англии быстро начинает исчезать. Правда, освобождениекрестьян было подготовлено всем экономическим развитием страны впредшествовавший восстанию период, но выступление крестьян сыграло в этомпроцессе немаловажную роль, так как феодалы боялись теперь требовать с крестьянбарщину и повышать другие платежи. В течение XV в. почти все крестьянство сталосвободным и было переведено на денежную ренту.
II. Культура Англии XIV века и рольв ней произведений Чосера
2.1Предыстория возникновения единой национальной культуры
До XIV в. в Англии несуществовало единой национальной культуры и общего национального языка.Нормандские завоеватели принесли в Англию французский язык, который и сталсчитаться официальным языком. На нём говорила верхушка знати, велось судопроизводствои преподавание в школах, знание его считалось признаком образованности ипринадлежности к высшему обществу. Существовал также латинский язык, бывшийязыком церкви и средневековой схоластики. Народные же низы, мелкие феодалы и горожанеговорили на англосаксонском языке, который распадался на множество диалектов.Лишь к середине XIV в. в Англии начинает формироваться письменный литературныйанглийский язык, в основу которого был положен лондонский диалект и которыйиспытал на себе влияние французского и латинского языков. В 1362 г. английскаяречь впервые зазвучала на заседании парламента, в том же году парламентпостановил употреблять английский язык в судах. На формирование литературногоанглийского языка оказал немалое влияние перевод библии по инициативе Виклефа,а также трактаты и памфлеты Виклефа, написанные на английском языке.
Вторая половина XIV в.была периодом подъема английской национальной литературы. Правда, варистократических кругах английского общества и при королевском дворепо-прежнему пользовалась популярностью литература на французском языке. Видныйлитератор того времени Джон Гауэр пишет ещё произведения, в которых сквозитмонастырская учёность и дидактика и которые весьма далеки от реальногоизображения действительности. Но новые веяния в литературе становятся всёощутимее.
Наиболее выдающимисялитературными явлениями этого периода были большая аллегорическая поэма ВильямаЛенгленда «Видение о Петре Пахаре» и творчество Джефри Чосера.
Поэма Ленгленда отражаетнародное движение тогдашней Англии. Здесь впервые простой деревенский пахарьстановится выше представителей всех остальных социальных слоев. Героем этойпоэмы является зажиточный крестьянин Петр, но в поэме яркими краскамиописываются бедствия бедных крестьян, борющихся за своё существование. Автор поэмы,сам будучи выходцем из крестьян, хорошо знает их горести и правдиво говорит оних. Несмотря на аллегорический характер поэмы, в ней выведена целая вереницапредставителей различных слоёв общества. Среди них один лишь Пахарь может показатьистинный путь к правде всем заблудшим. Эта правда — во всеобщем труде. Вобращении Ленгленда к рыцарю содержится признание крепостного права. Он лишьпризывает рыцаря не угнетать крестьян сверх меры. Для улучшения общественныхпорядков он предлагает не социальные, а нравственные меры, убеждает всех жить влюбви и законе. Но, несмотря на умеренность взглядов автора поэмы, проповедь всеобщеготруда и возвеличение крестьянства были замечательным для того времениновшеством. Образ Пахаря стал популярен в сельской среде благодаря лоллардам.
Джефри Чосер – выдающийсяписатель, один из основателей оригинальной английской поэзии. Он был уникальнымчеловеком и обладал замечательными для его времени познаниями в областиастрономии. Он написал для сына «Трактат об астролябии». По словам одногоисследователя, «он предпочитал циферблат звёзд и календарь Зодиака». Для негохарактерно не прямое обозначение времени, а косвенные астрономические указания,определяющие время. Все они, по изысканиям позднейших исследователей,безошибочно указывают точную дату. (Ср. рассказ рыцаря, пролог юриста, рассказкапеллана и пр.) По вычислению самого Чосера в его «Астролябии», солнце выходитиз знака Овна после 11 апреля, а паломничество в Кентербери, по указанию впрологе к рассказу юриста, приурочено к 16 – 20 апреля (вероятнее всего – 1387 г.).
2.2Кентерберийские рассказы как отражение нравов средневекового английскогообщества XIV в.
В Кентерберийскихрассказах мы знакомимся с людьми, которые были весьма заметны в истории Англии.Первое упоминание о них мы встречаем в строках:
Паломников бессчётныхвереницы
Мощам заморским сновапоклониться
Стремились истово; номногих влёк
Фома Бекет, святой, чтоим помог.
Как известно, Фома Бекет (1118 – 1170 гг.) – это архиепископКентерберийский, канцлер Генриха II. Он боролся с королём за независимоеположение церкви и был убит слугами короля. Позднее канонизирован католическойцерковью.
Затем мы должны обратитьвнимание на то, что Чосер характеризует нам персонажей и раскрывает все ихдостоинства. Именно благодаря этому, нам удаётся рассмотреть средневековуюАнглию в её истинном обличии. Начинается этот рассказ с описания Рыцаря:
Тот рыцарь был достойныйчеловек.
С тех пор как в первый онушёл набег,
Не посрамил он рыцарскогорода;
Любил он честь, учтивостьи свободу;
Усердный был и ревностныйвассал.
И редко кто в столькихкраях бывал.
Крещеные и даже басурмане
Признали доблести его вобрани
Он с королем Александриюбрал,
На орденских пирах онвосседал
Вверху стола, был гостемв замках прусских,
Ходил он на Литву, ходилна русских,
А мало кто – томусвидетель бог -
Из рыцарей темпохвалиться мог.
Им в Андалузии взятАлжезир
И от неверных огражденАлжир.
Был под Лайасом он иСаталией
И помогал сражаться сБельмарией.
Не раз терпел невзгоды они горе
При трудных высадках вВеликом море,
Как видим извышесказанного, фактически обнаруживаются исторические хроники, которые можносравнить некоторым образом с древнерусскими летописями. По упоминаниюфранцузского летописца Фруассара, Александрия была взята в 1365 г. кипрским королем Петром Лузиньяном, который «освободил от неверных» также Саталию (нынеАдалия, в Малой Азии) в 1352 г. и Лайас (ныне Айас, в Армении) в 1367 г., «равно как многие другие города в Сирии, Армении и Турции».
Алжезир (ныне Алхесирас) был взят у мавров в 1344 г., причём в осаде его участвовали английские рыцари, графы Дарби и Солсбери. Таким образом,боевая деятельность рыцаря охватывает около двадцати пяти лет.
Бельмария (испорченное Бен-Марин) и Фремиссен (нынеТлемсэн, город в Алжире) – по указанию Фруассара, существовавшие в его временакоролевства, а Великим морем в средние века по библейской традиции именовалосьСредиземное море. Чосер так же называет и Черное море.
Далее мы встречаемследующее упоминание:
Во Фландрии, Артуа иПикардии
Он, несмотря на годымолодые,
Оруженосцем был и тамсражался,
Чем милостей любимойдобивался.
Фландрия, Артуа иПикардия были ареноймногих сражений Столетней войны между Англией и Францией.
Был в талию камзол, и поколени
Висели рукава. Скакал онсмело
Как видим, сквайр одет помоде придворных Ричарда II, которые прославились своей безрассудной расточительностью.
С ним Йомен был, – вкафтане с капюшоном;
За кушаком, как и наряд,зеленым
И слушалась стрелапроворных рук.
С ним был его большоймогучий лук.
Йомен – лично свободныйхлебопашец, обязанный службой своему сюзерену, которого он сопровождал на войну.В эпоху Столетней войны англичане ввели нечто вроде общеобязательной военнойслужбы и организовали против французской рыцарской конницы пехоту как главныйрод оружия, именно йомены, вооруженные «большим луком», составили основнойкостяк этой пехоты. Стрелы йоменов гораздо больше, чем рыцарские копья,помогали англичанам побеждать французов.
«Большой лук»,изготовленный из испанского тиса, размером больше роста стрелка, был настольколёгок, гибок и удобен, что английские лучники выпускали по двенадцать стрел вминуту. По свидетельству очевидца боя при Креси, итальянца Джиованни Виллани,эти луки стреляли втрое, а по другим источникам, и вшестеро скорее массивныхфранцузских и генуэзских арбалетов. Эта скорострельность и дальнобойность лука(250 – 300 м), меткость английских лучников и сила, с какой их метровые стрелыпробивали лучшие кольчуги и поражали коней, заставляя рыцарей спешиваться ипадать под тяжестью вооружения, – вот что в значительной степени определилоисход сражений при Креси, Пуатье и Азенкуре.
Теперь перейдём крассмотрению остальных персонажей и связанных с ними событий.
Была меж ними такжеАббатиса -
Страж знатных послушниц идиректриса.
Смягчала хлад монашескогочина
Улыбкой робкою матьЭглантина.
В ее устах страшнейшаяхула
Звучала так: «Клянусьсвятым Элуа».
И, вслушиваясь в разговорсоседний,
Все напевала в нос онаобедню;
И по-французски говорилаплавно.
Здесь Чосер усиленноподчеркивает образованность и хорошие манеры аббатисы, указывает, что её аббатство,подобно известному аббатству св. Марии в Винчестере, было своего родаинститутом благородных девиц и убежищем для знатных дам.
Существует предание отом, что св. Элигий (фр. Элуа, род. ок. 588 г.) решительно отказался дать клятву королю Дагоберу. Таким образом, выражение Чосера «клянусь св. Элигием»некоторые исследователи толкуют как идиоматический оборот, обозначающий, чтоаббатиса вовсе не клялась; другие (Лоуэс и Мэнли) считают, что она кляласьсамым модным и фешенебельным святым того времени. Также очевидно, чторазговаривали грубоватом англо-норманнском языке, который долго сохранялся вАнглии как язык двора, суда и монастырей. Язык этот сильно отличался от живогофранцузского (парижского) говора.
В Англии вилки вошли вобиход только в середине XVII века, и поэтому за обедом особенно яснообнаруживалось хорошее воспитание в манере ловко и опрятно орудовать ножом ипальцами:
Не поперхнется крепкоюналивкой,
Чуть окуная пальчики вподливку,
« Amor vincit omnia»[3]– этот девиз, очевидно, заимствованный из стиха 69 эклоги X Вергилия «Omniavincit amor», возможен был на застежке чёток (фермуаре) монахини какдвусмысленный вариант евангельского текста «Превыше всего любовь» (I поел, кКоринфянам, XIII, 13):
На фермуаре золотой былщит
С короной над большоюбуквой «А»,
С девизом: «Amor vincit omnia».
Теперь познакомимся спредставителем церкви. Здесь упоминается Устав Маврикия и Бенедикта. Это постановлениясв. Маврикия и св. Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев (V –VI вв.), были старейшими монастырскими уставами католической церкви. Здесь мыимеем косвенное указание на то, что перед нами сановный монах-бенедиктинец, вотличие от кармелита, монаха нищенствующего ордена. Почти каждая деталь вописании образа жизни и одежды бенедиктинца (охота, пирушки, дорогой мех,золотая застежка, сапоги, уздечка с колокольчиками и пр.) является вопиющимнарушением не только монашеского устава, но и многочисленных светскихпостановлений того времени, направленных против роскоши:
Монах был монастырскийревизор.
Наездник страстный, онлюбил охоту
И богомолье – только неработу.
Веселый нравом, онтерпеть не мог
Монашеский томительныйострог,
Устав Маврикия иБенедикта
И всякие прескрипты иэдикты.
С ним рядом ехал прыткийКармелит.
Брат сборщик был он –важная особа.
Дружил с франклинами онпо округе,
Втирался то в нахлебники,то в други.
Здесь кармелит –представитель одного из четырех нищенствующих монахов-миноритов (кармелиты,августинцы, францисканцы и доминиканцы). Основанные в середине XII и началеXIII в. в целях религиозной пропаганды среди неимущих слоёв, ордена эти впервое время требовали от своих монахов выхода из затвора, подвижническойжизни, отречения от всяких земных благ, помощи прокаженным, нищим и больным.Однако очень скоро, и, во всяком случае, ко времени Чосера, нищенствующиебратья выродились в обычных монахов-тунеядцев, прихлебателей и лентяев, незаглядывавших в городские трущобы и больницы, но ставших завсегдатаями богатыхкупеческих и дворянских домов.
Чосеров кармелит был«лимитур», брат сборщик с ограниченными правами, позволявшими ему собиратьмилостыню только в определенном круге, во избежание столкновений с соперниками,сборщиками других монастырей.
Франклин – представительзажиточных земельных собственников, главным образом из старых деревенскиханглосаксонских родов. Наследственные поместья франклинов были свободны отналогов и феодальных повинностей, которыми король облагал поместья, дарованныеим своим норманнским вассалам. Рота – инструмент вроде скрипки.
Купец с ним ехал,подбоченясь фертом,
Как получать, каксберегать доходы.
Он требовал, чтобохранялись воды
В пути из Миддлбурга вОруэлл.
Он курс экю высчитыватьумел
Но ото всех долги своискрывал.
Охотно деньги в росткупец давал.
кентерберийскийрассказ английский общество
Из вышесказанного следуетотметить, что восьмидесятые годы XIV столетия были временем упадка недавнегомогущества Англии. Враг стал угрожать её морским путям. Это волновалонарождающееся английское купечество и чтобы оно приняло свои меры. Для охраныморских путей уже в 1359 г. был установлен сбор с «тоннажа и веса» в шестьпенсов с фунта перевозимых товаров. Деньги эти шли на построение военногофлота, и налог был, в сущности, платой королю за охрану.
Одна из главных дорогморской торговли того времени из голландского порта Миддлбург (на о. Вальхерен)в Оруэлл (на месте теперешнего Гарвича на восточном побережье Англии).
Ростовщичество посредневековым воззрениям считалось прямым грехом и преступлением, но купец наэтом всё же делал деньги.
Затем упоминаетсястудент:
Не знаю, право, как егозовут.
Прервав над логикойусердный труд,
Студент оксфордский снами рядом плелся.
Нужду и голод приучилсястойко.
Полено клал он визголовье койки.
Ему милее двадцать книгиметь,
Чем платье дорогое,лютню, снедь.
Он негу презирал сокровищтленных,
Но Аристотель – кладезьмыслей ценных -
Не мог прибавить денег нигроша,
И клерк их клянчил, грешнаядуша.
Видимо, студентпреодолевал лишь второе из семи «свободных искусств» подготовительного курса,которые обычно проходились в средние века в таком порядке: 1. Грамматика. 2.Логика. 3. Риторика. И второй концентр: 1. Арифметика. 2. Геометрия. 3. Музыка.4. Астрономия. Все эти семь предметов считались общеобразовательными, а далеешла специализация по отраслям: богословие, юриспруденция и медицина (котораяобнимала все естественные науки, в том числе и астрологию).
«Наши отцы (да и мы самитакже) часто спали с хорошим круглым поленом под головою вместо подушки…Подушки, говорили нам, нужны только поженицам», – писал В. Гаррисон еще в 1580 г. («Description of England»).[4]
Ну, а 20 книг – цифра немалаядля того времени, если вспомнить, что библиотека самого Чосера, разностороннеобразованного человека, насчитывала шестьдесят книг и составляла большуюценность. Также мы знаем, что парламентским указом 1388 г. студентам позволялось нищенствовать, и на это давалось особое разрешение университета.
Был с ними важный,чопорный Юрист.
Он, как искусный, тонкийказуист,
На паперти был оченьуважаем
И часто на объездыназначаем.
Клиенты с «мантией» кнему стекались;
Его богатства быстроумножались.
Он знал законы со временВильяма
И обходил – уловкой илипрямо -
Любой из них....
Речь идет о докторе прав(Sergeant of Law) – юристе высшей квалификации, со стажем не менее шестнадцатилет, которого специальный королевский патент уполномочивал председательствоватьв судах присяжных и защищать интересы короны в особо важных случаях, даваятакже право вести процессы в палате общин. Таких юристов во времена Чосеранасчитывалось не более двадцати человек.
Во времена Чосералондонские суды среди дня закрывались, и юристы вместе со своими клиентамисобирались для совещаний и консультаций на паперти собора св. Павла, котораяслужила своеобразной юридической биржей.
Периодически от короныназначались особые судьи на объезды провинциальных городов «pour oyer etterminer», то есть рассматривать накопившиеся нерешенные дела и «очищатьтюрьмы».
Мантия, то естьдорогостоящая судейская тога. Здесь как обозначение повышенного гонорара,который давали клиенты юристу, чтобы обеспечить себя от подкупа его противнойстороной
Как видим, Джефри Чосерзатрагивает и англо-норманнское законодательство со времен ВильгельмаЗавоевателя. Ещё в XIX в. в ходу был юридический термин: «A. temp. Reg.Will.»
На сессиях Франклин держалсялордом,
В парламенте отстаивал онгордо
Свои права, обиды неспускал,
Не раз в палате графствопредставлял.
Следуя из вышесказанного,можно заметить, что в фигуре Франклина Чосер рисует те черты англосаксонскоголэндлорда (гостеприимство, чревоугодие, веселый и открытый нрав), которыеоткрывают традицию этого образа вплоть до сквайра Весерна у Фильдинга («ИсторияТома Джонса, найденыша») и англосаксонских танов Вальтера Скотта.
Сам Чосер в 1386 г. представлял в парламенте графство Кент в качестве «рыцаря графства», что не надо понимать какдворянское звание, а просто как выборную должность. При обязательном цензе длядепутата в сорок фунтов годового дохода это дает представление об имущественномположении Чосера в эти годы. Теперь разберём следующее:
Они не тщетно заседать вГилдхолле
Надеялись – порукой былдоход.
Заслуги, честность,возраст и почет.
И жены помогали в томмужьям,
Чтоб только величали их«мадам»,
Давали б в церкви местоповидней
И разрешали б шлейфносить длинней.
Гилдхолл – гильдейскийдом, ратуша. Многие стремились стать олдерменом, членом лондонскогосамоуправления.
Жены олдерменов,причисленных к джентри (мелкому дворянству), получали право именоваться«мадам», занимать почетное место в церкви и носить шлейф определенной длины. Неследует забывать, что костюм был строго регламентирован; так, «Законы ороскоши» разрешали людям низших званий носить только грубое сукно стоимостью невыше двенадцати пенсов и полотняные ткани и запрещали, в частности, серебрянуюоправу ножен («Status of the Realm» – I, 378).
Был Шкипер там иззападного графства.
На кляче тощей, как умел,верхом
Здесь речь шла о графствеЮжный Дэвон и о порте Дартмут, который, согласно данным о наборе кораблейЭдуардом III для осады Кале, по числу выставленных судов стоял на третьемместе, ниже Ярмута, но значительно выше Лондона. В частности, из Дартмута в 1181 г. отплыли первые английские крестоносцы.
Был с нами также Доктормедицины.
Прекрасно знал болезней онистоки:
Горяч иль холоден, мокрили сух
Больного нрав, а значит,и недуг.
По представлению медиковсредневековья, нрав (темперамент) человека определялся сочетанием четырехэлементов, находящихся под воздействием животного жара. «Жар, влияя на мокрое ихолодное, порождает флегму (лимфу) флегматика; влияя на горячее и мокрое –кровь сангвиника; на горячее и сухое – желчь холерика; наконец, на холодное исухое – черную желчь меланхолика». Способы лечения зависели от положения звездыбольного и от времени года, месяца, недели или даже часа, когда ониприменялись, потому что, вне зависимости от темперамента в организме человека,по мнению врачей-астрологов, «шесть часов до полуночи господствует флегма,шесть после полуночи – кровь, шесть часов до полудня – желчь, шесть послеполудня – черная желчь».
Учёностью и знаньем былбогат он.
Он Эскулапа знал иГиппократа,
Диоскорида, Цельса,Гильбертина,
Знал Руфа, Аверройса,Константина,
Дамаскина, Гали иГалиена.
Знал Авиценну, такжеГатисдена.
Перечень медицинскихавторитетов средневековья Чосер не без иронии открывает именем патрона медицины– бога Эскулапа. Гиппократ – греческий медик III в. до н. э., «отец медицины»,автор шестидесяти сохранившихся врачебных трудов. Диоскорид – греческий медик Iв. н. э. родом из Киликии, автор пятитомного труда «Materia me-dica». Цельс АвлКорнелий – римский ученый I в. до н. э., автор энциклопедии античной медицины«De Medicina Libri Octo», в которой изложены все достижения александрийскойшколы медиков. Гильбертин – Гильбертус Англикус – один из первых в Англииученых-медиков XIII в. Руф – греческий медик из Эфеса, современник Траяна,писал по вопросам анатомии. Аверройс – Ибн-Рошд (1226 – 1298 гг.) –известнейший из арабских ученых, жил в Испании и Марокко. Философ-материалист,последователь и комментатор Аристотеля, он подвергался преследованияммусульманского духовенства за ересь. Аверроэс обосновал свои медицинские теориив трактате «Система» (Colliget). Константин – Константин Афер (XI – XII вв.) –уроженец Карфагена, монах-бенедиктинец из Монте-Кассино. Один из основателейзнаменитой в свое время Салернской школы врачевания. Дамаскин – Иоанн Дамаскин– арабский медик и богослов IX в. Гали – арабский комментатор Галена, XI в. Галиен– иначе Гален, Клавдий (120 – 210 гг. н. э.) – греческий медик из Пергама, врачМарка Аврелия, автор до двухсот сохранившихся работ; и до сих пор в ходутермин: «Галеновская фармакопея». Авиценна – Ибн-Сина (980 – 1037 гг.), родомиз Бухары, арабский философ и медик, «князь медицины», автор «Канона медицины»,энциклопедии врачебных знаний того времени. Мусульманским духовенством былпредан проклятию как еретик. Гатисден Джон – оксфордский ученый начала XIV в.,придворный врач Эдуарда II, первый в Англии автор медицинского трактата «RosaAnglica», в котором он, в частности, уверял, что вылечил одного пациента,прописав ему семь головок жирных летучих мышей.
Со дней чумы сберегмешочек плотный;
И золото – медикаментцелебный.
Чосер имеет в виду,очевидно, великую чуму 1348 – 1349 гг., которая поразила и Флоренцию временБоккаччо, или, ещё вероятнее, чуму 1369 г., во время которой умерли многие покровители Чосера. За 1348 – 1349 гг., когда чума впервые поразила Англию, от«черной смерти» вымерло больше половины населения страны. Прежняя цифра, в 4млн. населения, была достигнута лишь при Елизавете. С перерывами чумасвирепствовала в Англии до начала XVIII в. А золото считали во времена Чосеранезаменимым лекарством при лечении ряда болезней, так что каламбур Чосера имели реальные основания.
А с ним болтала Батскаяткачиха,
На иноходце восседаялихо;
В тканье была большаямастерица -
Ткачихам гентским в поруподивиться.
Тогда как Ипр и Гентславились сукнами на континенте, Западная Англия и особенно окрестности городаБата поставляли лучшее английское сукно.
Священник ехал с намиприходской,
Он добр был, беден,изнурен нуждой.
По контрасту сразвращенным монашеством и епископатом, Чосер идеализирует фигуру бедногоприходского священника, «младшего брата» пахаря (см. ниже). Образ жизни ивоззрения священника совпадают со взглядами современника Чосера знаменитогореформатора английской церкви Уиклифа и его последователей – «бедныхпроповедников». В прологе шкипера есть косвенное указание на то, что паломникирассматривали священника как уиклифита: это – восклицание трактирщика ГарриБэйли: «По запаху лолларда узнаю» (с. 189). десятина – налог, взимавшийся впользу церкви, размером в одну десятую дохода.
С ним ехал Пахарь – былему он брат.
Терпеньем, трудолюбиембогат,
Так же как и священник,идеализирован Чосером и «брат его», пахарь. Современник крестьянских восстаний 1381 г., он, однако, лишён боевых черт последователей Уота Тайлера или даже Петра Пахаря Лэнгленда.
И Мельник ехал с ними –ражий малый,
Костистый, узловатый ибывалый.
В кулачных схватках всехон побеждал
И приз всегда – барана –получал.
Появляется новый персонаж– мельник. А баран, как известно, был традиционным призом в кулачныхсостязаниях.
Был рядом с ним,удачливый во всем,
Судейского подворьяЭконом.
На всех базарах был онзнаменит:
Наличными берет он иль вкредит -
Всегда так ловко бирки онсочтет.
Речь идет об одном изиннов (общежитий) Темпля, бывшего здания ордена тамплиеров, в котором ковремени Чосера расположился своего рода вольный юридический факультет со своимиобщежитиями.
Эконом забирал товар вкредит «by tailly», то есть на бирки. При этом палочки с определенныминарезками, обозначающими количество купленного товара, раскалывались по длинена две части и при расчете предъявлялись продавцом и покупателем, которые частобывали неграмотны. Совпадение нарезок при наложении бирок свидетельствовало оправильности расчетов. Английское казначейство вплоть до начала XIX в. велорасчеты именно таким образом и хранило в подвалах парламента огромноеколичество подобных деревянных оправдательных документов.
Тщедушный ехал рядомМажордом.
Он щеки брил, а волосыкругом…
Хозяйский скот, коровни иовчарни,
Конюшни, птичник, огород,свинарни
У мажордома под началомбыли.
Вилланов сотни у негослужили
В этих строках мы узнаёмо Мажордоме и Виллане. Первый был управитель богатого поместья, а второй –поселянин, обязанный барщинными повинностями помещику.
Конь серый в яблоках, акличка: «Скотт».
Жил в Норфолке почтенныймажордом,
Под Болдсуэллом, кольслышали о нем.
Хоть ржав был меч, но,как пристало тану,
Его носил он; синююсутану,
Церковного суда былПристав с нами.
Как старый Вакх, обилентелесами.
Здесь мы знакомимся слюдьми дворянского происхождения.
Танами в Англии (особеннов северных графствах Англии и Шотландии) долго обозначали мелких беспоместныхдворян, которые приобретали личное дворянство службой у сеньора. А пристав былблюстителем нравов, он обладал правом налагать взыскание за несоблюдение поста,неуплату десятины, женитьбу родных, прелюбодеяние и вообще за нарушениенравственности. Виновных в более серьезных проступках он вызывал на судархидиакона (викарного помощника епископа). Ненавистный взяточник и вымогатель,пристав – излюбленная фигура английских народных представлений. «Скотт» – и досих пор излюбленная кличка рабочих коней в северных графствах Англии, в смысле«Шотландка».
С ним Продавец былиндульгенций папских,
Он приставу давно былпредан рабски.
Чтобы его получшепринимали,
Он взял патент отбратства Ронсеваля.
Братство Ронсеваля – этостранноприимный дом для паломников в Ронсевале (Наварра), он имел в Лондонеотделение (госпиталь Ронсевальской божьей матери), которое, как и все заведенияэтого рода, торговало всякими реликвиями и индульгенциями.
Хозяин наш – осанкоймолодецкой
С ним не сравнялся бвиндзорский дворецкий.
Образ хозяина «Табарда»,трактирщика Гарри Бэйли, считают прототипом многих аналогичных персонажейанглийской литературы, в том числе и хозяина «Подвязки» в «Виндзорскихпроказницах» Шекспира. О Гарри Бэйли напоминает и общий облик шекспировскоготрактирщика, и отдельные детали, вплоть до любимого присловья: «А хорошо ведьсказано», которое, точно так же выраженное, встречается в эпилоге к рассказуврача.
Таким образом, перед намивстаёт картина весьма цивилизованного общества, в которое вошла группа представленныхнами персонажей, а также упомянутых помимо них нескольких знатных особ тоговремени, отображающих нравы средневекового английского общества.
Далее следуют рассказынаших героев, из которых мы узнаём о глубокой взаимосвязи различных цивилизацийсредневекового времени, а также о некоторых легендах ещё более древних времён. Давайтенемного их проанализируем.
В рассказе студента мызнакомимся с легендой о Тезее, который «Афинами единовластно правил». Такжеупоминается и город Фивы и несколько других полисов. Жизнь людей древней Грецииотображается здесь во всём её великолепии и во всех её горестях и радостях.Речь идёт как о досуге, так и проблемах, но из рассказа можно сделать главныйвывод, что основное занятие – это войны. Но, не смотря на это, автор большесклоняется к лирике и взаимоотношении мужчины и женщины, о преданности и любви.
Далее повествует своюисторию мельник.
Однажды жил в Оксфорденекий плотник,
По дереву он знатный былработник,
Но, хоть достаток был егоне мал,
Он в дом к себенахлебников пускал.
Это комедийный сюжет, вкотором мы знакомимся с новыми героями. Здесь речь идёт о школярах (студентах),а так же о жене плотника и о том, как некий бедняк Авессалом пытается еёсоблазнить. Он попадает в весьма курьезные смехотворные ситуации, тогда каксупруга плотника Джона уже давно веселится со школярами (студентами). ЗдесьДжефри Чосер снова показывает нравы и обыденную жизнь средневекового общества,где присутствуют обычные даже для нашего времени ситуации.
Следующий рассказМажордома Освальда. Мажордом, как было уже сказано ранее,– это управительбогатого поместья, раньше он был плотником и предыдущий рассказ ему явно непонравился. Поэтому свою историю он приурочил ревнивому мельнику. Здесь такжекак и в предыдущих строках мы сталкиваемся с несколькими комичными ситуациями,в которых снова присутствуют школяры (студенты), а также дочь мельника и егожена. Их, в конце концов, обманутые студенты соблазняют. Таким образом,Мажордом мстит предыдущему рассказчику, выставляя его полным дураком.
Дальше начинает свойрассказ повар:
Жил подмастерье в городеудалый,
Задира, озорник изатевало.
Певун и щеголь, что влесу щегол.
Помадил он упрямый свойхохол…
Подмастерье Перкинвесёлый озорной человек, для которого главное в жизни праздник и веселье:
Где свадьба, там он пел итанцевал.
Таверну лавке онпредпочитал.
Устроит Чипсайд празднество,и он
Наверное туда ужприглашен.
Чипсайд – улица близсобора св. Павла в Лондоне. До большого пожара 1666 г. была ярмарочной площадью, на которой происходили празднества и народные гулянья. Там плутПеркин играл в кости, в карты и соблазнял красивых женщин…
В рассказе Юристаупоминается Сирия, где компания купцов занимается торговлей не только сместными жителями, но и с Римом, там они встречаются с прекрасной принцессойКонстанцей и рассказывают о ней своему султану. Эта история интересна тем, чтоздесь поднимается проблема разных вероисповеданий, которая и по ныне актуальна.
Далее следует рассказШкипера. Здесь так же, как и в предыдущих историях поднимаются житейскиепроблемы: любовь, жадность, измена и т.д.
После сам Чосер поведётсвою речь о Сэре Топасе, в которой снова затрагивается извечная проблема любвимужчины к женщине. Здесь, подобно русским народным сказкам, молодой юнецпытается найти прекрасную девицу, которая явилась ему во сне.
Интересно, что вследующем повествовании монаха мы встречаемся с Люцифером, Адамом,военачальником Олоферном, царём Крезом, жестоким Педро – королём Кастилии иЛеона (1334 – 1369), который завоевал со своим побочным братом ЭнрикеТрастамара, претендовавшего на корону (Трастамар пользовался поддержкой папы,французского короля Карла V и принца Эдуарда Уэльского (так называемого ЧерногоПринца)), разбитый наголову, Педро попал в ловушку и был заколот в поединкесвоим царственным соперником. Об обстоятельствах этого убийства Чосер могузнать от своей жены Филиппы, которая была фрейлиной дочери короля Педро, когдата вышла замуж за герцога Ланкастерского. Петро Кипрским (имеется ввиду Петр IЛузиньян, король Кипра, который был умерщвлен своими вельможами в 1360 г.). Варнавой Висконти – герцогом Миланским, «бичом Ломбардии», который был низложен своимплемянником и умер в тюрьме в 1385 г. (Чосер лично знал Барнабо, так как в 1378 г. ездил в Ломбардию по поручению короны заключать с ним договор о дружбе.)
Вслед за этим повёл свойрассказ монастырский капеллан о жизни трёх бедных женщин (матери и её двухдочках), которым жилось не сладко:
Был продымлен, весь всаже, дом курной,
Но пуст очаг был, иломоть сухой.
Ещё в 1580 г. (то есть почти через 200 лет после смерти Чосера) Гаррисон пишет о том, что «начинают входитьв употребление печи, и жители испытывают неизвестное до сих пор наслаждениесидеть в теплой комнате», тогда как «в дни нашей молодости было не большедвух-трёх каминов на целый город». Так же здесь мы встречаемся и с некоторымиисторическими хрониками:
Джек Стро, наверно, такне голосил,
Когда фламандцев вЛондоне громил.
В 1381 г., во время восстания Уота Тайлера, лондонские ремесленники под предводительством Джека Строучинили погром фламандским купцам, торговые привилегии которых наносилианглийским ремесленникам большой ущерб. Джек Стро на суде дал показания (такназываемая «Исповедь Джека Стро»), которые формулировали намерения и целивосстания. Джек Стро был обезглавлен, а голова его была выставлена на позорищерядом с головой Уота Тайлера.
Следующий рассказ врачаснова повествует нам о Риме, о несправедливости местного судьи и его подлыхдеяниях, а также о судьбе одной юной и красивой девушки:
Оплакать жизнь мою, отец,мне дай!
Позволил выплакатьсяИевфай
Пред смертью дочери своейкогда-то,
А в чём была бедняжкавиновата?
В том, что отца,свершившего поход,
Хотела первой встретить уворот…
Иефрай – это один изсудей Израиля, обрекший смерти свою единственную дочь в знак благодарности богуза одержанную победу над аммонитами.
Далее мы выслушаемпродавца индульгенций. Индульгенция, как известно, давалась при наличиираскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Но вомногих случаях за неё брали деньги. Автор рассматривает некоторые человеческиегрехи и пороки, особенно пьянство и чревоугодие:
Но пьянство – грехнеизмеримо больший.
Чревоугодие! Тягчайшийгрех!
Источник бед! Родникпороков всех!
Здесь он упоминает изнаменитого полководца варваров, который погибает от пьянства в собственнойеде:
Возьмем Атиллу: был онзнаменит,
А умер смертью жалкою,позорной.
Расквасив нос, своей онкровью черной
В тяжелом сне до смертиизошел.
Для полководца горшее иззол –
Затменье пьяное.
Ещё мы видим, что людибоялись воровать, так как вплоть до 1829 г. воровство каралось в Англии смертной казнью:
А то ещё за шайкуворовскую
Сочтут. Петля по насдавно тоскует.
Чосер также делает акцентна жадность человеческую. Рассказывая о трёх бражниках, которые нашли огромныезакрома золота и, в конце концов, убивают друг друга, желая завладеть всемединолично:
И действовать в желудкахначал яд.
И все втроем они попали вад.
Продавец индульгенцийявно даёт понять попутчикам, что грех всегда опасен, но есть возможностьоткупиться:
Я удостоен папой, итеперь
Будь щедрым, грешник, и впрощенье верь,
А я с молитвой рукиналожу,
От бремени греховосвобожу.
Далее следует прологБатской ткачихи, где мы сталкиваемся с проблемами многоженства. После этого онаначинает свой рассказ о распутном рыцаре, который в конце концов вынужден засвои грехи жениться на страшной старухе. В своей истории ткачиха порицаетплохих мужей:
Коль муж строптив,неласков и сердит,
Ему господь пусть пекукоротит
За то, что он жену непочитает;
Ну, а скупца, что денежкисчитает,
Жалеет дома пенса нарасход,
Того пускай чума иль чертвозьмет.
В следующем рассказеКапрмелита речь идёт о некоем викарие, который с помощью своего пристава изнедостойных граждан «изрядный получал доход»:
Но мог и сам он налагатьвзысканье-
Для этого имел насодержанье
Он пристава, лихогомолодца:
По всей стране такогохитреца
Помолимся ж о грешныхприставах,
Страдающих у дьявола вкогтях.
Так как в компаниипаломников был так же и пристав, он решил ответить в своё оправдание:
«Молю вас слезно,господа! – вскричал. -
Коль вам пустые бредни непретят,
Которые наплел здесь этотбрат,
Позвольте мне поведатькой о чем.
Довольно интересной сталаследующая история, рассказанная студентом. Здесь поднимается проблема неравныхбраков и покорности жён. Действия разворачиваются в Италии в области Салуццо,где маркграф женится на Гризельде – девушке из бедной семьи. На протяжениисовместной жизни он проверяет её покорность и любовь, якобы убивая сначала еёдочь, а за тем и сына. Примечателен этот рассказ тем, что не последнюю роль втом краю играет народ, который осуждал маркграфа за его деяния, не знаяистинных намерений их господина. Однако, как и в большинстве случаев, это –сказка со счастливым концом.
Затем начинается рассказкупца:
В стране ломбардскойрыцарь жил когда-то,
Павийский уроженец.Пребогато
Он дожил до шестидесятилет,
А в брак вступить и неподумал, нет.
Здесь раскрываетсяпреимущества женатых над холостяками:
Жизнь брачная! Ты, какэдемский сад,
Полна и благолепья иуслад
В итоге, прожив жизнь вбезбрачии, рыцарь на склоне лет решил жениться на молодой:
Но я предупреждаю вас,друзья:
Старуху всякую отвергнуя.
Не больше двадцати пустьбудет ей, -
Лишь рыба чем старее, темценней.
Далее мы наблюдаемдовольно циничный юмор, но в то же время и поучительный.
В следующих рассказах мыможем увидеть не только отношения между мужчиной и женщиной, но и связьразличных цивилизаций, например, Запада и Востока, где мы встречаем многоудивительных сказочных историй.
Здесь кончается анализпроизведения Джеффри Чосера.
Заключение
Итак, наше исследование показало,что истинным основоположником подлинного реализма в английской литературе былЧосер. Он вышел из зажиточной купеческой семьи и отражал взгляды дворянства,богатого купечества и чиновничества. В своей практической деятельности онсталкивался с самыми различными слоями общества и хорошо знал их жизнь.Народный характер его творчества проявился, прежде всего, в том, что он писалисключительно на английском языке, явившись одним из его создателей.
Самым замечательным егопроизведением является «Кентерберийские рассказы». Используя форму, близкую«Декамерону» Боккаччо, Чосер нарисовал широкую картину современной ему Англии.Перед читателем, как мы знаем, предстала целая коллекция типов из самыхразличных общественных слоев, причём все они даны реально, с их индивидуальнымиособенностями. Сам автор небезразличен к ним. Он разоблачает жадность попов,монахов, монахинь и других духовных лиц, их моральное разложение и упадок.Единственным представителем духовного сословия, к которому автор относится ссочувствием, является бедный приходский священник, проявляющий полноеравнодушие к земным богатствам. Чосер призывал следовать естественному праву,по которому и господа и слуги равны перед богом и несут друг перед другомопределенные обязанности, но он не призывал к уничтожению феодальных отношений.
Творчество Чосераподготовило почву для крупнейших представителей английского гуманизма, вчастности для Шекспира. Он занимает как бы промежуточное место междусредневековой английской литературой и литературой эпохи Возрождения и, вневсякого сомнения, можно подметить, что именно Джеффри Чосер дал толчок длязарождения этой новой по-своему великой литературы, которая позволила вдальнейшем выйти Англии на новый уровень культуры.
Списокисточников и литературы
1. Гутнова, Е.В. Классовая борьба иобщественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв).– М.: Наука, 1984. – 352 с.
2. Левицкий, Я.Л. Город и феодализм вАнглии. – М.: Наука, 1987. – 286 с.
3. Очерки истории Англии. Средниевека и новое время. / Под ред. Г.Р., Левина. – M.: ГУПИМП РСФСР, 1959. – 356 с.
4. Петрушевский, Д.М. Очерки изистории английского государства и общества в средние века. – М.: ГСЭИ, 1937. –224 с.
5. Репина, Л.П. Сословия горожан ифеодальное государство в Англии XIV века. – М.: ИВИ АН СССР, 1979. – 221 с.
6. Тревельян, Дж. М. Социальнаяистория Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. Гл.I, II /Под ред. В.Ф. Семенова. – М.: Иностранная литература, 1959. – 609 с.
7. Штокмар, В.В. История Англии вСредние века. – СПб.: Алетейя, 2005. – 203 с.
8. Электронная книга: Чосер Д.Кентерберийские рассказы.
9. Электронный ресурс: lib.rus.ec/b/107372/read
/ Джеффри Чосер Кентерберийские рассказы.