Наиболее общие типы информационных потребностей были выявлены давно и, несмотря на интенсивные исследования последних десятилетий в этой области, их формулировка остается почти неизменной. Творческие работники обращаются к источникам информации главным образом в трех случаях:
а) при текущем ознакомлении с новыми сведениями, как по их узкой специальности, так и в смежных областях,
б) при повседневной работе, когда необходимо получить конкретные фактические сведения о числах, количествах, методах, средствах, концепциях, гипотезах и т. п.,
в) в начале работы над новой проблемой или темой и при ее завершении и литературном оформлении, когда необходимо путем ретроспективного поиска с возможной полнотой выявить и учесть все опубликованные и неопубликованные источники по данной теме.
Такое постоянство свидетельствует о стабильности мотивов обращения специалистов к источникам информации, что не исключает изменчивости самих информационных потребностей. Исследования информационных потребностей различных категорий потребителей закономерно сопровождают разработку любой крупной информационной системы.
В прошедшее десятилетие существенно продвинулось социологическое понимание информационных потребностей, тесно связанное с трактовкой существа и перспектив развития информационной деятельности. По этому поводу отечественными и зарубежными исследователями высказано несколько заслуживающих внимание точек зрения. Одна из них связана с традиционным пониманием неопределимости информационных потребностей ученого, исследующего фундаментальные проблемы науки. Известно, что полное и адекватное формулирование ученым своей потребности в информации равносильно решению им соответствующей проблемы. Он ищет необходимую информацию не только по теме, проблеме, узкому ее аспекту, но и по ассоциации, по аналогии, по методу исследования и по многим другим трудно формулируемым аспектам.
Новая информационная технология, позволяющая пользователю вести активный диалог с информационной системой, не только расширяет его возможности при поиске информации, но и освобождает его от посредничества информационных работников в процессе этого поиска. Во всяком случае, это посредничество все больше ограничивается технологическими аспектами и становится все менее содержательным. Как вы уже знаете, некоторые специалисты за рубежом, доводя этот ход рассуждений до крайности, приходят к парадоксальному выводу, что успехи информатики могут привести к отмиранию самой информационной профессии. Существует и противоположная точка зрения, по которой создание диалоговых информационных систем упрочивает положение информаторов, давая им в руки мощное средство управления информационной средой.
Дело в том, что первоначальная концепция научно-информационной деятельности, исходившая из понимания информации только как некоего продукта, одного из ресурсов науки, давно признана ограниченной. Более плодотворной оказалась концепция информационной среды философа Ю. А. Шрейдера, связанная с изучением социального контекста научной коммуникации: "Ученый активно взаимодействует со своей информационной средой так же, как и с любой другой средой – природной, социальной и т. п. Он, в частности, динамично перестраивает свое поведение в этой среде – варьирует представления о собственных информационных потребностях, обращаясь то к одним, то к другим ее элементам в разной последовательности и сочетаниях, получая информацию в самых разнообразных ракурсах, проверяя незапрограммированные связи между фактами и, главное, самостоятельно управляя характеристиками получаемой информации, полнотой, темпом поступления, степенью детализации, тематикой и т. п."[15].
Концепция информационной среды ориентирует информационную деятельность на то, чтобы сделать эту среду более благоприятной, дружественной, комфортной для ученого. Эта концепция связана с тенденцией науки к гуманитаризации, с повышением интереса ученых к мотивации творчества, анализу ценностных и познавательных установок. В конечном счете, этот интерес к личности ученого, создающего информацию, ведет к усилению роли социологии науки, психологии научного творчества, к выявлению места науки в общей культуре. Личностный интерес к субъективной компоненте вовсе не противостоит традиционной тенденции науки к объективизации и математизации, а дополняет ее. С точки зрения информационных потребностей, это означает, что прежние вопросы, "что" и "как" сделано в науке, дополняются вопросами, "кем" и "почему" это сделано.
Своеобразное представление о развитии информационных потребностей разработчиков новой техники выдвинул Э. С. Бернштейн, многие годы работавший в области информационного обеспечения машиностроения. Он поделил всех потребителей информации на "наблюдателей" и "аналитиков". Первые, по его мнению, делают изобретения в рамках готового набора "ситуаций", т. е. по сложившимся канонам, по традиции. Вторые открывают новые традиции, создавая свои каноны, критически оценивая существующие концепции решения стоящей перед ними задачи. Именно они являются двигателями технического прогресса и нуждаются в нетривиальном информационном обслуживании, которое состоит в выяснении "пробелов" в существующем знании. Истинная информационная потребность этого типа специалистов состоит не только в том, чтобы получить информацию об уже имеющихся достижениях, но в том, чтобы выяснить, где существуют пробелы в знаниях, что пока еще неизвестно.
О несовершенстве социологических методов исследования, таких как анкетирование и интервьюирование, давно известно, хотя они успешно применяются во многих сферах и постепенно совершенствуются. При изучении информационных потребностей эти общие методы дополняются анализом обратной связи в системах информационного обслуживания. Однако исследовать подлинные потребности специалистов в информации очень трудно, так как они осознают их на уровне имеющихся возможностей. Более того, новые виды информационного обслуживания с трудом пробивают себе дорогу, наталкиваясь на устойчивые привычки и навыки потребителей в получении информации, По этой же причине и новая информационная технология внедряется значительно медленнее, чем это позволяют имеющиеся технические средства.
В самом деле, потребности специалистов в научной, технической, экономической, политической, конъюнктурной и другой информации значительно превышают те, которые они осознают как разумные для предъявления информационной службе. Да и обслуживаемые ныне контингенты намного меньше действительно нуждающихся в информации на общественно необходимом уровне. Именно это противоречие между реальными информационными потребностями и возможностью их удовлетворения в рамках информационной деятельности является определяющим фактором ее развития.