31 мая(12 июня) 1863 годанад рекой прозвучалгудок первогопарохода, получившегоимя «Енисей»(длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60 л.с.). Построенбыл пароходв 1862 году в Енисейске.Строительствопарохода велакомпания енисейскихкупцов. Срединих – Баландин, Грязнов, Калашников, Кытманов, непосредственностроителембыл механик-самоучка– Худяков.
Газета«Енисейскиегубернскиеведомости»так сообщалаоб этом событии, которое сталоотсчетом вдеятельностиенисейскихречников: «Горожаневзволнованноспешили нанабережную– поглядеть, как чудо техникиотходит в своепервое плавание…Величественноплыл пароходпо гладкойповерхностиЕнисея, которыйсвоею тишиноюкак бы приветствовалнового гостя, нарушившегоего вековоеспокойствие…»
В навигацию1863 года пароходсовершил несколькорейсов в низовьяЕнисея, в частности, первый из нихсделан из Енисейскадо Усть-Кемии обратно. Первымкапитаном суднаходил ПоповАндрей Павлович.Пароход проработална Енисее до1907 года.
К 1875 годуна Енисее былоуже 4 пароходаи 7 барж. Ониперевозилиза навигациюдо 130 тысяч пудовгруза.
В 1881 и1883 годах красноярскийкупец Н. Г. Гадаловпокупает унемецкой фирмы«Кноп» поочереднопароходы: 80-сильную«Москву» и100-сильный «Дальман».Соорудив быстропричал и подсобноехозяйство, Н.Г. Гадалов открываетсвое пароходство.Его пароходыкурсируют полинии Красноярск-Минусинск.Вскоре пароходствопополняетсяпароходами«Россия», «ГрафИгнатьев» и«Усердный».Укрепив пароходноедело, Н. Г. Гадаловпускает судачерез Казачинскиепороги до Енисейска.Гадаловскийфарватер оказалсяудачным, и енисейскаяартерия сталаполнокровнослужить Красноярску.
В 1888 годунебольшойпароход «Сибирячка»поднялся поПодкаменнойТунгуске, побывална Вельмо иТее. В следующемгоду этот жепароход плавалпо Нижней Тунгускеи БольшомуКасу.
Основнымтипом несамоходногосудна на Енисеебыла баржа.Размеры баржсоставляли: в длину 14—30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом– не более 10четвертей.Грузоподъемностьбарж не превышала40 000 пудов.
Пароходына Енисее совершалирейсы обычнос возами, буксируявверх две баржи, а вниз – не болеетрех. Скоростьдвижения сбаржами противтечения вышеКрасноярскасоставляласемь, а вниз потечению – 19 верств час. Наибольшеечисло судовработало научастке отМинусинскадо Краснярска.Другие занималисьперевозкамигрузов преимущественнона нижнем участкеот Енисейскадо устья, а такжеот Красноярскадо Енисейска.
С появлениемпаровых судов, ростом их количества, увеличениемгрузоподъемности, существеннорасширяетсяноменклатураперевозимыхгрузов: хлеб, дрова, соль, лес, каменныйуголь и т. д.Количествоперевозокгрузов по речнымпутям Сибирив 1913 году составляло6,2 % от общегообъема перевозимыхгрузов по рекамСибири. В Енисейскомбассейне вупомянутомгоду было перевезено145 тыс. тонн различныхгрузов.
В губерниибойко развиваласьторговля, и этотребовалоперевозки поЕнисею большогоколичествагрузов и пассажиров.Несмотря нанапряженныйрежим работы, в свободноеот рейсов времяпароходы частовыполнялинеобычную, благотворительнуюмиссию. «Енисейскиегубернскиеведомости»3 июля 1882 годасообщали, чтоН. Г. Гадаловустроил насвоем пароходе«Москва» гулянья, а выручку – 256рублей – передалв пользу приютаарестантскихдетей. Гадаловыбережно относилиськ этой традиции.Та же газета7 июня 1902 годаизвещала. ЧтоН. Н. Гадаловвыделил бесплатнопароход «Сибиряк»для гуляньяпо Енисею, асобранныеденьги передална нужды Красноярскойженской гимназии.
В 1893 годуприбыл на Енисейпароход «ЛейтенантМалыгин». Пароходзнаменит тем, что на его бортув 1897 году из Енисейскав Красноярскследовал вице-адмиралМакаров. Впоследующем, пароход былпереправленна озеро Байкал, где осталсяна постояннуюработу.
В 1887 годудля работы наАнгаре с высокимискоростямитечения и множествомпорогов былипостроеныпароходы «Св.Николай» мощностью560 л. с., «Св. Инокентий»(240 л. с.) и «Илим»(120 л. с.), а такженесколько барж.Пароходы былиприобретеныкрупнымзолотопромышленникомСибиряковымА. М. Посколькупароход «Св.Инокентий»был оборудовантуерной лебедкой, он в 1903 году былпоставлен вКазачинскийпорог, где проработалдо 1968 года.
В конце19 века в Россиипроисходитнастоящийпромышленныйпереворот. Онтолкает красноярскихкупцов наустановлениеторговых связейс Европой. Гадаловыпервые изкрасноярскихкупцов пошлив «поход» наЕвропу и прорубилитуда торговое«окно».
Старшийсын Н. Г. ГадаловаАлександрвесной 1890 годавыехал в Англиюдля изучениясудостроения.В Лондоне онзнакомитсяс европейскойтехнологиейпостройкипароходов, осваивает опыторганизацииакционерныхпароходныхкомпаний. Послевозвращенияего в Красноярсксемействоберется зарасширениепароходства: укрепляя базудля ремонта, строит чугунно-литейныйи механическийзаводы, в деревнеКоркино обустраиваетместо для зимнейстоянки пароходов.
В 1890 годуГадаловы, объединившисьс купцом Е.Жернаковым, учреждаютСибирскуюакционернуюкомпанию срочногобуксирно-пассажирскогопароходствапо рекам Енисею, Оби и Иртышус основнымкапиталом 1млн. 250 тысячрублей. К этомувремени Гадаловыимели 8 пароходови несколькобарж. Пароходстводавало ощутимуюприбавку сибирскойэкономике.
ОсобеннопопулярнымГадаловскоепароходствостало послетого, как летом1891 года в Красноярскепобывал наследникпрестола, будущийцарь РоссииНиколай II. Наследникк Красноярскуподъехал напароходе «Св.Николай», конвоируемымгадаловскимпароходом «ГрафИгнатьев».
В 1893 годуРоссийскоеправительствозаключает сАнглией торговыйдоговор напоставку рельсов, для Сибирскойжелезнодорожноймагистрали, через Северныйморской путьв Красноярск.Летом 1893 годаиз Шотландиивышел совместныйрусско-английскийкараван подкомандой опытногоаглийскогокапитана Виггинса.Караван, груженныйжелезнодорожнымирельсами, удачнопреодолелЛедовитыйокеан, Карскоеморе и, достигнувустья Енисея, бросил якоряв селении Гольчиха.Историческоезначение экспедицииВиггинса заключаетсяв том, что онапервой проложиласеверный транспортныйпуть из Европыв Сибирь.