Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Организационная культура

Культура в общечеловеческом смысле — исторически оп­ределенный уровень развития общества и человека, выражен­ный в формах организации жизни, а также в создаваемых ма­териальных и духовных ценностях.
Социальная организация, по данному ранее определению, — это объединение людей, созданное для выполнения опреде­ленных функций. Основу организации составляет ее коллек­тив. Так как организация представляет собой целевую управляемую систему, то между членами коллектива должны существовать упорядоченные отношения, которые регламен­тируются вполне определенной системой норм и правил.
Известно, что организация с хаотическими взаимоотноше­ниями между людьми неуправляема, следовательно, неспо­собна к эффективной деятельности и обречена на скорую ги­бель. Особенно важно выполнение этого требования для вновь создаваемых организаций, поскольку отсутствие четкой орга­низации на начальном этапе значительно увеличивает время вхождения коллектива в нормальный рабочий режим.
Организационная культура — это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.
Организационная культура неразрывно связана с организа­ционным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение, индивидуальное поведе­ние (поведение личности). Основная цель организационного поведения заключается в том, чтобы помочь людям более продуктивно выполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации этой цели должны быть сформированы ценностные установки каждой личности в отдельности и всей организации в целом.
Организационная культура является элементом информа­ционной среды деловой организации. Так как сама организа­ция является частью общественной системы, ее деловая куль­тура является составной частью общественной культуры.
Воздействие общества на деятельность организации мно­гообразно. Культурная среда организации зависит от степени развитости общества, существующих местных и националь­ных традиций, правовых и социально-нравственных факторов общественной жизни. Указанные факторы в разной степени (прямым или опосредованным путем) влияют на формирова­ние организационной культуры внутри организации.
Если отношения между членами коллектива превращаются в дружеские, то гораздо легче достичь взаимопонимания по многим вопросам. Поэтому в фирмах проводятся специальные мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Руко­водство прогрессивных фирм успешно использует нефор­мальные, дружеские отношения, возникающие между членами коллектива для решения самых разнообразных задач.
Значительное влияние на деятельность организации оказал скачок в развитии информационных технологий и средств коммуникации. До самого последнего времени поведение членов коммерческой организации в целом соответствовало японской корпоративной морали, в соответствии с которой неприлично уйти с работы раньше времени, а для демонстра­ции своего усердия неплохо задержаться на час, два после окончания официального рабочего дня. После внедрения сете­вых технологий эта ситуация в целом ряде организаций изме­нилась.

В современных условиях появилась новая система взаимо­отношений между членами коллектива, для нее был введен специальный термин Telecommuting. Он означает перемещение в пространстве результатов труда члена организации к месту их использования. Многочисленная армия работников среднего звена, в том числе финансисты, бухгалтеры, редак­торы, секретари и т.п., перестали ходить на работу. Они име­ют возможность, работая дома, обмениваться с коллегами файлами. Появление «передового» стиля работы способство­вало созданию нового типа организационной культуры. Энту­зиасты компьютерных сетей пророчат скорый конец «отсид­кам» в офисах на казенных стульях.
Как и при любом глобальном преобразовании, здесь име­ются серьезные проблемы, связанные с управлением людьми, так как отсутствие личных контактов значительно усложняет взаимодействие руководителей с подчиненными и исключает использование так называемого человеческого фактора. Им пренебрегать нельзя, так как роль человеческого фактора в решении задач эффективного управления чрезвычайно велика. Последние исследования показали, что переход к надомной работе приводит к снижению производительности труда на 10-15%. Во многом это связано с трудностью реализации за­кона синергии, который проявляется только при коллектив­ных видах деятельности. Поэтому большинство исследовате­лей считают, что, несмотря на видимую экономию личного времени (не надо ездить на работу, отвлекаться на общение с коллегами, не связанное со служебными обязанностями и т.п.) и пространства офисов, переход к «индивидуальной» работе пока экономически и психологически не оправдан. Возможно, в ходе дальнейшего развития информационно-коммуникаци­онных технологий многие из перечисленных недостатков бу­дут устранены и эффективность надомного труда повысится.
Во всяком случае, уже сейчас ведение переговоров на вир­туальных интернет-площадках во многих случаях считается более выгодным с экономической точки зрения, чем организа­ция встреч в офисе одной из фирм. Но это только в случае, ес­ли фирмы-участники переговоров расположены на значитель­ном удалении друг от друга, в особенности в разных странах. Даже самые яростные сторонники новых коммуникационных технологий не берутся отрицать заметно более высокую эф­фективность личного общения при установлении деловых контактов.
Человеческим фактором сложнее управлять, чем процес­сами технологического характера. Трудности порождаются наличием неопределенностей при толковании и реализации социальных законов. Наиболее высок уровень неопределен­ности в решении задач управления персоналом. Связанный с этим риск невыполнения управленческих решений может привести к снижению эффективности действия организации в целом.
Одной из основных задач организационной культуры явля­ется снижение доли субъективного фактора в реализации про­цедур управления и соответственно снижение управленческо­го риска. Это достигается за счет обезличенности создаваемой организационной культуры. Последнее означает, что она должна действовать независимо от индивидуальных особен­ностей членов организации. Любой человек, поступающий на работу, должен знать, что заняв определенную должность, он обязан неукоснительно выполнять установленный должност­ными инструкциями круг обязанностей и как член коллектива соблюдать нормы поведения и взаимоотношений с людьми. Разумеется, деятельность каждого конкретного человека зави­сит от психологических и физических свойств индивидуума, уровня образования, опыта и других личностных факторов. Однако сотрудник должен знать, что нарушение установлен­ного распорядку ведет к административной ответственности вплоть до увольнения.
В случае несовпадения объективных требований, порож­денных организационной культурой, и психофизических ка­честв личности возникает противоречие, которое в ряде слу­чаев может быть устранено путем проведения административ­ных мероприятий. Например, человеку можно предложить изменить свое поведение, повысить профессиональную подготовку и т.п. Если возникшее противоречие неустранимо, то делается вывод о нецелесообразности использования человека на данной должности. Таким образом, удается добиться при реализации целенаправленного управления людьми срабаты­вания формальных правил независимо от субъективных ка­честв личности.
Одним из важных мероприятий по поддержанию организа­ционной культуры, сложившейся в организации, является оценка профессиональной пригодности персонала. Это осо­бенно важно при наборе новых сотрудников. Поддержанию и развитию организационной культуры должна способствовать система профессионального обучения, в процессе которой со­трудники обучаются не только профессиональным навыкам, но и правилам общения с другими членами организации, партнерами по бизнесу и клиентами. Совершенствованию ор­ганизационной культуры способствует также стажировка в других организациях.
Одним из важнейших элементов организационной культу­ры является действующая система мотиваций — набор спо­собов побуждения членов организации к активной творческой деятельности для достижения своих личных целей и целей ор­ганизации. Основой для разработки системы мотиваций эко­номического типа служит потребность в вознаграждении.
Потребности бывают первичными и вторичными. Первич­ные потребности в рамках организации — это материализован­ные запросы членов коллектива. К примеру, повышение зар­платы, получение материального вознаграждения или каких-либо других поощрений типа льготного медицинского обслу­живания, дополнительного отпуска, различных привилегий.
Вторичные потребности связаны с психологическим на­строем человека: потребностью в успехе, уважении, власти, общении. Использование в системе мотиваций вторичных по­требностей как стимулов для активизации деятельности членов организации в достижении общих целей является более сложной задачей, чем материальное стимулирование. Однако моральное стимулирование относится к более эффективным способам управления поведенческой деятельностью членов организации, так как направлено, в основном, на повышение творческой активности человека.
К обобщенным показателям организационной культуры относится качественный показатель, который называется имиджем организации. Имидж — это целенаправленно сфор­мированный образ организации. В понятие имиджа входит культура взаимоотношений между людьми, манера работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений и даже одежда сотрудников. Нередко для создания имиджа ор­ганизации привлекаются специалисты в этой области — имиджмейкеры.
Организационная культура современной деловой органи­зации немыслима без использования современных информа­ционных технологий управления, средств, предназначенных для обеспечения связи и коммуникаций. Это показатель современного уровня развития организации. В последнее время в развитых странах признаком высокой организационной культуры стало наличие страницы деловой организации в сети Интернет. На этой страничке содержится информация о деятельности организации и способах обращения к ней. Многие деловые организации открывают в сети Интернет свои пред­ставительства. В отличие от информационных WEB- страниц, «ни позволяют решать довольно широкий круг задач, связан­ных с информационным обменом с другими организациями и клиентами.
Организационная культура формируется в результате долговременной практической деятельности по воле руководите­ля или собственника организации путем естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и членами коллектива. К ее формированию целесооб­разно привлекать специалистов консультационных фирм.
На рис. показана взаимосвязь организационной куль­туры с такими понятиями, как профессиональная пригодность персонала, поведение членов организации, факторы внешней среды, эффективность и технологичность системы управле­ния, имидж организации.

Безусловно, об организационной культуре организации, в первую очередь судят по культурному уровню руководителя. Вспомните народную мудрость: «Каков поп, таков и приход».
Руководитель должен быть грамотным, интеллигентным и высокообразованным, иметь положительный имидж во внеш­ней среде, высокую квалификацию и эрудицию, большой опыт работы, пользоваться авторитетом у подчиненных, быть лояльным к сотрудникам, подавать пример везде и во всем, включая поведение в быту, а не только на работе.
Организационная культура может стать решающим факто­ром для повышения эффективности управления системой, ес­ли она согласуется со стратегией организации. О наличии ор­ганизационной культуры в организации можно говорить толь­ко в том случае, когда большинство сотрудников ключевых должностей разделяют систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением. Сово­купность ценностных ориентации и моральных норм форми­рует фирменный стиль организации, определяющий ее уни­кальность и неповторимость в выбранной сфере деятельности.
Сила воздействия организационной культуры на деятель­ность фирмы определяется совместимостью членов организа­ции, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы. Для оценки указанного воздейст­вия принято различать внешнюю и внутреннюю составляющие организационной культуры.
Внешняя сторона организационной культуры - это история организации, символика, традиции, церемонии. Они помогают новому работнику быстрее войти в коллектив, понять основ­ную миссию организации, особенности взаимоотношений в коллективе, оценить возможность продвижения по службе, узнать, поощряется ли инициатива исполнителей и как руко­водитель реагирует на ошибки и промахи подчиненных.
К внутренним составляющим относятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распре­деление функциональных обязанностей, ценностные ориента­ции и общая управленческая концепция.
Из мировой практики известен ряд подходов к организаци­онной культуре. Существуют различные классификации орга­низационных культур. Например, Майк Бурке (Франция) предложил классификацию, содержащую 8 типов организаци­онной культуры (рис.).

Организационная культура, соответствующая типу «оран­жерея», характерна для статических организаций, которые стараются не реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Все усилия в этих организациях сосредоточе­ны на сохранении достигнутого ранее.
К собирателям отдельных колосков относятся мелкие и средние организации, деятельность которых целиком подчи­нена случаю и удаче. Их структуры носят неопределенный ха­рактер. Поведение таких организаций полностью зависит от воли руководителя. Мотивация персонала выражена слабо. Наблюдается постоянная текучесть кадров. Перспективы та­ких организаций малоутешительны.
Организации, придерживающиеся культуры огорода, как правило, имеют пирамидальную структуру, характерную для многих французских предприятий. Эти организации стремятся к сохранению своих позиций на традиционном рынке, использованию проверенных временем моделей поведения с внесе­нием в них минимального количества изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне.
Организационная культура, получившая название француз­ского сада — это несколько измененный на американский ма­нер вариант культуры «огорода» с ярко выраженной иерархи­ческой структурой. Отношения в такой организации бюрократизированы и люди в ней не более чем винтики, необходимые для функционирования системы.
Организационная культура типа крупных плантаций харак­терна для предприятий с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децен­трализованным управлением. Отличительной особенностью является приспособление к изменениям окружающей среды, которое достигается благодаря наличию горизонтальных свя­зей и гибкости персонала, поощряемой системой мотивации.
Организационная культура, созданная по типу лианы, отли­чается сокращенным до минимума управленческим персоналом, использованием современных информационных техноло­гий, ориентацией всех членов коллектива на достижение общей цели, высокоразвитым чувством ответственности сотруд­ников и высокой степенью мотивации персонала.
Организационная культура, построенная по типу косяка рыб, свойственна предприятиям, отличающимся высокой ма­невренностью и гибкостью, постоянно корректирующим свою структуру и меняющим поведение в зависимости от измене­ний рыночной конъюнктуры. В такой организации особое внимание уделяется подбору высококвалифицированного пер­сонала.
Организационная культура кочующей орхидеи присуща не­формальным организациям, которые, исчерпав возможности одного рынка, оперативно переходят к другому. Структура та­ких организаций постоянно меняется, количество сотрудников невелико. Главная цель — найти единственный в своем роде товар и предложить его максимальному числу клиентов. Мо­тивации персонала практически отсутствуют.
Выбор типа организационной культуры — задача руково­дителя организации. В данном случае возможен лишь субъек­тивный подход. Тем не менее, могут быть даны некоторые об­щие рекомендации, которые позволяют улучшить микрокли­мат в организации и повысить ее организационную культуру, В этом плане целесообразны такие меры:
• осуществление ненавязчивого руководства, т.е. создание образа руководителя, наделенного харизмой;
• сосредоточение усилий на создании организационных ценностей и норм поведения;
• вовлечение членов коллектива в процесс создания имид­жа организации;
• влияние на поведение сотрудников путем разработки сис­темы мотиваций;
• создание благоприятного микроклимата в коллективе;
• организация информационного обмена как внутри орга­низации, так и вне организации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.