Реферат по предмету "Исторические личности"


АВ Суворов - великий русский полководец

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

Реферат
тема: «А. В.Суворов – великийрусский полководец»

выполниластудентка 1-гокурса
ФМФ КБ
БондаренкоОльга
проверилдоцент
Сеитов И. Т

Ставрополь2008
План

Введение.
Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.
«Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
«Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать».
Заключение.
Литература.
Введение.

24 ноября 2008 годаисполнится278 лет со днярождения великогорусского полководцаАлександраВасильевичаСуворова. Напротяжении40 лет почтинепрерывнойбоевой деятельностион провел 20 компанийи не знал ниодного поражения.
АлександрВасильевичне имел равныхсреди полководцеввремени. Егоблистательныепобеды способствовалиукреплениюмощи Россиив последнейтрети XVIIIв. ПолководческоеискусствоСуворова и егосистема обученияи воспитаниявойск опередилиразвитие военногоискусства, какв России, таки в ЗападнойЕвропе. Этобыло передовоевоенное искусство, обусловленноеисторическимиособенностямиразвития Россиив XVIIIв.
Жизнь Суворова– высокийнравственныйпример служенияРодине. Суворов– не простополководец, занявший местосреди великихполководцевмировой истории,- он представляетсобой историческоеявление. Передовоевоенное искусствоСуворова иособенно егосистема обученияи воспитаниявойск, носившаяобъективнобуржуазныйхарактер, входилив противоречиес самодержавно-крепостническимстроем Российскойимперии, с еговоенной системой, призваннойукреплятьфеодализм вРоссии. ЗаслугаСуворова признаваласьправящимикругами Россиилишь на половину: за почестямиследовалиунижение, опалаи ссылка. Послеего смертидворянско-буржуазнаяисториографияприложила немало усилийк тому, чтобыисказить ипринизить образвеликого русскогополководца, умалить егороль в развитиирусского военногоискусства.Однако в досоветскойисториографиио Суворовеможно назватьряд авторов, которые, несмотряна свою дворянско-буржуазнуюограниченность, сумели достаточнополно и объективноотразить егожизнь и деятельность.Ученики и сподвижникивеликого полководцасохранили дляпоследующихпоколенийрусской армиисуворовскиепринципы военногоискусства.
Суворовскиетрадиции внашей странестали достояниеми молодогопоколениясоветскихофицеров, чтонашло отражениеи создании вавгусте 1943 г.Суворовскихвоенных училищ.
В 1950 г. в нашейстране отмечалась150-летняя годовщинасо дня смертиСуворова. Дляподготовкии проведенияэтого юбилеябыл учрежденВсесоюзныйкомитет. 18 маяв Москве – городе, в котором родилсяСуворов, — вторжественнойобстановкена площадиКоммуны состояласьзакладка памятникавеликому русскомуполководцу.
«Благодарныепотомки никогдане забудут облистательныхпоходах Суворова», имя которого«золотымибуквами вписанов героическуюисторию нашейРодины…»1
Воспитаниеи формированиемировоззренияА. В. Суворова

Имя Суворовагремело в своевремя по всей
Европе, унас оно приобрелонародность–
И ничто неоспариваету этого великогочеловека
Известностиисторической.
Д. А. Милютин.СУВОРОВ.

XVIII век, в который протекалижизнь и деятельностьА. В. Суворова, был временемскладываниянового капиталистическогостроя. В течениеэтого века внароднохозяйственнойжизни Россиипроисходиликоренные изменения.Социальноерасслоениедеревни, образованиерынка наемныхрабочих, возникновениечастногопредпринимательствасоставлялисущность скачкав развитиипроизводительныхсил страны.«Уже с 60 – 70-х годовXVIIIвека можноговорить оналичии буржуазнойсистемы хозяйствав недрахфеодально-крепостническогостроя», — говоритН.М. Дружинин.2
Под влияниемразвитияпроизводительныхсил и производственныхотношенийсовершенствовалисьспособы ведениявойны. Русскаяармия XVIIIвека проходилапуть от стратегииманевра и линейнойтактики достратегиигенеральногосражения итактики колонн.Складываниеформ и способовведения войныи военных действийпроисходилов ходе многочисленныхвойн. Войныявлялись практическиммерилом целесообразностиорганизациии устройствавойск. Войнырождали новыеявления военногоискусства, которые обобщалисьполководцамив уставах инаставлениях.Революционизирующимначалом приэтом являлосьне «свободноетворчествоума» гениальныхполководцев, а изобретениелучшего оружияи изменениеживого солдатскогоматериала».3
Под влияниемвсех этих факторовскладывалосьмировоззрениеА.В.Суворова
Начало былоположено дома.Отец Суворова, Василий ИвановичСуворов, принадлежалк той частирусской военнойинтеллигенции, которая сформироваласьв период петровскихпреобразований.В последниегоды жизниПетра IВ.И.Суворовсостоял денщикомцаря и, какдоверенноелицо, выполнялего особыепоручения.После смертиПетра IВ.И.Суворов вкачестве военногоинженера занималпост прокурораБерг-коллегии.В период Семилетнейвойны ведалорганизациейтыла русскойармии. Уже вчине генерал-летейнантаон занимал поствоенного губернатораВосточнойПруссии, включеннойв состав Россииво время Семилетнейвойны. В.И.Суворовобладал довольноширокими познаниямив области инженерногодела. Его библиотекасодержаласочинения повоенной истории, инженерномуделу и артиллерии.
ВасилийИванович руководилдомашним воспитаниемсвоего сына.Он привил емулюбовь к самостоятельнымзанятиям. Знакомствомолодого Суворовас трудами Тюррена, Кегорна, МорицаСаксонского, Евгения Савойскогои с описаниемпоходов АлександраМакедонского, Юлия Цезаряи других полководцевдревностивнедрило в егосознаниенеобходимостьглубокогоизучения военногоопыта прошедшихвремен. Дажев зрелом возрастеон придерживалсяэтого убеждения.«Возьми себев образец героядревних времен,- поучал Суворовмолодого Милорадовичаво время Швейцарскогопохода, — наблюдайего, иди за нимвслед, поравняйся, обгони – славатебе! Я выбралЦезаря – альпийскиегоры за нами…Орлырусские облетелиорлов римских»
По существу, Суворов изучилвоенную историюи науку путемсамостоятельногочтения. БиографСуворова А.Петрушевскийсправедливоотметил чтоон «завоевалсперва областьнаук и опытыминувших веков, а потом победуи славу»4.Он поражалсовременниковсвоими познаниями.
Посколькубольшая частьсочинений повоенным проблемамвыходила наиностранныхязыках, то отецСуворова обратилвнимание сынана необходимостьих освоения.В первую очередьмолодой Суворовизучил французскийи немецкийязыки, а затемуже, находясьв армии, приобрелзнание восточныхязыков – турецкого, татарского, а так же польского, финского иитальянского.Он считал нужнымзнать язык тойстраны, гдерусской армииприходилосьвоевать.
Большое местов формированиимировоззренияСуворова занималоизучение философскихвзглядов Лейбница, Вольфа и Локка.С концепциямиэтих авторовмолодой Суворовзнакомилсякак путемсамостоятельногочтения, так, возможно, и вовремя свободногопосещениязанятий старшихклассов Сухопутногошляхетскогокорпуса, гдеизучалисьистория, географияи военные науки.
На Суворова, несомненно, оказывалавлияниеобщественно-политическаяобстановка, складывавшаясяв стране в серединеXVIIIвека. На еговзглядах сказалосьвлияние прогрессивныхидей и в Сухопутномкорпусе, гдеиздавалсяжурнал «Обществалюбителейрусской словесности»«Ежемесячныесочинения».На страницахжурнала поднималисьважные вопросыо значениипреобразованийдля жизни общества, о роли человекав обществе, означении разумав жизни человекаи т.д. Отдал даньэтим сюжетами Суворов. Онпоместил вжурнале двасочинения нафилософскиетемы: «Разговорв царстве мертвыхмежду АлександромВеликим иГеростратом»и «Разговорв царстве мертвых– Кортец иМотецума»5.Оба эти сочиненияраскрываюттему подчинениядеятельностичеловека благусвоей родины.
На взглядыСуворова оказалавлияниепропагандировавшаясярусскими ифранцузскимипросветителямиантифеодальнаябуржуазнаямораль, в которойглавное местозанимала идеяслужения Родине.
ВзглядыСуворова нароль человекав обществе былистихийно-материалистическими, что нашло своеотражение вразрабатываемойсистеме обученияи воспитаниявойска. Суворовотвергал тиранию, отвергал онтакже узкоэгоистическуюмораль дворянскойзнати. Он признавалестественноеравенство людейи необходимостьпросвещениянарода. Он считалслужение отечествудолгом каждогочеловека иполагал, чтообщество должнобыть устроенона началах«добродетелии справедливости».
Суворов немог пройти мимоострой полемикипо проблемамкрепостническогостроя, но онвидел путиискоренениянедостатковне в борьбепротив принциповкрепостногоправа, а в смягчениипримененияпоследнего.Суворов выступалпротив пороковкрепостническогообщества. Онпорицал порядок, при которомслужение отечествуподменялосьслужению трону.ЧеловеческоедостоинствоСуворов ставилвыше милостейпрестола: «Россияслужбою моеюпиталась (разрядкамоя. – Л.Б.)»6.
Начавшаясяв стране Крестьянскаявойна подруководствомПугачева неизменила взглядовСуворова. Стремяськак можно быстрееподавить восстания, Екатерина IIнаправила на«внутреннийфронт» боевыхгенералов, ив их числеА.В.Суворова.Он прибыл вПоволжье, когдавосстание, посуществу, былоподавленовойсками П.И.Панина и И.И.Михельсона.На Суворовабыла возложеназадача препроводитькрестьянскоговождя в Симбирск, а затем в Москву.Главной егоакцией былообъявлениеот имени ЕкатериныIIамнистии повстанцем, чем он вызвалнегодованиецарицы и петербургскойзнати, стремившихсяк расправе надвсеми участникамивосстания. Осебе же он писал:«Сам не чинилнигде, нижечинить повелевал, ни малейшейказни, развегражданскуюи то однимбезнравственнымзачинщикам, но усмирялчеловеколюбивоюласковостью, обещаниемвысочайшегоимператорскогомилосердия».
Грянувшаяво Францииреволюция 1789г. Потребовалаопределитьотношение кней Суворова.Суворов непринял революцию.Его ужасаламысль, что «Россиябудет Франциею».Его возмущалиитоги этойреволюции. Онотмечал, чтоона не принесланароду действительнойсвободы и лишьзаменила формуэксплуатациинарода. «Гдеже дерево вольности, которое французыобещали водрузитьнад пламеннымВезувием? –спрашивалСуворов,- О, хвастунишки!»7.БуржуазнаяФранция, говорилСуворов, непринесла освобожденияи другим народам.ПравителиФранции держалиитальянскийнарод «под игомтрехлетнегорабства», котороеони принесли«под именемсвободы и равенства».
В то же времяСуворов видел, что под влияниемреволюционныхидей «феодальнаясистема распадается».Но он считал, что переходк новому обществудолжен совершитьсямирным путем, в результатепобеды «царстваразума».
На этой основесложилисьвзгляды Суворована роль человекав жизни общества.«Мы, — говорилСуворов, — егочлены – должныему себя жертвовать, устраиватьк тому нашиспособности…дабыему (обществу)долее полезнымибыть».
Суворовпридерживалсяпередовыхвзглядов доконца жизни.Он оставалсяверен им навсех этапахдеятельности.
«Солдатскаяшкола» Суворова(1742-1754 гг.)

ФормированиеСуворова какпрофессиональноговоенного происходилопараллельноскладываниюего мировоззрения.Отец его, ВасилийИванович, сталготовить своегосына к гражданскойслужбе. Затем, уступая настоятельнымпросьбам сына, записал егов гвардию, вСеменовскийполк. В указеговорилось:«1742 году, октября22-го дня по указуе.и.в. в лейб-гвардииСеменовскомуполку приказалиявившихся спрошенияминижеозначенныхнедорослей, а именно… АлександраСуворова…расписатьлейб-гвардиив Семеновскийполк в солдатысверх комплектабез жалованияи для обученияуказанных наук…отпускать вдомы их на двагода»
Отец Сувороваучил сына смотретьна службу какна служениеРодины. Он требовалвидеть в звании«солдат» высокоезначение всоответствиис петровскимуставом 1716 г., гдеговорилось:«Имя солдатапросто содержитв себе всехлюдей, которыев войске суть, от вышнегогенерала дажедо последнегомушкетера, конного и пешего»8.
По отбытиедвухлетнегосрока солдатскойслужбы Суворовопределилсяв 1747 г. На действительнуюслужбу капраломв тот же Семеновскийполк. За успешнуюслужбу произведенв подпрапорщикив 1749 г., а затем всержанты в 1751г.
Суворовотдался военнойслужбе с полнойответственностьюи стал не фиктивным, а «действительным»солдатом. Солдатскаяслужба не являласьдля него рядомскучных формальныхобязанностей.Он стал учитьсясолдатскойслужбе во всехее проявлениях.Он охотно исполнялобязанностисолдата и капралаи знакомилсясо всеми сторонамисолдатскогобыта. Солдатскуюслужбу он сочеталс физическимразвитием иукреплениемтела, посколькуобладал сравнительнослабым здоровьем.Суворов жилжизнью солдати старалсянести все тяготысолдатскойслужбы. Он оставалсяверным военномуаскетизму всюсвою жизнь.Ротный командирСуворова писалего отцу: « Унего толькоодна страсть– служба, и однонаслаждение– начальствонад солдатами.Не было исправнеесолдата, нозато и не былоболее взыскательногоунтер-офицера, как ваш сын.Вне службы онс солдатамикак брат, а наслужбе – неумолим».Каждое словоСуворова доходилодо солдатскогосердца. О егоисключительныхкачествах писалМ.И. Калинин:«…всемирноизвестныеполководцызнали дорогуи к сердцу своихсолдат, своейармии. Они былимастерамивысокого духавойска, умеливселять в душусолдата прочноедоверие к себе.Такими были, например, Суворови Кутузов».
«Офицерскаяшкола» Суворова(1754-1768 гг.)

«Офицерскуюшколу» Суворовпрошел в Семилетнейвойне. В этойвойне русскаяармия встретиласьс прусскойармией, вымуштрованнойФридрихом II.На 25-м году жизни, в 1754 г., Суворовбыл произведенв поручики ипереведен вармейскийИнгерманскийпехотный полк.В начале 1756 годаон был произведенв капитаны иполучил назначениев Новгород надолжностьобер-провиантмейстера(«ранга капитанского»).Через 10 месяцевего назначилигенерал-аудитором-лейтенантом, а еще черезмесяц в декабре1756 г. он получилчин премьер-майора.
В 1757 г. В связис начавшимисявоенными действиямив ВосточнойПруссии началасьподготовкарезервов (которымиявлялись третьибатальоныпехотных полков)для ЗаграничнойДействующийармии. Премьр-майоруА. В. Суворовубыло порученоукомплектоватьрезервныебатальоны для17 полков и затемпроводить ихв Пруссию кДействующейармии. По выполненииэтого порученияСуворов былв 1758 г. Произведенв подполковникии назначенкомендантомг. Мемеля, гдебыли сосредоточеныармейскиемагазины, снабжавшиематериально-техническимдовольствиемЗаграничнуюармию. Можнопредположить, что это назначениебыло сделаноне без ведомаего отца, ставшегок этому временигенерал-майороми выполнявшеговажные порученияпо службе тылаармии.
Оба эти назначенияпозволилиСуворовупознакомитьсяс вопросамиорганизациитыла в масштабахвсей армии.Однако деятельностьобер-кригс-комиссаране удовлетворялаА.В. Суворова, и он подал рапорто переводе вДействующуюЗаграничнуюармию. ПросьбаподполковникаСуворова былаудовлетворена, и он был определенв Казанскийпехотный полк, находившийсяпод командованиемгенерал-майораМ.Н. Волконского, но вскоре былпереведен вштаб главнокомандующегогенерал-аншефаВ.В. Фермора надолжностьдежур-майораштаба (так называлсядежурный офицерпри командующем).На этой должностиСуворов хорошоознакомилсяс методамиуправленияармией.
В роли штаб-офицераСуворов участвовалв крупнейшемза всю историюСемилетнейвойны сражениипод Кунерсдорфом, происшедшем1(12) августа 1759 года.Разгром армииФридриха IIпроизвел большоевпечатлениена молодогоСуворова, ноон был удивлентем, что главнокомандующийИ.С. Салтыковвместо того, чтобы развиватьуспех и двинутьсяк прусскойстолице, дажене направилвслед за отступавшейпрусской армиейказачью конницу.Во всяком случае, молодой Суворовмог наблюдатьмеждународнуюобстановкуи оценить действиякомандовавшихвойсками.
Больше всегопроизвел наСуворова впечатлениеразгром прусскойармии, считавшейсялучшей в Европе.Конечно, этобыла хорошоотлаженнаявоенная машина, в которой былаотработанадо совершенствалинейная тактика.На полях Кунерсдорфавстретилисьдве армии, ирусская армияпобедила. В1759 г. Суворовпринимал участиетакже в сражениипри Пальциге.
Пожалуй, наиболее интереснойбыла службаСуворова в роликомандиракавалерийскогополка. В 1760 г. русскаяармия подкомандованиемгенерала П.А.Румянцева велаосаду крепостиКольберг, служившийбазой для прусскихвойск. Прусскийкороль Фрифрих11направил длядеблокадыКольбергакавалерийскийкорпус Платена.Румянцев выставилпротив Платенаконный корпусгенерала Г.Г.Берга.
В 1761 г. По инициативеП.А. Румянцевабыла предпринятаэкспедицияподвижногокорпуса наБерлин. Командирэтого корпусаБерг попросилгенерала А.Б.Бутурлина, вновь назначенногона пост главнокомандующегоЗаграничнойармией, направитьему подполковникаСуворова. Тотвыполнил этупросьбу. В приказепо этому поводуговорилось:«Так как генерал-майорБерг выхваляетособливуюспособностьподполковникаКазанскогопехотного полкаСуворова, тоявиться емув команду означенногогенерала».
В корпусеБерга Суворовкомандовалсначала Тверскимкирасирскимполком (довозвращениязаболевшегокомандира).Входе военныхдействий полкСуворова овладелг. Ландерберги разрушил мостчерез р. Варта, чем задержалпродвижениепруссаков.Затем он нанеспоражениепрусскомуотряду у г. Гольнау.После этогоСуворов действуетпротив прусскихвойск под Бернштейноми Регенвальдом, Старгордоми в ряде другихпунктов9.Действия Сувороваотличалисьсмелостью ирешительностьюи, главное, разнообразиемтактическихприемов. СамСуворов проявилсебя мужественнымкомандиром, подавшим примербесстрашияв бою. РумянцевпредставилСуворова Бутурлинук награде. Онписал, что молодойкавалерийскийкомандир «себяперед прочимигораздо отличил»
В 1761 г. вернулсяк своим обязанностямкомандир Тверскогополка. Сдавэтот полк, Суворовпринял в командуАрхангелогородскийдрагунскийполк. Румянцевотметил, чтона этом постуСуворов блестящезарекомендовалсебя. Он «быстрпри рекогносцировке, отважен в боюи хладнокровенв опасности»10.В 1762 г. Суворовбыл направленв Петербургс депешами. Онприбыл в столицу, когда на русскомтроне была ужеЕкатерина II, которая произвелаего в чин полковникаи назначилакомандиромАстраханскогопехотногополка.
Таким образом, Суворов с 1754 по1762 г. Прошел путьот поручикадо полковника.В ходе войныСуворов ознакомилсяс работой тылаармии, ее штабаи работой командираполка. Относительноемногообразиеформ деятельностиспособствоваловоенному развитиюСуворова. Ноособенно важнымбыло знакомствос господствующейв то время вовсех армияхЕвропы линейнойтактикой. Этатактика достигаласвоего высшегоразвития вармии ФридрихаII.Суть ее состоялав том, чтобыармия действовалакак один батальонпо общей команде.Это достигалосьвытягиваниемвсей армии водну линию.Построениеармии происходилоочень медленно.Повороты моглипроизводитьсялибо по флангу, либо по осицентра. Слабымместом боевогопостроенияявлялись фланги, которые прикрывалиськавалерией.Артиллериярасполагаласьпо фронтунепосредственнов боевых порядках.Главную рольв наступлениивыполнялапехота, производившаяогонь плутонгамиили всей линией.Как правило, до рукопашногобоя прусскаяармия не доходилаи, если не достигалауспеха в огневомбою, немедленноотступала. Штыка прусскойармии считалсяоборонительнымсредством.Русская пехотапревосходилапруссаков своиммужеством, стойкостьюи мастерством.
Суворов пришелк выводу, чтогосподствующаяна западестратегическаяпятипереходнаясистема и доведеннаядо автоматизмалинейная тактикаслужат оковамидля войск имешают возможностиосуществлятьманевр как натеатре войнытак и на полебоя. Главное, полагал Суворов, состоит в том, чтобы найтинаиболее рациональныеформы боевойподготовки, чем установившиесяв современныхармиях. Этузадачу решилСуворов в периодкомандованияСуздальскимполком. Именнов этот периоду него у негостала складыватьсявоенно-педогагическаясистема, разработкекоторой онотдал всю своюжизнь. Суворовразвил в этовремя кипучуюдеятельностьпо переустройствуполка на новыхначалах. Онначал с устройстваказарм и созданияполковой школы.Главное жевнимание уделилопределению«чему учитьи как учить».Он видел в солдатеживого человека, защитникаотечества.Солдат, по идееСуворова, — этоосновной факторвойны, поэтомуего надо соответствующимобразом обучитьи воспитать.Новые принципыбоевой подготовкинашли отражениев инструкции«Полковоеучреждение».Будучи ненавистникоммуштры, Суворовобучал свойполк тому, чтодействительнобыло необходимона войне. Содержаниемобучения сталинаступательныеэволюции: быстрыемарши, атакив штыки, форсированиепереправ, прицельнаястрельба и т.п.Способы обученияпредусматривалиизучение элементовстроя, способовведения стрельбыи решение тактическихзадач. Особенностьюсуворовскойсистемы былатесная связьобучения своспитанием, обеспечивавшаявыработку усолдат сознательногоотношения квоенной службеи формированиечувства гордостиза свой полки свою Родину.
Сувороввыступал запередовуюсистему боевойподготовки.Главное, писалон позже, «хорошоэкзерцироватьвойска… никогдане отступать, лучшее войсковсегда в движении».
Уже в этовремя он предъявлялвысокие требованияв первую очередьк командирам.Он решительноосуждал «преторианцевполковников», заботившихсятолько о том, чтобы «втиратьсяк высшим». «Онираздражаютсвоих офицеровпридворнымиманерами; ихизнеживают…Сибариты, а не спартанцы, они внушаютпрезирать славуи неверие Жан-Жака– добродетельдля каждогоума…, с помощьюречей сладкихили двусмысленныхони их [офицеров]учат такимпутем скрыватьсвои недостатки…Навойне нужныдругие полковникии другой штаб, армейскогопроисхождения».Одним из важныхвыводов, к которымпришел Суворовво время службыв армейскихполках, былозаключениео большой ролимладших офицеров, вышедших изсолдатскихрядов: «Самыепорядочныеныне становятсямладшими офицерами,(при этом) неиз вольногодворянства»
ОтставкаСуворова. Ссылкав Кончанское.
--PAGE_BREAK--
Когда наступил1796 год. Суворовпо-прежнемувозглавлялрусские войска, расположенныена юго-западеРоссии. Из Тульчинаон внимательноследил за развитиемсобытий наРейне и в Италии.Он все болеесклонялся кмысли, что вближайшембудущем Франциястанет противникомРоссии. Онсправедливовидел в действияхбуржуазнойФранции захватническиестремления, чему примеромслужили действияНаполеона вСеверной Италиив 1796 г. Русскоеправительствобеспокоилавозможностьсоздания враждебнойкоалиции изгосударств, во главе которыхможет статьбуржуазнаяФранция. МеждуРоссией, Австриейи Англией шлипереговорыо созданиибоевой коалиции.В инструкциирусскому посланникув Вене А. К. Разумовскомууказывалось:«Сегодня делозаключаетсяв том, чтобыреорганизоватькоалицию надругих принципах, чем первую, поставив переднею в видеединственнойзадачи – задачупринудитьфранцузовпрекратитьсвои нашествия, отказатьсяот побед и вернутьсяк прежнимграницам»11.
Из этогоследовало, чтодело шло нестолько овосстановленииво Франциисвергнутойреволюциейдинастии Бурбонов, сколько о прекращениизавоеванийфранцузскойДиректории.Когда междуРоссией, Австрией, Пруссией иАнглией шлипереговорыо союзе, ЕкатеринаIIумерла. Новыйцарь – ПавелIотложил предполагаемыйпоход Суворовав Европу и занялсяукреплениемкрепостническихпорядков у себяв России, Этомуслужило такжеустановлениепрусской системыв войсках. Сувороввстретил нововведенияПавла с негодованием.Особенно раздражалиСуворова указанияПавла запиратьсолдат в казармах:«Карейныеказармы, гденочью запиратьсябудут, — тюрьма»12Еще решительнееон осуждалшироко применявшиесяпобои солдат, унижавшие ихдостоинство.Всего болеевозмутил Суворовазапрет на введеннуюв войскахюго-западнойРоссии егосистему. В товремя, говорилСуворов, как«мою тактикупрусские принимают, а старую, протухлуюоставляют: отсего французскиеих били» 13, новый царьвводит ее врусские армии.
ПоложениеСуворова осложнилосьв связи с возникшимзаговоромпротив ПавлаI.Усиление реакциив конце царствованияЕкатерины IIи при Павле Iвынудило дворянскихдеятелей избратьнелегальныеметоды борьбыс абсолютизмом.Возникший в1797 г. Заговорохватил нетолько дворянствоцентральныхи западныхгуберний, нои затронулофицерскиекруги армииСуворова14.В самом Тульчинебыли офицеры, готовые примкнутьк военномувыступлениюпротив Павловскогорежима. Их возглавлялполковникА.М.Каховский.Он предложилСуворову встатьво главе армиидля выступленияв момент сменылиц на троне.Убеждая внеобходимостиэтого, Каховскийговорил Суворову, что за ним пойдетвся армия. Однакополководецне принял егопредложения:«Молчи, молчи.Не могу. Кровьсограждан!»15.Сам факт обращенияКаховскогок Суворовусвидетельствуето том, что онсам и его единомышленникине боялисьразоблаченияс его стороны.
Все этоспособствовалиподаче Суворовымрапорта царюоб увольнениив одногодичныйотпуск. ПавелIсначала отказалСуворову впредоставленииотпуска, а затемприказал емуприбыть в Петербург.Суворов, однако, не поехал встолицу и вместоэтого в началефевраля подалрапорт об отставке.Но еще до полученияэтого рапортаиздал указ обувольнениифельд-маршаласо службы вармии. УвольнениеСуворова вызвалов армии недовольство.В знак протестав отставкуподало несколькодесятков офицеров.Часть из нихнаправиласьвместе с Суворовымв его имение– Кобринскийключ. Царь посчиталСуворова однимиз руководителейполитическогозаговора, приэтом руководителемвесьма опаснымвследствиеогромной популярностиполководца.Этим толькои можно объяснитьарест Сувороваи ссылку егов Кончанское, а так же установлениенадзора заофицерами«свиты Суворова».В указе новгородскомугубернаторуП.П. Митусовуговорилось, чтобы они «неимели сношенияи свидания сжившим в Новгородскойгубернии бывшимфельдмаршаломграфом Суворовым.
Находясьв ссылке вКончанском, Суворов наблюдалза ходом политическихсобытий в ЗападнойЕвропе. К этомувремени положениев Европе резкоосложнилось.Пришедшая квласти французскаябуржуазия сталаоткрыто стремитсяк захвату чужихтерриторийи порабощениинародов. Справедливыеоборонительныевойны, какиевела буржуазнаяФранция в первыегоды революции, стали перерастатьв войны захватнические.Ее экспансиябыла направленана Восток.
Итальянскийпоход Наполеона1796 г. Завершилсязахватом СевернойИталии.
Французскуюбуржуазию давнопривлекалЕгипет, являвшийсяторговым центромЛеванта. Этобыл пункт, откудаможно былоугрожать жемчужинеанглийскойкороны – Индии.«Недалеко ужето время, — писалНаполеон, — когдамы почувствуемчто для тогочтобы в самомделе разгромитьАнглию, намнужно овладетьЕгиптом»16
Сувороввнимательноследил заразвивавшимисясобытиями.Особенноебеспокойствоон проявлялв связи с успехамифранцузскихвойск в СевернойИталии. Он понимал, что Францияэпохи Директорииболее не являетсяобороняющейстраной, а еестремлениеутвердитсяв СевернойИталии не принеслоитальянскомународу освобожденияот австрийскогогосподства.Будучи сторонникомнациональногонарода освобожденияИталии, Суворовполагал целесообразнымвозрождениесамостоятельностиПьемонта, которыйв конце концовмог возглавитьобъединениевсего итальянскогонарода. Суворовсчитал, чтоРоссия не можетоставатьсяв стороне отбурно развивавшихсясобытий, и принялсяза разработкуположений, которые моглилечь в основустратегическогоплана войныс Францией.
Итогом размышленийявились заметки, продиктованные5 сентябрягенерал-майоруПрево-де-Люмиану, прибывшемупо поручениюПавла Iв Кончанскоеиз Петербургав целях выяснениявзглядов Суворова.В них даетсяоценка военно-политическойобстановкии формулируютсяпринципы, которымидолжно руководствоватьсяв борьбе сДиректорией.Они сводилиськ следующимположениям:
«1. Тольконаступление
2. Быстротав походе, горячностьв атаках холодныморужием.
3. Никакойметодичностипри хорошемглазомере.
4. Полная властьгенералу-аншферу.
5.Атаковатьи бить противникав открытомполе.
6. Не терятьвремени наосаду…
7. Никогда нераспылять силыдля сохраненияразличныхпунктов.
8. Итак, нужентолько обсервационныйкорпус на Страсбург, еще подвижнойкорпус на Люксембург; его остриепродвинутьс беспрерывнымибоями до самогоПарижа, какглавного пункта»17.
Павел нетолько интересовалсямнением Суворова, но даже сделалпопытку сновапривлечь фельдмаршалак службе в армии.В этих целяхк Суворову былнаправлен егоплемянник, молодой АндрейГорчаков, состоявшийфлигель-адъютантомпри Павле I.
Ему удалосьдоказать Суворовунеобходимостьпримиренияс царем. Однакоэта встречане принеслаположительногорезультата.Суворов требовалсвободы действийв армии и непризнавалнововведенийцаря. По этойпричине онпопросил разрешениявернуться вКончанское.
Между темдела австрийскихвойск в СевернойИталии резкоухудшились: они были изгнаныиз СевернойИталии. ВойскаДиректориистали угрожатьнепосредственнымвторжениемна территориюАвстрии. ПравительстваАвстрии и Англииобратилиськ Павлу Iс пожеланиемпоставить воглаве союзныхвойск А.В.Суворова.6 февраля 1799 годав Кончанскоеприбыл флигель-адъютантТолбухин срескриптомцаря: «Сейчасполучил я, графАлександрВасильевич, известие онастоятельномжелании венскогодвора, чтобывы предводительствовалиармиями егов Италии, кудаи мой корпусРозенбергаи Германа идут.И так посемуи при нынешнихевропейскихобстоятельствахдолгом почитаюне от своеготолько лица, но и от лицадругих предложитьвам взять делои команду насебя и прибытьсюда для отъездав Вену». «Теперьне время рассчитываться»,- писал в частномписьме ПавелI.
Суворов далсогласие командоватьсоюзной армией, но при условиипредоставленияполной свободыдействий. Вынужденныйдать согласиена это, ПавелIсказал: «Ведивойну по-своему, как умеешь».Отпуская Суворова, Павел считал, что для негобудет безопаснеедержать полководцаза границей, чем в Кончнском.
В ИталииСуворов одержалряд побед, менеечем за пятьмесяцев изгналфранцузов изСеверной Италии.Пробиваясьчерез Альпына помощьРимскому-Корсакову, еле сдерживающемунатиск Массеныпод Цюрихом, он прибываетслишком позднои вынужденотступить.Вскоре еговместе с русскойармией отзываютв Россию. Заболевеще в пути, Суворовслег, и 6 мая 1800года его нестало. Но и послесмерти егопреследовалацарская немилость.Хоронили полководцане как генералиссимуса, а по штатуфельдмаршала.За исключениемконногвардейцев, гвардию ненарядили напохороны. Ницарь, ни дворна погребениине присутствовали.Но многотысячныетолпы народаявились напроводы своеголюбимца.
Принципывоенного обученияА. В. Суворова.
«Наукапобеждать».

В лице Суворовамы видели нетолько великогополководца, но и учителярусской армии, создавшеговоенно-воспитательнуюсистему, котораяобъективновходила впротиворечиес феодально-крепостническимстроем, господствовавшимв России вовторой половинеXVIIIв.
Отличительнойчертой полководческогоискусстваА.В.Сувороваявляется то, что в нем главнойцелью военныхдействий ставилосьуничтожениивооруженныхсил врага. Полнаяпобеда, по мнениюСуворова, возможнатолько в результатеразгрома живойсилы неприятеля.Он говорил:«Оттесненпротивник –неудача; уничтожен– победа»,
ВеликийСуворов впервыеразрешил задачивоинскоговоспитанияв процесседеятельногообучения. Правильноепонимание имобучения ивоспитаниякак единогопроцесса обеспечилоему осуществлениезадачи – созданиенепобедимойрусской армии.
Содержаниеобучения, определяемоев суворовскихнаставлениях, составлялобазу, на которойвыросла стройнаясистема обученияи воспитаниясуворовскойармии. Обучениешло от простогок сложному, отодиночногок совокупномуи базировалосьна трех принципах: систематичность, последовательностьи непрерывность.
Воспитаниенравственныхкачеств былоподчиненозадачи формированияу солдат и офицеровволи и твердогохарактера.Стержнем воспитанияявилось формированиетех качеств, которые определилисознательность, храбрость имужество суворовскихчудо-богатырей.
Суворовская«Наука побеждать»величайшийпамятник русскоговоенного генияостается удивительноактуальными поныне. А. В.Суворов завершилразработкурусской военнойдоктрины исформулировалее основныепринципы: самобытность, преобладаниекачественногоэлемента надколичественным, национальнаягордость, сознательноеотношение ксвоему делу, инициатива, использованиеуспеха до конца.А венец всемупобеда, малойкровью одержанная.
Идеи Суворовабыли развитыв русской армиии во второйполовине XIXв. М.И. Драгомировым, выступившимнеутомимымпропагандистомсуворовскойсистемы.18
С новой силойСуворовскиепринципы зазвучалив советскоевремя в дниОктябрьскойреволюции.Основные положения«Науки побеждать»были включеныВ.И.Лениным в«Книжку красноармейца», составленнуюВысшей военнойинспекцией.Последнийраздел служебной«Книжки красноармейца»содержит материал, определяющийбоевое и политико-моральноевоспитаниекрасноармейцев.«Наука побеждать»изложена восновном близкок тексту высказыванийСуворова.Редакционныеизменения былисделаны в целяхприближенияего к задачамсовременностии превращалисьв лозунги-обращения.

«Наука побеждать»

1. Солдатунадлежит бытьздоровому, храброму, твердомуи правдивому.
2. Всякий воиндолжен пониматьсвой маневр.
3. Тяжело вучении – легков походе; легков учении – тяжелов походе.
4. Стреляйредко, но метко, штыком коликрепко.
5. Где пройдетолень, там пройдети солдат.
6. ГражданРеспубликине обижай. Солдатне разбойник.
7. Три военныеискусства: первое – глазомер, второе — быстрота, третье – натиск.
8. Ученье –свет, неученье– тьма; деломастера боится.
9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость –победа.
10. Негодентот солдат, ктоотвечает: «Немогу знать».Проклятое «немогу знать», от «немогузнайкимного-многобеды»

После этойчасти в «Книжкукрасноармейца»включены 10правил-афоризмовпод заголовком«Помни»
1. Сам погибай– товарищавыручай (а товарищв беде выручит)
2. Не бойсясмерти; тогданаверное побьешь.Двум смертямне бывать, аодной не миновать.
3. Никогда неотбивайся, авсегда сам бей, одними отбивамиврага не одолеешь.
4. Тебе трудно, но и неприятелюне легко (а начнешьего бить – емуи совсем невмоготустанет и скореепардону запросит).
5. Откуда бывраг ни появился, его всегдаможно достатьлибо пулею, либо штыком.Чем сподручнее, тем бей; а терятьголову от того, что враг появилсяне оттуда, откудаожидали, а сбокуили сзади, — значитсамому лезтьк нему в петлю.
6. В бою сменынет, есть толькоподдержка.Одолеешь врага, тогда и службакончится.
7. Как бы плохоне приходилось, никогда неотчаивайся, держись, покасилы есть.
8. Пока идетбой – выручайздоровых, араненых безтебя подберут.Побьешь врага– всем сразулегче станет: и раненым издоровым.
9. Не удалосьодолеть врагасразу, лезь нанего в другой, третий, четвертыйраз и так безконца, пока неодолеешь его(потому что ион тебя в покоене оставит дотех пор, покане докончитсовсем).
10. С толком, но смело лезьвперед (скореепобьешь врагаи скорее тебелегче станет)»19
Заключение.

ГенералиссимусСуворов вошелв мировую историюкак великийполководеци военный мыслитель.Он оставилогромноетеоретическоенаследие, обогатилвсе областивоенного делановыми выводамии положениями.Суворов разработали применил вполководческойдеятельностинаиболее совершенныедля своеговремени формыи способы ведениявооруженнойборьбы, которыеподняли русскоевоенное искусствона небывалуювысоту. Победоносныепоходу Суворовапрославилинашу Родину, они — яркая инезабываемаястраница ееславного военногопрошлого.
В дни ВеликойОтечественнойвойны 1941 – 1945 гг.Советскоеправительствоучредило орденСуворова, являющийсяодной из высшихнаград за боевыезаслуги передРодиной. Вовремя войныбыли созданытакже суворовскиеучилища, в которыхосуществляетсявоенная подготовкав духе суворовскихпринципов.
Имя Суворовапринадлежитнашему народу.В служенииРоссии он виделглавное предначертаниесвоей жизни.«Оставляю своедоброе имя, — писал Суворов,- современниками потомству»20
Прошли годы, но имя генералиссимусаСуворова произноситсяроссиянамис полным уважениеми любовью. Онистинный народныйгерой, военныйгений, составляющийчесть и славуРоссии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.