МосковскийГосударственный Технический Университет им.Н.Э.Баумана
Калужскийфилиал
Кафедра ЭИУ-5Системы Автоматизированного Проектирования
Курсоваяработа на тему:
Электронныйучебник по компьютерной графике и информатике
Выполнил: ст.группы САПР-41
КолесниковН.В.
Проверил:преподаватель
МаксимоваЕ.А.
Калуга 2006
Содержание
Введение
Глава 1.Исследовательская часть
1.1Целесообразность выбора языка
1.2Управляющие структуры MicrosoftOffice Front Page
Глава 2. Инструкцияпрограммиста
Глава 3. Инструкцияпользователя
3.1 Вход в систему Microsoft Office Front Page
3.2 Описание пособия
Заключение.
Литература
Приложение
Введение
В курсовой работе былапоставлена задача создания электронного учебника по компьютерной графике иинформатике, с помощью которого абитуриенты и студенты 1 курса могут получитьначальные знания по данным двум предметам.
Цель работы: научитьсяосновным навыкам работы с html-языком.
Основные функции пособия:изучение курса лекций по информатике и компьютерной графике. Курсовой проектсостоит из электронного учебника с тематической разбивкой.
Для создания курсовогопроекта использовалась оболочка Microsoft Office Front Page.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
Глава 1. Исследовательскаячасть
1.1Целесообразность выбора языка программирования
В данном курсовом проектбыла поставлена задача, которую можно реализовать различными способами. Но мывыбираем язык html и рабочую оболочку Microsoft OfficeFront Page, так как они намного упрощают процесс создания, что делает данныйэлектронный учебник простым, универсальным и оптимальным.
FrontPage, входит в пакетприложений Microsoft Office, стал первым продуктом широкогоиспользования для Internet, сочетающим в себе клиентскую и серверную части иобеспечивающим возможность разработки сайта в целом и установки его набольшинство популярных серверов. FrontPage способен взять на себя всюнеобходимую работу по программированию. Однако FrontPage станет достаточносерьезным помощником и для профессиональных разработчиков, предпочитающих держатьв руках полный контроль над творческим процессом.
На этапе подготовкизадания на курсовой проект рассматривалось несколько возможных вариантовреализации данного модуля.
Сформулируем основныекритерии, по которым производился выбор среды и языка программирования длясоздания данного модуля.
1) Создание максимально возможногоудобства в работе. Для этого программа должна иметь удобный и современныйинтерфейс пользователя.
2) Работа модуля должна выполняться смаксимально возможной скоростью. Нежелательны ситуации, в которых пользователюдлительное время придется ожидать окончания работы модуля.
3) Поддержка длинных имен файлов.
4) Максимальная простота в установке и использованиимодуля.
5) Минимальные затраты на разработку модуля.
В ходе последующего анализа имеющихсясредств программирования на основании перечисленных критериев был выбранвариант написания данного модуля с использованием системы Microsoft OfficeFront Page для Windows95. Данноезаключение основывалось на следующем.
Среда визуального программированияMicrosoft Office Front Page работает в среде Windows 95 и предоставляет программисту возможностьреализации всех достоинств графического интерфейса этой системы. Так какподавляющее большинство пользователей персональных компьютеров работают сегодняв среде операционных систем семейства Windows, то этот интерфейс является для них наиболее привычным иудобным.
Многие системы разработкиприложений для Windows генерируюткод-полуфабрикат, который не может быть выполнен процессором без дополнительнойтрансляции во время работы самой программы, что существенно снижаетпроизводительность компьютера. Microsoft Office Front Page же используетнастоящий компилятор и компоновщик и генерирует стопроцентный машинный код.Такая реализация лишена непроизводительных затрат, что делает программы,написанные на Front Page, максимально эффективными.
Так как Front Pageявляется средой программирования для Windows 95, то, как и сама операционная система поддерживает длинныеимена файлов и папок.
Для запуска программ,написанных в Front Page, не требуются никакие дополнительные библиотеки,интерпретаторы кода и прочее. Достаточно взять один-единственныйсгенерированный исполняемый веб-узел и запустить его там, где нужно. Дляустановки программы на другой компьютер не требуется создание каких-либодистрибутивов, не нужен процесс инсталляции, достаточно переписать исполняемыйфайл программы.
Среда визуальногопрограммирования Front Page является мощным средством для быстрой икачественной разработки программ и веб-приложений для операционной системы Windows 95. Имеющаяся библиотека визуальныхкомпонентов и макетов позволяет создать интерфейс с пользователем за считанныеминуты. Компонентный принцип, используемый в Front Page, позволяет создаватьполноценные веб-приложения, написав минимальное количество строк кода. FrontPage представляет собой открытую систему, позволяя добавлять свои компоненты всистему, модифицировать уже имеющиеся стандартные компоненты благодаря тому,что предоставлены их исходные тексты. Благодаря всему этому разработка программв среде Front Page становится легкой и приятной.
Таким образом, выбраннаяплатформа, как было показано выше, удовлетворяет поставленным требованиям,поэтому выбор был остановлен на данной системе программирования.
1.2.Управляющие структуры Microsoft Office Front Page
Базовым элементом языкаразметки гипертекста является — ТЕГ (дескриптор, маркер). Тегвсегда заключен между скобками и имеет следующий вид:
Теги бываютодиночными и контейнерными. Контейнером называется пара: открывающий и закрывающий .
Контейнер
Открывающийтег служит для указания программе-браузеру начала какого-либо объекта илизадания свойств объектов помещенных в контейнер. Закрывающий тег служит дляуказания программе-браузеру о конце объекта или окончания применения свойств,заданных в открывающем теге[2].
Атрибуты тегазадают значения свойств данного объекта или объектов помещенных в контейнер.Значения свойств, содержащие пробелы, берутся в кавычки, в остальных случаяхкавычки можно опустить.
HTML документпредставляет собой обычный текстовый файл, содержащий маркированный тегамиформатирования текст, а так же заданные специальными тегами ссылки на графическиеи прочие файлы мультимедиа, ссылки на другие документы HTML и ресурсы Internet.
Документ HTMLначинается открывающим тегом и заканчивается закрывающимтегом . Между данной парой контейнерных тегов располагаютсядве другие основные части HTML документа: заголовок, заключенный в контейнер ...и тело документа в контейнере .... Таким образом,структура простого HTML документа выглядит так: Структура HTML документа [1]
— Началодокумента
ЗАГОЛОВОК ДОКУМЕНТА
ТЕЛОДОКУМЕНТА
- Конец документаСсылки в HTML документах
Как было сказано выше,HTML-документ это обычный текстовый файл. Гипертекстовым его делаютсодержащиеся в нем ссылки на другие документы и ресурсы Internet. Рассмотрим,что такое ссылка, какие бывают типы ссылок и как их задать в документе.
Ссылкасостоит из двух компонентов: так называемого якоря (anchor) или элементапривязки и URL (Universal Resurse Locator) связанного с ним ресурсаInternet.
Первыйкомпонент ссылки — якорь это текстовый или графический объект, который,как правило, служит органом управления на Web-странице. Каждый раз припросмотре Web-страниц мы видим множество различных элементов-якорей. Это икрасочные рекламные баннеры, всевозможные кнопки и иконки, выделенныеподчеркнутым курсивом элементы текста, адреса электронной почты.
Второйкомпонент ссылки не отображается Web-браузером, но служит конкретным указанием,где в Internet найти, и что сделать при активизации пользователем соответствующегоему якоря. Адреса ресурсов бывают относительные и абсолютные.
Относительныйадрес это адрес ресурса относительно компьютера и каталога загрузкиHTML-документа, если иной базовый адрес не указан в заголовке документа, тег .Относительный адрес задается в сокращенной форме (путь/файл). Например,если ваша начальная страница index.htm загружена браузером c httр://www.site.ru,то использование в ней относительной ссылки resume.htm означаетзагрузку httр://www.site.ru/resume.htm.
Абсолютныеадреса используются для привязки к ресурсам других узлов Internet и задаютсяполным форматом записи (httр://компьютер/путь/файл).
Например: httр://www.sitename.ru/filename.htm.
Ссылки вдокументах задаются при помощи контейнера ...,следующей структуры:
Элемент — якорь
Атрибут HREFв открывающем теге задает ресурс который необходимо обработать браузеру привыборе на Web-странице, соответствующего ему якоря. Рассмотрим наиболее частоиспользуемые ресурсы:
— ссылки на другие документы HTML и файлы.
р://ftp_server/path/filename»> — ссылки на файлы FTP-сервера.
— ссылки на адреса электронной почты.
— ссылки на группы новостей.
Атрибут TITLEзадает текстовую подсказку в стиле ToolTip, отображаемую браузером припозиционировании указателя-курсора в зоне элемента-якоря.
Заключенный вконтейнер элемент-якорь выделяется браузером особым образом (текст-цветом иподчеркиванием, графика-рамкой) при отображении на Web-странице. Можнозадать свой способ выделения элемента-якоря в атрибутах тега — тела документа.
Теперьрассмотрим несколько конкретных примеров использования ссылок в документах:
Заходите к нам — абсолютная ссылка: переход на сайтwww.site.ru,текстовый якорь — Заходите к нам, с подсказкой.
Модельный ряд VW — относительная ссылка: открытиестаницы cars.htm в подразделе VW относительно раздела основной страницы,текстовый якорь — Модельный ряд VW, без подсказки.
Связь с вебмастером — загрузка интерфейса к почтовойсистеме пользователя с автозаполнением реквизитов получателя, текстовый якорь — Связь с вебмастером, без подсказки.
Новый драйверздесь — доступ на FTP-сервере к файлу драйвера, текстовый якорь-Новый драйвер здесь,без подсказки. />
Прииспользовании графического файла в качестве элемента-якоря необходимо вместотекста в контейнере ... использовать конструкцию . Например:
— относительная ссылка: открытиестаницы passat.htmв подразделе VW относительно раздела основной страницы, графическийякорь-passat.gif, без подсказки.
Кромевышеперечисленных ссылок существуют еще внутренние ссылки или закладки. Этоттип ссылок используется для удобства перемещения в пределах документа. Дляиспользования в HTML-документе закладок необходимо задать имена тех областейдокумента, на которые необходимо ссылаться.
Имя закладкив теле документа задается использованием атрибута NAME=ИмяЗакладки вконтейнере .... Причем в данном случае текст, заключенныйв контейнер, не является элементом-якорем (но выводится).
Например, дляперехода на начало документа необходимо поместить там закладку:
Началодокумента
Внутренняяссылка на закладку в документе имеет следующий формат:
Элемент — якорь
Например дляразмещения в документе ссылки на внутреннюю закладку (содержащуюся в данномдокументе) необходимо применить:
Перейти к началу документа
А дляразмещения в документе ссылки на внешнюю закладку (например содержащуюся вфайле Doc1.htm) необходимо применить:
Перейти к началу документаDoc1.htm/>
В заключениинадо описать еще один важный атрибут тега ссылки, это атрибут TARGET.Данный атрибут задает окно либо фрейм назначения для документа заданногоатрибутом HREF. По умолчанию загрузка происходит в текущее окнобраузера, но можно указать имя нового или существующего окна, а так же одно изпредопределенных имен объектов браузера: _blank, _self, _parent, _top.Например:
Пример — загрузка документа sample.htmв новое окно браузера с именем «new_win». Заголовок HTML документа
Заголовок являетсянеобязательной частью структуры HTML документа и служит для определенияслужебной информации и названия документа. В случае использования в документеконтейнера заголовка ... единственнымобязательным его элементом является контейнер ...,который задает имя документа. Именно это имя пользователь видит в заголовкеокна браузера при просмотре Web-страниц в Internet.
Все остальныеэлементы заголовка не отображаются браузером и служат для определения различныхсвойств документа, его взаимосвязи с другими Web-страницами и служебной информациидля внешних программ. Попробуем разработать типовой заголовок для вашихдокументов на примере Web-страницы об автомобилях.
Разложимтеперь по полочкам все то, что мы написали в примере. Первый и обязательныйэлемент заголовка это контейнер ..., задающийимя документа, отображаемое в шапке окна браузера. />
Далее следуетпоследовательность тегов, задающих так называемую мета (иливнешнюю) информацию о документе. У тегов наиболее частоиспользуются следующие атрибуты:
· HTTP-EQUIV — задать имя мета-записи вдокументе;
· NAME — задать имя дополнительноймета-записи (по умолчанию NAME=HTTP-EQUIV);
· CONTENT — присвоить значение мета-записизаданной атрибутом NAME или HTTP-EQUIV;
· LANG — язык описания значений мета-записи;
В нашемпримере первый тегописывает тип и кодировку содержимого документа.
Два следующих тега служат для передачи информации о содержании документапоисковым службам Internet.
Такимобразом, тег задает список ключевых слов, содержащихся в документе, а тег является словеснымописанием содержимого документа. />
Далее следуеттег , задающий базовый адрес данногодокумента. Это необходимо для поддержания работоспособности относительныхссылок, в случае миграции документа в Internet или изменения каталога егозагрузки. Как уже говорилось выше, при отсутствии тега относительные ссылки в документе определяются от адреса его загрузки. />
Завершает нашзаголовок тег . Данный тег не отображает информацию в окнебраузера и предназначен для формирования различных типов отношений междудокументами и другими объектами. Данные отношения помогают разработчикамориентироваться в структуре сложного документа и используются поисковымисистемами. Рассмотрим, какие бывают отношения и как они задаются. У тега наиболее часто используются следующие атрибуты:
· REV — отношение текущего документом с другим,заданным HREF (обратное REL);
· REL — отношение между документомзаданным HREF и текущим документом (обратное REV);
· HREF — задает URL документа или объекта;
· LANG — языковая версия;
· MEDIA — назначение документа (Print/Screen);
· TYPE — тип содержимого связанного объекта(листа стилей);
Данный тегдовольно редко используется, как правило, его применение ограничиваетсяпривязкой листа стилей (stylesheet) к документу но в HTML-документах сосложной иерархической структурой иногда встречается множество тегов с довольно запутанным синтаксисом. Наиболее понятные из них связи типа:следующий/предыдущий (next/prev), документ/автор (author),документ/оглавление (index). В нашем примере тег использован для формирования связи документ/автор.
Вот ещенесколько примеров использования отношений в документах:
— означает, что документ chapter7.htmпредыдущий по отношению к документу (chapter8.htm) содержащемузаданную данным тегом связь;
— означает, что документ chapter9.htm следующийпо отношению к документу (chapter8.htm)содержащему заданную данным тегом связь;
— обратное отношение, которое говорит о том, чтодокумент (chapter10.htm),содержащий заданную данным тегом связь, является следующим для chapter9.htm;
— означает, что для печати текущего документа использоватьлист стилей из style/PrnStyle.css;Тело HTML документа
Тело HTMLдокумента располагается после заголовка и ограничено контейнером ....Содержимое тела документа отображается в окне Web-браузера и состоит измаркированного тегами форматирования текста, таблиц, графических и прочихмультимедиа-элементов, ссылок на другие ресурсы и различных органов управления.В приведенном в предыдущей главе примере, тело документа состоит из однойединственной строки "В разработке".
Так как вконтейнере нами не были заданы атрибуты внешнего видадокумента, то данный текст будет отображен в окне браузера в соответствии спользовательскими установками. Для обеспечения соответствия между внешним видомдокумента в браузере пользователя и дизайном разработчика необходимоиспользовать специальные атрибуты тега :
· BGCOLOR — цвет фона документа;
· BACKGROUND — URL графического изображения, длясоздания фона;
· BGPROPERTIES — режим прокрутки фона по отношениюк тексту документа (по умолчанию прокрутка вместе с текстом,BGPROPERTIES=FIXED — стационарный фон);
· TEXT — цвет текста документа;
· LINK — цвет выделения элементов-якорейссылок;
· ALINK — цвет выделения активныхэлементов-якорей ссылок;
· VLINK — цвет выделения элементов-якорейпросмотренных ссылок;
Дляопределения цветов в HTML применяются шестнадцатеричные коды RGB компонентов,но стандартные 16 цветов можно задавать по их общепринятым названиям, онипредставлены на Рис.1:BLACK=#000000 MAROON=#800000 GREEN=#008000 OLIVE=#808000 GRAY=#808080 NAVY=#000080 RED=#FF0000 PURPLE=#800080 YELLOW=#FFFF00 TEAL=#008080 BLUE=#0000FF LIME=#00FF00 WHITE=#FFFFFF FUSHSIA=#FF00FF SILVER=#C0C0C0 AQUA=#00FFFF
Рис.1 Коды RGBкомпонентов
Глава 2.Инструкция программиста
Данное методическоепособие должно запускаться на IBM исовместимых компьютерах. Минимальная конструкция: процессор Pentium и выше, объем оперативной памяти 32MB, видеокарта с расширением 1024x768, 256 цветов. Разработанноепособие должно работать под управлением операционных систем семейства WIN-32(WIN-98, MILLENIUM. 200, XP).
Данное методическоепособие состоит из множества файлов, они представлены на Рис.2, которыессылаются на один файл (Index.html). Рассмотрим эти файлы.
Все они находятся о двухобщих папках, которые содержат полный набор аттрибутивов.
Для быстрого измененияописанных выше параметров и базовых размеров, нужно выполнить легкоередактирование основных видов html- тэгов,использую стандартный «Блокнот» (базовый код представлен на Рис.3), но этонеудобно и долго, так как нужно изучать алгоритм построения html страницы (см. Приложение).
В комплект к файлам, вкаждой папке существуют дополняющие их отдельные, связаннее html страницы.
Для того чтобы быстро илегко внести изменения, необходимо воспользоваться пакетом Microsoft OfficeFront Page.
Из Рис.4 мы видим рабочуюсреду Microsoft Office Front Page. Для того чтобы запустить эту систему нужно нажатькнопку Пуск, далее выбрать в пункте \Программы \Служебные \ Microsoft Office\ Microsoft Office Front Page. Зайдя в рабочее пространство, нужно выбрать \Файл\Открыть \ и дальше используя проводник, выбрать файл index, с расширением html. Программа откроет страницу, и автоматическисгенерирует html код. Для визуального просмотрастраницы, нужно выбрать \Файл \Просмотреть в обозревателе \Выбрать нужный режимотображения. Данная среда предоставляет пользователю легко откорректироватьсодержимое страницы и его исходный код.
Далее, мы увидим, что всеобъекты, используемые для построения html страницы, выделены в отдельные скомпонованные блоки (видно из Рис.5).Нажав правой кнопкой по каждому блоку, выбираем изменяемый параметр.
Выполняя все эти простыедействия, мы сможем легко внести изменения, не изучаю внутренний алгоритмпостроения html станицы.
Все эти описанные выше файлыи папки нужны для запуска проекта и, удалять их не стоит.
Глава 3.Инструкция пользователя
3.1 Вход всистему
Для наглядного изученияосновам пользования электронного учебника, рассмотрим файлы, которые егосоставляют.
В папке INf_html, в файлеinfsoderganie.html заключается основной текст содержания. Дальше используюнавигацию внутри каждой страницы в Internet Explorer (видно изРис.6), пользователь может перемещаться внутри электронного пособия.
Это осуществляется поглавам, по разделам и по лекциям данного предмета. Так как на каждую лекциюссылается по отдельной странице, то количество лекций должно соответствоватьколичеству отдельных страниц. Внутри каждой страницы, для наибольшего удобствапользователю представлено два общих объекта навигации: слева и вверху.Используя гиперссылки, пользователь может обратиться к интересующему еговопросу одним нажатием правой кнопки мыши. Каждая папка также содержитопределенный набор графических картинок, улучшающих наглядное изображениепринципа работы.
В папке Kg_html выпознакомитесь с файлом kg_soderganie.html. Из Рис.7 видно, что данный файлсодержит описание и перечисление основных пунктов электронного учебногопособия. Используя клавиши перехода внутри страниц, пользователь может быстро ибезошибочно перемещаться по лекциям и разделам изучаемого предмета. Этоосуществляется благодаря панели управления: слева и вверху. Для удобствапользователю, каждая страница содержит свой параметр, который позволяетпользователю видеть в верхней части панели управления, то место, где он вданный момент находится.
Существует так же другойспособ отображения html- страницы.Для этого нужно воспользоваться программой отображения информации и веб- узловв Интернете — Internet Explorer. Если пользователь выберет файлы с расширением html- в электронном пособии, то даннаяпрограмма автоматически (по умолчанию) откроет страницы электронного учебника.
Сначала выберем InternetExplorer. Для этого нужно выбрать в меню Пуск \ Программы \ Стандартные \Internet Explorer и нажать левой кнопкой. Загрузится сама программа. Нажавлевой кнопкой на файл index.html в корневой папке мы откроемэлектронный учебник (Рис.8).
В зависимости от того,какой именно нам нужен предмет, нажимаем правой кнопкой по ссылкам, находящимсяв центре экрана.
3.2Описание пособия
Чтобы его открыть электронно-учебноепособие, пользователю нужно найти в корневом каталоге файл index.html и запустить его. В результате появляется начальнаястраница, где в центральной части находятся ссылки на два учебника (Рис.9):Компьютерная графика и Информатика.
Нужно выбрать одну изних. Пользователь дальше автоматически переходит на страницу содержания, гдерасполагается полный перечень разделов изучаемых лекций. С помощью двух панелейуправления навигацией по учебнику, мы можем выбрать интересующую нас тему илиполностью лекцию. Для этого нужно нажать на появляющейся ссылке в правом иливерхнем полях экрана. Все страницы располагаются вертикально, поэтому чтобыпросмотреть все содержимое страницы, нужно воспользоваться полосой прокрутки,которая располагается в правой части. Для удобства пользователю, в крайнихположениях (верхнем и нижнем) находятся кнопки быстрой навигации: вперед \назад\ вниз \вверх \начало (Видно на Рис.10). После нажатия, пользовательавтоматически перейдет по выбранной гиперссылке.
На всех страницах, кромелекций располагаются также пояснительные записи или рисунки, которые делаютпроцесс обучения легче.
Если внимательнорассмотреть верхнюю часть панели управления навигации (представлено на Рис.11),то пользователь сможет увидеть выделенную белым цветом ту часть лекций, где вынаходитесь, что помогает ориентироваться и не запутаться в изучении.
Точно такие же действияпользователь должен проделать, чтобы изучить курс лекций по другому предмету.Если же пользователь запутался в перемещениях, то ему стоит нажать только кнопу\начало в крайних положениях страницы.
Заключение
В ходе курсовой работыбыло выполнено:
· Разработаноинтерактивное пособие (электронный учебник) в среде Internet Explorer;
· В MicrosoftOffice Front Page написано 2 курса лекций по предметам: информатика икомпьютерная графика;
Разработанное пособиесодержит следующие разделы:
Глава 1 –исследовательская часть, которая содержит целесообразность выбора языков,управляющие структуры языка HTML икомпоненты Internet Explorer, используемые в примерах учебного пособия.
Глава 2 – инструкцияпрограммиста, в состав которой входят файлы Microsoft Office Front Page иописание составляющих.
Глава 3 – инструкцияпользователя, которая содержит описание входа в системы Microsoft Office FrontPage и создания пособия.
Для усовершенствованияданной работы необходимо добавить компоненты, примеры и к картинкам применитьанимацию.
Задание на КР быловыполнено полностью в соответствии с техническим заданием.
Литература
1. Симонович С.В., Евсеев Г.А., АлексеевА.Г. ,«Специальная информатика», АСТ пресс, М.,2000 г.
2. И. Шапошников. “Web-страница своими руками”. ¾ СПб.: БХВ-Петербург, 2000 г.
3. study.krr.ru
4. www.zeiss.net.ru/docs/izone/izone240/pub/izone1.htm
5. nrd.pnpi.spb.ru/UseSoft/Journals/Soft&Script/Soft&Script12/other-frontpage.html
6. intz.imm.uran.ru