Конспект лекций по предмету "Философия"


История философии

История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Термин история философии также применяется, как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определенными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. Основные функции философии
На всем пути своего исторично социального развития человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Или подчиненный мир каким-нибудь законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы являются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема отношения мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, идеального и материального, что является первичным. Таким образом формируется основной вопрос философии, т.к. через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психической деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существование.
Хотя многие философы не признают вопрос об отношении мышления к бытию основным вопросом философии, к нему сводятся другие вопросы, дающие в совокупности целостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое мировоззренческая функция философии. В отличие от других наук философия исключает подробности, выделяя только наиболее общие свойства и связи. Гносеологическая функция философии состоит в изучении отношения "мир человека". Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины, формирование убеждений и другие гносеологические вопросы. Каждая философская концепция является взглядом на мир, представляющий собой метод познание. Философия разрабатывая общие, обоснованы отдельные и общенаучные методы познания выполняет тем самым методологическую функцию. Философия, обобщая выводы специальных наук, объединяя их на основе своих философий и методов познания выполняет интеграционную функцию, распространяя ее и на другие области духовной культуры, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религийно-атеистические формы общественного сознания.
Философская система не только выдвигает и обосновывает теоретические положения, но и интерпретирует их, дает оценку, формирует систему ценностей. В этом заключается аксеологичная функция философии. Подвергая критической оценке того, что не отвечает философской системе философия выполняет свою критическую функцию. Общение и передачу информации осуществляет коммуникативная функция философии. Таким образом очевидно, что философия имеет в настоящее время немало значимых функций, однако можно выделить из них основные функции философии: теоретико-познавальная функция; познавательная функция; оценочная функция.
Теоретико-познавальная функция: мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации. На ранних стадиях развития общества у людей начало формироваться мифологическое мировоззрение. Это была первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определиться. Мифы связывались с обрядами, обычаями, содержали моральные и эстетические представления, сочетали реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы. Позже, с развитием общества у людей начало формироваться религиозное мировоззрение. Он отличался от мифического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Философское мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке является предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его здания, месте человека и т.п., но отличалось логической упорядоченностью, систематизацией знаний, характеризуясь стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
Теоретико-познавальная функция осуществляет синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и опыта. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Какие познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Моральноморальни проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют законы? Или разделенный мир на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии в мифологии, религии и других наук. По своему содержанию (В. Ф. Шаповалов, например, считает, что следует говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого такой смысл философии.
Познавательная функция во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, проверка высказываний, были первоначально выработаны в философии. В философии, как и в науке, исследуют, как одни высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет (значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой сферы бытия человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией области знания (философские вопросы физики, математики, биологии, социологии; например, идея относительности, несамостоятельности пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем, Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована, как сейчас. С одной стороны это благо. Но с другой, неправильно сводить к научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы, они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм культуры религии, философии, искусства. (Об этом написал И. С. Тургенев свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе законов которою открываются. Философия всегда в той или иной степени выполнял по науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Европейская традиция, которая уходит своими корнями к античности, высоко ценила единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, своего рода игрой ума? Какие гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Для ответа на эти вопросы, следует обратиться к истории. Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих столетий. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук». В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 1718 веках превратились в естественнонаучный факт можно говорить об определенных прогнозирующих функциях, по естествознанию. В 1920 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом переводя «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражили умы на протяжении столетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философськое мировоззрение выполняет познавательные функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез о общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в других областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующим конкретно научным проработкам. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов.
Таким образом, философия играет роль интеллектуального разведки, также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тем или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном научном плане пробел предстоит заполнить специалистам ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавальные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии. Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Оценочная функция Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, применяемые в сувооро определенной области для бильшменш ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случай», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной от повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и такой, что есть за пределами понимания, почти все из нас отдаем ли мы себе в этом отчет или нет имеют определенные философские взгляды. Интересно и то, что хотя большинство людей очень слабо представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему, когда имеем в виду долгосрочное, как бы отстранен рассмотрение некоторой секундной проблемы. Когда кто сокрушается по поводу планов, не осуществились, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не стоит переоценивать значение современную момент, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе.
Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в жизни. Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление увязать этот предмет с каким видом предельно сложной умственной работы. «... Все... области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, она попадает из науки в сферу умозрения. Ее умозрительная деятельность тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия. "(Б. Рассел). Трудность состоящий в том, что философию легче объяснить занимаясь им, чем описывая ее со стороны. Частично она состоит в определенном подходе к рассмотрению вопросов, частично в попытках решить некоторые проблемы, традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют другие) «философами».Единственная вещь, о которой философы никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-либо вообще это то, из чего состоит философия.
Люди, всерьез занимающиеся философией, ставили перед собой различные задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные воззрения, другие, занимаясь наукой - стремились показать значение и раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких идей, что, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые были преподавателями, часто профессорами университетов, читали курсы философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе обычными ремесленниками. Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо отстаивать, и так далее. Философ считает, что размышление над такими вопросами приводит к более глубокому пониманию человеком вселенной, природы и людей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.