Реферат по предмету "Исторические личности"


Фашизм идеология политика и практика

Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные. Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества. Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном, политическом или религиозном движении, могут приходить к власти под вывеской любых лозунгов. Фашизация общества может быть следствием отчаянной попытки правящего эксплуататорского класса удержать власть в борьбе с угнетенным классом — в этом случае идеологическим прикрытием фашизма выступает формальная идеология правящего класса, преподносимая как ценность, олицетворяющая собой «законность», «порядок» и т. п. Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей в нем политической системой вследствие действий политиков, якобы искренне защищающих интересы господствующего класса и под этим предлогом устанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическим прикрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящего эксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, а диктатура котерии или личности. Фашизм может быть следствием действий маньяков, пользующихся неустойчивым равновесием сил между классами или другими особенностями социально-политической ситуации и устанавливающих фашистский режим под прикрытием лозунгов надклассового характера — как власть, якобы одинаково заботливо учитывающую и защищающую интересы всех классов и слоев. Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движением угнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим под прикрытием «революционной» идеологии. Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты идеологических прикрытий в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют. Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается по сути в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки. Христианство в средние века пережило подобную трансформацию. Аналогичные процессы мощно по сей день идут в некоторых мусульманских государствах. Подобную деградацию испытало и коммунистическое движение. Следует особо подчеркнуть: законспирированность фашистов в таких случаях чрезвычайно высока во многом по той причине, что практически все они с той или иной степенью искренности считают себя «христианами», «мусульманами», «коммунистами» и так далее. При этом в соответствующих партиях, конечно же, насчитывается немалое количество людей, которые по их идейно-политическим признакам являются именно христианами, мусульманами, коммунистами — по их глубинным нравственным установкам, ничего общего не имеющим с властолюбием. В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими. Фашизм возвеличивает и мистифицирует роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа” (Б. Муссолини). Первые фашистские организации — “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году. В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма — нацизм. В январе 1933 года нацисты пришли к власти в Германии. С их приходом были свернуты все демократические институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена. Были распущены профсоюзы и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные немецкими трудящимися в течение предшествующего столетия. Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы концентрационные лагеря, куда без судебного разбирательства и указания срока заключения бросали граждан, подозреваемых в действиях против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных в них людей составляло около миллиона человек. Фашизм превратил страну в государство, в котором все стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения. В начале может показаться странным, как могло случиться, что в Германии, одной из самых культурных и просвещенных стран Европы, возник фашизм и овладел умами и душами людей. Но опыт Италии и Германии наглядно раскрываются предпосылки, которые благоприпятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима, теоритическая основа этих предпосылок уже была описанна выше, но на примере Германии и Италии это следующее: общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия; oлабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса; oслабление международных позиций страны, вплоть до ее национального унижения, как это имело место в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев; наличие влиятельных левых партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества; наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий; наконец, поддержка фашистов различными социальными и политическими слоями, в том числе крупной буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения. Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь большинство стран мира в самую масштабную и кровопролитную войну.Тек же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР. Советский Союз предпочел план создания системы коллективной безопасности. Противоречия стран-участниц дипломатического процесса и их взаимная подозрительность в конечном счете способствовали безнаказанности и разжиганию аппетитов фашистских режимов. Захват Германией демилитаризованной Рейнской зоны и поддержка третьим рейхом войск Франко в Италии убедили Гитлера в безопасности проведения политики агрессивных захватов. В середине августа 1939 года, когда, по оценке Москвы, угроза войны в Европе стремительно нарастала, СССР заключил с Германией пакт о ненападении с составлением секретного протокола. Такой ценой в Кремле рассчитывали сохранить нейтралитет, а определив свою “сферу интересов” посредством секретного протокола, улучшить в случае войны стратегическое положение СССР, выдвинув передовые рубежи обороны Советского государства на 200-250 километров на запад. Как считало советское руководство, это обеспечивало решение главной задачи — не быть втянутым в войну — и казалось надежнее, чем неопределенная перспектива зыбкого союза с западными державами. Однако начавшаяся 1 сентября 1939 года германо-польская война сразу же переросла в мировую. Началась оккупация европейских государств, которые сдавались агрессору одно за другим. Советский Союз с началом войны объявил нейтралитет. Несмотря на внешние дружественные связи с третьим рейхом, СССР усиленно готовился к войне именно с Германией. И в Москве, и в Берлине понимали, что схватка между СССР и Германией неизбежна. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Политические цели фашистской Германии в полной мере выражали принципы политики геноцида по отношению к народам СССР. Вскоре после вторжения вермахта на его территорию Гитлер заявил в кругу своих приближенных, что его основная цель в войне— лишить восточные народы “какой бы то ни было формы государственной организации и в соответствии с этим держать их на возможно более низком уровне культуры”. Он подчеркнул при этом, что “эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении”. На другом совещании с командующими войсками фюрер высказался еще более категорично: “Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ”. Была создана индустрия смерти в концентрационных лагерях: непосильный рабский труд, крематории, газовые камеры, чудовищные эксперименты над людьми. Вот выдержка из документа лагеря Освенцим: “Докладываю о том, что строительство крематория III закончено 26.03.1943. Тем самым построены все крематории, относительно которых был издан приказ. Производительность имеющихся теперь крематориев за сутки работы: старый крематорий I (3х2 муфельные печи) — 340 трупов, новый крематорий в лагере для военнопленных (5х3 муфельные печи) — 1440 трупов, новый крематорий III (5х3 муфельные печи) — 1440 трупов, новый крематорий (8 муфельных печей) — 768 трупов, новый крематорий V (8 муфельных печей) — 768 трупов...” Из показаний Р. Гесса, начальника лагеря в Освенциме: “… Мы построили нашу газовую камеру так, что она могла вместить две тысячи человек одновременно, а в Треблинке 10 газовых камер вмещали по 200 человек каждая. Жертвы мы выбирали таким образом: в Освенциме два дежурных врача осматривали заключенных, прибывших транспортом. Заключенных направляли к одному из врачей, который тут же на месте принимал решение. Пригодных к работе направляли в лагерь, остальных же немедленно посылали на фабрики истребления. Маленьких детей истребляли всех, так как они не могли работать.… Время от времени прибывали особые заключенные из местных отделений гестапо. Врачи СС умерщвляли таких заключенных путем впрыскивания бензина. Врачи имели указания составлять обычные свидетельства о смерти и указывать причину смерти по своему усмотрению.… Время от времени мы проводили медицинские эксперименты над заключенными женщинами, к которым относились опыты по стерилизации и заражению раком. Большинство людей, умерших от этих опытов, было уже приговорено к смерти в гестапо.… Выше приведенные показания правильны; это показание было дано мной добровольно и без принуждения; я подписал его по прочтении 5 апреля 1946 года в Нюрнберге, Германия. Рудольф Франц Фердинанд Гесс”. В фашистских концентрационных лагерях было погублено более 11 миллионов человек разных стран. Наибольшие потери понес Советский Союз. Общие итоговые данные о гибели гражданского населения нашей страны на оккупированной территории и на принудительных работах в Германии таковы: преднамеренно истреблено 7,4 млн. человек, погибло на принудительных работах в Германии 2,2 млн. человек, погибло от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи) 4,1 млн. человек. Всего — 13,7 млн. человек. Захваченная гитлеровцами советская земля была превращена в огромный лагерь смерти. Здесь с нечеловеческой жестокостью осуществлялся нацистский план уничтожения мирных жителей, чем грубо попирались известные положения Гаагских конвенций 1897-го и 1899 годов, хотя под этими конвенциями стоит подпись Германии. В названных конвенциях недвусмысленно сказано, что мирное население, не участвующее в военных действиях, должно пользоваться неприкосновенностью, что незащищенные города и селения воспрещается бомбардировать или обстреливать. Но правители фашистской Германии игнорировали эти документы. Гитлеровское руководство и верховное командование вермахта неоднократно и нагло заявляли на весь мир о том, что Гаагские конвенции неприменимы к войне с Советским Союзом. Все это свидетельствовало о том, что война, развязанная фашистами против СССР, была войной на истребление. В своих выступлениях Гитлер заявлял: “Мы должны развивать технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц. Конечно, я имею право устранить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви”. Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное истребление огромных масс населения, является план “Ост”. По своей жестокости и цинизму этот документ уникален в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности уничтожения советских людей. В него включались такие средства, как уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости, вплоть до того, что требовалось “не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми”. Главный урок разгрома фашизма — нельзя неправедными средствами достичь благополучия. Иллюзия достижения мирового господства вскружила голову фашистам и населению стран, которые их поддержали. Противоестественность и античеловечность этих идей закономерно привели фашизм к полному разгрому, к позорному финалу, а Германию — к катастрофе. Насилие рождает сопротивление. И чем больше насилие — тем сопротивление сильнее. Не может никакой “порядок” держаться на силе, на подавлении — против этого восстает сама природа человека. Такое стремление непобедимо, тогда как сопровождающая человечество на протяжении всей его истории идея мирового господства была, есть и навсегда останется иллюзией. Литература Замковой В.И. Германскиц фашизм — одна из главных форм тоталитаризма/ Ин-т междунар. права и экономики. – М.: ХГЦ “Велес”,1994. – 39 с. Холодковский К.Г. Итальянский фашизм: немного исторического опыта/ Рус. –амер. Фонд профсоюз. исслед. и обучения. – М.: Б., 1995. – 41 с. Райх В. Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. – СПб.: Унив. кн.,1997. – 379 с. Энциклопедия Третьего рейха/ М.: Локид,1996. – 587 с. Тоталитаризм в Европе ХХ века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Драбкин Я.С., Дамье В.В., Шубин А.В., и др.; Рук. авт. Коллектива Я.С.Драбкин, Н.П.Комолова; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, центр герм. ист. исслед. и “Мюльхайм. инициатива”. – М.: Памятники ист. мысли,.1996 – 537 с. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997. – 570 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджет субъекта РФ- проблемы формирования и использования финансовых средств
Реферат Литература
Реферат Одномерное шкалирование. Одномерное развертывание. Типы шкал по Кумбсу
Реферат «Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөнінде эстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері»
Реферат Гомосексуальность, утопии и право на семью
Реферат Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной программы (на примере ООО «Оптима»)
Реферат Система правоохранительных органов государственной власти в России
Реферат Гинекология. Общая симптоматика гинекологических заболеваний
Реферат Использование топонимической лексики в марочных названиях: традиции и перспективы
Реферат Операционно-технологическая карта на операцию перепашка пара
Реферат Life Essay Research Paper You have been
Реферат Понятие предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь
Реферат Maya Angelou Essay Research Paper Collective Soul
Реферат Электродинамические и электромагнитные измерительные приборы
Реферат Превращение микроорганизмами соединений фосфора, серы и железа