Б И О Г Р А Ф И Я
В Л А Д И М И Р А И Л Ь И Ч А
Л Е Н И Н А
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10(22) апреля 1870 года в
городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой
реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночин-
ной интеллигенции. Отец Ленина — ИльяНиколаевич Ульянов — был родом
из бедных мещан города Астрахани.
Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской губернии и сам
был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В.Ульянов жил в Новопав-
ловском селении Астраханской губернии.Позднее он числился государс-
твенным крестьянином, а затем был приписан кмещанскому сословию как
занимавшийся портняжным ремеслом; умер вбольшой бедности.
Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с
которыми в условиях царизма было связанополучение образования для
выходцев из народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишьпомощь
старшего брата дала ему возможность получитьсреднее, а затем и выс-
шее образование.
Благодаря настойчивому труду и выдающимсяспособностям, преодоле-
вая нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанскийуниверситет и
вскоре стал преподавателем математики ифизики в средних учебных за-
ведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Назначение ИльиНиколае-
вича на эту должность было подписанознаменитым математиком Н. И.
Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского
учебного округа. По его же предложению на И.Н. Ульянова была возло-
жена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской
метеорологической станции.
И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Фи-
латов, отец известного врача В. П. Филатова,вспоминал Илью Николае-
вича как светлую личность, как человека, принадлежащего к числу тех
немногих учмтелей, «которые вносили в нашу жизньчестный взгляд и
высокие нравственные принципы… отвращение ккарьеризму и к матери-
альной наживе».
И. Н. Ульянову были близки взгляды русскихпросветителей 60-х го-
дов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь
служению народу, его просвещению. В 1869 годуИлья Николаевич остав-
ляет работу учителя и становится инспектором,а затем директором на-
родных училищ Симбирской губернии.
По выслуге лет он неоднократно награждалсяорденами и медалями.
Орден, которым он был награжден в 1882 году,давал ему право на дво-
рянство.
Энтузиаст народного просвещения, педагогпо призванию, он страст-
но любил свое дело и отдавался емуцеликом. У И. Н. Ульянова была
глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.
Характер работы требовал от ИльиНиколаевича постоянных разъездов
по губернии, по деревням и селам. Он отлучалсяиз дому на недели и
месяцы. В любое время года он ездил в самые глухие места, создавая
земские школы, помогая учителям налаживатьобучение крестьянских де-
тей. Нелегкое это было дело. Приходилось бороться с сопротивлением
чиновников, помещиков и кулаков, которые всячески препятствовали
созданию школ, нелегко было преодолевать и темноту, предрассудки
отсталой части крестьян, добиваться, чтобы они поняли необходимость
и пользу грамоты.
Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством икарьеризмом,
пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он
часто общался с крестьянами, дружескибеседовал с ними, его можно
было видеть сидящим на завалинке какой-нибудьизбы или выступающим
на сельском сходе.
Большое внимание И. Н. Ульянов уделялпросвещению нерусских наро-
дов, населявших Поволжье. Он относилсяк ним с чувством уважения и
понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания
И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за20 лет его работы коли-
чество школ в Симбирской губернии значительновыросло. Он воспитал
много передовых народных учителей, которыхназывали «ульяновцами».
Мать Владимира Ильча, Мария Александровна,была дочерью Александ-
ра Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого, врача пионера в
области физиотерапии. А. Д. Бланк происходилиз мещан. Он рано овдо-
вел и остался с 6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы
Росии: то в Смоленскую глушь, то вОлонецкую губернию, то на Урал.
Человек прямой, самостоятельныхсуждений, он не ладил с властями.
Выйдя в отставку, А. Д. Бланк обосновался со своиммногочисленным
семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где
жил до самой смерти. Выросшая в деревне, Мария Александровна из-за
отсутствия средств смогла получить лишьдомашнее образование под ру-
ководством тетки, заменившей детям мать. Но одаренная большимиспо-
собностями, она овладела несколькими иностранными языками, которым
потом обучала своих детей, хорошо играла нарояле, много читала. Са-
мостоятельно подготовившись, МарияАлександровна сдала экстерном эк-
замен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело
народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о
большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо
было вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком
поглощали ее время.
В семье и гимназии
В доме Ульяновых всегда царили согласие илюбовь. Илья Николаевич
был образцовым семьянином, горячо любящиммужем и отцом. В семье было
восемь детей (двое из них умерли совсеммаленькими). Владимир Ильич
был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владдимир,
Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители
старались дать им разностороннее образование,воспитывали их честны-
ми, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа,трудящихся. Впоследствии
все они, кроме рано умершей Ольги, сталиреволюционерами.
Большое влияние на детей оказывал личныйпример родителей. Дети
видели, сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как
строго относится он к себе и своимобязанностям, какую радость при-
носит ему открытие каждой новой деревенской школы. Вся жизнь отца,
его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внима-
тельное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное
воспитательное значение. Очень простой в обхождении с людьми и в
своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самоеблаготвор-
ное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям, высокое
чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной
степени заложено у него с самых ранних летотцом. Авторитет отца и
любовь к нему в семье были очень велики.
Редким воспитательным талантом обладалаМария Александровна. При-
ветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же
время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организова-
ная, бережливая и скромная, особенно во всем,что касалось лично ее,
она сумела все эти качество передатьдетям. Хрупкая на вид, Мария
Александровна обладала огромным мужеством, самоотверженностью и
стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявля-
лись в годы тягчайших испытаний, выпавшихвпоследствии на долю семьи
Ульяновых.
Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для
развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но
даже поощряли естественную живость и резвостьдетей. Когда маленький
Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решилсократить путь на ули-
цу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для то-
го, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец
сделал в комнате и на улице около окнадеревянные ступеньки. Одно
время старшие дети задумали издаватьдомашний журнал. Все в меру
своих сил сотрудничали в нем. Сколько радостии веселья доставлял им
этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный кари-
катурами, материалом для которых служилинаиболее забавные случаи из
жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обслужива-
нии домашнего журнала.
Ульяновы заботливо приучали детей ктруду. С самого раннего воз-
раста они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки
следили за тем, чтобы у них и у мальчиководежда была в порядке. По-
зади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но
все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были напол-
нять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, ос-
тальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело,
дружно. Большое удовольствие детямдоставляло семейное чаепитие на
открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные
стулья, посуду. Окончив пить чай, девочкипомогали матери мыть посу-
ду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все
охотно.
Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком.
Внешностью он был очень похож на отца, отнего унаследовал и весе-
лый, общительный характер. Он былнеутомимым зачинщиком различных
игр и забав. Из воспоминаний родных известно,что он был очень спра-
ведлив в играх, терпеть не мог драк:«Это не игра, это безобразие, я
в немучаствовать не буду», — заявлялон, когда игра переходила в
драку. Любознательный, он пяти летнаучился читать и много времени
проводил за книгами.
С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской
классической гимназии (Среднее учебноезаведение, в котором наряду с
новыми языками изучались древние — греческийи латынь). Уже в эти
годы вего поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина
и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал спосте-
ли, — причем его никто не будил, — бежалмыться по пояс, убирал пос-
тель. До завтрака он всегда успевал повторитьуроки и в половине де-
вятого был в гимназии, идти до которойнадо было несколько кварта-
лов. Так было ежедневно; в течение восьми летустановленный режим не
нарушался.
В гимназии сразу же проявились способностии трудолюбие Володи.
Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его луч-
шим учеником; переходя из класса в класс, онполучал первые награды.
Среди молодежи он был известен как хороший пловец, конькобежец и
шахматист.
Формирование революционныхвзглядов
Детские и юношеские годы ВладимираУльянова проходили в обстанов-
ке жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякоепроявление
свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии
Владимир Ильич охарактеризовал этовремя, как период «разнузданной,
невероятно бессмысленной и зверскойреакции». Поэтому гимназия не
могла способствовать формированию передовыхобщественных идеалов.
Взгляды Ленина в годы его юностискладывались под влиянием семей-
ного воспитания, примера родителей, под воздействием революцион-
но-демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа.
Очень сильное влияние на Володю имел его братАлександр, который был
для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем похо-
дить на брата, и если его спрашивали, как онпоступит в том или ином
случае, он неизменно отвечал: «какСаша». С годами стремление рав-
няться на старшего брата не прошло, а сталоглубже и осмысленнее. От
Александра Володя узнал о марксистской литературе- впервые увидел у
него «Капитал» К. Маркса.
Александр Ульянов был исключительноодаренным юношей. Он с детс-
ких лет проявлял твердую волю, высокие моральные качества. «Саша,-
вспоминала Анна Ильинична,- был на редкостьсерьезный, вдумчивый и
строго относящийся к своим обязанностяммальчик. Он отличался также
не только твердым, но и справедливым, чуткими ласковым характером и
пользовался большою любовью всех младших. Володя подражал старшему
брату...»
Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться
в окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он поры-
вает с религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его
до глубины души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевичсказал о
своих детях, что они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира,
гость сказал: «Сечь, сечь надо!»Гневный выбежал юноша из дому и в
знак протеста сорвал с себя нательныйкрестик. То, что зрело давно,
вырвалось наружу.
Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жилнарод,
какому бесчеловечному обращению подвергалисьрабочие и крестьяне. Он
внимательно вслушивался в рассказы отца отемноте и невежестве, ца-
ривших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении
крестьянства. Общаясь с людьми труда, онвидел также, каким особенно
бесправным и унизительным было положениенерусских национальностей:
чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось
жгучей ненавистью к угнетателям народа.
О сочуствии юного Ленина к угнетенным царизмомнациональностям
говорит такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с
учителем чувашской школы Н. М. Охотниковым,готовя его к экзамену на
аттестат зрелости. Чуваш по национальности, человек большихматема-
тических способностей, Охотников страстномечтал о получении высшего
образования. Но для поступления в университет требовался аттестат,
зрелости, которого у него не было. Чтобыполучить аттестат, надо бы-
ло сдавать экзамены по многим предметам, в том числе и по древним
языкам. Самостоятельно изучить эти языки Охотникову было трудно, а
средств на то, чтобы нанять учителя, он неимел. Узнав о безвыходном
положении Охотникова, Владимир Ильич взялся бесплатно подготовить
его и в течение полутора летсистематически, три раза в неделю, за-
нимался с ним. Охотников успешно сдал экзаменна аттестат зрелости и
поступил в университет.
Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных
работах. Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезыз-
вестного впоследствии эсера А. Ф. Керенского), всегда ставивший со-
чинения Ульянова в пример другим учащимся,предостерегающе сказал: "
О каких это угнетенных классах вы тут пишите,при чем это тут?"
Уже в юношеские годы Владимиру Ильичупришлось пережить тяжелые
жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 летскоропос-
тижно, от кровоизлияния в мозг, умерИлья Николаевич. Осиротевшая
семья осталась без средств ксуществованию. Мария Александровна на-
чала хлопотать пенсию, в ожидании которойпрошло несколько месяцев.
Не успела семья прийти в себя от одногоудара, как на нее обруши-
лось новое горе — 1 марта 1887 года вПетербурге, за участие в под-
готовке покушения на царя АлександраIII, был арестован Александр
Ульянов. Вслед за ним была арестована и егосестра Анна, учившаяся в
Петербурге.
О революционной деятельности АлександраИльича в семье не знали.
Окончив с золотой медалью симбирскуюгимназию, он блестяще учился в
Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и
химии обращали на себя внимание видныхученых, таких, как Н. П. Ваг-
нер и А. М. Бутлеров; каждый из них желелоставить его в университе-
те на своей кафедре. Одна из его работ по зоологии, выполненная на
III курсе, была удостоена золотой медали.Александра Ульянова проси-
ли в профессора. В последнее лето,проведенное им дома, он все время
отдавал подготовке своей диссертации и,казалось целиком ушел в нау-
ку. Никто не знал , что, находясь в Петербурге, АлександрИльич
участвовал в кружках революционной молодежи ивел политическую про-
паганду среди рабочих. Идейно он находился на пути от народоволь-
чества к марксизму.
Об аресте Александра а Анны в Симбирскнаписала родственница Уль-
яновых, но, боясь за Марию Алексаандровну,она послала письмо не ей,
а близкому другу их семьи — учительницеВ. В. Кашкадамовой. Та не-
медленно вызвала из гимназии Владимира и далаему прочесть письмо.
«Крепко сдвинулись брови Ильича, ондолго молчал...- вспоминала Каш-
кадамова.- „А ведь дело-то серьезное,-сказал он,- может плохо кон-
читься для Саши“». На Владимира легла нелегкая задача — подготовить
к печальному известию мать и в эту тяжелуюминуту быть ей моральной
поддержкой.
Весть о случившемся быстро облетела город.От семьи Ульяновых от-
шатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское
«общество». Тогда-то впервыемолодой Ленин увидел трусливое лицо ли-
беральных интеллигентов.
Мария Александровна незамедлительно уехалав Петербург. Она дея-
тельно хлопотала, чтобы спасти сына от угрозысмерти, но все ее хло-
поты оказались бесполезны. Присутствуя на заседании суда над Алек-
сандром и его товарищами, она слышала речьсына, в которой тот смело
обличал царское самодержавие и говорил обисторической неизбежности
победы нового общественного строя — социализма.
8 мая 1887 года Александр Ульянов ввозрасте 21 года был казнен
царскими палачами в Шлиссельбургскойкрепости.
Казнь Александра Ульянова взволновала всехчестных людей и вызва-
ла их возмущение произволом царскогосамодержавия. Газеты многих
стран писали тогда о мужестве АлександраУльяннова. Так, английская
«Daily News» и издаваемая в Швейцарии «DerSozialdemokrat» особое
внимание уделили его речи на суде; о его бесстрашии во время казни
писала французская газета «Cri du Peuple». В польской газете
«Przedswit» была опубликована поэма«Ульянов», посвященная его геро-
изму и мужеству. Гибель Александра Ульянова была огромнойутратой и
для науки. Менделеев сожалел, что революцияотняла у него двух выда-
ющихся учеников — Кибальчича и Ульянова.
Казнь брата потрясла молодого Ленина ивместе с тем укрепила его
революционные взгляды. Преклоняясь перед памятью брата, его мужест-
вом, Владимир, однако, отверг избранныйАлександром путь террористи-
ческой борьбы. «Нет, мы пойдем не такимпутем,- решил он. — Не таким
путем надо идти».
В трагические для семьи Ульяновых дни совсей силой сказались са-
мообладание и стойкость юноши. Он видел, скаким мужеством переносит
свое неутешное горе мать. Пример матери не мог повлиять на него, и,
как ни тяжело ему было, он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен
на аттестат зрелости. Самый молодой в классе, он, единственный из
всех, сдавших экзамен, получил золотуюмедаль. Гимназическое началь-
ство колебалось: давать ли брату казненного государственного прес-
тупника медаль. Но необыкновенные способностии глубокие знания Вла-
димира Ильича были так очевидны, что не дать ему медаль было невоз-
можно. В характеристике директора гимназииотмечалось: «Весьма та-
лантливый, постоянно усердный и аккуратный Ульянов во всех классах
был первым учеником и при окончании курсанагражден золотой медалью,
как самый достойнейший по успехам, развитию иповедению».
Перрвое революционное крещение
В конце июня 1887 года семья Ульяновых покинула Симбирск. Месяц
она жила в деревне Кокушкино, а потом поселилась в Казани, где Вла-
димир Ильич поступил на юридический факультет университета. Твердо
решив посвятить себя революционнойборьбе, он стремился изучать об-
щественные дисциплины. «Теперь,- говорил он,- такое время, нужно
изучать науки права и политическую экономию»
В Казанском университете Владимир Ильич становится деятельным
членом нелегального самарско-симбирскогоземлячества. Царские влас-
ти, насаждавшие сыск и шпионаж, запрещавшиелюбые студенческие орга-
низации, преследовали также землячества. Университетским уставом
1884 года участие в них каралось исключениемиз высших учебных заве-
дений. Установив связи с передовымистудентами, Ленин принял актив-
ное участие в революционном кружке, который полиция характеризовала
как кружок «крайне вредногонаправления».
Студенты решительно выступали против установления полицейского
режима в университетах. 4 декабря 1887 года вактовом зале Казанско-
го университета состоялась сходкастудентов, требовавших отмены ре-
акционного университетского устава, разрешения организации студен-
ческих обществ, возвращения ранее исключенныхучащихся и привлечения
к ответственности лиц, виновных в их исключении. Владимир Ильич был
одним из деятельных участников студенческоговыступления. Попечитель
Казанского учебного округа сообщал потом вдепартамент просвящения,
сто Ульянов «бросился в актовый зал впервой партии», а инспектор
университета отмечал его «как одного изактивнейших участников сход-
ки, которого он видел в первых рядах, очень возбужденного, чуть ли
не со сжатыми кулаками». Уходя со сходки, Ленин одним из первых ос-
тавил свой студенческий входной билет.
Революционное выступление студентовсерьезно встревожило казанс-
кие власти. Во дворе соседнего с университетом здания находился на-
готове батальон солдат.
В знак протеста Ленин решил уйти изуниверситета. 5 декабря он
пишет на имя ректора следующее прошение: «Не признавая возможным
продолжать мое образование в Университете при настоящих условиях
университетской жизни, имею честь покорнейше просить Ваше Превосхо-
дительство сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня изчисла
студентов Императорского КазанскогоУниверситета».
Пораспоряжению казанского губернатора Ленин был арестован и зак-
лючен в тюрьму. В тюремной камере студенты делились мнениямии пла-
нами на будущее. На вопрос товарищей, что ондумает делать после вы-
хода из тюрьмы, Владимир Ильич отвечат, что перед ним одна дорога,
дорога революционной борьбы. 5 декабря Ленинв числе других активных
участников сходки был исключен изуниверситета. Ему было воспрещено
проживать в Казани, и 7 декабря он был выслан в деревню Кокушкино
под негласный надзор полиции. (Там же находилась, высланная из Пе-
тербурга, старшая сестра Анна.)
Выслав юношу в деревню, жандармы не могли успокоиться. Директор
департамента полиции направил начальникуказанского губернского жан-
дармского управления указание: «Распорядитесь... учредить строгое
негласное наблюдение за высланым в д. КокушкиноЛаишевского уезда
Владимиром Ульяновым».
В ссылке Владимир Ильич усердно изучаетобщественно-политическую,
экономическую и статистическую литературу. Спомощью родных он полу-
чает из Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Занятия
юноши были строго систематизированы. Он изучал университетские кур-
сы, читая журналы«Современник», «Отечественные Записки», «Вестник
Европы», «Русское Богатство», художественную литературу, особенно
произведения Н. А. Некрасова.
Молодой Ленин зачитывался романом«Что делать?»- одной из любимых
книг его казненного брата. В этом романе Чернышевский облек в худо-
жественную форму свои социалистическиеидеи, первый в русской лите-
ратуре создал образ революционера,самоотверженного борца за свободу
и счастье народа. Книга «Что делать?» так увлеклаВладимира Ильича,
что летом 1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее раз
пять, находя в ней все новые и новыеволнующие мысли.
Остальное придумайте сами ;-)
Haпиcан Gena Denisov. M k l Soft Co.