--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной поддержки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, когда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребкооперации был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частными промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с оборота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и банками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный железнодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением — на развитие кооперации в национальных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году — 3,5 млн. долгосрочных ссуд для кооперативов всех видов.
И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные трудности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребительской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось наладить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами — они поступали от случая к случаю.
В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской кооперацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центросоюзом и крупными кооперативными организациями — с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные организации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Центросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предоставлено инициативе кооперативных организаций на местах.
В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%
Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,
Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты занимали 19,8%, яйца и птица — 11,7, волокно — 30,2, пушнина — 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 — 1925 гг.составили 88%.
Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.
3.1. Культурно — просветительская деятельность
В этот период потребительская кооперация как массовая общественно — хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.
Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.
Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 — 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 — я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.
Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.
Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры, экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно — письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.
В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы — съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно — финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно — экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.
Организационно — массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных союзах.
Значительная роль потребительской кооперации в социально — экономических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими культурной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ленинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся — посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 — е годы во многих республиках уже имелись кооперативные техникумы.
Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу — традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по вопросам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом общения женщин.
Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало — Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива — приучить юношей и девушек к общественной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Кооператив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.
В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освещались проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них — ежедневная коперативно — экономическая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество потребителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.
3.2 Видные государственные деятели о кооперации
Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О кооперации», в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социальном развитии страны.
В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Председатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче — Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев, секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.
Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседаниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.
« Уже в данное время, — отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслуживающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Калуги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где происходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение газогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».
Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект рыночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.
«Если мы, — писал он, — из промышленных центров раскинем сеть кооперации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянству».
В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, — говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».
Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кустарно — промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значение сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.
А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредитной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль кооперативной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сельскохозяйственного производства в стране.
«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответственность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное соблюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы — вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию доверия массы крестьянства».
3.3 НЭП — время расцвета потребительской кооперации
В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у частника, постепенно передавались потребительским и другим видам кооперативов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере торговли и услуг — крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универмаги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики — кухни.
К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% — потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% — промысловым. Кооперативная сеть насчитывала 109 тыс. торговых предприятий 3 — 5 — го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму — ларьки, к третьему — маленькие магазины, к четвёртому — крупные магазины оптово — розничной торговли, к пятому — оптовые базы и крупнейшие универмаги.
Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 — го разрядов.
Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть — 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) — мелкие заведения 3-го разряда. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарооборота и около 40 % розничной торговле.
В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находились в пользовании жилищно — арендной кооперации. Причём в Москве кооператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде — 87,4%. Ускоренными темпами развивалась жилищно — строительная кооперация двух видов — рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительство. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно — арендной кооперации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.
На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хозяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку кооперативному движению: «… Организационное и финансовое укрепление кооперации, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что кооперация является не только наиболее рациональной системой организации обращения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомиллионные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»
Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь — за счёт дальнейшего вытеснения частной торговли и во вторую — путём замещения госторговли.
Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии — постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объединённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой линии.
В конце 1928 — начале 1929 г. в стране была введена карточная система. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференцированным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и служащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди рабочих ударники получали повышенные нормы.
Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распределяться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.
В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распределял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое гражданское население было практически кооперировано.
Именно в 1930 — 31 хозяйственном году для потребительской кооперации в товарообороте страны достигала высшего уровня — почти 70%, а удельный вес в оптовой торговле — 62%. Но далее коммерческая работа потребительской кооперации пошла на убыль.
В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях — численном, хозяйственном и организационном — значительно окрепла. На этот период её относительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последующие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.
Заключение
НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торговых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.
Эта попытка была обречена на провал, поскольку правительство не обеспечило потребительскую кооперацию и половиной требуемых промышленных товаров, необходимым ассортиментом и деньгами. Оно связало руки кооператоров грабительским для крестьян ценовым эквивалентом и постоянным вмешательством в центре и на местах.
Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 годах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, отсечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восстановлением добровольного членства и ростом паенакоплений.
С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощрения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транспортные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации промышленной продукции и т.д.
Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ликвидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики — главного конкурента кооперации.
продолжение
--PAGE_BREAK--