Конспект лекций по предмету "Психология"


КОНЦЕПЦИЯ ЛЕОНТЬЕВА -ФАБРИ

I Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Развитая раздражимость – способность живого организма реагировать на воздействие биологических факторов. Четкие реакции на биологические свойства среды через изменение скорости и направление движения – тропизмы (фототропизм – тенденция живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм – «- тепла; хемотропизм - -«- избирать определенную физико-химическую среду; топотропизм – -«- механического раздражителя и т.п.).
Примитивные элементы чувствительности – способности реагировать на биологически нейтральные свойства среды. Появление чувствительных (нервных) клеток и нервной сети. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Слабая и нецеленаправленная двигательная активность. Тенденция к образованию временных нервных связей (на 3-4 часа)
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития. Простейшие одноклеточные. Низшие многоклеточные кишечнополостные организмы, живущие в водной среде.(полипы, гидры, медузы)

В. Высший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Появление ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Сегментное строение тела, зачатки органов вкуса, зрения и осязания. Специализация рецепторов: (хеморецепторы у членистоногих – на вкусовую и обонятельную. Фоторецепция у насекомых – фасеточные глаза). Ганглиозная нервная система, где ведущую роль играет головной ганглий Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползанье, рытье в грунте, плаванье с выходом из воды на сушу) Способность избегать неблагоприятных влияний среды. Активный поиск положительных раздражителей. Главную роль в поведении играют врождённые программы инстинкты, приуроченные к определенным условиям. Индивидуальный опыт и научение (условно-рефлекторные явления) играют незначительную роль. Лучше всего они образовываются на раздражители, сигнализирующие о развертывании инстинктивных программ поведения.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки) и некоторые др. беспозвоночные.

I Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция воздействующих факторов в целостный образ вещи.
Формирование двигательных навыков. Преобладание генетически запрограммированных компонентов. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (нырянье, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полёт и др.) Активный поиск положительных раздражителей и избегание вредных. Развитое защитное поведение.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Насекомые; некоторые высшие беспозвоночные (головоногие моллюски, членистоногие); рыбы и другие низшие позвоночные;
В. Высший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Появление высокоразвитых инстинктивных форм поведения. Способность к научению. Элементарные формы мышления (решение задач)
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
С. Наивысший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Способность решать одну задачу разными способами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от биологических потребностей. Нахождение и учет причинно-следственных связей между явлениями.
Выделение специализированных форм манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивать его и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Если рассматривать психику с материалистической точки зрения, то сознание – это высший уровень отражения действительности; если с идеалистической – то оно – специфическая форма человеческого начала.
Однако, независимо от философской позиции, психологи выделяют ряд общепризнанных особенностей сознания:
1) рефлексивная способность – готовность сознания человека к познанию окружающего мира, других психических явлений и самого себя;
2) мысленное представление и воображение действительности;
3) связь с волевыми проявлениями;
4) связь с речью; способность к коммуникации
5) наличие интеллектуальных схем (схема – определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Они включают в себя правила, понятия, логические операции мышления)
Главным условием возникновения и функционирования человеческого сознания является совместная, продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. В начале своего развития сознание человека направлено на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его; с помощью органов чувств он осознает, что мир существует независимо от него. Позднее появляется рефлективная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Это направление в развитии сознания называется рефлексивным.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека развиваясь, всё больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний; слова, с появлением наук, превращаются в понятия.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния; далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы и потребности, которые человек не осознает у себя, некоторые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях.
Бес­сознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Можно назвать такие феномены как бессознательная память, которая связана с генетической памятью человека. Она управляет мышлением, вниманием, определяет содержание мыслей человека в данный момент. Бессознательное мышление проявляется в решении человеком творческих задач; бессознательная мотивация влияет на направление и характер поступков человека.
Другие бессознательные являения представляют собой такие, которые ранее сознавались человеком, но ушли в сферу подсознания (навыки).
Третий тип бессознательных явлений – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания человека, под влиянием «цензуры» сознания и нравственных установок.
Первое упоминание о бес­сознательном встречается у Платона. Однако 1-е Междуна­родное совещание, посвященное проблеме бессознательно­го, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет ко­торого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессоз­нательное, как объясняющий фактор, ими называлось, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. Нарушаться эта традиция стала только по­сле появления трудов З.Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
Концептуальный ана­лиз современного научного понимания проблемы бессозна­тельного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосозна­ваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психи­ческой деятельности. Психология установки, напротив, име­ет в основе идею целостной психики — опирается на пред­ставление о фундаментальном единстве человеческой лич­ности.
Современные представления о феноменологии бессознатель­ного позволяют раскрыть следующие положения.
В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь ма­лая часть всех одновременно поступающих из внешней и внут­ренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются че­ловеком для осознанного управления своим поведением. Ос­тальные сигналы также используются организмом для регули­рования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессозна­тельное работают в режиме гармоничного единства. Когда пе­ред нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стра­тегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как толь­ко решение принято, стратегия найдена, управление поведени­ем передается в сферу бессознательного, а сознание освобож­дается для решения вновь возникающих затруднений. Несмот­ря на то, что каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессоз­нательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.
Бессознательное нельзя считать низшим уров­нем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.