Содержание
Введение
1. Структура информационного рынка
2. Современный информационный рынок
3. Финансовые результаты Российских IT — компаний
4. Финансовые результаты Самарских IT — компании
Заключение
Библиография
Введение
1991-1993 годызнаменуются рождением информационного рынка в России. Свидетельством томуявляется:
Во-первых, конецмонополии государственной телефонной сети, появление ряда совместных сзападными фирмами-производителями средств связи, предприятий, которые ввели вэксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагатьальтернативные Министерству связи услуги по передаче речи, обеспеченияфаксимильной связи и электронного обмена данными.
Изменился и характердеятельности самого министерства связи. Если в доперестроечные времена это былапросто большая компания операторов, руководителем которой был членПравительства, и которая отвечала на жалобы, организовывала очереди, и т.п., тотеперь Министерство оставило за собой только задачи регулирования развитияобщества (лицензирование, сертификацию), переведя все подведомственныеструктуры на хозрасчетные отношения.
Вторым свидетельствомрождения информационного рынка является появление множества (более десятка) сетевыхструктур, предлагающих своим пользователям сходный набор услуг. Между этимиинформационными предприятиями возникла реальная конкуренция.
Развитие информационногорынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, которыйнесколько ранее происходил на западе. В настоящее время на Западе идет процесскоммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научнымикругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этихсетей трудно представить, как можно обеспечить пользователю сетей доступ ккоммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образованияинвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованы отрождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связьзанимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов- 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то времякак в развитых странах инвестиции в средство связи составляют существеннуючасть бюджетных расходов.
Имеются также мировыетенденции развития сетей компьютерной связи, которые отражаются на характереразвития отечественных сетевых структур. В частности, в современном мире важнымусловием конкурентной способности предприятия, оказывающеготелекоммуникационные услуги, является представление пользователям возможностисвязи с компьютером, находящимся в любой точке планеты. Поэтому имеется общаятенденция объединения в той или иной форме различных сетевых структур.
Этому процессуспособствует также развитие архитектуры сетей в направлении объединениябольшинства сетей в национальные и международные ассоциации. Современныеинформационные сети связывают электронные машины, изготовленные различнымипроизводителями использующие различные операционные системы. Это сталовозможным в результате того, что в основу модели и архитектуры сетей положенымеждународные стандарты, достигшие в определенный момент той степени полноты,которая открыла возможность их использования. В результате большое числопроизводителей во всех развитых странах мира начали выпуск разнообразныхтехнических и программных средств территориальных локальных сетей нового вида — открытых сетей, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.
/>1. Структураинформационного рынка
Структура информационного рынка:
электронная информация;
электронные сделки;
системы сетевых коммуникаций;
программное обеспечение;
Рынок электронной информации включает четыре основныхсектора:
1. Сектор деловой информации, охватывающий:
биржевую и финансовую информацию — информацию о котировкахценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов,инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой ифинансовой информации;
экономическую и статистическую информацию — числовуюэкономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозныхмоделей, оценок и т.д.;
коммерческую информацию — информацию по предприятиям,фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т.п.;
информацию коммерческих предложений — информацию окупле/продаже по определенным товарным группам;
деловые новости в области экономики и бизнеса;
2. Сектор юридической информации, включающей системы доступак электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов,выпущенных органами государственной и местной власти.
3. Сектор информации для специалистов, охватывающий:
научно-техническую информацию — справочную информацию иданные в области физики, техники, информатики;
профессиональную информацию — специальные данные иинформация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;
доступ к первоисточникам — библиографическую и реферативнуюинформацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.
4. Сектор массовой, потребительской информации включает:
информацию служб новостей и агентств прессы;
потребительскую информацию — местные новости, погоду,программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям,ресторанам, информация по прокату машин и т.п.
Рынок электронных сделок (операций) включает системыбанковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервированиябилетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.
Рынок программного обеспечения включает все виды программнойпродукции.
Рынок систем сетевых коммуникаций включает системыэлектронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS),другие системы, объединяющие пользователей ПЭВМ.
2. Современный информационный рынок
В настоящее время российский рынок информации,информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) — одиниз наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня всепрограммно-техническое обеспечение процессов информатизации и развитиятелекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на которомвсе новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с ихпоявлением на зарубежных рынках. Однако российский информационный рынок имеетсвои особенности, существенно отличающие его от зарубежных:
отсутствие государственного и слабость правовогорегулирования;
неоднородность по регионам страны (развитие информационногорынка по традиции идет от центра к регионам);
потребительская, а не производительская роль государства;
крайне слабое развитие сектора личного потребления и,соответственно, индустрии услуг, ориентированных на удовлетворениеиндивидуальных потребностей.
Лидирующим видом информационной услуги являетсяретроспективный поиск информации, который реализуется путем тиражирования базданных и разового поиска информации (в основном научно-технической, справочной,коммерческой и статистической). Пока весьма проблематична подготовкааналитических материалов на основе баз данных. Их полнота, достоверность иоперативность существенно ниже, чем в развитых странах. Причина — недостатокспециалистов в службах информации и финансовые проблемы.
Наиболее динамично развивается в России рынокИнтернет-услуг, ориентированный на массового пользователя и способствующийтаким образом развитию в нашей стране информационного общества. По даннымРегионального Центра Интернет-Технологий, услугами Интернета пользуются более40 000 000 миллионов жителей нашей страны, в электронный вид переведены тысячикниг, интернет успешно конкурирует с традиционными медиа носителями, а в мартеэтого года был зарегистрирован двухмиллионный домен в зоне.ru — и это не весьсписок достижений, которые стали частью нашего быта, благодаря конкретнымлюдям, с чьих мыслей все начиналось.3. Финансовые результаты Российских IT — компаний
По данным отчёта (Москва,19 февраля 2009 г) Russia Vertical Markets 2008-2012 Forecast,спрос на продукцию ИТ, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и вцелом за год составил всего 10,5%. В отчёте подробно рассматриваются тенденциии приводится прогноз затрат на ИТ по 17 отраслям (или секторам экономики) и 10категориям продукции ИТ, включая оборудование, программное обеспечение и услугина период 2008-2012 гг.
«В последние годы российский рынок ИТ поддерживалинефтедоллары и поток инвестиций, большинство из которых обеспечивали зарубежныекредиты, — говорит Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC. — В IV квартале2008 г. в результате одновременного воздействия мирового финансового кризиса изначительного падения цен на сырьевые материалы — основу российского экспорта,в стране начался экономический спад, сильнейший в постсоветский период, исоответствующее падение затрат на ИТ».
IDC ожидает, что в 2009 году расходы на ИТ (в долл) снизятсяна 20% по сравнению с предыдущим годом. По мнению IDC, предприятия иорганизации сократят ИТ-бюджеты и будут направлять средства на поддержаниетекущей деятельности, а не на внедрения или развитие. В условиях кризисазаказчики будут откладывать обновление аппаратно-программных средств итребовать больших скидок, а процессы утверждения бюджетов замедлятся. Цикл продажстанет более долгим и сложным, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условияхжесткой конкуренции, придётся сократить маржу и сосредоточиться на консолидациии оптимизации бизнеса.
В то же время, в некоторых сегментах рынка режим экономииможет дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики — важный инструментконтроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проведенияпроектов по их установке. В период неопределённости и сокращения персоналаможет возрасти спрос на услуги аутсорсинга.
Наиболее заметное снижение расходов на ИТ ожидается впроизводственном секторе; кроме того, сильный спад будут переживать розничная иоптовая торговля. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика игосударственный сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008-2012 г. г) расходына ИТ в России, тем не менее, будут расти ежегодно в среднем на 5,8% и в 2012 г.составят 29,5 млрд. долл.
4. Финансовые результаты Самарских IT — компании
Финансовые результаты самарских IT-компаний в 2008 г. окажутсяне такими радужными, как в 2007-м. Далеко не всем игрокам удалось обеспечитьрост показателей, а некоторые и вовсе сократили объемы бизнеса. Потреблениеинформационных технологий снижается, вал неплатежей растет. На этом фонепредприниматели проявляют все больший интерес к генерирующей прибыль сфереуслуг и к слабо пострадавшим от кризиса государственным контрактам.
Кризис 2008 г. затронул всех игроков IT-рынка, но всех вразной степени. Одни фирмы за год не выросли совсем, выручка других увеличиласьв 1,5-2 раза. В то время как одни игроки сокращают штаты специалистов, другиенаращивают. Ключевой показатель — за год ни одна крупная компания не закрылась.Живы и филиалы, открытые непосредственно в 2008 г.: розничной сети «Неоторг»,корпоративных системных интеграторов «КРОК-Поволжье» и PC Ware. Новсе ли останутся на рынке в 2009 г. — вопрос остается открытым.
Сильнее всего за год пострадали самарские розничные сети. Онии до кризиса находились в стесненных условиях — жесткая ценовая конкуренция,недостаток инвестиций для роста. Ну а когда кредитование стало съеживаться,ритейлеры посворачивали проекты.
В июне генеральный директор «ГЕОСа» Виктор Матвеевпередал свои магазины на арендованных площадях московской сети «Неоторг»и организовал ее выход в Самарскую область. «Неоторг» открыл двамагазина из запланированных трех, но потом головную организацию в Москвенаcтигли финансовые проблемы, и, как сообщает cnews.ru, «Неоторг» находитсяна грани разорения и, возможно, будет поглощен одним из кредиторов. Рассчитатьсяс г-ном Матвеевым москвичи пока не смогли. Сейчас в сети «ГЕОСа» одинмагазин в собственном помещении, кроме того, розничные продажи осуществляютсячерез офис. Определенные сокращения произошли и в сети группы компаний «БИТ»,ранее работавшей по франшизе «Эксперт-Компьютерс». В этом году глава«БИТ» Сергей Семенов принял решение развиваться под собственнойторговой маркой «Цифропарк» и предпринял усилия, чтобы расширитьновую сеть за счет магазинов своих партнеров, для которых выступалмастер-франчайзером. Однако не все партнеры согласились перейти под новуювывеску. Во-вторых, перед началом острой фазы кризиса 2 магазина «Эксперт-Компьютерс»в Тольятти были закрыты, в том числе в сентябре прекратил работу салон в ТЦ«Русь-на-Волге». В-третьих, в ноябре в редакции «ДК» появиласьнеофициальная информация о значительных долгах «БИТ» передпоставщиками. Ее устно подтвердили в офисе одного из дистрибьюторов в Москве,но официального подтверждения получить не удалось, так как поставщик надеялсяна возврат долгов и не хотел портить отношения с партнером. О долгах сказали ив нескольких местных фирмах, к которым дистрибьюторы обращались законсультациями по состоянию «БИТ». Сергей Семенов от любыхкомментариев отказался. Про самую крупную розничную компанию региона «Прагма»известно только то, что к январю в ней останется 16 магазинов: 10 — в Самарскойобласти, 6 — в областных центрах ПФО. На начало 2008 г. в компании было 20магазинов, следовательно, закрыто будет 4 из них. Наконец, московская компанияSunrise, один из ведущих игроков на областном рынке, в декабре прекратилаработу магазина «Санрайз Про» в Тольятти. Региональный директорSunrise Светлана Шишова сообщила, что речь идет о временном закрытии на ремонт,а после Нового года работа будет возобновлена. Она также отметила, что кризискоснулся Sunrise — рост этого года оказался ниже запланированных показателей,кроме того, компания не стала открывать второй магазин в Сызрани.
На корпоративном рынке ситуация не такая мрачная, так как уподобных компаний меньше накладные расходы: офис в полуподвальном помещенииникогда не сравнится по затратам с супермаркетом на арендованных площадях в ТЦ.Тем не менее, результаты очень неравномерные.
Более половины опрошенных самарских компаний сообщили оросте показателей. «Джи-Эс-Ти Самара» за счет поставок техники наСамарский металлургический завод смогла выйти на уровень в 240 млн руб. оборота(50% -ный рост выручки). «КОСС Плюс», в основном работающий сместными подразделениями «Роснефти» и другими нефтяными компаниями,повысил выручку на 10% (результат прошлого года — 130 млн руб). «Вебзавод»за счет расширения отдела продаж вырос на 70% (абсолютные цифры гендиректорМаксим Батянов не раскрывает). «ЦКИТ Инфо — Про» нарастил объемы работв энергетике и получил 50% роста (результат прошлого года — 88,1 млн. руб.). Корпоративныйотдел «ГЕОСа» увеличил оборот на 30% (результат 2007 г. — 95,7 млн.руб.). В плюсе оказались те, кто смог обеспечить взрывной рост в первомполугодии, а во втором продолжил работу по длинным контрактам. «Задел былсделан в I и II кварталах. Ближе к концу года у всех спад», — говоритДамир Гибадуллин, директор по развитию и маркетингу «КОСС Плюс». Другиекомпании ожидают, что их выручка останется на уровне прошлого года. Среди ниходин из крупных местных поставщиков оборудования «КиберКуб», ведущийпартнер Microsoft «Программные технологии», значимые франчайзи 1 С«Байт» и «Росинфо». В числе тех, кто не нарастил объемы,оказался и лидер прошлого года — московская компания «КРОК» (578,5млн. руб. по Самарской области в 2007 г).
Итого, с учетом неофициальных данных о выручке компаний,средний рост региональных поставщиков оборудования составил около 16,7%,софтверных фирм — 37,6%.
Как поясняют участники рынка, из-за кризиса возникло трисложности в торговле. Первая — недостаток оборотных средств: банки не даюткредитов, а оптовики режут отсрочку платежа. По словам регионального директорадистрибьютора OCS Семена Цырлина, до кризиса кредитные линии были до 45 дней,сейчас — 2 недели. Кроме того, в октябре-ноябре дистрибьюторы перешли на расчетв долларах. Курс доллара сейчас быстро растет, за 2 недели может измениться на2-4%. Поскольку клиент платит в рублях, изменение валютного курса подъедает«маржу» конечного продавца, и, когда средства поступают, можетстаться, что компания получает не прибыль, а убыток. Те из партнеров, которыене хотят рисковать из-за курсовой разницы, должны платить вперед. Со своейстороны, продолжает Семен Цырлин, региональные компании торгуются с цельюзафиксировать расчетный курс доллара или подписать рублевый договор, но никтоиз поставщиков на это не идет. Решают проблему все по-своему. Директор компании«КиберКуб» Дмитрий Кузовлев сказал, что с некоторыми поставщикамиперешел на расчет по предоплате. Дамир Гибадуллин рассказал о договоре с одним дистрибьюторовна эксклюзивных условиях: «Все ужимаются, а „Ланит“ увеличил намкредитные линии, так как сейчас старается набрать долю рынка». Директор«Джи-Эс-Ти Самара» Алексей Малыхин сообщил, что в трудную минуту егоакционеры помогли компании деньгами. Стоит отметить, что валютный вопрос вбольшей степени касается продавцов компьютерной техники и зарубежного ПО (например,от корпорации Microsoft) и почти не задевает фирмы сферы услуг и франчайзи 1 С.
«Кризисная» проблема номер два — задержка платежей,накопление дебиторской задолженности. Многие клиенты не платят, так как с нимине рассчитываются их клиенты. Часть долгов компании стараются получить, а частьпросто списывают.
Третья и самая важная проблема — общее сокращение бюджетовна информационные технологии на конец 2008 г. и следующий год и,соответственно, резкое падение продаж. Крупные заказчики отказываются отпродуктов автоматизации, которые им предлагают IT-компании. Коммерческий директор«Программных технологий» Артур Галанин: «У нас, я полагаю, и увсех компаний отрасли проблемы характерные. Проекты по чистой легализации, скореевсего, откладываются или снимаются, проекты по решениям откладываются, одни намесяц (уже который месяц), другие сразу без обиняков „на весну, лето,осень и т.д. “. Генеральный директор „Росинфо“ Сергей Теринотмечает, что заказчики от малобюджетных закупок не отказываются, но переносятна неопределенный срок все объемные проекты: „Одно дело выделить 10 тыс. руб.на программное обеспечение, другое дело — 100 тыс. руб. “. Многиедиректора IT-компаний полагают, что в следующем году будет только хуже. ДмитрийКузовлев считает, что рынок в целом (и железо, и софт, и услуги) просядет на20-30%.
Спасение от кризиса ряд опрошенных директоров видит воказании услуг, в первую очередь услуг обслуживания сетей за абонентскую плату(IT-аутсорсинг). Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директоракомпании „КРОК“: „В условиях ограниченных бюджетов заказчикибудут нацелены на сохранение существующих систем с одновременным сокращениемиздержек. Актуальными становятся услуги по аутсорсингу, поскольку это позволяетэксплуатировать уже имеющееся оборудование, не увеличивая штат собственных IT-специалистов.Кроме того, востребованными окажутся решения для оптимизации бизнеса — например,системы мониторинга и управления основными фондами, а также решения,позволяющие уменьшить затраты на коммуникации и обмен информацией, такие каксети передачи данных. “Думаю, что аутсорсеры будут расти как грибы», — считает Дамир Гибадуллин.
Впрочем, региональные специалисты по аутсорсингу на взрывнойрост рынка в целом не надеются и делают нишевые предложения. В «Тридите»,по словам соучредителя компании Евгения Тишина, вокруг обслуживания сетей ажиотажанет. Зато ударными темпами идет направление 3D-моделирования, так какдевелоперы ищут новые маркетинговые ходы, чтобы продать недвижимость навставшем рынке. «А ведь еще летом это направление бизнеса у нас былоубыточным», — признается Евгений Тишин. В «IT Докторе», по слов директоракомпании Артема Зубова, будут развивать обслуживание серверов на бесплатном ПО(Linux). За 2008 г. по этому направлению удалось привлечь около полуторадесятков клиентов, на 2009 г. это приоритет в развитии. В «Лидер АйТи»ввели акцию и предлагают клиентам уволить сисадминов, трудоустроить их в своейфирме, а заказчика взять на аутсорсинг.
Услуги — в целом самое перспективное направление дляразвития, так как по ним наценка достаточно высокая, до 75%, в то время как в торговлеоборудованием она составляет до 15-20%, в программном обеспечении — от 7-10% (ходовыепродукты Microsoft) до 55% (1 С). Артур Галанин рассказал, что за год емуудалось удвоить долю решений в выручке: «У нас сейчас чистыхлегализационных проектов немного. В том смысле, что мы во всех случаях, почтиво всех, стараемся поставлять решение». Однако это создает некоторуюнапряженность — решения продавать сложнее, чем товары. Сергей Терин рассказал,что компания «Росинфо» сумела в 2008 г. реализовать несколькопроектов по комплексной автоматизации на базе новых продуктов 1С. «Научилисьих продавать», — пояснил г-н Терин. В этом году в Самаре появился первый региональныйпартнер Microsoft, авторизованный на внедрение решений, в первую очередьCRM-системы. Партнерский статус Microsoft Business Solutions первым получил«Тридит». Впрочем, Евгений Тишин говорит, что направление неокупается. Затраты на сертификацию сотрудников компания понесла, а прибавлениязаказчиков пока не видно. По словам Алексея Чернявского, региональногоменеджера Microsoft, за прошедший год в регионе было внедрено порядка 20CRM-систем. Почти все внедрения осуществляли московские компании, а местныеесли и продавали CRM, то внедрять были вынуждены в партнерстве.
Госсектор привлекает солидными бюджетами, но достанутся онинемногим. Как полагают эксперты, на фоне урезания корпоративных бюджетов на ITвнимание заказчиков в 2009 г. будет приковано к госсектору. Уже этой осеньючисло крупных компаний, которые принимают участие в торгах, значительновозросло, а конкуренция обострилась. В следующем году эта тенденция, скореевсего, получит развитии.
На ближайшие 3 года только на новые проекты в областнойбюджет правительство заложило более 1,5 млрд руб. (без учета постоянных закупоклицензий и антивирусов отдельными министерствами и ГУПами), утвердив этим летомдва плана мероприятий. Но пока что трехлетний бюджет не принят, он проходитсогласование в Губернской думе. Между тем в один из документов уже вносятнекоторые исправления. «План мероприятий по реализации концепцииформирования в Самарской области электронного правительства» планируютпреобразовать в областную целевую программу. Об этом сообщил Станислав Казарин,руководитель управления формирования электронного правительства департаментагосударственного управления аппарата правительства Самарской области. По словамг-на Казарина, точная информация о предполагаемых расходах области на IT станетдоступна не раньше января следующего года, уже после того, как региональныйпарламент утвердит бюджет. Ну а полная ясность появится весной 2009 г., когда областнойминфин подтвердит лимиты финансирования.
/>Заключение
Современный информационный рынок можно разделить на четыреосновные области, которые находятся во взаимодействии: это такие какэлектронная информация, электронные сделки, системы сетевых коммуникаций,программное обеспечение.
Развитие информационногорынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, которыйнесколько ранее происходит на западе. В настоящее время на Западе идет процесскоммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научнымикругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этихсетей трудно представить, как можно обеспечить пользователя сетей доступ ккоммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образованияинвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованы отрождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связьзанимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов- 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то времякак в развитых странах инвестиции в средство связи составляют существеннуючасть бюджетных расходов.
Информационные ресурсы — непосредственный продуктинтеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активнойчасти населения. Основными поставщиками электронной информации на рынкевыступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации наоснове баз данных и информационные брокеры.
Развитие современныхинформационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что вбольшинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных.В России же высокая стоимость услуг прямого доступа к базам данных не позволяютэтим базам данных набрать критическую массу числа абонентов, делающих их работуэкономически целесообразной.
Internet — глобальная компьютерная сеть, охватывающая весьмир. Сегодня Internet имеет миллионы абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячноразмер сети увеличивается на 7-10%. Если ранее сеть использоваласьисключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты,то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Internet,служившая когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьиинтересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится всеболее популярной в деловом мире.
Ценность любой информационной сети, прежде всего,определяется ее информационными ресурсами, то есть знаниями, программами,данными, которые сеть предоставляет пользователям. Эти ресурсы должны как можношире охватывать те области, в которых работают пользователи сети. Вся современнаяобработка информации рассчитана на использование информационных банков, поэтомупользователи должны иметь в информационной сети доступ к ним.
Также в последнее времястала проблема защиты информации при передаче её по сетям и хранении. Этупроблему пытается решить криптография. Криптография — наука о защите информацииот прочтения ее посторонними. Защита достигается шифрованием, т.е. преобразованием,которые делают защищенные входные данные трудно раскрываемыми по входным даннымбез знания специальной ключевой информации — ключа. Криптография известна сдревнейших времен (достаточно вспомнить коды Цезаря) и до недавнего времениоставалась привилегией исключительно государственных и военных учреждений.
Библиография
1. Андреева И.А. Информационный бизнес и Интернет // ИРР, N5, 2008
2. Григорьева, С. Управление ресурсами и безопасностью ИТ/С. Григорьева. — Экономикаи жизнь. — 2006. — №11. — с.34.
3. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. — М.: Электронныезнания, 2007. — 173 с.
4. Сайт Деловой квартал, dkvartal63.ru.
5. Сайт www.idc.com/russia/
6. Сайт Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru.
7. «Эксперт» №16 (557) / 23 апреля 2007 / В погоне за потенциалом