Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Античный мир

После того, как наладился приходно-расходный учет, человечество стало решать следующую весьма сложную проблему учета расчетов между отдельными субъектами. Трудность заключалась в том, что требовалось установить степень эквивалентности отдельных вещей и предметов. С появлением денег она была преодолена.

Древняя Греция

Учет велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом, иногда применялся папирус. Для черновых записей использовались глиняные черепки.
Греция стала родиной первого счетного прибора - абака, здесь же появляются деньги в виде монеты. Это явление было существенным скачком в развитии учета:
1) сначала деньги выступали как самостоятельный объект учета;
2) далее - как средство в расчетах (все контокоррентные счета (счета расчетов) велись в деньгах);
3) и, наконец, в функции меры стоимости они стали измерять весь инвентарь.
Учет материальной ответственности. Греки создали такие условия, что государству были выгодны недостачи у материально-ответственных лиц: украл человек драхму, а государство 10 драхм получит. На должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или представить влиятельных поручителей. Малейшая недостача покрывалась из залога или имущества материально-ответственного лица или его поручителей, причем если недостача квалифицировалась как растрата, то изъятие проводилось в 10-кратном размере.
Понятие внезапной инвентаризации было чуждо грекам. Более того, инициатива инвентаризации должна была исходить от материально-ответственного лица.
Текущий учет осуществлялся в виде хронологической записи. Для целей же отчетности по хронологическому регистру делалась рекапитуляция (систематическая разноска всех хронологических записей), которая привела к появлению нового приема - счета. Другим источником возникновения счета была инвентаризационная опись. Так из 2-х источников: материального учета - инвентаризации и учета расчетов - контокоррента - возник бухгалтерский счет. В нем соединились два начала бухгалтерии.
В государственном хозяйстве регистрировались не только факты поступления и выдачи наличных денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы.
Хранение денег было своеобразным. Так, на каждый вид доходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. Интересным было то, что ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация - у другого чиновника, причем запрещалось этими ключами обмениваться.
Представлял интерес учет налогов. Налоги взимались хаотично, не регламентировано. Например, сбор подушных податей различного рода повинностей.
Документы о платежах распределялись и хранились по срокам. Чиновники (аподекты), получая деньги, вычеркивали плательщиков и возвращали списки, которые практически теперь содержали сведения о просроченных платежах и неплательщиках. Так в Греции зарождается прием линейной записи.
Отчеты представлялись строго периодически, они контролировались, причем вначале требовалось, чтобы государственные чиновники составляли по первичным документам параллельный отчет и сопоставляли его с предоставленным.
В Афинах отчетность носила публичный характер. Отчеты храмов, государственных учреждений записывались на мраморные или бронзовые доски и выставлялись в народном собрании, на оградах храмов, вдоль дорог.
Примерно в VI в. до н.э. появились банки. Первоначально они хранили только металлические деньги и выдавали ссуды. Движение денег в них оформлялось первичными документами. Они в хронологическом порядке записывались в журнал (эфемерис). В запись включали дату, получателя денег, причину платежа, имя лица, которому банк по распоряжению получателя фактически выдал деньги, сумма платежа. Вели 2 журнала: 1 - для приходных, 2 - для расходных операций.
Существенно, что величайшие философы Греции уделяли должное внимание учету. Так, например, Аристотель в «Политике» четко разграничил учетные функции от контрольных, причем понимал ревизию как часть контроля. Это был новый подход: ревизор равноправен с главным бухгалтером и независим от него.

Рим

Записи в учет выполнялись на лыке, на деревянных, покрытых воском дощечках, медных досках, коже, холсте, пергаменте и папирусе, но чаще всего применялись навощенные дощечки, а потом папирус и пергамент.
В Риме не просто велись учетные книги, а существовала развитая взаимосвязанная их система.
Бухгалтеры использовали три основных регистра. Первая книга предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни. Эту книгу в дальнейшем назвали памятной или Мемориалом.
Далее необходимо выделить две книги (кодекса), которые предназначались для систематической записи:
1) в ней приводились только счета денежных средств и расчетов в стоимостном измерителе;
2) все материально-вещественные счета (зерна, вина и т.д.) в натуральном измерителе.
По счетам 2-х кодексов выводилось сальдо. В кодексе не должно было быть исправлений ранее сделанных записей.
Римские папирусы датируемые 191 - 192 гг. имели двустороннюю запись, причем каждый факт хозяйственной жизни четко регистрировался по схеме: «от - к (кому)». Эти проводки отражали только кассовые платежи и расчеты с дебиторами и кредиторами.
Со временем кодекс материально-вещественных счетов стали вести в денежном измерителе, он превратился в Главную книгу.
Отчетность в Риме была публично-правовой. Эта черта общая и для Греции и для Рима.
В Риме был создан сложный аппарат ревизоров и контролеров, но обманы и утайки были достаточно частыми.
Таким образом, древние и современные системы учета обладают рядом общих черт: - понятие подотчетного управления, регистрация оборотов, как в натуральном, так и в стоимостном выражении и необходимость отдельной независимой проверки записей. Следует также отметить, что в древних системах не существовало исчисления прибыли или возможности оценки альтернативных решений и планов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.