Ярким мастеромпейзажа первой половины XIX века был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) — сын знаме-
нитого скульптораФ.Ф. Щедрина и племянник профессора пейзажной живописи Академии художеств С.Ф.Щедрина.
Мальчик рос ватмосфере высокого искусства, и его жизненный путь был во многом предопределенс детства. В
1812 году онокончил Петербурскую Академию художеств с золотой медалью, что дало ему правона трехгодичную
стажировку вИталии, то есть на «заграничное пенсионерство». К сожалению, из-за войныс Наполеоном поездка в
Италию былаотложена на пять долгих лет. Но годы, проведенные в Петербурге, не прошли длямолодого художника
даром. Его видыПетербурга появлялись на выставках и положительно отмечались критикой.Единственным упреком
в адрес Щедринабыло то, что «между зрителями и предметами картины мало воздуха». В1818 году Академия
художестввозобновила пенсионерство. В июле из Кроштадта на корабле отплыл с пятьюдругими учениками не
восторженныйюноша, а художник, реально оценивающий свои возможности.
В Риме Щедрин погрузился в работу. Многиевыпускники Академии при выборе мотива для своих картин следовали
академическимэстетическим канонам — изображали пейзаж с горами и античными руинами всоответствии с так назы-
ваемым«героическим» стилем. Сопричастность романтической эпохе диктовалаЩедрину свои законы, и он все чаще
отказывался отисторических ассоциаций ради передачи реальных состояний природы, прозрачнойатмосферы, на-
полненной солнцеми светом, и жизни людей в современном городе. Памятники искусства прошлоговоспринимались
романтикомЩедриным более чувственно и эмоционально. Это связано с уходом «моды наантичные» и стремление
северяннаслаждаться благословенным югом, уютностью итальянской природы, стилем жизни сего знаменитым
«dolce farniente» («прекрасное ничегонеделанье»). Работа «НовыйРим». Замок святого Ангела" (1825) декларирует
новые пристанияхудожника. Он словно создает портрет вечного города, символы которого — соборСвятого Петра
и замок святогоАнгела. Памятники архитектуры прошедших веков намеренно отнесено на дальнийплан, а на пере-
днем плане — простые итальянцы, занятые повседневным трудом. От желтоватых мутных вод Тибрасловно под-
нимается влажная,пронизанная солнечными лучами дымка, обволакивающая облупившиеся мрачноватыефасады
домов. Главноедостжение художника — это попытка показать ощущение материальности воздуха идать тоновую
разбивку плановкартины.
В работах Щедрина природа Италии наполненаиной, не северной, световоздушной средой, в которой больше
контрастов,резких теней, четких контуров и чистых цветов.
Разрабатывая найденные приемы, СильвестрЩедрин часто работает в живописных пригородах Рима. И, наконец,
приверженностьЩедрина к живописным местам заставляет его в 1825 году окончательно покинутьнаскучивший Рим
и поселиться вНеаполе. Такой выбор не случаен, так как многих русских больше всего привлекалаюжная часть
страны: причем нетолько своеобразие характеров и быта, но и очарование природы с этим теплымморем, ласковым
солнцем ипрохладными, увитыми виноградом терасами. На юге страны художник с наслаждениемизображает море,
грохоты, скалы. Всущности, именно здесь оттачивались его приемы мариниста. Он отказался оттеплой цветной
гаммы, отизображения горячей влажности воздуха и отдал предпочтение прохладномусеребристому колориту.
Его преждемногонаселенные пейзажи часто сменяются почти безлюдными («Грот Матроманиона острове Капри»,
1827). Живописецстремился передать изменчивое состояние атмосферы, когда солнечные лучисеребрят косые
полосы дождя, какв картине «Берег в Сорренто» (1826). Как и во многих другихпроизведениях этого времени, здесь
присутствуютмягкий лиризм и жанровость.
Внимание к человеку в пейзаже позволилоЩедрину так естественно и живо изобразить его в своеобразных полу-
пейзажах-полужанрах,какими являются «Террасы» 1828 года. В «Террасе на берегуморя» художник передает атмо-
сферу неги иполуденного покоя страны-сказки. Цвета здесь усилены, почти локальны, но это немешает их тонкой
согласованности.Солнце словно «проволочными лунами» брызнуло под своды террасы надальнем плане и
прозрачнымипятнами легло на пол и одежду разнеженных итальянцев, которые и обособлены отэкзотического
мира природы, иявляются его неотъемлемой частью, как небо и море.
В конце 1820-х годов Щедрин — уже признанныймастер. Однако его работу все чаще прерывали приступы тяжелой
болезни. В ноябре1830 года Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Сорренто 39 лет от роду. На егомогиле по-
ставили памятник,выполненный скульптором С.И. Гальбергом — другом художника. Это надгробие стоити сейчас
в церквиСан-Винченцо, храня память о русском живописце, воспевшем красоту Италии.
В русском искусстве первой трети XIX векаразрабатывались проблемы взаимотношений романтической личности,
личности иобщества, соотношение идеала и реальной жизни, человека и природы.Отличительной чертой искусства
этого времениявлялось отсутствие единства художественного языка. Неразрывно, как аверс иреверс медали, со-
существоваликлассические и романтические тенденции, через которые пробивались росткинового, реалистичного
видения мира.
СильвестрФедосьевич Щедрин (1791 — 1830) — живописец-пейзажист, поступил в воспитанникиАкадемии Художеств
в 1800 г., был вней учеником сперва своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а потом, после егосмерти,
М.М. Иванова, в1808 г. получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в1809 г. за
живопись малуюзолотую медаль. Окончил академический курс в 1812 г. со званием художника XIVкласса и с
большой золотоймедалью, полученной за картину, написанную по программе «Приморский городили селение вдали,
а на первом плане стадо рогатого скота»(«Вид на Петербург с Петровского острова», находящуюся в музееживописи).
Приобретя вместе с последнею наградою право напоездку в чужие края на счет казны, по политическим
обстоятельствамне был отправлен туда до 1818 г. С этого года вся его деятельность протекала вИталии.
Живя попеременнов Риме и Неаполе и в их окрестностях, он страстно полюбил тамошнюю природу итрудился очень
много, все более и более обращаясь от общейтогдашним русским пейзажистам манерности к прямой, верной
и прочувствованной передаче действительности иизучая в особенности эффекты моря и воздуха при солнечном
и лунном освещении. Своими картинами, полнымипоэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами,
он приобрел большую известность не только усвоих соотечественников, но и у иностранцев. Умер и похоронен
в Сорренто. Из многочисленных произведенийэтого художника особенного внимания заслуживают: «Вид Амальфи»
(на императорской даче Александрия, близПетергофа), «Вид Колизея в Риме», «Вид в Тиволи, близ Рима»
(всанкт-петербургском музее императора Александра III, где находится еще шестькартин и этюдов Щедрина),
«Терраса наберегу Неаполитанского залива» и «Вид на мост и на Замок святогоангела из Трастевере, в Риме»
(в московскомпубличном музее, в котором имеются три другие произведения Щедрина) и«Лунная ночь в Неаполе»,
«Малаягавань в Сорренто», «Большая гавань в Сорренто» и «Водопадв Тиволи» (в Московской Третьяковской галерее,
владеющей всего 13-ю картинами Щедрина).