Артем Платонов
Идея использовать огонь для защиты и нападения родилась, пожалуй, в тот самый счастливый миг, когда первобытный человек приволок в пещеру горящую ветку. С тех пор применение огня в военных целях постоянно совершенствовалось. Еще с незапамятных времен защитники осажденной крепости сыпали на голову многострадальным нападающим горящие уголья, а также лили кипяток и смолу. Осаждающие не оставались в долгу и засыпали город горящими стрелами, вызывая тем самым пожары.
Но людям хотелось большего и масштабного, чем несколько зажженных стрел. И конструкторская мысль понеслась вперед, как колесница без возницы. В итоге за несколько сотен лет до нашей эры был изобретен первый прообраз ранцевого огнемета. Согласно последним достижениям науки и техники тех времен, он представлял собой длинную бронзовую или железную трубу, в которую из жаровни насыпали горящий древесный уголь. Затем с помощью больших мехов в трубу закачивался воздух, и из дула с чудовищным ревом вырывался самый настоящий огонь вперемешку с горящими углями. Все это летело метров на пять и производило чудовищный психологический эффект.
Однако древним людям хотелось иметь не только психологический, но и вполне материальный боевой эффект от использования огнемета. Ведь поджигать осадные башни, к примеру, занятие долгое и тяжелое, и психологический эффект на них не действует… А если очень хочется, то, как известно, можно. Поэтому уже в 424 г. до н.э. в битве при Делии одной из воюющих сторон использовалось что-то вроде тяжелого огнемета — под давлением из полого бревна выбрасывалась горящая жидкость. Скорее всего, она состояла из сырой нефти, серы и масла.
Но и в данном случае дальность огнеметания оставляла желать лучшего. Тогда хитрая изобретательская мысль пошла другим путем. Почему бы не приспособить для метания всевозможные инженерные машины, к примеру, катапульты? А в качестве «снаряда» можно использовать обычный глиняный горшок!
Мысль для того времени была гениальной. Химики (или, применительно к тому времени – алхимики) улучшили и зажигательная смесь: теперь в качестве поражающего элемента для катапульт и сифонов (древних «струйных огнеметов») начинают использовать легендарный «греческий огонь». Одно из его первых применений зафиксировано в 673 г. н. э. византийскими войсками, которые швырялись этим огнем направо и налево. Предположительно, легендарная горючая смесь, горящая даже на поверхности воды, состояла из селитры, серы, нефти и смолы. Известен и предполагаемый автор этого изобретения — им оказался некий Каллиник, сирийский ученый и инженер, беженец из Маальбека.
«Греческий огонь» оказался абсолютным оружием того времени, особенно в морских сражениях. Бой на воде в те времена велся плотным строем, поэтому огонь от подожженного корабля быстро перекидывался на все остальные. Целые флоты сгорали, не успев сказать даже «черт побери». С помощью «греческого огня», а также, по свидетельству историков, с помощью Божьей помощи, византийцы отразили два больших вторжения арабов в 673 и 718 г. н. э. Заодно этим же оружием в 941 г. византийцы спалили весь флот князя Игоря, который приплыл к стенам Константинополя в надежде поживиться золотишком… Начало эры современных огнеметов
Утро 9 ноября 1915 года у Скробовского ручья, где российская и германская армии уперлись друг в друга мощными линиями траншей и переходов, начиналось как обычно. С 12 часов утра до 2 часов дня германцы три раза бросались вперед, но ружейным и пулеметным огнем загонялись обратно в окопы.
Через час немцы начали четвертую по счету атаку. Чем она отличалась от предыдущих, русские поняли сразу. Впервые в истории в бой были введены ранцевые огнеметы! На участке обороны 6 роты 217 полка российской армии, а также 6 роты 218 полка горящие струи огнесмеси достигли окопов и вызвали в них пожары. Расстояние там между траншеями составляло всего 15-20 метров, и немецкие огнеметчики действовали внезапно и ошеломляюще.
На остальных участках обороны немцы создали густую дымовую завесу, поливая землю перед собой горящей смесью, и под ее прикрытием подобрались вплотную. Затем огнеметчики буквально залили траншеи горящей жидкостью — по сообщениям очевидцев, некоторые участки укреплений в результате горели полностью. Так, например, высота на правом фланге 217 полка («Фердинандов нос») вся была в оранжевых языках пламени.
Таким образом, наученные горьким опытом Первой Мировой войны, русское (а вскоре и советское) командование постановило — огнеметам быть! И уже в начале 1919 года формируется Основная огнеметная рота, состоящая из четырех взводов и имеющая на вооружение самые разномастные огнеметы, доставшиеся Стране Советов в наследство от имперской армии. Огнеметы Второй мировой
А тем временем на планете потихоньку наступал бум огнеметов. Военные, оценив высокое моральное и убойное воздействие огнесмеси на врага, требовали в войска побольше подобного оружия. Огнеметы перестали быть только переносными, их начали ставить на танки и даже на самолеты (правда, последнее не прижилось).
Великая Отечественная война с самого начала показала острую необходимость участия в общевойсковом бою огнеметных подразделений. Об этом явно говорила простая статистика: всего за годы войны только наши огнеметчики уничтожили 33 тысячи солдат и офицеров противника, сожгли 120 танков и «выкурили» противника из более чем 5000 оборонительных сооружений. Поэтому в советской армии широкое применение нашли разнообразные типы огнеметов — ранцевые, фугасные и танковые. Ранцевые РОКС-2 и РОКС-3 представляли собой металлические баллоны за спиной солдата, соединенные шлангом с ружьем, через которое огнеметчик и поливал все вокруг напалмом. Фугасные огнеметы ФОГ-1 были намного тяжелее, но и намного проще в использовании — там под воздействием газов поршень толкал вперед огнесмесь, а на выходе она поджигалась. Танковые огнеметы АТО-41 и АТО-42 предстали собой увеличенные в несколько раз пехотные ранцевые огнеметы и серийно ставились на танки ОТ-34 и КВ-8. Они монтировались в дополнение к артиллерийскому вооружению и могли стрелять как одиночными десятилитровыми дозами, так и в автоматическом режиме, а также имели увеличенную до 150 метров дальность огнеметания.
У Германии все обстояло, как ни странно, еще лучше. Хитрые немцы и в деле создания ранцевых огнеметов сумели опередить всю планету, включая стремительно ринувшихся к переделу мира американцев. Так, уже в 1934-ом году они имели отличный ранцевый пехотный огнемет Flammenwerfer 34, в войсках носивший обозначение FmW.34. Технологически он состоял из рамы с двумя плечевыми ремнями, к которой крепился большой резервуар с горючей смесью. Внизу слева к большому резервуару крепился малый резервуар со сжатым газообразным азотом. К нижней части большого резервуара подсоединялся гибкий армированный шланг с брандспойтом и воспламеняющим устройством. Уже тогда, в 34-ом, огнемет мог работать 45 секунд непрерывно или произвести до 35 выстрелов!
Затем на базе FmW.34 был разработан огнемет Flammenwerfer mit Strahlpatrone 41. В результате немецкие войска получили лучший огнемет Второй Мировой — весом в 18 килограмм с дальностью пуска огнесмеси в 30 метров. Аппарат работал даже в условиях русской зимы благодаря применению в качестве «зажигалки» реактивного пиропатрона (FmW.34, например, зимой частенько отказывались поджигать огнесмесь, и в результате советские пехотинцы оказывались перемазанными бензином, но зато живыми). Блеск и нищета струйных огнеметов
Вслед за Второй Мировой последовала война в Корее, затем во Вьетнаме, а затем заполыхал Ближний Восток… Ранцевые огнеметы, широко применяемые войсками в этих конфликтах, с течением времени не менялись в принципе. Усовершенствовались лишь отдельные компоненты и детали — уменьшался вес, силуэт баков становился незаметнее. И постепенно в состоявших на вооружении десятков стран струйных огнеметов проявлялся все сильнее и сильнее один недостаток – недостаточная дальность выстрела. У легкого ранцевого огнемета она составляла около 70 метров, у тяжелого — до 200 м. Тогда как самый захудалый автомат лупил метров на 500, а то и дальше. Поэтому уже в конце шестидесятых годов военные конструкторы занялись созданием принципиально нового ручного огнемета.
Во-первых, он должен был иметь дистанцию выстрела не меньше 500 метров, а значит, от струи огнесмеси пришлось отказаться. Выход был найден предельно простой — смесь летела в цель не «самотеком», а в контейнере. Непосредственно перед целью контейнер разваливался и напалм обрушивался на голову врагам, попутно поджигаясь. Именно таким родился первый реактивный пехотный огнемет — РПО. Его изобрели в СССР, в Военной академии химической защиты им. С. К. Тимошенко. Детище окрестили «Рысь» и отправили в войска.
Сразу же выяснилось, что бегать с двухметровой тяжеленной трубой «Рыси» неудобно, и ученые вновь взялись за разработки. Таким образом, в середине 80-х годов в производство поступил новый РПО «Шмель», который был тут же опробован в Афганистане. Вот это было то, что доктор прописал! В ряде случаев пехотный огнемет выигрывал даже у артиллерии… Вместо окончания
Ну что же, давайте подводить итоги. На данный момент поршневые огнеметы остались лишь в армиях стран «третьего мира», а также у всевозможных повстанцев. В армиях развитых стран реактивный огнемет и гранатомет практически слились – для гранатометов изобрели термобарические выстрелы, а реактивным огнеметом часто пользуются как гранатометом. По всей видимости, мы присутствуем при рождении нового, доселе невиданного вида оружия…