I Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Развитая раздражимость – способность живого организма реагировать на воздействие биологических факторов. Четкие реакции на биологические свойства среды через изменение скорости и направление движения – тропизмы (фототропизм – тенденция живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм – «- тепла; хемотропизм - -«- избирать определенную физико-химическую среду; топотропизм – -«- механического раздражителя и т.п.).
Примитивные элементы чувствительности – способности реагировать на биологически нейтральные свойства среды. Появление чувствительных (нервных) клеток и нервной сети. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Слабая и нецеленаправленная двигательная активность. Тенденция к образованию временных нервных связей (на 3-4 часа)
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития. Простейшие одноклеточные. Низшие многоклеточные кишечнополостные организмы, живущие в водной среде.(полипы, гидры, медузы)
В. Высший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Появление ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Сегментное строение тела, зачатки органов вкуса, зрения и осязания. Специализация рецепторов: (хеморецепторы у членистоногих – на вкусовую и обонятельную. Фоторецепция у насекомых – фасеточные глаза). Ганглиозная нервная система, где ведущую роль играет головной ганглий Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползанье, рытье в грунте, плаванье с выходом из воды на сушу) Способность избегать неблагоприятных влияний среды. Активный поиск положительных раздражителей. Главную роль в поведении играют врождённые программы инстинкты, приуроченные к определенным условиям. Индивидуальный опыт и научение (условно-рефлекторные явления) играют незначительную роль. Лучше всего они образовываются на раздражители, сигнализирующие о развертывании инстинктивных программ поведения.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки) и некоторые др. беспозвоночные.
I Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция воздействующих факторов в целостный образ вещи.
Формирование двигательных навыков. Преобладание генетически запрограммированных компонентов. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (нырянье, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полёт и др.) Активный поиск положительных раздражителей и избегание вредных. Развитое защитное поведение.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Насекомые; некоторые высшие беспозвоночные (головоногие моллюски, членистоногие); рыбы и другие низшие позвоночные;
В. Высший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Появление высокоразвитых инстинктивных форм поведения. Способность к научению. Элементарные формы мышления (решение задач)
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
С. Наивысший уровень
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем: Способность решать одну задачу разными способами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от биологических потребностей. Нахождение и учет причинно-следственных связей между явлениями.
Выделение специализированных форм манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Виды живых существ, достигшие этого уровня развития: Обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивать его и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Если рассматривать психику с материалистической точки зрения, то сознание – это высший уровень отражения действительности; если с идеалистической – то оно – специфическая форма человеческого начала.
Однако, независимо от философской позиции, психологи выделяют ряд общепризнанных особенностей сознания:
1) рефлексивная способность – готовность сознания человека к познанию окружающего мира, других психических явлений и самого себя;
2) мысленное представление и воображение действительности;
3) связь с волевыми проявлениями;
4) связь с речью; способность к коммуникации
5) наличие интеллектуальных схем (схема – определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Они включают в себя правила, понятия, логические операции мышления)
Главным условием возникновения и функционирования человеческого сознания является совместная, продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. В начале своего развития сознание человека направлено на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его; с помощью органов чувств он осознает, что мир существует независимо от него. Позднее появляется рефлективная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Это направление в развитии сознания называется рефлексивным.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека развиваясь, всё больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний; слова, с появлением наук, превращаются в понятия.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния; далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы и потребности, которые человек не осознает у себя, некоторые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях.
Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Можно назвать такие феномены как бессознательная память, которая связана с генетической памятью человека. Она управляет мышлением, вниманием, определяет содержание мыслей человека в данный момент. Бессознательное мышление проявляется в решении человеком творческих задач; бессознательная мотивация влияет на направление и характер поступков человека.
Другие бессознательные являения представляют собой такие, которые ранее сознавались человеком, но ушли в сферу подсознания (навыки).
Третий тип бессознательных явлений – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания человека, под влиянием «цензуры» сознания и нравственных установок.
Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Однако 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное, как объясняющий фактор, ими называлось, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. Нарушаться эта традиция стала только после появления трудов З.Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
Концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики — опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.
Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.
В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.