Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Уч т продаж продукции работ и услуг и расч т с покупателями

--PAGE_BREAK--У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток – плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за покрытый.
  Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес прежде всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может в любой момент без уведомление поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно  в случае без отзывного аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика рисунок 1.
 

Рисунок 1- схема аккредитивной формы расчетов

1.                 заключение договора – контракта с указанием аккредитивной формы расчетов;
2.                 заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком);
3.                 выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4.                 извещение об открытии аккредитива, его условия;
5.                 сообщение поставщику условий аккредитива;
6.                 отгрузка готовой продукции по условиям аккредитива;
7.                 поставщик предоставил платежные документы на оплату за счет аккредитива;
8.                 извещение об использование аккредитива;
9.                 выписка из расчетного счета – зачислен платеж;
10.            выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива.
Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву напрямую зависит от того, на каких условиях открывается аккредитив, а так же от вида аккредитива.
У покупателя открытия покрытого аккредитива отражается на субсчете «Аккредитивы» к сч.55 «специальные счета в банках». Для учета не покрытого аккредитива используется за балансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».
Могут быть сделаны бухгалтерские проводки отражены  таблица 1

Таблица 1 — Бухгалтерские проводки
Согласно статье 223 ГК РФ, право собственности у покупателя возникает с момента передачи готовой продукции, если иное не  предусмотрено законом или договором.
Передачей признается не только вручение продукции непосредственно покупателю, но и сдача перевозчику для отправки покупателю. Как правило, исполнение аккредитива не совпадает с моментом перехода право собственности на отгороженную готовую продукцию. 
Поставщик для учета открытого на него аккредитива может использовать за балансовый счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные». Помимо этого могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи таблица 2
Таблица 2 – Бухгалтерские проводки
Содержание операций
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1
2
3
1.                   отражен финансовый результат от реализации
2.                   зачислена на валютный счет оплата за продукцию
3.                   зачтен полученный аванс
4.                   отражена курсовая разница при погашении дебиторской задолженности
90(1)
52
60(1)
91
99
62
60(2)
60(62)
В заключении отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны. [8, с. 51]
Возрождение рыночной экономикой финансового рынка привело к восстановлению вексельного обращение в России, и прежде всего это относится к использованию векселя по взаимоотношениях покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой продукции. В этом случае применяется товарный (коммерческий) вексель, который имеет двойственный характер, проявляющийся в том, что он функционирует и как ценная бумага, и как средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Бухгалтерский учет векселей, применяемых при расчетах между организациями за поставленную продукцию осуществляется:
-       у векселедателя – на сч.60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или на сч.76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» субсчет «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учетом материальных ценностей или издержек производства (обращение);
-       у векселедержателя – при получении векселя сумма, указанна в нем, отражается по дебету счета 62 «Расчета с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные» в корреспонденции с кредитом счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг): разность между суммой, указанно в векселе, и суммой задолженности за поставленную готовую продукцию, в счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 80» «Прибыль и убытки» «Субсчет» «Доходы по векселям». [21, c. 34-36]
Векселедатель сумму причитающихся к уплате по векселю процентов за полученную   продукцию в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции отражает либо в составе производственных затрат, т.е. по дебету счетов 20,23,25,26,44-если речь идет о приобретении продукции, имеющих производственный характер, либо относит в дебет тех счетов, на которых учитываются получаемые те или иные материальные ценности.
В случае, если векселедержатель получает вексельную сумму меньше той, которой он должен по векселю за отгруженную готовую продукцию, разница относится в дебет счета 84 «Не распределенная прибыль» в корреспонденции с кредитом счета 62 или счета 76.
До наступления срока погашения товарный вексель может быть передан векселедержателям третьему лицу, который может быть любое юридическое или финансовое лицо. Передача может осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в качестве средств расчетов за кредиты и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги. С момента получения векселя третьими лицами он теряет свойство товарного, и его обращение будет регламентироваться правилами, действующими для финансовых векселей, т.е. в зависимости от срока действия он будет учитываться на счете 58.
Рассмотрим основные бухгалтерские проводки у покупателя (векселедателя) и поставщика (векселедержателя).

Таблица 3- Бухгалтерские проводки
Содержание операций
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1
2
3
У векселедателя
оприходована продукция от поставщика согласно накладной:
стоимость продукции
Сумма НДС
выдан вексель
отраженны причитающиеся к уплате % по векселю
принят на забалансовый учет выданный вексель
перечислена поставщику задолженность по векселю
отнесена на расчеты с бюджетом сумма уплаченного поставщику НДС
снят с забалансового учета оплаченный вексель
У векселедержателя
произведена отгрузка продукции под вексель
отражены причитающиеся по векселю %
списаны себестоимость отгруженной продукции
начислен НДС от реализации
«по отгрузке»
«по оплате»
получены денежные средства в оплату векселя
не оплачен вексель в установленный срок
начислены расходы по оформлению претензий
передан вексель другому предприятию в счет предоплаты
отражен финансовый результат
учтен вексель на забалансовом счете
списан вексель после сообщения об его оплате
40
19
62, 76
20, 23, 25, 26, 31, 44 или
41,12, 81
009
62
68
62(3)
91(1)
45
45
62
51
96
60,76
61
45
009
60, 76
60, 76
62, 76
62, 76,
51
19
009
45
62(3)
20,23,25,26
68
68
62(3)
62(3)
96
62(3)
90(1)
009
Теперь рассмотрим расчет чеками на схеме, рисунок 2
 

Рисунок 2 – Расчёт чеками
Покупатель называется трассат, поставщик-трассант. Переводный вексель выписывается в 2-х экземплярах: первый (прима) передается в обеспечение трассанту, а второй (секунда) остается у трассата. [9, с. 61.]
В настоящее время в российском деловом обороте преобладают расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручения банку оплатить указанную сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручения плательщика за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщикам лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаем и делового оборота.
Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочными, досрочные и отсроченные. Срочные платежи совершаются в следующих вариантах: авансовый платеж, т.е. платеж до отгрузки готовой продукции; платеж после отгрузки готовой продукции, т.е. путем прямого акцепта готовой продукции; частичные платежи при крупных сделках рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Схема расчёта платежными поручениями
1.                Платежное поручение направляется от покупателя в обслуживающий его банк.
2.                Происходит списание суммы с расчетного счета покупателя.
3.                Сообщение в банк поставщика о списании суммы с расчетного счета покупателя.
4.                Идет зачисления суммы на расчетный счет поставщика.
5.                 Выписка из расчетного счета о зачислении суммы платежа.
Данная форма расчетов применяется при расчетах по не товарным операциям (налоги в бюджет, суммы штрафов), и тогда будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
1.                 Д-т сч.10 К-т сч.60 – оприходованные платежные документы поставщика за полученную готовую продукцию;
2.                 Д-т сч.19 К-Т сч.60 — выделен НДС;
3.                 Д-т сч.60 К-т 51 – оплачена задолженность поставщика;
4.                 Д-т сч.68 К-т сч.19- НДС подлежит возмещению с бюджета;
Также данная форма расчетов может применяться по товарным операциям за полученную готовую продукцию или оказанную услугу. В
Бухгалтерском учете найдут отражение записи:
1.                 Д-т сч. 69 К-т сч.51- перечисление суммы в социальный фонд;
2.                  Д-т сч.67 К-т сч.51- начислена сумма налога на пользования дорог и т.д. [15]
Вместе с тем организации не редко становятся участниками других форм расчетных отношений, в частности, расчетов с использованием  чеков.
Согласно ст.877 ГК РФ чеком признается документ установленной формы, содержащий приказ или распоряжении банку списать указанную в чеке сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа.
Участниками чекового обращения выступают три лица: чекодатель, плательщик по чеку и чекодержатель.
Действующая методология бухгалтерского учета не предусматривает отнесение чеков к финансовым вложениям организаций. По существующим правилам эти ценные бумаги для цели учета и отчетности рассматриваются в качестве средства обеспечении депонированных на специальном счете денежных средств и средств обеспечении дебиторской и кредиторской задолженности.
Основанием для выдачи чеков является соглашения между чекодателем и плательщиком (чековый договор), согласно которому последний обязуется оплатить чеки при условии наличия у чекодателя средств на социальном счете. Законодательство не регламентирует форму такого договора, но доказательством его наличия может служить факт выдачи банком чековой книжки.
Синтетический учет наличия и движения денежных средств, находящихся в чековых книжках, чекодатель организует на сч.55 «Специальные счета в банках»,  субсчет 2 «Чековые книжки». Аналитический учет ведется по каждой полученной чековой книжки и движению чеков. Во втором случае к субсчету 55-2 рекомендуется открывать три аналитические позиции:
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.                 «Не использованные чеки»;
2.                 «Выданные чеки»;
3.                 «Аннулированные чеки».
Т.о., операция по депонированию чекодателем денежных средств сопровождается следующими записями:
1.                 Д-т сч.55-1-1 К-т сч.51,52- депонированы в чековую книжку собственные денежные средства;
2.                  Д-т сч.55-1-1 К-т сч.90- депонированы в чековую книжку заемные денежные средства (краткосрочная ссуда банка).
 Чекодатель выписывает чек для осуществления платежа по обязательству, связывающему его с чекодержателем по договору. Однако сама по себе выдача. Этой ценной бумаги не помогает существующего денежного обязательства. Обязательство считается исполненным только в момент получения чекодержателем платежа по чекам. Поэтому для учета операций, связанных с выдачи чеков, чекодатель использует синтетические счета, предназначенные для формирования информации об обязательств организации, главным образом счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К нему открываются специальные субсчета для отражения кредиторской задолженности, обеспеченной выданными чеками, например, субсчет 2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным чекам, срок оплаты которых не наступил» и субсчет 3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой чеком». Аналитический учет здесь ведется по каждому выданному чеку.
Передача чекодержателю чека сопровождается внутренней записью на счете 60, при которой задолженность, обеспеченная чеком, переносится с субсчета 1 на субсчет 2.
Чекодержатель организует учет аналогичных операций на счетах, предназначенных для отражения информации о требованиях организаций, и прежде всего на сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», предварительно открыв к нему три дополнительных субсчета, например: субсчет 4 «Расчета с покупателями и заказчиками по чекам, срок оплаты которых не наступил», субсчет 5 «Расчеты с покупателями и заказчиками по чекам, переданными на инкассо» и субсчет 6 «Расчеты с покупателями и заказчиками по чекам, денежные средства по которым чеки поступили в срок». Операция по получению от чекодержателя чека отражается по дебету субсчета 4 и кредиту субсчета 1.
Отгрузив покупателю готовую продукцию и получив от него чек, поставщик сделает следующие записи:
1.                 Д-т сч.62-1 К-т сч.45- отгружена продукция покупателю;
2.                 Д-т сч.62-1 К-т сч.41- отгружена многооборотная тара покупателю;
3.                 Д-т сч.90-1 К-т сч.40- списывается производственная себестоимость отгруженной продукции;
4.                 Д-т сч.90-3 К-т сч.68- начислено задолженность бюджету по НДС;
5.                  Д-т сч.45 К-т сч.43- списаны коммерческие расходы, относящиеся к отгруженной продукции
6.                  Д-т сч.45 (80) К-т сч.90 (46)- отражен финансовый результат (прибыль убыток) от реализации продукции;
7.                  Д-т сч.62-4 К-т сч.62-1 получен чек от покупателя (на общую сумму дебиторской задолженности).
Все полученные чеки чекодержатель обязан зарегистрировать в книге учета ценных бумаг. Данный регистр должен иметь следующие обязательные реквизиты: наименования чекодателя, № и дату выписки чека, его сумму, наименования плательщика. Книга учета ценных бумаг брошюруется, скрепляется печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера.
Чек представляется к платежу в рабочий день и рабочие часы банка. Если последний срок представления совпадает с нерабочим днем в банке, то чек должен быть предоставлен к платежу в течении следующего рабочего дня. Предоставления чека к платежу возможно 2-мя способами: получение его непосредственного предъявления баку плательщику и путем предъявления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо. Во втором случае оплата чека происходит в порядке исполнения инкассового поручения.
Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является законным владельцем чека. После оплаты чека плательщик в праве потребовать передачи ему чека с распиской и получении платежа. В случае оплаты предложенного или похищенного чека может возникнуть вопрос о распределении возникших субъектов между чекодателем и банком. Согласно ст.879 ТК РФ убытки возлагаются на ту сторону, по чьей вине они были причинены.
 Операции по оплате чека чекодержатель отразит следующим образом:
1.                 Д-т сч.62-5 К-т сч.62-4 – предъявлен чек в банк на инкассо;
2.                  Д-т сч.51,52 К-т сч.62-5 – зачислено на банковский счет дебиторская задолженность чекодателя.
Чекодатель, оплатив чек, сделает такие записи:
1.                 Д-т сч.60-2 К-т сч.55-2-2 – перечислено со специального счета кредиторская задолженность чекодержателю;
2.                 Д-т сч.68 К-т сч. 19-3 – принято к зачету сумма «входящего» НДС.

 

Рисунок 4 — Схема расчетов чеками
1.                 Покупатель представляет в обслуживающий его банк заявления на получения чеков и платежное поручение на депонирование сумм или заявления в 2-х экземплярах для приобретения чеков и платежное поручения чеков, оплата которых гарантированна банком.
2.                 В банке, обслуживающем покупателя, бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляются наименования банка, номер лицевого счета, названия чекодателя сумма чека.
3.                 Покупателю выдаются чеки и чековая карточка.
4.                 Поставщик объявляет покупателю документы на отгруженную продукцию.
5.                 Покупатель выдает чек поставщику.
6.                 Поставщик предъявляет чек в банк, обслуживающий поставщика при реестре чеков.
7.                 В банке, обслуживающего поставщика, зачисляются денежные средства на счет поставщика.
8.                 Банк поставщика предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя.
9.                 Банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет ранее забронированных сумм.
10.            Банки выдают клиентам выписки из счетов банка [10, с.34]
Учет расчетов платежными требованиями – поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив готовую продукцию, заполняет первую часть (требование), выписывая платежное требование (приложение) на покупателя – плательщика, отзывает ему или доставляет нарочным, или передает в свой банк. Получив платежные требования – поручения, плательщик обязан заполнить вторую часть – платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного указанную сумму, т.к. обязательства поставщиком выполнены. Организация – плательщик сдает этот полностью заполненный документ в банк для оплаты. Банк после списание средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет.
         
Рисунок 5 — Схема расчетов платежными требованиями поручениями

1.                 Договор – соглашение с указанием формы расчетов – платежными требованиями – поручениями;
2.                 Отгрузка продукции;
3.                 Документы на отгрузку и платежные требования – поручения отправлены покупателю;
4.                 покупатель до оформил платежные документы и сдал в свой банк на оплату;
5.                 документы о зачислении платежа переданы покупателю;
6.                 выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Согласие на акцепт (оплату) плательщик обязан дать в течении 3 дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание – знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме. Плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты, в случаи, если продукция не заказана; продукция поставлена досрочно без согласия покупателя; документально установлена не доброкачественность или не комплектность продукции; несогласованна цена. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки на ряду с заказанными незаконной продукции или отгрузки в большем количестве, чем указано в счете.
При отказе от оплаты покупатель в том случаи, если право собственности на продукцию к нему не перешло, принимает поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.
Со счетов плательщика оплачивают без его согласия требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентскую за телефон, проценты за кредит и др.
Характерная особенность данной формы в том, что она направлена на защиту интересов покупателя в части проверки объема и качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам, возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам. В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика предъявившего требования, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за продукцию.
У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т сч.62 К-т сч.46 в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании – поручении. По мере зачисления платежа – согласно выписке банка из расчетного счета: Д-т сч.51 К-т сч.62 в сумме договорной стоимости. У покупателя учитывается факт приобретения продукции: Д-т сч.10 К-р сч.60 [15].
1.3 Нормативные акты регулирующие учёт продаж
Выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ и услуг представляют собой доходы от обычных видов деятельности.
Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» исходя из предмета деятельности организаций 06.05.1999.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельность (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
Если перечисленные выше услуги не являются предметом деятельности организации, то поступления, получаемые организациями от их предоставления, относятся к операционным доходам.
Указанным положением подчеркивается, что доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями  в соответствии с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ [6]. К ним относятся договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др. несмотря на многообразные формы договоров в них обязательно должен быть сформулирован предмет договора – конкретные наименования и количество товаров или услуг, подлежащих реализации (ст. 455 ГК РФ [4]), а также сроки и условия выполнения договора.
В п. 13 Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)» указано, что предприятие для целей налогообложения может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет), исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
Как показывает хозяйственная практика, цена товара представляет собой существенное условие договора. Соблюдение требований, предъявляемых к оформлению договоров, весьма важно, поскольку их содержание предопределяет порядок документального оформления и отражения сделок в системе бухгалтерского учета.
Одним из наиболее существенных моментов в договорах купли-продажи является условие о переходе права собственности на продукцию (работы, услуги), переданную организацией покупателю. Другими словами, момент отчуждения имущества обязательно предусматривается в договоре между сторонами сделки (статьи 458, 459 ГК РФ [6]), поскольку это условие является определяющим для отражения совершения факта продажи на счетах бухгалтерского учета. Если в договоре не указываются условия перехода права собственности, то в таких случаях право собственности у покупателя-контрагента возникает с момента передачи продукции. При этом моментом передачи продукции является не только момент ее вручения непосредственно приобретателю, но и сдача ее перевозчику для отправки покупателю или предприятию связи для пересылки (статьи 223, 224 ГК РФ [4]).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.