Реферат по предмету "История"


«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Министерство образования РоссийскойФедерации
Тюменский Государственный НефтегазовыйУниверситет
Контрольнаяработа по истории
Тема:«Просвещенныйабсолютизм» Екатерины II
Выполнила студентка 1 курса группыЭАТ-04 заочного отделения
Курманова ЛарисаМухаметкалыевна
Тюмень
2004
Тема: «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
План:
1.               Введениев историю
2.               Основнойфакт эпохи
3.               ИмператрицаЕкатерина II
4.               Еёпроисхождение
5.               ГрафА.П. Бестужев-Рюмин
6.               Екатеринапри императоре Петре III
7.               «Просвещенныйабсолютизм» Екатерины II. РеформыЕкатерины II
8.               ЭкономикаРоссии во второй половине XVIII в.
9.               Внешняяполитика России
10.         Итогиправления Екатерины II
11.         Заключение

Рассматриваядеятельность того или иного царя, императора или императрицы, нужно преждевсего помнить, что это был политический деятель, волею судеб оказавшийсянаделенным неограниченной самодержавной властью. И по этому необходимовыяснить, каковы были его взгляды, интересы, симпатии и антипатии, а такжеличные качества, тем или иным образом сказавшиеся на его деятельности. Немаловажнои то, как самодержавный государь относился к своей «работе», имелись ли у неговыраженные намерения и стремления, какие из них и по каким причинам удалось илине пришлось исполнять. Каковы, наконец, были итоги его деятельности.
МанифестЕкатерины II от 6 июля 1762 г. возвестил о новойсиле, имевшей впредь направлять государственную жизнь России. Доселеединственным двигателем этой эпохи жизни, признанным в единственном основномзаконе империи, в уставе Петра Великого о престолонаследии, была всевластнаяволя государя, личное усмотрение. Екатерина объявила в манифесте, чтосамодержавное самовластие само по себе, без случайной, необязательной уздыдобрых и человеколюбивых качеств есть зло, пагубное для государства.Торжественно были обещаны законы, которые указывали бы всем государственнымучреждениям пределы их деятельности.
Приближался час Екатерины, ее более чем тридцатилетнеецарствование, эпоха, которую назовут ее именем. На календаре было 25 декабря1761 г., будущей Екатерине II, апока великой княгине Екатерине Алексеевне, урожденной Софии Августе Фредерике,принцессе Ангальт-Цербстской, шел 33 год…
Итак, в 1761 г., к моменту смерти Елизаветы Петровны,Екатерине исполнилось 32 года; из них 17 она провела в России. Июньскийпереворот 1762 г. сделал Екатерину IIсамодержавной русской императрицей. С самого начала XVIII в. носителями верховной власти у нас были люди, либонеобычайные, как Петр Великий, либо случайные, каковы были его преемники ипреемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петр I предыдущая случайность, как было сребенком Иваном VI и с Петром III. Екатерина IIзамыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего во всем не упорядоченногоXVIII в.: она была последней случайностью нарусском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создалацелую эпоху в нашей истории. Далее пойдут уже царствования по законному порядкуи в духе установившегося обычая. Что же представляла собой эта женщина в самый,быть может, критический момент своей жизни?
Будущая императрица родилась 21 апреля 1729 г. в городеШтеттине (ныне Щецин). Ее отец, князь Христиан-Август, был генерал прусскойслужбы и командовал полком, расквартированным в этом году. Мать, княгиняИоганна-Елизавета, урожденная принцесса Шлезвиг-Голштинская, приходиласьмладшей сестрой принцу Карлу-Августу, нареченному жениху цесаревне Елизаветы,умершему в Петербурге. Именно это обстоятельство, возможно, сыгралоопределенную роль в выборе Елизаветой Петровной невесты для наследника.
Уже в детстве множество незримых нитей связывало принцессу сРоссией. Русская тема занимала важное место в разговорах людей, ее окружавших,ибо со времени Петра IРоссия стала одной из держав, определявших мировую политику.
Когда 1 января 1744 г. ее мать получила от ЕлизаветыПетровны приглашение прибыть с дочерью в Россию, колебаний не было. Поездку нестали откладывать. Елизавета Петровна избрала девушку, которую знала лишь попортрету, в невесты своему племяннику и наследнику престола. Мечта о счастьестановилось явью: ее окружали почет и роскошь, а будущее сулило императорскуюкорону, и Екатерина не могла не быть за это благодарна судьбе. Судьбуолицетворяла Елизавета Петровна, а платой за счастье был брак сПетром-Ульхрихом, уже провозглашенным к тому времени великим князем ПетромФедоровичем. 28 июня Екатерина крестилась по православному обычаю и быланаречена Екатериной Алексеевной. На другой день, 29 июня 1744 г., четуобручили, а в августе 1745 г. обвенчали.
Граф А.П. Бестужев-Рюмин, чрезвычайно пронырливый иподозрительный, непоколебимый в своих мнениях, упорный, деспотичный имстительный, неуживчивый и часто мелочный, как характеризует его Екатерина.Канцлер граф А.П. Бестужев-Рюмин резко выделялся из толпы придворныхничтожеств, какими окружала себя Елизавета. Екатерина смотрела на канцлера какна своего злейшего врага. Но постепенно она убеждается в том, что Бестужев –самый талантливый из русских политиков отстаивающий интересы России. Основноеправило внешнеполитической деятельности Бестужева – противодействие Пруссии. Он– главный вдохновитель начавшейся Семилетней войны. Петр III, наоборот, открыто говорит о своихсимпатиях к Пруссии и королю Фридриху II,чем вызывает немалое раздражение у русских патриотов.
Екатерина мудрее: считая вглубине души войну бессмысленной, она всеми средствами демонстрирует ееподдержку. И вообще она делает все, чтобы завоевать симпатии: она скромна,набожна, добра, приветлива и, наконец, искренне стремится быть во всем русской.Зная религиозность народа, Екатерина педантично выполняет обряды православнойцеркви, подолгу молится и постится.
Дело доходит до того, чтоБестужев-Рюмин обсуждает с Екатериной проект ее возведения на престол в обходмужа. Бестужев сочинил и сообщил Екатерине план, по которому она в случаесмерти Елизаветы провозглашалась соправительницей своего мужа, а канцлер,оставаясь руководителем внешней политики, становился во главе гвардейскихполков и всего военного управления, сухопутного и морского. Но великая княгиняотносится к проекту осторожно. Станислав Понятовский польский дипломат сыграл вжизни Екатерины важную роль: во-первых, Станислав был для нее связующим звеномс большой политикой; во-вторых, ввел ее в курс запутанных польских дел. Интереск политике едва не погубил Екатерину. Впрочем, к тому времени осторожная икроткая на вид Екатерина все основательнее усваивала законы политической ипридворной борьбы и была в состоянии оказать умелое сопротивление своимнедругам. Елизавета выразила окружающим в отзыве, что племянник ее – «дурак», авеликая княгиня очень умна.
Екатерина с бою взяла своеположение и к концу царствования Елизаветы настолько его упрочила, чтоблагополучно прошла сквозь все придворные превратности. Умея уступить печальнымобстоятельствам, она примирилась с незавидным положением молодой жены, дажеизвлекла из этого положения свои выгоды. Супружеский раздор помог разъединениюполитической судьбы супругов: жена пошла своей дорогой. Под конец жизниЕлизавета совсем опустилась; ежедневные занятия ее, по словам Екатерины,сделались сплошной цепью капризов, ханжества и распущенности; нервы ее,«развинченные» мелкими раздражениями зависти и тщеславия, не давали ей покоя.При дворе одни думали о шестилетнем цесаревиче Павле с удалением из Россииобеих его родителей, другие хотели выслать только отца, видя в матери опорупорядка; те и другие с тревогой ждали смерти Елизаветы, ничего не чая от ееплемянника для России, кроме бедствий. В самой Елизавете эта тревога доходиламинутами до ужаса, но, отвыкнув думать о чем-либо серьезно, она колебалась.
Воцарился Петр III. С первых же дней своего царствования стал публичновыказывать враждебность к Екатерине. Это выразилось уже в том, что в манифестевосшествии на престол Петра IIIни она, ниПавел вообще не упоминались. Все последующие месяцы стали для Екатерины всущности цепью оскорблений и унижений, заключительным звеном который был эпизодна обеде 9 июня, когда Петр публично обозвал ее «дурой». Эпизод этот послужилдля Екатерины своего рода сигналом к действию.
О шестимесячном царствованииПетра IIIЕкатерина впоследствиивысказалась так: «Во всей империи у него не было более лютого врага, чем онсам». Действительно Петр IIIкак будтонарочно делал все, чтобы восстановить против себя как можно больше людей, всеслои общества. Он сделал все возможное, чтобы восстановить против себя и такуювлиятельную часть общества, как духовенство.
В июне 1762 г. в результате дворянского заговора Петр III был свергнут с престола, а на тронвозведена его жена, немка по происхождению, Екатерина II. Эта женщина за короткий срок смогла не только упрочитьсвое положение, но и провести ряд преобразований во всех сферах жизнигосударства. Однако реформы Екатерины были достаточно консервативны по своейсути и не затрагивали исторических основ государства. В первую очередь они былинаправлены на усиление государства дворянского сословия.
Объявив себя преемницей Петра I, Екатерина понимала, что править самовластно, как Петр,невозможно. Поэтому она стала активно внедрять политику «Просвещенногоабсолютизма», целью которой было упрочение существующего строя законодательнымимерами и в конечном итоге укрепление государственной мощи.
В 1767 г. в Петербурге собралась Уложенная комиссия, задачейкоторой был пересмотр российских законов. В ее состав вошли избранныепредставители от разных сословий (кроме крепостных крестьян). Однако комиссия,заседавшая полтора года, не оправдала надежд императрицы и была распущена подпредлогом начавшейся русско-турецкой войны.
Одной из основных реформ Екатерины II была реформа Сената, которую Екатерина провела с цельюукрепления своей единоличной власти. Она поделила Сенат на шесть департаментов,наделенных различными функциями. Таким образом, роль Сената, бывшего ранеевысшим государственным органом, свелась к административно-исполнительной.
С той же целью в 1764 г. на Украине было ликвидированоместное самоуправление – гетманство.
Вместо него была создана Малороссийская коллегия, состоящаяиз прокурора, четырех русских и четырех украинских помещиков во главе сгенерал-губернатором П. Румянцевым.
Кроме этого, в 1764 г. былапроизведена секуляризация церковных владений. Больше половины монастырей былозакрыто (если быть точными, то 496 из 881). В результате этой акции в рукахправительства оказался огромный земельный фонд и около 1 млн. крестьян.
В 1775 г. была проведена губернская реформа. Вместо прежних20 было образованно 50 новых губерний, в каждой из которых должно былопроживать от 300 до 400 тыс. жителей. Во главе каждой губернии был поставленгубернатор, имевший помощника вице-губернатора. В городах были учрежденыгубернские правления и казенные палаты, а также упорядочено судопроизводство,носящее теперь резко сословный характер.
При Екатерине IIзначительно укрепился союз дворянства с государственной властью. По восшествиина престол императрица подтвердила изданный Петром III «Манифест о вольности дворянства». Более того,21 апреля1785 г. Екатерина издала «Жалованную грамоту благородному дворянству», котораярасширила личные привилегии этого сословия:
-        дворянемогли быть судимы только своим сословным судом;
-        освобождаласьот всяких податей и телесных наказаний;
-        получилиправо заниматься торговлей, учреждать на своей земле фабрики и заводы.
Вторая половина XVIII в.– это время разложения феодально-крепостнического строя и начала постепенногоформирования капиталистического уклада:
-        крестьянскиеи помещичьи хозяйства все теснее связывались с рынком;
-        успешноразвивалась мануфактурная промышленность;
-        возрослоколичество ярмарок;
-        увеличилсяэкспорт.
Во второй половине XVIII в.активно развивалась мануфактурная промышленность. Общее число мануфактур кконцу века увеличилось с 590 в 1760-е гг. до 1200. Развивалась металлургия: повыплавке чугуна Россия заняла первое место в мире. Эти мануфактуры успешноконкурировали с мануфактурами, основанными на крепостном труде.
Кроме этого, правительство всячески способствовало развитиюторговли. В 1754 г. были отмечены все внутренние таможни, тормозившие ростпроизводительных сил в стране. Также была объявлена свобода торговлиземледельческими продуктами, что способствовало развитию торговлисельскохозяйственными товарами, прежде всего хлебом. Хлеб, железо, лес, пеньку,парусину активно экспортировали за границу. В середине XVIII в. насчитывалось около 1300 ярмарок, собиравших какроссийских, так и зарубежных купцов.
Купцыимели значительные привилегии:
-        освобождалисьот ряда посадских повинностей;
-        моглииметь вотчины;
-        беспрепятственновыезжали за границу.
Поэтому они выступали в качестве торговых агентов казны:закупали товары, торговля которыми была монополизирована государством, управлялитаможнями, служили финансовыми советниками при дворе. Так какфеодально-крепостнический строй в значительной мере тормозил росткапиталистических отношений, правительство проводило протекционистскуюполитику, направленную на уничтожение монополий и предоставление свободы восновании мануфактур.
В 1754 г. были созданы три крупных государственных банка, втом числе Дворянский и Купеческий банки. Их деятельность в основном сводилось квыдаче ссуд дворянам и купечеству под залог имений.
Часто залогом целые деревни вмести со всеми жителями. Позжев Петербурге были созданы два эмиссионных банка, названных «ассигнационнымибанками». В них размещались учетные конторы для работы с краткосрочнымикоммерческими кредитами.
Таким образом, развитие экономики в России во второйполовине XVIII в. выражалось в возрастающей ролиобщественного разделения труда, расширении товарно-денежных отношений. Частькупцов стала переходить к промышленному предпринимательству. Увеличилоськоличество мануфактур, основанных на наемном труде.
В ходе «Семилетней войны» (1756 – 1763) агрессия Пруссиибыла остановлена.
Правительство Екатерины II не стало возобновлять войну с Пруссией и вывело войска с еетерритории.
После смерти Августа III (октябрь 1763 г.) русская императрица  и прусский король поддержали СтаниславаПонятовского и заключили в Петербурге в 1764 г. договор о союзе. Вопрос обуправлении в правах католиков и диссидентов (не католиков из числа православныхи протестантов) вызвал взрыв противоречий в Речи Поспалитой. Начались военныедействия между конфедератами и русскими войсками, введенными по просьбеПонятовского в Речь Поспалитую.
Правящие круги совместно с полководцами П.А. Румянцевым иА.В. Суворовым приняли решение вести войну на Дунае, в Молдавии и Валахии.
В 1769 г. русские войсказаняли значительную часть этих княжеств, в том числе города Яссы, Бухарест.Армия Румянцева одержала победы в серии сражений у Рябой Могилы 17 июня 1770г., при Ларге в ночь на 7 июля и Калуге 21 июля. Одновременно 24 – 25 июня 1770г. русский флот (А.Г. Орлов и Г.А. Спиридов) совершил переход из Кронштадта вЭгейское море и полностью уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, и вХиосском проливе.
В 1771 г. удалось занять Крым, блокировать проливДарданеллы. В этой обстановке состоялся первый раздел Речи Поспалитой.
В 1773 г. Суворов разгромил 15 тысячное турецкое войско уТуртукая, в 1774 г. – армию турков при Калудже. Русские двинулись на Балканы.10 июля 1774 г. в Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. К России отошли:
-        землимежду Днепром и Бугом;
-        Азовв устье Дона;
-        Керчьи Еникале на оконечности Крыма;
-        Кинбурну входа в Днепровско-Бугский лиман;
-        наСеверном Кавказе земли до Кубани, Кабарда.
8апреля 1783 г. правительство Екатерины II включило Крым (Тавриду) в состав России. В августе 1787 г.Турция, потребовав возращение Крыма и получив отказ, снова объявила войнуРоссии. Ее войска и флот напали на Кинбрун, но были разбиты армией А.В.Суворова. В 1788 г. армия Г.А. Потемкина штурмом взяла Очаков.
В1788 г. турки потерпели поражение на море у острова Фидониси от эскадры Ф.Ф.Ушакова. В 1789 г. Суворов одержал победы у Фокшан и Рымника. В 1791 г.турецкие войска потерпели поражение у Бабодага и Мачина, на этот раз от М.И.Кутузова, у мыса Калиакрия Ушаков снова разгромил эскадру. В 1791 г. вершинойвоенных успехов стало взятие крепости Измаил. 22 октября 1791 г. между Турциейи Россией в Яссах был подписан договор о мире, по которому получила вПравобережной Украине земли.
Екатерина отлично понимала, что сановники,включенные ею в различные комиссии, к такой работе не способны. И она решаетсяна смелый и необычный шаг – собрать выборных представителей разных сословий,которые бы выработали  Закон,удовлетворяющий интересам всего народа. Идея возникает, видимо, уже в 1764 –1765 гг., и в течение двух с лишнем лет Екатерина занимается составлениемруководства для депутатов, которое впоследствии получило название Большого наказа.
28 марта 1765 г. она сообщает госпоже  Жоффрен: «Вот уже два месяца, как я занимаюськаждое утро в продолжении трех часов обрабатыванием законов моей империи… нашизаконы для нас уже не годятся». Спустя три месяца: «Теперь 64 страницы законовготовы, остальное будет окончено по возможности скоро».
Отсюда видно, какое значение придавала Екатеринасвоему творению, искренне надеясь с помощью Наказа доставить «жителям Россииположение самое счастливое, самое спокойное, самое выгодное, в котором онимогут находиться». Уложенная комиссия выработает Закон, а Екатерина останется внародной памяти законодательницей. Но опыт и ближайшее знакомство со страной,особенно Комиссия 1767 г., показавшая Екатерине, «с кем дело имеем», убедилиее, что и у России есть свое прошлое, по крайней мере есть свои историческиепривычки и предрассудки, с которыми надобно считаться. Она увидела, что безглубоких потрясений невозможно провести коренных реформ, каких потребовала бысистема законодательства. Видя невозможность перестроить русскую жизнь новымизаконами и учреждениями, Екатерина хотела лучше настроить русскую мысль новымиидеями и стремлениями, предоставив ей самой перестраивать жизнь. Не решившисьстать радикальной преобразовательницей государства, она хотела остатьсявоспитательницей народа. Поэтому, не трогая основ существующего полрядка, онастала действовать на умы. Власть, оставаясь военно-полицейским стражем внешнейбезопасности и внутреннего благочиния, в ее руках стала еще проповедницейсвободы и просвещения. Екатерина не дала народу свободы и просвещения, априобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом, а неполучают даром, как милостыня. Но она дала умам почувствовать цену этих благесли не как основ общественного порядка, то по крайней мере как удобствчастного, личного существования.
В ее всесветной славе русское общество впервыепочувствовало свою международную силу, она открыла ему его самого: Екатериноювосторгались, как мы восторгаемся артистом, открывающим и вызывающим в нассамим нам дотоле неведомые силы и ощущения; она нравилась потому, что через неестали нравиться самим себе. Русские при Екатерине почувствовали себя не тольколюдьми, но и чуть не первыми людьми в Европе. За это не ставили ей в счет ниошибок ее внешней политики, ни неудобств внутреннего положения.
Общее настроение сглаживало эти неровности,вследствие которых империя последних лет царствования представляла по закону,по общему впечатлению стройное и величественное здание, а вблизи, вподробностях – хаос, неурядицу, картину с размашистыми и небрежными мазками,рассчитанными на дальнего зрителя.
Более тысячи лет державеРоссийской; все было на многострадальной земле: и горе, и радости, и взлеты, ипадения. «Река времени в своем течении уносит все дела людей и топит в пропастизабвения народы, царства и царей», — писал Г.Р. Державин.
Забвения все же нет. Скорее наоборот – историческая памятьхранит много поучительного процесса: наивно и ненаучно представлять этотпроцесс в виде беспрерывного движения вперед и выше к «сияющим вершинам,которые уже  видны». В жизни, в отличиеот утопических книжек и рифмованных лозунгов, все иначе. Приходиться вновь ивновь обращаться к опыту прошлого; вопрошая прошлое, мы глубже понимаемнастоящее и, наверное, становимся умнее, обогащенные опытом пращуров дажепытаемся вопрошать грядущее; нельзя же великому народу, поднимая целинуистории, совершенно не знать конечных целей движения. Изучение прошлого ипомогает расставить вешки на избранном пути. Великие исторические события илица, в них задействованные, к которым мы обращаемся, — к сожалению, только вдни торжеств и горестей народных, отмечая славные годовщины, праздничныеюбилеи, памятные даты, — дают немало поучительного в этом отношении.… Ибо нашидни отмечены быстрым нарастанием интереса к истории. Интерес этот вполнепонятен. Не находя в сухих академических фолиантах живых исторических лиц, получивлишь головную боль от бесконечных рассуждений о действии объективных законов,сопровождаемых перечислением пудов чугуна и стали, рогов и копыт крупного имелкого скота, читатель так и не находит ответа на тревожащие его вопросы. Онищет живое, образное описание прошлого, чтобы разобраться с привлечением опытапредков в собственных жизненных наблюдениях, своих сомнениях и надеждах.Становятся понятными такие явления наших дней, как тяга к историческойбеллетристике (документам, мемуаристке, старой (исторической) литературе).Общеизвестен интерес широких читательских кругов к романам Пикуля, Балашева,других мастеров историко-художественного жанра. Но историческая беллетристка,удовлетворяя  любопытство, не дает и не можетдать того, что надобно для серьезного изучения прошлого.
Старая русская историческая мысль содержит ценнейшийопыт анализа прошлого, и в том числе – опыт управления государством. К тому жестарая историческая литература имеет ряд и других достоинств, которых нет вновейших многотомных изданиях: старую литературу интересно читать, ибосоздатели ее могли не только исследовать прошлое, но и образно воссоздать его,они были знатоками «человеческих душ», и меры этих душ они создали на основелетописей.
Список использованной литературы:
1.          &n


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диагностика комы
Реферат Эволюция советских конституций и динамика советской системы
Реферат Програмне забезпечення аудиторської діяльності
Реферат Преподавание культурологии в школе
Реферат Гибкие производственные системы ГПС металлообработки деталей
Реферат Красные ворота в Москве
Реферат Adobe Photo Shop для решения сформулированных задач на множестве практических примеров. Adobe Photo Shop самая популярная в мире программа
Реферат The Movie Ran Essay Research Paper The
Реферат Поняття валютного курсу. Платіжний баланс
Реферат Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования
Реферат Диетическое питание в клинике внутренних болезней
Реферат Ethan Frome Essay Research Paper Ehtan FromeEthan
Реферат Доказательство и опровержение
Реферат Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Реферат Модернизация страны в конце ХIХ начале ХХ вв