Конспект лекций по предмету "Психология"


Тема 12: Психология мотивации

Вы знаете, всего лишь несколько слов обязан сказать о дальнейшем. Материал, который хочу излагать, иногда совпадает с вашим семинарским материалом, и мне хотелось [его] переструктурировать – прямо сегодня прочесть про защитные механизмы личности,... чтобы начать с н[их] вариант[ы] развития мотивации...
Но по разным причинам... – сразу перечислю, не для записи, как пойдет... – мы, все-таки, пойдем традиц[ионно].
1. Первый вопрос – базовая мотивация.
2. Ситуативная мотивация.
3. Личность. Защитные механизмы личности...

20.IV.98/28
Лекция №9
Сегодня мы начинаем довольно большой вопрос и важный, посвященный психологии мотивации.
Тема 12. Психология мотивации.

Вы знаете, на всякий случай, пока кто-то еще подходит, я напомню вам как мы движемся. Чтобы двигаться правильно, надо время от времени рефлексировать свой путь.
Этот путь начат в теме 7. [Мы] говорили ...

К свойствам индивидуальности можно относиться как к наличным фактам и артефактам
ИО – индивидуальные особенности. Проблемы внутренней регуляции – эмоции и воля.
Теперь... «исследование артефактов», написано здесь.
Но мне кажется стоит пояснить эту старую схему еще раз чтобы [затем] пойти в новую тему.
Когда мы говорим артефакт, мы имеем в виду несколько важных положений. Мы имеем в виду (по самому слову), что изучаемая нами реальность есть реальность создаваемая. Артефакт – искусственно созданное свойство.

Тема называется «психология мотивации». Сразу поясним. А мотив разве создается искусственно? Это одна из серьезных проблем,... задает саму интригу в данной теме.
Потребность, влечение, интеллект даны субъекту изначально.
Например, с потребностями субъект даже рождается.

Почему же говорим «артефакт»?
Ответ пока короткий, но в дальнейшем будем возвращаться к нему не один раз.
Мы теперь рассматриваем свойство субъекта вместе в причинами, которые порождают эти свойства. И это означает, что мы переходим сейчас от т.н. поверхностных проявлений личности к уровням духовным, которые не всегда поддаются исследованию; уровни, которые требуют особой, если угодно, операционализации, не всегда эмпирической.

И тогда мы называем раздел.
Тогда он был назван – потребностно-мотивационная сфера личности, которая определяет ее строение.
Мы обращаемся к области, так сказать, глубинной – побуждений деятельности. [В] эти[х] глубинны[х] побуждения[х] деятельности вообще говоря как бы центрируются основные понятия мотива. Нередко слово мотив заменяется словом мотивация. Мы должны будем специально посмотреть как различаются эти понятия.

И сразу скажем, что в этих клетках у нас тоже будут две темы. Двенадцатая будет посвящена мотивации, а тринадцатая – строению личности.
Таковы основные вехи нашего движения.
Если уж пометить дальше, то четырнадцатая тема – развитие личности – в каком-то смысле будет являться итогом наших разговоров о ней...

И еще одно важное замечание для вступления в двенадцатую тему.
Важное различение. Есть психология мотивации как самостоятельный раздел и психология личности как раздел более широкий. Когда говорится «психология мотивации» стоит отметить: за единицу изучения мы берем некоторый отдельный мотив, потребность или влечение и т.д. Если же мы, оставаясь в рамках изучения мотивации, добавляем к ней слово личность, то, может быть, те, кто немножко читал довольно трудную для чтения книгу Хекхаузена о мотивации деятельности заметили: как только мы говорим о личности – меняется единица изучения.
Основой существования, установления и развития личности является соподчинение мотивов. За единицу изучения здесь мы берем уже не отдельный какой-то мотив, а, так сказать, пару.
Иногда у Хекхаузена под[обные] вещи, под[обная] реальность именуется мотивационной диспозицией. На языке Хекхаузена это, как правило, означает: мы берем пару мотивов – бинарный фактор. Скажем, мотивация достижения и мотивация избегания неудачи, они друг другу противостоят.

Мы можем сказать и по-другому, приведя примеры. Есть, скажем, мотив, который выявляется только во внешних условиях. Как выражается Хекхаузен, в условиях отношения «индивид – сре­да». Пока не будете изучать, как бы хочет сказать Хекхаузен, деятельность субъекта, не определите мотивы этой деятельности.
Итог: когда изучаем мотивацию, перечисляем отдельные мотивы; когда переходим к изучению личности – расширяем поле изучения – говорим о самих источниках побуждения вместе с их условиями.
Вместе скажем так: [...] но каждый раз, говоря о психологии личности замечаем: единица ее изучения – соподчинение мотивов или, в крайнем случае, – мотивационный конфликт.

Теперь мне хотелось бы перечислить те вопросы, которые в тему войдут.
1. Первый вопрос – об определениях и видах мотивов.
2. Второй вопрос, к которому мы обратимся сегодня – проблема базовой и ситуативной мотивации.
Ее более простое, почти бытовая формулировка ее, это – источник мотивации либо внутри субъекта, либо уже при выполнении определенной деятельности. Это очень старинная проблема, здесь есть яркие имена, большинство мы знаем, но есть и много нового материала, который мы не проходили до сих пор.
3. Третий вопрос – мотивация и личность. Значение вопроса в том, чтобы постепенно перенести нас из области изучения собственной мотивации в область изучения личности... Защитные механизмы личности.
Таково строение темы, а теперь я открываю первый вопрос.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.