Реферат по предмету "Исторические личности"


Музей Черноморского флота в гСевастополе

МУЗЕЙЧЕРНОМОРСКОГОФЛОТА В СЕВАСТОПОЛЕ
Вдоме генералаЭ.И.Тотлебенав 1869 г. был основанмузей обороныСевастополя.Специальноездание закончилив 1895 г. по проектуархитектораКочетова. Рисуноки пластиканарядныхархитектурныхформ навеяныпроизведениямиантичности.На фоне белокаменныхстен контрастновыделяютсячугунныепирамидальныекомпозициииз воинскихатрибутов, апо сторонамот лестницына пьедесталахвозвышаютсяколонны сосветильниками.Все лепные илитые украшениявыполнил скульпторБ.Эдуардс.
Литература: Крым. Архитектура, памятники: фотоальбом.Авт. Фото Р.Т. Папикьян.Авт. текста В.И. Тимофеенко. -Киев: Мистецтво,1991.
Гармаш П.Е.Путеводительпо Крыму. -Симферополь,1996.



О БАХЧИСАРАЙСКОМ ДВОРЦЕ И ЕГО РЕСТАВРАЦИИ

Т/>есное горное ущелье, замкнутое с обеих сторон меловыми и глинистыми холмами, узкая зеленеющая полоса долины, вяло текущая в топких берегах речка, ряды баштанов и бахчей, фруктовые сады с обсеченными за зиму тополями, грязная, непомерно длинная татарская деревушка с двумя, тремя минаретами, старый сад посередине с укрывающимися в нем крышами большой усадьбы… – таковы несложные впечатления современного туриста, намеренно уклонившегося в сторону от обычного пути на Южный берег Крыма, чтобы, «поклонником муз и мира», посетить «Бахчисарая в забвении дремлющий дворец». Его «безмолвные переходы», «пустые покои и сады» так же манят к себе русского путешественника, как романтические легенды Гренады и Альгамбры, столь притягательно звучащие для европейского туриста. Все эти былые дива сказочной восточной роскоши и искусства представляют ныне лишь жалкие остатки прошлого, но вокруг них выросла не только пышная зелень южного сада, прикрывшая руины и высохшие бассейны, но вместе и причудливая мечтательная поэзия романтических легенд, эпопей и поэм, и порожденная ими литература путешествий, принявшая восторженные, приподнятые шаблоны для своих лирических рассказов о невиданных чудесах в невиданных землях. Однако, романтическое настроение, увлекшее путешественника к подножью Гренады, быстро проходит под напором подавляющих впечатлений жалкой действительности и сменяется разочарованием и насмешками. Как пресловутые дворцы Альгамбры оказываются вблизи однообразными двориками, крохотными комнатами, игрушечными башенками с чудными, правда, арабесками по стенам, но, благодаря подновлениям и размалевке, лишившимися половины своей былой красоты, так и дворцы Бахчисарая обязательно разочаруют посетителя, особенно русского, по его малой подготовленности к тому, что он собирается смотреть, и по его обычному пренебрежению ко всем отечественным памятникам и историческим дивам.
Малая подготовка и скептическое пренебрежение, из нее проистекающее, были причиной того, что Бахчисарайский дворец, доставшийся нам после пожара 1736 года, при взятии Крымской столицы войсками Миниха, и разорения самими хозяевами, отъезжавшими прочь, – в виде руины, никогда не был предметом серьезных забот о его сохранении. Починка и подмалевка, переделка и перестройка различных частей дворца никогда не сопровождались археологическим руководством. Между тем, случаев к серьезному исполнению на практике задачи сохранения дворца, как исторического памятника, было немало: со времен Екатерины видим ряд капитальных ремонтов, а общее руководство к ним дано было еще самим Потемкиным.
/>
В 1783 году Потемкин так предписывал генерал-поручику барону Игельштрому: «Состоящий при Бахчисарае и, как я слышу, приходящий в запущение ханский дворец, именуемый Ашламе, вашему превосходительству рекомендую привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все то построено». В 1784 году он же писал правителю Таврической волости Каховскому: «Бахчисарайский дворец предоставляю вам починить, сад прибрать, что есть в оном деревянного – вновь перекрасить, и цветов умножить, фонтаны починить; весь Бахчисарай вычистить, что ветхо – поправить, развалины сломать, улицу намостить, лавки исправить и также починить мечети. На все сие употребить назначаю я из таможенных доходов до 10.000 рублей».
Но ремонты, предпринимавшиеся лишь по нужде, ввиду приездов, были не менее губительны, по своей небрежности, для дворца, чем и само время: в 1784 году ряд старых покоев сломаны, множество других переделано по-европейски; в 1824 году снесен весь гарем, а вместо него выстроен дачный флигель с этим названием, уничтожены конюшни; в сороковых и шестидесятых годах весь дворец снаружи и внутри получил аляповатую размалевку арматурами, букетами и плодами. Но бедное содержание, нищенское исправление крыш (на общую сумму 900 руб. в год), а главное, плохая постройка всех жилых покоев, привели и теперь дворец к состоянию, которое требует немедленного и капитального ремонта, в противном же случае запущение грозит перейти в разрушение. Нелишним будет поэтому, ввиду идущих ныне рассуждений по подлежащим ведомствам о реставрации или обновлении дворца, сказать посильное слово в пользу поддержки памятника, при всех его недостатках все же замечательного и редкостного, попытаться ослабить скептическое отношение к нему и указать его исторический интерес. Таким образом могут быть легко устранены и те увлечения, которые могли бы вызвать преувеличенные требования расходов на реставрацию, и, следовательно, повредить благому делу поддержки – не менее, чем само разрушение. Лучший способ в этом деле осмотреть дворец и, забывая о романтических грезах, дать себе отчет в его состоянии и художественном достоинстве.
Перед нами Порта, входные ворота с моста внутрь большого, некогда проездного, ныне закрытого двора: низ ворот бутовый, верх – фахверк (саман), как все жилые покои дворца: герб с двумя драконами в замке свода, поверх намалеваны розы, щитки. Налево флигель «для гг. вояжеров», построенный впервые в 20-х годах; на месте его были низкие лавки, в которых, быть может, продавались товары из хозяйства ханов, как бывало в старину на Востоке и в древности на Западе. Сбоку флигеля – развалины медресе-училища (главное и ныне находится в Салачике) с разрушенным фонтаном. По левую сторону двора – массивное здание старинной мечети, в стамбульском типе, с боковой галереей; мечеть любопытна и внутри, по своему потолку, по резьбе миграба, по фаянсовой облицовке ханской ложи, по своим коврам. За мечетью стоят два тюрбе – тяжелые купольные здания, почти без расчленения, мало любопытные и внутри, с гробницами ханов, а за этими зданиями, внутри низкой ограды, – заросшее садом мусульманское кладбище; в нем около полутораста обычных могил с надписями и орнаментом. Еще недавно это кладбище было так мирно и красиво в своем не тронутом рукой современности состоянии, и недаром его тихий и унылый вид пленял поэта и профана, – теперь белые швы свежей штукатурки на разошедшихся плитах неприятно режут глаза. Было бы желательно сохранить от реставрации и «ротонду» дервиша, род киоска из столбов, связанных балюстрадой. Далее, по левую сторону дворца, – идут службы.
Собственно дворец находится по правую сторону двора и по своему расположению подходит наиболее к арабскому типу и к старому сералю Стамбула: очевидно, татарская архитектура пользовалась готовым планом, удерживая оригинальное для некоторых частей. Таковы, например, большие открытые сени, представляющиеся слева от входа, когда уже войдешь внутрь, во дворе. Манштейн видел их еще в первоначальном состоянии: «вдоль стен с трех сторон, для удобства прислуги, расставлены низенькие, широкие лавки». Эти открытие сени с 20-х годов закрыты стеклянной перегородкой, как и в других местах азиатский тип помещений искажен разными пристройками.
Небольшой двор застроен весьма хаотично, без всякого плана, смотря по нужде; низкая ограда прикрывает руины гарема, и в ней – великолепная монументальная дверь. Ее наличники и косяки и весь верх из мрамора покрыты глубокой резьбой – в типе Ренессанса XV века (мраморные и майоликовые киоты, порталы), разнообразными орнаментами – то итальянскими (вазы с растениями, аканты на капителях, зубцы, овы), то арабо-персидскими (цветочный ковер в тимпане, разводы с маргаритками), то оригинальными (татарскими?) полосками тюльпанов и т.п. Даже в самой Италии эти врата считались бы памятником, достойным хранения в музее, для Крыма же это, конечно, драгоценность. В самом деле, двери эти оказываются, по надписи, исполненными в 1503 году. Она гласит: «владетель этого дворца и повелитель сей страны, султан всемилостивый Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, – да помилует Бог его и семейство его в обоих мирах. Этот великолепный вход и эти величественные врата сооружены по повелению Султана двух материков и Хакана двух морей, султана, сына султана Менгли-Гирей-хана, сына Хаджи-Гирей-хана 959 года» (= 1503 года). Но ближайшие для сравнения по орнаментике (особенно по угловым пальметкам) мраморные памятники раннего итальянского Ренессанса принадлежат 1470 годам (например, работы Mino da Fiesole и др.) – указание быстрого перехода итальянского искусства на Востоке, не лишенное интереса!
Между тем, двери эти стоят даже не на месте и никуда не ведут: они перенесены из старого дворца, бывшего в Салачике и построенного Менгли-Гиреем, но уже поставлены были на месте входа в гарем, и в прошлом веке служили входом в фонтанную, а ныне в угол гаремного двора. От времени врата очутились на некоторую глубину в земле, а их мраморная резьба изуродована грубой пестрой размалевкой, под которой Г.И. Котов нашел светло-зеленую окраску фонов и красную для орнаментов. Такая окраска указывала как бы на копию майоликового оригинала.
ПРОДОЛЖЕНИЕ >>
Идяот врат 1503 годаналево, внутрьполутемныхсеней, перекрытыхбалками, а поним – потолком, видим слевалестницу вверхние покои, деревяннуюи безобразную, по сторонамже, в углах стен– два монументальныхстенных фонтана: фонтан Слез, или Марии Потоцкой, и Золотой, илифонтан Каплан-Гирея.Оба фонтанаизуродованыгрубой раскраской, давно уже обреченына бездействиеи в этой темнотевызывают понятноенедоумение.Невольно спрашиваешьсебя: зачемгрозный ханвоздвигнул, в память горестнойМарии, своймраморныйфонтан в этомуединенном, но крайненеприглядноми темном углу? Неужели ханубыла знакомаромантическаямеланхолия, или здесь имеемвновь дело сневежественнымискажениемпамятника иокружающейего обстановки?
/>
Известно, что легендао Марии Потоцкойсложилась, всилу местныхобстоятельств, и утвердилась,при помощиМицкевича, на основаниилегенды охристианскойпленнице, а всвою очередь, эта легендавозникла изестественногопредположения, что грузинкаДилара-Бикеч, которой воздвигнутобыло особоетюрбе за садом, была христианкой.СтарожилыБахчисараяеще во временаДомбровскогопомнили, чтоФонтан слезнаходился ранееу этой могилыи перенесенбыл сюда ужепри Екатерине.Плохая постановка, засорениеводопроводовбыли причинойнедостаткаводы в фонтане, но романтическаямечта придаламысль этомунедостатку:«журчит вомраморе водаи каплет хладнымислезами, неумолкая никогда».Фонтан стал«мрачным памятником», назван «ФонтаномСлез», а междутем, надписьназывает егоСельсебийль, именем райскогоисточника, поящего, поКорану, душипавших за ислам, и восхваляетхана, соорудившегофонтан дляобщего пользования.Надпись нафонтане гласит:«Слава Всевышнему, лицо Бахчисараяопять улыбнулось; милость великогоКрым-Гиреяславно устроила! Неусыпнымиего стараниямивода напоилаэту страну, апри помощиБожией он успелбы сделать иболее. Он тонкостьюума нашел водуи устроил прекрасныйфонтан. Ктохочет поверить, пусть придет.Мы сами виделиСирию и Багдад.О шейхи! Ктобудет утолятьжажду, томукоран языкомсвоим скажетхронограмму: приди, пей водучистую, онаприносит исцеление».Хронограмма, по переложениибукв на цифры, дает 1176 год гиджры= 1756 год.
Итак, фонтан Слезперенесен сюдас открытогоместа, от тюрбе, около которогоон был некогдаустроен дляблага страны.Но, кроме него, есть другойфонтан, сооруженный, судя по надписи, в 1733 году, Каплан-Гиреем.Зачем, однако, и этот фонтаночутился впотемках глухихсеней, в каком-тозакоулке?
Весьмавероятно, чтонекогда сениэти были открытымвнутреннимдвориком, которыйобходил кругомзал Дивана иотделял егоот малой дворцовоймечети, построеннойв 1741 г. без всякихукрашений (наместо древней, быть может, погибшей впожаре 1736 года).Возможно, чтоодна частьдвора былаприкрыта навесомна столбах состороны мечети, и, таким образом, этот фонтанбыл обычнымфонтаном примечети. Этоустройствоблизко напоминаетАльгамбру сее дворцовоймечетью, отделеннойдвориком сфонтаном, и, кстати, киоскрядом зовутв БахчисараеАльгамброю.В таком положениивсе получаетсмысл, а егонарушениепадает уже наевропейскуюпеределку: нетерпя отдельныхпалат и теремов, стараясь устроитьвсюду внутреннеесообщение, дворик накрылии бесповоротноисказили иизуродовалилучшую частьдворца.
Окруженныйдвориком, залДивана (илиСуда) был бытеремом, палатойдля приемов: это – обширнаяи длинная зала, в два света, сохранившаясвое устройство, кроме потолка, замененногоместами крашенымхолстом, нолишившаясяпрежнего убранства.Стариннаядверь, судя понадписи, 1742 годаведет в узкоепомещение дляканцелярии; в темной ложеповерх – сидели, вероятно, женыпри приемах; открытые в садаркады частьюзаделаны, одноиз цветныхстекол замененопростым.
Рядомпрекрасныйкиоск на столбах, с водометомнаверху и азиатскимидиванами, обезображенустроеннойвнизу, промежстолбов, фахверковойподклетью, которую местныечичероне нелепоименуют ханскойсокровищницей.Убранствокиоска напоминаетнам киоск, такжестоящий настолбах, снизуоткрытых, водворе мечетиОммиазов вДамаске, и устроенныйтак – для храненияот пожара священныхкниг и рукописей.Так как, в данномслучае, помещениекиоска близмечети отвечаетданной цели, позволеногадать о подобномже его назначении.
Садотделен отГлавного дворанизкой оградой, размалеваннойаркадами; вконце сада –бассейн, наполняющийсяводой из мраморногостенного фонтанаи вовсе ненапоминающий«пучину вод», в которую былаопущена ревниваяЗарема, какуверяют проводники.Гарем был снесенеще в 1818 году; вместо негопоказываютдлинную деревяннуюгалерею в постройке, очевидно, переделаннойдо неузнаваемости.Но и здесь входноекрыльцо сохранилочудом уцелевшуюстаринную, илидаже древнюю, татарскуюрезную дверь, скорее, наличникэтой двери, весь прорезнойи украшенныйрезьбой, представляющейвазы, растения, плоды и пр.--PAGE_BREAK--
Жилыепокои хановбыли расположенысправа от ворот, поверх служб, по линии Главногодвора, но былирадикальноперестроеныпосле пожараи вновь переделаныпри Екатеринедля приема.Здесь последовательнопоказываютотчасти идущиеанфиладой, отчасти расположенныев разных сторонахкомнаты и даютим имена, лишьв отдельныхслучаях заслуживающиевнимания: обеденныйзал, царские(АлександраI) комнаты наместе ханскойспальни, ханскаяцирюльня, гдесохраняютпарчевое покрывало, комната наследника(АлександраНиколаевичав 1837 г.), спальняЕкатерины, сохранившаяпочти все своеубранство отее времени, комната МарииПотоцкой скамином, посольскийзал, посольскаякофейня (пообразцу стамбульских)и т.д. «Золотой»кабинет Керим-Гиреядолго, до началашестидесятыхгодов, сохранялвсе свое убранствои роспись 1760-хгодов, и Домбровскийвидел еще вэтом кабинетевсе стены резнымииз дерева ипозолоченнымивместе с потолком: все это былишкапы, под которымишли богатоубранные диваны; поверх карнизавиднелись застеклом вылепленныеиз гипса и алебастраплоды, деревья, кораблики, птички, а вышекарниза – разрезанныеарбузы, груши, гранаты; потолокрасписан былвидами. Витиеватаянадпись 1764 годавосхвалялахана: «увеселительныйдворец, созданныйего высокимумом, оправдываетхвалебнуюпеснь. Смотряна живописнуюкартину дворца, подумаешь, чтоэто жилищеГурий»… «СамМаки (персидскийживописец, бежавший вКитай в III в. поР. Х.) одобрилбы выбор и исполнениекартин». В 1880 годуфотограф И.В.Болдырев открылпод новойразмалевкой, покрывшейстарину, – частьстарой росписи.
Изотдельныхпостроек любопытныСоколиная башняи киоск на мраморныхколонках вперсидскомсаду. По близостинаходятся тамруины старогодворца, указанногона плане прошлоговека, остаткибольших бань, глубокогобассейна сфонтаном итеррас, еще неразобранныхот дворцовыхсадов, напоминавших, по преданию, подобие висячихсадов Семирамиды.За пределамисада, одинокона холме, стоиттюрбе Дилара-Бикеч, любимой женыКрым-Гирея: ужепри Муравьевев 1820 г. дверь тюрбебыла заложена, а ныне и окна– камнями, прежнейоловянной крышинет, и зданиескоро превратитсяв развалину.
Какимпутем, однако, пышная резиденциямогучей и страшнойорды, властвовавшейтри века на югевосточнойЕвропы, превратиласьв жалкую развалину? Кто в том виновати, следовательно, что, в действительности, досталось нам, при завоеванииКрыма, и чембыл дворец припоследнихханах? Таковывопросы, которыедолжно разрешить, прежде чемприступатьк рассуждениямо реставрации.
Бахчисарайскийдворец построеноколо 1519 года, и первая резиденция, точнее – первыйпритон ордыбыл устроенв Салачике, внесколькихверстах отБахчисарая, где долинаобразует особенноглухое ущелье, близ Успенскогопещерного скитаи по соседствунедоступнойкрепости Чуфуте-Кале.От этого первогодворца, слепленногоордой, не осталосьи следов, какнет их от ВеликогоСарая, но прекрасноетюрбе с резнымвходом, сооруженноев 1501 году Менгли-Гиреемнад прахом отцаХаджи-Гирея, еще стоит понынепри поворотек Успенскомускиту. От XIII– XVвеков мы имеемнесколькокладов, найденныхв Симферополе, Бердянске, Мариуполе, СтаврополеКавказском: много вещейиз золота, многоуборов тончайшейзернистойфилиграни, бляшки от ременныхпоясов, коробочки, носимые нагруди с листикамиКорана, из листовогозолота и украшенныеарабесками.Все это – иливещи привознойарабскойпромышленности, или изделияместные, но пообразцам, даннымкультурнымицентрами Поволжья.Таким образом, Крымская ордаявилась готовойк усвоениюмусульманскойкультуры Стамбула, и ханы, в качествепередовоговассала Турецкойимперии, спешилиперениматьобстановкусултана, и таккак постройкивсегда делалисьлегкими, каки в самом Стамбуле, то во дворцепроизводились, видимо, постоянныепеределки, иот старогооставалисьнередко толькоотдельныепалаты, сложенныеиз камня, подобноДивану, и части, подобные воротам, фонтанам и т.д.Когда войскаМиниха взялиБахчисарай, адъютант Манштейн, оставившийзаписки, виделеще во дворцесмесь старогос новым, татарскогос турецким ивосточногос европейским.
/>
Воткак описываетон приемнуюзалу «Старогодворца», с мраморнымполом: «потолокэтой залы расписанголубым цветомс золотом, состолярнымимозаическимиукрашениями.Зала делиласьна две половины: правая представлялакак бы альковыи была на однуступень вышепротив левойполовины; вовсю ширинузалы, на 4 футавыше ее пола, шла открытаягалерея, ширинойв сажень: онабыла устроенадля удобствататарскихвельмож, когдаони справлялиздесь байрам.Стены залы быливместо ковроввыложены разноцветнымфаянсом; самазала освещаласьокнами в дваряда: в верхнемряду стеклабыли разноцветные»и пр. Что виделадъютант Миниха: обыкновеннуюарабскую залус альковамиили своеобразнуюпалату предводителякочевой орды, пиршественноготерема, в которомдля вождя и еготоварищейустраивалсяособый помост? Тот же очевидецрассказываети о других палатахдворца, с бассейнамии фонтанами, о гареме, о женскойбане с глубокимбассейном, отеплой банесо сводами, особо о большойханской бане, конюшнях, разныхбеседках и т.д.
Пословам Манштейна, дворец былобращен в пепел, но нельзя невидеть в этомслове преувеличения: по всей вероятности, много построекпропало, многиене были возобновленыханом Крым-Гиреем, но текст надписив его золотомкабинете ясноуказывает, чтолевая частьдворца от воротосталась старой, и вновь построенаим только частьпомещений скраю на правойстороне. Последнийхан Шагин, покидаяКрым, увез ссобой все, чтоможно быловзять или ободрать: куски карнизов, шкапов, потолков, дверей, фонтанов, панелей и фаянсовыхоблицовок.Разыскать этурухлядь длятого, чтобывоспользоватьсяее орнаментальнымиформами – делонесбыточное.С 1784 по 1787 год дворецподвергсякапитальнойпеределке, ихотя де-Рибасстарался соединить«азиатский»характер севропейскимитребованиями, но французскаямода, видимо, действоваласильнее. От1798 года дошлидо нас план иснимки фасадовдворца, исполненныеангличаниномГестом (Hastie, William), ватласе, хранящемсяв ПубличнойБиблиотеке(Отд. рукоп., л.F, отд. XIII, № 6). На этомплане находимуже флигеляпо сторонамворот, фасаддворца, протянутогопо линии двора, и все постройкидля приемаЕкатерины, отвечающиетому, что видимныне, но здесьимеется плангарема, несуществующегос 1818 года, и особенночасти, называемойу Геста также«Старым дворцом», по близостибольших бань.Все это былоокончательноснесено истребительнымремонтом 1820-хгодов.
Делос ремонтомначалось ещев 1818 году, но двагода прошлинезаметно впререканияхпо вопросу отом, кто составляетплан и смету: Новороссийскийгенерал-губернатор, Таврическийгубернаторили СтроительныйКомитет МинистерстваВнутреннихДел; в 1820 г. спорыпрервались, и дело былопоручено одномуархитекторуКолодину. Тот, прежде всего, поспешил составить«описаниенайденных внатуре ветхостейазиатскомув Бахчисараедворцу»: дворецбудто бы совсемизветшал, комнатыбыли без полов, все деревянноепотлело, стеныпадали, потолкии полы требовалиперекладки.По смете, нанеобходимыеисправлениятребовалось126.000 руб., на полнуюпеределку –200.000. Между тем ниПушкин, ни Муравьевне говорят оподобном разрушениидворца: Муравьевговорит толькооб «упадке»гарема; великийпоэт выразилвсе свои впечатленияв двух-трехстихах, но это– живая картина«тихо и уныло»«дремлющегов забвениидворца»:
Ещепоныне дышитнега
В пустыхпокоях и садах;
Играютводы, рдеютрозы,
И вьютсявинограднылозы,
И златоблещет на стенах.
Явидел ветхиерешетки...
Очевидно, что архитекторвзглянул наэтот «упадок»по-своему, приблизительнов том роде, какесли бы он былизвестныйпортной Петрович, а дворец был– предъявленнаяему шинельАкакия Акакиевича.Комитет стоялтакже за «полнуюпеределку»дворца, «дабыпридать дворцувид достойногопамятника», но полагал, чтофлигеля, малыйгарем, персидскийдворец и старыйдворец – «незамечательны»ни по наружности, ни отделкойи могут бытьопасны в пожарномотношении, аколь скоро ихснести, топотребуетсяне более 161 тысячи.
Невежествои злая воляпреуспели: ужев 1822 году Колодиндоносил об«успешном»окончанииразборки старогодворца, персидскогодворца и гарема; на месте ихставилисьбеседки с фонтанамии возводилисьновые постройки.Вся живописнаяработа былапроизведенаунтер-офицеромДорофеевым«по азиатскомувкусу искуснымхудожеством, с прочностьюи приличнойкрасотой», астолярнаяпоручена быламастеру Кладо, который «привелее вновь впервобытноесостояние».
Слухио невежественнойперестройкедошли до М.С.Воронцова, ион прислал в1823 году в Бахчисарайадъютанта сархитектором, которые и донеслигубернатору, что: «воля ГосударяИмператора, дабы дворецбыл выстроенв арабскомвкусе, не исполнена, ибо многиечасти оногосовершеннопо европейскойархитектуресооружаются; многие материалыдурны, украшениянекрасивы ине в восточномвкусе; счетыведены небрежно, записи неправильны, а между тем, ужистрачено до70 тысяч рублей»и т.д. Работыбыли приостановлены, и назначенаследственнаякомиссия. НоКолодин отзывался, что делал пословеснымприказаниямТаврическогогубернатора, и в результатеполучилосьтолько Делона 430 листах изаключениеКомиссии, весьмадвусмысленногосвойства, подметившеелишь разныетонкости имелочи, в родетого, что Колодинупустил «снятьвид живописи, которая в покояхнаходилась», и заменил ее, по произволуживописца, ит.п. Дело же втом, что отассигнованнойсуммы захватилиполовину, около90 тысяч, которыеи спешилиизрасходовать, поручив архитекторуЭльсону «окончитьреставрацию».
В1825 г. Бахчисарайпосетил ИмператорАлександр I, работы шли ужеоколо года, нопротянулисьна шесть лет,– до 31 мая 1831 года.Времени навнимательноеобсуждениетого, что надобыло делать, было довольно, но вопросы этине приходилив голову. Всяхудожественнаясторона делаограничиваласькитайскимикрышами, каминами, высокими трубами, цветными стеклами, фонтанами. Невыше стоялаи техническаясторона: передсамой сдачейработ в 1830 годуначали ремонтповреждений«от сырой земли, морозов, многосложностиуглов, куда непроникаютсолнечныелучи». И, действительно, дворец, состоящийв большинствеиз фахверковыхпостроек, собшивкой тесом, алебастровойоблицовкой, нуждается впостояннойпочинке, иливызывает, скорее, переделку, чемевропейскийремонт. Разнообразиепостроек, обилиелегких декоративныхчастей, азиатскоеравнодушиек вопросам обуборке снега, о стоке воды, все основныесвойства кочевогостана повторилисьи в Бахчисарае.
Ужев 1837 г. дворецвновь “былисправляем”к царскомуприезду, а в1845 г. – к приездуВеликого КнязяКонстантинаНиколаевича.Ремонт 60-х годовокончательноиспортил оригинальныйпамятник ярмарочнойразмалевкойстен, дверей, карнизов, впоследние жегоды упадокмногих частейздания пошелеще быстрее.Спрашивается: что следуетделать, чтобыне допуститьпревращениядворца в развалины?
Преждевсего, следуетпроникнутьсяубеждением, что ханскийдворец Бахчисараяи прочие памятникиКрымской орды(мечети и тюрбев Салачике ипр.) имеют несомненноеисторическоезначение идолжны сохранятьсякак незабвенныесвидетеливековой борьбырусского народаи славногоодоления. ВесьБахчисарайсоставляетсобой одинисторическийпамятник, дающийглубокое поучение.Напротив того, художественноезначение дворца, как он есть, весьма невысокои не можетзаслуживатьособых жертвгосударственныхсредств на егоподдержание.Дворец никогдане был цельныммонументальнымзданием и, кромеотдельныхпоказных палатиз камня, с каменнымиполами, всегдапредставлялряд легких, вевропейскомсмысле, построек, весьма живописныхи декоративных, но наскоро инебрежно сделанных.Фахверковыестены легки, дешевы, сухи, допускаюттонкую разделку– живописную, лепную, столярную, устройствовнутреннихшкафов, панелей, фонтанов, нокрайне непрочныи рассчитаныу восточноговластителяна его лишьвремя. Поддерживаяи возобновляятакую постройкусо вниманиеми по частям, можно сохранитьздание сотнилет, но нельзяпредприниматьсплошную реставрацию, какая сделанав Альгамбреили Альказаре.И там посетительс негодованиемвидит резкуюи пеструю размалевкусреди тонкихполутоновстарины, а вБахчисараетакая реставрацияеще более изуродуетпамятник. Далеемногие частидворца, особенноот прошлогостолетия, выполненыбыли уже приханах в базарномстамбульскомвкусе, и на самомВостоке несоставляютникакой редкости, а потому, действительно, не заслуживаютсерьезнойпеределки.Всякая старинаи все ее памятникиимеют такжеи свою отличительнуюценность: такихмраморныхнадгробий, какими наполненокладбище примечети, можнонасчитатьтысячи на Балканскомполуостровеи в Малой Азии.Но эти надгробиянаходятся унас, на Русскойземле, и из нихсоставляетсяисторическийпамятник, которыйхранить – обязательнодля всякогоисторическогонарода. Конечно, заниматьсявопросом ополной реставрациБахчисарайскогодворца былобы увлечением, так как пришлосьбы многие частивыстроитьзаново в улучшенномвосточномвкусе. Иноедело, если быудалось открытьв рухляди старыхдомов Бахчисараястаринныетатарскиеорнаменты вматериях, резьбе, тогда отделкасохранившихсячастей с помощьюэтого материаласпособствовалабы истиннойархеологическойреставрациипамятника.
Нопо тому же самомумногие частидворца не заслуживаюттакой переделкизаново, – по-старинному, как части, непринадлежащиек старому ханскомудворцу: флигель«для вояжеров», приемные покоиЕкатерины ик ним примыкающий, наконец, такназываемыйгарем. Эти частинадо оставитьв том виде, какесть, и предоставитьвремени уничтожитьто, что плохопостроено.Между тем, частидворца, имеющиеисторическоеи художественноезначение, инами перечисленные: ворота 1503 г., Диван, киоск возленего, фонтаны,«золотой»кабинет, мечеть, два тюрбе рядом, тюрбе Грузинки, медресе и егофонтан, тюрбеМенгли-Гиреяи многие деталиследует восстановитьв прежнем состояниии даже, еслиможно, виде, приложив стараниек их поддержкев будущем. Следуетвосстановитьи бывшие садыдворца, наполнивих вновь и террасами, и деревьями.Непростительнооставлять долеегрубую размалевкудворца и фонтанов,воспетыхПушкиным, не открытьрезных потолков, скрытых подхолстом иштукатуркой, и не восстановитьоригинальнойкрасоты восточныхзданий, нынеобезображенныхневежественнойзаделкой. Вконце концовнадо в ближайшембудущем приступитьк поддержкедворца и основательномуремонту, иначенадо ожидатьразрушениямногих частейдворца, которое– надо иметьэто обстоятельствотакже в виду– не создастживописнойруины, но образуетбезобразнуюгруду валяющегосявсюду мусора, который придетсязатем сноситьпрочь, уже неразбирая, чтобыло бы в немдостойно сохранения.Какой вид примуттогда иныечасти дворца– желающиемогут составитьсебе заранеепонятие по инымпожарищамСтамбула.
ЕёвеличествоИстория распорядиласьтак, что в VIII-VI вв.до н.э. древниегреки — эллины, заложившиеосновы современнойевропейскойцивилизации, были вынужденыосваиватьберега Средиземногои Чёрного морейвдали от Эллады.Малоплодородныеземли и относительнаяперенаселённостьстраны, острейшиеполитическиепротиворечияи конфликты, а также торговыеинтересы — всёэто привелок массовымпереселениями выведениюколоний.
ХерсонесТаврическийбыл основанв конце VI в. дон.э. выходцамииз ГераклеиПонтийской(тер. совр. Турции).Поселениевозникло наскалистомполуостровемежду нынешнейКарантиннойи Песочнойбухтами Севастополя.Херсонес впереводе сдревнегреческогоозначает«полуостров», а Таврикой(страной тавров)эллины называлиюжный берегКрыма.
ХерсонесТаврическийтипичный греческийполис, то естьсамостоятельныйгород-государствос демократическойформой правления.Народное собрание, состоявшееиз свободныхграждан, решаловопросы войныи мира и утверждалозаконы. Ежегодноизбираемыйгородской Советподготавливалпроекты законови контролировалдеятельностьисполнительныхорганов власти.Например, коллегиястратеговотвечала заобороноспособностьполиса, номофилаки(стражи закона)хранили государственныедокументы иследили заисполнениемзаконов, агораномыи астиномыосуществлялинадзор задеятельностьюрынка и правильностьюмер и весов.СохраниласьПрисяга жителейХерсонеса — уникальныйи бесценныйдля потомковдокумент, выбитыйна беломраморнойстелле. Присягаобязываеткаждого гражданина"… служить народуи советоватьему наилучшееи наиболеесправедливоедля государстваи граждан".Жители другихгреческихгородов завыдающиесязаслуги получалипроксению — почётное херсонесскоегражданство.Херсонес принималактивное участиев общегреческихпраздниках, спортивныхсостязаниях, вел активнуювнешнюю политику.
Важнойобязанностьюграждан былопочитаниеотеческихбогов. Срединих: Зевс — главаолимпийскойсемьи богов, отец богов илюдей; Дионис- бог виноградарстваи виноделия; покровительгородов и искусств- Аполлон. Пользовалсяпопулярностьюкульт Геракла, именем которогобыла названаметрополияХерсонеса — Гераклея. И всёже основноеместо в духовнойжизни городазанимал культбогини Девы, в образе которойвоплотилисьчерты греческойАртемиды иженского божествааборигенногонаселенияКрыма.
Вторуюполовину IV — первуюполовину III вв.до н.э. называют«столетиемрасцвета»Херсонеса.Населениегорода превышалопять тысяччеловек, городскаятерритория(26 га) была обнесенамощной оборонительнойстеной с высокимибашнями, защищавшимигород с сушии моря. Херсонесподчинил себеобширную территориюЮго-ЗападногоКрыма — хлебнуюжитницу города.Его опорнымипунктами становятсяКеркинитида(Евпатория) иКалос Лимен(пос. Черноморское).
Ужев IV-III вв. до н.э.Херсонес выпускаетмассовые сериисеребряныхмонет, успешноконкурировавшихс другими валютамичерноморскогорегиона. ТорговляХерсонеса былав основномпосреднической.Из греческихгородов МалойАзии, острововЭгейского моряи материковойГреции (Гераклея, Синопа, Делос, Родос, Афины)торговцы привозилисюда украшенияиз драгоценныхметаллов, оружие, расписнуючерно-лаковуюпосуду, оливковоемасло, мрамори т. п. Часть этихтоваров перепродаваласьсоседям — скифам.Значительнуюдолю херсонесскогоэкспорта составлялитуземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы.Гераклейскийполуостровхерсонеситыпревратилив свою сельскохозяйственнуюокругу — хору, где были возведеныукрепления, усадьбы, размежеванынаделы, зазеленеливиноградникии сады. Виноградарствои виноделиесоставилооснову местногосельскогохозяйства. Всамом городеразвивалисьремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительноеи косторезноедело. Во всевремена жителиХерсонеса былиотменнымимореходамии рыбаками.
Втораяполовина III-II вв.до н.э. — времяотчаянногопротиводействияХерсонесамощному натиску, возникшей вКрыму Скифскойдержавы с центромв Неаполе Скифском(у совр. Симферополя).Была утраченаКеркинитида, разрушен КалосЛимен, врагнеоднократностоял у воротгорода. В этихусловиях херсонеситыобратилисьза помощью квыдающемусядеятелю древностипонтийскомуцарю МитридатуЕвпатору (132-63 гг.до н.э.). Понтийскоецарство, расположенноев Малой Азии, долгое времяиграло решающуюроль в политическойжизни ВосточногоСредиземноморья.Военные походыпонтийскихвойск в Крым(111-107 гг. до н.э.), возглавляемыеполководцемДиафантом, надолго устранилискифскую угрозу.За спокойствиепришлосьрасплачиватьсясвободой. Херсонесоказался взависимостиот Понтийскойдержавы и входившегов её составБоспорскогоцарства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.