В современном обществе уровень развития государств определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет государство.
Информационная среда включает в себя совокупность всех естественнонаучных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и орудиях производства. Нормы общей и политической культуры, морали, состояние взаимосвязей, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями и многое другое — все это также важнейшие элементы информационной среды. При описании систем, связанных с другими системами различными типами коммуникаций, часто говорят, что информационная среда рассматриваемой системы является частью общего информационного пространства.
Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.
Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Практически по любому вопросу менеджер может получить исчерпывающую информацию. Информационный «голод» может возникнуть не из-за отсутствия информации, а из-за необходимости затрачивать на ее отбор и обработку большое количество времени и средств (имеются в виду материальные и людские ресурсы).
Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродействие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме того, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.
Достоверность информации — необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. В ряде случаев в информационные базы данных вводится заведомо ложная информация, чтобы дезинформировать конкурентов или подорвать к ним доверие со стороны клиентов. Поэтому следует перепроверять и уточнять полученную информацию, прежде чем использовать ее для работы.
Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией.
Своевременное перераспределение информации в организации, как правило, отслеживает секретарь или специальный уполномоченный работник. В его обязанности входит также управление разграничением доступа к различным видам информации: открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной и особой важности. Это ответственное лицо должно точно знать, кому и какую информацию можно передавать. Работники информационной службы должны хранить и структурировать информацию, а также готовить ответы на информационные запросы в удобном для работы виде.
Наиболее сложной и ответственной задачей в формировании внутренней информационной системы является сбор и систематизация информации, полученной из различных подразделений организации. Рекомендуется разработать единую систему информационных запросов, которая обеспечила бы своевременную и оперативную передачу информации, накопившейся в подразделениях, в центральную базу данных. Основным потребителем информации является система управления организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно использована в деятельности организации.
В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать, доходит до его сознания, а тем более используется в жизни. Из несметного количества обрушивающейся на нас информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадобиться в дальнейшем.
Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому в первую очередь вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку. На рис. 4.13. показана процедура сбора и обработки информации, получаемой из различных источников.
Первым этапом структурирования информации является определение цели отбора информации из общего потока. Выявив цель, производят сбор необходимой информации.
На втором этапе производят обработку и распределение информации по степени ее важности. Наиболее ценная информация анализируется системой в первую очередь и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.
Третий этап упорядочения или структурирования информации должен обеспечить ее хранение. Этот этап предусматривает также разработку системы признаков, по которым нужная информация может быть найдена. Целесообразно в качестве одного из признаков использовать показатель ценности информации, в этом случае особо ценная информация всегда может быть «под рукой».
Не менее важен такой фактор, как объем информации. Ведь чем большей информацией (но не избыточной) располагает организация о внутренней и внешней среде, тем у нее больше шансов достичь устойчивого развития.
При сборе, обработке и структурировании информации принимаются во внимание следующие характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность и гриф информации (рис. 4.14).
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные с информационным обеспечением деятельности деловых организаций, которые по данному ранее определению относятся к открытым, управляемым динамическим системам с целенаправленным действием. Эффективное управление организациями такого типа может быть реализовано только при правильном информационном обеспечении. Как мы уже говорили, основой целевых установок большинства деловых организаций является коммерческая идея.
Известно, что в бизнесе побеждает тот, кто владеет информацией, поэтому ценность информации для деловой организации определяется во многом такими свойствами, как оперативность, достоверность и надежность.
Оперативность (своевременность) получения информации. Важность своевременного получения информации была установлена достаточно давно. По мнению М. Вебера, одного из основоположников науки об организации, проводившего в начале XX века детальное изучение бюрократической системы, одним из определяющих факторов повсеместного господства бюрократии является открытый доступ к новейшей информации, дающий возможность принимать эффективные решения и предвидеть конечные результаты.
Однако по мере развития и усложнения иерархических систем управления организациями на пути реализации этого фактора возникают все большие трудности. Запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, отрицательно сказывается на ее работе. В сложных многоуровневых системах управления деловой организацией скорость прохождения информации настолько замедляется, что зачастую управленцу приходится принимать решения, нацеленные на перспективу, на основе уже давно устаревшей информации.
Достоверность и надежность информации. В каналах передачи информации искажения могут быть вызваны как техническими, так и социально-психологическими причинами. Наслоение на передаваемую информацию личного и группового интереса является главным социально-психологическим фактором. Известно, что некоторые недобросовестные предприниматели прибегают к умышленной дезинформации, чтобы, ввести в заблуждение клиентов, конкурентов или контролирующие органы.
Использование в работе деловой организации недостоверной или заведомо ложной информации может отрицательно отразиться на ее развитии. В отдельных случаях использование ложной информации может повлечь за собой крах организации, поэтому, беря на вооружение любую информацию, необходимо убедиться в ее достоверности и надежности.
Под надежностью информации понимают степень ее соответствия реальной ситуации, конкретным целям, организации и методам управления. Понятие надежности тесно переплетается с представлениями о достоверности информации, которая, в свою очередь, непосредственно связана с коммерческой безопасностью.
При оценке достоверности получаемой информации целесообразно разделить ее на три информационных категории:
· информационные сообщения, полученные из источника, о котором вы собираете информацию;
· информация, полученная из независимых источников;
· информация, полученная из неофициальных источников.
Информацию, входящую в первую категорию, получают из опубликованных материалов о деятельности интересующего предприятия, включая каталоги, проспекты и рекламные сообщения. Могут приниматься во внимание данные статистической отчетности, сведения о финансовой деятельности, официально представляемые в соответствующие государственные органы, а также высказывания сотрудников предприятия во время официальных мероприятий и при личных контактах.
Информацию, относящуюся ко второй категории, иногда удается получить от организаций, которые сотрудничают с интересующим нас предприятием, и в государственных органах, осуществляющих контроль за деятельностью организаций. К ним относятся: судебные, исполнительные и налоговые инспекции.
Информация двух первых категорий отличается друг от друга не только содержанием, но и уровнем ее достоверности. В первом случае мы имеем дело с информацией, в которой явно приукрашены положительные аспекты деятельности организации и скрыты ее отрицательные стороны, поэтому уровень достоверности этих источников информации может быть охарактеризован как средний. Источники информации второй категории имеют, как правило, сравнительно высокий уровень достоверности. Однако в этом случае мы получаем, в основном, негативную информацию.
Сведения, получаемые на уровне неофициального общения, занимают промежуточное положение между двумя первыми категориями информации. Эти сведения принято называть слухами и считать ненадежной информацией. Тем не менее, такой информацией не следует пренебрегать, поскольку она может быть использована для проверки информации, полученной из других источников, или для уточнения имеющейся в распоряжении официальной информации.
Некоторые источники утверждают, что уровень достоверности неофициальной информации достигает иногда 90%. В менеджменте принято относить к высокому уровню достоверности неофициальную информацию, содержащую сведения о кадровых перестановках, об изменениях в кадровой структуре организаций, о предстоящих сокращениях, а также о существовании неформальных отношений между сотрудниками различных предприятий.
Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы получить исчерпывающую информацию о деятельности своих конкурентов, партнеров и даже клиентов. Но в, то, же время необходимо заботиться о и том, чтобы закрытая информация не стала достоянием сторонних лиц. В этой связи уместно упомянуть о грифе информации. Гриф информации в современных условиях приобретает особое значение, поскольку с этим понятием связаны представления об информации, содержащей сведения о государственной или коммерческой тайне.
К закрытой информации относятся секретные, совершенно секретные сведения и информация особой важности. Распространение закрытой информации преследуется законом. Конфиденциальными сведениями можно считать информацию для служебного пользования.
В потоке информации, используемой деловой организацией, следует выделить два направления: информационный обмен с окружающей средой и коммуникации внутри организации.
В информационном обмене системы с окружающей средой могут быть выделены два основных вида информации: входная информация и выходная. Существуют различные способы получения и распространения информации, а также способы защиты внутренней информации от несанкционированного доступа.
Входная информация отражает структуру рынка, содержит информацию о деятельности государственных органов и о социально-экономическом состоянии общества. Первоочередной задачей управленческого звена организации, безусловно, является анализ структуры рынка и маркетинговый анализ, поскольку встроенной целью любой деловой организации является коммерческая идея. Ее реализация рассматривается с позиции удовлетворения запросов потребителя, поэтому обработку поступающей в систему маркетинговой информации рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
· определение потребностей рынка;
· выявление товаров и услуг, способных удовлетворить потребности рынка;
· сбор и анализ информации о конкурентах, оценка конкурентоспособности отобранных для реализации товаров и услуг;
· оценка потребительских качеств и доходности выявленного набора товаров и услуг;
· поиск надежных поставщиков;
· оценка возможности удовлетворения спроса путем продажи товаров и услуг в рамках реализации коммерческой идеи торгового предприятия;
· организация рекламы и другие мероприятия, способствующие повышению спроса на предлагаемый товар или услуги;
Заметим, что предлагаемая здесь последовательность обработки информации не является жесткой и однозначной. В зависимости от конкретных условий она может видоизменяться и дополняться.
Что касается получения необходимой юридической информации о деятельности государственных органов, то для этой цели удобнее всего пользоваться услугами централизованных юридических баз данных, которые содержат всю необходимую информацию о документах и постановлениях, регламентирующих деятельность организаций. Наиболее распространенными базами данных указанного типа в настоящее время являются «Гарант» и «Консультант +».
В части отслеживания социально-экономического состояния общества приходится также считаться и с «капризами моды», которая, несомненно, во многом определяет потребительский спрос.
Выходная информация является активным средством, которое обеспечивает создание имиджа организации и способствует вхождению организации в рынок. С этой целью используется реклама. Рекламная деятельность — это самое существенное приложение закона информированности и упорядоченности.
Одним из важных видов информационного обмена с окружающей средой является информация об имидже деловой организации. Любая организация, которая ставит перед собой коммерческую цель, должна заниматься пропагандой своей стратегии. Имидж неотделим от целей организации, ее стратегии и методов работы. Можно, конечно, допытаться сформировать имидж за счет использования средств массовой информации. Но если созданный таким способом положительный образ организации не будет подкреплен практической деятельностью, то дальнейшая реклама не только не принесет пользы организации, но и нанесет ей дополнительный вред: у большинства потенциальных клиентов эта реклама будет ассоциироваться с тем, что получаемые от средств массовой информации сведения не соответствуют действительности.
Взаимодействие рекламы и имиджа можно представить в виде двух пересекающихся множеств образов и понятий, используемых для этих целей (рис. 4.15).
Реклама и имидж тесно переплетаются между собой. Реклама формируется с использованием зрительных и текстовых образов, которые направлены на привлечение внимания и могут быть непосредственно не связаны с деятельностью организации или рекламируемыми товарами. Это и красивые фотографии, и броский текст (слоган), и даже приятный цвет фона. Имидж формируется за счет действий и образов, непосредственно связанных с реальными объектами самой организации или ее продукцией. В их числе оборудование офиса, поведение сотрудников, сам предлагаемый товар, его упаковка, другими словами все то, что можно реально увидеть, а иногда даже пощупать. Рекламный имидж создается за счет использования в рекламе реальных объектов, их свойств или изображений.
Чтобы рекламные мероприятия были эффективными, они должны осуществляться в комплексе с выбранным имиджем. Основная цель рекламы — предоставить пользователю необходимую информацию одновременно с формированием имиджа. При этом реклама должна вызывать доверие у людей. Создавая свой имидж, компания должна ориентироваться на тот вид деятельности, который для нее является основным. Конкретизация вида деятельности при формировании имиджа позволит уменьшить дальнейшие расходы на рекламу. При этом важно, чтобы имидж предприятия был достаточно устойчивым и как можно меньше зависел от изменений во внешней среде.
Основными источниками объективной и достоверной выходной информации о деятельности организации являются, безусловно, документы и материалы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности, при составлении которых должны выполняться все требования соответствующих государственных стандартов. Распространению выходной информации способствует двусторонний информационный обмен с партнерами и клиентами, возникающий в процессе переговоров, участия в выставках, проведении презентаций.
Переговоры — это попытка нескольких заинтересованных лиц прийти к соглашению о том, как вести себя по отношению друг к другу. Из наличия общих целей отнюдь не вытекает совпадение или противоположность интересов. В ходе переговоров речь идет о совместной деятельности двух или более организаций, каждая из которых при этом стремится наиболее эффективно решить свои собственные проблемы.
На практике не всегда удается найти решение, не имеющее отрицательных сторон для каждого из участников переговоров. В этом случае приходится прибегать к компромиссному варианту, который вряд ли даст возможность той и другой организации, извлечь максимальную выгоду из предполагаемого сотрудничества.
При проведении переговоров можно использовать следующие механизмы перехода от одного альтернативного варианта к другому:
· взаимные уступки;
· ссылки на наличие других возможностей;
· нагнетание обстановки;
· угроза прекращения переговоров;
· затягивание времени (уход от темы переговоров, намек на необходимость проведения дополнительного анализа и уточнения рыночных условий);
· требование твердых гарантий;
· ссылка на невозможность применения санкций в случае нарушения договора.
Можно не сомневаться, что умелое использование перечисленных выше приемов обеспечит принятие решения, учитывающего интересы всех организаций-участников переговоров.
Выставки. Выставочная деятельность является частью рекламной кампании, направленной на создание имиджа организации, и во многом способствует ее продвижению на рынок. Немаловажной частью этой деятельности является возможность использования полноценного информационного обмена с другими участниками выставки и посетителями. На выставке предоставляется возможность не только себя показать, но и на других посмотреть, а также перенять полезный опыт ведущих фирм и наладить новые контакты.
Презентации, как правило, устраиваются в начальный период работы организации или при освоении нового вида деятельности. Кроме того, ряд фирм, занимающихся определенными видами деятельности (туристический и шоу-бизнес, рекламная деятельность, продажа автомобилей и др.), проводят периодические презентации, например один раз в год. На презентацию приглашаются учредители организации, основные инвесторы, имеющиеся и предполагаемые партнеры. Презентацию, как и участие в выставках, следует рассматривать в качестве составляющего элемента рекламной кампании, обеспечивающего возможность наиболее полного двустороннего информационного обмена.
В рамках действия закона информированности и упорядоченности рассмотрим информационные потоки и связи внутри организации, которые реализуются в соответствии с иерархической структурой. В связи с этим целесообразно выделять восходящие и нисходящие информационные потоки, т.е. потоки информации с нижних уровней системы на верхние и наоборот. Обмен информацией между отдельными подразделениями одного уровня иерархической структуры относится к типу горизонтальных коммуникаций. Кроме того, существует информационный обмен между неформальными группами и межличностные коммуникационные связи. Для координации информационных потоков в организации, как правило, создаются специальные информационные службы. Они есть и в крупных магазинах, и в банках, и в различных обслуживающих фирмах.
Умение правильно организовать информационный обмен и обеспечить использование высококачественной информации в значительной мере определяют эффективность работы системы управления и организации в целом. Эта задача может быть успешно решена только в результате анализа действия всех информационных потоков как внутри, так и вне организации.
Информационная упорядоченность организационной системы определяется структурой организации, которая является одним из важнейших элементов ее информационной среды. Чтобы осознать это, следует представить себе, что сама организация, работающие в ней люди, денежные и материальные ценности на определенных этапах управления из реально существующих материальных объектов превращаются в информационные массивы, для которых должны соблюдаться требования полноты и упорядоченности.
Этот момент особенно четко проявляется, когда мы принимаем управленческие решения с использованием автоматизированной системы управления или работаем с вычислительной моделью, реализованной с помощью программных средств на ПЭВМ. Здесь реальный объект отображается в виде файлов, в которых каждый объект или процесс представляют собой последовательность нулей и единиц. Поэтому не только материально-финансовая деятельность организации, но и ее структура как информационный объект должны удовлетворять требованиям информированности и упорядоченности.
Требование информированности означает, что информационное описание объекта должно быть исчерпывающим. Но этого недостаточно. В организации должен быть установлен строгий организационный порядок, т.е. должна быть разработана четкая организационная структура. Если этого не сделать, то организация будет неуправляемой. Хорошо известно, что нельзя управлять беспорядком, поэтому работа организации должна протекать в упорядоченном информационном пространстве, причем в понятие информационного пространства должно входить и описание порядка, регламентирующего действие самой организации. В структуре организации должны быть предусмотрены все подразделения, обеспечивающие достижение поставленной цели. Если указанное условие не соблюдается, то информация об организации будет неполной и требование информированности для нее будет невыполнимо.
При разработке организационной структуры мы пользуемся не только той информацией, которая в буквальном смысле слова находится у нас под руками, но и используем информацию, накопленную за долгие годы существования других организаций в обществе. Это собственные знания и опыт, а также сведения о работе организаций аналогичного типа.
Проблемы информированности возникают в организациях в процессе контроля и проверок, например, при проведении экспертной оценки их деятельности. При этом сначала выясняется цель организации, затем анализируется соответствие организационной структуры и внутреннего порядка поставленным задачам. Только после этого делаются окончательные выводы.
Важно обратить внимание на то, что существующий в организации информационный порядок является вполне самостоятельным объектом. Действительно можно, сменить руководителей или членов организации, набрать новых сотрудников и заново сформировать коллектив, а организация, благодаря накопленному заделу и опыту, будет продолжать работать, используя имеющиеся источники информации. Однако следует избегать излишнего преувеличения, роли информационного порядка. Его возможности могут быть реализованы только при наличии соответствующего материально-технического обеспечения в сочетании с высоким профессионализмом персонала организации.
Рассматривая закон информированности и упорядоченности, нельзя обойти вниманием проблемы, связанные с влиянием новых информационных технологий на развитие деловых организаций. Стремительное развитие технологий управления, основанных на использовании электронной вычислительной техники и современных средств коммуникаций, значительно расширила возможности организаций в деле решения задач обеспечения полноты и упорядоченности информации.
До конца 60-х годов XX столетия развитие экономики определялось понятиями и законами, выработанными классиками экономической теории в частности К. Марксом и Д. Кейнсом. Уже в начале 70-х годов ситуация стала меняться. Экономисты осознали, что использование в процессах управления представления об информации и информационных продуктах (программах, обеспечивающих решение задач управления) как о самостоятельных объектах дает эффекты, которых никогда не удавалось добиться ранее. Полученные результаты не укладываются в прокрустово ложе гениальных разработчиков-классиков экономических учений. В 90-е годы было установлено, что процедуры управления производством и реализацией товаров, основанные на использовании сетевых информационных технологий, ведут к серьезным изменениям всех этапов процесса движения продукции от производителя до потребителя.
В части полноты информации использование современных сетей связи, например, Интернет, обеспечило доступ как к информации внешних организаций, расположенных во всех частях света, так и к централизованным базам данных, которые представляют собой огромные по объемам хранилища упорядоченной информации.
Средства сети позволяют не только получать информацию, но и создавать собственные хранилища информации, структурированной в соответствии с целями деловой организации, и передавать другим организациям информацию о своей деятельности. Создаваемые в сети электронные представительства, которые являются виртуальным отображением организации, доступны людям во всем мире. Теперь лицу, заинтересованному в информационном обмене с какой-либо организацией, достаточно обратиться в ее электронное представительство, набрав соответствующий адрес в сети.
Распространение во всем мире средств электронной коммуникации и развитие инфраструктуры связи привели к созданию нового вида информационных технологий, основанных на работе с глобальными сетями связи. Наличие сетевых технологий способствовало повышению значимости закона информированности и упорядоченности в современных рыночных условиях.
В теории и практике управления материальными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения появились не осязаемые в классическом смысле этого слова объекты, которые нельзя увидеть и тем более пощупать. Тем не менее, их использует достаточно большое количество совершенно реальных людей. Такие объекты получили название виртуальных предприятий.
Заметим, что буквальный перевод с английского слова «виртуальный» — это несуществующий, воображаемый объект. Людей, работающих с информацией (знаниями) на виртуальных предприятиях, часто называют «знающими людьми».
В настоящее время виртуальные предприятия существуют не только в сфере производства и товародвижения, но и в области управления финансовыми потоками. Свои сайты есть у политических партий, средств массовой информации, фирм, занимающихся медицинским обслуживанием, шоу-бизнесом, организацией отдыха и т.д. Есть сайты знакомств, развлечений. Бурное развитие сетевых технологий управления в процессах реализации товаров и услуг привело к появлению новых, но уже достаточно устоявшихся к настоящему времени понятий, таких как электронная коммерция, электронная торговля и виртуальный магазин.
Электронная коммерция — это ведение бизнеса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В информационном бюллетене о программах Европейского сообщества, изданном в 1997 г., изложены материалы проекта, принятого на совещании министров стран «большой семерки». В разделе «Глобальный рынок для малых и средних предприятий (SMEs)» отмечается, что использование сетевых технологий и развитие системы электронной коммерции ведет к революционным преобразованиям методов ведения бизнеса. Предполагается, что влияние электронной коммерции не только на отдельные предприятия, но и на всю производственно-сбытовую структуру стран в целом будет всеобъемлющим.
Под коммерческой сделкой в среде электронной коммерции (в соответствии с Федеральной целевой программой развития электронной торговли в России) понимается коммерческая или деловая операция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой передается от одного лица другому. В системе электронной коммерции большинство бизнес-процессов реализуется электронным способом на основе использования информационно-коммуникационных технологий. При этом информация передается получателю напрямую, минуя стадию создания бумажных копий.
На начальном этапе электронная коммерция развивалась на основе использования сетевых технологий в процессах реализации товаров и услуг, а также информационного обеспечения решения задач управления. Последующее, достаточно быстрое увеличение количества предприятий, использующих преимущества электронной коммерции, привело к тому, что сложилась глобальная информационная среда, включающая в себя деловые организации самых различных типов: предприятия торговли, покупателей, производителей товаров, финансовые учреждения, обеспечивающие бизнес-процессы, транспортно-экспедиционные службы и многие другие.
Исследования, проведенные Европейской ассоциацией экономического сотрудничества и развития, показывают, что в ближайшем будущем 80% всего прогресса технологии будет напрямую связано с развитием электронной коммерции. По оценкам международной исследовательской компании IDC -International Data Corporation, к концу 2003 года общемировой доход от использования средств электронной коммерции составит 1,3 трлн. долларов. В конце 1999 года он, по оценкам той же компании, составил около 111 млрд. долларов, что на 20% выше, чем в 1998 году (91млрд долларов).
Приведенные показатели характеризуют стремительное развитие новой области экономической деятельности, обеспечивающей в настоящее время наиболее рациональное движение современной деловой организации к достижению поставленной цели.
Качество, надежность и быстрота выполнения процедур, связанных с информационным обеспечением решения задач управления, превышают самые смелые ожидания. Электронный сервис превращается в самостоятельную сферу обслуживания людей, охватывающую все уголки земного шара. Международная консалтинговая компания Andersen Consulting предполагает, что через четыре года управление процессами поставок на 83% и продаж на 90% будут осуществляться с использованием сетевых технологий.
Виртуальные организации, число которых день ото дня стремительно растет, выполняют ряд весьма важных функций по обеспечению экономической деятельности. В частности сокращение времени и стоимости проведения финансовых операций привело к появлению виртуальных банков. Такие банки есть и в Рунете — российском отделении Интернет, например банк «Таврический». Виртуальные банки-автоматы выполняют в реальном времени весь спектр банковских операций. Первоначально они создавались для обслуживания операций, выполняемых юридическими лицами. В последнее время многие из них, такие, как например, банк «Платина» или «Телебанк», переходят на обслуживание в системе электронной торговли платежных операций физических лиц.
Сфера действия электронной коммерции постоянно расширяется. В Рунете действуют две виртуальные юридические фирмы. Только в Москве успешно работает более 600 виртуальных интернет-магазинов. В начале 2001 года известная торговая фирма ГУМ открыла в Интернет свой торговый ряд, содержащий 30 тыс. наименований товаров.
Оценивая влияние информационных технологий на формирование информационной среды организации, целесообразно выделить три этапа внедрения сетевых технологий (рис. 4.16).
Первый этап предусматривает подключение одного из компьютеров предприятия к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы. На этом этапе предприятие получает возможность сообщать всем пользователям сети Интернет о своей деятельности, просматривать информацию, содержащуюся в сетевых базах данных, пользоваться услугами интернет-почты.
Второй этап — это создание WEB-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет. При этом появляется дополнительная возможность регистрации посетителей организации. Любая деловая организация в той или иной мере занимается реализационной деятельностью. Теперь она получает возможность вести индивидуальный (или по группам) учет покупателей, их покупок и анализировать их предложения по дальнейшему совершенствованию обслуживания. Для этого при первом посещении интернет-сайта организации покупателю предлагается зарегистрироваться и ответить на вопросы анкеты. В дальнейшем это позволит вести индивидуальную работу с покупателями.
Анализ информации, хранящейся в базе данных о покупательском спросе и предпочтениях отдельных покупателей, позволит без дополнительных затрат проводить необходимые маркетинговые исследования. Реализация этого этапа дает наибольший эффект только в случае объединения всех ПЭВМ организации в локальную сеть. Это объединение осуществляется не по территориальному признаку, а по принципу принадлежности определенного подразделения к данной организации или к корпоративной структуре.
Третий этап — создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей. Этот этап соответствует максимально полному использованию возможностей электронной коммерции.
На первый взгляд, Интернет для деловой организации, представляется лишь удобным средством организации эффективного информационного обмена, который может успешно использоваться в маркетинговых исследованиях, рекламе, обеспечении торговых операций, финансовых трансакций и т.п. Но это далеко не единственное направление влияния новой информационной среды на бизнес-процессы. Подключившись к сети Интернет, организация получает доступ в реальном масштабе времени к информационным ресурсам предприятий, учреждений и отдельных лиц, расположенных в любой точке земного шара.
Информация о деятельности организации становится доступной любому юридическому и физическому лицу, являющемуся абонентом сети. Использование всемирной сети неизбежно ведет к глобализации рынка, вызывая изменения в самой идеологии ведения бизнеса, а, следовательно, и изменения, как в принципах работы организации, так и в структуре ее системы управления.
Упрощенно электронную коммерцию можно представить как «ведение бизнеса с применением электронных средств». Однако это понятие имеет более глубокий смысл и включает в себя широкий спектр технологий, сервиса, приложений и процессов ведения бизнеса для обеспечения взаимодействий организация в различных областях.
Инфраструктура бизнес - бизнес (Business to Business) необходима для обеспечения перехода деловых организаций к электронному управлению коммерческой деятельностью, налаживанию связей с поставщиками, дилерами и прочими бизнес-партнерами. Развитие деятельности в этой области включает сервис и поставку продукции для различных секторов рынка, создание баз данных по техническим и стоимостным характеристикам предлагаемой продукции, разработку и реализацию системы выполнения заказов на поставку по схеме «точно вовремя» (just in time), разработку программ для систем дистанционного обучения методам реализации товара.
Инфраструктура бизнес - клиент (Business to People) служит для перехода деловых организаций к электронному управлению информационным: обменом е покупателями и клиентами: реклама, организация продажу работа с клиентами. В частности, эта система должна обеспечить возможность приобретения каждым желающим товаров народного потребления, управления банковским счетом из» дома, получения всей необходимой информации о работе организации и предлагаемой ей продукции.
Развитие данной области информационного обмена осуществляется в направлении создания виртуальных Интернет — магазинов, работающих в онлайновом режиме (круглосуточно подключенных к сети). Необходимо также разработать новые и усовершенствовать существующие системы управления банковским счетом по сети, системы заказов широкого спектра применения (рестораны, гостиницы) и информационные системы для туристов.
Интенсивность освоения различных областей рынка электронной коммерции может быть проиллюстрирована данными результатов маркетинговых исследований, проведенных компанией ЮС (табл.).