Рабочийвопрос, так же, как и крестьянскийдостался Столыпи-
ну в наследствоот революции1905-1907 годов. До этогоне только царизм, но и буржуазияотрицала егосуществование, доказывая,
что вРоссии нетрабочего класса в западноевропейском смысле этогослова, а естьвсего лишь«сословиефабричныхлюдей», вчерашнихкрестьян, готовыхв любой моментбросить завод, фабрику, шахту, чтобы вернутьсяв деревню.
Программа, выработаннаярабочей комиссией, во главе которой
стоялВ.К.Коковцов, уже целикомисходила изпосылки, чтов России рабочийвопрос носиттакой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надотак же как, например, решилБис марк в Германии.В соответствиис этим быларазработанапрограмма, сводившаясяк четырем основнымпунктам:
1. обязательнаяорганизациябольничныхкасс на базесовместных
взносови хозяев и рабочих;
2. созданиена фабрикахи заводах смешанныхорганов из предс-
тавителейадминистрациии рабочих;
3. сокращениерабочего дняс 11.5 часа до 10, ограничениеза-
кономколичествасверхурочныхработ;
4. пересмотрстатей закона, карающих забастовки и досрочные
расторжениядоговора онайме.
В записке«Петербургскогообщества длясодействия улучшению
и развитиюфабрично-заводскойпромышленности»от 12 мая возраженияпротив проектао сокращениирабочего днядо 10 часов сводилиськ двум основнымдоводам:
— сам фактгосударственноговмешательствав нормировкурабоче-
го временинеприемлем;
— сокращениеприведет ктому, что русскаяпромышленность«бу-
дет устраненанавсегда откакой-либо ролив международномсорев-
новании».5*0Общее же заключениезаписки сводилоськ ряду требова-
ний, втом числе таких:
a) «признаваяв принципеизлишнейзаконодательную нормировку
рабочеговремени, сохранитьнормы егопродолжительности, установленныезаконом 1897 года/т.е. 11.5 часовойдень/ ввидутого,
что таковыесуществуют»;
б) сохранитьсверхурочныеработы с такимрасчетом, чтобобщее
числообязательных и необязательныхрабочих часовне превышало75 часов в неделю.
Жадность, узкий эгоизм, неумение видетьничего, кромевыгоды
сегодняшнегодня, у предпринимателейбыли таковы, что они не хотелиидти ни на малейшиематериальныежертвы.
Тем неменее, несмотряна провал, Определенныйитог все же
был достигнут.Он состоял втом, что царизмпод влияниемреволюциитвердо взялкурс, так жекак и в аграрнойполитике, набуржуазнуюполитику врабочем вопросе, отказавшисьот чисто полицейскогоспособа егоразрешения, с репрессиямии зубатовщинойв качествеглавных средств. В свою очередьи буржуазия, несмотря наполитическийпримитивизм, в силу уже самой своей природыосознала, чтоиного пути врешении рабочеговопроса нет.Общественнойплатформойправительстваи промышленниковбыло признание
праварабочих настачку и своипрофессиональныеорганизации.Рабочий вопросв буржуазномразрешениинаряду с аграрнымстал одним изкраеугольныхкамней крестьянскогокурса царизма, одним изпроявленийстолыпинскогобонапартизма, С той лишь разницей, что в одном случае бонапартистскоелавированиешло между помещикамии крестьянством, а во втором — между буржуазиейи пролетариатом.
Французскийученый Н.Верт считает однойиз причин провала
реформСтолыпинаотсутствиеу него подготовленных заранее направленийреформ в рабочемзаконодательстве: сочетаниежестких репрессийпо отношениюк революционнымпартиям с одновременнымиусилиями вобласти социальногообеспечениярабочих. В этомВерт виделпервую ошибкуСтолыпина. Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвиделпоследствийинтенсивнойрусификациине русскихнародов.
Военнаяполитика
Ктому моменту, когда П. А. Столыпинбыл назначенпредседателемСовета министров, прошёл всегоодин год послеокончанияРусско-японскойвойны ( 1904 – 1905 г.г.), в ходе которойбыл подорванвоенный авторитетнепобедимойРоссии. Верхиармии былискомпроментированы, и выплыли наружувсе проблемы, существовавшиетогда в армии, которая невыдержалаэкзамена помногим параметрам: высший генералитетоказался неспособнымк ведению боевыхопераций, офицерствотоже было никуданегодным ислабо подготовленнымк войне, из руквон плохим былоинтендантскоеи боевое снабжениеармии. Интендантскоеворовстводостиглофантастическихмасштабов.
Этипроблемы должныбыли послужитьпричиной началавоенных реформи преобразований.П. А. Столыпинымбыла разработанатакая реформа, которая моглабы исправитьсуществующиенедостатки.Она состоялаиз таких пунктов:
уничтожение Совета государственной обороны; взамен предполагалось создать правительственный Совет под предводительством главы кабинета;
освобождение от должностей руководителей военных инспекций в силу ненадобности таковых;
уменьшение прав и упразднение Адмиралтейств – совета;
удаление из армии и флота лиц, скомпроментировавших себя в ходе Русско-японской войны;
осуществление ряда преобразований, включающих введение новой техники и модернизацию обучения солдат и офицеров.
Но, как ни странно, реформа не былаодобрена ниГосударственнойДумой, ни царём.
Военнаяреформа былаодной из немногихпреобразований, которые неосуществилисьв силу различныхпричин, главнойиз которых былапотеря доверияи расположенияк П. А. Столыпинусо стороныНиколая II. Царь и егоокружениезнали, что дниП.А. Столыпинана посту главыправительствасочтены, и поэтомуне желали начинатькаких-то новыхпреобразований, которые всёравно не удалосьбы закончить.
Дажесегодня нельзясказать, былили реформы П.А. Столыпиназаранее обречены. В России началавека не былоусловий дляреализациитаких реформ.Конечно, П. А.Столыпин попыталсясначала стабилизироватьситуацию встране, а толькопотом начатьвоплощениев жизнь своихпреобразований.Его целью было«сначала успокоение, а потом реформы».Онпостоянноподчёркивал, что для успехареформ нуженпорядок. Подавитьтеррор П. А.Столыпинуудалось, а вотего преобразованиянатолкнулисьна пропастьнепониманиякак среди правящейверхушки, таки среди народа.В действительности, П. А. Столыпинпонимал, чторезультатыего реформскажутся совсемне скоро, и говорил:«Дайте государству20 лет покоявнутреннегои внешнего, ивы не узнаетенынешней России»19. Но 20 лет у П. А.Столыпина небыло. Поэтомуего реформыосталисьнезавершёнными, и историки досих пор спорят, какая судьбабыла бы у нашейстраны, еслибы Петру Аркадьевичуудались всеего замыслы.
Реформированиеобразования.
В рамкахшкольнойреформы, утвержденнойзаконом от3 мая 1908 г., предполагалосьввести обязательноеначальноебесплатноеобучениедля детей с8 до 12 лет. С 1908 по1914 г. бюджетнародногообразованияудалось увеличитьвтрое, былооткрыто 50 тыс.новых школ.Заметим, чтоСтолыпинставил третьимусловиеммодернизациистраны (помимоаграрнойреформы иразвитияпромышленности)достижениевсеобщейграмотностив объемеобязательнойдля всех четырехлетнейначальнойшколы. Еще, будучипредводителемдворянствав Ковно, онписал по этомуповоду, чтотолько грамотностьпоможетраспространениюсельскохозяйственныхзнаний, безкоторых неможет появитьсякласс настоящихфермеров.Подводя итогшкольнойреформе, скажем, что для неедействительноне хватиловремени: дляреализацииплана всеобщегоначальногообучениятакими темпами, как в 1908 1914 гг., требовалосьеще не менее20 лет.Созданиеземств.
Столыпинвысоко оценивалроль земстви поэтомунамечалраспространитьземские учрежденияна многиегубернии, где они недействовалипо целомуряду причин, и подвестипод них фундаментв виде волостногоземства насмену отжившихсвой век волостныхсходов. Столыпинсовершилсерьезнуюошибку в вопросеоб учрежденииземств в западныхгуберниях(1911г.), в результатечего он лишилсяподдержкиоктябристов.Дело в том, чтозападныегубернииэкономическипродолжализависеть отпольскойшляхты. Дабыулучшить вних положениебелорусскогои русскогонаселения, составлявшегобольшинство, Столыпинрешил учредитьтам земскуюформу правления.Дума охотноподдержалаего, однакоГосударственныйсовет занялпротивоположнуюпозициюклассовыечувствасолидарностисо шляхтойоказалисьсильнеенациональных.Столыпинобратилсяк НиколаюII с просьбойпрерватьработу обеихпалат на тридня, чтобы заэто времяправительствосрочно принялоновый закон.ЗаседанияДумы былиприостановленыи закон принят.Однако даннаяпроцедураявно противоречилазаконномупорядкупринятиязаконов, чтопродемонстрировалопренебрежениегосударственнойвласти к своимсобственнымучреждениям.Это привелок расколумежду правительствоми даже самымиумереннымилибералами.СтолыпинпотерялподдержкуНиколая II, которомуявно претилоиметь стольактивногоминистра, обвиненногокрайне правымипротивникамив желании“экспроприироватьвсех помещиковвообще” спомощьюаграрнойреформы.Судебныеновации.
Следуеткратко осветитьпреобразованияв сфере судебнойвласти. Принципиально, в самых общихчертах, местныйсуд, искаженныйреакционнымиреформамиимператораАлександраIII, должен былвернутьсяк своемупервоначальномуоблику. Реформыв промышленнойсфере.
Наконецосталосьзатронутьрабочий вопрос.Он так же каки крестьянский, досталсяСтолыпинув наследствоот революции1905-1907 гг. Интересноотметить, что до этогоне толькоцаризм, но ибуржуазияотрицалаего существование.По мнению А.Я. Авреха этонепризнаниебыло равнозначнопризнаниюнесостоятельнойполитикиопоры накрестьянскуюобщину. Революцияразвеялавсе сомнения…Была созданаспециальнаякомиссия порабочемувопросу. Мыне будем детальноисследоватьразработкузаконопроектови т.д. в этом нетнеобходимости, осветимпроблему всамых общихчертах. Можновыделитьнесколькоэтапов разработкизаконопроектов.Первый связанс деятельностьювышеупомянутойкомиссиипод председательствомКоковцова, тогдашнегоминистрафинансов.Ее деятельностьсразу породилаоткрытыйконфликт сбуржуазиейона не желалаидти на дажесугубоэкономическиеуступки рабочими обвинялаправительствов том, что онохочет решитьрабочий вопросза счет заводчикови фабрикантов.КомиссияКоковцовапрекратиласуществование.Тем не менее, не смотря напровал, определенныйитог был достигнут.Он состоялв том, что царизмпод влияниемреволюциитвердо взялкурс, так жекак и в аграрнойполитике, на буржуазнуюполитикув рабочемвопросе, отказавшисьот чистополицейскогоспособа егоразрешения.Общей платформойправительстваи промышленниковбыло признаниеправа рабочихна стачку исвои профессиональныеорганизации.Рабочий вопросв буржуазномразрешениинаряду саграрнымстал однимиз краеугольныхкамней третьиюньскогокурса, однимиз проявленийтретьиюньскогокурса царизма, столыпинскогобонопартизмас той разницей, что в одномслучае лавированиешло междупомещикамии крестьянством, а во второммежду буржуазиейи пролетариатом.Дальнейшееразвитиерабочеговопроса в“верхах” иДуме доказалоэто со всейочевидностью
Следующимэтапом в решениирабочеговопроса былоОсобое совещание(19061907 гг.). Это ужебыла целикомэра Столыпина.На повесткусессии быливынесены10 законопроектов, сводившихсяк несколькимпунктам: страхованиеболезней, несчастныхслучае, инвалидности; сберегательныекассы обеспечения; правила наймарабочих; рабочее время; меры поощрениястроительстваздоровых идешевых жилищ; и т.п. Важноотметить, что без вниманияостался вопросо рабочихорганизацияхсчиталось, что “Временныеправила” осоюзах на времярешают проблему.На основеэтих правилв годы столыпинскогоправлениябыли закрытысотни профорганизацийи еще сотнямотказанов регистрации.
Остальныевопросыобсуждались, но встретилисильнейшеесопротивлениесо стороныпромышленников, т.е. крупнойбуржуазии.К примеру, Нобель утверждал, что “если намне будетпредоставленоправо некоторогопротиводействиявлиянию массы, то мы пропали...”
С передачейв июне 1908 г.законопроектовв Думу наступилих последнийэтап превращенияв законы. Онстал самымдлинным.Сопротивлениебыло не толькосо стороныпромышленников, но и слева: трудовикии социалдемократывыступилис критикойстраховыхзаконопроектовс подлиннодемократическихпозиций.
Страховыезаконопроектыстали в конечномитоге однойиз причин, обострившейотношениямежду правымии октябристами, помещикамии буржуазией.Можно сказать, что столыпинскаярабочаяполитикапровалилась.Ответом нанее со сторонырабочегокласса былновый революционныйподъем.