Конспект лекций по предмету "Уголовное право"


Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних

(1 вопрос)

Несовершеннолетними в уголовно-правовом смысле признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. По достижении 18 лет статус несовершеннолетнего утрачивается, однако в исключительных случаях суд может приравнять к несовершеннолетнему и лицо в возрасте до 20 лет. И тогда к ним применяются все положения отражённые в Главе 14 УК.
Наиболее характерной особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних является дифференциация возраста ответственности – 14 и 16 лет.
Прежде чем изложить особенности ответственности, следует упомянуть о пробелах действующего законодательства в части ответственности несовершеннолетних, в частности:
Явным пробелом действующего уголовного законодательства яв­ляется невозможность применение к несовершеннолетним, на которых распространяется действие части 3 ст. 20 УК, принудительных мер вос­питательного воздействийя. Кроме того, несовершеннолетние, освобож­денные от уголовной ответственности после совершения общественно опасного деяния в силу психического отставания, находятся в более привилегированном положении, чем их сверстники с психическими рас­стройствами не исключающими вменяемости, привлеченные к уголов­ной ответственности.
Привлечение к ответственности несовершеннолетних имеет определенные особенности, которые в общем виде нашли отраже­ние в ч. 2 ст. 87 УК. Такими особенностями являются:
1) ограничение видов наказаний, которые могут быть назначе­ны несовершеннолетнему;
2) порядок назначения наказания, отличающийся от соответ­ствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику;
3) возможность назначения альтернативы наказанию - прину­дительные меры воспитательного воздействия;
4) облегченные условия освобождения от уголовной ответствен­ности;
5) либеральные сроки давности привлечения к уголовной от­ветственности, погашения судимости.
Перечисленные особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности призваны учитывать психофизиоло­гические и воспитательные особенности, в связи с которыми форми­ровался характер подростка. Именно на эти обстоятельства об­ратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постанов­лении от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», подчеркнув необходимость при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолет­ним обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требо­вания, изложенные в ст. 60 УК (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обсто­ятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК (условия жизни и воспитания несо­вершеннолетнего, уровень психического развития, иные особен­ности личности, влияние старших по возрасту лиц).
Только в случае, если несовершеннолетний не в состоянии ис­правиться без применения наказания, необходимо реальное отбыва­ние назначенного наказания, В упомянутом постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ на этот счет имеется ясное указание: суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправле­ние его невозможно без изоляции от общества, обязательно моти­вировав в приговоре принятое решение.
Главная особенность ответственности несовершеннолетних состоит в освобождении лиц, не достигших 18-летнего возраста, психика которых отягчена отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, от всех форм уголовно-правового принуждения. Такое правило содержится в ч. 3 ст. 20 УК и выполняет роль нормы гуманистической направленности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.