Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
(Урок литературы в 10 классе)
Тип урока- урок-лекция
Слайд 1
Сейчас, когда на теле- и видеоэкранах засилие западной культуры, подчас бессодержательной и пошлой, когда нам навязываются мещанские ценности и мы… Русская литература второй половины 19 века была властительницей дум. От… По словам Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, сюда шли наиболее…
Слайд 2
Общественно-политическую жизнь второй половины 19 века можно разделить на этапы.
*См. слайд 2-3
Слайд 4
Какие же партии существовали на политическом небосклоне той поры и что они собой представляли? (Учитель озвучивает слайд 4, анимированный)
Слайд 5
Словарная работа
Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические… Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средние позиции. Он говорит о необходимости перемен,…
Слайд 6
Русские либералы 60-х годов ратуют за реформы без революций и связывают свои…
Слайд 7
Россия, по Чаадаеву, была лишена органического роста, культурной преемственности, в отличие от католического Запада. У неё не было «предания», не…
Слайд 8
К западникам относились такие писатели и критики, как Белинский, Герцен, Тургенев, Боткин, Анненский, Грановский.
Слайд 9
Органами печати западников были журналы «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения». В своих журналах западники отстаивали традиции «чистого искусства». Что значит «чистое»? Чистое – лишённое поучения, каких-либо идеологических взглядов. Они стремятся изображать людей такими, какими они их видят, как, например, Дружинин.
Слайд 10
Слайд 11
Основоположниками славянофильских идей были Пётр и Иван Киреевские, Алексей Степанович Хомяков и Константин Сергеевич Аксаков.
В кружке славянофилов часто заходила речь о судьбах славянского племени. Роль…
Слайд 12
Рупорами идей славянофильства стали журналы «Москвитянин», «Русская беседа», и газета «Северная пчела». Литературно-критическая программа славянофилов была связана с их взглядами. Они не принимали в русской прозе и поэзии социально-аналитических начал, им был чужд утончённый психологизм. Большое внимание они уделяли УНТ.
Слайд 13
Критиками в этих журналах были Шевырёв, Погодин, Островский, Аполлон Григорьев.
Слайд 14
В 40-е годы 19 века в литературе засилие «натуральной школы». Эта школа боролась с романтизмом. Белинский считали, что «нужно сокрушить романтизм… К началу 40-х годов погибли Пушкин и Лермонтов, с ними уходил романтизм.
В 40-е годы в литературу приходят такие писателеи, как Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Гончаров.
Слайд 15
Главный вопрос, который ставят себе писатели «натуральной школы», - это «Кто виноват?», обстоятельства или сам человек в своей убогой жизни. До 40-х… Очень характерно для натуральной школы» выражение «среда заела», то есть… «Натуральная школа» сделала шаг по пути демократизации литературы, выдвинув наиважнейшую проблему – личности. Так как…
Слайд 16
Итак, литературным методом второй половины 19 века становится реализм.
Слайд 17
Подъём общественно-политической борьбы был связан с бесславным концом Крымской войны, с амнистиями декабристов после смерти Николя 1. Александр 2…
Слайд 18
Добролюбов заведует сатирическим отделом журнала «Современник» и выпускает журнал «Свисток».
Революционеры-демократы проводят идею крестьянской революции. Добролюбов…
Слайд 19
В 60-е годы реализм – единственный метод в русской литературе – делится на несколько течений.
Слайд 20
Слайд 21
Разгорелся спор между «Современником» и «Русским словом» по поводу…
Слайд 22
70-е годы характеризуются деятельностью революционных народников. Народники проповедовали «хождение в народ» за тем, чтобы учить, лечить, просвещать народ. Вожди этого движения Лавров, Михайловский, Бакунин, Ткачёв. Их организация «Земля и воля» раскололась, из неё вышла террористическая «Народная воля». Террористы-народники совершают множество покушений на Александра 2, которого в конце концов убивают, после чего наступает правительственная реакция.
Слайд 23
Он считает, что Бог – творец вселенной. Но почему мир несовершенен? Потому что свою лепту в ущербность мира внёс человек. Фёдоров верно считал, что…
Слайд 24
Выучить лекцию, подготовиться к проверочной работе
Прочитать драму А. Н. Островского «Гроза»
Подготовиться к проверочной работе по вопросам:
Либерально-западническая партия. Взгляды, деятели, критика,…