Реферат по предмету "Исторические личности"


Дорогами последних пятилеток экономика должна быть экономной

Чураков Д.О.
Созданное приИ.В. Сталинеиндустриальноеобщество трудносчитать зрелым, но основныеего элементы, которые предстоялодоводить доума, были налицо. Цивилизационныйрывок совершалсяСоветскимСоюзом в неблагоприятныхвнешних условиях, в силу чего походу выполненияпервых пятилетнихпланов предстоялорешить задачу«догнать»«передовыестраны», иначебы нас просто«смяли», — какопределял в1931 г. проблемувождь. Тем самым, советскаяэкономикадвигаласьвперд припомощи чрезвычайныхусилий. Но времяшло. Была выигранаВеликая Отечественнаявойна, победанад Япониейпозволила стриумфом завершитьВторую мировуюв целом. В ходеIV пятилеткибыл созданнеобходимыйзадел для того, чтобы дальнейшеепоступательноеразвитие сталонеобратимым, а мощная обороннаяпромышленностьгарантироваладостойный отпорлюбому агрессору.Смысла перенапрягатьнародное хозяйствоСССР не оставалось.Появляласьвозможностьотказатьсяот подхлстыванияэкономики ичрезвычайщины…Именно этопредлагал послесмерти СталинаГ.М. Маленков, но он был оттртот власти болееизворотливымсоперником.Дорывавшисьдо высших постовв партии игосударстве, Хрущев в совершенноизменившихсяисторическихусловиях опятьвыдвинет лозунг«догонять»и даже «перегонять»! Стоит ли удивлятьсятому, как приего правленииотечественнуюэкономику самымудручающимобразом лихорадило, а темпы е развитияначали вдругпостепеннопадать?
Хозяйственнаяреформа 1965 г.
Относительнаястабилизациясоветскойэкономическойсистемы совпалас осуществлениемвосьмого пятилетнегоплана развитиянародногохозяйства(1966—1970). Подготовкапроекта пятилеткисопровождаласьбольшими проблемами.Работа над нимначалась ещепри Хрущеве, когда всяпропагандистскаямашина партиистремиласьдоказатьправомерностьсформулированногосоветскимлидером обещания, что уже “нынешнеепоколениесоветских людейбудет жить прикоммунизме”.Ученые-экономистыи практики отпроизводствабились наднепосильнойзадачей рассчитатьпятилетниезадания всоответствиис этой популистскойустановкой.Нереальностьвыхода на рубежи, заданные XXII съездомКПСС — вот чтопослужило ещеодной вескойпричиной, покоторой окружениеХрущева быловынужденопоторопитьсяс его смещением.Лишь послетого, как наоктябрьском(1964 г.) Пленуме ЦККПСС прежниезавышенныедирективыпризналиволюнтаристскими, появиласьвозможностьпродолжитьподготовкупланов восьмойпятилетки вболее спокойномрежиме.
Новые ориентирыразвития советскойэкономики былинамечены наXXIII съезде партии, состоявшемсяв конце марта1968 г.
Предполагалось, что за пять летвыпуск промышленнойпродукцииудвоится, сельхозпродукциявозрастет начетверть, производительностьтруда в промышленности— на 30—35%, прибыль— более чем вдва раза. Позитивныеперемены должныбыли непосредственноотразитьсяна жизни населения, реальные доходыкоторого всравнении с1965 г. должны былиувеличитьсяв 1,5 раза. Первостепенноевнимание уделялосьразвитию сельскогохозяйства ипроизводствупотребительскихтоваров. Подъемуместной инициативыслужили планыразвитиятерриториально-производственныхкомплексов(ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутскогои др. Тем самым, брежневскогоруководствовновь в качествеважнейшейзадачи ставитприращениебогатствародины за счтнеуклонногопродвиженияна Восток
Успех предстоящейпятилеткисоветскоеруководствосвязывало скомплексомпроведенныхпосле отставкиХрущева мероприятий.Развернувшиесяна тот моментпреобразования, по определениюнекоторыхзарубежныхисториков, носили характерсвоеобразнойконтрреформы, поскольку былинаправленына преодолениенаиболее одиозныхпоследствийволюнтаристскогоправленияпопавшего вопалу прежнеголидера страны.Уже в ноябре1964 г. Пленум ЦККПСС восстановилединство партийных, государственных, а так же всехдругих органов, разделенныхв 1962 г. на промышленныеи сельские.Через год былаупраздненасистема совнархозов, которая превратиласьв источникместничества, и восстановленыотраслевыеминистерства.Предпринималисьи другие шаги, направленныена нормализациюобстановкив экономике, на повышениеуправляемостиею.
Вместе с тем, отказ произошелтолько от техноваций, которыеуже успели впредшествующийпериод проявитьсвою неэффективность.Многие важныезамыслы прежнихлет еще не успевшиевоплотитьсяна практикене утратилисвою привлекательностьдля новогоруководства.В силу этогов некоторыхважных проявленияхновый курсбрежневскогоруководствасохранялпреемственностьс реформаторскимизамысламипредшествующегодесятилетия.Прежде всегоэто касалосьключевых положенийзадуманнойв последниегоды правленияХрущева экономическойреформы. В ихоснове явственнопросматривалсяпринцип т.н.конвергенции, т.е. взаимногопроникновенияи взаимногообогащенияэлементовсоциализмаи капитализма(хотя официальнолюбые сужденияна этот счетрешительнопресекались).Базовые, утвердившиесяисторическиустои советскойэкономическойсистемы, такиекак всеобъемлющаягосударственнаясобственность, единое, централизованноепланирование, строгий контрольсверху за основнымипоказателямиразвития сомнениюне подвергались, но теперь дляпридания имбольшей эффективностинамечалосьвозродить, казалось, навсегдаутраченныйдух частнойинициативы, допустить всоветскойэкономикеотдельныепроявлениятоварно-денежныхотношений, иначе говоря, рынка.
Возможностьзадействоватьрыночные рычагиуправленияэкономикойобсуждаласьв советскойэкономическойнауке еще сконца 1950-х гг.Важной вехойна пути формированияидеологииреформ становитсяпубликацияв сентябре 1962г. в центральномпечатном органекоммунистическойпартии газете“Правда” статьиЕ. Либермана“План, прибыль, премия”, в которойполучили обоснованиеосновные параметрыпредстоящейреформы. Помнению экономиста, предприятияследовалоосвободитьот навязчивойопеки со стороныплановых органов, предоставитьим широкое поледля принятиясамостоятельныхрешений. Темсамым, он вплотнуюподходил кпризнаниюнеобходимоститаких рыночныхатрибутов, какспрос, предложение, рентабельность.ПредложенияЛибермана пооживлениютоварно-денежныхотношенийподдержалиизвестные вто время экономистыЛ. Канторович, В. Немчинов, В.Новожилов.Подготовкаизменений вэкономическоммеханизместраны веласьс ведома и присодействииХрущева, поэтомунекоторыеисторики полагают, что его смещениеобернулосьотказом отмногих важныхпредложений, звучавших входе обсуждения.Другие авторы, наоборот, указывают, что после отставкиХрущева реализацияреформаторскихзамыслов ускорилась.
В первую очередьхозяйственныенововведениязатронулисельское хозяйство, пребывавшеев особенноплачевномсостоянии послепостоянныхвстрясокпредшествующегодесятилетия.Важность намечаемыхшагов подчеркиваласьуже тем, что синициативойих осуществлениявыступилнепосредственноруководительпартии Брежнев.В марте 1965 г. напленуме ЦК КПССон призвал вмаксимальносжатые срокиустранитьнегативныепоследствияошибок прежнихлет. Борьба сличными приусадебнымиучастками, повсеместныеобязательныепосевы кукурузы, уничтожениедомашнегоскота, — всеэто уходилов прошлое. Сколхозов исовхозов списывалисьнеподъемныедля них долгиперед государством, понижалисьнепомерновздутые в прошломставки подоходногоналога на крестьян.Брежнев предложилпроведениеболее прагматическогокурса по отношениюк деревне, результатомкоторого должнобыло статьувеличениепроизводствасельхозпродукциии повышениеуровня жизниколхозникови работниковсовхозов.
Реформированиесельскогохозяйстваосуществлялосьна основе сочетанияобщественныхи личных интересов, усиления материальнойзаинтересованностикрестьян врезультат ихтруда. Закупочныецены на рожь, пшеницу и другиекультуры повышалисьв 1,5—2 раза, предусматривалосьих дифференциацияпо различнымзонам и районамстраны. Плангосударственныхзакупок существенноснижался, приэтом государствогарантировалоего стабильностьна период всейпятилетки.Производствосверхплановойпродукциипоощряласьрублем: за сданноедополнительнозерно устанавливалась50% надбавка (т.н.“полуторнаяцена”). Цены натехнику и запчастибыли установленына более приемлемомдля деревниуровне. Результатыне заставилисебя ждать. Ужев 1965 г. колхозыи совхозы ощутиливесомую выгоду, получив засданную государствупродукцию на15% больше, чемв предшествующемгоду. Намечалисьперемены впланировании.Количествоустанавливаемыхдля хозяйствпоказателейрезко ограничивалось, в рамках спущенныхсверху государственныхзаданий крестьянеуже сами моглиопределятьдля себя производственныепланы.
Начатые в марте1965 г. реформысельскогохозяйства былипродолженыи в последующиегоды восьмойпятилетки. Намайском (1966 г.)Пленуме ЦК КПССпринимаетсярешение существенноувеличитьфинансовыевливания вдеревню. Засчет бюджетастраны развернулисьширокомасштабныеработы по орошениюи осушениюземель, по борьбес водной и ветровойэррозией. НачалосьвозведениеКаховскойоросительнойсистемы, Краснодарскоговодохранилищаи других важныхирригационныхсооружений.С целью переходана интенсивныйпуть развитияаграрногосектора наоктябрьском(1968 г.) Пленуме ЦКполучили одобрениемеры, направленныена увеличениепоставок селупередовойтехники и удобрений.По данным современныхисследователей, к концу восьмойпятилетки наполях страныработали до2 млн. тракторов,623 тыс. зерноуборочныхкомбайнов, подавляющеебольшинствоколхозов исовхозов пользовалисьэлектроэнергиейот государственныхэнергетическихсетей. Селополучало всебольше и большеспециалистов, численностькоторых возрослана 400 тыс. человек.Росла квалификациясельскогоруководства: в этот периоддо 95,5% директоровсовхозов и 80%председателейколхозов имеливысшее илисреднее образование.
Важной вехойреформы сельскогохозяйствастановитсяпроходившийв Москве в ноябре1969 г. III съезд колхозниковСССР. Съезднаметил комплексмер по укреплениюхозяйственнойсамостоятельностиколхозов, принялновый Примерныйустав колхозов, вместо действовавшегоустава 1935 г. Чтобыповысить материальнуюзаинтересованностьи поднять впрошлом оченьнизкий уровеньжизни колхозников, существовавшаясо временколлективизациипресловутаясистемы оплатытруда по трудоднямзаменяласьежемесячнойгарантированнойоплатой потарифным ставкамсоответствующихкатегорийрабочих совхозов.Для этого издоходов колхозаформировалсяспециальныйденежный фонд(в случае нехваткисредств у колхозов, государствопредоставлялоцелевой кредитна выплатуколхозникамзаработнойплаты). Устанавливалосьпенсионноеобеспечениеколхозников.Параллельнос внедрениемновых условийхозяйствования, укреплялисьдемократическиеначала в деятельностиколлективныхкрестьянскиххозяйств. Так, в новом Уставезакреплялосьправо колхозниковвыбирать нетолько председателейи членов правленияколхозов, нои бригадиров, а так же руководителейдругих подразделений.Съезд избралСоюзный Советколхозов, которомупоручалосьобобщать ираспространятьпередовой опытотдельныххозяйств вмасштабах всейстраны. Аналогичныесоветы колхозовдолжны былипоявиться также на уровнереспублик, краев, областейи районов.
Преобразованиябрежневскоговремени в аграрномсекторе невсегда исправлялиошибки предшествующегодесятилетия.Так, была продолженапрактикапреобразованияколхозов всовхозы, в результатекоторой числоколлективныххозяйств запятилеткусократилосьс 36,9 до 33,6 тыс., ачисло совхозовв 1970 г. достигло15 тыс. Вместес тем, в 1960-е гг.второе дыханиеобрела идеясельскохозяйственныхзвеньев, наиболееполно отразившаярыночных духпреобразований.Задумывалосьперейти открупных бригадв 100 и более человекк небольшиммобильнымзвеньям. Этизвенья должныбыли отвечатьза весь технологическийцикл, причемзаработнаяплата работниковжестко увязываласьс количествоми качествомпроизведеннойпродукции. Кпримеру, вКраснодарскомкрае звено В.Первицкого, в котором быловсего десятьчеловек, засчет рациональнойорганизацииработ получилоурожай в 2—3 разавыше, чем утрудившихсяна аналогичныхучастках большихбригад. Всясоветскаяпечать широкоосвещалаказахстанскийэкспериментИ. Худенко, входе которогоновая системаоплаты трудабыла внедренав одном из целинныхрайонов. Всяработа распределяласьмежду небольшимизвеньями, которыедействовалина принципаххозрасчета.Звеньям предъявлялосьлишь одно требование: произвестизаданный объемпродукции копределенномусроку. При этомзарплата зависелаисключительноот результатовтруда и размерее практическине ограничивался.И хотя в конечномитоге экспериментпришлось свернуть, производственныепоказателиотдельныхбригад демонстрировалиширокие возможностиновых методовхозяйствования.
Конечно, удалосьрешить далеконе все проблемысоветскойдеревни (вомногих колхозахи совхозах неполностьюиспользоваласьтехника, допускалисьпотери урожаяи т.д.). Тем неменее, в общем, результатывосьмой пятилеткив области сельскогохозяйства былиположительными.Уже в 1966 г. былсобран небывалыйв истории страныурожай зерна— 171,5 млн. тонн.Урожайностьв среднем постране составила13,7 центнера сгектара. Государствосмогло закупить75 млн. тонн зерна.Среднегодовойобъем продукцииувеличилсяна 21%, в то времякак за предыдущиепять лет — всегона 12%. Тем самым, темп ростасельскохозяйственногопроизводстваувеличилсяпочти вдвое.Наиболее ощутимымбыл рост производствазерна: в среднемстрана собиралав 1,3 раза зернабольше, чем в1961—1965 гг. Рослотак же производствохлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и другихсельскохозяйственныхпродуктов.
По-настоящемумасштабнымновый экономическийкурс становитсяпо мере распространенияего основныхпринципов напромышленность.Первоначально, еще в августе1964 г. предложеннаяЛиберманомсистема в порядкеэкспериментабыла внедренана двух фабриках.В полном объемереформа стартовалана сентябрьском(1965 г.) пленуме ЦККПСС. На нем сдокладом “Обулучшенииуправленияпромышленностью, совершенствованиипланированияи усиленииэкономическогостимулированияпромышленныхпредприятий”выступил новыйпредседательправительстваА. Косыгин.
Косыгин подробнообосновалнеобходимостьрешительныхдействий. ЭкономикаСССР, по-прежнемусохраняя высокийпотенциал, теряла темпысвоего развитияи прежнююэффективность.Подтверждениемэтому служилиневысокоекачество многихвидов отечественнойпродукции, распылениекапиталовложений, отставаниеот основныхконкурентовна международнойарене в производительноститруда. Смысломпредстоящихизменений, сугубо по-советски, провозглашаласьпотребностьпривести системууправлениянародным хозяйствомв соответствиес уровнем развитияпроизводительныхсил.
По докладуглавы правительствапленум принялпостановление, в которомпредусматривалосьнесколькопервоочередныхмер по повышениюсамостоятельностипредприятий.В соответствиис постановлениемпредполагалосьрасширить праваотдельныхпредприятий, развиватьпрямые связимежду потребителямии производителямина принципахвзаимной материальнойответственностии заинтересованности.Было признановажным снизитьизлишнююрегламентациюих деятельности, для этого числоустанавливаемыхсверху плановыхпоказателейснижалась с30 в прошлые годыдо 9. Теперьгосударствомопределялисьтакие показатели, как основнаяноменклатурапродукции, платежи в бюджети ассигнованияиз бюджета, фонд заработнойплаты, показателипо объемуцентрализованныхкапиталовложенийи некоторыедругие. Прочиеориентиры своейдеятельностипредприятияопределялисамостоятельно, без обязательногоих утвержденияв министерствахи ведомствах.
В отличие отпрежних лет, когда предприятиябыли ориентированына производствопродукции, теперь главнымпоказателемэффективностистановитсяобъемы ее реализации.Соответственно, прежние натуральныеплановые показателибыли замененына стоимостные.Как и в странахс рыночнойэкономикой, основным критериемуспешностипредприятиястановитсярентабельность, а целью производства— получениеприбыли. Изотчисленийот полученнойприбыли предприятиямразрешалосьсоздавать фондыэкономическогостимулирования, которых былотри: 1) фонд развитияпроизводства;2) фонд материальногопоощрения; 3)фонд социально-культурногои бытовогоразвития. Засчет этих фондовможно былопремироватьработниковв соответствиис их трудовымипоказателями, расширятьпроизводство, строить жилье, больницы, санатории.Считалось, чтопереход кхозяйственномурасчету позволитдостичь большейзаинтересованностипроизводителейв результатахсвоего труда.--PAGE_BREAK--
Законодательноосновные положенияреформы былизакрепленыв Положениио социалистическомгосударственномпредприятии, принятом воктябре 1965 г. вразвитие решенийпленума ЦК. Внем закреплялисьправа производителейв областипроизводственно-хозяйственнойдеятельности, строительстваи капитальногоремонта, материально-техническогоснабжения, финансов, трудаи заработнойплаты, а так жекруг обязанностейи степеньответственностив случае ихнарушения.
Мероприятиясоветскогоруководствавызвали широкийрезонанс вовсем мире.Большинствокомментаторовсходилось вомнении, что, всилу логикиэкономическогоразвития, решенияпартии приведутк постепенномудрейфу СССРк капитализму.Зарубежныесредства массовойинформациинадрывно кричалио “флирте коммунистовс прибылью”, пестрели заголовками:“Капитализмв России”, “Советскийкапитализм”,“Россия делаетосторожныешаги к капитализму”.Переход кэкономическимрычагам управленияэкономикойзападные политики, социологи ижурналистыхарактеризоваликак “идеологическоебанкротство”, говорилось, что спасаясьот “мрачнойперспективы”развития советскойэкономики, СССР“вводит у себякапитализмбез капиталистов”.Эти оценкипроникли и вофициальныедокументы. Так, в одном изаналитическихматериалов, подготовленномгруппой ученыхдля КонгрессаСША, отмечалось, что начатыереформы в перспективеизменят характерэкономическихотношений вСССР, приведутк ликвидацииплановой экономикии победе рыночныхотношений.
Хозяйственнаяреформа проводиласьочень активно.В январе 1966 г.хозрасчетвводится на43 предприятияхв 17 отрасляхпромышленности.В 1967 г. на принципаххозрасчетаработало существеннобольше — 7 тыс.предприятий.На них трудилосьсвыше 10 млн. человеки выпускалосьдо 40% всей промышленнойпродукции. Впоследний годпятилетки нановую системубыли переведеныуже 83% предприятий, выпускавших93% суммарногообъема промышленнойпродукции, ак исходу пятилеткипереход нановые методыхозяйствованиябыл завершен.В ходе осуществленияпреобразованийшел процессслияния мелкихпредприятийс крупнымиметодом созданияпроизводственныхобъединений.Осуществлявшаясяв рамках этихобъединенийкооперацияпо переработкесырья и выпускуготовой продукциисразу же далаположительныйэкономическийэффект. Одновременнос этим партией, комсомоломи профсоюзамивелась большаяработа по развитиюмассовой инициативыи творческогоотношения ктруду. Численностьучастниковсоциалистическогосоревнованияс 55,1 млн. в 1965 г. к1970 увеличиласьдо 70,2 млн. Возрождаетсяважное начинаниепервых летсоветскойвласти — субботники.Разворачиваетсядвижение новаторови рационализаторовпроизводства.
Результатывосьмой пятилеткиобнадеживали.Национальныйдоход возросна 41%, производительностьувеличиласьна 37%. Производствопромышленностивозросло на50%. В одном толькозавершающемгоду пятилеткибыло произведенопромышленнойпродукции почтив два раза больше, чем за все довоенныепятилетки, вместе взятые.Опережающимитемпами развивалисьмашиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическаяи другие отрасли.Продукциястанкостроениявозросла почтина 65%. За годыпятилетки былосооружено 1900крупных промышленныхпредприятий.В строй вступилиБратская ГЭСи первая очередьв то время крупнейшейКрасноярскойГЭС, было завершеносоздание Единойэнергетическойсистемы европейскойчасти СССР —самой крупнойэнергосистемыв мире. Завершилосьстроительствопервой очередиВолжскогоавтомобильногозавода в Тольятти.В Москве былозаконченосооружениевысочайшейв мире Останкинскойтелевизионнойбашни (533 м.). Многовнимания уделялосьотраслям, производящимпредметы потребления.Выпуск легкойи пищевойпромышленностив годы восьмойпятилеткиувеличивалсяна 8,3% в год против6,3% в предыдущемпятилетии, чтопозволилозаметно сблизитьтемпы развитияотраслей группы“А” и группы“Б”. В производстветоваров длянаселениявозросла доляпредметовдлительногопользования.
В последниедва десятилетияв публицистикеи научной литературевозобладаломнение, чтодостиженияв реализациивосьмого пятилетнегоплана вызваныпроводившимисяв те годы рыночнымипреобразованиями.Действительность, однако, не выглядиттакой однозначной.Наибольшиеуспехи былидостигнутыв первые годыпятилетки, когда массовыйперевод промышленностина новую системухозяйствованияеще толькоразворачивался, причем в этовремя на хозрасчетпереходилинаиболее передовые, техническиоснащенныепредприятия, которые и преждеотличалисьвысокими достижениямив работе. Темсамым на ростпоказателейвлиял и такойфактор, какстабилизациясоветскойсистемы послеотказа отволюнтаристскихметаний хрущевскойсемилетки, атак же вызванныеэтим позитивныеожидания населения.Помимо этого, некоторыеавторы отмечают, что к составлениюпроекта восьмойпятилетки былипривлеченыпрофессиональныеэкономисты, которые стремилисьзаложить в планнаиболее оптимальныепараметрыэкономическогоразвития страны.
К концу восьмойпятилетки темпыразвитияпромышленностивновь начинаютснижаться.Считается, чтопричиной этогостановитсяскрытое сопротивлениекомандно-административнойсистемы внедрениюрыночных механизмов.И действительно, многие представителисоветскогоруководстваусматривалив реформе угрозуполитическойстабильности.Часто консервативныенастроенияприписываютлично Брежневу.При этом высказываетсяточка зрения, что в выбореэкономическойстратегиисталкивалисьдве концепции.Первая, косыгинская, предпочтениеотдавалапромышленностии ее неуклонномуреформированию.Вторая, брежневскаялиния, якобыисходила изприоритетаоборонныхотраслей исельскогохозяйства, а, кроме того, с1977 г. Брежнев, каки некоторыеего предшественники, стоявшие воглаве страны, особое вниманиеначинает уделятьпоступательномудвижению наВосток, в первуюочередь освоениюСибири. А дляэтих приоритетов, как якобы полагалинекоторыесоветскиелидеры, необходимостив реформах несуществовало,«надо простолучше работать».Однако в научнойлитературесуществуети другое мнение, согласно которомуантиреформаторскоебольшинствов ПолитбюровозглавлялН. Подгорный, открыто заявлявший:«На кой чертнам эта реформа, мы и так двигаемсянеплохо».Реставраторскиенастроенияособенно укрепилисьв результатесобытий 1968 г. вЧехословакии.Ученые, пытавшиесяобосноватьнеобходимостьрасширенияв советскойэкономике зоныдействия законастоимости, стали подвергатьсязажиму. Вводилисьлимиты на созданиефондов экономическогостимулирования.Под контрольвышестоящихорганизацийпопал фондразвитияпроизводства.Росло числонеобходимыхсогласованийв вышестоящихпартийных ихозяйственныхорганах.
Однако все этичасто называемыев литературеобстоятельстване отменяюттого факта, чтодеструктивныепроцессы началинарастатьпараллельнос расширениемреформы на всеновые и новыехозяйствующиесубъекты. Комплексныйанализ советскойэкономикипоказываетневозможностьпроведенияв тот моменткаких-либорыночныхпреобразований.Потеря темпав предшествующеедесятилетиене позволилоСССР вовремяперейти отэкстенсивногок интенсивномуразвитию.Индустриальнаямодель, сложившаясяв 1950—1960-е гг., характеризоваласьжесткой зависимостьюэкономическогороста от масштабоввовлеченияпервичныхресурсов, т.е.от объемовиспользованиятоплива и сырья.Это делалосоветскуюэкономикузаведомонеконкурентноспособнойна международнойарене. Массированноенасаждениеэкономическихрычагов былотак же затрудненоотсутствиемв стране соответствующихкадров, имеющихопыт работыв новых условиях.В силу этого, все сравнения«косыгинскихреформ» с ленинскимнэпом и дажесталинскимнеонэпом некорректны, поскольку вто время ещеимелось немалаяпрослойка людейпрежней формации— предпринимателей, специалистов, служащих —знавших законырынка не измарксистскихучебниковполитэкономии, а из собственногожизненногоопыта. Об этомнеоднократношла речь и напрактическихконференциях, и на партийныхмероприятиях.Так, на проходившемлетом 1967 г. совещаниив МГК КПСС однимиз выступавшихвопрос былпоставленребром: “Кудауходят выпускники-экономистыиз техническихвузов и специализированныхинститутов? Спешили проводитьреформу, а неподумали о том, кто ее будетпроводить”.
Нельзя забыватьи еще о некоторыхобстоятельствах.Реформа, подготовкакоторой началасьеще при Хрущеве, совершенноявно ориентироваласьна существовавшуюпри нем системусовнархозов.Удаление этоговажного элементареформы решительноменяло всю ееконцепцию, требовалодальнейшегонаучного анализа, который в пылуполитическойборьбы, проделанне был. Само посебе совмещениепо времениадминистративнойперестройки(возвращенияот совнархозовк министерствам)с хозяйственнымипреобразованиямивносило в советскуюэкономическуюсистему элементхаоса и неопределенности, в чем-то не менееразрушительный, нежели метанияхрущевскойпоры. Об этом, к примеру, свидетельствуетзаписка московскогогоркома партии, направленнаяв марте 1966 г. в ЦККПСС: «В последнеевремя в связис переходомк отраслевомупринципу управленияпромышленностью,— отмечалосьв ней, — возвращениемот СНХ к министерствамнаблюдаютсяотдельныеслучаи снижениявниманияхозяйственныхорганизацийк развитиюмежотраслевыхпроизводств…В частности, созданное всвое время вг. Москве Управлениемежотраслевыхпредприятийликвидировано, а хорошо налаженнаясистема централизованногопроизводстваи снабженияпромышленностигорода … нарушается».Руководителистолицы несгущали краски: на часто проводившихсяв то время совещанияхв МГК КПССпредставителямпредприятийкак правилоставился вопрос:«Чувствуютсяли измененияв производствепротив того, что было присовнархозах?»Ответы звучалинеутешительно:«Да, чувствуются— в худшую сторону.Сейчас не всегдаоперативнорешаются вопросы».Сами министерстваоказалисьотстраненыот планированияреформ, чувствовалисвою отчужденность, не несли ответственностиза реализациюпланов преобразований.Это вызывалоу них протест, стремлениеподтвердитьсвою значимость, пусть даже ивыхолостивреформу. Видимо, поэтапное иболее продуманноереформированиемогло датьболее позитивныерезультаты.
Но существопроблемы былов ином. Переориентацияэкономики спроизводстваконечногопродукта наполучениеприбыли немогла датьдолгосрочногоположительногоэффекта нетолько на внешнем, но и на внутреннемрынке. Прибыльможно былополучить двумяпутями. Во-первых, снижая производственныезатраты. Во-вторых, поднимая цены.Первый путьв условияхрутинной организациитруда и приналичии устаревшейтехники длябольшинствапредприятийбыл простонереален. Дляускорениянаучно-техническогоперевооружениятребовалисьбольшие капиталовложения, которые сталибы приноситьприбыль толькочерез нескольколет, что делалоих невыгодными.В результатеруководителямбольшинствапредприятийоставалосьодно — вдуватьцены. Тольков машиностроенииза годы восьмойпятилетки онивыросли на 30%.Очевиднаяопасностьсложившегосяхозяйственногомеханизмазаключаласьв том, что экономикастановиласьмалочувствительнойк требованиямпродолжавшейсяво всем миреНТР. СтадиальноеотставаниеСССР в наукоемкихтехнологиях, наметившеесяв прошлые годы, по многим показателямобозначилотенденцию кусилению.
Тем самым, вопрекизаведомополитизированнойоценке, согласнокоторой причинойкраха реформаторскихзамыслов в тегоды становитсяотказ от развитиятоварно-денежныхотношений, вдействительностикоренной порокосуществлявшихсяв экономикеначинанийсводился ктому, что рыночныеметоды (материальноестимулирование, самостоятельностьпредприятий)и плановоерегулированиене удалосьобъединитьв единую органичнуюсистему. Врезультате, по мере реформированияэкономики, этидва разнонаправленныеначала не дополнялидруг друга, авсе большерасходились, противостоялии подрывалидруг друга.Имелось ещеодно пагубноепротиворечие.«Косыгинскаяреформа»сопровождаласьпоявлениемна свет принципиальнонового длясоветскойэкономики типапредприятия, имеющего, поопределениюисториков, обособленныйот государствасобственныйкорпоративныйэкономическийинтерес» в силутого, что трудего работниковв новых условияххозяйствованиянепосредственнос обществомв целом связануже не был. Всечетче в массовомсознании начинаютпротивопоставлятьсядва понятия:«мы» (коллективданного предприятия)и «они» (правительство, министерство, плановые организации, другие предприятия).Поскольку поройречь шла о трудовыхколлективах, которые насчитывалипо несколькодесятков тысяччеловек, этотповорот означалначало серьезныхподвижек всоциальнойструктуресоветскогообщества: в немначинает складываться«армия могильщиковцентрализованногодирективногопланирования».Особенно наглядноотмеченныетенденциипроявилисьв отраслях, связанных сдобычей и экспортомсырья. За социальными, разворачивалисьопасные политическиепроцессы, заключавшиесяв разрушениифундаментапартии, которымтрадиционно«служили заводскиепарторганизации».
Проблемыразвития советскойэкономики в1970-е годы
Постепеннотрудности вразвитии советскойэкономикинарастали. Вгоды девятойпятилетки объемпродукциипромышленностивозрос толькона 43%, а сельскогохозяйства —на 13%. В десятойтенденцияпадения ростапроизводствапродолжилась.Промышленнаяпродукция в1976—1980 гг. увеличиласьна 24%, сельскохозяйственная— всего на 9%.Нерешенныевопросы продолжалипрепятствоватьразвитию экономикии в одиннадцатой, последней«догорбачевской»пятилетке. Входе нее приростпромышленногопроизводствасоставил 20%, приэтом впервыев советскойистории посленачала индустриализацииприрост производствапредметовпотреблениястал устойчивообгонять производствосредств производства.Выпуск сельскохозяйственнойпродукции заэто же времяудалось увеличитьтолько на 6%. Пока, по сравнениюс США и другимизападнымистранами СССРвсе еще продолжалразвиватьсяопережающимитемпами: еслив 1960 г. национальныйдоход СССРсоставил 58% отуровня США, тов 1980 г. — уже 67%. И этопритом, чтоСССР развивалсяс опорой исключительнона свои собственныересурсы и помогалмногим зарубежнымстранам, тогдакак благополучиеСША зиждилосьна неэквивалентномобмене с другими, прежде всегоразвивающимисягосударствами.И все же, еслипроводитьсравнение стемпами довоенногоразвития самогоСССР, в советскойсистеме хозяйствованияв 1970-е гг. налицобыли опасныекризисныетенденции, успевшие проявитьсядаже на бытовомуровне.
Так, вызванныйхозяйственнойреформой 1965 г.рост оптовыхцен очень быстропривел к ростуцен розничных, что сразу жеотразилосьна кошелькахпотребителей.Из номенклатурыпроизводимойпродукциибыстро исчезалидешевые товары, падало качествопроизводимойдля населенияпродукции.Кроме того, получив правасамостоятельнораспоряжатьсяполученнойприбылью, предприятияутратили стимулвкладыватьсредства вразвитиепроизводства.Полученныедополнительныесредства шлина непроизводственныерасходы. Прямымследствиемреформы становилосьувеличениефондов потребленияв ущерб фондамнакопления, что выразилось, помимо всегопрочего, внеобоснованномросте заработнойплаты: уже в1968 г. — центральномдля реализациипланов восьмойпятилетки иосуществленияхозяйственнойреформы — темпыроста заработнойплаты по всемпромышленнымотраслям сталиобгонять темпыроста производительноститруда. Новаяпрактика серьезнорасшатывалаторгово-платежныйбаланс, усиливаладефицит. Приэтом в первуюочередь улучшениематериальногоснабжения ирост денежныхвыплат коснулисьдиректоров, мастеров, инженерно-техническихслужащих.Современникисобытий справедливовозмущались— «рядовойрабочий отреформы почтиничего не получил»…
Какое-то времяпроблемы советскойэкономики небыли слишкомзаметны благодаряросту мировыхцен на нефтьи газ. В эти годыв СССР идетбурное освоениеновых месторожденийприродныхресурсов, прокладываютсятысячи километровгазо- и трубопроводов, складываетсяединый Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК).Пользуясьвыгодной рыночнойконъюнктурой, советскоеруководствопостояннонаращивалопродажу природныхресурсов зарубеж. Доляпоставок нефтиза рубеж в 1960-егг. достигала11%, а в начале1980-х гг. — уже около38% от всего экспорта.Торговля нефтьюи другиминевосполнимымиресурсамидавала колоссальныеприбыли — за1970-е и начало1980-х гг. было полученооколо 180 млрд.инвалютныхруб. Однако этисредства частотратилисьвпустую, шлина закупкуширпотребаи другие непроизводственныенужды, а не наразвитие наукии передовыхтехнологий.Такая политикапомогала “подлататьдыры”, как-тостабилизироватьвнутриполитическуюситуацию, предотвратитьвозникновениеострых социальныхконфликтов, но сулила серьезныеиздержки вперспективе.
Еще одним очевиднымследствиемреформ становитсяразвитие в СССР“теневой экономики”.Интересныйанализ этогоявления содержитсяв исследованииитальянскогоисторика Дж.Боффа. Он отмечает, что, несмотряна стремлениеСталина когосударствлениювсего и вся, вэкономикевсегда оставалосьместо для частнойинициативы.Теневая экономикасуществовалаи в годы НЭПа, и потом, в ходе“сталинскихпятилеток”.Заметное оживлениетеневой экономикиприходитсяна период войныс фашистскойГерманией. Нодело было, какподчеркиваетитальянскийисторик, в масштабах.При Брежневеи Косыгинемасштабы экономики, ушедшей “втень” становятсясопоставимыс легальной.Дельцы теневойэкономики, т.н.“цеховики”, налаживалипроизводствои сбыт многихтоваров народногопотребления, предметовроскоши. Процветаласпекуляция, приписки, хищения.
Нельзя утверждать, что советскоеруководствоничего не делалодля преодолениякризисныхпроцессов.Вопреки утверждениюнекоторыхзарубежныхи отечественныхавторов, чтонеудача «косыгинскойреформы» заставиласоветскоеруководствосовсем отказатьсяот каких-либопреобразованийв экономике, реформаторскиенастроениябыли довольношироко распространеныв правящейпартии и в 1970-егг. На рубеже1970—1980-х гг. былопредпринятонесколькопопыток новыхширокомасштабныхреформ. Перваяиз них, стартовавшаяв 1979 г., была направленана усилениеплановых началв экономике.Суть очереднойэкономическойреформы былаизложена всовместномпостановленииЦК КПСС и СовминаСССР “Об улучшениипланированияи усилениивоздействияхозяйственногомеханизма наповышениеэффективностипроизводстваи качестваработы” от 12июля 1979 года.Постановлениеориентировалонародное хозяйствона повышениекачествапланирования, вводился новыйосновной показательэффективностиработы предприятий.Вместо прибылиим становиласьтак называемая“чистая продукция”, на изготовлениекоторой предприятиезатрачивалособственныематериалы, энергию и трудовыересурсы. Одновременноначали реанимироватьморальныестимулы к труду, заговорилиоб их приоритетенад материальными.Большее вниманиевновь началиуделять социалистическомусоревнованию.В обиход вошлитакие лозунги, как пресловутоевыражение“экономикадолжна бытьэкономной”.В 1982 г. реформированиезатронулоаграрный сектор.“Продовольственнаяпрограмма”, принятая в этомгоду сталапоследнимвступившимв жизнь грандиознымэкономическимпроектом развитиясоветскойэкономики. Еевыполнениесулило существенныйрост сельскохозяйственногопроизводства, улучшенияпродовольственногоснабжениянаселения.Однако всереформаторскиеимпульсы утопалив бумаготворчестве, волоките, аппаратнойнеразберихе.В полном объемепроявилисьи другие порокисистемы управлениястраной, когдаруководящиекадры подбиралисьне по деловымкачествам, аисходя из другихпринципов: землячества, родства и т.д., что, в отличиеот прежних лет, означало серьезноесокращениепритока наруководящиепосты выдвиженцевиз социальныхнизов и молодежи.
В целом показателиразвития советскойэкономики в1965—1982 гг. свидетельствуют, что странойбыл сделан шагвперед. Показателипо важнейшимвидам продукции, таким, какпроизводствоэлектроэнергии, добыча нефтии газа, выплавкачугуна и стали, производствоавтомобилейи тракторовувеличилисьпочти вдвое.Общий объемпромышленногопроизводстваза указанныйпериод выроспримерно в 3раза, сельскогохозяйства(несмотря навсе существовавшиездесь объективныеи субъективныетрудности) —почти в 1,5 раза.В 2,7 раза возрособъем капиталовложений.Национальныйдоход увеличился2,5 раза. Проводившиесяв те годы независимыеисследованияООН прогнозировалиопережающийрост валовогонациональногопродукта (ВНП)СССР по сравнениюс ведущимизападнымидержавами.Аналогичныеоценки содержалисьи в прежде строгозасекреченных, ставших известнымитолько в самоепоследнее времяисследованиях, проводившихсяЦРУ. Аналитикиамериканскойразведкипредупреждалилидеров «свободногомира», чтоинтеллектуальныйи производственныйпотенциалСоветскогоСоюза можетпозволить емув обозримомбудущем сравнятьсяс США по основнымэкономическимпоказателям.Приведенныеданные демонстрируютнесостоятельностьбытующегосегодня клишео будто бы поразившемсоветскуюэкономикуразвале. Хотяотдельныетревожныетенденции вней и наблюдались, о чем выше ужеговорилось, они поразилилишь периферийныезоны советскойэкономическоймодели и приналичии политическойволи поддавалисьлечению.
Советскаяэкономика наперепутье.1982—1985 годы
Определенныеэкономическиесдвиги былидостигнутыв годы правленияЮ. Андропова, ставшего ГенеральнымсекретаремЦК КПСС послесмерти в ноябре1982 г. Брежнева.Избрание Андропова, несмотря наего прошлоепредседателяКГБ, было содобрениемвстреченобольшинствомзападныхнаблюдателей, которые связывалис Андроповымнадежды нанекоторыелиберальныеподвижки всоветскомобществе. Этинадежды оправдалисьдалеко не вовсем. За короткийсрок пребыванияу власти новомуруководителюстраны в полноймере удалосьлишь сформироватькоманду будущихреформ. В неевошли такиепартийные игосударственныедеятели, какМ. Горбачев, А.Яковлев, Е. Лигачев, Э. Шеварднадзе, видные представителиинтеллигенциив составе А.Аганбегяна, Г. Арбатова, Т.Гдляна, Л. Абалкина, А. Бовина, Г.Шахназароваи др.
Не имея возможностинемедленноначать реформированиенароднохозяйственногокомплекса внужном для себярусле, но нуждаясьв быстрых позитивныхпеременах стем, чтобы завоеватьсимпатии населения, Андропов предпринялнесколькошироко разрекламированныхв советскойпечати компанийпо «повышениюдисциплины»: плановой итрудовой. Этимероприятиячасто носилирепрессивныйхарактер, нов первое времявстретилиопределеннуюподдержкуграждан, острочувствовавшихнеобходимостьнаведения встране элементарногопорядка. Важнымкомпонентомандроповскойполитики становитсяборьба с коррупцией, которая, впрочем, затронула восновном тегруппы в советскомистеблишменте, которые моглибы соперничатьс выдвиженцамиАндропова вборьбе за власть.
Так, обвиненияв коррупциипрозвучалив адрес давнегосоперникаАндроповаминистра внутреннихдел Н. Щелокова, который, невыдержав давленияи потери прежнийпозиций навластном Олимпе, покончил жизньсамоубийством.Была проведенаширокая чисткав среде московскихпартийных ихозяйственныхкадров. Подследствиемоказалисьдиректор гастрономапри ГУМе, директор“Елисеевского”гастронома, директор фирмы“Океан”, директоравтомобильногомагазина “Южныйпорт” и многиедругие. Их обвинилив крупныхэкономическихпреступлениях, некоторыхприговорилик расстрелу.Обвинения вкоррупции иразложениибыли выдвинутыпротив ставленникаБрежнева первогосекретаряКраснодарскойобластнойпарторганизацииС. Медунова.Застрелилсяпосле прозвучавшихв его адресобвинений вкоррупциипартийныйруководительУзбекистана, член ПолитбюроЦК КПСС Ш. Рашидов.Наконец, обвиненияв экономическихпреступленияхзатронули зятяБрежнева заместителяминистра внутреннихдел генерал-полковникаЮ. Чурбанова.
Борьба за«дисциплину»не ограничиласьгонениями напроштрафившихсячиновников, а приобреламассовый характер.Утверждалось, при этом вполнесправедливо, что многие бедысоветскойэкономикипроистекаютиз-за откровенногоразгильдяйства, прогулов, пьянстваи других подобныхпроявленийпадения дисциплинына производстве.Для исправленияположения, несомненнос ведома самогоАндропова, часто применялисьметоды, вызывающиенемалые сомненияс точки зренияих законности.Обыденнымявлением становятсяоблавы на улицах, в магазинах, банях, кинотеатрах, проводимыесредь бела днямилицией. Ихцелью провозглашаласьборьба с лодырямии прогульщиками.К пойманным«нарушителям»применялисьмеры, ударявшиене только личнопо ним, но и пожизненномууровню всейих семьи: понижениезаработнойплаты, лишениепремий, перестановкана конец очередина получениежилья и др. Грубыедействия стражейпорядка, массовыезадержанияи проверкадокументоввызывали растущеенедовольство, критиковалисьна партийныхсобраниях иконференциях.
Андроповымбыли предпринятыи другие шаги, вызывающиесомнения в ихэффективностидля долгосрочнойнормализацииэкономическогоразвития. Так, для поднятияпопулярностивласти быласнижена ценана один из сортовводки, котораясреди населениятут же получиланеформальноеназвание «андроповки»(некоторыеострословыстали расшифровыватьсамо слововодка с намекомна политическийконтекст — «ВотОн Добрый КакойАндропов!»).
Вместе с тем, многие мероприятиятого временинесли в себеопределенныйпозитивныйзаряд, создаваливажные условиядля дальнейшейдемократизациисоветскойэкономическоймодели. Так, 12апреля 1983 г. впечати длявсенародногообсуждениябыл опубликованпроект закона«О трудовыхколлективахи повышенииих роли в управлениипредприятиями, учреждениями, организациями», вскоре принятыйна проходившейв июне VIII сессииВерховногоСовета СССР.Выступая наней, Г. Алиев, отметил, чтоновый законнаправлен насовершенствованиесоциалистическойдемократиии существеннорасширяет праватрудящихсяв решениипроизводственных, социальных, воспитательныхи других вопросов.В законе реанимировалисьнекоторыеэлементыпроизводственногосамоуправления, утраченныееще в 1930-е гг. (вчастности, речьидее о так называемом«четырехугольнике», системе, когданаряду с администрациейпредприятияв принятииуправленческихрешений наравноправнойоснове участвовалипартийные, профсоюзныеи комсомольскиеорганы). Наиболееважные проблемы, стоявшие передпредприятиями, выносилисьна общие собрания(конференции)трудовых коллективов.
Примерно в тоже, что и законо трудовыхколлективах, время былообнародованопостановлениеЦК КПСС и Советаминистров СССРо соблюдениидоговорныхобязательствпо поставкампродукции иповышенииответственностиза их срывыминистерств, ведомств ипредприятий.7 мая в печатипоявляетсяпостановлениеЦК и Совмина«О дополнительныхмерах по улучшениюобеспечениянаселениятоварами народногопотребленияв 1983—1985 гг.». Былорешено с января1984 г. начать несколькокрупных экспериментов, которые должныбыли охватитьпредприятияпяти министерств— тяжелого итранспортногомашиностроения, электротехническойпромышленности, пищевой промышленностиУкраины, легкойпромышленностиБелоруссиии местнойпромышленностиЛитвы. Измененияв политикезатронули исельское хозяйство, так с 1 января1983 г. в очереднойраз повышаютсязакупочныецены на сельхозпродукцию— в среднем на30%. На проходившемв апреле совещаниив ЦК совещаниипо выполнениюПродовольственнойпрограммы былопризнано важнымспособствоватьразвитию приусадебныхи личный хозяйствграждан, используяих хозяйственнуюзаинтересованностьв результатахсвоего труда.
Несмотря напротиворечивостьпринимавшихсяв этот периодмероприятий, в общем, балансэкономическогоразвития страныоказалсяположительным.Уже в первыемесяцы 1983 г. былиотмечены позитивныесдвиги. Былперевыполненянварский планпромышленногоразвития: объемпроизведеннойза это времяпродукцииоказался на6,3% выше, чем годназад, причемрост промышленностигруппы «Б», поставлявшейна рынок товарыширокого потреблениядля населения, был нескольковыше, чем в целомпо промышленности.Обнадеживающиеперемены наметилисьв животноводстве, давшем странепродукции на4% больше посравнению сянварем 1982 года.Отмеченныетенденциисохранилисьи в феврале—марте, в результатечего план первогоквартала пореализациипродукциипромышленностибыл выполненна 102%, что дляначала годав условияхсоветскойэкономикивыгляделонесомненнымуспехом и позволялорассчитывать, что к концугода результатыбудут рекорднымиза последниенесколько лет.
И действительно, итоги развитиянародногохозяйства за1983 год улучшилисьпо сравнениюс предшествующимгодом: темпыроста производствасоставили 4,2%(против 3,1% в 1982 г.), увеличениенациональногодохода составило3,1%, выпуск промышленнойпродукции посравнению спредшествующимгодом поднялсяна 4%, производительностьтруда — на 3,5%.Сохраниласьтенденция, когда производствопредметовпотребленияросло быстрее, чем средствпроизводства(4,3 против 3,9). Удалосьпреодолетьнаметившийсяв 1979—1980 гг. спадв производствестали и проката.Улучшиласьработа железнодорожноготранспорта, за счет улучшенияиспользованияподвижногосостава увеличилисьгрузовые перевозки.Отрадные переменыбыли зафиксированыв сельскомхозяйстве.После несколькихнеурожайныхлет удалосьдобиться увеличенияпроизведеннойселом продукциина 6%. Особеннозаметнымиоказалисьуспехи в животноводстве— впервые вистории странаполучила 16 млн.т. мяса (в убойномвесе). Тем самым, преимущественноза счет улучшениякормовой базыи уменьшенияпотерь всегоза год удалосьувеличитьпроизводствомяса промышленнойвыработки на10%, животногомасла — на 13%, цельномолочнойпродукции —на 5%. Значительноеулучшениепроисходилов снабжениинаселениярастительныммаслом, колбасами, чаем, другимипродуктами.Происходившиеположительныесдвиги позволилина 8 млрд руб.поднять государственныйи кооперативныйтоварооборот, на 12 млрд руб.увеличилисьвклады населенияв сберкассы.
Многие современныеисторики ипублицистыполагают, чтовозглавившийв феврале 1984 г.после смертиАндроповапартию и странуК. Черненкосвернул начатыйего предшественникомкурс преобразований.Однако этаточка зрениягрешит предвзятостью.В действительностимногие полезныеначинанияАндропова былине только продолжены, но и ощутиморасширенны.Это касаетсяи борьбы с теневойэкономикой, и политикиускорения, имногих другихнаправленийреформ предшествующихмесяцев. Болеетого, именноЧерненко, посправедливомупризнаниюнекоторыхсовременниковтех событий, вводит в политическийлексикон самослово “реформа”— до этого оноассоциировалосьс такими понятиями, как реформизми оппортунизм, служило жупеломв советскоймарксистско-ленинскойпропаганде.Им же в несколькомодернизованномзвучании начинаетупотреблятьсяслово, котороечерез нескольколет станетсимволом пустьи короткой, ноцелой историческойэпохи: «В серьезнойперестройкенуждаютсясистема управлениястраной, весьнаш хозяйственныймеханизм. Онавключает в себяширокомасштабныйэкономическийэкспериментпо расширениюправ и повышениюответственностипредприятий».Другое дело, что наметилсяотказ от некоторыхмероприятий, андроповскогопериода, способныхв перспективепривести кслому советскойсистемы. Ставкаделалась насовершенствованиесуществующейв стране экономическоймодели, а не наее упразднение, как это будетпри М. Горбачеве.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.