ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ БД - База данных СБД - Система базы данных ПП - Программный продукт SQL - Select Query Language ПК - Персональный компьютер СМ - Сетевая модель данных РМ - Реляционная модель данных ИМ - Иерархическая модель данных КП - Курсовой проект
ВВЕДЕНИЕ
Внастоящее время в жизнедеятельности человека играет все большую рольавтоматизация. Это касается и автоматизации информации. На современном этаперазвития компьютерных технологий большую популярность приобрело создание базданных. Учет межсессионной успеваемости студентов, продажа билетов, ведениебиблиотек, учет иностранных студентов и многие другие – это лишь малая частьотраслей, в которых применяются базы данных.
Дляоблегчения деятельности пользователя с большими объемами информации былисозданы базы данных. Существует множество различных баз данных, одной изкоторых является MSAccess.
Базаданных — совокупность специальным образом организованных данных, хранимых впамяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и ихвзаимосвязь. Информацию, хранящуюся в БД можно широко использовать в различныхприложениях, причем способы использования данных можно легко и быстро изменять.Также обеспечивается возможность запрашивать, находить и изменять информацию вБД.
Предметная область курсового проекта – обработка информации остудентах, представление информации о ВУЗах, специальностях, местах жительствастудентов и т.д. Разработанная база данных может хранить обширные объемы информациио каждом студенте, его заболевании, лечащего врача, длительности заболевания ипрочее.
Базы являются очень востребованными при учете студентов вбольницах. Грамотно составленная система учета студентов очень сильно экономитвремя при обращении к необходимой информации. При правильном составлении ивнесении информации в базу скорость поиска необходимой информации сводится доминимума. Создание такой базы данных поможет с легкостью работать с информацией,хранящейся в ней. Позволит получить полную информацию, как о каждом отдельномстуденте, так и обо всех студентах выбранного врача.
Разрабатываемую базу данных можно с легкостью использовать встуденческой больнице. Она является удобной и понятной для любого типапользователей. База позволяет добавлять новых студентов, а также вести учет ихзаболеваемости и типе лечения. Студенты, заболевания которых окончились болеепяти лет назад, добавляются в архив.
1 ОПИСАНИЕ УЧЕТА СТУДЕНТОВ В БОЛЬНИЦЕ
Разработаннаяпредметная область может использоваться для автоматизации учета больных встуденческой больнице разных ВУЗов. Причем, учитываются лишьвысшие учебные заведения.
Преждевсего, к данной предметной области относятся студенты. О студентах необходимыследующие сведения: ФИО, место жительства, дата рождения и номер зачетки.
Каждыйстудент относится к определенному ВУЗу. В каждом ВУЗе есть многоспециальностей, а на каждой специальности несколько групп. Также учитываетсято, что один студент не может числиться в базе больницы сразу в несколькихВУЗах. Если студент учится в двух и более ВУЗах, в базе учитывается лишь одинВУЗ.
ОВУЗах нам необходимо знать следующее: ФИО ректора, название ВУЗа, тип ВУЗа,название, аббревиатура, телефон учебной части и его адрес. Для диагностики ипоследующего лечения заболевания не нужны данные о специальности и факультете.Все эти данные по необходимости можно получить в учебной части.
Огруппе, в которой учится студент, необходимо знать лишь ее аббревиатуру.
Каждыйстудент, независимо от места обучения, относится к студенческой больнице.Больница не выносится как отдельный объект. Каждый студент в больницеобращается к определенному врачу. О враче необходимо знать: ФИО, егоспециализацию и номер кабинета. Врач каждому студенту ставит диагноз.
Встуденческой больнице могут работать несколько врачей одинаковой специализациидля наиболее эффективного и быстрого процесса приема и диагностики. Учитываем,что каждый врач может работать только по одной специализации в данной больнице.Поэтому, специализация врача выносится в отдельную таблицу. Также учитываем,что каждому студенту должно быть не меньше 16 лет. О специализации необходимознать лишь область, в которой работает врач.
Еслинайдено заболевание и поставлен диагноз, необходимо знать название. Придиагностике заболевания необходимо учитывать дату начала и окончаниязаболевания, тип лечения (амбулаторный или стационарный). Причем, дата началазаболевания не может быть больше даты окончания заболевания.
2 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Перед разработчиком былапоставлена задача спроектировать и разработать базу данных автоматизации учетабольных студентов. Она включает в себя подробное изучение предметной областиданного курсового проекта: сбор и группировка информации о заболеванияхстудентов, лечащих врачах, типа лечения и т.д. В результате должен получитьсяпроект базы данных, которая бы позволяла хранить, систематизировать,обрабатывать, структурировать, автоматизировать и изменять информацию длявышеописанной справочной системы. База данных должна иметь удобный и лёгкий длявосприятия пользовательский интерфейс. Должны быть продуманы специальныезапросы по систематизации и обработке хранимой информации. Пользователю должнабыть предоставлена возможность самому задавать параметры имеющихся запросов. Впроекте должны быть изучены и хорошо продуманы вопросы защиты и обновленияинформации. Данный проект должен быть предназначен для круга пользователей встуденческой больнице, не обязательно знакомых с СУБД, в которой реализованабаза данных «Учета больных студентов».
В данномкурсовом проекте проектируется БД, которую может использовать любая больница, вне зависимости от пользователей. БД облегчает работу, работникам больницы, таккак чтобы найти информацию об интересующем студенте, необходимо затратить немалосил и времени. Разным пользователям необходима разная информация, например,участковому врачу неважно знать место жительства студента. Возможности БД неопределяются только фиксированием информации о студентах, а также возможностьюосуществлять выборку по нескольким параметрам, связанным как с ВУЗами, так и синформацией о студентах.
В целом, базаданных должна:
· содержатьнеобходимую информацию о студентах и об обращении их к врачам и предоставлятьее по требованию;
· обеспечиватьвозможность выполнять запрос, поиск, изменение и систематизацию данных БД;
· иметь удобныйпользовательский интерфейс для работы с ней любого пользователя;
· иметь необходимыезапросы и формы для обработки хранимой информации;
· предусматриватьархивацию данных и сохранность хранимой в БД информации.
3 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУБД3.1 Разработка схемы объект-отношение
Схемамодели «Объект-отношение» приведена на рисунке 3.1.
Быловыбрано 6 объектов – студент, группа, ВУЗ, врач и диагноз и специализация. Объектстудент имеет 4 свойства: ФИО, место жительства, год рождения, № зачетки.Объект группа имеет 2 свойства: год набора и букву. Объект ВУЗ имеет 6 свойств:адрес, полное название, аббревиатура, дата окончания, телефон учебной части иФИО ректора. Объект врач представлен 2 свойствами: ФИО, № кабинета. Объектдиагноз имеет одно свойство – название. Объект специализация так же имеет односвойство – область специализации.
В данной схемеиспользуются связи 1 ко многим, а также многие ко многим. Между объектамистудент и группа выбрана связь многие к одному. Учитываем, что названияспециальностей в ВУЗах уникальны и каждый студент учится лишь в одной группе; водной группе могут учиться много студентов. Между объектами группа и ВУЗпредставлена связь многие к одному: одному ВУЗу могут принадлежать несколькогрупп; каждая группа принадлежит одному ВУЗу. Между объектами студент и врачнет прямой связи. Объекты врач и диагноз представлены связью многие ко многим,– один врач может поставить несколько диагнозов; один диагноз может бытьпоставлен несколькими врачами. Между объектами студент и диагноз представленасвязь многие ко многим: одному студенту могут быть поставлены несколькодиагнозов; один диагноз может быть поставлен нескольким студентам. Междуобъектами Врачи и специализация представлена связь один-ко-многим: один враччислится в больнице по одной специализации; в одной больнице могут работатьнесколько врачей одинаковой специализации. К связи между объектами студент идиагноз добавлено 4 свойства – тип лечения, дата начала заболевания, дата окончаниязаболевания и комментарии.