«Временагода» АнтониоВивальди
Циклиз четырехконцертов длясолирующейскрипки с оркестром.Каждый из концертовв трех частяхи каждый концертизображаетодно времягода. Они входятв состав собрания(Op. 8), озаглавленного«Il Cimento dell'Armonia e dell'Inventione» («СпорГармонии сИзобретением»).
Сочинен: ок.1720.
Опубликован:1725.Амстердам.Издатель МишельЛе Цене.
Полноеназвание: «Lequattro stagioni» («Четыреремени года»).
Рыжийсвященник
«Prete rosso»(«Рыжий священник»)- такое прозвищеполучил АнтониоВивальди вмемуарах КарлоГольдони. Идействительно, он был и рыжим(«Рыжий» — былопрозвище и егоотца), и священником.
АнтониоВивальди (4 марта1678, Венеция — 28 июля1741, Вена) родилсяв семье профессиональногоскрипача, егоотец играл всоборе Св. Марка, а также принималучастие в оперныхпостановках.Антонио получилцерковноеобразованиеи готовилсястать священником: он последовательностановилсяexorcista (заклинатель;1695), acolythus (восприемник;1696), subdiaconus (протодьякон;1699), diaconus (дьякон; 1700).Но вскоре послетого, как онбыл посвященв sacerdos (священник;1703), что давалоему правосамостоятельнослужить мессу, он отказалсяот этого, сославшисьна плохое состояниездоровья (онстрадал астмой, явившейсяследствиемперенесенныйпри рождениитравмы груднойклетки). В 1703 ончислился maestro diviolino (учитель игрына скрипке) вОспедале деллеПиета. Это одиниз венецианскихприютов длядевочек-сирот.С перерывомв два года Вивальдизанимал этотпост до 1716 года, когда сталmaestro de' concerti. Позже, находясьуже далеко отВенеции, онсохранил своисвязи с Пиета(одно время онкаждый месяцпосылал тудадва своих новыхконцерта).
РепутацияВивальди началабыстро растис его первымипубликациями: трио-сонаты(вероятно 1703-1705), скрипичныесонаты (1709) и особенноего 12 концертов«L'estro armonico» («Гармоническоевдохновение»)Op. 3 (1711). Они, содержанекоторых изего самых прекрасныхконцертов, былиизданы в Амстердамеи широко распространилисьв севернойЕвропе; этозаставиломузыкантов, посещавшихВенецию, разыскиватьтам Вивальди, а в ряде случаевзаказыватьу него новые, как это было, например, сделанодля дрезденскогодвора. Баху такпонравилиськонцерты Вивальди, что пять концертовOp. 3 он переложилдля клавесина, а еще ряд концертов- для органа.Многие немецкиекомпозиторыподражали егостилю. Он издалдва далее собраниясонат и ещесемь сборниковконцертов изконцертов, включая «Lastravaganza» («Экстравагантность»)Op. 4 (приблизительно1712), «Il cimento dell'armonia e dell'inventione» («СпорГармонии сИзобретением»),Op. 8 (приблизительно1720, включая «Четыревремени года»)и «La cetra» («Лира»),Op. 9 (1727). Именно вжанре инструментальногоконцерта заключеныглавные достиженияВивальди и егозначение вистории музыки.Он был первыйкомпозитор, который постоянноиспользовалформу ритурнелив быстрых частях, и это сталообразцом длядругих композиторов.Тот же самоеможно сказатьо вивальдивскойформе концертав целом, состоящимиз трех частей: быстро — медленно- быстро. Из егоприблизительно550 концертов, примерно 350 — длясолирующегоинструментас оркестром(более 230 дляскрипки); около40 двойных (тоесть для двухсолистов), больше30 для несколькихсолистов ипочти 60 для оркестрабез солистов.Вивальди былоригинальныминструментовщикоми написал несколькоконцертов длянеобычныхсочетанийинструментов, например, длявиолы д'амури лютни, илидля множествадуховых инструментов, включая такие, как шалмей, кларнет, валторнуи другие редкиеинструменты.У него такжемного сольныхконцертов дляфагота, виолончели, гобоя и флейты.Некоторые изего концертов- программные, например «Буряна море» (такоеназвание имеюттри концерта), «Охота», «Тревога»,«Отдых», «Ночь»,«Протей, илиМир навыворот».Вивальди написалтакже многовокальной — церковной исветской — музыки.Он автор (поразным сведениям)от 50 — 70 опер (сохранилосьоколо 20).
Временагода как темаискусства имузыки
Темавремен годавсегда былапопулярна вискусстве.Объясняетсяэто несколькимифакторами.Во-первых, онадавала возможностьсредствамиданного конкретногоискусствазапечатлетьсобытия и дела, наиболее характерныедля того илииного временигода. Во-вторых, она всегданаделяласьопределеннымфилософскимсмыслом: сменавремен годарассматриваласьв аспекте сменыпериодов человеческойжизни, и в такомаспекте весна, то есть пробуждениеприродных сил, олицетворяланачало и символизировалаюность, а зима- конец пути — старость. Причем, жизнь, по аналогиис годом, могладелиться начетыре периода(справедливостиради, необходимосказать, чтотакое делениежизни по популярностиу художниковуступает болеераспространенномуделению на тристадии: юность- зрелость — старость), атакже — опять-такипо аналогиис делением годана двенадцатьмесяцев — надвенадцатьпериодов (каждый, как считалось, по шесть лет).
Чтокасаетсяизобразительныхискусств, товремена года, точнее труды, то есть характерныедля данногомесяца работы(главным образомсельскохозяйственные), изображалисьв самых разныхжанрах — отскульптуры(в порталахготическихсоборов, как, например, в СенДени, где мывидим все двенадцатьмесяцев) дографики. Изкнижных иллюстрацийэтой темы наиболееизвестен «Роскошныйчасослов герцогаБеррийского»(1415 -1416), где двенадцатьминиатюрыизображаютсцены изсельскохозяйственныхдел, характерныхдля того илииного временигода.
Замечательныйцикл временгода представляетсобой серияфресок в СалонеМесяцев в ПалаццоСкифанойя, взамке герцоговд'Эсте в Ферраре, созданныхФранческо дельКосса и Косме(Козимо) Тура(1456 -1470). Фреска каждогомесяца, делитсяна три регистра, соответствующиетрем разнымобразным системам.Так, в среднемрегистре фрескикаждого месяцапомещен соответствующийзнак зодиака.С каждым знакомсоседствуюттри астрологическиефигуры. Например, в «Марте» рядомс Козерогомизображеныпаж с обручеми стрелой вруках, сидящаяженщина в красномоблачении имужчина в разодраннойодежде; в «Апреле»- Телец, молодаяженщина с ребенком, сидящий обнаженныйюноша с ключомв руках и старикрядом с белойлошадью.
Посколькусовершенноочевидно, чтовсе эти фигурычто-то значат, были предпринятыпопытки истолковатьих. Высказывалосьпредположение, что они являютсяаллегорическимиобозначениямиеще более дробногоделения года- декад месяцев.
Особнякомстоит знаменитаякартина СандроБоттичелли«Весна» («La Primavera»)(или «ЦарствоФлоры»; 1477 — 1478; Флоренция, галерея Уффици).Посреди цветущеголуга стоитВенера. Онапредставленаздесь иначе, чем это делалиантичные мастера: она изображенав виде наряднойдевушки. Склоненныенад ней ветвидеревьев образуютнечто вродетриумфальнойарки. Над нейпарит амур слуком и стрелой.Его глаза завязаны, что символизируетслепоту любви.Крайняя леваяфигура на картине- Меркурий (осмысле егоприсутствияв этой сценеможно высказыватьлишь предположения; одно из нихсостоит в том, что он, устремиввзгляд вверх, рассеиваетсвоим кадуцеемоблака). МеждуВенерой и Меркуриемгруппа из трехграций — образ, ставший хрестоматийным.Флора, древняя(но при этомвсегда остающаясяюной) итальянскаябогиня цветов, по имени которойкартина получиласвое второеназвание, изображенасправа. Примечательнаживописнаятрактовка ееистории Боттичелли: греческойбогиней цветовбыла Хлорида, вышедшая замужза Зефира, западноговесеннеговетра, которыйпородил цветы.Римляне называлиее Флорой. Впоэме Лукреция«О природевещей» (5:756 — 739) повествуетсяо том, как Флоравесной последовалаза Зефиром, усыпая свойпуть цветами.Боттичелли, однако, почерпнулидеи для изображенияФлоры из другогоисточника — из«Фаст» (5: 193 — 214) Овидия, в которыхповествуетсяо Хлориде, спасавшейсябегством отпреследовавшегоее Зефира. Когдаже Зефир всеже настиг Хлориду, и завладел ею, с ее губ посыпалисьцветы, и онапревратиласьво Флору. Именноэтот моментизобразилБоттичелли, показав двухбогинь вместе: Хлориду, из усткоторой сыплютсяцветы, и Флору, которая их самарассыпает.
Историямузыки знаетчетыре знаменитыхинтерпретациитемы временгода. Эти произведениятак и называются- «Времена года».Это цикл концертовВивальди, ораторияГайдна (1801), циклфортепьянныхпьес П. И. Чайковского(1876), балет А. К.Глазунова(1899).
«Временагода» АнтониоВивальди принадлежатк числу самыхпопулярныхпроизведенийвсех времен.Для многих самоимя «Вивальди»является синонимом«Времен года»и наоборот(хотя он написалмассу другихпроизведений).Даже в сравнениис другими концертамитого же опусаэти концертыдемонстрируютпоразительноеноваторствоВивальди вобласти барочногоконцерта.Присмотримсяк каждому изчетырех концертов.И с самого началаотмечу, чтокаждому изконцертовкомпозиторпредпослалсонет — своегорода литературнуюпрограмму.Предполагается, что авторомстихов являетсясам Вивальди.Итак…
«Весна»(La Primavera)
На редкостьестественнымполучаетсяразговор о «LaPrimavera» АнтониоВивальди послерассказа о «LaPrimavera» СандроБоттичелли.Сонет, предваряющийэтот концерт, почти в такойже степениможно отнестикартине Боттичелли.Вот как он звучит(здесь и далеесонеты приводятсяв переводеВладимираГригорьева):
Веснагрядет! И радостноюпесней
Полнаприрода. Солнцеи тепло,
Журчатручьи. И праздничныевести
Зефирразносит, Точноволшебство.
Вдругнабегают бархатныетучи,
Какблаговестзвучит небесныйгром.
Но быстроиссякает вихрьмогучий,
И щебетвновь плыветв пространствеголубом.
Цветовдыханье, шелесттрав,
Полнаприрода грез.
Спитпастушок, задень устав,
И тявкаетчуть слышнопес.
Пастушескойволынки звук
Разноситсягудящий надлугами,
И нимфтанцующихволшебный круг
Веснырасцвечендивными лучами.
Концертыэтого цикла- это так называемаяпрограммнаямузыка, то естьмузыка, соответствующаяопределенной, в данном случае, литературнойпрограмме.Всего у Вивальдиможно насчитатьболее сорокапрограммныхпроизведений.Но в них их«программа»формулируетсялишь в названии, и программойэто может бытьназвано весьмаусловно. Таковыконцерты «Щегол»,«Кукушка»,«Соловей»,«Охота», «Ночь»(на эту «программу»Вивальди написалчетыре концерта).Во «Временахгода» мы имеемдело действительнос самой настоящейпрограммой: музыка точноследует заобразами стихов.Сонеты такхорошо соответствуютмузыкальнойформе концертов, невольно возникаетподозрение, не сочиненыли, наоборот, сонеты к уженаписанноймузыке? Перваячасть данногоконцерта иллюстрируетпервые двачетверостишия, вторая часть- третье четверостишие, а финал — последнее.(Автор русскогоперевода, стремясьсохранитьточность смысла, что, конечноже, очень важно, особенно, когдаречь идет опрограммности, отошел от формысонета и перевелего, как и остальные, четырьмячетверостишьями.)
Перваячасть концертаоткрываетсянеобычайнорадостныммотивом, иллюстрирующимликование, вызванноеприходом весны- «Весна грядет!»; играет весьоркестр (tutti). Этотмотив (каждыйраз в исполнениивсего оркестраи солиста) помимотого, что обрамляетэту часть, ещенесколько раззвучит по ходучасти, являясьсвоего родарефреном, чтопридает всейчасти форму, похожую нарондо. Далееследуют эпизоды, иллюстрирующиеследующиестроки сонета.В этих случаяхиграют трисолиста — главный(напомню, чтовсе концертыэтого цикланаписаны длясолирующейскрипки с оркестром)и концертмейстерыгрупп первыхи вторых скрипок; все остальныеучастникимолчат. Дажебез имеющейсяв партитуреремарки — «Canto degl' Ucelli» — ясно, чтомузыка, звучащаяв высоком регистре, изображаетздесь «пениептиц» (дословныйперевод строкисонета: «радостноприветствуютее (весну. — А.М.)птицы своимпением»). Какчудесно этопередано звучаниемскрипок!
Следующийэпизод (послерефрена) иллюстрируетслова сонетао бегущих ручьях(дословно: «бегутручьи со сладкимжурчаньем вдуновенииЗефира»; ср. какизобразилЗефира Боттичелли!).И опять рефрен.Следующийэпизод — гремитгром («чернотойпокрываетсянебо, веснавозвещает осебе молниейи громом»). Вивальдив высшей степениизобретательноизображаетэто явлениеприроды: раскатыгрома переданыгрозным стремительнымзвучанием всегооркестра.