Реферат по предмету "История"


Прогресс и регресс в историческом развитии

СОДЕРЖАНИЕ
     Введение………………………………………………………………………………2
1.   Теории общественного прогресса и регресса……………………………………….3
2.   Прогресс и регресс в эволюции живых организмов………………………………..5
3.   Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций………………………………7
      3.1. Прогресс ирегресс на примере исторического развитии Древнего Египта….8
      3.2. Прогресс и регресс на примереисторического развития Римской Империи...9
4.   Прогресс и регресс в политическом иэкономическом общественном развитии...11
     Заключение……………………………………………………………………………14
      Список использованнойлитературы………………………………………………...16
Введение
Общество никогда не находится в состоянии покоя, все егоэлементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать обществонадо в постоянном изменении, т.е. как процесс — последовательное изменениесостояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимыйхарактер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеютглубинную направленность, все общественные события подчиняются внутреннейзакономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е.общество развивается.
Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможнареализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять илиуводящих в сторону от основного русла.
Прогресс и регресс — (лат.progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие,противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с темнеотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс— тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход отнизшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к болеесовершенному в отличие от регресса — движения вспять, назад, от более высоких исовершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогрессаи регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысленияпроблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженныйотпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации вобщественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальнойсправедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 векапонятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективнымнаучно-теоретическим содержанием  и одновременно универсализируются,распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплексабиологических наук, кибернетики, теории систем).
Целями данного рефератаявляются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научныхтеорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий вотношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры,социума).
1. Теории общественного прогресса ирегресса.
Направлениеразвития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менеесовершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (словолатинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятиюпрогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение отвысшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам иструктурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем:несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэтГесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно,второй – «серебряный век», когда началось падение морали иблагочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железномвеке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древниефилософы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот,повторяющий одни и те же стадии.
Сдостижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпохуВозрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
Однимиз первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн РоберТюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак АнтуанКондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывныхизменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой историческойкартины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном егообновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которыеон сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был,и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найтисредства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяетему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социальногопрогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.
Гегельсчитал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.
Этуверу в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко всебольшему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XXвв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию кразмышлению» о прогрессе и регрессе в жизни общества.
ВXX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистическоговзгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо нихпредлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «концаистории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог КарлПоппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессируетили что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как ите, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а непридан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, котораясуществует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно.Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делатьэто, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависитсвобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, еслиглубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности,от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей иреалистического выбора таких целей».
Критериипрогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критериемпрогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерийпрогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую формуорганизации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: вселюди должны относиться друг к другу, как братья. Современниксоциалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854)писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, чтосторонники и противники веры в совершенствование человечества полностьюзапутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессечеловечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники,который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скореерегрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установленииисторического прогресса человеческого рода может служить только постепенноеприближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественныйпрогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознаниисвободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитиеобщества.
2. Прогресс и регресс вэволюции живых организмов.
Развитиеживой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенногок более совершенному, то естьпроисходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляетсяпри анализе палеонтологических данных. Если в отложениях архейской эры еще необнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр и периодовстроение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развитияживой природы — от простого к сложному, от примитивного к более совершенному.Именно этот путь развития живой природы и обозначают термином «прогресс».
Процессэволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живыхорганизмов к условиям окружающей среды (то есть происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению спредками). Такое возрастание приспособленности организмов к окружающей среде А.Н. Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологическогопрогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3)прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп,составляющих данный таксон. Биологический прогресс достигается различнымипутями, главными направлениями эволюционного процесса. В настоящее времявыделяют следующие пути биологического прогресса: арогенез, аллогенез икатагенез.
Арогенез— путь развития группы организмов с выходом в другую адаптивную зону подвлиянием приобретения группой каких-то принципиально новых приспособлений.Такой путь достижения биологического прогресса -  ароморфоз илиморфофизиологический прогресс. Примером арогенеза сравнительно небольшогомасштаба является возникновение и расцвет класса птиц (возникновение крыла какоргана полета, совершенного четырехкамерного сердца, что значительно повысилоинтенсивность обменных процессов и обеспечило теплокровность, развитию отделовмозга, координирующих движение в воздухе).
Вмире растений типичными арогенезами являются выход растений на сушу,возникновение голосеменных, покрытосеменных растений и др.
Ктипичным ароморфозам у беспозвоночных относятся: симметрии тела, половаядифференцировка,, переход на легочное дыхание; у птиц и млекопитающих — полноеразделение сердца на правую и левую половины с дифференцировкой двух круговкровообращения, увеличение рабочей емкости легких и др.
Ккрупным ароморфозам в развитии растений можно отнести возникновение тканей иорганов, закономерную смену поколений в цикле развития, образование цветков,плодов.  Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости иестественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Они даютпреимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой,прежде недоступной среды обитания.
Аллогенез— направление эволюции группы организмов, при которой у близких видовпроисходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организацииостается прежним. Этот путь достижения биологического прогресса связан спроникновением организмов в какие-либо узкие (дифференцированные) условия средыв результате развития частных приспособлений. Такие частные приспособленияназывают алломорфозами или идиоадаптациями,
Катагенез— особый путь эволюции, связанный с проникновением организмов в более простуюсреду обитания и резким упрощением строения и образа жизни. Например, у видов,обитающих в пещерах, происходит редукция органов зрения, депигментация,снижается активность передвижения. Примерами катагенеза является такжевозникновение паразитических форм. У растений-паразитов снижается активностьфотосинтеза, наблюдается редукция листьев. У паразитических ленточных червейнет кишечника, слабо развита нервная система.
Упрощениеорганизации вовсе не означает вымирания данной группы. Напротив, большинствовидов паразитических организмов процветает, то есть находится в состоянии биологического пpoгpecca.
Регресси его роль в эволюции. Биологический регресс—явление, противоположноебиологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижениемчисленности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшениемвидового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию.Общая причина биологического регресса — отставание темпов эволюции группы отскорости изменения внешней среды. Эволюционные факторы действуют непрерывно, врезультате чего происходит совершенствование приспособлений к изменяющимсяусловиям среды. Однако когда условия изменяются очень резко (часто благодарянепродуманной деятельности человека), виды не успевают сформироватьсоответствующие приспособления. Это приводит к сокращению численности видов,сужению их ареалов, угрозе вымирания. В состоянии биологического регрессанаходятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийскийтигр, гепард, белый медведь и др.
Морфологическийрегресс — это упрощение в строении организмов того или иного вида в результатемутаций. Приспособления, формирующиеся на базе таких мутаций, могут присоответствующих условиях вывести группу на путь биологического прогресса, еслиона попадает в более узкую среду обитания.
3.   Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций.
История относится к числу древнейших наук.Развитие исторической науки на протяжении двух с половиной тысячелетий,естественно, не было ни гладким, ни равномерным. Гибель древних цивилизаций,господство христианского мировидения в средние века в Европе, религиозные войныи буржуазные революции нашли свое отражение в истории не только как грандиозныесобытия прошлых эпох, но и оказали огромное влияние на мировоззрение не толькоисториков, но и всех ученых, сформировали общие принципы развития человеческогообщества, проведения научных исследований и формирования научных концепций. Чтоже касается проблемы существования законов в истории и связанной с ней проблемыобъяснения, то среди историков долго господствовало убеждение в непрерывномпоступательном эволюционном прогрессе. Этот прогресс распространял своедействие не только на человеческое общество, но и на само историческоепознание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробноевыявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привестив конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Этизаконы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимобыло лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным.Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду спрогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законыцикличности и непрерывности исторического развития.
Действительно, история можетпродемонстрировать изменение исследовательских установок историков и выявитьобщие законы и принципы формирования тех или иных организационных отношений вчеловеческом обществе, которые окажутся связанными с общей идейной эволюциейобщества. Образование древних цивилизаций привело к созданию историй этихгосударств. На смену истории Древней Индии, Древнего Египта пришла историяДревнего Китая, Священной Римской Империи и Византийской Империи. Осознаниероли общественных связей и структур в историческом развитии древних цивилизацийсказалось в проведении специальных исторических исследований, посвященных изучениювозникновения, развития и гибели этих обществ. Самыми показательными примерами,наверное, будут примеры прогрессивного, а впоследствии и регрессивного развитиятрёх великих Древних цивилизаций – Древнего Египта, Древнего Китая и СвященнойРимской Империи.
3.1.  Прогресс и регресс напримере исторического развитии Древнего Египта.
ДревнийЕгипет – одно из первых государств в истории человечества, возникшее наАфриканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия дон.э. Он относится к так называемым первым «речнымцивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгимпериодом существования.
ДревнийЕгипет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царствавласть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге ираспространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморьеи на побережье Красного моря.
ВесьЕгипет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний иНижний Египет, имевшие по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.
Историюразвития Египта можно разбить на 4 основных периода.
1.     Древнее царство (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешних походов. Как воплощениемогущества фараонов строятся  пирамиды, ихнасчитывается около 80. 18 век до н.э. ознаменованокончанием строительства пирамид. Постепенно Древняя Цивилизация  приходит вупадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг. до н.э.являются временем первого распада Египта.
2.     Среднее Царство (2050-1580 г до н.э.)  характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этотпериод на территории Египта появляются лошади, овцы,свиньи, волы. Ведутся хозяйственные работы, обширные строительства. В фаюмскомоазисе создаются нории — водяные колеса. С 16 в дон.э. начинается объединениеЕгипта.
3.     Новое царство (16-11 в до н.э.)  знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению такихфараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.
4.     Позднее Царство (11-4 в до н.э.)  - властьфараонов становится всё слабее, Египет теряет своё могущество. 341 год является годом полного завоевания Египта Персами.
Наиболееизвестными памятниками архитектурыДревнего Египта являются пирамиды Гизы, пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена иМикерпна, а также фигура сфинкса. Они отражаютцеремониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.
В связи с дифференциациейнаселения на богатых и бедных, потребности этихслоев населения не совпадают. Первые возводятпирамиды, владеют золотом и драгоценностями,  завоёвывают новые земли, что, с одной стороны, развивает культуру, а также расширяет территориигосударства. Но с другой стороны бедняки, во много разболее многочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжитьза счет сельскохозяйственной деятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренние противоречия социальногохарактера привели к снижению обороноспособности страны, к ее внутреннему ивнешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинамирегресса в историческом развитии Древнего Египта.
3.2. Прогресс и регресс на примереисторического развития Римской Империи.
Наверное, ни одна другая цивилизация невызывала такого огромного интереса, как великая Древнеримская империя. Даже вусловиях современного мира, где господствуют самые совершенные технологии, еедошедшее до нас через века наследие: архитектура, политика, культура иискусство — по-прежнему продолжает привлекать к себе внимание.
Древний Рим первоначальнопредставлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческийгород-государство (полис), подчинивший весь Апенинский полуостров. Со временемРим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную частьЕвропы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римскоегосударство — это последний образец государства рабовладельческого типа. Вримском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречиярабовладельческого способа производства, которые привели к зарождениюфеодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи.
   Государственно-правоваянадстройка, отражая и закрепяя в интересах экономически господствующего классаосновные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе,претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при оценкепрогресса и регресса в развитии римского государства необходимо выделятьследующие периоды:
1. Разложение родового строя (военнаядемократия) — от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) — до изгнанияпоследнего предводителя Тарквиния Гордого ( 509 г. до н.э.) Для этого периодахарактерны ожесточенная сословная борьба  между патрициями и плебеями, появлениеклассов, возникновение органов государственной власти, которые всё времясосуществовали со старыми  власти родовой организации патрициев. Именно к этомупериоду относится возникновение права, основным источником  которого  были" Законы XII таблиц ".
2. Римская республика (III — I векадо н.э.)
В этот период ранней Республики шелпроцесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения еегосподства вначале на весь Апенинский полуостров, а затем и на многиетерритории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старыеорганы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновенииэксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлятьуправление захваченными территориями.          Период от земледельческой общиныс натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложнымиэкономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищетысопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилениемклассовой борьбы. Всё это вело к кризису и крушению Римской империи.
   3. Римская империя (I век дон.э. — V век н.э.) — это период глубоких социальных потрясений и разложенияримского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственныйстрой принял форму принципата (27 г. до н.э. — 284 г.). Происходит некотораястабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинахИмперии. Бурно развивается торговая и экономическая жизнь провинций. Наивысшегорасцвета достигает римское частное право.
   Обострение классовой борьбы, дальнейшееуглубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военнойдиктатуры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный стройформу доминанта (284 — 476 годы).
   Развитие торговли, новые явленияв экономических отношениях определенным образом отразились в римском частномправе. В свою очередь восстания рабов и гражданские войны потребовалиустановления жестких репрессивных мер для охраны классового господстварабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследованияза любые посягательства на основы экономического и политического строя, направопорядок, установленный в интересах господствующего класса.
   4. Священная Римская Империя (962-1806гг.) основана германским королем Оттоном I, подчинившим Севеверную и СреднююИталию, включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, и швейцарские земли.Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке(земли полабских славян), в конце 11-13 вв. боролись с римскими папами заинвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италияутеряна уже в середине 13 в.; Германия, занимавшая господствующее положение вИмперии, распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 годазакрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. РимскаяИмперия окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
Таким образом, основными причинамирегресса в развитии Римского государства стали социально-экономическиепротиворечия, связанные с переходом от рабовладения к феодализму, а такжепроблемы социального неравенства и глубокий политический кризис Империи.
4. Прогресс и регресс в политическом и социально-экономическомобщественном развитии.
Однаиз существующих точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективнымкритерием общественного прогресса является развитие производительных сил,включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленностьисторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительныхсил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силамиприроды, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельностичеловека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельностилюдей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаютсяпрогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открываютнаибольший простор для их развития, для роста производительности труда, дляразвития человека.
Человекздесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитиепонимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найтивсеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума,морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материальногопроизводства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран,где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовнойкультуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишьодной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовалобы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философамипредлагается понятие свободы. Свобода характеризуется не только знанием(отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличиемусловий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основесвободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия,направленные на реализацию принятого решения. Также свобода одного человека недолжна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничениесвободы носит социально-нравственный характер.
Смыслжизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. А свободавыступает как необходимое условие самореализации. В самом деле,самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях,возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой онможет реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, темсвободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются егопотенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннееразвитие самого человека, растет духовное богатство личности. Критериемсоциального прогресса является мера свободы, которую общество в состояниипредоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальнойсвободы.
Свободноеразвитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинночеловеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Этоутверждение подводит к рассмотрению еще одной точки зрения на социальныйпрогресс. Нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа.Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого можно говоритьо человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качествзависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразныепотребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы вдуховной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми,тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической иполитической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условиядля развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, егоморальных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущихкаждому отдельному человеку качеств.
Тоесть, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития вчеловеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность,признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Изсказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социальногопрогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Теперь,когда изложены различные взгляды на критерий исторического прогресса, стоитзадуматься: какая точка зрения дает более надежный способ оценивать изменения,происходящие в обществе? Прогрессивные силы. Применяя критерий прогресса кисторическому процессу, на каждом его этапе выделяются те общественные силы,которые называются прогрессивными.
Какпрогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах,порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силыво всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядернойгибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленностидвух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнетастранах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальныхпроблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. Противникипрогресса – это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты,стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позицийнационального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемойлюбой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека каксредство для их достижения. Применяя универсальный критерий прогресса, можнооценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную илинаправленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной являетсядеятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированнаяна гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитиеобщества как все более совершенной организации.
Заключение
В качестве важнейшегоуниверсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровняорганизации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов иподсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей ивзаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур,выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость,приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, тотакой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития,напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаютсясуществовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов исвязей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность даннойсистемы, то такой процесс называется регрессом. О прогрессе и регрессе можноговорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом,либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы вцелом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ееподсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либоподсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так,прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключаетпротивоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных егофункций или органов. Прогресс и регресс — диалектические противоположности;развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюцииживых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуютпрогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций вживой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности(когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующимувяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными,прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.“… Каждый прогресс в органическом развитии,— отмечал Энгельс,— является вместес тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключаетвозможность развития во многих других направлениях”. Диалектическое соотношениепрогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессовразвития природных и социальных явлений; они включают в себя не толькопрогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивноеразвитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направленийразвития сложных системных объектов. Понятия прогресса и регресса— интегральныехарактеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить онаправленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Этоособенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальныхсистем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, авесь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовнойжизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, какобеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или инойсоциальной структуры. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себеидею единства исторического процесса, преемственности, сохранения иприумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества,всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек,его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничногоразвития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :