Реферат по предмету "История и исторические личности"


Александр Македонский - хозяин своей судьбы



Реферат

На тему

Александр Македонский - хозяин своей судьбы

План

Введение

Почему я выбрала эту тему?

Детство и юность Александра

Александр и Аристотель

Македония завоёвывает Грецию

Введение

Иногда я даже сама задумываюсь, почему я выбрала эту тему. Я знала, что жил когда-то величайший из людей, которого звали Александром. Александром Македонским. Александром Великим.

В македонской династии Аргеадов будущий покоритель Азии был третьим по счёту Александром. Отец Александра Македонского царь Филипп, как и все Аргеады, вёл род от героя Геракла. Мать, дочь царя Эпира Олимпиада, по преданиям своей семьи, происходила от предков Ахиллеса.

В четырнадцать лет Александр обуздал непокорного коня Буцефала, чего никто из поданных Филиппа не смог сделать.

Уже в шестнадцатилетнем возрасте Александр остался вместо отца на троне, когда Филипп отправился в очередной поход.

В восемнадцать лет Александр командовал македонской конницей в битве при Херсонесе, а двадцать лет, когда убили Филиппа, он стал царём Македонии. Всё, кто имел права на царский трон, один за другим были обвинены в причастности к заговору на жизнь Филиппа и казнены.

Александр приказал переправляться в Малую Азию через пролив Геллеспонт. В битве, происшедшей у Граника, победило войско Александра. Многие города, находившиеся под властью персов, открыли перед Александром свои ворота.

Своё второе поражение от Александра Дарий III, царь Персии, получил в битве при Иссе. Дарий бежал на восток.

Но вместо преследования Дария Александр предпочёл поход в Египет, где его объявили фараоном, сыном Амона, то есть Зевса.

На завоевание побережья и похода в Египет ушло почти два года. За это время Дарий собрал огромное войско. Но и так он проиграл битву при Гавгамелах Александру Македонскому. Дарий опять бежал на восток, но его убил полководец Бесс.

После смерти Дария в 330 г. до н. э. Александр стал полновластным правителем Персидской державы.

Отношения Александра с прежними друзьями становились хуже и хуже. Однажды, в пылу ссоры, Александр убил Клита Чёрного, спасшего ему жизнь в битве при Гранике.

Высокого, красивого, с тёмными глазами и тёмными кудрями, Гефестиона, самого близкого и преданного друга Александра, даже угнетало то, что он был привлекательнее своего друга. Боги наградили Гефестиона большим тактом и чуткостью - он был всегда чуть сзади, чуть подле Александра… И только в бою - всегда рядом, всегда готовый защитить или помочь своему другу в минуту опасности. Он умер в Вавилоне осенью 324 г. до н. э.

Александр Македонский умер 10 июня 323 г. до н. э. Если бы он не умер тогда, то увидел бы крушение своих замыслов при жизни, потому что народы, подчинившись насилию, никогда не смиряются со своим порабощением.

Почему это волнует меня? Потому что это ПРОШЛОЕ человечества. А постижение ПРОШЛОГО помогает понимать НАСТОЯЩЕЕ. Во имя БУДУЩЕГО.

Почему я выбрала эту тему?

Иногда я сама задумываюсь, почему я выбрала эту тему. Я знала, что жил когда-то величайший из людей, которого звали Александром. Александром Македонским. Александром Великим.

В 2005 году, в ноябре, по Первому каналу показали фильм «Александр». Я была в потрясении от этого фильма ещё три-четыре дня после просмотра. К хорошим сценаристам и режиссёру попались талантливые актёры, и получилось отличное кино. Наверное, именно с этого фильма я заинтересовалась историей жизни Александра.

Ещё Карл Маркс отмечал, что высочайший внешний расцвет Греции совпадает с эпохой Александра Македонского. От этой эпохи нас отделяет более двадцати трёх столетий. За это время много раз изменялась картина мира. Возникали и погибали государства, исчезали и возрождались народы…

В этом поступательном движении человечества не было ни одного исторического периода, ни одной страны в мире, где бы не изучалась эпоха Александра, жизнь и деятельность знаменитого полководца в древности и связанная с ним восточная эпопея. Объяснение этому, очевидно, надо искать в особой важности то эпохи, оказавшей влияние на судьбы многочисленных народов и государств.

И я решила узнать о нём как можно больше - кем же он всё-таки был? Был ли он настоящим хозяином своей судьбы?

Детство и юность Александра

В македонской царской династии Аргеадов будущий покоритель Азии был третьим по счёту Александром. Это имя он получил в честь своего далёкого предка - царя Македонии Александра I.

Отец Александра Македонского царь Филипп, как и все Аргеады, вёл род от героя Геракла. Мать, дочь царя Эпира Олимпиада, по преданиям своей семьи, происходила от предков Ахиллеса.

Согласно легенде, Олимпиада однажды увидела сон, будто в неё ударила молния. От этого удара вспыхнул сильный огонь, языки которого побежали во все стороны: огонь охватил весь мир и тут же погас. Толкователи снов предсказали, что она родит сына, который завоюет весь мир, но сам проживёт недолго.

Рождение Александра совпало с тремя победами отца. В этот день войска Филиппа взяли штурмом греческий город Потидею. Один из лучших полководцев царя Парменион разгромил войска иллирийцев, давних врагов македонян. И, наконец, во время пира по случаю этих побед пришло известие, что колесница Филиппа победила в состязаниях на Олимпийских играх.

По обычаям древних греков, Александр до семи лет жил на женской половине дома с матерью и кормилицей. Кормилица Ланика была из знатной македонской семьи, её младший брат Клит Чёрный командовал в войсках Филиппа отрядом всадников. Возвращаясь из боевых походов, Клит часто приходил к сестре, играл с Александром и рассказывал ему о сражениях.

Александр рос крепким, ловким и смелым мальчиком. В детстве он всегда побеждал своих сверстников в драках и спортивных состязаниях. Но больше всего он мечтал о войне и победах. Когда во дворец приходили вести о том, что Филипп завоевал какой-нибудь город, Александр сначала радовался, а потом становился мрачным и говорил друзьям:

- Отец завоюет всё, что можно, а мне вместе с вами ничего не удастся совершить ничего великого и блестящего.

В семь лет, как предписывали обычаи, Александр перешёл жить на мужскую половину дома. Теперь он всерьёз занялся подготовкой к боям и походам, и целые дни проводил в палестре (в Древней Греции школа для спортивной борьбы и физических упражнений).

К этому времени отношения между Олимпиадой и Филиппом сильно испортились. Мать боялась, что Филипп настроит сына против неё, поэтому добилась того, чтобы Александра воспитывал её дальний родственник Леонид. Она хотела, почаще напоминал Александру о его предках эпирцах. Кроме того, она надеялась, что Леонид будет оберегать её сына от трудностей, но ошиблась в этом: Леонид оказался строгим воспитателем. Он старался отучить царевича от изнеженности, которой окружали его мать и кормилица на женской половине дома, и воспитывал в духе спартанцев. Сначала Александру это не понравилось. Но Леонид сумел настоять на своём, и через некоторое время Александр согласился с ним.

Кроме гимнастики Александр занимался и науками. Когда грек Менехм пытался объяснить ему геометрию, царевич требовал, чтобы он это сделал короче и быстрее.

- В жизни бывает два пути: для царей - короче, для простых людей - длиннее. Но в геометрии нет царской дороги, - ответил Менехм, гордый за не подвластную никому науку.

Вместе с Александром воспитывался брат одного из македонских полководцев Антигона Одноглазого Марсий, ставший впоследствии историком. Стал впоследствии известен и сын кормилицы Александра Протей. Один из детских товарищей Александра Гефестион впоследствии был его самым близким другом.

Однажды грек из Фессалии Филоник привёл к Филиппу коня по кличке Буцефал (Букефал) и предложил царю купить коня за тринадцать талантов. Все удивились такой цене, но фессалиец утверждал, что такой конь один в мире, поэтому стоит так дорого.

Буцефал на самом деле поражал своими размерами и красивой гордой осанкой. Его вывели на поле, чтобы испытать в беге, однако никто не смог оседлать его. Филипп рассердился и отказался купить коня. Присутствовавший при этом юный Александр воскликнул:

- Какого коня вы теряете лишь потому, что по собственной трусости и неловкости не можете укротить его!

Филипп промолчал, но Александр повторил эти слова.

- Ты упрекаешь старших, будто больше понимаешь в этом деле или лучше умеешь обращаться с конём, - сказал Филипп, сдерживая гнев.

- С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-нибудь другой, - ответил Александр.

- А если не справишься, как ответишь за свою дерзость?

- Тогда я согласен за него то, что просит хозяин.

И Александр справился. Он понял, что Буцефал боится своей тени и сумел успокоить его. Александр промчался на коне один круг и остановился перед Филиппом. Все закричали от радости, а царь заплакал от счастья, поцеловал сошедшего с коня сына и сказал:

- Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!

Александр и Аристотель

Филипп хотел, чтобы его сын получил хорошее образование. Поэтому в 343г. до н. э., когда Александру исполнилось 13 лет, он пригласил для его обучения одного из знаменитых тогда философов того времени - Аристотеля. Отец Аристотеля когда-то служил придворным врачом у македонского царя, и в детстве Филипп и Аристотель вместе учились.

Во время одной из войн Филипп разрушил родной город Аристотеля, Стагиру. Чтобы отблагодарить философа за то, что он согласился восстановить город и возвратить её изгнанных жителей, а тех, кто попал в рабство, - выкупить и отпустить на свободу.

Аристотель вместе со своим учеником уехал из столицы и поселился в небольшом городе Миэзе. Здесь, в священной роще, философ каждый день беседовал с Александром и его друзьями. О чём бы ни узнавал Александр, он всегда поворачивал разговор к тому, что больше интересовало его, - к войне. Ему очень понравилась «Илиада» Гомера. Список «Илиады», исправленный Аристотелем, Александр хранил у себя под подушкой. Он считал «Илиаду» не только гениальной поэмой, но и самым лучшим пособием по военному делу.

Он многому научился у Аристотеля и даже называл его своим вторым отцом.

-Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.

Во время своего похода в Азию Александр приказывает доставлять Аристотелю необычные и редкие растения и другие материалы для изучения.

Македония завоевывает Грецию. Битва при Херсонесе

Когда Александр достиг шестнадцатилетнего возраста, Филипп, отправляясь в очередной поход, вызвал его в столицу, город Пеллу, и повелел взять на себя управление страной.

Александр умел держаться с гордостью и достоинством, не забывая о своём царском происхождении.

В это время Филипп прилагал все усилия, чтобы подчинить себе Грецию, а потом начать борьбу с Персией. Он предложил Афинам и Фивам дружбу. Однако Демосфен уговорил афинян и жителей города Фивы выступить против Филиппа.

В такой серьёзной битве, как битва при Херсонесе, Александр участвовал впервые. Он вместе с отцом командовал македонскими войсками. Македонцы строились фалангой, её фланги прикрывала конница, во главе которой и стоял Александр.

Греческая армия по численности превосходила македонян, и афинянам удалось потеснить противника, но удар конницы Александра прорвал фронт фиванцев. И они начали отступать. Афиняне, увидев, что их союзники разбиты, тоже обратились в бегство. Македоняне одержали полную победу. Воины радостно приветствовали Александра. Все считали, что именно он решил исход боя. Филипп тоже радовался успеху сына.

Теперь и Афинам, и Фивам пришлось согласиться на дружбу с Македонией. В городе Коринфе был провозглашен союз греческих городов и создан совет, который руководил этим союзом. Совет назначил Филиппа гегемоном Коринфского союза. Только Спарта отказалась принять участие в союзе.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.