Правоотношения можно классифицировать по разным основаниям.
1. По предмету правового регулирования:
· конституционно-правовые;
· административно-правовые;
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые и т.д.
2. По функциональной роли:
· регулятивные (возникают на основе регулятивных норм или договора);
· охранительные (связаны с государственным принуждением и юридической ответственностью).
3. По степени конкретности в содержании нормы:
· общие – в них реализуются основные: естественные, неотчуждаемые, права и свободы человека и гражданина, правовые принципы, зафиксированные в учредительных нормах (п.1 ст.29 Конституции РФ);
· конкретные – возникают на основе юридических фактов, т.е. жизненных обстоятельств или поступков, которые приводят к появлению конкретных прав и обязанностей и к конкретному правовому результату (заключение и реализация договоров купли-продажи, займа, аренды и т.п.);
4. ^ По степени определенности субъектов:
· абсолютные – в них точно названа (известна) только одна сторона – управомоченная – носитель субъективного права. Все остальные субъекты отношения обязаны не нарушать это субъективное право, т.е. являются обязанными сторонами (правоотношение, возникающее в связи с реализацией авторских прав, правоотношение собственности);
· относительные – известны все стороны, которые являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу (договор купли-продажи: продавец, покупатель).
5. От природы юридической обязанности:
· пассивные – связаны с соблюдением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности);
· активные – связаны с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа).
6. По числу субъектов:
· простые – возникают между двумя субъектами;
· сложные – складываются между несколькими субъектами – двумя и более.
7. По продолжительности действия:
· кратковременные правоотношения – например, правоотношения мены;
· долговременные правоотношения – например, правоотношения гражданства.
^