Реферат по предмету "Культура и искусство"


ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

Реферат
 
ХІХ век — время расцветарусской художественной культуры

1. Художественнаякультура первой половины 19 века
Развитиехудожественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменойидейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком иодновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественномсознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход отнормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма иопределявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг иобщественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а недолг становился важным побудительным мотивом поступков.
Наиболееглубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказалромантизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года.Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальнойдействительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность инеповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотиповмышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ейреальностью – таково исходное положение романтизма.
Русскийромантизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженнуюспецифику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовногоразвития. Внимание к отечественной истории было характерно для всейхудожественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многиеписатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция всоответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженностик абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности.Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предметтворчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, котораясочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историкирусской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общемпроцессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именноодновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественныйрезультат и способствовало появлению выдающихся произведений русскогоискусства.
1.1 Доминирующееположение в художественной литературе «золотого века»
Доминирующее положениев художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она игралаглавную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй,единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребностисвоего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному,многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она сталасинтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальнойформой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.
1.2 Утверждениеромантизма
Утверждениеромантизма в русской литературе произошло в значительной мере в результатетворческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852).Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознаватьотличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако средисложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительныхсредств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полногохудожественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира.Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременностичеловеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцаниеБожьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждойна вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот текатегории, которые постоянно использует поэт.
Жуковскийтворил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия,басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада,сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическоепроизведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайнолюбим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчествеЖуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскиминационально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок»,«Перчатка»).
Жуковскийизвестен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик.Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейскойпоэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии,Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были внапечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.
ТворчествоЖуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личностидекабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимостиот его социального положения.

1.3 Новый способвоспроизведения действительности (критический реализм)
На характер исодержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияниеоказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности иполитического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужилопричиной для появления нового способа воспроизведения действительности,получившего впоследствии название критического реализма, одного из основныхметодов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли своеотражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя,Лермонтова.
Основоположникомрусского критического реализма стал Александр Пушкин ( 1799- 1837). Именно сего творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как онпо сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскуюдеятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину нашакультура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающееместо. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русскоголитературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русскойлитературы, но и признанию ей во всем мире.
Пушкин создалзамечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: романв стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина»,историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка»,трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященнуюсудьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако,особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именноздесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств ипереживаний.
1.4 М.Ю. Лермонтов и егобезграничный максимализм
Младшимсовременником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41),который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.
В его раннихстихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единыйпоэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирическогогероя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический типромантизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоскойпо мятежному герою.
Однако совторой половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливаетсяреалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя егопроизведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничныймаксимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полногопреобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Геройнашего времени».
1.5 Н.Гоголь. Переход отлирического романтизма к реализму
Друг исовременник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славупосле публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близДиканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта.Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы,суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народныхверований в сочетании сказочных и христианских представлений.
В середине30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма креализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник неможет оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческомувоплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства.Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души»,основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собойвопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабскимсоциальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободноевладение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средствавыразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то кпатетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственныйоблик современного ему общества с такой художественной психологической силой,что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.
Реалистическоенаправление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешитьнепримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционнымхарактером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя,русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокийсоциально- гуманистический нравственный идеал.
1.6 Новое поколениеписателей 40-50гг.
В 40-50-егоды 19 века в русскую литературу пришло новое поколение писателей. Это И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф. И Тютчев и другие, которые также следовали этомуидеалу и стремились реализовать его различными художественными приемами.

2. Художественная культуравторой половины 19 века
В первойполовине столетия общественно- культурная жизнь наиболее полно и разнообразнопротекала в столицах, поскольку весь культурный потенциал был сосредоточен вдворянском сословии. Дворянство было основным носителем художественной культурыпримерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новыобщественно-политические силы – разночинцы, выходцы из новых художественныхслоев революционно настроенная интеллигенция, которые быстро заняли лидирующиеположение в культурно-историческом развитии страны. Новые общественные силывидели свою историческую миссию в решении двух основных проблем – судьба Россиии судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное идуховное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников,архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражения обрели чертыновой художественной картины мира, в которой произошла переоценка общественнойроли и значимости всех видов искусства.
Кроме того,разночинцы сделали художественную культуру более социальной по проблематике изначительно большей мере демократичной по направлению и формам. В ней получаетдальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и гораздо активнее икритически глубже осознаются главные социальные конфликты русской деятельности.Никогда ранее художественная культура так непосредственно не участвовала вкрупных общественных движениях, отражая в своих произведениях все стороныобщественной жизни. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность,высокая нравственность и демократическая направленность.

2.1 Критический реализм
Стильреализма все более принимает критический характер и в этом качестве становитсяосновным художественным направлением того времени. Критический реализмсущественно изменил общественные функции искусства, которое должно было нетолько воспроизводить и объяснить жизнь, но и выносить «приговор о явленияхее». Подобная функция представляла собой новый аспект в понимание искусства.
Литературакритического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание,поскольку отражала действительность и осмысливала изобразительные явления сточки зрения их соответствия общественному процессу. Огромный художественныйохват жизни, поступательный обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам- вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота,глубокое проникновение в жизненные явления, неприятия несправедливости, богатствохудожественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую рольлитературы в развитии других видов искусства.
Русскаялитература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великихимен». В эти годы создавали свои произведения крупнейшие русские писатели,творческий путь которых начался еще в предыдущих десятилетия. Новое поколениеписателей – реалистов, которое пришло в литературу в 60 – 70-е годы принеслоновые темы, жанры, идейно- художественные принципы. Переосмысление ипереработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанрасоциально- бытового романа и повести. Наибольшие достижения в этом жанрепринадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л. Н. Толстому.

2.2 И.С. Тургенев – каквеликий реалист
ТворчествоИвана Тургенева ( 1818-83) во многом формировалось под влиянием идеилиберально- дворянского просветительства, сыгравшего важную роль в развитиирусского литературного реализма. Начало творческой деятельности Тургенева относитсяк 40-м годам, когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влияниемсформировалось жизненное кредо Тургенева – он был противником насильственныхмер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечениеромантизмом довольно быстро, и уже с середины 40-х годов творчество Тургеневастановится реалистическим по своему стилю.
На рубеже40-50-х годов в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новоепоколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятиемкрепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей отразил в своихроманах « Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». В них он показнеизбежность исторического конца дворянского сословия, отразил конфликтпоколений как антагонизм мировоззрений дворянских либералов и революционеров-разночинцев. Писатель, будучи сам дворянином, считал дворянство носителемвысших духовных ценностей русской культуры. В своих романах писатель раскрываллучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданностьинтересам страны. Однако он понимал, что «время» дворянства истекает, и оно ужене способно активно противостоять экстремизму «новых людей». Их взглядыписатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устоиобщественной жизни. При этом сам автор не одобрял их радикализма, но ссимпатией и уважением относился Ки нравственным устоям. Не разделяя взглядовразночинцев, Тургенев как великий реалист, показывает их смелость,самоотверженность, подвижничество.
2.3 Ф. Достоевский и егоотказ от роматизации образов «простого народа»
Совсем инуюроль в русской художественной культуре сыграл гениальный писатель ФедорДостоевский (1821-81), который обогатил мировую культуру произведениями,равными по своей художественной силе произведениям Шекспира. Обладая уникальнымдаром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писательисповедовал идеи, выходящие за пределы преставлений конкретного историческоговремени в сферу «вечных» интересов людей.
Он сразувошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах(«Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако вотличие от своих предшественников он не идеализирует бедность. Стремлениепоказать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизацииобразов «простого дома». Он изображает их в соответствии с логикой характеров иправдой жизни, соединяя добро и зло в их характерах.
60 – 70-егоды 19 века стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в этовремя были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление инаказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал иразвил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие ссуществующем миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные мерыпереустройства мира. Он считает, что особые исторический путь России исближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы безреволюционных потрясений. Достоевский предостерегал, что только однихсоциальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человекуобязательно необходима нравственная опора, которою он видел в Боге.

2.4 Л.Толстой,основоположник русского нигилизма
Вершинойрусской литературы второй половины 19 века стало творчество Льва Толстого(1829-1910), который вошел в историю русской и мировой культуры не только какписатель –реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создательсвоеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение вкритике общественно- исторического строя, а также современных ему философских,религиозных, этических учений. Источником своих суждений писатель считал мнениенарода. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественнойжизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война имир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести и драмы).
ТворчествоТолстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведенияхон поставил множество великих вопросов, передал настроение народных масс, ихвозмущение и протест против существующих порядков. Широкий охватдействительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражениеистории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовногоидеала, — все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировойлитературы.

3. Художественнаякультура «серебряного века»
Русскаяхудожественная культура рубежа 19-20 веков — один из самых интересных периодовв культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху нетолько в социально-политической, но и в духовной жизни страны. Великиепотрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой историческийпериод, самым существенным образом сказались на ее культурном развитии. Преждевсего, это нашло свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовномумиру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социальности в искусстве.
Примерносорокалетний период (с 1880 по 1921 года) в истории России оказался временем наредкость сложным, противоречивым, неоднозначным и кризисным во многих сферахобщественной жизни.
Россияпереживала тогда невероятно интенсивный культурный подъем, который получилотражение в понятии «серебряный век». Выражение и название «серебряный век»является поэтическим и метаморфическим, не строгим и не определенным. Егопридумали сами представители «серебреного века». В самом этом названиипредполагается некое противопоставление предшествующему золотому векупушкинской эпохи, на весь мир излучавшему яркий солнечный свет, поражавшемусилой, блеском и великолепием. Напротив, искусство «серебряного века» стремитсябыть только искусством. Излучаемым им свет предстает лунным, отраженным,сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.
Размежеваниетворческих сил обеспечило «серебреному веку» интенсивный характерхудожественной деятельности. Художникам во всех сферах искусства было тесно врамках установившихся классических правил. Активный поиск новых художественныхформ способствовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма.Их представители стремились к обогащению и углублению художественныхвозможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Сочетание разныххудожественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетическогопроизведения с разных сторон и под разным углом зрения.
В этихусловиях художественная культура «серебряного века» представляется сочетаниемзагадок и противоречий, с трудом поддающих логическому анализу. На первыйвзгляд кажется, что в ней переплелись многочисленные художественные течения,творческие школы, индивидуальные и нетрадиционные стили – символизм и футуризм,акмеизм и абстракционизм.
Единство ицелостность художественной культуры «серебряного века» заключались в сочетаниистарого и нового. «Серебряный век» не упразднил реализма в общей палитрехудожественного творчества. Приверженцы изображения и исследования внешнихобстоятельств и социальных первопричин в литературе. Нашли воплощение своихидей в поздних творениях Л.Н. Толстого («Воскресение», «Живой прут»), в театральнойдраматургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), врассказах и повестей В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, А.И. Куприна, И.А. Бунина,молодого М. Горького.
3.1 Символизм
Этонаправление в развитии художественной культуры было общеевропейским, однакоименно в России символизм обрел глубокий философский смысл, выраженный ввеликих произведениях литературы.
Русскийсимволизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первомдесятилетие 20века. К этому времени относится появление программных манифестовсимволистов, излагавших эстетические принципы нового направления: книга Д.С.Мережковского «О причинах упадка в новых течениях современной русской культуры»и статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии». Ключевымсловом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалоськак «связь между двумя мирами», как « знак того мира в этом мире».
Символизмвключал в себе два поколения поэтов. В первое входили Д.С. Мережковский, В.Я.Брюсов, К.Д. Бальмонт, во второе – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов.
ДмитрийМережковский (1866- 1941) первым выступил с утверждением, что любой художникдолжен исходить в своем творчестве из «страстных идеальных порывов духа».
В таком жедухе рассматривал искусство Константин Бальмонт (1867-1942). Символическуюпоэзию он определяет как поэзию, в которой «органически», не насильственносливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота.
Символизм какискусство и поэзия получил наиболее яркое и завершенное воплощение в творчествеАлександра Блока (1880-1921). Великий поэт, он был и великим мыслителем,подлинным выразительным высших озарений отечественной культуры, кумироминтеллигенции. Среди первых его произведений самыми лучшими стали «Стихи оПрекрасной Даме», написанные под прямым явлением идей Вл. Соловьева о Софии,Вечной Женственности. Значительное место в творчестве Блока занимает темареволюции. Однако, принимая революцию, он видел, что реальная революция далекорасходится со своим идеалом.
3.2 Акмеизм
На сменусимволизму в русской литературе «серебряного века» пришел акмеизм ( от греч.«акмэ» — высшая степень расцвета). Он возник как противоположность символизмусторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность,отвлеченность и абстрактность символизма. Вместо этого акмеисты провозгласиликульт реального земного бытия, «мужественный твердый и ясный взгляд на жизнь».Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзииценность гармонии, формы и композиции. Акмеисты спустили поэзию с неба наземлю, возвратили ее естественный земной мир. В то же время они сохраниливысокую духовную поэзию, стремление к подлинной художественности, глубокомусмыслу и эстетическому совершенству.
Основоположникамии теоретиками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М.Городецкий, взгляды иубеждения, которых разделяли А.А. Ахметова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин идругие.
Наибольшийвклад в разработку теории акмеизма внес Николай Гумилев(1886-1921). Он определилэто новое направление в русской поэзии, как ее совершенно новый тип, идущий насмену символизму, который не ставит целью проникнуть в запредельные миры ипостигнуть непознаваемое.
С акмеизмомбыло связано начало творческого пути Осипа Мандельштама (1891-1938), который всвоих произведениях наиболее последовательно проводил линию на отказ отбеспредельных миров, космических пространств, неизмеримых бездн, от всегозагадочного, таинственного и непостижимого. Всему этому он противопоставляет стремлениек «прекрасной ясности», земное и человеческое. Стихи Мандельштама можно назвать«поэзий в поэзии».
3.3 Футуризм(кубофутуризм)
Одновременнос акмеизмом возникла другая разновидность модернизма – футуризм (от лат.Футурум – будущее), который провозгласил революцию формы независимой отсодержания, абсолютную свободу поэтического слова. Стремясь создать «искусствобудущего», футуристы декларировали отрицание не только традиционной культуры,ее моральных и художественных ценностей, но даже естественного языка, подменяяслова произвольными звукосочетаниями. Это течение не было однородным и состоялоиз нескольких группировок, в том числе эгофутуристов (И. Северянин, Б.Пастернак) и кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский), каждая из которыхпретендовала на роль единственного выразителя художественных ценностей подлинногофутуризма. Существовала еще одна группа поэтов-абсурдистов (И.Зданевич),писавших на абсолютно непонятном, абсурдном языке – языке зауми.
По своейкультурной направленности футуризм выступал как своеобразный бунт противреспектабельного буржуазного мировоззрения, против мещанства, хотя сам он невыходил из границы буржуазного миропонимания.
Один изосновоположников футуризма Велимир Хлебников (1885- 1922) видел свою главнуюзадачу в радикальной реформе поэтического языка. Для этого он считалнеобходимым сближение науки и поэзии, так как в результате будет создана новаямифология и сверхъязык будущего человека.
Как никтодругой, Хлебников выходил из рамки поэзии. Данное направление его творчестванашло выражение в книге «Время- мера мира». Он мечтал о том, что в новом миреустановится всемирное братство людей, будет восстановлена гармония людей сприродой (поэма «Ладомир»). Особую роль в переустройстве мира Хлебников отводилпоэту. Он определял эту роль как миссионерскую, спасительную. Поэт виделся емукак найти тайновидец, открывший путь к овладению числовыми «законами времени».
В средепоэтов-футуристов начинал свой творческий путь Владимир Маяковский (1893-1930),который подверг сокрушительной критике традиционной классическое искусство, атакже современные ему течения модернизма – символизм и акмеизм. Он выступилодним из самых решительных реформаторов поэтического языка.
С самогоначала своего творчества Маяковский выделялся в поэзии футуризма тем, чтопривнес в него свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческогостарья», но и за созидание нового в общественной жизни. Поэтому художественныйязык его произведений отличает яркая экспрессивность, наполнена глубоким драматизмом,оригинальностью графического построения, благодаря использованию «столбика» и«лесенки». Провозглашая диктатору формы, Маяковский стремился наполнить своипроизведения актуальным жизненным содержанием и смыслом («Облако в штанах»,«Флейта- позвоночник», «Мистерия – буфф»).

4. Театр 19-го века
 
4.1 Происхождение театра
 
Происхождение театра
Зимой,порою тризн вакхальных,
Когдаменад безумный хор
Смятеньемвоплей погребальных
Тревожитсон пустынных гор,-
Навысотах, где Мельпомены
Давноумолкнул страшный глас
Имеж развалин древней сцены
Алтарьвакхических угас,-
Вблаговонье и печали
Воззвавк тому, чей был сей дом
Менадуновую венчали
МыДионисовым венцом:
Сплеталисьпламенные розы
Сплющом, отрадой дерзких нег,
Ина листах, как чьи-то слезы,
Дрожа,сверкал алмазный снег….
Тогдапленительно-мятежной
Тыпесней огласила вдруг
Покрытыйпеленою снежной
СвященныйВакхов полукруг.
ВячеславИванов
Немецкий поэти философ 19 века, профессор классической (античной) филологии Базельскогоуниверситета Фридрих Ницше (1844-1900) назвал первую свою научную работу,написанную им в 24-летним возрасте, «Происхождение трагедии их духа музыки».Действительно, театр как синтез всех мусических (и не только, пластическихтакже) искусств, объединяет многие художественные начала, но истоки театра –интонированное слово.
Корни театрауходят в глубокую древность, в так называемые обрядовые игры первобытногочеловека. Воспроизводя действия охотника, рыболова или воина, сопровождая ихпением, танцами, человек стремился тем самым воздействовать на неведомые,таинственные силы, от которых зависела удача в схватке с диким зверем илипротивником, хороший урожай, приплод и т.д. По мере развития древних обществвсе большую роль в их жизни играли земледельческие культы, культы умирающих ивоскресающих богов, в судьбе которых люди видели отражение смены времен года. ВДревнем Египте таким умирающим и воскресающим богом почитался Осирис, в Сирии иФиникии чтили Адониса, в Древней Греции – Деметру и Диониса, в Древней Индии –податели благ бога дождя Индру, а также богов Вишну и Шиву. Как правило,церемонии, связанные с почитанием этих божеств ( некоторые из них называлисьмистериями) длились нескольких дней и часть из них «отдавались» скорби и слезам(оплакивание умершего бога), в то время как другая веселью и пиршествам(радость в связи с возвращением божества). Подобные обрядовые игры и действа существовалипрактически у всех древних народов, но развитие их шло по-разному. В однихслучаях они останавливались на уровне чисто культовых, религиозных церемоний. ВДревней Греции из них рождается театр. Процесс этот был длительным и сложным,не ясным до конца в своих деталях до сих пор. Но характерно, что, дажесформировавшись уже как самостоятельное явление, греческий театр сохраняетмногие черты и элементы древних обрядовых игр, да и сами театральныепредставления остаются частью сложного и развитого культа.
Греческийтеатр вырастает из обрядов почитания двух важнейших и очень древнихземледельческих божеств –Диониса и Деметры. Составной частью таких обрядов былиособые церемонии, процессии, даже целые представления, воспроизводившиеопределенные моменты того или иного мифа – скорбные странствия богини Деметры впоисках похищенной Аидом дочери Персефоны, радостное возвращение дочери кматери, торжественное и окруженное тайной бракосочетание басилиссы царицы(избираемой из числа афинских гражданок) и Диониса, или неистовые пляски песниспутников Диониса – менад, силенов, козлоногих сатиров. Все это сопровождалосьсветовыми эффектами (часть церемонии проходит ночью), музыкой, песнями,танцами, использовались специальные маски и одежды, т.е. все эти элементы,которые затем перейдут в собственно в театральное действие.
Подобнымицеремониями и представлениями сопровождались практически все праздники,довольно многочисленны, в честь Диониса и Деметры. Но только для великихДионисий – самого торжественного и пышного праздника, отмечавшегося в марте,неотъемлемой частью стали особые театрализованные представления. (Считается,что впервые это произошло в 534 году до н.э.). Они происходили в форме агона –состязания. Обычно в течение первого дня представления показывали пять комедий,а в последующие дни – три тетралогии, каждая из которых включала три трагедии иодну сатирову драму. В последний день, по окончании представления, судьиназывали лучшие постановки и вручали призы.
Тесная связьтеатральных представлений с культовыми обрядами в честь Диониса сохранились иво многих названиях, терминами, утвердившихся за той областью искусства. Самоопределение «драма», объединяющие три античных театральных жанра – трагедию,комедию и сатирову драму, переводиться как «действие». «Трагедия» — составноеслово, образованное из двух: «трагос» — «козел» и «оде» — «песнь», дословно«песнь козлов». Полагают, что это вид драмы получил название по хору, участникикоторого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиных шкуры.Соответственно «комедия» — «комос» и «оде» — «песнь комоса», т.е. участниковшествия ряженных в дни праздников Диониса. Сатирова (или сатировская) драмаведет свое происхождение от веселых представлений, главными участниками которыхбыли сатиры, спутники Диониса, и где герои трагедий попадали в комическиеположения.
В дни такихобщегражданских праздников, как Великий Дионисии, повседневная жизнь Афинзамирала. В течение недели жители города и многочисленные гости, съезжавшие извсех областей Греции, участвовали в торжественных процессиях,жертвоприношениях, шумных пирушках, присутствовали при состязаниях хоровмальчиков и взрослых. На четвертый день праздника Великий Дионисий началисьдраматические состязания, длившие три дня. Чтобы мало имущие граждане тожемогли попасть на театральные представления (а вход был платным), во времяПерикла( он был стратегом Афин с 444 по 429 годы)они получали отгосударственной казны специальное пособие – теорикон( зрелищные деньги).
ТеатрДиониса, расположенный на склоне Акрополя, вмещал от 14 до 17 тысяч человек.Ряды для зрителей, расположенные полукругом, спускались с круглой площадке –орхестре, в центре которой стоял алтарь бога Диониса. По богам орхестре велидва прохода – парода. В 5 веке до н.э. именно на орхестре происходили вседействия, выступал хор, актеры, статисты. К орхестре примыкало небольшоедеревянное сооружение – скене (палатка), где хранился театральный реквизит ипереодевались актеры. Стена скене, обращенная к зрителям, оформлялась в видестены здания с двумя входами, которыми по ходу действия могли пользоватьсяактеры. Позднее на ней стали укреплять декорации. Актеры играли в масках, былиобуты в специальную обувь.- котурны- сандалии с очень толстыми подошвами,благодаря чему увеличивался рост актера.
Все расходыпо постановки трагедий брали на себя богатые граждане, называвшие хорегами.Хорег на свои деньги нанимал и обучал хор, изготавливал костюмы. В хорегиизбирали любителей театра, хорошо разбиравшихся во всех тонкостях театральногодела. Исполнение обязанностей хорега было разновидностью литургии- т.е. особогорода повинности, налагаемой на наиболее богатых граждан Афин государством (литургией могло быть также устройство различных праздников, шествий, оснащениекораблей и т.д.). Пьесу – и текст, и музыку- сочиняли драматурги, которыесостязались друг с другом в дни представлений ( обычно три драматургавыставляли свои произведения).
В исполненийтрагедий участвовал хор, рассказавший о главнейших событиях, комментировавшийдействия и иногда споривший с персонажем. Но ведь древнегреческая трагедия иначиналась с хоровым дифирамбом Дионису и лишь позднее выделился актер. Сначалаактер был только один – протагонист. Эсхил ввел второго актера –девтерагониста, а уже Софокол – третьего (тритагониста). Но чаще всего большедвух актеров одновременно не выступало. А первоначально актер исполнял всероли. Разумеется, речи не могло быть об участии женщин в представлении. Все роли,и мужские, и женские, исполняли мужчины. Такой же обычай был характерен длявсех стран – в Индии, Китае, Японии на сцене играли только мужчины. Лишь вЕвропе во второй половине 17 века (после Шекспира) женщины начинают участвоватьв представлениях в качестве актрис.
Часть стиховв древнегреческой трагедии пелась, часть – декламировалась, и актер должен былобладать звучным, сильным голосом, чтобы его хорошо слышали зрители. Актерыпели под аккомпанемент струнных инструментов, а пение хора сопровождалось игройна авлосе – духовном инструменте типа современного гобоя, т.е. с двойнойтростью, от чего звук авлоса достаточно звучный, хотя несколько гнусавый.
Хор вгреческой трагедии делился на полухория, у каждого из которых был свойпреподаватель – перестат. Глава всего хора назывался корифей – часто онисполнял сольные партии и вторгался в действия, т.е. обращался не только кзрителям, но и персонажем: предупреждал об опасности, отговаривал от каких-топоступков.
Каждаятрагедия начиналась прологом, в котором один персонаж рассказывал осовершившихся к началу действия события. ( Иногда персонаж или персонажи изпролога в дальнейшим больше не появлялись). Затем, после пролога следовал парод– выход хора во главе с корифеем на орхестру как раз по одноименным проходам.Участники хора при этом танцевали. Кстати, слово «орхестра» происходит отглагола «орхэомай», что значит «танцуют». Но в трагедии танец хора называлсяэммелейя.
Диалогиактера назывались эписодиями, а пение хора- стасимами. Стасим делился на строфыи антистрофы. Строфа и антистрофа имели одинаковый стихотворный размер исочинялись на одну мелодию, составляя как бы одну песню с разными стихами. Всятрагедия и состояла из чередования стасимиов и эписодиев. Обычно в драме было5-6 стасимиов и соответствующее количество эписодиев. В заключение стасима хорпоет эпод- как бы припев на другой размер и другую мелодию.
Заканчиваласьтрагедия эксодом- уходом хора с орхестры. Корифей при этом произносилзаключительные стихи в размере анапеста. Трагедия игралась целиком, не делиласьна действия (акты), антрактов никаких не было.
Но,разумеется, сила воздействия древнегреческой трагедии заключалась не в самом еестроение. Отчего же тогда зрители то рыдали, то невероятно возбуждались, товосхищено аплодировали, то прогоняли актеров с орхестры камнями. Почему именнотрагедия, по наблюдениям Аристотеля, вызывала – катарсис – очищение,трагический восторг? Ведь и сами события, о которых писали драматурги, не былиизвестны зрителю. Каждый грек прекрасно знал те мифы, которые становилисьосновной пьес, и сам сюжет, интрига не представляли для зрителя сюрприза.
Конечно,дело, в первую очередь, в укорененности среди греков самого событияпредставлений. Мифы, которые были всем были известны, продолжали волноватькаждого грека. И главное, каждый зритель мог оценить качество стиха, мелодии,актерской игры, пения. Не случайно ведь представления трагедий становилисьодновременно и состязанием драматургов.
Думается,загадка столь мощного воздействия трагедий, особенно в Афинах, долго еще будетволновать эстетиков, критиков, драматургов и режиссеров. Есть еще чрезвычайноважный момент: трагедия, ее представление для всех граждан стала для афинянина,во всяком случае, символом родного города, полисной демократии. Ведь когдаграждане свободны – театр воспитывает и объединяет, а когда они подданные –рабы, то функция театра – только развлекать.
Ну и, конечноже, великий гений трех крупнейших афинских драматургов-трагиков способствовалвозвышению драмы на фоне всех других видов художественного (кроме, конечно,архитектуры и скульптуры). Эсхил (525-456 гг. до н.э.) – певец, актер и автор,Софокол (496-406 гг. до н.э.) – писатель огромной драматической силы и Еврипид(485- 406 гг. до н.э.) тончайший психолог, показавший миру страдающих женщин, атакже комедиограф Аристофан (446- 385 гг. до н.э.) – язвительный сатирик,мастер драматургического шаржа и карикатуры. Эти имена сами по себе составляютвеликую тетралогию.
К античнойдраме не раз будет еще возвращаться европейский театр. На рубеже 16-17 вековфлорентийские гуманисты задумают возродить древнегреческую драму. Возрождение древнегоприведет к созданию нового- флорентинцы изобретут оперу.
В 18 веке,реформируя оперный театр, композитор Кристоф Виллибальд Глюк будет постоянноссылаться на античную драму.
Законыдревнегреческой трагедии и комедии попытаются воссоздать французскиеклассицисты 17 века – Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер. Ихсовременник и «пророк» Никола Буало даже сформулирует законы драмы, опираясь,как он считал, на «вечные» законы драматического искусства, проявившиеся вантичном театре и провозглашенные Аристотелем в его книге «Поэтика».
Ноклассицизмом дело отнюдь не кончилось. В 19 веке еще один великий оперныйреформатор – Рихард Вагнер – вновь обращается к опыту древнегреческой трагедии.Но только использует он не античную, а германскую мифологию, провозглашая приэтом единство музыки и драмы. А в 20 веке не найти драматурга, который необратился бы к античным сюжетам и традициям Еврипида.
Такимобразом, античный театр для европейского искусства – начало и конец, импульс иоснова.
4.2 История театра вРоссии в 19 веке
Вся историярусского театра была историей господства заподноевропейского, преимущественнофранцузского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалосьпочти сто лет. Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русскойсцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара, пародило не малоеколичество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов,отделка мельчайших подробностей игры, продумманость стиля и достоинствадекламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусствупоставили лучших русских актеров на ряду с крупными артистическими силамиЗапада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числузамечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Такого было времяЩепкина, Шумского, Садовского, Самарина, Никифорова, Медведевой, Е.Н.Васильевой, Мартынова, Мочалова, Самойлова, Сосницкого и др.
С появлениемОстровского своеобразные его создания нашли себе превосходных исполнителей иистолкователей в среде блестящей актерской плеяды, способной понять, усвоить ивоспроизвести самые разнообразные типы. Садовский и Шумский, прекрасныеисполнители мольеровских типов, дали незабвенные образцы из галереиОстровского. Высокие создания Шекспира, комизм театра Мольера и «русская душа»героев Островского-все было под силу этим крупным дарованиям, изощреннымшколой.
Следующеепоколение актеров впало в ту же ошибку, что и драматурги-подражателиОстровского (см. Русская драма). В Островском усмотрели не художникахарактеров, а бытописателя, его народность приняла за простонародность, висполнении на первый план стали выдвигать простоту; те художественные приемы,которые в своей совокупности составляют школу, были принятыми излишними. Связьс традициями была порвана: актеры школы уступили место на русской сцене актерамнатуры, то есть делетантам, которые путем времени и опыта приобретают известныенавыки. Стильность и цельность игры всего более сохранились в труппемосковского Малого театра, украшение которой являются Мария Ермолова, ГликерияФедотова.
4.3 Императорские театры
Особоеположение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся ввведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. НачалоИмператорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще,положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указоб учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, получив управление театраСумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме руссекойдраматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянскаяопера, французская и немецкая труппы.
До 1766 годауправление театра сосредотачивалось в ведении придворной канторы; затемимператрица Екатерина вторая учредила самостоятельную дирекцию всех придворныхтеатров, первым директором которых назначен был И.П. Елагин (20 декабря1766г.-21 мая 1779г.); после Елагина занимал эту должность В.И. Бибиков(1779-1783).
В 1786 годукомитет упразднен и директором придворных театров назначен С.Ф.Стрекалов(1786-1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майорП.А.Сомойлов и А.В.Храповицкий (1789-1791).
С 1791 годапридворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами ихпоследовательно были: князь Н.Б.Юсупов (1791-1799), граф Н.П.Шереметьев (1799) иобер-гофмаршал А.Л.Нарышкин (1799-1819), при котором в 1806 году были учрежденыИмператорские московские театры. 27 апреля 1812 года, по случаю отъездаимператора Александра первого из Санкт-Петербурга, учрежден был «длярешениявысших театральных вопросов» особый комитет, которому был подчинендиректор театров; в состав комитета вошли, между прочим, директор придворных театровА.Л.Нарышкин и министр финансов Д.А.Гурьев.
С 14 января1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22февраля1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский ипетербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, графМ.А.Милорадович, назначен был старшим членом. 19 декабря 1825 года, за смертьюграфа Милорадовича, старшим членом комитета был назначен шталмейстер князьВ.В. Долгоруков. После А.Л. Нарышкина директорами театров состояли: П.И. Тюфякови А.А. Майков.

Заключение
 
Перваяполовина 19 века — время расцвета русской художественной культуры, получившеймировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значениюлитература (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, И.В. Гоголь,М.Ю.лермантов, В.А. Жуковский), музыка (М.И.Глинка), архитектура (А.Д.Захаров,А.Н. Воронихин), живопись (О.А.Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов).
Такой расцветвсех видов искусства во многом был обусловлен подъемом патриотических чувстврусского народа в войне с Наполеоном, ростом национального самосознания,развитием прогрессивных, освободительных идей декабристов. Весь «Золотой век»русской культуры отмечен гражданской страстностью, верой в великоепредназночение человека.
Вместе с темрусские религиозные писатели и философы провозглашали высшей целью развитиякультуры познания вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозногочувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стильмодерн, главным содержанием, которого стал отказ от реализма передвижников иэклектики вархитектуре, культ красоты, как единственной ценности и стремление кхудожественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразиеинтеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А.Бердяева, следствием«освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х гг.».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.