Рудницкий Степан Львович (1877, Перемышль, нынеПольша – 1937, расстрелян) — украинский географ, окончил философский факультетЛьвовского университета, доктор философии (1901), академик ВсеукраинскойАкадемии Наук (1929). В 1918 г. советник правительства Западно-украинскойнародной республики по политико-экономическим вопросам. В дальнейшем профессорАкадемии торговли (Вена) и Украинского вольного университета (Прага). В 1926 г. переезжает в советскую Украину, работает в Харькове, организатор и директор УкраинскогоНаучно-исследовательского института географии и картографии. В 1933 г. репрессирован. Написал несколько трудов по политической географии: «Украина и великиедержавы»(1920, на немецком языке), «Украинское дело с точки зренияполитической географии»(1923) и др. В 1994 г. во Львове издан сборник трудов ученого «Почему мы хотим самостоятельную Украину?»
Имя этогочеловека сегодня известно, к сожалению, только немногим украинцам. СтепанЛьвович Рудницкий (1877—1937) принадлежит к многочисленной когорте техвыдающихся личностей, чьи имена целенаправленно вытравливали из памятиукраинской нации в течение советских десятилетий — в его биографии и даже вмыслях и желаниях, с точки зрения власти, все было «не так». Иродился «не там» — в Перемышле, на территории бывшей Австро-Венгрии,и занимался «не тем», изучая во Львовском, Венском или Берлинскомуниверситетах германистику, украинскую историю, географию. Наконец, большинствоего трудов, появляющихся в результате кропотливого научного поиска в течениенескольких десятилетий, тоже были абсолютно «не о том» и отображалилишь единственное упорное желание ученого — служить Украине.
Советскийцензор четко знал, что ни украиноязычные статьи Рудницкого (посвященные либоказацко-польской войне 1625 г. или изучению особенностей географии Украины),ни, тем более, написанные и опубликованные на немецком языке (как Ukraina unddie Ukrainier, Die Verbreitung der Ukrainier, Ukraina. Land und Volk) илипереведенные на английский или французской языки, не представляют для советскойвласти и ее адептов никакой ценности. Как и сама личность ученого. Несмотря нато что С. Рудницкий как симпатик «радянофільства» в 1926 г. оставил Европу (где в Вене стал одним из основателей Украинского свободного университета,затем работал в Чехии в Карловом, Пражском, Немецком университетах, вУкраинской хозяйственной академии в Подебрадах) и переехал в большевистскуюУкраину, где много физических сил, знаний, душевной энергии отдал созданиюУкраинского научно-исследовательского института географии и картографии.Несмотря на то что в 1929 г. его избрали академиком АН УССР...
В начале 30-хгодов волею властей С.Рудницкий из академического кабинета попадает в «Свирлаг».Затем — Беломорско-Балтийский лагерь. А дальше были Соловки.
Наперекорсудьбе ученый, человек с сильным характером, и в лагерях продолжал научнуюработу. Ее итогом, в частности, стало появление более 1200 рукописных страництруда под названием «Эндогенная динамика земной коры». Увы, эта работаисчезла в гулаговских дебрях, так и не дождавшись публикации. 3 ноября 1937 г. по постановлению особой тройки УНКВД Ленинградской области ее автора расстреляли…
ФигураСтепана Рудницкого привлекательна не только в связи с его мощным интеллектомученого, чей круг научных интересов охватывал астрономию и геофизику, геологиюи геополитику, географию и историю Украины. Несомненный интерес вызывает и самаего личность в контексте украинских реалий начала ХХ в. Следует заметить, чтона фоне сознательного дуализма или, как говорили современники, «украинскогогермафродитизма», который был характерной особенностью многихпредставителей тогдашних украинских интеллектуалов того времени, С.Рудницкийвыделялся тем, что, отбросив сомнения и метания, декларировал свою украинскость(в противовес малороссийскости, польскости или российскости). Более того,ученый не ограничился только четкой идентификацией себя как украинца, но пошелдалее, утверждая, что украинцы — единая нация, независимо от того, проживают лиони «під Російською державою, чи під Австрійською чи під Угорщиною».Таким образом, С.Рудницкий понимал проблему разъединения украинского народа,расколотого между двумя имперскими организмами.
В отличие от «світлихукраїнців» (по определению Ивана Франко), которые, заботясь осоциалистических, интернационалистических идеях, отдалялись от украинства, онбыл среди вдохновителей национально-освободительного движения. Отбросивсоциалистический «универсализм», ученый доказывал, что самостоятельный«нарід-нація» является важнейшей природной единицей человечества,лучшим продуктом эволюции природы, а национальность — самым важнымидентифицирующим признаком личности (в противоположность классовому,религиозному или какому-либо другому). С учетом вышеизложенного, можноутверждать, что национализм стал одной из мировоззренческих доминант ученого.Ведущей же идеей политических взглядов С.Рудницкого стала идея независимогоукраинского государства.
Следуетучитывать, что тогдашнее украинское общество, как впоследствии заметил ВячеславЛипинский, переживало тяжелую «болезнь безгосударственности». Дажелучшие представители украинской интеллектуальной элиты рассматривали любыемечты об украинской политической независимости как «дело невозможное»(М.Драгоманов), как то, что лежит «вне границ возможного» (И.Франко), как «смешное донкихотство» (Б.Гринченко) или как «детскуюмечту» (Т.Зинькивский). Большинство украинцев возлагали надежды наобразование государственности в форме автономии в составе федеративной России.И только в конце 1917 — в начале 1918 гг. под давлением обстоятельств, послебольшевистского «очищения огнем», как писал М.Грушевский, федералистыприсоединились к самостийницким лозунгам. Позиция же С.Рудницкого с самогоначала была определенно самостийницкой.
Определяяместо С.Рудницкого в близкой ему среде, укажем, что самостийники «независимость»,«политическую самостоятельность» понимали неоднозначно, а поэтомуодни из них предполагали «самостоятельность» в союзе с Россией, как,например, на определенном этапе И.Франко. Другие мечтали о «независимой»,«свободной» Украине «в союзе с Австрией». Для других жесущность политической самостоятельности состояла в «полной независимости»Украины. С.Рудницкий был, так сказать, безальтернативным самостийником.
Показательно,что каждый рефлектирующий над проблемой украинской государственности в той илииной степени стремился ответить как минимум на три жизненно важных для нациивопроса: почему украинцы, в отличие от других народов, оставались безгосударственными;зачем им необходима государственность; каким должно быть будущее украинскогогосударства? По этой логической стезе пошел фактически и Степан Львович. Онсчитал, что украинскую безгосударственность обусловливало взаимодействие двухосновных факторов — географического и исторического.
ПопыткаС.Рудницкого проследить влияние геофактора на этносоциальные процессы, вчастности на процесс построения государства, была своего рода этапной вразвитии, созревании политического сознания украинцев. Ведь в свое времяукраинские интеллектуалы обращались прежде всего к лингвистическим,этнографическим, историческим знаниям, чтобы доказать языковую, этническую ит.п. обособленность украинцев. С.Рудницкий попытался привлечь новое знание — изобласти географии, чтобы уже через его призму осмыслить и объяснитьисторические, политические процессы на украинских просторах.
Своеобразностьгеоположения нашей земли ученый видел в ее «окраинности». Он былсклонен прослеживать феномен «окраинности» в том, что Украина лежитна рубеже Европы и Азии, на рубеже европейской полосы складчатых гор ивосточноевропейского плато, на геоморфологической и климатической границе.Кроме того, — граничит растительное и животное царства. "…Тут стикаються,— писал ученый, — зі собою раси, культурні кола, народи. Україна — це не тількигранична країна, це також країна границь". С давних времен украинскиеземли были границей для цивилизованного мира от нецивилизованных «народовприроды», проживающих на севере Европы. Украина была границей эллинистическогомира, а с началом Средневековья стала границей, разделившей средиземноморскиймир и переднеазиатский от севера, а еще — окраинной землей оседлых хлеборобскихнародов против кочевников-азиатов. По мнению С.Рудницкого, в течение долгихстолетий — с ХV по ХVІІІ — Украина стояла на границе трех миров:западноевропейского, ориентально-мусульманского и кочевого азиатского. Вот это «страшноепограничье» так или иначе и обусловило украинскую безгосударственность.(Замечу, что «идея пограничья» не осталась идеей времени", незатерялась в украинской «драме идей» — и в конце ХХ в.трансформировалась в идею «Великой границы», получив развитие втрудах современных украинских исследователей.)
Понятно, чтоученый не абсолютизировал геофактор, не пытался объяснить безгосударственностьтолько его влиянием. Украинская безгосударственность, с его точки зрения, быласледствием и политики экспансии соседок — России и Польши.
Раздумываянад упреками современников о том, что свою роль в безгосударственности сыгралои отступничество или, иными словами, предательство интеллигенции, С.Рудницкийстарался более масштабно посмотреть на ситуацию. Поэтому и заговорил омалообразованности и безкультурье интеллигенции, ее низком национальномсознании в окружении темных народных масс, значительном влиянии русской ипольской культуры, влиянии социалистических, интернационалистических идей, чтои прельщало молодежь в условиях отсутствия украинской национальной идеологии, ипр.
Созвучныемысли высказывали Б.Гринченко, С.Ефремов, а во времена Украинской революции1917—1921 гг. и М.Грушевский. Но только С.Рудницкий указал, что интеллигенция непредала народ, а была от него отчуждена. Вот такая, несущественная заменаодного термина другим, а по сути — другая трактовка проблемы.
Рефлексии надпричинами украинской безгосударственности подтолкнули С.Рудницкого к важномувыводу: безгосударственность ни в коем случае не была следствием неспособностиукраинцев к государственной жизни, в чем не переставали убеждать недруги, атолько следствием взаимодействия и взаимовлияния различных факторов.
А далееСтепан Львович взялся неутомимо доказывать, что только украинскому населению (ане какому-либо другому) с его «окраинной культурой», «окраиннойпсихологией» должна принадлежать эта «окраинная» территория всвоей географической уникальности и самодостаточности. Ведь сама природа,доказывал ученый, выбирала тех, кто должен был на этой территории приумножатьсяи жить. Всем пришельцам — готам ли, гунам ли или каким-то другим — в течениестолетий никак не удавалось создать свое государство на украинских землях.Такое положение вещей С.Рудницкий объяснял довольно неожиданно: другие народы недоросли до того, чтобы быть на окраинном положении. Таким образом, окраинностьтрактовалась не как неполноценная черта народа и его земли, а наоборот,подчеркивалась какая-то особенная их самодостаточность. Вывод: украинская нацияи земля, на которой она живет, являются взаимодополняющими организмами. Именноукраинцы, убеждал ученый, и способны, как это показал период существованияРоссийского государства, самоорганизовываться на этих просторах на уровнегосударственного организма и в будущем.
Доказывая,что украинцам необходимо иметь «свое» государство, С.Рудницкий пошелфактически в русле идей Т.Гоббса, указывая, что государство нужно, преждевсего, как институт защиты, как своеобразный каркас безопасности. То естьгосударство воспринималось ученым не только как высшая форма противопоставления«себя» — «чужим»: прежде всего он ценил его функциональнуюзначимость, которую кратко, но от того не менее весомо, обозначил М.Драгоманов— государство помогало обезопасить «себя» от «чужих» с ихсовершенно противоположными интересами, противоположным «нашим» какнации.
Государственностьнеобходима для сохранения той земли, которая для украинцев была Родиной, а дляпоработителей — только территорией, эксплуатируя которую можно было получатьопределенное материальное вознаграждение. Понимая весь трагизм ситуации,С.Рудницкий с горечью говорил о «завоеванном народе» и о «завоеваннойприроде». Такой взгляд ученого не был безосновательным. В 1915 г. в Москве вышла в свет книга «Наступление на степь» Любавского. В ней автор отмечал,что «только заселение давало российскому народу окончательную победу»над побежденными и закрепляло за россиянами навсегда ту или иную территорию.Результатом такого «заселения» было практическое уничтожениеукраинской степи. По данным современных исследователей, на конец ХІХ в.распаханность украинской степи превысила 90%, были вырублены основные лесныемассивы, находившиеся на ее просторах. В целом с конца ХVІІІ в. до 1914 г. было уничтожено 3,3 млн. га украинских лесов. Следовательно, «завоеванная» природаи «завоеванный» народ у С.Рудницкого отражали саму сущность проблемыпорабощения украинцев.
Показательно,что в последние десятилетия ХХ в. аналогичные идеи высказывали Л.Гумилев иЮ.Бородай. Л.Гумилев, в частности, отстаивая тезис о связи народа и территории,указывал, что в случае завоевания последней образовывается своеобразный «химерныйэтнос». Ю.Бородай же доказывал, что в таком случае начинал проявлятьсявандализм, одинаково деформировавший и тех, кого губили, и тех, кто губил.Возникал массовый психологический синдром, находивший выражение в потребностиобязательно «переработать» природу и культуру, которые не устраивализахватчиков. Такая «переработка», как правило, оборачиваласьразрушением. К этому можно добавить только то, что наверное таким «химернымэтносом» на украинской земле стали сначала «малороссы», которыхусердно лелеяла Российская империя (им, по определению М.Грушевского, былабезразлична и Украина, и украинская жизнь), а затем — значительная частьнаселения советской Украины, проникнутая идеями коммунистической утопии.
Я отслеживаюэто идейную перекличку между С.Рудницким и Л.Гумилевым или Ю.Бородаем не толькодля того, чтобы подчеркнуть первенство украинского ученого в определениипроблемы (хотя и для этого также), а, прежде всего, для того, чтобы подчеркнутьсилу интеллекта выдающегося украинца, способного продуцировать идеи,оказавшиеся, так сказать, ко времени, не утратившие своей значимости и до нашихдней.
С.Рудницкогоне удовлетворяла украинская автономия в составе федерализированной России,поскольку, как он утверждал, россиянин «споконвіку поклоняєтьсяабсолютизмові царя чи доктрини». Не поверил С.Рудницкий в «постепенную»Россию и после российского большевистского переворота, ведь, как онподчеркивал, Россия «ледве чи зможе бути інша, як централістична». Апотом пророчески добавил: «Хоч на місці давніх кличів „единодержавия,православия и народности“ стали діаметрально інші (совітський устрій,комунізм, інтернаціоналізм), та суть російської політично-державної думки незмінилась», и поэтому перспектива для российского народа — идти «споконвічнимишляхами традиції: якнайсильнішого зміцнення держави і асиміляції всіх сусідніхнародів».
Каким жевиделось ученому будущее Украинское государство? У него не было ни малейшегосомнения, что такое государство должно находиться исключительно вэтнографических границах. Чтобы определить эти границы, С.Рудницкий изучаеттруды и карты Шафарика, П.Каппена, Киперта, Р.Еркерта, Н.Теребенева, А.Риттиха,К.Делямара, Э.Вербена, и др. А затем делает вывод, что украинские земли — этоземли на Закарпатье, в Галичине, Буковине, Холмщине и на Подляшье, а кромеэтого, в Бессарабии, Курщине, Воронежчине, Донщине, Подкавказье и над Каспием,которые после запустения в течение нескольких сотен лет были заново заселены некем иным, как украинцами.
Такой выводдает основания ученому для критики Центральной Рады, которая «поставилаБессарабію і Крим, Наддністрянську Україну, Донину, Кубанщину й усе Підкавказзяпоза дужками своїх національно-територіальних домагань». Не произошлоизменений и во времена гетманата Скоропадского, как и во времена Директории.Раздумывая над тем, почему же украинцы оказывались такими непритязательными всвоих стремлениях, С.Рудницкий сделал вывод: они боялись выступать стерриториальными претензиями во имя экономических или стратегических интересов,«щоб лишень не попасти в підозріння імперіалізму». Нравственностьнации обернулась неожиданно трагическими последствиями.
Будущеегосударство виделось С.Рудницкому исключительно с республиканской формойправления. А жить в этой республике, как считал Степан Львович, могли бы все,но только при условии соблюдения законов, установленных для себя самимиукраинцами. Он совершенно не воспринимал политическую культуру соседей-россияниз-за отсутствия в ней демократических политических традиций. И даже недопускал возможности установления российского порядка в Украине. Время отвремени в трудах ученого звучали четкие антисемитские нотки. Звучали тогда,когда С.Рудницкий выступал против «чужаков»-эксплуататоров,угнетателей.
Несмотря наэто, в его душе и мышлении основополагающими были вера и идея «майбутньогозагального об’єднання людства в одну одностайну громаду». НационалистСтепан Рудницкий, размышляя над перспективами мирового развития, пришел квыводу, что космополитизм — «это мощный аккорд величественного хоранародов», в котором каждый из участников сохранит свой голос. А чтобыукраинцам стать «повноцінним голосом» и приобщиться к «величномухору народів», им стоит перенять лучший опыт Европы и прокладывать свойсобственный путь, не сбиваясь на чужой.
Cемьдесят летмиллионы советских студентов изучали географию Украины по его учебникам икартам. Но «Українська Радянська Енциклопедія», статьи в которуюученый готовил, даже строкой не упомянула географа с мировым именем и после егореабилитации.
Старшая дочьЭмилия Рудницкая (по мужу Голубовская) долго скрывала, что известный географСтепан Рудницкий — ее отец. В 1933-м ей сообщили: отец арестован, а младшиебрат Лев и сестра Ирина (Орыся) сосланы в Воронеж. На самом деле ее брата исестру вывезли в Сибирь вместе с отцом, рассказывала со временем пани Эмилияпрофессору Вильного и Пряшевского университетов (Словакия) Николаю Мушинке. Итолько недавно, после рассекречивания архивов спецслужб, доподлинно былоустановлено, что выдающегося исследователя расстрели 3 ноября 1937 года вместес тремястами представителями украинской интеллигенции, среди которых были ЛесьКурбас и Валерьян Пидмогильный.
РодилсяСтепан Львович 3 декабря 1877 года в Перемышле. С этим городом связана судьбаавтора музыки гимна «Ще не вмерла Україна» Михаила Вербицкого,художницы Елены Кульчицкой.
Рудницкиеиспокон веков были священнослужителями. Но Лев Рудницкий нарушил традицию иизбрал ниву просвещения — преподавал в гимназии историю. Его жена Эмилияпроисходила из старинного рода священников-армян Таборских. Степан пошел вшколу в Тернополе, куда отца перевели директором украинской гимназии. В 1891году Рудницкие переезжают во Львов. К тому времени в семье уже четверо детей.
Пять летспустя от чахотки умерла мать, а в 1898-м после инсульта — отец. Старшему сыну,Льву, было 23 года, со временем он станет известным юристом. Степану — 22, онстудент Львовского университета, вынужден зарабатывать частными уроками.Младшему Юрчику — 14; он станет писателем, будет писать исторические романы подпсевдонимом Юлиан Опильский. Сестре Софье — 13, после учебы во Львовскойконсерватории и Венской музыкальной академии она выйдет замуж за профессораСтанислава Днистрянского.
СтепанРудницкий учится на философском факультете, под влиянием Михаила Грушевскогоспециализируется на истории. В «Записках Наукового товариства ім. Шевченка»печатает статьи по истории казачества и Хмельнитчины. Посещает лекции политературе профессора Александра Колессы.
Грушевскийпорекомендовал изучать астрономию, геологию, географию. Польский профессорАнтоний Ремани советует изучать Солнце. Степан Рудницкий охотно берется за этутему и в 1900 году печатает монографию «Про плями сонячні».
6 декабря 1899 г. Степан Рудницкий сдал выпускные экзамены в университете и получил право преподавать географиюи историю на украинском, польском и немецком языках. Юноша решает продолжитьучебу и едет в Вену изучать геологию, гидрографию, геоморфологию.
Повозвращении Степан Львович преподает в гимназиях Львова и Тернополя. В 1902-мвступает в брак с дочерью военного в отставке, учительницей из-под ПеремышляСибиллой Шенкер (1881—1918). В том же году у них рождается дочь, названная вчесть бабушки Эмилией, в 1908-м — сын Лев, а четыре года спустя — дочь Ирина. Из-забольного сердца Сибилла умерла в 37 лет. Степан Львович один воспитывает детей.В письмах к сестре Софье тоскует по Сибилле.
В 1905 г. С.Рудницкий издает книгу «Нинішня географія», которой заложил основы украинскойгеографической науки. В ней он обосновал предмет исследования географии, ееместо среди других наук, положил начало украинской терминологии. Впервые ввел вмеждународный оборот географический термин «Украина».
В 1917 годуУкраина была разделена между Россией и Австро-Венгрией. И уже тогда географпредвидел распад новой империи: «швидше чи пізніше муситимутьцентрофугальні сили довести до конечного розпаду Російської світової держави».Украину он видел в мировом содружестве в качестве земледельческого государства,житницы мира, уступающей лишь Соединенным Штатам. Ученый был убежден: украинцамболее свойственно жить в селах, города называет «самовбійними інститутамилюдства».
1 ноября 1918года была провозглашена ЗУНР. Степан Рудницкий становится советником правительствапо политико-экономическим вопросам. Готовит официальные документы для Лигинаций, печатает в европейской прессе статьи по проблемам украинскойгосударственности, разрабатывает основы военной географии.
В 1919 годуСтепан Львович узнает о намерении польских властей уничтожить его. Поводомстало появление в Женеве книги антипольского содержания без фамилии автора. 25февраля ученый пишет завещание «Моя послідня воля» и поручает другуИвану Раковскому и шурину Станиславу Днистрянскому распорядиться его авторскимиправами и имуществом.
Но Рудницкомуповезло, его приглашают на должность профессора в Академию мировой торговли вВене. Украинская писательница, узница ГУЛАГа Надежда Суровцева вспоминала: «Былв Вене еще профессор Рудницкий, настоящий ученый, который действительноинтересуется своей наукой… еще не старик, он пользовался почетом».
В следующемгоду украинская интеллигенция создает в Праге Украинский вольный университет,преподавать в котором предлагают С.Рудницкому. Кроме того, он читает лекции в Высшемпедагогическом институте им. М.Драгоманова и в Карловом университете. Ипостоянно наблюдает за событиями в Украине. Степан Львович одним из первыхподвергает критике новый административный раздел советской Украины,осуществленный в 1923 году. Разделение на губернии назвал анахронизмом, наокруга — аномалией, а «районализацию» считает пережитком царизма, неучитывающим природно-географические и этнографические факторы.
Однако жизньв эмиграции гнетет ученого. Для дальнейшей работы ему нужны экспедиции поУкраине. И Рудницкий направляет письмо украинскому правительству с просьбойдать разрешение на переезд.
3 октября1926 года по приглашению советских властей вместе с учениками В.Бабяком,В.Буцуром и М.Иваничуком (все репрессированы) переезжает в Харьков, чтобывозглавить кафедру в геодезическом институте. Власти пообещали 300 руб.зарплаты (сумма внушительная в те времена), звание академика, предоставлениежилья и разовой помощи в размере зарплаты. После долгих раздумий Степан Львовичоставляет детей сестре.
Первые письмак сестре Софье исполнены оптимизма: «Мої нерви, трішки надшарпані, тут, уХаркові, зовсім успокоїлись і сплю тут так, як від смерті Сибілли не спав — івночі і пополудні. Виглядаю добре й всі… не можуть вийти зі здивування, що такмолодо виглядаю».
Уже вследующем году Рудницкий основал и возглавил Украинскийнаучно-исследовательский институт географии и картографии. Тогда жеотправляется в экспедицию по Днепру и на Донецкий кряж: «Я такийперевантажений роботою, що як кожного дня не напишу дві сторінки друку йпротягом тижня не зредагую одної мапи, то попадаю у безнадійний прорив», —сетует в письме сестре.
«Менероблено без мого на то дозволу редактором географічного відділу, що обіймає 11%матеріалу до п’яти томів (речь идет о подготовке „Української радянськоїенциклопедії“. — Ж.П.) і кількасот мап. Але взятись за неї мушу, бо дійснонема нікого, хто міг би мене заступити. І треба показати світові, що й „хохли“щось путнього потрафляють зробити».
В другомписьме 45-летний Рудницкий признается: «я від половини мая до половинивересня постійно був у роз’їздах».
Ученыйразочарован студентами: «12 годин тижневого гавкання майже перед порожнімилавками». При том, что «моє здоровля несвітле. Головний мій ганч(недостаток. — Ж.П.), що не можу голосно і довго говорити. Закінчив перший томмоєї 14-томової „Системи географічного знання“, тепер беруся додругого. Чи закінчу всі 14? Ледве» (письмо от 6 июля 1932 года).
Весной1928-го приезжают дети Лев и Ирина. Спустя год Рудницкого избирают академикомВУАН, но он не рад. Сознается сестре, что постоянные поездки в Киев по деламинститута «добре підірвуть мою і так уже доволі плоску кишеню».Суточные и командировки оплачивать не спешили...
Накануненового 1929 года ученый пишет: "…чую, як поволі та остаточно спускаюся надно з боку здоровля й інтелектуальної сили. Надто довго я держався молодим ітепер надто швидко старіюся й роблюся, як кажуть Гавуки (дети. — Ж.П.),настоящий старушка. Наукова робота йде мені дуже пиняво — перешкоджають… різнібюрократичні заняття й безліч засідань, на які треба ходити… Коли моє здоров’ятрохи гіршає, все з острахом думаю, що то буде як задру лаби. Гавуки простоздохнуть під плотом з голоду й холоду".
Вместе с темв институте начались споры, умело подогретые органами. Учеников профессоранастраивают против преподавателя, подговаривают их требовать для себя лучшихдолжностей, научных званий. Рудницкий не соглашается. И тогда в ОГПУ появляетсяпоклеп, подписанный в частности и женихом Ирины Рудницкой Василием Бабяком. Профессорподавлен, и не только институтскими неурядицами. Он знает о начавшемся вреспублике голодоморе: в экспедициях видел уничтоженные села, умерших людей.
23 марта 1933года Степана Рудницкого арестовывают и ровно через полгода «за участие вконтрреволюционной военной организации и шпионаже» приговаривают к пятигодам ссылки. Во время следствия он написал монографию «Геономія», ав «Свирлаге» — книжку «Ендогенна динаміка земної кори». Обеработы забрало ОГПУ, и где они, неизвестно.
Установлено,Степан Рудницкий пребывал в Беломоро-Балтийском лагере, работал на лесосплаве.Весной 1935-го переведен на Соловки. Бывший соузник Семен Пидгайный вспоминал: «Местомего (Рудницкого. — Ж.П.) обитания становится так называемая первая колонна,сырая, вонючая камера, куда никогда не заглядывало солнце, которое на островееще и не частый гость. Нары с клопами, тяжелый, даже горький от махорки воздух,тут же развешены мокрые портянки, штаны, бушлаты, валенки, а вокруг холод иголод».
Рудницкий былв инвалидной команде, из-за чего сильно страдал от голода, ужасного отношенияохраны. Однако «держался совершенно независимо и никогда не обращался ни скакими просьбами ни к какому руководству, — он просто его игнорировал и училмолодежь географии», пишет С.Пидгайный.
В тюрьме профессорРудницкий встретил 36-летие своей научной деятельности и 25 лет —университетской профессуры. Признание и всемирная слава не спасли основателяукраинской географии от расстрела, к которому Степана Рудницкого приговорилиуже после отбытия ссылки.
2007 год былпровозглашен на Тернопольщине Годом географа Рудницкого