1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству.
2. Марксистская теория пролетарского государства.
3. Советская форма правления.
4. Современная российская государственность.
1. Советское государство возникло в результате Октябрьской революции. Ей предшествовала Февральская революция 1917 года, свергнувшая династию Романовых. По свидетельству исследователей, Февральская революция была стихийным взрывом недовольства масс, доведенных до отчаяния лишениями войны и явной несправедливостью в распределении жизненных тягот. Она была восторженно встречена широкими слоями буржуазии и чиновничества, которые потеряли веру в систему самодержавного управления и особенно веру в царя и его окружение, в их способности вывести страну из кризисного состояния.
Среди большевиков первоначально не было единства по отношению к Временному правительству. Как известно, часть большевиков находилась в эмиграции, а часть в ссылке. Сначала большевики отнеслись лояльно к Временному правительству. Обстановка изменилась с приездом в Петроград В.И. Ленина, который, выступая 3 апреля 1917 г., на Финляндском вокзале, впервые говорил не о буржуазной, а о социалистической революции. Здесь же Ленин огласил знаменитые Апрельские тезисы, где утверждалась необходимость перехода от первого этапа революции, давшего власть в руки буржуазии из-за неорганизованности и недостаточной сознательности пролетариата, ко второму ее этапу, который должен дать власть пролетариату и беднейшему крестьянству. В.И. Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Советам!», поскольку в это время в стране установилось двоевластие: наряду с Временным правительством действовал и Петроградский совет рабочих депутатов, возникший стихийно в ходе революции и созданный группой рабочих без руководства со стороны партии большевиков. В дальнейшем В.И. Ленин стал обосновывать необходимость захвата власти вооруженным путем. Рано утром 25 октября 1917 г. большевики заняли ключевые позиции в Петрограде, а члены Временного правительства были арестованы или бежали.
Оценивая результаты Октябрьской революции, следует отметить, что, хотя она победила под лозунгом «Вся власть Советам!», победили не Советы, а В.И. Ленин и большевики, причем их авторитет воспринимался неразрывно, и это заложило основу единовластия в партии.
Важным мероприятием новой власти стали подготовка и принятие Конституции РСФСР, которая не создавала новых форм правления или устройства советского государства, а фиксировала сложившиеся в ходе революционной перестройки. Конституция РСФСР 1918 г. завершила оформление юридическим путем Советского государства.
2. Создание Советского государства базировалось на марксистском представлении о пролетарском государстве. К. Маркс и Ф. Энгельс, как известно, неприязненно относились к институту государства вообще, рассматривая его как орудие подавления и насилия, и предсказывали отмирание в будущем. В то же время марксистская теория признавала необходимость мощной государственной машины, чтобы прийти от победы революции к установлению диктатуры пролетариата. Накануне Октябрьской революции В.И. Ленин посвятил одну из своих работ, «Государство и революция», анализу марксистского учения о государстве. Вслед за К. Марксом В.И. Ленин провозгласил двойственное отношение к государству: с одной стороны, враждебное к нему отношение, а с другой — рассматривал государство как временную необходимость, нужда в котором не исчезает, пока не уничтожены остатки буржуазной государственной машины, но предназначенную отмереть, когда будет достигнута конечная цель — утверждение коммунизма. Таким образом, наметилось противоречие между идеей государства, находящегося на пути к собственному отмиранию, и идеей государства диктатуры пролетариата, достаточно сильного, чтобы сломить сопротивление буржуазии. Другое противоречие состояло в том, что государственная структура строилась вокруг Советов, которые приобрели определенную организованность и конституционное оформление, став органами государственной власти. Лозунг «Вся власть Советам!» пришел в противоречие с необходимостью централизации власти на общегосударственном уровне. Попытки Конституции РСФСР разграничить полномочия центральных и местных органов власти не были успешными, так как Всероссийский съезд Советов и В ЦИК могли принять к своему ведению все вопросы, которые они признают «подлежащими их разрешению».
В Советском государстве, придерживались понимания закона, которое господствовало в марксистском учении. Если большинство конституций западных государств основывались на принципе ограничения власти государства посредством права с целью не допустить злоупотребления государственной властью, то марксистская концепция исходила из того, что государство диктатуры пролетариата есть самодержавие народа. Следовательно, народ не надо защищать от своего же государства. Марксизм отвергал предоставление гарантированности свободы индивида невмешательством государства в частную жизнь. По мнению марксистов, свободу трудящихся надо защищать не от государства, а с помощью государства. Советское государство характеризовалось четко выраженной классовой природой. Это нашло отражение в установлении конституционным путем неравного избирательного права для жителей городов и сельских местностей, в лишении избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, монахов, служителей религиозных культов, преступников и др. Данное дискриминационное право действовало до 1936 г., когда была принята новая Конституция СССР.
Вслед за К. Марксом В.И. Ленин рассматривал отделение исполнительной власти от законодательной как особенность парламентаризма, к которому марксизм относился отрицательно. Слияние же различных ветвей власти В.И. Ленин оценивал как достоинство советской системы власти. Что касается судебной ветви, то в Конституции РСФСР 1918 г. о ней даже не упоминалось, непосредственный контроль за судебной практикой осуществлял Народный комиссариат юстиции. Высшие органы власти — Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком различались местом в иерархии, а не функциями.
Особенностью Советского государства было соединение партийной и государственной властей. В литературе отмечается, что период от Октябрьской революции и до смерти В.И. Ленина знаменовался следующими процессами в партии:
а) растущей властью в руках небольшого круга партийных деятелей;
б) превращением партии из революционной организации в руководящее ядро правительственной и административной власти;
в) созданием монопольного положения для партии большевиков путем устранения других партий.
3. Советское государство в его развитом состоянии основывалось на следующих началах:
1) его экономической основой служила государственная собственность, которая занимала главенствующее, доминирующее положение среди других форм собственности. Частная собственность как институт отрицалась, допускалась личная собственность, но лишь на предметы потребления, а не на средства производства. Государство строго регламентировало правовое положение форм собственности, устанавливая повышенную юридическую ответственность за посягательства на государственную собственность. Допускалась также кооперативная собственность, производная от государственной, поскольку главное средство производства — земля передавалась, например, колхозам лишь в вечное пользование, но они не могли ею распоряжаться, она была изъята из гражданского оборота;
2) отрицание принципа разделения властей. Провозглашалась неделимость государственной власти;
3) избрание формы республики Советов как наилучшей формы организации государства диктатуры пролетариата. Обоснование идеи полновластия и единовластия Советов снизу доверху;
4) максимальная централизация государственной власти, в результате чего утрачивалась инициатива мест и, напротив, усиливалось стремление решать все вопросы жизни общества из центра, сверху, давать директивы местным органам, строго регламентировать действия нижестоящих органов;
5) бесконтрольность органов власти, так как контрольные механизмы встроены в структуру этой власти, например органы народного контроля, которые создавались самими Советами;
6) срастание государственного и партийного аппарата.
7) полновластие одного органа и господство однопартийной системы неизбежно перерастает во всевластие одного человека, который становится не только лидером, но и диктатором, или возможна диктаторская власть небольшой группы людей, использующих власть в своих интересах.
Отказ от советской формы правления стал возможным в условиях проведения в нашей стране политической реформы, в ходе которой было отменено исключительное положение КПСС, закреплен политический плюрализм, реорганизованы институты власти и управления на основе теории разделения властей, введен институт президентства, образованы органы конституционного контроля и конституционного правосудия, установлен плюрализм форм собственности и т. д.
4. Российская государственность имеет свои особенности, свое своеобразие. Ее изучение составляет одну из центральных частей курса теории государства и права. А. Б. Венгеров отмечал: «Курс теории государства и права был бы неполным, если бы в нем не рассматривались некоторые наиболее важные теоретические вопросы российской государственности». Это ключевое направление отечественной юридической науки, позволяющее проверить применимость основополагающих теоретических конструкций, категорий к российскому обществу и государству, проследить изменение российской государственности под воздействием тех или иных условий и факторов.
а) Понятие государственности
Понятие «государственность» — сравнительно новая категория для отечественной юридической науки. Одну из первых попыток сформулировать понятие «государственность» применительно к России предпринял А.Б. Венгеров. Государственность трактовалась им не только как совокупность политических, экономических, социальных и культурологических процессов, присущих данному государству, но и как исторический процесс, охватывающий значительный промежуток времени, в течение которого осуществляется жизнедеятельность общества.
Совершенно очевидно, что понятие «государственность» шире и глубже, чем понятие «государство», но, безусловно, включает в качестве своего компонента государство, хотя и не сводится только к нему.
Государственность — сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.
В состав понятия «государственность» включаются следующие элементы:
1) центральное звено — государство, которое определяет характер всех политических отношений в обществе;
2) экономический строй общества, где ведущее место принадлежит отношениям собственности;
3) социальная организация общества, в том числе национальные, религиозные, иные межличностные отношения;
4) духовно-нравственная (культурная) организация общества;
5) правовая система;
6) информационная система, поскольку информация составляет основной производственный ресурс общества;
7) человек как субъект общественного развития, носитель важнейших видов общественных отношений и главная цель функционирования государственности.
Названные компоненты составляют своего рода подсистемы, взаимодействующие друг с другом и дающие возможность обществу функционировать как единое целое.
б) Факторы воздействия на государственность
На развитие государственности влияют различные факторы. Существует много точек зрения по данному поводу. Так, А.Б. Венгеров к таким факторам относил так называемые вечные вопросы, которые неизменно возникали на протяжении многовековой истории России. Это:
а) крестьянский вопрос, т.е. о том, как лучше соединить крестьянина с землей и закрепить наиболее выгодный для крестьянина и общества способ хозяйствования;
б) национальный вопрос, который всегда имел важное значение для развития российской государственности, поскольку население России было многонациональным;
в) геополитический вопрос, т.е. реализация территориальных интересов России и влияние географического положения страны на государственную организацию общества. Геополитическое положение России влияет на этнокультурные слои населения, их быт, традиции, сознание и т. д. А это, в свою очередь, непосредственно воздействует на организацию государственной жизни страны.
г) модернизация, т.е. осовременивание жизни общества, изменение ее качества. По мнению А.Б. Венгерова, этот процесс шел уже со времен Петра I, пытавшегося устроить жизнь России по западному образцу. В настоящее время модернизация понимается как подтягивание российского общества в отдельных сферах до уровня мировых стандартов, в том числе и защита прав человека.
Ученые, исследующие проблемы российской государственности, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западными государствами, подчеркивают ее особый государственно-правовой дух. Например, в философской и социологической литературе называют четыре главные особенности, присущие российской государственности :
1) православие как форма коллективного сознания;
2) самодержавие, т.е. сильное государство и централизация государственной власти;
3) общинность. В России дольше, чем в других странах, сохранялась община как удобная форма жизнедеятельности крестьян. И эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составляло основную массу населения страны, накладывала отпечаток на государственную организацию;
4) колонизация, т.е. перенос традиционных форм организации на новые территории.
Все ученые, подчеркивая российскую специфику, называют особый менталитет народов России, проявляемый в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовности и психологических особенностях восприятия мира.
в) Специфика современной российской государственности
Главный признак современной государственности России — ее переходный характер, переходный к новому общественному строю. Современное западное общество, по образцу которого предполагается преобразовать наше общество, принято называть постиндустриальным. Его отличительными особенностями являются:
1) баланс интересов различных групп, слоев, отдельных индивидов;
2) равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений;
3) сочетание свободы и справедливости — извечных идеалов человечества;
4) формирование правового государства.
Сочетание элементов нового и старого накладывает отпечаток на организацию государственной власти, на государственно-правовой режим, взаимоотношения центра и мест. Характеризуя форму правления в современной России, можно предположить, что на весь переходный период сохранится смешанная форма правления с сочетанием элементов президентской и парламентарной республик, со значительным перевесом в сторону президентской. Переходное состояние всегда неустойчиво, поэтому возможны отклонения в сторону как одной, так и другой республики. В России не в полной мере развиты навыки демократического управления, в том числе самоорганизации и самоуправления. Государственное устройство современной России также характеризуется переходным состоянием. Нынешнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компромисса стал договорный процесс — заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции Российской Федерации в жизни общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенство правового статуса субъектов Федерации, что ведет к конфликтам внутри нее. Состояние переходности и противоречивости присуще и государственно-правовому режиму, сложившемуся в нынешней России. Наблюдается переплетение различных регуляторов общественных отношений: от непререкаемых государственных предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от элементов жесткого государственного контроля до установления гласности, плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и др.
Для современной России такая идея является средством соединения интересов государства с интересами различных слоев населения и каждого человека. В последнее время большое внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям, поскольку через них раскрывается состояние современной российской государственности. Важно отметить, что российское общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения общества. И хотя в Конституции Российской Федерации закреплен режим светского государства, фактической изоляции государства от конфессий не произошло, напротив, они сотрудничают во многих сферах жизни.
Переходное состояние российской государственности характеризуется пересмотром ряда позиций во взаимоотношениях личности и государства. Происходит постепенный отказ от приоритета интересов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естественных прав человека, их уважения, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц. Однако можно наблюдать и другую крайность, когда провозглашается ничем не ограниченный приоритет интересов личности по сравнению с интересами общества. Это снижает значение обязанностей отдельного человека перед другими людьми и обществом в целом. Поэтому существуют пределы реализации прав и свобод личности, они определяются общими ориентирами, конституционным и иным законодательством, прямыми запретами конкретных действий и поступков, системой обязанностей, а также ценностями, принятыми в обществе.
Политика Российского государства в области прав человека должна опираться на четкие принципы и ориентиры, к числу которых относятся:
а) свобода выбора образа жизни;
б) сочетание автономии личности и самоуправленческих коллективистских начал во взаимоотношениях с обществом и государством;
в) социальная справедливость;
г) социальная ответственность;
д) отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям;
е) отказ от насилия при урегулировании социальных конфликтов.
Итак, анализ современной российской государственности позволяет отметить, что ее развитие идет в общем русле закономерностей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России особенным законам. Это объясняется исторической, национальной, духовно-культурной самобытностью, а также геополитическим положением страны.