30 июня 1470 года вторая жена короля Франции Людовика XI Шарлотта Савойская родила ребенка. Официально было объявлено, что родился мальчик — долгожданный наследник престола и будущий король Карл VIII. Сразу же по стране поползли слухи о том, что на самом деле королева родила девочку, которая то ли родилась мертвой, то ли ее сразу же устранили, а королеве приписали ребенка, которого родила одна из многочисленных любовниц Людовика XI.
Как же так, воскликните вы, уважаемые читатели! Ведь этот король известен нам, как человек, одержимый страхом перед Богом и очень суеверный. Он мог ползать на коленях по каменным полам церквей и обвешивать себя различными амулетами, он совершал паломничества по святым местам и давал различные обеты. Таким рисуют нам его историки, да еще приводят его прозвище: Всемирная Паутина.
На самом же деле Людовик XI был очень большим поклонником женщин и часто не делал различий между простолюдинками и аристократками, блудницами или женщинами строгих нравов. Особенно он ценил крепких молодок, которые не очень решительно отвергали царственного кавалера. Да и многие ли из дам осмелились бы так поступить? Брантом, правда, почти через сто лет, писал о короле, что он
«менял женщин так же часто, как рубашки».
Нам, к сожалению, не известно, как часто король менял рубашки, учитывая не очень гигиенические нравы того времени. Радье так писал еще о принце Людовике:
«Этот принц одновременно с приказом привести к нему в назначенное место понравившихся ему женщин отдавал распоряжения относительно обетов и паломничеств, которые он намеревался совершить...»
А уже о короле Радье писал:
«Людовик XI дополнял свое распутство обрядами благочестия, которые он соблюдал тем более охотно, что они не мешали ему предаваться наслаждениям».
Но вернемся к нашему ребенку. Чаще всего в числе кандидатур возможных матерей Карла VIII называли Маргариту де Сассанж или жену булочника из Амбуаза, но отцом всегда фигурировал сам Людовик XI. Почему булочник из Амбуаза? Дело в том, что Шарлотта Савойская почти весь свой срок беременности провела за стенами этого хорошо укрепленного города. На весь период беременности Шарлотты Савойской через город было запрещено проезжать всем путешественникам. Город охраняли четыреста шотландских стрелков, которые днем и ночью бдительно несли караул на стенах крепости. Ночью на башнях крепости разжигали костры, чтобы разогнать темноту у стен крепости. Командовали стрелками надежные и лично преданные королю люди: Жан де Дайон, Этьен де Веск и Жан де Бурре. Никто из знатных лиц любого пола в город не допускался во избежание интриг и, главным образом, сплетен.
Почему же король принял такие меры предосторожности? Дело в том, что Шарлотта Савойская была второй женой короля. Первой женой короля была Маргарита Шотландская, но она не смогла подарить королю наследника. И Шарлотта Савойская в 1462 году родила королю девочку, Анну, позднее известную как Дама де Божё. Акушерки и астрологи по положению луны определили, что следующий ребенок тоже будет девочкой. А король очень хотел наследника! Ведь иначе корона переходила к ненавистным Орлеанцам, а этого Людовик хотел избежать всеми средствами.
Он решил подстраховаться. За несколько дней до ночи с королевой Людовик провел определенное время с несколькими из своих любовниц, причем на этот раз он выбирал их особенно тщательно: внешность, здоровье и т.д. Так что даты рождения этих детей должны были примерно совпасть с датой рождения ребенка Шарлотты Савойской. И во всех этих детях должна была течь королевская кровь! Чтобы гарантировать это Людовик изолировал этих женщин от каких-либо контактов со своими мужьями на весь соответствующий период. Как видите, уважаемые читатели, королю было что скрывать!
Так что если у Шарлотты действительно родилась девочка, то ее легко было заменить мальчиком, вот только точно указать на мать ребенка так и не удалось. Но слухи о подмене ребенка стали распространяться сразу же после рождения Карла VIII. Судьба же девочки никого особенно не интересовала. Но если она выжила, то ее могли устроить в какую-нибудь зажиточную семью.
Посплетничали и ладно. Со временем возбуждение от этой истории стихло, пока в 1485 году на процессе бретонца Пьера Ландуа эта история не всплыла вновь. На допросах Ландуа показал, что некоторые знатные особы по секрету открыли ему, что Карл VIII не настоящий король, а был подменен при рождении. Даже если Ландуа и сказал, кто были эти люди и какими доказательствами он располагал, эти сведения королевские судьи никогда бы не внесли в протоколы допросов, или изъяли бы их сразу же после допроса.
Кто же такой этот Пьер Ландуа и почему на своих допросах он коснулся столь деликатной темы? Окунемся немного в эту эпоху. В 1483 году скончался Людовик XI и на престол взошел Карл VIII? Его старшая сестра Анна, теперь уже Дама де Божё была назначена регентшей при юном короле. К ее заслугам следует отнести то, что она впервые в истории Франции созвала в 1484 году Генеральные штаты в полном составе, включая представителей и от крестьянства.
Бретанью в то время правил герцог Франциск II, но фактически оно находилось во власти его главного казначея Пьера Ландуа. Он родился в семье портного в городе Витри, но сумел устроиться на место кастеляна герцога, при дворе которого и сумел сделать блестящую карьеру. Почти четверть века он управлял всеми делами герцогства. Он заключал договоры и торговые соглашения с Англией и Португалией, Испанией и странами Ближнего Востока, ганзейскими городами и итальянскими государствами. Ландуа завел в Бретани шелкопрядильное производство и покровительствовал ковроткачеству.
Но при герцогском дворе у Ландуа был сильный противник в лице канцлера Бретани Гийома Шовена. Шовен призывал герцога к осторожности во внешней политике и к союзу с Францией. Он стремился к присоединению герцогства к Франции, так как наследовать корону герцогов Бретонских по прямой линии было некому, а единственной наследницей этой короны была Анна Бретонская. Вот Шовен и стремился заключить брак между герцогом Орлеанским и Анной Бретонской и включить герцогство в состав Франции. Для Ландуа это было совершенно неприемлемо: ведь тогда рушилось все его влияние, над созданием которого он работал столько лет. Путем ловкой интриги он оклеветал Гийома Шовена, добился его опалы, а затем и заключения в тюрьму в 1481 году, где тот и умер в начале 1484 года от истощения. Бретонские сеньоры дано уже ненавидели Ландуа за его влияние на герцога и огромное богатство, но теперь они еще стремились и отомстить за смерть Гийома Шовена.
В том же 1484 году Ландуа чуть не стал жертвой первого же заговора, в котором участвовали многие сеньеры герцогства, в том числе и принц Оранжский, племянник Франциска II. Заговорщики бежали во Францию, а Дама де Божё обеспечила им свою защиту и покровительство, а также заключила с ними договор в Монтаржи, по которому они признавали, что Карл VIII становится законным наследником Франциска II при условии, что герцогство Бретань будет существовать в составе Франции как особое владение одного из сыновей французского короля.
Пьер Ландуа всячески подстрекал герцога к столкновениям с Францией, и тот вскоре начал военные действия. Это была какая-то пародия на войну. Франциск II снарядил армию для борьбы с принцем Оранжским и его союзниками, но военачальники этой армии вместе с солдатами дружно перешли на сторону мятежников.
Тогда герцог снарядил новую пятитысячную армию и возглавил ее для борьбы против мятежников. 24 июня 1484 года две армии были уже готовы к сражению, которое так и не состоялась. Никто не хотел сражаться ни за старого герцога, ни, тем более, за Пьера Ландуа. Войска начали брататься, а герцог и Ландуа бежали в Нант. Город был осажден и взят, а Ландуа и герцог были взяты в плен. Пьера Ландуа судили быстро и без излишней огласки. Вот на этом процессе Ландуа и сделал свое сенсационное заявление. Он пояснял, что факт подмененности Карла VIII делал невозможным передачу герцогства в руки какого-то незаконнорожденного, да возможно, что и низкого происхождения. То есть опять мелькает фигура жены булочника из Амбуаза.
Процесс был проведен быстро. Ландуа обвинили в подкупе, ущербе казне герцогства Бретань и в убийстве канцлера герцогства Гийома Шовена. 19 июня 1485 года Пьер Ландуа был повешен, но сведения о возможной подмене ребенка время от времени мелькали на страницах различных мемуаров и исследований. Ведь в истории Франции это был далеко не единственный случай с подменой наследника, но один из самых известных и скандальных.