Ниже кратко характеризуются важнейшие свойства информации, которые можно условно разделить на собственные и потребительские (аксиологические, прагматические).
Собственные свойства информации:
– неаддитивность: прибавление информации к уже имеющейся не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной;
– некоммутативность (неперестановочность): суммарное количество полученной информации зависит от последовательности поступления (получения) информационных сообщений А+В¹В+А, где А и В – разные информационные сообщения);
– неассоциативность: количество полученной информации зависит от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений ((А+В)+С¹А+(В+С));
– независимость содержания информации от формы и способа ее записи (фиксации) и представления;
– устаревание во времени.
Потребительские свойства информации:
– неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации: ценность полученной человеком информации определяется не количеством снимаемой ею неопределенности, а потребностью этого человека в данной информации, подготовленностью последнего к ее восприятию и использованию;
– неисчезаемость информации при ее использовании (потреблении);
– независимость ценности (полезности) информации для потребителя от количества затрат на ее получение.
С понятием ценности (полезности) информации тесно связаны и такие ее потребительские свойства, как точность, полнота, глубина, достоверность, надежность, доказательность, новизна, оперативность, эффективность и другие.