Реферат по предмету "Биографии"


Александр Безыменский

Г. Лелевич


Безыменский Александр Ильич (1898–) — современный пролетарский поэт, родился в гор. Житомире. В 1916 окончил гимназию во Владимире и поступил в Киевский коммерческий институт. С 1915 — в социалистическом кружке, с 1916 — член большевистской партии. Активный участник Октябрьского переворота в Петрограде. В 1918 —первый организатор союзов молодежи Владим. губ., участник первого Всероссийского съезда комсомола и член первого ЦК РКСМ. В 1919–1920 — лектор политграмоты во Владимире и Казани. С 1921 — в Москве. С 1922 — один из активных руководителей организованного пролетарского литературного и напостовского движения. Один из основателей группы «Октябрь» и МАПП; в 1923–1926 — член правлений МАПП и ВАПП, ближайший сотрудник «На посту». После раскола напостовства, в 1925 году, примкнул к старо-»напостовскому» меньшинству.


Первое литературное выступление Б. в 1918, в органе Владимирского комсомола. Первая книжка — повесть в стихах «Юный пролетарий» (Жизнь Мити) — явно реалистична и эпична; фабула — как рабочий-подросток стал комсомольцем. Однако героико-романтический характер пролетарской поэзии эпохи гражданской войны неизбежно повлиял и на реалистическое творчество Б. Следующие книги — сборники стихов — «Октябрьские зори» (1920) и «К солнцу» (1921) — отличаются всеми признаками поэзии «Кузницы».


В 1922, в дни острейшего кризиса революционной романтики «Кузницы», Б. выступил зачинателем и художественным лидером нового поколения пролетарских поэтов, открыл новую главу истории пролетарской литературы. Революционной романтике М. Герасимова и В. Кириллова Безыменский противопоставил поэзию строительных будней революции. Его стихи


«Только тот наших дней не мельче,


Только тот на нашем пути,


Кто умеет за каждой мелочью


Революцию мировую найти»


были лозунгом всего нового поколения пролетарских писателей. Рисуя строительные будни, Б. отчетливо вскрывает острейшую классовую борьбу, развертывающуюся «в обыденщине экономической». В состязании папиросников-моссельпромщиков и частника, в борьбе за влияние в домкоме, в борьбе за жилплощадь и т. д. Б. видит и «славит» все ту же «войну всемирную»


«На каждом фронте мы в окопах


Великой классовой войны».


Для Б. характерно также умение художественно увязывать любое будничное строительное дело с перспективой международной победы пролетариата. Поэзия Б. дышит бодростью и оптимизмом, но эта бодрость не вырождается в обывательское самодовольство, умиротворение и бюрократическое самоослепление. Не многие пролетарские поэты умеют так чувствовать все трудности и всю сложность нашей борьбы, как Б. Неоднократно обрисованные Лениным основные противоречия социалистической революции в отсталой и безграмотной аграрной стране нашли в творчестве Б. яркое и полное образное выражение. Ряд стихотворений и поэм («Груз», «Пути-дороги» и др.) разрабатывает эту тему. Азиатчина, обломовщина, разгильдяйство, хамство, канцелярщина и так дал. — спутники отсталости — находят в Б. непримиримого врага и беспощадного сатирика. Он умеет резко противопоставлять пролетарский лагерь мещанскому окружению. В художественных зарисовках родственников («Портрет», «Партбилет», «Однофамильцы»), в картинах уездного мещанского быта («Городок», «Идиллия тов. Жука» и мн. др.) Б. дал синтетический обзор «уезднейшей матери — России, татарской, блатной матери, силящейся „в тиски поймать — фабрику“». Отсюда — свойственное Б. органическое ощущение насущной необходимости социалистической индустриализации, электрификации, культурной революции.


Б. — один из наиболее популярных комсомольских поэтов. Рабочая молодежь всегда привлекает его усиленное творческое внимание. В поэме «Комсомолия» Б. дал широкую эпическую картину борьбы комсомола в дни гражданской войны, но ошибочно считать Б. только комсомольским поэтом. Б. — поэт партии. Он говорит:


«Прежде всего


Я член партии,


А стихотворец потом...»


Не «скифская» стихия, а сознательная стратегия пролетарского авангарда вдохновляет Б. Он с особой чуткостью реагирует на все важнейшие события пролетарской борьбы и строительства. Органическая спаянность с большевизмом помогает Б. находить чрезвычайно яркие и сжатые определения для тех или иных общественных явлений, четкие и краткие афоризмы («за каждой мелочью революцию мировую найти», «ношу партбилет не в кармане — в себе», «умереть? — да это, брат, пустое. Жить смоги — а это тяжелей» и мн. др.). С этим связан дар символизации Б. Он превращает мелкие, будничные факты в крупные символы общественных сдвигов и конфликтов (сельскохозяйственный плакат — символ строительного пафоса («О знамени и поросенке»); шапка, полученная по ордеру в дни военного коммунизма, — символ воспоминаний о гражданской войне и ожиданий грядущего решительного боя («О шапке») и т. д.). Произведения Б. символичны, но символичность их насквозь реалистична.


Переход от революционной романтики к поэзии революционных будней ознаменовался переходом к показу живого человека наших дней. Этот новый творческий лозунг тоже был выкинут и впервые реализован Б. В программном стихотворении «Поэтам кузницы» Б. призывал «давить землю и живых людей». В своих произведениях Б. создал целую галлерею современников, вплоть до портретов, которые были названы своими именами: секретаря ЦК комсомола («Петр Смородин»), Ф. Дзержинского («Феликс»), Ленина («Владимир Ильич Ульянов»). Переход к показу отдельных людей не означал разрыва Б. с коллективистской психологией предшествующей пролетарской поэзии. Б. прославляет органическую спаянность с рабочим классом и рабочей массой и настойчиво предостерегает от деклассирования. Но абстрактный символический коллективизм Б. заменил конкретным реалистическим коллективизмом —


«Я хочу показать одного,


Чтобы в нем говорили тысячи».


Начав с внешнего показа живого человека революции, Б. перешел к психологически углубленному показу этого человека изнутри. В цикле стихотворных миниатюр «Люди» Б. дает фрагменты психологии этого нового человека. Б. рисует новую личность в процессе ее становления, он изображает социально-психологические противоречия, борьбу старых чувств с новыми, жестоко бичует психологическое наследие прошлого: бюрократизм, карьеризм, подхалимство и т. д.


Стихотворение «Владимир Ильич Ульянов» — художественный манифест борьбы за нового человека, за новую пролетарскую психологию, за коммунистическую мораль, за новую гармоническую личность, «знающую все человеческие чувства, но в чувствах единую».


От лирики Б. через эпические фрагменты приходит к развернутому и сюжетному эпосу. В «героико-романтический» период Б. испытывает влияние символистов (подобно почти всем пролетарским поэтам того времени) и отчасти имажинистов. С переходом к реализму, потребовавшему разрушения и снижения «высоких» канонов символизма, связано увлечение Б. формами и приемами поэзии Маяковского . Дальнейшее продвижение Б. к реалистическому эпосу побудило поэта преодолеть влияние Маяковского и опереться в своих творческих исканиях на художественный опыт классиков (Пушкин и особенно Некрасов). Это сказалось в изживании чрезмерной изощренности формы и упрощении и уточнении языка.


Стихи Б. характеризуются установкой на устное произношение, на декламацию. Отсюда — примат смысловой и звуковой стороны слова над зрительной изобразительностью. Б. значительно расширил поэтический словарь, широко использовав жаргон рабочей молодежи и революционные сокращения. Стихи Б. иногда портит некоторая рассудочность, растянутость и небрежность отделки. Книги Б. разошлись во многих десятках тысяч экземпляров. Его песни — «Молодая гвардия» и «Комсофлотский марш» — поются широчайшими массами рабоче-крестьянской молодежи. Кроме того Б. опубликовал ряд статей на боевые темы пролетарского литературного движения.


Список литературы


I. Автобиография Б. помещена в книге Родова С., Пролетарские писатели, М., 1925


Книги стихов Б.: Юный пролетарий (Жизнь Мити), Казань, 1920


Октябрьские зори, Казань, 1920


К солнцу, П., 1921


Стихи о сыне, М., 1923


Как пахнет жизнь, М., 1924


2-е изд., Л., 1925


Иное солнце, М., 1924


2-е изд., М., 1925


Комсомолия, М., 1924


Городок, М., 1925


Груз, М., 1926


Избранные стихи, М., 1925


Партбилет № 224332, Харьков, 1925


2-е изд., М. — Л., 1927


Пути-дороги, М., 1925


Ордер на мир, собр. сочин., т. I, М., 1926


Шахматы, М., 1927


Феликс, Л., 1927. Проза Б.: Мальчики, рассказ, М., 1922. Критич. и лит.-политич. статьи Б.: Пролетарские писатели и партия, «На посту», 1923, № 4


О творческих путях, «На посту», 1924, № 1/5


Зарубки по пути, там же


Открытое письмо Московскому художественному академическому театру (МХАТ I), «Комсомольская правда» от 14/X, 1926


На чистоту, «Новый мир», 1927, № 2


О чем они плачут? «Комсомольская правда» от 5/IV, 1927.


II. Полянский В., Рецензия на книгу «К солнцу», «Печ. и рев.», 1922, № 1


Ингулов С., О живом человеке, «На посту», 1923, № 4


Лелевич Г., «На литературном посту», Тверь, 1924


Троцкий Л. Д., Предисловие к книге «Как пахнет жизнь», М., 1924


Воронский А. К., «Литературные типы», М., 1926


Коган П. С., «Пролетарская литература», Ив.-Вознесенск, 1926, стр. 69–75


Осенев А., А. Б., «На литературном посту», 1926, № 4


Ханин Д., Жив человек, «На литературном посту», 1927, № 11–12


Горбачев Г. Е., Современная русская литература, Л., 1928.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект сети для кафедры информационных технологий и систем
Реферат Создание и обработка баз данных средствами языка Visual Basic 60
Реферат Этапы развития маркетинга
Реферат Эволюция. Биосфера. Воздействие на биосферу
Реферат Микропроцессоры и микро-ЭВМ в РЭС
Реферат Хрящевая и костная рыба
Реферат Предприятие как объект управления
Реферат Ознакомление с предприятиями города Липецка, специализирующихся на обработке металлов давлением (отчет)
Реферат Martin Luther King Jr. And Malcolm X
Реферат Проектирование базы данных для отдела организации и оплаты труда ОАО Печатный двор
Реферат Проект локально-вычислительной сети Рекламное агентство Катарон
Реферат Этот многоликий баннер
Реферат Разработка высокопроизводительного технологического процесса по изготовлению куртки женской из джинсовой ткани
Реферат Програмування трьохмірної графіки та анімації засобами Turbo Pascal
Реферат UPS Essay Research Paper UPSIf you enjoy