Реферат по предмету "Исторические личности"


Голубая Лента или у истоков

КрюковАлександр
группа138

Санкт-Петербург
2000

План.

«ГолубаяЛента» или уистоков 1
Техническиеновшества 1
Безопасность, доходящая до«непотопляемости» 1
Капитан 3
«Еслибы» и «моглоне быть» 3
Когдаиграл регтайм 8
Утропонедельника15 апреля 9
Послесловие 10
Дневник 11
Литература 17

ГолубаяЛента" или уистоков

Фактически, создание «Титаника»или какого-либодругого, ноподобного емусудна, не являетсядля того временичем-то неожиданным.Этому событиюесть несколькообъяснений.Прежде всего, это совершенствованиетехнологийвследствиеразвития техническогопрогресса.Появляютсяновые передовыеметоды производства, позволяющиеизготовлятьтовары с болеенизкими затратамикак материальных, так и физическихсредств. Времясоздания «Титаника»относится кначалу теперьуже уходящегоXX века, началуэры индустриализациипроизводства.
Вторыми самым главнымфактором ксозданию этогошедевра инженерноймысли, послужиласамая обыкновеннаянажива. «Титаник»для его создателейи владельцевпредставлялсяспособом извлеченияприбыли, рекламыи власти. Символическийприз, — «Голубаялента Атлантики», награждалисьсуда, быстреесвоих предшественниковпересекшиеАтлантическийокеан из Англиив СоединенныеШтаты. Он былучрежден компанией«Кунард» в 1840году. Этот призбыл не толькопрестижным, но также и выгодным.Компания-обладатель«Ленты»получала контрактна перевозкудипломатическойи гражданскойпочты, а в местес тем и стабильныйдоход от него.Надо помнитьо том, что любаякорреспонденциячерез океанв Новый Светв то времядоставляласьисключительноморем, авиациятогда толькозарождалась.

Техническиеновшества

Прогрессивныевеяния морскойтехнологиибыли продемонстрированына борту «Титаника».Он был оснащенмногоступенчатойреактивнойпаровой турбинойнизкого давлениясистемы Парсонсанаряду с двумячетырехцилиндровымипаровыми поршневымидвигателямиинвертированноготипа с тройнымрасширением.В котельныхпомещенияхсудна былоустановлено29 паровых котлов- каждый весомв 100 тонн, которыеразогревалисьжаром 159 топок.Угольные печиразогреваливоду в котлах, чтобы получитьпар. Затем парподавался напоршневыедвигатели. Кактолько парпопадал в одиниз четырехцилиндровдвигателя, вырабатывалосьнеобходимоеусилие длявращения одногоиз гребныхвинтов. Лишнийили потерянныйпар конденсировалсяв испарителяхи полученнаявода могла бытьвозвращенав котлы дляповторногонагревания.Изменениеколичествапара, поданногона двигателиуправлялоскоростьюсудна. Дым оттопок и выхлопыдвигателейвыбрасывалисьчерез три первыхтрубы. Четвертаятруба былафальшивой ииспользоваласьдля вентиляции.Многие энтузиасты«Титаника»любят указыватьна ошибки вфильмах и нахудожественныхизображенияхкорабля, когдаиз четвертойтрубы идет дым.
На«Титанике»вообще все былосовершеннои современно.Свет на бортусудна погастолько в тотмомент, когдаоно занялопрактическивертикальноеположение имногие егоэлектроагрегатыпросто свалилисьсо своих местпод собственнойтяжестью. Ноони работалиуже будучизалитыми водой!

Безопасность, доходящая до«непотопляемости»

«Титаник»был оснащеншестнадцатьюспасательнымишлюпками, длинойоколо 10 метров(33 фута), которыебыли укрепленына новых шлюпбалкахУэлина (Welin) двойногодействия. Эточудовищноенесоответствиечисла пассажирови экипажа корабляс имеющимисяместами вспасательныхшлюпках должнобыло быть ясносразу: учитываячисло мест водной из такихшлюпок, а оноравно 76, несложновычислить, чтодля спасениявсех людей с«Титаника»потребуетсяпо меньшей мере48 шлюпок, а некак не 16. Правдана борту имелисьеще складныешлюпки системыЭнгельхардтав количестве4хштук с 50 посадочнымиместами в каждой, но это никакне могло изменитьсложившегосяположения наборту во времякатастрофы.Это самое страшнаянедоработкапроекта такогоогромного судна- нет места вспасательныхшлюпках дляспасения всех.Кто-то обязательнодолжен былпогибнуть, чтои случитьсячуть позднее.
Ноэтому ужасномукатастрофическомуфакту есть своеобъяснение.«Титаник» былснабжен спасательнымисредствамисогласнодействовавшимв те годы нормамобеспечениябезопасности.Согласно британскимправилам, каждоесудно валовойрегистровойвместимостьюсвыше 10 тысячтонн должнобыло иметь наборту 16 шлюпокобщим объемом156 кубическихметров и такоеколичествоплотов и плавучихприборов, котороесоответствует75 процентамобъема спасательныхшлюпок. Для«Титаника»объем спасательныхсредств долженбыл составить, таким образом,274 кубическихметра, что былодостаточнодля размещения962 человек. Фактическишлюпки могливместить лишь30 процентовобщего количествалюдей, на котороебыл рассчитанлайнер.
Новернемся кконструктивнымособенностямлайнера. Он былразделен на16 отсеков пятнадцатьюводонепроницаемымиперегородками.Водонепроницаемыедвери, разделяющиеотсеки, моглибыть активизированывручную, либосистемой, следящейза повышениемуровня водына палубе, илиэлектромагнитом, которым можнобыло управлятьс ходовогомостика. В нормальномсостоянии черезобмотку электромагнитапротекал токи он удерживалдвери в открытом(поднятом) состоянии.Как только находовом мостикещелкали рубильником, электромагнитыотключалисьи двери автоматически«падали», перекрываятаким образомпроходы междуотсеками.
Помимовсего прочего,«Титаник» былоснащен самойсовременнойдля того временисистемой обнаруженияпожара, в которуювходил детектордыма, разработанныйв том же 1912 году.Прямо под ходовыммостиком напалубе «Д»находился постпожарной команды.На нем круглосуточнонаходилсяпожарный или, во всяком случае, он был не далее2х метров отэтого поста.На потолочнойпереборке этогоотсека былустановленгерметическийстеклянныйкожух, под которыйбыли выведенымаленькиетрубки от вторичныхпротивопожарныхпостов, расположенныхв разных местахсудна. Всасывающаясистема тянулавоздух под этотстеклянныйкожух. Под нимнаходиласьнить фольги, которая вибрировалапод действиемвоздушныхпотоков и давалазнать наблюдателю, что всасывающаясистема активизирована.Если дым появлялсяв помещении, в котором находиласьвходная (всасывающая)вторичнаятрубка, то оннемедленнозасасывалсяпод стеклянныйкожух и принималформу небольшогошарика, похожегона комочекшерсти. Главныйпожарный могпозвонить потелефону дежурномупо палубе насоответствующийвторичный постпожаротушенияи попроситьего проверитьи определитьпричину задымленияили загорания.Гидранты ипожарные шлангирасполагалисьна судне поспециальноразработанномустратегическомуплану.
2огоапреля 1912, самоебольшое судноиз когда-либосуществовавшихдо этого временив мире, вышлоиз Белфастана ходовыеиспытания вморе, а уже 10огочисла корабльвышел в своепервое роковоеплавание, ставшеедля него последним.

Капитан

Капитаномнового лайнерабыл назначенодин из ветерановбританскоготоргового флота- Эдвард ДжонСмит. Ему былоуже шестьдесятс небольшимлет, из которыхон верой и правдой30 прослужилкомпании «УайтСтар».
С1887 года Смит былкапитаном такихизвестныхлайнеров фирмы, как «Рипаблик»,«Британик»,«Маджестик»,«Балтик», «Адриатик»и «Олимпик».Интересно, чтокапитан Смитникогда не былочевидцемникаких аварийи катастрофна судах, которымиуправлял. Совсемнедавно онблагополучнопровел черезАтлантикусудно-близнеца«Олимпика»и первый рейс«Титаника»должен былстать последнимв его послужномсписке, так каквсеми уважаемыйкапитан собиралсяудалиться послеэтого на покой.Некоторыепассажирыплавали толькона тех судахкомпании «УайтСтар», которымиуправлял капитанСмит.

«Еслибы» и «моглобы не быть»

3егоапреля 1912 года«Титаник» прибылв Саутгемптон, где принял наборт частьпассажиров, уголь и запаспродовольствияна рейс в Америкуи обратно.
Утром10огоапреля тримощных буксираначали выводить«Титаник» изпорта Саутгемптонв открытоеморе. На набережнойтолпы народас восхищениемсмотрели наисполинскоесудно, поблескивающеесвежей краскойна весеннемсолнце. Пароходдействительнобыл красив.Черный корпусс ровными рядамибольших иллюминаторов, белая, огромныхразмеров, вчетыре ярусаспардечнаянадстройка, красная ватер-линия, темно-коричневыевысоченныемачты и четырегигантскиедымовые трубыпалевого цветас чернымиверхушками…
Говорят, что самые горькиефразы, когда-либопридуманныелюдьми,- это«если бы» и«могло бы быть».В злополучнойцепи удивительнейшихслучайностейи совпадений, решивших судьбу«Титаника», таких «еслибы» пять. И первоеиз них произошлоименно в этотмомент выходаиз порта. Врезультатевозникшегоявления присасываниямасс лайнер«Нью-Йорк»начало притягиватьк двигавшемусярядом «Титанику».Словно нитки, оборвалисьсемь швартовых(толщиной сруку) концов, удерживавшихамериканскийпароход у причала.Толпа пассажиров, стоявших напалубе у леерногоограждения, мгновенноотхлынула отборта. КапитанСмит, понявопасность, бросил ручкимашинноготелеграфа наположение«Стоп». Расстояниемежду левымбортом «Титаника»и кормой «Нью-Йорка»не превышалотрех метров.Столкновенияудалось избежать.Если бы лайнерыстолкнулись, то навернякароковой рейс«Титаника»был бы отложен.Но буксиры«Нептун» и«Вулкан» благополучновывели исполинав открытоеморе.
Послеэтого он пересекЛа-Манш, зашелв Шербур, принялна борт ещечасть пассажирови почту и сновавернулся кберегам «ТуманногоАльбиона», наэтот раз — вКингстаун.Здесь такжепогрузили почтуи приняли наборт последнихпассажиров.На борту «Титаника»находилось1316 пассажирови 891 член экипажа(один кочегардезертировалс судна за пятьминут до отхода), всего 2207 человек.11ого апреля1912 года, в 14.00 он началсвое роковоеплавание…
Светящийсяциферблат часовна ходовоммостике «Титаника»показывалсудовое время23 часа 40 минут.Заканчивалосьвоскресенье14 апреля — четвертыйдень плавания.Винты лайнеравращались соскоростью 75оборотов вминуту, лагпоказывалскорость 22,5 узла.Над СевернойАтлантикойстояла яснаябезлунная ночь, воздух был чисти прозрачен, на небе яркомерцали звезды.Океан напоминалнеобъятноезеркало, затянутоечерным крепом.На переднеймачте лайнера, на высоте 30 метровнад палубой, в специальномнаблюдательномпункте, которыйморяки называют«вороньимгнездом», дваматроса напряженновглядывалисьв темень ночи.Океан и небослились в одиннепроглядныйчерный фон.Ввиду исключительноспокойногосостояния морягоризонт былнеразличим.
Внезапноодин из впередсмотрящих, Фредерик Флит, увидел прямопо курсу кораблянечто болеетемное, чемночная тьма.Ударив триждыв сигнальныйколокол, онснял телефоннуютрубку и сообщилна мостик: «Прямопо носу айсберг, сэр!» В ответпослышалсяспокойный голоспервого помощникакапитана УильямаМэрдока: «Благодарю».Тут же последовалаего командастоявшему уштурвала рулевому:«Право на борт!».
Черезпару секундпосле этойкоманды ручкимашинноготелеграфа былипереведеныв положение«Стоп» и тутже на отметку«Полный заднийход». Сквозьпередние стеклаходового мостикаМэрдок ужевидел приближавшуюсягромаду айсберга, она надвигаласьсо стороны носа«Титаника»и казалась вышеуровня бакалайнера. Суднопродолжалос той же скоростьюмчаться вперед, хотя все еготри гребныхвинта вращалисьтеперь на заднийход. Прошлоровно 38 мучительныхсвоим ожиданиемсекунд, как носпарохода началмедленно уваливатьсявлево. Курсизменился надва румба. Первомупомощникупоказалось, что еще две-трисекунды, ещекаких-нибудьпять метров, отойти влевои айсберг, некоснувшисьборта, пройдетсправа. Но увы!
Здесьопять необходимосказать несколькослов об очередном«если бы». Несмотряна безлуннуюночь, впередсмотрящийзаметил быайсберг не заполмили (926 метров), а за две илитри, если бы наморе было хотьнебольшоеволнение илизыбь. В этомслучае он увиделбы белые барашкиу «ватерлинии»айсберга. Какпозже сталоизвестно, «Титаник»столкнулсяс «черным айсбергом», то есть с таким, который недавноперевернулсяв воде. Обращеннаяк «Титанику»сторона этогоайсберга имелатемно-синийцвет, из-за этогоне было фосфоресцирующегоявления. Нормальный, белый айсбергпри подобномусловии могбыть замеченза милю. Итак, прошло ровно38 секунд. Суднослегка дрогнуло, и стоявшие намостике почувствоваликакую-то страннуювибрацию огромногокорпуса корабля.«Титаник»буквальнопрогладилайсберг своимправым бортом, при этом наносовую палубупарохода справаот фок-мачтыупало несколькотонн льда. Егообнаружилии в отдельныхкаютах правогоборта, иллюминаторыкоторых былиоткрыты дляпроветриванияна ночь. Получилосьтак, что форштевень«Титаника»за несколькометров от ледянойгоры прошелсвободно, аподводная частьправой скулысудна в районефорпика столкнуласьс острым подводнымвыступом айсберга, так называемымшипом.
Известно, что надводнаячасть любогоайсберга повысоте равнапримерно 1/10 егоподводнойчасти, не говоряуже о том, чтопод водой айсбергнамного ширесвоей надводнойчасти. Причем«Титаник» непросто чиркнулскулой об этотвыступ, а именнопрогладилподводнойчастью на полномходу третьдлины правогоборта. При этомобшивка пароходабыла разрезанальдом на протяжениипочти 100 метров, словно консервнаябанка открывалкой.
Кактолько прекратилсяскрежет льдао подводнуюобшивку бортапарохода, находовом мостике«Титаника»появился капитанСмит. Как явствуетиз показанийна суде четвертогопомощникакапитана лайнераБоксхолла, последний шелпо коридоруна ходовоймостик, когдауслышал триудара в колоколи команду: «Правона борт!». Поднявшисьна мостик, онувидел, чторучки машинноготелеграфастояли в положении«Полный заднийход». Он такжевидел, как первыйпомощник капитанаМэрдок повернулрычаг автоматическогозакрытия дверейводонепроницаемыхпереборок. Поего словам, часы на мостикепоказывали23 часа 40 минут.По свидетельствуБоксхолла, между капитаномСмитом и Мэрдокомсостоялся такойразговор:
-Чтослучилась, господин Мэрдок?
— Мы ударилисьо лед. Я намеревалсяобойти егослева; но суднобыло уже слишкомблизко, я среверсировалмашины и ничегобольше не смогсделать.
— Закройтеаварийныедвери!
— Они ужезакрыты, сэр.
Казалосьбы, несший вахтупервый помощниккапитана Мэрдокпоступил вполнеправильно, положив рульна борт и среверсировавмашины парохода.Во всяком случае, во время разбирательстваобстоятельствкатастрофыкак в Нью-Йорке, так и в Лондонеэтот вопросне обсуждался.Однако этоочень важныйвопрос и ещеодно «если бы»в цепи злополучныхслучайностей, преследовавших«Титаник». Позжевыяснилось, что, если быМэрдок несреверсировалмашины сразуже после команды«Право на борт»,«Титаник»навернякаизбежал быстолкновенияс айсбергом.Вот что об этомпишет один изизвестнейшихв Англии кораблестроителей, почетныйвице-президентКоролевскогообществакораблестроителейпрофессор К.Барнаби в своейкниге «Некоторыеморские катастрофыи их причины»(Лондон, 1968).
Единственнойнадеждой Мэрдокабыло как можнобыстрее повернутьсудно влево, а потом вправо, огибая айсберг.Команда «Правона борт»являетсяправильной, и маневр почтиудался. Однакокоманда среверсироватьмашины уменьшалаактивностьруля и этимсамым задерживаланеобходимыйповорот. Действиеруля зависитот квадратаскорости потокаводы обтекающегоперо руля, иэта скоростьсразу же былауменьшенаостановкойвинта, расположенноговпереди пераруля".
Можнопредполагать, что, если быМэрдок знал, что «Титаник»так поздноизменит курси пробоинаиз-за его командысоставит подлине почти100 метров, оннавернякапринял бы ударайсберга нафорштевень, то есть не пытаясьотвернуть влевои среверсировавмашины. Вот чтопо этому поводусообщает намтот же профессорБарнаби:
«Чтобыло бы, еслибы „Титаник“врезался вайсберг носом? Вайлдинг, кораблестроительиз Белфаста, вычислил, чтонос судна приэтом вмялсябы на 25-30 метров, но судно бы непогибло. Этобыла бы мгновеннаясмерть для тех, кто в это времянаходился вносовой частисудна, но погашениеинерции ходабыло бы довольномедленным всравнении седущим на такойскорости автомобилем, у которогомгновенновыжали до концатормоза». «Титаник»был построентак, что могоставатьсяна плаву призатоплениилюбых двух изего 16 водонепроницаемыхотсеков. Он могтакже сохранятьплавучестьв случае затоплениялюбых трех изпервых пятиотсеков. Непотопляемостьлайнера былаобеспеченадаже при затоплениивсех первыхчетырех отсеков.Но судно небыло рассчитанона затоплениевсех первыхпяти отсеков.
Неужеликапитан Смит, этот матерыйморской волк, не одну сотнюраз пересекшийАтлантику, нeзнал о возможнойвстрече в этовремя года уберегов Ньюфаундлендас айсбергами? Конечно, знал.
Предупреждениео появившихсяна трассе «Титаника»ледяных поляхи айсбергахСмит получилот капитановпорта еще довыхода в рейсв Саутгмптонеи Куинстауне.На второй деньплавания радиостанция«Титаника»приняла сообщениес французскогопарохода «ЛаТурень» о встреченныхим ледяныхполях в районе45° севернойшироты и 50°40'западной долготы.Лайнер «Париж»радировал«Титанику»о другом ледяномполе — на 45°09' севернойшироты и 49°20'западной долготы.Около девятичасов утрарокового дня, в воскресенье14 апреля, старшийрадист «Титаника»Филиппс принялследующеесообщение отлайнера «Карония»:
«Идущиена запад пароходысообщают обайсбергах, гроулерах иледяных поляхот 42° севернойшироты, между49 и 51° западнойдолготы».
В9 часов 44 минутыкапитан «Титаника»ответил:
«Спасибоза сообщение.Погоду мы встретилиразную. Смит».
Чутьпозже поступилопредупреждениеоб айсбергахот английскоголайнера «Балтик»:
«Несколькопароходов навыходе в океанвстретили леди айсберги от49°09' до 50°20' западнойдолготы».
Вэто время «Титаник»находился на50°14' западнойдолготы.
В13 часов 45 минут«Титаник» принялрадиограммугерманскогопарохода «Америка»:
«Прошлидва большихайсберга врайоне 41°27' севернойшироты и 50°08'западной долготы».
Потомснова в эфирвышел «Балтик»:
«Греческийпароход „Афенаи“сообщает, чтосегодня утромвстретил айсбергии большие ледяныеполя на широте41°51' северной идолготе 49°52'западной».
Никапитан, нивахтенныйштурман об этихсообщенияхне знали: радистыих просто непередали намостик, которыйнаходился отних в 20 метрах.Вот здесь необходимосказать ещеоб одном «еслибы». Конкретно: если бы радисты«Титаника»передали этои другие сообщенияна мостик, товахтенныйпомощник, конечно, обратил бывнимание настоль конкретноепредупреждениеоб айсбергах…Но деньги естьденьги. В этотдень с раннегоутра радист«Титаника»Джон Филиппси его помощникГаральд Брайдзанималисьпередачейчастных радиограммна мыс Расс, откуда ихтелеграфировалив разные городаСША и Канады.Радисты былизаинтересованыв этой работе, так как богатыепассажиры забыструю посылкучастных депешдавали чаевые.Наступил вечер, а ворох неслужебныхрадиограммна столе радистовне убывал. Многимпассажирампервого и второгоклассов «Титаника»хотелось использоватьрадио — «этуудивительнуюновинку века»и известитьсвоих близкихи родных с просторовАтлантики оскором благополучномприбытии. Радистамнекогда былоотносить намостик получаемыеслужебныесообщения обайсбергах иледяных полях.Ведь чаевыеза это не платили…
Крометого, радио вто время тольколишь появилосьи капитан состаршими офицерамиимели правоигнорироватьрадиограммы, если считалиих не особенноважными. Радиотелеграфеще не считалсяобязательными важным предметомоборудованиясудна…
В 18 часов40 минут Филиппспринял депешупарохода«Калифорниан», адресованнуюпароходу «Антилиан»:
«Капитану»Антилиана".В 18 часов 30 минутпо судовомувремени, широта42°03' северная, долгота 49°09'западная, трибольшие ледяныегоры пять мильюжнее нас".
И этопредостережениеосталось лежатьв радиорубке«Титаника», который соскоростью 22,5узла продолжалмчаться навстречуопасности. В21 час 40 минутФилиппс принялеще одно сообщениеоб айсбергахот другогопарохода:
«От»Месаба" — «Титанику»и всем идущимна запад судам.Сообщаю о льдеот 42° до 41°25' севернойшироты и от 49°до 50°30' западнойдолготы; виделмассу тяжелогонабивного льдаи большое количествоайсбергов, также ледяныеполя. Погодахорошая, ясная".
Наконец, в 22 часа 40 минут, то есть за часдо столкновения, когда Филиппсунаконец удалосьналадить хорошуюсвязь с мысомРасс, в эфир наего волне ворвалсяЭвенс — радист«Калифорниана».Его станция, заглушавшаяморзянку станциимыса Расс, отчетливопередавала:
«Мыостановились, окружены льдами...»
Раздраженныйтем, что егоперебиваютФилиппс отстучал:«Заткнись! Язанят, я работаюс мысом Расс».Он даже не удосужилсядослушатьсообщение доконца и записатькоординаты, где «Калифорниан»встретил лед.
«Титаник»продолжалмчаться навстречусвоей гибели.В эфир с егоантенны летелив Америку частныерадиограммыо скором прибытиив Нью-Йорк… Ровночерез час намостике «Титаника»первый помощниккапитана Мэрдокуслышал потелефону голосвпередсмотрящегоФлита:
«Прямопо носу айсберг, сэр!»
--PAGE_BREAK--
Местостолкновенияс айсбергом.
Когдаиграли регтайм...

«Титаник»стоял неподвижнов ночи на зеркальнойглади океана.Из первых трехего огромныхтруб с неистовымревом, сотрясавшимтихое звездноенебо, извергалсяпар. Выработанный29 котлами, онбыл уже не нужен, теперь партребовалсялишь для вращениядинамо-машиныи отливныхнасосов. В котельныхотделениях, заливаемыхзабортнойводой, чтобыпредотвратитьвзрыв котлов, механики икочегары тушилитопки. Услышавстрашный ревпара, пассажирыпервого и второгоклассов высыпалина верхнююпрогулочнуюпалубу. Былохолодно, и людиодевались, ктово что мог: меховыепальто, свитера, купальныехалаты, пижамы.
Общейтревоги с сиренамии ударами всудовой колоколна «Титанике»не было. Смитопасался паники.Стюарты спокойнои вежливо разбудилиспавших пассажиров, оповестилио «небольшомповреждении»лайнера и предложиливсем надетьспасательныежилеты. Выйтина шлюпочнуюпалубу былопредложенотолько обитателям«люксов» и двухпервых классов.В третьем жеклассе пароходатакого объявлениясделано небыло, и фактическитам никто незнал, почемутрубы ревут, а судно стоитна месте. Сотнисонных, испуганныхлюдей, толкаядруг друга, устремилисьиз кают и кубриковв проходы икоридоры лайнера.Согласно шлюпочномурасписанию, пассажиры«люксов» ипервого классадолжны былисобраться вносовой и среднейчасти шлюпочнойпалубы, пассажирывторого класса- в кормовойчасти этойпалубы. Местоже для обитателейтретьего класса, а он составлялдве трети всехпассажиров«Титаника», предусматривалосьна нижней кормовойпалубе позадинадстройки, перед палубойюта, и на носовойпалубе, междусрезом полубакаи надстройкой.Но все выходына эти две нижниепалубы былизакрыты… В течениедвух часовживые цепочкилюдей, которыеехали в третьемклассе, блуждалив поисках выходапо многочисленнымкоридорам ипроходам вчреве огромногопарохода. Большаячасть из нихтак и не выбраласьна верхниепалубы из-задавки, котораятам царила.Получилосьтак, что из нижнихпомещенийтретьего классалюди практическине имели возможностипопасть нашлюпочнуюпалубу. Толпыженщин и мужчинстояли у началаглавной лестницытретьего класса, в кормовойчасти палубы.Наверх их непускали стюарты.Распоряжениеотправитьженщин и детейк шлюпкам последовалолишь в 00 часов30 минут. Множестволюдей попалина палубе втупики, в паникеискали выходнаверх, но опятьвозвращалисьтуда, откуданачали поиск.А в это времяпредставителивысшего обществазанимали местав шлюпках.
Длябольшинствапассажиров«Титаник» былнепотопляем.Они не хотелисадиться вшлюпки, полагая, что в большейбезопасностибудут, еслиостанутся наборту лайнера.Офицерам, матросами стюартам«Титаника»пришлось буквальноуговариватьпассажировпокинуть судно.Капитан Смитотдал приказ:«В первую очередьв шлюпки садятсяженщины и дети!»Однако в первыхспущенных наводу шлюпках«Титаника»оказалось инемало мужчин.Вежливые стюартыособую заботупроявили ксвоим подопечнымпассажирамиз класса «люкс».
Шлюпкапод № 1, спущеннаяс правого борта, позже получиланазвание «специальнаямиллионерская».Когда шлюпкуспустили наводу, в ней вместоположенных40 человек быловсего 12. Она отошлаот тонущего«Титаника»и больше к немуне возвращалась.
Одназа другой вдольобоих бортовспускалисьна воду шлюпкии по тихой гладкойповерхностиокеана подстук, и хлопаньевесел отходилипрочь от «Титаника»в ночную мглу.
КапитанСмит, видимо, прекраснопонимал драматизмсложившейсяситуации: половинанаходившихсяна борту лайнералюдей, за жизнькоторых он несответственность, должна былапогибнуть, потому чтоспасательныешлюпки не моглипринять всех.Он знал, что впробковомспасательномжилете сильныйчеловек, оказавшийсяв воде, проживетне более часа.Если в 19 часовтермометрпоказывал 6градусов поЦельсию, то к20 часам температуравоздуха упаладо 0 градусов, а температураводы в 23 часаравнялась -0,5°по Цельсию.Смит чувствовал, что число погибшихокажется ещебольшим, еслина тонущемпароходе начнетсяпаника. Поэтомуон приказалзакрыть назамок все дверипроходов, ведущихиз помещенийтретьего класса, где находилосьболее 700 человек, наверх к шлюпкам.Чтобы хотькак-то отвлечьвнимание пассажировот мысли онеизбежностигибели корабля, Смит попросилруководителяоркестра судовогоресторанаУолласа Хартлисобрать своихмузыкантови начать играть.Сперва музыкантысобрались всалоне отдыхапервого класса, потом вышлина открытуюшлюпочнуюпалубу и началииграть. И вотв ночном холодномвоздухе, подяркими звездамираздались звукиджаза. Четкие, ритмичные ибыстрые коленамодного тогдарегтайма сменялидруг друга.Восемь профессиональныхмузыкантовстарались изовсех сил. Видимо, они понимали, что играютпоследний разв своей жизни…Звуки оркестрахотя и заглушалигул толпы, доносившийсяс нижних палубтретьего класса, но не смоглизаглушитьревольверныевыстрелы.
Позжена следствиивыяснилось, что во времяспуска на водупоследнихшлюпок из-заначавшейсяпаники и хаосаофицеры «Титаника»применилиогнестрельноеоружие.
Смомента удараоб айсбергпрошел час.Гигантскоесудно тонуло.
Вэто время вмашинном отделении«Титаника»механики икочегары прилагалиотчаянныеусилия, чтобыподдержатьдавление парав работающихкотлах, необходимоедля работынасосов и подачиэнергии дляэлектрическогоосвещения и, главное, длярадиостанции.По-прежнемус антенны лайнеранеслись в эфиррадиотелеграфныесигналы о помощи.В это время насвязь с «Титаником»вышел его«брат»-лайнер«Олимпик». Оннаходился в500 милях. Филиппспериодическиподдерживалс ним связь, непереставаяобращатьсяс просьбой опомощи к судам, находящимсяближе к «Титанику».А ближе всехк тонущемулайнеру была«Карпатия»(58 миль), радисткоторой сообщал, что она на предельныхоборотах своейпаравой машинымчится на помощь.

Утропонедельника15 апреля

«Титаник»скрылся подводой в 2 часа20 минут. Водоворотапри его погружении, чего ожидалимногие, не было.Все еще гладкаякак зеркалоповерхностьокеана былаусеяна спасательнымикругами, ящиками, шезлонгами, деревяннымискамейками, досками, бочкамии многочисленнымидругими предметами, которые продолжалито и дело всплыватьоткуда-то изглубины Атлантики.Среди этоймешанины барахталисьсотни людей.Температураморской водыбыла ниже точкизамерзанияпресной воды(-2° по Цельсию).
Наместе, где подводу ушел «Титаник», оказались ещедве шлюпкиконструкцииЭнгельхарда, всплывшие, когда верхняяпалуба скрыласьпод водой. Однаиз них быланаполовинузатоплена, другая плавалавверх днищем.Только сильныеи выносливыелюди сумелинайти на этихплавучих островкахсвое спасение.
О судьбекапитана Смитапоказанияочевидцеввесьма противоречивы.Одни якобывидели, как онзастрелилсяиз браунинга, другие утверждали, что он плавалсреди обломковкораблекрушения, держал однойрукой маленькуюдевочку, третьисвидетельствовали, что спустя часпосле гибели«Титаника»капитана увиделииз шлюпки, кудаон отказалсявлезть. Но чтобы там ни утверждалиочевидцы, Смитпогиб со своимкораблем. Изсеми помощниковкапитана погиблотрое. Из 25 механиков«Титаника»не спасся ниодин. Из двухрадистов лайнерапогиб один — Филиппс. Оноставался насвоем постудо 2 часов 10 минут, пока работалаего радиостанция.Его подобралаодна из шлюпок, но на рассветеон умер.


Получивсигнал бедствия«Титаника», капитан «Карпатии»Артур Ростронизменил курси приказалсвоему старшемумеханику поставитьдвойную вахтукочегаров иидти на предельнойскорости. В 0часов 35 минуткапитан рассчитал, что сможетподойти к местукатастрофычерез четыречаса. В 1 час 50минут радист«Карпатии»Гарольд Коттамполучил последнеесообщение стонущего лайнера:
«Идитекак можно быстрее, машинное отделениезатапливаетсяпо котлы».
«Карпатия»мчалась потихому, безмятежномуокеану. Еевпередсмотрящиеследили заплавающимльдом. Потомв одном румбеслева заметилиплавающийайсберг. Вскореони стали попадатьсято с того и сдругого борта.«Карпатия»несколько разменяла курс.Ни «Титаника», ни его шлюпокРострон невидел. Он приказалпускать ракетыкаждые 15 минут.Наконец раздалсякрик впередсмотрящего: он увидел шлюпку.Это была шлюпка№ 2, которойкомандовалчетвертыйштурман Боксхолл.В 4.10 пассажирышлюпки былиприняты наборт. Когдастало рассветать, увидели флотилиюшлюпок, разбросанныхна большомрасстояниидруг от другаПоследнейподгребла к«Карпатии»шлюпка № 12, вкоторой находилисьполковникГрейси и радистГарольд Брайд.Так спасенобыло 703 человекаиз 2207.
Послесловие

Катастрофа«Титаника»явилась длякомпании «УайтСтар Лайн»началом ееконца. Послеэтого доходыее постепенно, но неизменноснижались.Послужило литому основойсама катастрофаили ее последующийобщественно-политическийэффект точноне скажет никто, но компанияпостояннотерпела толькоодни убыткии неприятности.
Из трехлайнеров«Олимпик-класса»лишь толькосам «Олимпик»«прожил» достаточнодолго, но судьбаего также сложиласьтрагически.
Этукатастрофучеловечествобудет помнитьвсегда, несмотряна последующиетрагедии иутраты человеческихжизней.

Дневник
1867
Нерентабельнаякомпания «Уилсонэнд Чэмберс»(Wilson & Chambers) приобретенаТомасом-ГенриИсмеем (Thomas Henry Ismay) исэром ЭдвардомХарландом(Edward Harland). Исмей создалновую компанию- «Оушеник стимнавигейшн»(Ocean Steam Navigation), котораясохранилаоригинальныйкрасный флагс белой звездойи вошла в историюпод названием«Уайт СтарЛайн».
1891
Старшийсын ТомасаИсмея, Дж.-БрюсИсмей (J. Bruce Ismay) становитсяпартнером «УайтСтар» и черезгод Томас уходитиз компании.
1902
«УайтСтар Лайн»продана МеждународнойКоммерческойМорской Компании(International Mercantile Marine Company), созданнойДж.-ПьерпонтомМорганом (J.Pierpoint Morgan). Стоимостьсделки составила10,000,000 английскихфунтов стерлингов.Дж.-Брюс Исмейостался в компаниии со временемстал директором-распорядителем«Уайт Стар».
1907
ВстретилисьДж.-Брюс Исмейи лорд ДжеймсПиррие (Lord James Pirrie), партнер компании«Харланд эндВольф» (Harland and Wolff).Запланированостроительстводвух суперлайнеров,«Олимпика»(Olympic) и «Титаника»(Titanic), а в будущеми третьего — «Гигантика»(Gigantic, переименованныйв «Британник»,Britannic).
1908-1909
Начинаетсястроительство«Олимпика»и «Титаника»на верфи «Харландэнд Вольф» вБелфасте (Ирландия).
1910
20октября
Корпус«Олимпика»успешно спущенна воду.
1911
31мая
Корпус«Титаника»успешно спущенна воду. Следующие10 месяцев уйдутна достройку.
Июнь
«Олимпик»выходит в своепервое трансатлантическоеплавание.
20сентября
«Олимпик», отчалившийиз Саутгемптона, сталкиваетсяс К.В.К. «Ястребом»(H.M.S. Hawke), британскимкоролевскимморским крейсером.Восстановлениеи ремонт наверфи «Харландэнд Вольф»отнимает одинмесяц и задерживаетоборудование«Титаника».
1912
Январь
Шестнадцатьдеревянныхшлюпок нарядус четырьмяскладнымишлюпками спарусиновымибортами устанавливаютсяна борту «Титаника».
31марта
Завершенадостройка«Титаника»
10апреля, среда- день отплытия
930 — 1130дня
Пассажирыприбывают вСаутгемптони поднимаютсяна борт новоголайнера.
Полдень
«Титаник»отдает швартовыи начинает своепервое трансатлантическоеплавание. Ончуть не сталкиваетсяс пароходом«Нью-Йорк» из-заприсасываниямасс.
630дня
«Титаник»бросает якорьв Шербуре (Франция).
810дня
«Титаник»выходит в Куинстаун(Ирландия).
11апреля, четверг
130дня
«Титаник»бросает якорьв Роше-Поинт(Roche's Point) Куинстауна(Ирландия). ФренсисБраун (Francis Browne), иезуитскийсеминарист, сходит с суднаи делает последнююизвестную втечение последующих73 лет фотографию«Титаника».«Титаник»покидает Куинстауни выходит вНью-Йорк.
12и 13 апреля
«Титаник»плывет по спокойной, чистой погоде.
14апреля, воскресенье
Семьпредупрежденийо льдах полученов течение дня.
1137вечера
ВпередсмотрящиеФредерик Флит(Fredrick Fleet) и Арчи Джевел(Archie Jewel) заметилиайсберг прямопо курсу. Айсбергударяет поправому бортусудна в носовойчасти. Первыйофицер УилльямМердок (William Murdoch)закрываетводонепроницаемыепереборки.
1150вечера
КапитанСмит (Smith) проситконструктораТомаса Эндрюса(Thomas Andrews) и судовогоплотника руководитьосмотром повреждений.Носовую частьлайнера начинаетзаливать забортнаявода и ее уровеньк этому времениподнимаетсядо 4,2 метра (14 футов).
15апреля, понедельник
1200утра
КапитануСмиту сообщают, что лайнеростанется наплаву еще паручасов. Он приказываетрадистам ГарольдуБрайду (Harold Bride) иДжеку Филлипсу(Jack Phillips) передатьсигнал бедствия.
1205утра
Отданприказ на расчехлениешлюпок и сборпассажирови команды напалубе. В шлюпкахимеются местаприблизительнотолько дляполовины из2 227 человек, находящихсяна борту.
1225утра
Отданприказ начатьзагрузку шлюпокв первую очередьженщинами идетьми. «Карпатия»(Carpathia), находящаясяв 58 милях южнее, принимаетсигнал бедствияи на полнойскорости выходитнавстречутонущему судну.
1245утра
Перваяспасательнаяшлюпка успешноотошла от лайнера.Она могла принять65 человек, аотплыла, имеяна борту только28! Запущена перваяракета — сигналбедствия. Всеговосемь ракетбудет выпущенов течение ночи.
115утра
Наклонпалубы становитсявсе более иболее крутым.Шлюпки спускаютсяс более плотнойзагрузкой.
140утра
Большинствоиз шлюпок, находящихсяв носовой частисудна, спущены.Теперь пассажирыперемещаютсяближе к корме.
205утра
Спущенапоследняяшлюпка. На бортутонущего суднаосталось 1 500человек. С каждойминутой наклонпалуб становитсявсе более крутым.
217утра
Вэфир переданпоследнийрадиосигналбедствия. КапитанСмит говоритчленам команды:«Теперь каждыйсам за себя!»Нос «Титаника»погружаетсявсе глубже.Многие пассажирыпрыгают заборт. Рушитсяпередняя дымоваятруба, наносямногим смертельныеувечья.
218утра
Слышнокак внутрилайнера предметы, ударяясь остены, падаютпо направлениюк погружающемусяносу судна.Судовое освещениемигает и гаснетнавсегда. Некоторыеспасшиесявидят, как корабльразламываетсяна две части.Носовая частьтонет.
220утра
Отломившаясякормовая часть«Титаника»падает на поверхностьводы и некотороевремя остаетсяустойчивой.Медленно заполняясьводой, она начинаетзадиратьсявверх передтем, как затонетв океане. Отчаяннобарахтающиесяв ледяной воделюди медленнозамерзают досмерти.
330утра
Оставшиесяв живых видятракеты спасательногосудна «Карпатия».
410утра
Перваяспасательнаяшлюпка поднятана борт «Карпатии».
850утра
«Карпатия»покидает местокатастрофыи направляетсяв Нью-Йорк, имеяна борту 705 спасенныхпассажиров.
18апреля, четверг
900вечера
«Карпатия»прибывает вНью-Йорк.
С19 апреля по 25мая
СенатомСоединенныхШтатов проводитсярасследованиетрагедии «Титаника».
С22 апреля по 15мая
Многиесуда направленына место катастрофыдля поиска телпогибших. Всего328 тел погибшихбыло найденоплававшимив области, гдеразыграласьтрагедия.
Со2 мая по 3 июля
Расследованиеобстоятельствтрагедии проводитсяВерховным судомВеликобритании.
1913
Апрель
Дляобеспечениябезопаснотина морскихпутях СевернойАтлантикисоздаетсяМеждународныйЛедовый Патруль(International Ice Patrol). Из катастрофы«Титаника»начинают делатьправильныевыводы.
Июнь
Средиобщих насмешеки слухов Дж.-БрюсИсмей теряетсвое положениепредседателя«Уайт СтарЛайнз» решениемсовета директоровМеждународнойКоммерческойМорской Компании(IMM).
1914
Февраль
Спущенона воду второесудно-близнец«Титаника»,-«Британник».Он затонетспустя двагода, во времяПервой мировойвойны.
1932
ВНью-Йорке, ввозрасте 65 летумирает МоллиБраун (Molly Brown).
1935
После24 лет надежногои безопасногообслуживанияпассажировлайнер-близнец«Титаника»,-«Олимпик»снимается странсатлантическихмаршрутов ипродается наметаллолом.
1937
Ввозрасте 74 летумирает Дж.-БрюсИсмей, живущийв уединениивсеми забытыйи презираемый.
1955
УолтерЛорд (Walter Lord) создаетбестселлер«Ночь, чтобыпомнить» (A Night ToRemember). Три года спустяпод тем же названиемвыходит кинофильм, основанныйна новелле.
1964
Выпускаетсякиноверсиямьюзикла МередитУилсон (Meredith Wilson)«НепотопляемаяМолли Браун»(The Unsinkable Molly Brown), в которомроль наиболееизвестнойгероини «Титаника»играет ДеббиРейнолдс (DebbieReynolds).
1980
Выпускаетсякинофильм«Подъем «Титаника»»(Raise The Titanic).
1981
ДжекГримм (Jack Grimm) безуспешнопытается отыскать«Титаник».
1985
1сентября
Объединеннаяфранко-американскаяэкспидициянаучно-исследовательскихинститутовIFREMERи WoodsHole, руководимаядоктором РобертомБаллардом(Robert Ballard), обнаруживаетместо залегания«Титаника»на глубине 3750 метров (12 500 футов).
1986
Д-рБаллард возвращаетсяк «Титанику»и проводитобширнуюфоторазведку.Для фотографированиялайнера с внешнейстороны используетсябуксируемыйподводныйаппарат. Погружаетсяпилотируемыйфоторобот ипроизводитсясъемка значительныхсекций суднаизнутри и снаружи.
1987
СовместнаяэкспедицияIFREMER, TitanicVentures иRMS Titanic, Inc.производиткартографирование, извлечениеартефактов, фотоисследованияи документирование.
1991
СовместнаяэкспедицияIMAXCorporationи ИнститутаокеанологииАН СССР имениП.П. Ширшовапроводят съемкиширокоформатногофильма в форматеIMAX. Выполняютсябиологическиеисследованияи осуществляетсясборка образцовстали корпуса.
1994
Внациональномморском музее(National Maritime Museum) в Лондонеоткрываетсяглавная выставка, на которойдемонстрируютсяартефакты, извлеченныекомпанией RMSTitanic Inc.в период с 1987 по1993 год.
1996
26августа
Экспедицияк месту гибели«Титаника»безуспешнопытается поднять11ти-тонныйфрагмент корпусалайнера.
1997
18декабря
Кинофильм«Титаник», снятый ДжеймсомКэмероном(James Cameron), начинаетсвое путешествиепо миру. На созданиефильма былозатрачено свыше200 миллионовдолларов.
1998
10августа
ДжорджТаллох (George Tulloch) управляетсовместнымиусилиями энтузиастовIFREMER/RMSTitanic Inc.в поднятии20-тонноq частикорпуса «Титаника».Его успешноподнимают наборт судна«Авелль» (Abeille).
Декабрь
ЭкспедицияИнститутаокеанологииАН СССР имениП.П. Ширшова воглаве с А.М.Сагалевичемосуществляетспуск к останкам«Титаника»12 туристов нааппаратах«Мир», которыепроводят тампо несколькочасов. Проводитсяобстоятельныйосмотр останковлайнера группамипо 3 человека.
1999
Декабрь
Втораяподводная«туристическая»экспедицияИнститутаокеанологииАН СССР имениП.П. Ширшова нааппаратах «Мир»к останкам«Титаника».

Литература

1)Грейси «ГибельТитаника» 1998
2)Симон Эдамс«Титаник» 1999
3)ЛордУолтер «Титаник»1997
4)Том Макклайский«АнатомияТитаника» 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухучет готовой продукции
Реферат Террористические акты в Лондоне 2005 году
Реферат Внутренний контроль основных средств
Реферат виплата зарплати
Реферат Технология расходомеров РЛС в безнапорных трубопроводах
Реферат Порушення порядку випуску та обігу цінних паперів
Реферат 16. Виникнення І розвиток буржуазної держави І права в Англії
Реферат Теоретичні й прикладні аспекти реструктуризації бізнесу
Реферат Внеоборотные активы
Реферат Маркетинговое исследование рынка сыроваренной продукции на Украине
Реферат Бизнес-план предприятия ОАО Житомирский молокозавод
Реферат Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну. Утрата документов, содержащих военную тайну
Реферат Издержки обращения
Реферат Затраты: их поведение, учёт и классификация
Реферат Классификация доходов предприятия