--PAGE_BREAK--По возвращении в Россию в целях усиления пропагандистской работы осенью 1895 года Владимир Ильич Ленин поддержал объединение руководимой им группы с Л. Мартовым. Это объединение стало называться Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
В ночь с 8 на 9 декабря 1895 года Ленин был арестован и после более чем годичного заключения в марте 1897 года по решению царского суда выслан на три года в далекое сибирское село Шушенское, Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое место, на сотни километров удаленное от железной дороги. Условия ссылки в селе Шушенском были вполне приемлемыми. Благоприятный климат, охота, рыбалка, простая пища — все это укрепило здоровье Ленина. А в июле 1898 года Ленин венчался с Надеждой Константиновной Крупской, также сосланной по делу Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Так Н.К. Крупская стала помощником и единомышленником Ленина на всю жизнь.
В ссылке Владимир Ильич Ленин имел возможность общаться с другими ссыльными, работать в богатейшей красноярской библиотеке Г.В. Югина, где он написал более 30 научных статей, а также свой солидный труд «Развитие капитализма в России» (под псевдонимом В. Ильин), в котором доказывал, что в России сложились капиталистические социально- экономические отношения, предопределяющие ведущую роль пролетариата в революционном движении. Главный ленинский вывод из анализа российского капитализма сводился к тому, что «российский пролетариат имеет политическую силу, превышающую его долю в общей массе населения Российской империи». В действительности же российский пролетариат был слишком малочисленным и очень малограмотным, чтобы быть самостоятельной политической силой, у него не было даже опыта профсоюзной работы.[10]
Владимир Ильич Ленин разработал план воссоздания РСДРП, оказавшейся, несмотря на состоявшийся 1-й съезд (1898, Минск) недееспособной; центр, звено плана — регулярный выпуск за границей и распространение по всей России нелегальной политической газеты. В марте 1898 года состоялся I съезд РСДРП. Хотя съезду не удалось объединить разрозненные социал-демократические организации России в единую партию, он официально провозгласил РСДРП. В этом его историческое значение. В.И.Ленин, находясь в ссылке, целиком посвятил себя выработке путей осуществления этой задачи. В статьях «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос» Ленин наметил конкретный план создания в России революционной партии рабочего класса с помощью нелегальной общерусской политической газеты.
Срок ссылки Ленина заканчивался. Царское правительство запретило ему проживать в столице, в промышленных центрах и крупных университетских городах России, и он решил поселиться в Пскове — небольшом провинциальном городе недалеко от Петербурга. 29 января 1900 года Ленин и Крупская покинули Шушенское. По пути к новому месту жительства Владимир Ильич посетил ряд городов, чтобы договориться с местными социал-демократами о поддержке газеты, которую он намеревался создать. В доме в Пскове проводилось совещание, на котором обсуждался написанный им проект заявления редакции будущего печатного органа. Из-за полицейских преследований выпускать в России революционную газету было невозможно, и в июле 1900 года В.И.Ленин уехал из России, чтобы осуществить свой замысел за рубежом. Это была первая эмиграция Владимира Ильича.
2.2. Основные вехи жизни Владимира Ильича Ленина
В июле 1900 года Владимир Ильич Ленин выехал за границу, там он добился выпуска с декабря 1900 года газеты «Искра», и взял в свои руки руководство её агентами и местными организациями РСДРП.
В январе 1901 года В.И. Ульянов впервые подписал письмо Г.В. Плеханову псевдонимом Ленин (а в декабре 1901 года и публикацию в журнале «Заря»). Л.Д. Троцкий писал позднее: «Ленин приехал за границу не как марксист „вообще“… и не вождь „вообще“, а вождь той революции, которая нарастала… Он приехал, чтобы в кратчайший срок создать для этой революции идейную оснастку и организационный аппарат… поставил себе практической целью: ускорить пришествие революции и обеспечить её победу».[11]
В брошюре «Что делать?» Ленин выступил с планом построения социал-демократической партии: отсутствие политических свобод в России вынуждает партию стать жестко централизованной организацией, ядром которой являются профессиональные революционеры; «Дайте нам организацию революционеров и мы перевернём Россию!». По свидетельству А.Н. Потресова, «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственно бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя. Людовик XIV мог говорить: Государство — это я… Ленин неизменно чувствовал, что партия — это он, что он — концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал...»[12].
Ленин проделал большую работу по подготовке 2-го съезда РСДРП, который принял программу партии (с положением о диктатуре пролетариата как условии победы социальной революции и о праве наций на самоопределение) и устав. На съезде произошёл раскол РСДРП на две фракции — радикально-революционную (большевики) и умеренную (меньшевики). После неудачных поисков компромисса Владимир Ильич Ленин взял курс на обособление большевиков. В.И. Засулич говорила Ленину: «Жорж (Плеханов) — борзая: потреплет, потреплет и бросит, а вы – бульдог, у вас мёртвая хватка».[13]
В период революции 1905-1907 гг. Ленин ориентировал большевиков на вооруженное восстание против царизма, на установление демократической республики. В книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» Ленин обосновывал стратегию и тактику, вытекавшие из идеи гегемонии пролетариата в российской буржуазно-демократической революции, необходимость увенчать её победу установлением революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Обобщив требования крестьян, депутатов 2-й Госдумы в 1906 году он выдвинул в качестве главного пункта аграрной программы большевиков — национализацию земли.
В ноябре 1905 года Ленин нелегально возвратился в Петербург и возглавил большевиков. Но в 1905-1907 гг. Ленин, по оценкам современников, не играл ещё первостепенной роли в революционном движении России. В новых условиях он стремился к сотрудничеству с меньшевиками. 9 мая 1906 года Ленин впервые выступал на митинге. С возросшей опасностью полицейских репрессий летом 1906 года он переехал из Петербурга в Куоккалу (Финляндия). А в декабре 1907 года вновь эмигрировал.
После поражения революции Ленин стремился спасти партию от разгрома и внутреннего кризиса. С 1910 года предпринял шаги к возрождению центральных органов партии. В январе 1912 года 6-й Всероссийской конференцией РСДРП (Прага) был избран членом ЦК. По его инициативе была создана газета «Правда». В докладе по национальному вопросу на Летнем совещании ЦК РСДРП Ленин подчёркивал, что борьба против национального угнетения связана с борьбой против царизма. В написанной им резолюции отмечалось, что право наций на самоопределение, т.е. на отделение и образование самостоятельного государства, безусловно, отстаивается социал-демократической партией. И далее: вопрос этот «непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации». Ленин участвовал в деятельности 2-го Интернационала: 1905 — 1912 гг. представлял РСДРП в Международном социальном бюро, возглавлял большевистскую делегацию на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах.
В начале первой мировой войны, находившийся на территории Австро-Венгрии Ленин был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России. Освобожденный, благодаря ходатайству австрийских и польских социал-демократов, 23 августа 1914 года переехал в Швейцарию. В написанном Манифесте РСДРП «Война и российская социал-демократия» Ленин призывал социал-демократов всех стран раскрывать обманутым массам империалистический и грабительский характер войны, разоблачать шовинистов.
Исходя из предвоенных решений конгрессов 2-го Интернационала, Ленин выдвинул лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую, а с точки зрения революции перспективой считал поражение царизма «наименьшим злом». Английский посол Дж. Бьюкенен позднее писал: «Россия была лишь пешкой в той игре, которую играл В.И. Ленин. Для осуществления его мечты о мировой революции война, которую вела Россия против Германии, должна была превратиться в гражданскую войну внутри страны: такой была отныне конечная цель его политики».[14]
Годы войны были одним из самых трудных периодов в жизни Ленина. В 1916 году он писал А.Г. Шляпникову: «О себе скажу, что заработок нужен. Иначе просто околевать, ей-ей! Дороговизна дьявольская, а жить нечем».
О победе Февральской революции 1917 года в Петрограде Ленин узнал из швейцарских газет. Возвращение в Россию выдвинуло Ленина на авансцену политической борьбы. Имя Ленина, как деятеля социал-демократического движения (и не только российского), лидера большевиков получило широкую известность. Фигура Ленина обрела черты вождя социальной революции, в чём немалую роль сыграло и своеобразие его личных качеств. Н.А. Бердяев писал: «Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотичного типа… Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике… Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистичный аскетизм с хитростью, почти с коварством».[15]
3 апреля Ленин возвратился в Петроград. «Правда» писала, что на площади Финляндского вокзала он приветствовал революционный русский пролетариат и революционную русскую армию, сумевших не только Россию освободить от царского деспотизма, но и положивших начало социальной революции в международном масштабе. В ночь с 3 на 4 апреля Ленин выступил во дворце Кшесинской на собрании большевиков с «Апрельскими тезисами». Н.Н. Суханов писал: «Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных… Казалось, поднялись все стихии, и дух всесокрушения, не ведая ни преград, ни сомнений, ни людских трудностей, ни людских расчётов, носится над головами зачарованных учеников. Ленин хороший оратор — не оратор законченной, круглой фразы, или яркого образа — но оратор огромного напора, силы, разлагающий на глазах слушателя, сложные системы на простейшие, общедоступные элементы и долбящий ими, долбящий по головам слушателей до бесчувствия, до приведения их к покорности, до взятия в плен».
ЦК РСДРП(б) не поддержал Апрельские тезисы.
Реализуя свою программу углубления революции, Ленин работал с исключительным напряжением. В печати регулярно появлялись написанные им статьи, брошюры, воззвания, он постоянно выступал на собраниях и митингах, съездах и конференциях. При обосновании и пропаганде своего соцпроекта он исходил из того, что «русская революция не была бы революцией, если бы она остановилась на первой стадии и не дошла до крайностей». Ленин утверждал, что «только власть Советов РКСД поможет начать решительную борьбу и за мир, и за землю, и за социализм». В этом же контексте трактовал он и перспективы решения национального вопроса: "… великороссы не будут насильно удерживать ни Польши, ни Курляндии, … вообще ни одного народа. Великороссы предлагают братский союз всем народам и составление общего государства по добровольному согласию каждого отдельного народа, а никоим образом не через насилие". Идею пролетарской революции в России он изначально поставил в прямую связь с надеждами многих социалистов различных направлений на близкую мировую революцию и рассматривал российскую революцию как пролог, начало и детонатор всемирной. Ленин полагал, что «отсталая страна может легко начать революцию, потому что гнил её противник, потому что неорганизованна её буржуазия...».[16]
18 июня в Петрограде проходила демонстрация (около 500 тыс. человек, её основной лозунг – «Вся власть Советам!»). Вечером того же дня Ленин в кругу членов ЦК якобы сделал вывод: демонстрацией пролетариат ничего не добился: «Он должен с нею вместе похоронить иллюзию на мирную возможность передачи власти Советам. Власть не передают: её берут с оружием в руках… Необходимо дать пролетариату указания, что вся организация его силы в конечном счёте имеет восстание, если не через дни, не в ближайшие недели, то, во всяком случае, в ближайшем будущем».[17]
15 сентября ЦК получил от Ленина 2 письма, — «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание». В письмах Ленин, отметив, что большевики получили большинство в обоих столичных Советах и что «большинство народа за нас», предложил начать немедленную подготовку к вооруженному восстанию для взятия государственной власти в свои руки. На заседании ЦК было решено письма сжечь, сохранив лишь по одному экземпляру, и принять меры к тому, чтобы о письмах Ленина не стало известно петербуржским рабочим. Ленин приходит к выводу, что по вопросу о восстании «замечается какое-то равнодушие». Тогда Ленин бросает своё убежище и «самочинно», не считаясь с опасениями друзей, приезжает из Финляндии в Питер, чтобы проповедовать немедленное восстание… И добивается своего.
Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и придал подготовке восстания решающий импульс. Открывшийся 25 октября 2-й Всероссийский съезд Советов РСД провозгласил переход всей полноты власти в центре и на местах к Советам и тем подтвердил победу большевиков и их союзников — левых эсеров. На съезде 26 октября по докладам Ленина были приняты декреты о мире и о земле. В ночь с 26 на 27 октября съезд образовал первое, чисто большевистское Советское правительство — СНК во главе с Лениным.
М.Н. Покровский отмечал у Ленина «колоссальное политическое мужество… он не боялся брать на свою ответственность за политические решения какого угодно размера. Он не отступал в этом отношении, ни перед каким риском, брал на свою ответственность шаги, от которых зависела участь не только его личности, не только его партии, но всей страны и до некоторой степени мировой революции». Иначе оценивал его деятельность А.Ф. Керенский: «Для него всё, что было на пользу и выгодно рабочему классу, представлялось этичным, а всё, что вредно,- неэтичным. Такая доктрина морального релятивизма, если следовать ей до логичного конца, неизбежно ведёт к той аморальности, которая предельно сжато сформулирована… если Бога нет, то всё позволено. И именно эту сжатую формулу духовного и морального нигилизма Ленина и его соратники использовали в качестве руководящего принципа всей своей революционной деятельности».[18]
Образование правительства во главе с Лениным вызвало негодование других социальных партий. Даже ранее близкий к нему М. Горький 10 ноября писал: «Ленин… является одною из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии… человек талантливый, он обладает всеми свойствами „вождя“, а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс… Рабочий класс для Ленина то же, что для металлиста руда… Сознательные рабочие, идущие за Лениным, должны понять, что с русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции».[19]
Первостепенное значение Ленин придавал созданию нового государственного аппарата. Работая по 15-18 часов в сутки, он добился такой организации работы СНК, что последний, по оценке исследователей, «в стечение первых нескольких месяцев своего существования достиг такого же уровня, которого британский кабинет министров смог достичь приблизительно к этому же времени, но уже имея за плечами почти двухсотлетний опыт».
продолжение
--PAGE_BREAK--