В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым разным признакам. Одна из них делит людей на расы. Антропологи ввели понятие «раса», чтобы легче было описывать внешние физические черты и на их основе (главную роль играл при этом цвет кожи) делить людей на группы. К понятию «раса» во все времена относились неоднозначно, так как в случае его абсолютизации в условиях переплетения культур и смешения народов может развиться расизм, представляющий собой любые проявления дискриминации, ксенофобии и ненависти к представителям другой расы. Последствия расизма трудно преодолимы. Они разрушают нежную ткань доверия между людьми, угрожают их мирному сосуществованию, дают преимущества в социальном и личном благополучии одним культурным группам и индивидам и лишают этих благ другие.
Согласно иной классификации люди делятся по принадлежности к различным этносам, под которыми обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
В основе существования этносов лежит осознание ими своей целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они». Деформация этого явления получила название этноцентризма, т.е. склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической общности.
Существуют две исторические формы этнической общности людей — племя и нация, соответствующие двум формам экономических отношений. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. Племя представляло объединение родов, которое становилось все более прочным на развитом этапе первобытной форма-
ции. Чем больше разных родов входило в племя, тем более оно становилось жизнеспособным и предотвращалось его вымирание.
С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно превращается в этнос в виде нации. Племя характеризуется однородностью стратификации, т.е. отсутствием социального неравенства.
Нация качественно отличается от племени, во-первых, тем, что она объединяет людей разного социального происхождения. Во-вторых, возникновением государства, четких границ расселения его подданных и сдерживанием кочевого образа жизни, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев основной этнической общности и внедрением государственного языка. В-третьих, формированием и развитием определенного этнического самосознания, национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.
Нация — это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.
Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.
Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.
Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности.
Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.
Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.
Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.
Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.
Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.
Национальная психика — составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента — общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания — идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.