Содержание
Введение.
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения.
Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросам этих реформ. Отношение общественности к реформам министра.
Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября. Неприятие политики Витте царем и основными политическими партиями.
Заключение.
Примечания.I.Списокиспользованнойлитературы.
Введение.
Каждомупоколению, каждому времениприсущ свойвзгляд на мир, но к реформаторамотношение, какправило, складываетсяединодушноотрицательное, даже при пониманиинеобходимостиперемен. Отчегоже так? Это людиособой породы.Они смело идутнаперекоробщепринятымвзглядам, бесстрашноломают устаревшиеэкономическиеи правовыенормы, не боятсяметодом проби ошибок готовитьпочву для новойидеологии, которая лишьгоды спустяприживаетсяи обретаетсилу материальныхи нравственныхзаконов. И вэтом смыслесудьба реформаторовпрошлых летвесьма поучительнадля нынешних.В истории Россииедва ли найдетсятакой человек, который, будучиполитиком, историком, философомили кем-то еще, кто шел наперекоробщественномумнению, пропагандируясвои взгляды, не был бы преследуемпри жизниправительством, сослан на каторгуили в лучшемслучае забытобществом. Нопосле смертиже этот человекполучает всеобщуюизвестность, возводитсяв ранг великогопровидца ипризнаетсячуть ли не вторымСпасителем.Таким людямуготованоработать, неожидая благодарностисовременников: оценят потомки, если, конечно, помыслы реформаторовчисты и направленына то, чтобыРоссия оставаласьвеликой
Сергей ЮльевичВитте (1849 -1915 гг.), безусловно, может бытьпричисленк крупнымгосударственнымдеятелям вотечественнойистории. Будучив конце XIX — началеXX вв. министромфинансов, азатем председателемкабинета министров, он успел сделатьчрезвычайномного. ВремяВитте — этозначительнаяи яркая страницамодернизацииРоссии. Рольреформатора, модернизатораособенно важнаи вместе с темтрудна в странахтак называемогозапоздалогоразвития. 'Ускоренноедвижение вдогонку"1для этих обществостро необходимо, поскольку болееразвитые страныявляются дляних не толькопримером, нои угрозой. Однаковнутренниепредпосылкидля модернизациив обществахПерифериислабее, чем встранах Центра, они не успеливызреть органически.Ценностимодернизациии ее институтыеще тольконачинаюткристаллизоваться, причем преимущественнов образованныхслоях. Историческиже сроки, отпущенныена модернизацию, очень коротки,- а всякоефорсированноеразвитие чреваторазличнымидисбалансамии социальнымиконфликтами.
Реформаторв этих условияхдолжен бытьпрофессионалом.Причем профессионализмпредполагаетздесь не простонекую суммузнаний или дажеизучениеаналогичныхреформ в другихстранах, ноглавное — пониманиетого, как, с какимипоправкамирецепты, взятыеиз иного опыта, могут бытьприменены вконкретныхусловиях собственнойстраны, в контекстесоответствующихсоциальныхи культурныхтрадиций.
Если деятельностьреформаторане находитсяна уровне этихтребований, то реформымогут не тольконе дать большойпользы обществу, но даже нанестизначительныйвред. Так нераз бывало вистории. Увы, именно такпроисходити сейчас, когдапредпринимаютсяпопытки реформв сегодняшнейРоссии. Поэтомусегодня фигураВитте вызываетнечто большее, чем простоисторическийинтерес. Егоне отнесешьк реформаторам- неудачникам, хотя его деятельностьне была свободнани от определенныхпросчетов, ниот драматическихпадений. В общем, опыт Витте — как слагаемыеего достижений, так и препятствия, о которые онспоткнулся,- не может небыть для насв высшей степенипоучительным.
Думаю, чтосейчас дляправительстваРоссии былобы очень полезнооглянутьсяназад и задуматьсяо том, как жеВитте удалосьвытащить странупрактическииз такого жекризиса, ну, конечно же, всоответственныхисторическихусловиях, ведьв его временаРоссия находиласьне в лучшемположении. Уменя складываетсятакое впечатление, что нынешниереформаторынапрочь забыливесь наш историческийопыт. Однако, все новое — этохорошо забытоестарое. Будемнадеяться, чтоДума недолгобудет ломатьголову надвыходом изсложившейсяситуации. Аведь, наверное, сейчас можнобыло бы повторитьреформу Виттев сообразномвременномпреломлении.К тому же, нам, с одной стороны, будет легче, ведь не нужнопрокладыватьдлинные километрыжелезной дорогичерез всю Россию, но, с другойстороны, будетсложнее, вовремена Виттеу России небыло такогогромадноговнешнегогосударственногодолга. Я, конечно, не утверждаю, что у Россиивообще не былодолга, он был, но об этомпорассуждаемдалее.
Итак, цельюнаписаниясвоего рефератая хочу назватьследующее: рассказатьо С. Ю. Витте како крупномгосударственномдеятеле, о егозаслугах иошибках, о егожизни и общественнойдеятельности, ибо его реформыпредставляютдля меня некоторыйинтерес в отношениисегодняшнегофинансовогоположенияРоссии.
Интерес кВитте возникаету всех в последнеевремя именнов этой области, поэтому в переченьиспользованноймною литературыв процессенаписанияреферата восновном входятпериодическиеиздания: различныежурналы: «Мироваяэкономика имеждународныеотношения»,«Свободнаямысль», «Новоевремя», «Родина»,«Звезда», газеты:«Экономикаи жизнь» и«Юридическийвестник'. В журналахописываютсяв основномреформы Витте; их суть, цели, причины, которыеих вызывают, а также приводитсянекотораякритика этихреформ. Но чтобынаиболее полнопредставитьполитическуюситуацию, сложившуюсявокруг этихпреобразований, я использовалатакже некоторыекниги, это; „Россияна рубеже веков: историческиепортреты“, „С.Ю. Витте — дипломат“и „ИсторияОтечества: люди, идеи, решения.Очерки историиРоссии IX — началаXX в.“, а такжеконечно „Воспоминания“С.Ю. Витте. Многиекритики поповоду этойкниги говорят, что в ней искажаютсямногие факты, события представленыисключительнос субъективнойточки зрения.Однако мне былоинтересноузнать, чтодумал Виттео своих современниках, хотя конечноя не прочла этукнигу полностью, а ограничиласьлишь теми главами, в которых речьшла именно ореформах.
П. Началопрофессиональнойкарьеры Виттев качествеслужащего нажелезнодорожнойстанции. Государственнаяслужба в министерствепутей сообщения.
Родился Витте17 июня 1849 года вТифлисе в семьекрупного чиновника, служившегосяв аппаратеКавказскогонаместничества.Его отец ЮлийФедорович — член советанаместничества- был потомкомвыходцев изГолландии, переселившихсяв Прибалтику.Российскоепотомственноедворянствофамилия получилав середине XIXв. Мать, урожденнаяЕ. А. Фадеева, вела свою родословнуюпо женскойлинии от старинногокняжескогорода Долгоруких.
Детские июношеские годыС.Ю. Витте провелв доме дядигенерала Р.А.Фадеева, известноговоенного историкаи публициста, человека отнюдьне прогрессивныхвзглядов, нодостаточнообразованного, начитанного, близкого кславянофильскимкругам. Получивдомашнее образование, Витте экстерномсдал выпускныеэкзамены вкишиневскойгимназии и в1866 г. поступилна физико-математическийфакультетНовороссийскогоуниверситетав Одессе. Встуденческиегоды он обнаружилнеординарныеспособностик математике, но в общественномплане ничемсебя не проявил, хотя и был некотороевремя в однойкомпании сбудущим известнымнародовольцемА.И. Желябовым.Под влияниемсвоего дядион в это времяувлекалсяславянофильскимиидеями. Их влияниебыло стольглубоко и такотвечало еговоспитанию, характеру, мировоззрению, что в значительноймере, хотя и всвоеобразномпреломлении, сохранилосьна всю жизнь.Под воздействиемразличныхобстоятельств, в том числе, смерть отца, дяди, осложнившеесяматериальноеположениесемьи, так сложилось, что по окончанииуниверситетаВитте поступаетна государственнуюслужбу. В 1869 г. онбыл зачисленв канцеляриюновороссийскогои бессарабскогогенерал — губернатора, где занималсявопросамислужбы движенияжелезных дорог.Почти одновременноВитте поступилна службу вуправлениеказенной Одесскойжелезной дороги.Освоив работупрактическивсех звеньеваппарата, начинаяс кассирскойдолжности, онвскоре сталначальникомконторы движения.
Деятельностьбудущего реформаторав министерствепутей сообщенияначалась вполнеуспешно, чтообъяснялоськак его связями(министр путейсообщенияграф В.А. Бобринскийбыл близкознаком с Р.А.Фадеевым изнал его племянника), так и собственныминезауряднымиспособностями.За сравнительнокороткий срокон быстро продвинулсяпо служебнойлестнице и в1877 г. был уже начальникомэксплуатацииОдесскойжелезной дороги, перешедшейк тому временив собственностьчастногообщества. Вгоды русско-турецкойвойны молодойспециалистзарекомендовалсебя распорядительными умелым администратором, за что был удостоенвысочайшейблагодарности.Вскоре Одесскаядорога вошлав состав ОбществаЮго-западныхжелезных дорог, и перед Виттеоткрылись болееширокие перспективы.В 1880 г. он становитсяначальникомотдела эксплуатации, а с 1886 г. — управляющимэтими дорогами.Будучи ещеначальникомотдела, он пишеткнигу» Принципыжелезнодорожныхтарифов". В, казалось бы, сугубо специальномтруде СергейЮльевич излагаетконцепциюэкономическогопереустройстваРоссии, отдаваяприоритетразвитиюжелезнодорожногодела. Виттеубежден, чтостроительствогигантскойсети «чугунок»поможет задействоватьпромышленныйпотенциалРоссийскойимперии, оживитьвнутреннююи внешнюю торговлюво всех ее «медвежьихуглах». Особыйакцент он делаетна протекционизме, когда частник- железнодорожникполучаетвсестороннююподдержкуправительствапри выполнениигосударственныхзаказов, но поджестким контролемсверху.
ВозглавивуправлениеЮго-западнойжелезной дороги, Витте принялсяпретворятьв жизнь своюконцепцию иначал с техническихновшеств: увеличил скоростьгрузовых поездов, построил складыи запасныепути, ввел таможенныеагентствана границахс Австрией, Германией, Румынией итем самым задевять летподнял доходысвоей фирмына небывалуювысоту. Еслив 1880 г — чистаяприбыль управлениясоставляла470 тыс. руб., то в1889-м — уже 13 млн. руб.
АвторитетС. Ю- Витте кактеоретика ипрактикажелезнодорожногодела привлекк себе вниманиетогдашнегоминистра финансовИ. А. Вышнеградского, который обратилсяк нему с просьбойпредставитьсвои соображенияо ликвидациидефицитностиказенных железныхдорог. Глубокоизучив этотвопрос, Виттезаявил, чтокорень зла — вхаосе, царившемв областитарифов. Онпредложилразработатьспециальныйзакон, которыйпоставил бытарифное делопод контрольправительства, и создать вминистерственовый департаментдля заведованиятарифной частьюжелезных дороги регулированияих финансовыхотношений сгосударством.Предложениябыли приняты.Встал вопросо назначенииих автора главойнового министерскогоподразделения.
III.Политика Виттена посту министрафинансов. Основныереформы на этомэтапе. СтолкновенияВитте с высокопоставленнымичиновникамипо вопросамэтих реформ.Отношениеобщественностик реформамминистра.
10 марта 1890 г.Витте был назначендиректоромдепартаментас производством, минуя все ступеничиновничьейиерархии, сразув чин действительногостатскогосоветника ис доплатой кжалованью изсредств Кабинета.С этого моментаначалась егоголовокружительнаякарьера. Менеечем через годновый начальникдепартаментабыл введенпредставителемот министерствафинансов всовет министерствапутей сообщения, а 15 февраля 1892 г.он уже назначаетсяМПС. Не прошлои года — и он ужеуправляющийминистерствомфинансов, а с1893 г. в связи сболезньюВышнеградского, министр финансовс производствомв чин тайногосоветника, почетный членимператорскойАкадемии наук.
На государственнойслужбе Виттеразвиваетбурную деятельность.Теоретическаяи практическаяподготовка, широта взглядов, опыт, приобретенныйв сферахчастнопредпринимательскойдеятельности, выгодно выделяетего на фонебюрократическогоокружения — Онсразу же становитсядеятельнымсотрудникомВышнеградского.При его активномучастии былразработанпокровительственныйтариф 1891 г., сыгравшийисключительнуюроль во внешнеторговойполитике Россиии ставший защитнымбарьером дляразвивающейсяотечественнойпромышленности.Витте входитв различныекомиссии — попроблемамторговогомореплаванияи судоходства, по мелиоративномуи мелкому кредитуи т. д.
В качестведиректорадепартамента, а затем и министраВитте проявилнедюжинныеадминистративныеспособностии организаторскийталант. Пользуясьположениемцарского выдвиженца, он ведет необычнуюдля госаппаратакадровую политику: набирает людей, отдавая приоритетне происхождению, чинам и выслуге, а прежде всегопрофессиональнойподготовке, знаниям, деловитости, резко меняетстиль работыруководимыхим подразделений.Его поведение, отношение кподчиненнымбыли необычны, выпадали изпривычныхстереотипов, многим казалисьчрезмернодемократичными.Как вспоминаливпоследствииего сотрудники, он позволялне соглашатьсяс собой, спорить, ценил самостоятельностьи инициативу.«Доклады Виттепроисходилипри весьмалюбопытнойобстановке, У докладчиканет с собой нибумаг, ни карандаша, и вот в течениедвух часовдокладчик иВитте ходятиз угла в уголпо кабинетуи яростно спорят.Витте при этомвводит собеседникав круг своихидей и горячоотстаиваетзащищаемыйим проект. ЕслиВитте сдавалсяна доводысобеседника, то обыкновенноон начиналгорячитьсяи кричать: » Явас не понимаю, что вы хотитеделать, — и посленекоторогораздумья: — Ну, да делайте, делайте ..."2
Стремительноепоявление Виттев среде высшейбюрократиии столичногообщества произвелосильное, нодалеко не однозначноевпечатление.Небезызвестныйкнязь В.П. Мещерский, близкий кодвору реакционнейшийпублицист ииздатель, таквспоминал своюпервую встречус новой «звездой», внезапно вспыхнувшейна петербургскомнебосклоне:" Я увидел передсобой высокогороста, хорошосложенногос умным, живыми приветливымлицом человека, который сильнеевсего впечатлилменя полнымотсутствиемвсякого чиновничьеготипа… Виттемне сразу сталсимпатиченсвоей естественностью, безыскусностьюв проявленииим своей личности".Правда, другимон показалсянесколькопримитивным.ГенеральшаА.В. Богдановичписала в своемдневнике, «чтона вид он похожскорее на купца, чем на чиновника».Беседа с нимсразу обнаруживалаего природнуюдаровитость.В профессиональнойобласти он былхорошо знакомс научнойлитературой.В сфере жегуманитарнойу него быламасса серьезнейшихпробелов. Вчастности онслабо владелфранцузским, литературуи историю зналплохо, хотя истарался пополнитьсвое образование.3Не блистал они манерами.Весь его обликвыдавал в немпровинциала.«Приехал ониз Юго-ЗападнойРоссии с привычками, мало приспособленнымик той среде, вкоторой емуприходилосьработать; даромслова совершенноне обладал; формы речи былинеправильнымии носили отпечатокдолгого пребыванияна Украине.Сама фигураего, манераговорить резкои категорично, его угловатыежесты производилиразнообразноевпечатлениена официальныекруги и вылощеннуюпублику столицы...»4
У АлександраIII, который самбыл груб и резок, новый министрвызвал симпатию.И Витте до концадней своих суважением ипризнательностьювспоминал онем как о настоящеммонархе, хотяи не без недостаткови слабостей(«ниже среднегоума, ниже среднихспособностейи ниже среднегообразования»), но в целом отвечавшемего представлениюо носителеверховнойвласти («громадныйхарактер, прекрасноесердце, благодушие, справедливость, твердость»).5
В высшем свете«выскочка»из провинциифактическитак и не сталсвоим. О немходили анекдоты, создавалисьлегенды, разные«вицмундирные»люди не переставалиизощрятьсяв остроумиипо поводу егофранцузскогопроизношения, поведения, громоздкойфигуры, егосемейной жизни.
Министерствофинансов, котороевозглавил Виттес 1 января 1893 г., представлялособой конгломератведомств. Вруках министрасосредоточивалосьуправлениене только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговыммореплаванием, отчасти народнымобразованием, коммерческими аграрнымкредитом. Подего контролемфактическинаходилосьминистерствопутей сообщения.Оказавшисьна столь влиятельномпосту, Виттедал волю распиравшейего энергии.Правда, вначалеу него не былосколько-нибудьчеткой экономическойпрограммы.В какой-то мереон руководствовалсяидеями немецкогоэкономистапервой половиныXIX в. Ф. Листа, исследованиювзглядов которогоВитте посвятилспециальнуюброшюру «Национальнаяэкономия иФридрих Лист»(Киев, 1889 г.), а такженаследием своихпредшественниковН.Х. Бунге и И.А.Вышнеградского- ученых с мировымименем. Критическоеосмыслениеидейно-теоретическихпостулатовсистемноймодели развитияэкономики, воснове которойлежал принциппокровительстваотечественнойпромышленности, анализ с этойточки зренияпрактикипореформенныхдесятилетийпослужилиотправныммоментом длявыработки Виттесобственнойконцепцииэкономическойполитики. Главнойего задачейстало созданиесамостоятельнойнациональнойиндустрии, защищеннойна первых порахот иностраннойконкуренциитаможеннымбарьером, ссильной регулирующейролью государства, что должно былов конечномитоге укрепитьэкономическиеи политическиепозиции Россиина международнойарене.
В целом наэтом этапе онпопыталсяприспособитьэкономическуюполитику кобщеполитическойдоктрине царствованияАлександраII!с еекурсом на отставаниеконсервативныхначал во всехсферах жизнистраны, к укреплениюи расширениюроли самодержавногогосударства.Усилениегосударственноговмешательствав хозяйственнуюжизнь странынашло отражениев ряде мер — отразработкии широкоговнедрениятарифногозаконодательства, чрезвычайногоусилениярегулирующейроли государстваво внутреннейи внешней торговледо выкупа вказну почтивсех железныхдорог, расширенияказенногопромышленногосектора и усиленияроли Государственногобанка во всейнароднохозяйственнойсистеме и т.д.Вместе с темон попыталсяактивизироватьи частный сектор, ввести новуюсистему налогообложения, облегчитьпорядок возникновенияи деятельностиакционерныхпредприятий.
Став министромфинансов, Виттеполучил в наследствороссийскийбюджет с дефицитомв 74,3 млн. руб. Расходныестатьи бюджетапри активнойполитике поразвитиюпромышленностибыстро росли: с 1893 г. по 1903 г, онивозросли почтивдвое — с 1040 до2071 млн. руб. Первоевремя он носилсяс мыслью получитьдополнительныесредства простоза счет усиленияработы печатногостанка. Идеявыпуска ничемне обеспеченныхбумажных денегбуквальновызвала паникусреди финансистов.Новый министрскоро понялошибочностьтакого шагак оздоровлениюбюджета. Теперьликвидациядефицита связываласьим с повышениемрентабельностипромышленностии транспорта, пересмотромсистемы налоговогообложения, с ростом прямыхи косвенныхналогов. Немалуюроль в увеличениистатьи доходовсыграло введениес 1894 г. государственноймонополиина продажу вино- водочных изделий, дававшей дочетверти всехпоступленийв казну. Виттетакже сумелувеличитьдоходы государственныхпредприятийи имуществ.Так, используясвой опытжелезнодорожныхтарифов, онсначала уменьшилубыточностьдействовавшихжелезных дорог, а затем дажеполучил от нихнебольшуюприбыль. Емуудалось такжесущественнопонизить долюбюджетныхотчисленийна армию и флот.Это дало емувозможностьнаправлятьв народноехозяйство(главным образомв промышленностьи строительство)до 55 % бюджетныхассигнований.
Одновременнопродолжаласьподготовкаденежной реформы, разрабатывавшейсяеще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге иН.А.Вышнеградскими имевшей цельювведение вРоссии золотогообращения.Витте продолжилсерию конверсионныхзаймов за границей, задачей которыхбыл обмен имевшиххождение наиностранныхрынках 5- и 6 — процентныхоблигацийстарых займовна займы с болеенизкими процентамии более длительнымсроками погашения.Ему удалосьэто сделать, расширив дляразмещениярусских ценныхбумаг французский, английскийи немецкийденежные рынки.Наиболее удачнымибыли займы 1894и 1896 гг., заключенныена парижскойбирже. Это позволилоосуществитьряд мер постабилизациикурса рубляи с 1897 г. перейтина золотоеобращение.Металлическоесодержаниерубля былоуменьшено на1/3 — кредитныйрубль был приравненк 66 2/3 копейкизолотом.
Данная реформапроводиласьв несколькоэтапов. В мае1895 г. было разрешенозаключатьсделки на золотуюмонету. В следующиемесяцы золотоуже принималосьна текущиесчета банков, и в конце годабыл установленфиксированныйкурс для империала(10- рублевой золотоймонеты) и дляполуимпериала(5-рублевой золотоймонеты). А 3 января1897 г. вышел указ«О чеканке ивыпуске в обращениезолотых монет».Новые монетыс прежним содержаниемзолота имелидругой номинал:15 рублей — империали 7,5 — полуимпериал.Таким образом, произошладевальвациярубля на однутреть (о которойтолько чтоупоминалось).Окончательнобыл введенсвободныйразмен золотана кредитныебилеты. Последниесогласно законуот 29 августа1897 г. выпускалисьпо схеме; до600 млн. руб. ониобеспечивалисьзолотом наполовину, свыше- на 100 %, Серебрянаямонета быласохранена каквспомогательная.
ПроводимаяВитте реформапочти сразуже вызвала бурюнегодования:
«Против неебыла вся мыслящаяРоссия». Еслиотмести неприязньк личностисамого Витте, то основныевозраженияего противниковсводилиськ тому, что споявлениемв обращениизолотых монетвсе сбережения, хранящиесяв кредитныхрублях, будутобменены назолото, котороевследствиеисчезнет, ичто, кроме того, золото сделаетсяобъектом скупкииностраннымигосударствамии уйдет из России.
Витте возражал, что если золотоуйдет за границу, то не «простотак». Разве неполучим мы вобмен на негокредиты, товары, услуги? Развене будет всеэто способствоватьросту промышленности, ради которойи затеянареформа?!
Спор междуВитте и егопротивникамибыл разрешенсамим временем.К концу XIX в. потемпам приростапромышленнойпродукции(более 12 % в год!)Россия обгонялаЕвропу, лидируяи на мировомрынке сельскохозяйственнойпродукции.Иностранныеинвестициитекли рекой.Россия шириласьи богатела.Золото прочновошло в обиход, и на него приходилосьдо 2/3 всей денежноймассы- Опасенияо его скупкене оправдались, напротив, «публикачасто предпочиталапользоватьсякредиткамикак более удобнымив обиходе». Ивсе же все былоне так безоблачно, хотя эти мерыпозволилиукрепитьконвертируемостьрусской валютына мировыхрынках и облегчитьприток в странуиностранныхкапиталов.
Со второйполовины 90-хгг. экономическаяпрограмма Виттеприобретаетвсе более отчетливыеконтуры. Этомув немалой степениспособствовалаего борьбас оппонентамииз дворянско-помещичьихкругов и ихсторонникамив высших эшелонахвласти. Виттевскийкурс на индустриализациюстраны вызвалпротест поместногодворянства.И либералов, и консерваторовобъединялонеприятиеметодов реализацииэтого курса, затрагивавшихкоренные интересыаграриев. Чтокасаетсяпретензийпомещиков, то они были иреальными, инадуманными.Действительно, покровительственнаятаможеннаясистема, особенночетко проявившаясяв таможенномтарифе 1891 г. и врусско-германскихторговых договорах, вела к ростуцен на промышленныетовары, что немогло не затрагиватьсельских хозяев.Ущемлениесвоих интересовони виделитакже и в перекачкесредств вторгово-промышленнуюсферу, что немогло не сказатьсяна модернизациисельскогохозяйства.Даже золотоеобращение, повысив курсрубля, оказалосьдля помещиков-экспортеровневыгодным, так как повышениецен на сельскохозяйственныепродукты снижалоих конкурентоспособностьна мировомрынке. Но болеевсего раздражалиреакционноедворянствовзгляды Виттена будущееРоссии, в которомвысшему сословиюне отводилосьпрежней роли.Особенномассированнымнападкам министри его политикаподверглисьв ходе работыОсобого совещанияпо делам дворянскогосословия (1897 -1901гг.), созданногопо велениюНиколая II длявыработкипрограммыпомощи высшемусословию. Критикабыла стольожесточенной, претензииреакционно-консервативныхсил, требовавшихвосстановленияпрежнегосоциально-экономическогои политическогостатуса дворянствакак правящегосословия, такпротиворечилипроводимойполитике, чтофактическистал вопросо том, в какомнаправлениии каким путемидти дальшеРоссии.6
В своих выступленияхна совещанияхи во всеподданнейшихзаписках Виттепоказал, чтопоместноедворянствововсе не былообойдено заботамиправительства.В ряду мер помощипомещикам былиперечислены: организациядешевого ильготногокредита, особаятарифная политикаправительства, ограждавшаяпомещичийхлеб от конкуренциидешевого сибирскогозерна, закупкафуража интендантствоми т.п. Главнойже причинойоскуденияпоместногодворянстваон считал егонеумениеприспособитьсяк новым условиям, понять перспективыразвития страны.В одном из первыхсвоих выступленийна совещании29 ноября 1897 г. Витте, еще сравнительнонедавно придерживающийсяидеи об исключительностии самобытностиРоссии, развитиекоторой, какон считал ранее, шло и должнобыло идти своимпутем, отличнымот Запада, теперьзаявил, чтосуществуютзакономерности, общие для всегомира, с которыминеобходимосчитаться «ВРоссии теперьпроисходитто же, что случилосьв свое времяна Западе: онапереходит ккапиталистическомустрою, — говорилон. — … Россиядолжна перейтина него. Этомировой непреложныйзакон». Заявлениесмелое и весьмаответственное.Самодержавие, развиваяпромышленность, модернизируясельское хозяйство, серьезно незадумывалосьо сущностипреобразований, о тех социально-экономическихпоследствиях, к которым неизбежнодолжна былапривести этаполитика. Виттеубеждал своихоппонентов, что решающаяроль в жизнистраны переходитот землевладения, сельскогохозяйства кпромышленности, банкам. «Мынаходимся уначала этогодвижения, которого нельзяостановитьбез риска погубитьРоссию».7Гигантскаясила современнойпромышленности, банков и в Россииподчиняет себеаграрный секторэкономики.Выход, по егомнению, длядворянстваодин — обуржуазиться, заняться помимоземледелияи этими отраслямихозяйства.
Однако то, что стало очевиднодля министрафинансов, почтине встретилосочувствияу участниковсовещания.Большинствоникак не отозвалосьна его речь, невидя, видимо, и смысла в обсужденииэтой проблемы.Лидер жеконсерваторов-охранителейВ К Плеве, в товремя товарищминистра внутреннихдел отмел всевыводы и аргументациюВитте. «Россия,- утверждал он.- имеет своюотдельнуюисторию испециальныйстрои». Указанныеоппонентомзаконы развитияон пренебрежительноназывал «гадательными».По его мнению,«имеется полноеоснованиенадеяться, чтоРоссия будетизбавлена отгнета капиталаи буржуазиии борьбы сословий».Ближайшие жегоды показали, как грубо ошибалсяПлеве. Но тогдаего позициявызвала сочувствиев правящихверхах, да и усамого царя.
Совещаниеприложило массуусилий, совершенно, как оказалось, бесплодныхи безуспешных, чтобы поддержатьи восстановитьпрежнее положениевысшего сословия, считавшегося«первой опоройпрестола». Виттене отказалсяот своих идей, и ему пришлосьотстаиватьсвой курс наиндустриализациюстраны, развиваяи дополняя егоновыми элементами.Ускоренноепромышленноеразвитие страныВитте рассчитывалобеспечитьза счет привлеченияиностранныхкапиталов ввиде займови инвестиций, за счет повышениярентабельностинародногохозяйства итаможеннойзащиты промышленностиот зарубежныхконкурентов, за счет активизациирусского экспорта.
Витте удалосьв какой-то мередобиться реализациисвоих планов.В российскойэкономикепроизошлизначительныесдвиги. За времяпромышленногоподъема 90-х гг., с которым совпалаего деятельность, промышленноепроизводствофактическиудвоилось, встрой вступилооколо 40 % всехдействовавшихк началу XX в.предприятийи было построеностолько жежелезных дорог, в том числевеликая Транссибирскаямагистраль, в сооружениекоторой Виттевнес немалыйличный вклад.Ведь железнодорожноестроительствоспособствовалоформированиюрынка индустриальноготруда. Крометого, с проведениемСибирскоймагистралиначиналосьперемещениенаселенияцентральныхи южных губерниина Восток, освоение сибирскихнедр, вывозместнойсельскохозяйственнойпродукции вЕвропу, а такжеэкспорт российскойпродукции вКитай и Восточно-Азиатскийрегион. С этойцелью былоначато строительствоВосточно-Китайскойдороги в Маньчжурии.Все это былизвенья единойстратегии, направленнойна преодолениеотсталостиРоссии. В итогеРоссия поважнейшимэкономическимпоказателямприблизиласьк ведущимкапиталистическимстранам, занявпятое местов мировомпромышленномпроизводстве, почти сравнявшисьс Францией. Новсе же отставаниеот Западаоставалосьеще весьмазначительным.
С ростомпромышленностии модернизациейсоциальнойструктуры всебольшее местов деятельностиминистра финансовзанимала проблемавзаимоотношениипредпринимателейи рабочих. ВцарствованиеАлександра111 политинаправительствав этой области, отражая общуюнаправленностьсоциальнойполитикисамодержавия, носила сугубопопечительныйхарактер.Правительствомбыл издан рядзаконов, регулировавшихотношения междуфабрикантамии рабочими, исоздан органпо контролюза соблюдениемэтих законов- фабричнаяинспекция. ПриВитте последняябыла существеннореорганизована.В ее компетенциювходил контрольза техническимсостояниемпредприятий, точным оформлениемдокументациипри полученииих владельцамиссуд из Государственногобанка и наблюдениеза правильнымиспользованиемкредитов. Вместес тем фабричныминспекторамвменялось вобязанность«следить исвоевременнодоводить досведенияминистерствафинансов… онездоровыхпроявленияхи неустройствахна фабриках, которые могутпородитьбеспорядки».8
ПервоначальноВитте, полностьюразделявшийпопечительныйхарактерправительственнойрабочей политики, склонен былвидеть причинустачечногодвижения почтиисключительнов подстрекательствеантигосударственныхэлементов, которые якобыискусственностремилисьвнести розньв отношениямежду трудоми капиталомво имя «отвлеченныхили заведомоложных идей…совершенночуждых народномудуху и складурусской жизни».Однако вскорерост забастовочногои революционногодвижения послужилдостаточноубедительнымдоказательствомнесостоятельностиего прежнихпредставленийо причинахсоциальнойнапряженностина предприятиях.Это побудилоправительствовернуться напуть усовершенствованияфабричногозаконодательства.При активномучастии Виттебыли разработаныи приняты законыоб ограничениирабочего временина предприятиях(2 июня 1898 г.), овознаграждениирабочих, потерявшихтрудоспособностьв результатенесчастногослучая напроизводстве(2 июня 1903 г.), о введениина фабрикахи заводах институтафабричныхстарост (10 июня1903 г.), которыебыли уже первымшагом впередв разработкерабочегозаконодательства.Таким образомВитте, видимо, рассчитывалустановитьполный контрольнад положениемдел в промышленности, начиная оттехническогосостоянияпредприятийи кончая сферойсоциальныхотношений.
Политикаэта встречалаупорное сопротивлениеМВД, пытавшегося, в свою очередь, полностьюподчинить себефабричнуюинспекцию, расширив ееполицейскиефункции. Виттеудалось удержатьза собой общееруководствофабричнымиинспекторамии председательствов Главном пофабричным игорнозаводскимделам присутствии- межведомственноморгане, созданномв 1899 г. Но на местахинспектораоказались вподчиненииу губернаторов, что было вынужденнымкомпромиссом.Оказалисьурезаннымии принятыезаконы, что, как отмечалвпоследствииВитте; послужилопричиной социальнойнапряженности.В целом он, конечно, не относилсяк тем, кто благоволилк рабочим. «Вделе организациирабочего трудаон терпеть немог „крайностей“по поводу»утрирования"гигиены труда".9
Менее успешнойбыла деятельностьВитте в сфереаграрногосектора экономики.При всем своемнеприятиидворянскихпретензий кправительствуон предпринялнемало усилийпо обеспечениюпомещиковсредствамидля модернизацииих имений. Продолжаялинию своихпредшественников, он активизировалдеятельностькредитныхучрежденийпо выдаче ссудземлевладельцами сельскимхозяевам.Условиямикредита и строгимконтролем заих выполнениемВитте пыталсяфорсироватькапиталистическуюперестройкупомещичьиххозяйств. Однакоэтот процессв силу сохранениякрепостническихпережитков, последствиймирового аграрногокризиса, рядатяжелых неурожаеви т. д. шел крайнемедленно.
В крестьянскомвопросе Виттедолгое времяоставался ярымсторонникомконсерваторовславянофильскойзакваски, полностьюразделяязаконодательныемеры АлександраIII по сохранениюпатриархально-попечительныхначал в российскойдеревне. По егомнению, «общинноеземлевладениенаиболее способнообеспечитькрестьянствоот нищеты ибездомности».10Витте знал, чтотяжелое экономическоеположениедеревни ведетк падениюплатежеспособностикрестьян, аэто, в свою очередь, подрываетгосударственныйбюджет и внутреннийрынок промышленности.Таким образом, выход из обострившегосякризиса онвидел в ликвидацииправовойобособленностикрестьян, ихимущественнойи гражданскойнеполноправности.
В октябре1898 г. он обращаетсяк Николаю II сзапиской, вкоторой уговариваетцаря «завершитьосвобождениекрестьян», сделать изкрестьянина«персону», освободитьего от давящейопеки местныхвластей и общины.Лишь разразившийсяфинансовыйи промышленныйкризис, неурожаи1899 и 1901 гг., крупныекрестьянскиевыступления1902 г — заставилиНиколая II создатьряд комиссийи совещанийдля пересмотракрестьянскогозаконодательстваи выработкимер по подъемусельскогохозяйства.
Витте возглавилодин из важнейшихтаких межведомственныхорганов — Особоесовещание онуждах сельскохозяйственнойпромышленности(1902 -1905 гг.), сыгравшеезаметную рольв разработкенового курсааграрно-крестьянскойполитикиправительства.И опять своюпрограмму емупришлосьразрабатыватьи отстаиватьв ожесточеннойборьбе среакционно-консервативнымипомещичьимии бюрократическимикругами, настроениякоторых отражалаРедакционнаякомиссия попересмотрукрестьянскогозаконодательства, возглавлявшаясяВ. К. фон Плеве, ставшим министромвнутреннихдел. ОсновныестолкновенияВитте и Плевезаключалисьв следующем.
Витте считал, что «сельскохозяйственныйвопрос», затрагивавшийи разорявшихсяпомещиков ивечно полуголодныхобезземеленныхкрестьян, вполнеможет бытьрешен на основеличной инициативыи капиталистическойпредприимчивостисамих предпринимателей- «сельскиххозяев». Виттерешительновозражал противсохраненияобщинногоземлевладения, выступая зачастную собственностьна землю, зато, чтобы крестьянинчувствовалсебя ее хозяином.Все должны быть«равноправными»собственниками: крестьянин- клочка землив несколькодесятин, помещик- колоссальныхлатифундийв сотни, тысячи, а то и миллионыгектаров. Виттепредлагал такжеактивизироватьдеятельностьКрестьянскогобанка, расширитьего ссуднуюдеятельностьдля всех желающихи способствоватьпереселениюкрестьян нанеосвоенныеземли.
Вторая альтернативасамодержавиюбыла предложенаПлеве и отражалаинтересы крайнеправых помещичьихкругов, цеплявшихсяза отжитыеполукрепостническиеметоды эксплуатациикрестьянства.По мнению Плеве, крестьянскаяобщина должнабыть обязательносохранена, всяэкономическаяполитика повернутана прямую поддержкугосударственнымисредствамии методамиразорявшейсядворянскойверхушки. Всеэто делалосьс конечнойцелью — ослабитьборьбу крестьянс помещиками, защититьинтересы последних.Этому же должнабыла способствоватьи переселенческаяполитика, цельюкоторой было: не лишая помещичьихозяйствадешевых рабочихрук, избытоких направитьв те районыстраны, гдебыли излишкиземли, и темослабить земельныйголод в центрестраны. И хотяПлеве поддержаломеньшинствочленов совещания, курс, предложенныйВитте, не былодобрен царем: для этого нужнобыло такоемощное воздействиена всю общественнуюжизнь страны, как крестьянскаяреволюция 1905-1907 гг.
В конце XIX — началеXX в. особое местово внутреннейполитикеправительствазаняла земскаятема, котораястала предметомсамых острыхспоров в правящихверхах в связис поискамивыхода изобострявшегосяполитическогокризиса. Поводомк полемикепослужилиразрабатывавшиесяв МВД проектыраспространенияземств на неземскиегубернии инекоторогорасширенияих хозяйственнойкомпетенции.Определеннаядецентрализацияуправленияи расширениеместногосамоуправлениярассматривалисьнекоторымипредставителямироссийскойбюрократии, в частностиминистромвнутреннихдел И.Л. Горемыкиным, как средствоукрепленияоснов самодержавия, местной хозяйственнойорганизациии одновременнокак способудовлетворениянекоторыхпретензийоппозиционныхкругов общества.Витте выступилрешительнымпротивникомэтих проектов.Им была подготовленаспециальнаязаписка «Объяснениеминистра финансовна запискуминистра внутреннихдел о политическомзначении земскихучреждений»(1898 г.), в которойдоказывалось, что самоуправлениене соответствуетсамодержавномустрою государства.Он категорическивозражал противвведения новыхземских учрежденийи предлагалреорганизоватьместное хозяйственноеуправление, усилив бюрократическийаппарат и допустивлишь некотороепредставительствоместной общественности.В ответ на новыедоводы Горемыкина, что «местноесамоуправлениене стоит впротиворечиис началомсамодержавноймонархии» ичто его нельзясмешиватьс народнымпредставительством, Витте представилеще одну записку, в которой, изложив, посути, свою прежнююпозицию, развернуларгументациюсвоих взглядов.Однако Виттесразу же вследза этим поспешилобъяснить своивзгляды. Онговорил, чтоон не предлагаетни упраздненияземств, ни кореннойломки существующихпорядков, чтоего предложениясводятся восновном креформированиюместной правительственнойадминистрации-Наряду с этимон утверждал, что в настоящеевремя «Россияне представляетеще окончательносложившегосягосударстваи целостностьее может поддерживатьсятолько сильнойсамодержавнойвластью». Присамодержавномже строе, снеизбежнойпри этом сильнойбюрократизациейвсех сторонжизни общества, земство — непригодноесредство управления.И не толькопотому, что ономенее эффективнов сфере хозяйственногоуправления, но и главнымобразом потому, что оно неизбежноприведет кнародномупредставительству, к конституции.Последняя же, по глубокомуубеждениюВитте, вообще«великая ложьнашего времени».В России введениеконституционныхначал неизбежноприведет кразложению«государственногоединства».
--PAGE_BREAK--
IV. ОтставкаВитте. Попыткивернуться квласти. Манифест17 октября. Неприятиеполитики Виттецарем и основнымиполитическимипартиями.
Такой взглядна самодержавиемогущественногоминистра вполнесоответствовалвзглядам АлександраIII, который былдоволен Витте.Однако ситуацияначала менятьсяс восшествиемна престолНиколая II. Последнемуне были приятныманеры министрафинансов. Всеэто наряду снараставшимирасхождениямипо ряду важныхаспектов внутреннейи внешней политики, особенно поповоду дальневосточныхдел, русско-японскихотношений, атакже в связис установившейсяв правых кругахрепутацией«красного»,«социалиста»,«опасногомасона» привелов августе 1903 г.к отставкеВитте с постаминистре финансов.Учитывая, однако, его высокуюмеждународнуюрепутацию, необходимостьиметь под рукойкомпетентногосоветника посложнейшимпроблемам, Николай II обставилсвое решениевнешне вполнеблагопристойно: Витте получилкрупное единовременноевознаграждениеи был назначенпредседателемКомитета министров.Должность этабыла почетная, но фактическималовлиятельная, так как Комитетзанимался восновном мелкимитекущими делами.
Оказавшийсяне у дел министр, еще недавносчитавший себяедва ли не вершителемсудеб России, крайне тяжелопереживалопалу. Однакоон не захотелвернуться вмир бизнеса, хотя без особоготруда мог получитьруководящеекресло в советеили правлениикакого-либопредприятияили банка.Прерогативывласти, вероятно, теперь ценилисьим выше материальныхблаг. Послеубийства эсерами15 июля 1904 г. В.К. фонПлеве он, посвидетельствусовременников, предпринималэнергичныепопытки возглавитьМВД.
Осенью 1904 г.процесс нарастанияреволюционнойситуации вступилв новую фазу, захватив широчайшиеслои российскогообщества. Втаких условияхцаризм помимоужесточениярепрессийпопытался сбитьволну недовольства, став на путьлавирования.В качествеодной из важнейшихмер выхода изкризиса предлагалосьдопуститьучастие выборныхпредставителейв работе Государственногосовета. Царьсозвал специальноесовещаниесановников, на которое былприглашен иВитте. В целомВитте вродебы поддержалтакое мнение, но по вопросуо приглашениивыборныхпредставителейобщественностив Государственныйсовет он заявил, что, с однойстороны, такаямера, видимо, нужна, но приэтом, с другойстороны, необходимоиметь в виду, что она не можетне поколебатьсуществующийгосударственныйстрой. Его позиция, несомненно, укрепила царяво мнении обопасностии вредностипредложенийминистра финансов, которым в этовремя стал П.Д.Святополк — Мирской. Трудносказать, былоли это со стороныВитте шагомс целью восстановитьсвою репутациюв глазах Николая, или таким образомпроявилисьего монархическиеубеждения. Какбы то ни было, так была упущенаеще одна возможностьперевестиназревающуюреволюцию врусло реформ.12 декабря 1904 г.был издан указ, обещавшийнекоторыепреобразования.Он был опубликованбез пункта опредставительстве, но с твердымзаявлениемо «незыблемостиосновных законовимперии». Болеетого, нарядус указом былопубликовантекст правительственногосообщения, вкотором всякаямысль о политическихреформах ипредставительныхучрежденияхобъявлялась«чуждой российскомународу, верномуисконным основамсуществующегогосударственногостроя». Однаковсе-таки в результатеповторногообсужденияэтого вопроса18 февраля 1905 г.Николай II рескриптомна имя министравнутреннихдел А.Г. Булыгинапоручил последнемусоставитьпроект привлечениявыборных народныхпредставителейк законосовещательнойдеятельности.
На этот разВитте пришлосьсмириться с«царской волей».Вместе с тему него рождаетсякомплексныйплан борьбыс разраставшейсяреволюцией.Первым и необходимымусловием подавления«смуты» должнобыло статьпрекращениерусско-японскойвойны. Ибо она, по мнению Витте,«окончательнорасстроитфинансы и подорветэкономикустраны, усугубитбедность населенияи увеличит егоозлобленность, вызовет враждебныенастроениясреди зарубежныхдержателейрусских ценныхбумаг и какитог — потерюкредита»11и т.д. СоветыВитте получиливесомое подтверждение, когда французскиебанкиры отказалисьпарафироватьдостигнутое, казалось бы, накануне соглашениео займе. И всеже царскоепредубеждениек нему оставалосьстойким. Однако29 июня императорскрепя сердцевынужден былподписать указо назначенииВитте первымуполномоченнымдля веденияпереговоров, за неимениемдругих кандидатов.
Резонансна назначениеВитте главойделегации напереговоры, которые должныбыли состоятьсяв городе Портсмуте(США, т.к. они взялина себя посредничествомежду Россиейи Японией), былнеоднозначен.Если буржуазно- либеральнаяобщественностьотнеслась вцелом к этомуфакту положительно, то правые кругине скрывалисвоего недовольства.За рубежомже выбор царярассматривалсякак свидетельствосерьезностинамеренийрусской сторонызаключить мир.Первоначальноцарь настроенкрайне жестко- ни копейкиконтрибуции, ни уступкипяди земли.Однако, каквыяснилось, великие державывыступали зазаключениемира любойценой и толькона этих условияхготовы былипредоставитьРоссии необходимыесредства. Вконце концов23 августа былподписан Портсмутскиймир, по которомуЯюния получилЮжный Сахалин, Корея былапризнана сферойяпонских интересови в Маньчжуриибыл установленпринцип «открытыхдверей». Виттеполучил приветственнуютелеграммуимператора, благодарившегоего за умелоеи твердое ведениепереговоров, приведших кхорошему дляРоссии окончанию.
По возвращениив ПетербургВитте был приглашенна царскуюяхту, где НиколайII поблагодарилего за успешноевыполнениесложного порученияи объявил овозведенииего в графскоедостоинство.Воодушевленныйцарским приемом, новоявленныйграф все усилиясосредоточилна борьбе среволюцией, входившей сосени 1905 г. в полосусвоего высшегоподъема. Виттепредлагалимператоруреформистскийпуть освобожденияот революции, который онвидел в своемназначениипремьером ипредоставленииему подбораминистров.Николай долгоколебалсяв своем решении, но в конце концовон поручилВитте представитьразвернутуюпрограммудействий ипроект манифеста, которым государьнамерен былобъявить освоем решенииприступитьк преобразованиям.17 октября 1905 г.Николай II подписалманифест, составленныйкнязем АД. Оболенскими Н.И. Вуичемпод руководствомВитте. Изданиеманифеста иобещанияпреобразованийпредотвратилинемедленноекрушениесамодержавия.Буржуазияполучила возможностьначать легальнуюорганизациюсвоих политическихпартий. У частирабочих и особеннодемократическойинтеллигенцииманифест вызвалопределеннуюконституционнуюэйфорию. Забастовкавременно пошлина убыль.
3 ноября 1905 г.был издан манифест«Об улучшенииблагосостоянияи облегченияположениякрестьянскогонаселения»и два указа, целью которыхбыло прекращениезахватов иразгромовкрестьянамипомещичьихимений. Объявлялосьо снижении с1906 г. наполовинуи о полной отменес 1907 г. крестьянскихвыкупных платежей.Однако все этимеры не ослабиликрестьянскогодвижения. Осенью1905 г. в правительственныхи помещичьихкругах появляютсяпроекты частичногоотчужденияв пользу крестьян- конечно, завыкуп — некоторойчасти помещичьихземель, в основномиз сдававшихсяв аренду. Этуидею подхватили Витте, поручивглавноуправляющемуземлеустройствоми земледелиемН.Н. Кутлеруподготовитьсоответствующийпроект. Такойдокумент былсоставлен. Нопри его обсуждении, проходившемуже в начале1906 г., когда налицобыл некоторыйспад крестьянскихвыступлений, голос реакционно-помещичьегокрая зазвучалстоль мощно, что Виттеиспугался исам выступилс критикойпроекта и неколеблясьпредал коллегу, Куглер былвынужден податьв отставку. Номаневр Виттене осталсянеразгаданным, став новымповодом дляинтенсивныхнападок на негосо стороныкрайне правых.Таким образом, не спадающаяволна стачечныхдвижений вызвалав ответ карательныемеры по урегулированиюобстановкив стране.
Несмотряна успешнуюв целом деятельностьВитте по подавлениюреволюции, напряженностьмежду ним иобществом неспадала. Егодвойственнаяполитика, вынужденныекомпромиссыне снискалиему популярностини среди либералов, ни в право-консервативныхкругах. «Каждыйдень Витте всебольше и большетеряет почвупод ногами, никто ему неверит. Прессавсех оттенковего ругает»12Особенноусердствоваличерносотенцы, видевшие в немниспровергателяоснов российскогосамодержавия, виновникапозорного, поих мнению, мирас Японией, наградившиеего презрительнойкличкой — графПолусахалинский.
Старая неприязньк нему НиколаяII и особенноимператрицывновь перерославо враждебность, внешне до порыдо временимаскируемую.В вину ему теперьвменялось ивынужденноесогласие царяна публикациюМанифеста 17октября, и то, что избраннаяпо новомуизбирательномузакону Думаоказаласькрайне оппозиционной.
Все усилияВитте укрепитьу трона своипозиции оказалисьбесплодными.Его еще какое-товремя терпели, пока он не завершилпереговорыо заключениикрупного заграничногозайма. Дело втом, что Россиястояла на гранифинансовогокраха. Соглашениео займе на 8,4 млрд.руб. после сложныхи трудных переговоровс французскимибанками былоподписано 4апреля 1906г., а 14апреля Виттеподал прошениеоб отставке, которая былапринята НиколаемII с облегчением.Внешне и этаотставка былапроведенавполне благопристойно.Императорпоблагодарилего за преданностьи усердие. Виттебыл награжденвысшим орденом- Святого АлександраНевского сбриллиантамии получил крупноеденежноевознаграждение.Он осталсячленом Государственногосовета и Комитетафинансов, ноактивногоучастия вгосударственныхделах большене принимал, хотя попыткивернуться вправящие сферыпредпринималисьим неоднократно, хотя они ужене увенчалисьуспехом.
В феврале1915 г. Витте простудилсяи заболел. Вночь на 25 февраляон скончался, немного недожив до 65 лет, и был похороненна кладбищев Александ-ро-Невскойлавре. Кабинетего тотчас былопечатан, бумагипросмотреныи увезены чиновникамиМВД. Однакорукописи мемуаров, в которых содержалисьмысли Виттео своих современникахне в самых приятныхдля них высказываниях, не были найденыцарской охранкой.
V. Заключение.
В России путьпреобразователявсегда былизвилистыми тернистым.В данном случаепарадокс состоялв том, что, хотяобъективныедостиженияэкономическойстратегииВитте, казалосьбы, трудно былооспаривать, противодействиеей постепеннои отовсюдунарастало.
Государственныйконтролергенерал П.Л.Лобко во всеподданнейшемдокладе писал, что политикаВитте, «базирующаясяна расширяющихсягосударственныхзаказах испекулятивномросте дешевогоиностранногокапитала, вступает впротиворечиес развитиемпотребительскогорынка, представленногоглавным образоммассой сельскохозяйственногонаселения, к которомупринадлежит80 % нашего народа».
В начале XX в.Российскаяимперия быласреднеразвитойаграрно-индустриальнойстраной с крайнемногоукладнойэкономикой.Это было следствиемособенностейкапиталистическоймодернизациистраны: 1) сжатыесроки (Россияза полвекапрошла путь, на которыйведущим странамЗапада потребовалисьвека) не моглипривести ксосуществованиюразличных формхозяйства — отпередовыхпромышленно-капиталистическихдо разного родараннекапиталистическихи полуфеодальных(мануфактурных, мелкотоварных, патриархально-натуральных);2) смещение всвязи с этимнекоторыхосновных стадий(этапов) складываниякрупнокапиталистическойиндустрии имодернизацииаграрногосектора (промышленныйпереворотзавершилсяв России допобеды буржуазнойреволюции, аграрнаякапиталистическаяперестройкане завершиласьи после этогопереворота;3) противоречиваяроль государства, форсировавшегоразвитие отдельныхотраслейпромышленностии вместе с темтормозившегопроявлениечастногопредпринимательства, оказывавшеговсемерноесодействиесохранениюлатифундиальногопомещичьегоземлевладенияи отвлекавшегогромадныесредства отпроизводительногоиспользования.
Российскаядеревня оставаласьсредоточиемфеодальныхпережитков.Важнейшимиих проявлениямибыли, с однойстороны, помещичьилатифундии, практиковавшиеотработки(прямой пережитокбарщины), а сдругой стороны- крестьянскоемалоземелье, средневековоенадельноеземлевладение, община с еепеределами, тормозившимимодернизациюкрестьянскогохозяйства.Пережиткикрепостничествапагубно влиялина все стороныжизни страны.Они консервировалинизкий уровеньагрокультуры, обрекая напериодическиеголодовкиогромные массынаселения; снижали егопокупательнуюспособность, что вело кограничениюрынка сбытаи для промышленности; удерживаянизкий жизненныйуровень народныхмасс, они обусловилидешевизнурабочей силыи тормозилитехническоеперевооружениепредприятийи т.п. Наконец, они служилипитательнойсредой длясохраненияфеодальнойпо своей природеполитическойнадстройки- российскогоабсолютизма.В целом аграрныйсектор разительноотставал отпромышленности, и это отставаниевсе болееприобреталоформу острейшегопротиворечиямежду потребностямибуржуазноймодернизациистраны и тормозящимвлияние феодальныхпережитков.
Основныереформы Витте- это, во-первых, денежная реформа1897 г., котораяпозволиланакопить достаточныйзолотой запасдля сбереженияразмена государственныхкредитныхбилетов; во-вторых, введение винноймонополии дляувеличениягосударственныхдоходов и сократитьдефицит»госбюджета; затем строительствокрупной сетижелезных дорог, начатое с 1891г.; а также разработкаи внедрениепокровительственноготарифа. Онипомогли развитиюкрупной фабрично- заводскойпромышленности.Выплавка чугунав России в 1887 г.составляла35,6 млн. пудов, ав 1904 г. -152,6 млн. пудов.Добыча каменногоугля в Донецкомбассейне в 1887г. составляла125,6 млн. пудов, ав 1904 г. — 798,6 млн. пудов.Оборот внешнейторговли составлялв 1881 г. 1024 млн. руб.(вывоз 506 млн., ввоз518 млн.), в 1903 г. — 1683 млн.руб. (вывоз 1001млн., ввоз 682 млн.).Однако они ненравились всемслоями общества, все находилив них что-тонеудовлетворительное.
Хор критиковзвучал всегромче. Значительнаячасть купечествабыла недовольнаконкуренциейсо стороныиностранногокапитала. Владельцы- аграрии утверждали, что введениезолотого рубляпонизило ценына зерно. Деятелиправого толкаобвиняли Виттев том, что онпродает Россиюиностранцам.Не менее резкоотзываласьи левая пресса.Достаточнохарактерна, например, оценкаВ.И. Ленина, даннаяв «Искре» 1902 г.: Витте ведет«хищническоехозяйство»при помощи«увеличениязаймов и повышенияналогов»,
Нельзя сказать, что критикибыли совсемнеправы. «СистемаВитте» действительноне был» свободнаот хозяйственныхдиспропорцийи достаточноострых противоречий.Если тяжелыеотрасли индустрииросли быстро, то легкаяпромышленностьзаметно отставала.По пищевойпромышленности, например темпыроста были нижеприроста населения.В текстильнойже промышленностисредний годовойприрост оказалсяв принципенеплохой, нов значительноймере — за счетэкспорта вПерсию, Китайи другие страныВнутреннееже потреблениехлопка на душунаселениябыло более чемскромное — в 4раза уступалоСША, и почти в8 раз — Англии.Точно также, несмотря навесьма высокийуровень добычинефти и производстванефтепродуктов(сейчас в этотрудно поверить, но в ту раннююэпоху освоения«черного золота»на Россию приходилосьпочти половинамировой нефтедобычи), керосина встране на душунаселенияпотреблялосьпочти в 4 разаменьше, чем, например, вГермании. Явнониже возможностейпроизводствабыло непромышленноепотреблениеугля, листовогожелеза и подобныхпредметовширокого спроса.Низкая покупательнаяспособностьосновной массынаселения, таким образом, выступалалимитирующимфактором.
Ограничениемассовогопотребленияобусловливалосьи фискальнымимерами. Например, акциз на сахарприводил ктому, что внутренняяцена его оказываласьпочти в 3 разаменьше той, покоторой экспортированныйроссийскийсахар продавалсяв Лондоне. Корочеговоря, «цепочкаиндустриализации»наталкиваласьна узость внутреннегорынка.
Видел ли Виттеэто противоречие? Не только видел, но и пыталсяего разрешать.В ходе реализациисвоей программыразвития онбуквально«уперся» вкрестьянскийвопрос. Тогдаон становитсяинициаторомнового этапакрестьянскойреформы. Главнаяидея, сформулированнаяв итоговойзаписке Виттена высочайшийадрес, фактическипредвосхищаластолыпинскиемероприятия: переход отобщинной кличной собственности, переселениекрестьян насвободныеземли, стимулированиегосударствомфермерскиххозяйств. Различиесостояло в том, что Виттепредупреждало недопустимостинасильственнойликвидацииобщины. Предлагалосьтакже отменитьвыкупные платежи.Однако, этапрограмма невстретилаподдержкинаверху. Поддавлениемминистра внутреннихдел В.К. Плевеи других консервативныхчиновников(за которымистоял сам царь)Совещаниев 1902 г. было закрыто.
Данная акциябыла симптомомменявшегосяотношения кминистру финансови его деятельностисо сторонытогдашнихроссийскихверхов. Противодействиенарастало, иего все труднеебыло обходить.Можно предположить, что при болееили менее нормальном, благоприятномтечении событий(мирной эволюциистраны) Виттескорее всегоудалось быпроизвестинеобходимыекоррективыв своей экономическойполитике — нетолько облегчитьположениекрестьянства, расширитьемкость внутреннегорынка и пр., нои устранитьдругие диспропорции(например, ужепроявляющуюсятенденциюмонополистическогоповедениякрупных промышленников, поставленныхгосударствомв 'тепличные"условия государственнойопеки). Во всякомслучае, профессиональныекачества Виттепредполагали, что он способенбыл справитьсяс этими проблемами.Но в том-то идело, что в началеXX в, в России — ипрежде всегоусилиямиконсервативныхвдохновителейсамодержавия- события сталиразвиваться«ненормально».Соответственноусиливалисьрасхожденияминистра — реформаторас большимисановникамии самим царем.Здесь заключалсядругой парадоксреформ Витте: он натолкнулсяна сопротивлениережима, которомуон искреннеслужил и во имяподдержкикоторого, собственноговоря, и проводилсвои экономическиереформы.
По мере того, как обнаруживалисьрасхожденияВитте с высшейбюрократиейи самим царем, становилосьвсе более очевиднымего положение«белой вороны»в структуревласти. В результатеего вынужденнаяотставка споста министрафинансов стализакономернымфиналом, которыйодновременнофактическиозначал и конецего планов.
В качествепремьер-министраВитте сужденобыло принятьна себя революционныйудар 1905 г. В последнийраз им былапредпринятапопытка послужить«царю и отечеству».Он делал все, чтобы защититьмонархию. Но, увы, это не имелорезультатов, но показалолишь, что в политикеВитте чувствовалсебя менееуверенно, чемв хозяйственнойдеятельности.Им опять былинедовольнывсе — и справаи слева. Либералыупрекали егоза защиту прерогативцаря передГосударственнойдумой. Консерваторы- за то, что законо выборах вГосударственнуюдуму, авторомкоторого онбыл, привел ктому, что Думаоказаласьчересчур левой.О политическихрадикалах иговорить нечего- их не устраивалов премьере все.В 1906 г. С.Ю. Виттепришлось уйтив отставку — наэтот раз окончательно.
И еще одинурок можноизвлечь изопыта деятельностиВитте — необходимостьчеткой «адресации»проводимыхпреобразований, социальнойопоры реформ.Как демократиядолжна уметьсебя защитить, так и реформы, в том числеэкономические, нуждаются вподдержке техслоев населения, в интересахкоторых онипроводятся.Отсутствиеже такой поддержки, неспособностьобеспечитьее могут статьпреградойпреобразованиям, которые в принципе, объективноотвечают интересаммногих, и дажеобщества вцелом.
Я считаю, чтоВитте действовалвполне адекватнотой хозяйственнойи социально- культурнойреальностиРоссии концаXIX — начала XX в… котораяего окружала.Именно поэтомуон достиг стользначительныхуспехов в своейполитикеэкономическогореформированияроссийскогообщества. Ипусть даже егореформы отвергалисьобществом, ноглавное, чтоони помоглиразвитию России, хотя не все шлогладко, но ведьникто не застрахованот ошибок.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. Витте С.Ю.ВоспоминанияВ 3-х томах. М.,1960.
2. Дейкин А.Великий экономсамодержавия.// Новое время.№4. 1997.
3. ЗайончковскийП.А. Российскоесамодержавиев конце XIX столетия.М., 1970.
4. Золотойрубль графаВитте. // Экономикаи жизнь. №52. 1997.
5. ИгнатьевА.В. С.Ю. Витте- дипломат. М.,1989.
6. ИсторияОтечества: люди, идеи, решения.Очерки историиРоссии IX — началаXX в./Сост.: С.В.Миропенко. М.,1991.
7. Кризиссамодержавияв России 1895 — 1917 п.Л., 1984.
8. НезвановаО. Реформатор: величие и трагедияграфя Витте.// Юридическийвестник. №24, 1997.
9. Россия нарубеже веков: историческиепортреты. М.,1991.
10. СироткинВ. Граф Витте- цивилизованныйиндустриализаторстраны. // Свободнаямысль. №18. 1992.
11. СоловьевЮ.Б- Самодержавиеи дворянствов конце XIX а. Л.,1970.
12. Хорос В. С.Ю.Витте: судьбареформатора// Мировая экономикаи международныеотношения. №10.1998.