На первых страницах летописи, во вводной ее части, описывается путешествие св. Андрея по территории, где позднее возникло древнерусское государство. Поэтому св. Андрей стал впоследствии считаться покровителем русских земель. Вот что там говорится об этом событии.
Св. Андрей, брат Петра проповедовал учение Христа по берегам Черного моря. Занесло его туда случайно, или его отправили туда с этой миссией, неизвестно. Был он в Синопе, затем перебрался в Корсунь, где и узнал, что неподалеку находится устье большой реки — Днепра. Решил св. Андрей отправиться в Рим (похвальное желание, но путь он почему-то выбрал несколько странный!), добрался до устья Днепра и поплыл вверх по течению. Доплыл он со своими спутниками до каких-то холмов и заночевал там. Утром же он сказал своим ученикам:
«Видите ли горы эти? На горах этих воссияет благодать Божия, будет великий город и воздвигнет Бог много церквей».
Взошел св. Андрей на эти холмы, благословил их, поставил крест, помолился, и отправился дальше вверх по течению. А на этом месте возник впоследствии город Киев.
Прибыл, наконец, св. Андрей к славянам, на те места, где нынче стоит Новгород, увидел живущих там людей, и удивлялся их обычаям — как они моются и хлещутся. В летописи ничего не говорится о том, что св. Андрей благословил и это место. Странно! В Новгороде ведь было построено тоже очень много церквей. Но если предположить, что летопись писалась (или переделывалась) под контролем киевских князей, тогда все становится понятным.
Далее св. Андрей отправился в страну варягов, потом прибыл в Рим, где и рассказывал о том, где он был и проповедовал учение, что видел и чему удивлялся.
«Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье».
Его слушатели очень удивлялись этому рассказу, а св. Андрей, побыв некоторое время в Риме, вернулся в Синоп.
Разумеется, ничего более интересного за все время пути от Новгорода до Рима вокруг всей Европы св. Андрей не увидел. Ну, это мы оставим на совести летописца и его редакторов. А путь из Синопа в Рим вокруг всей Европы вызывает некоторые вопросы.
Тем более что на предыдущих страницах автор описывает «путь из варяг в греки». Рассмотрим немного повнимательнее, что же за путь описывает летописец.
Только в одном месте он говорит, что существует путь из варяг в греки. Но на примере путешествия св. Андрея можно заключить, что имелся в виду путь вокруг всей Европы, который он проделал, а вовсе не путь вниз по Днепру. Потому что далее летописец начинает описывать только путь «из грек». Вот как он выглядит в его описании. «Из грек» надо подняться вверх по течению Днепра, затем волоком до реки Ловоть (так у летописца), по Ловоти можно добраться до озера Ильмень, из которого вытекает река Волхов. По этой реке попадаешь в озеро Нево (Ладожское), а затем в Варяжское море. По этому морю можно доплыть до Рима (!), а оттуда опять попасть в Царьград. Путь замкнулся. Далее же летописец добавляет, что из Днепра можно попасть в Двину, а из нее в Варяжское море. О движении же в обратном направлении не говорится ни слова. Возникает вопрос: почему автор описывает такой маршрут? И что это за маршрут?
Ответ можно попытаться найти у античных авторов. В древнем мире были очень популярны украшения из янтаря, а его можно было добыть только на берегах Балтийского моря. Украшения из янтаря находят даже в могильниках древних египтян. Значит, существовал торговый путь, которым янтарь доставлялся в средиземноморье. Одним путем, вокруг Европы, прочно владели карфагеняне. Но они не допускали конкурентов на свои торговые пути и блокировали Гибралтарский пролив. Но ведь греческие купцы тоже хотели иметь прибыль от торговли столь выгодным товаром. Вот тут-то и всплывает путь вверх по Днепру, а затем по Двине, в Балтийское море. Делать крюк через Ильмень и Ладогу не было никакой необходимости. А вот обратно, уже с грузом янтаря, можно было плыть более спокойным путем вокруг Европы (карфагеняне, в основном, контролировали только выход из Средиземного моря), особенно после того, как карфагенская гегемония в Средиземном море была уничтожена. Заодно в Британии можно было загрузиться и оловом, тоже очень ценным товаром в то время.
Так что торговый путь «из варяг в греки» скорее всего или вымысел нашего летописца (варяги как-то больше промышляли разбоем), или, что вернее всего, результат неправильного толкования летописного текста. А вот путь «из грек в варяги», как его и описывает наш летописец, имеет очень древнюю традицию.